Бог вина в античной мифологии. Бог древней греции дионис и его значение в мифологии. Дионис - мифология

Виноград для жителей Древней Греции являлся символом изобилия растительной силы. Бог Вина у Греков и Римлян имеет одинаковые характеристики и истории. Еще в древности люди заметили, что забродивший виноградный сок обладает веселить человека. Именно виноград был основным символом этих богов.

Греческий бог вина Дионис

В мифах Дионис описывается не только как бог виноделия, но и радости, и братского сближения людей. Он обладал силами усмирять диких духов леса и животных, а еще он помогает людям побороть собственные страдания и дарит вдохновение. При этом важно учитывать, что экстаз может привести к помутнению рассудка. Бог вина Дионисий был младшим из олимпийцев, а отличался он от других тем, что его мать была смертной женщиной. Его символическими растениями считалась виноградная лоза, ель, плющ и инжир. Среди животных можно выделить быка, козла, оленя, пантеру, льва, леопарда, тигра, дельфина и змею. Изображали Диониса в образе ребенка или юноши, который завернут в звериную шкуру. На голове у него венок из плюща или винограда. В руках тирс – жезл, наконечник которого представлен еловой шишкой, а по всей длине его украшает лоза плюща или винограда.

Спутницами древнегреческого бога вина были жрицы, называемые менадами. Всего их существовало примерно 300 человек, и они формировали определенное войско Диониса. Их копья были замаскированы под тирсы. Известны они тем, что растерзали Орфея. Есть еще одно название менадам – фиады, а известны они тем, что участвовали в оргиях посвященных Дионису.

Бог вина Бахус

В мифологии Древнего Рима этот бог является покровителем виноградников, вина и виноделия. Бахус изначально был богом плодородия. Его жена – Либера, дающая помощь виноградарям и виноделам. У этих богов есть свой праздник, называемый либералии. Отмечали его 17 марта. Римляне приносили Бахусу подаяния, а также устраивали театральные представления, шествия и большие пиры. поклонения часто сопровождались безумными оргиями. Люди сначала разрывали куски сырого мяса, а после ели его, что символизировало Бахуса.

Внешность римского божества практически идентична Дионису. Бахуса также представляли юношей с венком на голове и жезлом. Есть также изображения, где он находится в колеснице, запряженной пантерами и леопардами. Еще с детства Бахус был воспитанником Силена – получеловека, который занимался образованием бога, а также сопровождал его в путешествиях.

Дионис — бог урожая, виноделия и вина, ритуального безумия и плодородия, театра и религиозного экстаза.

Вино занимало важную часть в греческой культуре, поэтому Дионис являлся любимым богом жителей.

Истоки появления культа Диониса до сих пор не определены. Некоторые историки склоняются к мысли о том, что культ бога прибыл с востока, другие говорят о том, что источники появления культа идут с юга, из Эфиопии.

Дионис был одним из двенадцати олимпийских богов; он был рожден от простой смертной. Масштабные праздники (мистерии), посвященные Дионису, с песнями, плясками и вином, считаются прародителями театра.

В самых ранних греческих артефактах Дионис изображается как зрелый мужчина с бородой и в одежде. Обычно при нем был посох. Чуть позже стали появляться изображения с обнаженным, молодым Дионисом, совмещающем в себе функции мужского и женского начала (гермафродита).

Обычно бога сопровождают менады и сатиры с эрегированными половыми членами, вся процессия веселится, танцует и исполняет какие-либо музыкальные произведения. Сам бог зачастую сидит в колеснице, запряженной тиграми и львами.

Дионис ассоциируется с защитником всех тех, кого изгнало или не признало общество, поэтому бога связывают с некой хаотичной и опасной силой, использование которой может привести к неожиданным последствиям (вполне возможно, что это было связано с действием вина).

Он также известен как Вакх (Бахус) в римской традиции, а мистерии, посвященные богу, называли вакханалиями.

По преданиям, вино, музыка и танцы освобождают человека от житейских забот, страха и грусти, а также придают сил.

Культ Диониса также связан с подземным миром: его менады кормят умерших специальными подношениями, а сам бог выступает посредником между живыми и мертвыми.

В греческой мифологии Дионис был зачат и смертной женщины — Семелы. Гера, жена Зевса, была разгневана, узнав, что верховный бог снова воспылал страстью к обычной женщина.

Перевоплотившись в обычную смертную, Гера убедила беременную Семелу, что та вынашивает сына самого Зевса-громовержца. Женщина, поддавшись сомнениям, однажды попросила Зевса доказать ей свое величие. Верховный бог отказал женщине, так как знал, что смертные не смогут вынести проявления его высшей силы.

Однако Семела была настойчивой, и Зевс доказал свою божественную природу, извергая громы молнии, сотрясая землю вокруг. Семела не выдержала этого действия и скончалась на месте.

Расстроенный Зевс спас не рожденного сына, зашив его в бедро. Несколько месяцев спустя Дионис родился на горе Прамнос на острове Икария, где Зевс спрятал ребенка от всевидящей Геры.

В критской версии истории появления Диониса на свет, которая принадлежит перу Диодора Сикула, бог является сыном Зевса и Персефоны.

Имя Геры здесь тоже встречается: по легенде она посылает титанов к младенцу Дионису, чтобы те разорвали его на куски. Однако всемогущий Зевс спасает мальчика.

Детство и юность Диониса

Согласно мифу, в младенчестве о Дионисе заботился Гермес. По другой версии — Гермес отдал мальчика на воспитание царю Атамасу и его жене Ино, тете Диониса. Гермес хотел, чтобы супруги спрятали Диониса от гнева Геры. Существует еще одна история: как будто бы Дионис воспитывался нимфами.

Когда Дионис вырос, он обнаружил, что из виноградной лозы можно выделять прекрасный сок, который обладает удивительными свойствами.

Обрекла молодого бога на безумие, и ему пришлось скитаться по всему свету. Однако он нашел единомышленников и научил их делать вино.

Дионис был в , Испании, Эфиопии, . Из этих скитаний родилась легенда о том, что именно так вино буквально завоевало весь мир.

Дионис был исключительно привлекательным. Один из гомеровских гимнов рассказывает, как, будучи под видом смертного, сидящего на побережье, несколько моряков заметили его, и предположили, что он является принцем.

Рыбаки хотели выкрасть его и уплыть, попросив за бога большой выкуп. Однако Дионис превратился в льва и убил всех, кто был на корабле.

Дионис в мифологии

Имя Диониса также связано с мифом о царе Мидасе. Как-то раз, обнаружив, что его наставник — мудрый Силен, исчез, бог неожиданно нашел его в гостях царя Мидаса. За возвращение любимого учителя Дионис предложил царю исполнить любое его желание.

Жадный царь изволил, чтобы всё, к чему он прикасался, превращалось в золото. Дионис выполнил его просьбу.

Однако в скором времени царь понял, что и еда, и вода, и люди, к которым он прикасается, становятся золотыми. Царь умолял Диониса вернуть всё на круги своя, он был готов отказаться от своего желания.

Бог смилостивился: Мидас окунулся в реке Пактол, и заклятье было снято. Дионис упоминается также в мифах о Пентее, Ликурге, Ампеле и других.

У древних шумеров виноделию покровительствовало отдельное божество. Если говорить конкретнее - богиня. Звали ее Нинкаси - в переводе «та, что так щедро напоила меня».

Заведовало это божество как профессией изготовления, так и бутилирования (только бутыли были керамическими, диаметром метра два и располагались под комнатой - в полу было отверстие, через которое, сквозь тростниковые трубочки вся честная компания и потягивала). Прелесть была в том, что профессия винодела (вино правда делали не из винограда, а из проса и ячменя) изначально была женской.

Жаль только, что Нинкаси считалась непопулярной и малозначительной богиней.

О вине 01.11.2013

Halloween in the city

В канун дня всех святых (31 октября) традиционно англоязычные, а вместе с ними и, поддержавшие эту идею, другие страны отмечают Halloween. Бессменным атрибутом праздника является тыква. Помимо тематического оформления пространства St.Michel «желтыми светящимися головами», этим вечером тыква присутствовала в каждом блюде представленном на суд гостей. Прекрасным дополнением нового зимнего меню…

О вине 19.10.2013

Винные маски для лица

Как известно, маски для лица можно приготовить практически из любого продукта и из самых разных ингредиентов. И эффект масок будет зависеть именно от компонентов. Секрет эффективности винных масок для лица заключается в большом количестве антиоксидантов - главном инструменте в борьбе со старением. Эти маски помогут бороться с первыми и более выраженными признаками старения кожи, разгладят…

О вине 05.08.2013

Словарь дегустатора: вкус

Терминов, употребляемых для характеристики вкуса вин, очень много. Наиболее часто из них используются следующие: - горькое: вкус неприятный, появляется из-за избытка танина и исчезает после выдержки вина; - терпкое: терпкость таких вин дает чувство, будто нёбо трут на терке; - имеющее тело: вино покладистое, хорошо сложенное, которое «заполняет рот доверху»; - изящное: вино породистое,…

Фуфлунс — один из главных этрусских богов растительности и плодородия, божество смерти и возрождения. В этрусской мифологии Фуфлунс, иногда рассматривался как бог вина и виноделия, схожий с греческим богом Дионисом и римским Либером.

Культ бога Фуфлунса появился в городе Популония (лат. Populonium, этрусск. Pupluna или Fufluna) , в Тоскане. Популония (этрусск.Fufluna) была единственным этрусским городом, построенным прямо на берегу Тирренского и Лигурийского моря и расположенный на высоком холме.
В древности Популония была связана с Вольтеррой, начиная с IX века до н. э. город превратился в процветающий и независимый морской торговый порт Этрурии, Город был разрушен в 570 году лангобардами. Археологи обнаружили в Популонии большое количество этрусских древностей — аттические вазы V века до н. э., монеты из серебра и меди с изображением Фуфлунса, множество крупнейших некрополей Этрурии, которые возникли начиная с IX века до н. э. (культура Вилланова) до середины III века до н. э.
В Популонии обнаружены остатки храма этрусского бога растительности и плодородия, божества смерти и возрождения Фуфлунса, позднее ставшего богом вина, сродни греческому Дионисию Сиракузскому. Храм Фуфлунса в Популонии (этрусск. Fufluna) был разрушен в 384 до н. э.

Фуфлунс царствует на симпозиумах и поминальных трапезах и застольях в честь умерших; его главный атрибут – канфар с вином . На фресках и зеркалах Фуфлунса изображали рядом с пантерами или леопардами , которые всегда сопровождали богов имеющих отношения и с Земным миром, и Подземным царством.

Пантер или леопардов Фуфлонса часто изображали на стенах этрусских гробниц, и на ритуальных погребальных кубках, как знак присутствия бога Фуфлонса.

Имя Фуфлунса трижды упоминается Оно встречается на монетах и восемь раз на зеркалах и сосудах. Имя Фуфлунса упоминается в ряде надписей.

В этрусской мифологии богиня Земли Семла супруга Аплу, считается матерью этрусского бога Фуфлунса. На бронзовом зеркале IV века до н.э. изображена обнимающая в присутствии сына Фуфлунса.

Главной ценностью и высшим благом жизни, этрусский бог Фуфлунс провозгласил гедонизм (др.-греч. ἡδονή - «наслаждение», «удовольствие»), к которому следует стремиться каждому человеку.

Древние греки восприняли идеи гедонизма от этрусков. Древнегреческий философ Аристипп стал основоположником гедонизма, создал этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

Подобно этрусскому Фуфлонсу у древних греков был Дионис, а у римлян – Бахус, или Вакх, которого сопровождали вакханки, считавшиеся божествами мирских удовольствий, щедрых возлияний и большому разнообразию угощений за столом.

С культом боги вина Фуфлунса и Диониса были связаны праздники Дионисии, которым предшествовал ритуал подготовки потребления вино, разыгрывались музыкальные интермедии, устраивались танцы, игры, читали стихи и пели песни.
Этруски были земледельцами выращивали ячмень, пшеницу, виноград, оливки, инжир, бобовые, фасоль, горох, каштаны, желуди.

Этруски занимались животноводством, разводили свиней, овец, домашнюю птицу, охотились на оленей, импортировали оливковое масло и виноградное вино. Повара готовили жареное или вареное мясо со специями и соусами, сделанными из зерновых, овощей, употребляли большое количество специй.

На изобильных застольях царствовал этрусский бог Фуфлунс, соблюдая поминальные ритуалы, этруски варёные яйца, как символ возрождения из загробного мира, они пили вино смешанное с водой, специями, медом, ели овощи и сыр, а в конце трапезы слуги подавали им фрукты и сладости.


Элегантная этрусская столовая посуда, сосуды для вина, подносы-лотки и столовые приборы украшали обильные столы этрусков. Слуги подавали разнообразные яства и разливали вино из крупных кратеров в чаши, келихи участников застолья.


В курганных захоронениях этрусков VI-IV века археологи находит драгоценные этрусские бронзовые вазы, керамические черно лаковые вазы из Аттики, кратеры, келихи — kylikes (чаши для вина), канфары, оставленные в гробницах для умершего, чтобы он мог пользоваться ими в своей новой жизни в потустороннем мире.

Известный древнегреческий живописец Эвфроний расписывал амфоры, канфары, пелики, используя сюжеты из древнегреческой мифологии, легенд из истории Троянской войны. На вазе изображена глава сатира и менады.

Культ древнегреческого бога вина Диониса (лат. Dionysus) прошёл по древней Элладе, Сирии и Азии до самой Индии, и через Фракию вернулся в Западную Европу. На своем пути Дионис, в сопровождении менад и вакханок, силенов и сатиров, пляшущих с жезлами (фирсами) обвитыми виноградом, везде учил людей виноделию и виноградарству. Женой Диониса считалась Ариадна, покинутая Тезеем на острове Наксос.

Культ бога Диониса, имевший вначале веселый характер, постепенно становился всё более невоздержанным и переходил в неистовые оргии, или вакханалии. Отсюда происходит второе имя Диониса - Вакх (др. греч. Βάκχος — «шумный»; и римское божество Бахус (лат. Bacchus — «шумный»). Особенную роль в празднествах Диониса играли жрецы — паны, сатиры, менады и вакханки - исступленные женщины. Богу вина Дионису посвящены были виноград, плющ, пантера, рысь, тигр, осёл, дельфин и козёл.

В этрусских легендах о Херкле (Геракле) и Уни рассказывается о нравах царящих в окружении бога Вина Фуфлунса. Как-то раз богиня Уни шла густым лесом, и неё неожиданно напали лесные существа - Паны из свиты бога вина и виноделия Фуфлунса (Диониса). Уни стала сопротивляться, но противников было очень много, и она не могла с ними справиться. Тогда богиня закричала о помощи, и её крик услышал Геркле, и тут же прибежал на зов. Хотя Геркле испытывал к Уни неприязнь из-за прежних ссор, он решительно встал на защиту Уни, ведь, он всегда приходил на помощь слабым и терпящим насилие. Бог Геркле взмахнул своей тяжёлой дубиной и ударом поверг наземь одного лесного демона за другим. Увидев, что с могучим Геркле им не справиться, остальные лесные демоны трусливо разбежались и Уни была спасена.

Сельве считается одним из этрусских богов плодородия, относящихся к кругу Фуфлунса. Имя этрусского бога Сельве можно встретить в надписях, покрывающих статуэтки обнаженных мальчиков и мужчин, которые жертвовались, в качестве вотивного дара богу Сельве, чтобы он даровал плодородие и исцелил тело дарителя. Наличие вотивных даров указывает на целительные способности Сельве.

Вергилий. Энеида. (Книга 8. 600)

Есть близ Церейской реки прохладная роща густая, —
Издавна чтима она как святыня; её окружают
Склоны крутые холмов, темнохвойной елью поросших.
Рощу и празднества в ней, как гласит преданье, Сильвану,
Богу пашен и стад, в старину посвятили пеласги,
Первыми в давние дни владевшие краем Латинским.

ПЕЛАСГИ (лат. PELASGI; греч.Πελασγoι) — Древний народ, населявший в доисторические времена всю Грецию и побережье с островами Эгейского моря. Следы пребывания пеласгов находят на территории Малой Азии (ныне Турция) и Италии .

Бога плодородия Сельве благодарили за удачу, за исцеление от болезней, за хорошие сны, за освобождение от рабства. Обычай просить об исцелении Сельве перешёл от этрусков к римлянам. Сельве изображался в крестьянской одежде; в качестве атрибутов он имел — серп и дерево, как знак его покровительства сельскому хозяйству и живой природе.

Силен (лат. Silenus) божество дикой природы, дикой растительности лесов и долин. Силен (др. греч. Σειληνός, Σιληνός), сын Гермеса или Пана и нимфы, постоянный спутник, наставник и воспитатель Вакха.

Дионис Дионис , Вакх или Бахус

(Dionysus, Bacchus, Διόνυσος, Βάκχος). Бог вина и виноделия, сын Зевса и Семелы, дочери Кадма. Незадолго до его рождения ревнивая Гера посоветовала Семеле упросить Зевса явиться к ней во всем своем величии; Зевс действительно явился к ней с молнией и громом, но она, как простая смертная, не вынесла его лицезрения и умерла, преждевременно родив младенца. Зевс зашил ребенка в свое бедро, где доносил его до положенного срока. В сопровождении толпы своих служительниц, менад и вакханок, а также силенов и сатиров с жезлами (фирсами), обвитыми виноградом, Дионис прошел по Элладе, Сирии и Азии до самой Индии и вернулся в Европу через Фракию. На своем пути он везде учил людей виноделию и первым начаткам цивилизации. Женой Диониса считалась Ариадна, покинутая Тезеем на о-ве Наксос. Культ Диониса, сначала имевший веселый характер, мало-помалу становился все более невоздержанным и переходил в неистовые оргии, или вакханалии. Отсюда название Диониса - Вакх, т. е. шумный. Особенную роль в этих празднествах играли жрицы Диониса - исступленные женщины, известные под названием менад, вакханок и т. д. Дионису посвящены были виноград, плющ, пантера, рысь, тигр, осел, дельфин и козел. Греческому Дионису соответствовал римский бог Бахус.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ДИОНИС

(Διόνυσος), Бахус, Вакх, в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Д. встречается на табличках критского линейного письма «В» ещё в 14 в. до н. э., распространение и утверждение культа Д. в Греции относится к 8-7 вв. до н. э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Д. стал вытеснять культы местных богов и героев. Д. как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Существуют мифы о разных древних воплощениях Д., как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Д.: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Д.- сын Зевса и Деметры (Diod. Ill 62, 2-28). Согласно основному мифу, Д.- сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу и её терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в своё бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре (Hes. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-559) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3). Д. нашёл виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришёл во Фригию, где богиня Кибела - Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойники-тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Д. Они заковали Д. в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д.; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Д. явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Hom. VII). В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Д. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Д. отражено в его оборотничестве и представлениях о Д.-быке (618, 920-923) и Д.-козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.
На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своём пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Д.- Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Д.-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680-770). Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвёт оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царём Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061-1152). На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1).
В число 12 олимпийских богов Д. вошёл поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Д., в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Д. и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3). Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Д. (греч. tragodia, букв. «песнь о козле» или «песнь козлов», т. е. козлоногих сатиров - спутников Д.), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Д. были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.
В эллинистическое время культ Д. сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Д.). В Риме Д. почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 142-82; Ницше Ф., Рождение трагедии из духа музыки, Полн. собр. соч., т. 1, [М.], 1912; Otto W. P., Dionysos. Mythos und Kultus, 2 Aufl.. Fr./M.. 1939; Jünger F. G., Griechische Götter. Apollon, Pan, Dionysos. Fr./M., 1943; Meautis G., Dionysos ou Ie pouvoir de fascination, в его кн.: Mythes inconnus de la Grèce antique. P., , p.33-63; Jeanmaire Н., Dionysos. Histoire du culte de Bacchus, P., 1951.
А. Ф. Лосев.

Сохранилось множество памятников античного искусства, воплотивших образ Д. и сюжеты мифов о нём (любовь Д. к Ариадне и др.) в пластике (статуи и рельефы) и вазописи. Широко распространены были (особенно в вазописи) сцены шествия Д. и его спутников, вакханалий; эти сюжеты нашли отражение в рельефах саркофагов. Д. изображали среди олимпийцев (рельефы восточного фриза Парфенона) и в сценах гигантомахии, а также плывущим по морю (килик Эксекия «Д. в ладье» и др.) и сражающимся с тирренцами (рельеф памятника Лисикрату в Афинах, ок. 335 до н. э.). В средневековых книжных иллюстрациях Д. изображался обычно как олицетворение осени - время сбора урожая (иногда только октября). В эпоху Возрождения тема Д. в искусстве связывается с утверждением радости бытия; широкое распространение приобретают с 15 в. сцены вакханалий (начало их изображению положил А. Мантенья; к сюжету обращались А. Дюрер, А. Альтдорфер, X. Бальдунг Грин, Тициан, Джулио Романо, Пьетро да Кортона, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Н. Пуссен). Той же символикой пронизаны сюжеты «Вакх, Венера и Церера» и «Вакх и Церера» (см. встатье Деметра ), особенно популярные в живописи барокко. В 15-18 вв. популярностью в живописи пользовались сцены, изображающие встречу Д. и Ариадны, их свадьбу и триумфальное шествие. Среди произведений пластики - рельефы «Вакх превращает тирренцев в дельфинов» А. Филарете (на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме), «Встреча Вакха и Ариадны» Донателло, статуи «Вакх» Микеланджело, Я. Сансовино и др. Д. занимает особое место среди других античных персонажей в садовой пластике барокко. Наиболее значительные произведения 18 - нач. 19 вв.- статуи «Вакх» И. Г. Даннекера и Б. Тор-вальдсена. Среди музыкальных произведений 19-20 вв. на сюжеты мифа: опера-балет А. С. Даргомыжского «Торжество Вакха», дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха» и его же опера «Д.», опера Ж. Массне «Вакх» и др.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Дионис

(Вакх, Бахус) - бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и Геры (по другим сведениям Зевса и фиванской царевны и богини Семелы, по иным сведениям Зевса и Персефоны). В честь Диониса справлялись празднества - Дионисии и Вакханалии.

// Адольф-Вильям БУГРО: Детство Бахуса // Никола ПУССЕН: Мидас и Бахус // Франц фон ШТУК: Мальчик Бахус верхом на пантере // ТИЦИАН: Вакх и Ариадна // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: Вакх // Константинос КАВАФИС: Свита Диониса // Дмитрий ОЛЕРОН: Герайон. Гермес и Вакх Праксителя. Вакх // А.С. ПУШКИН: Торжество Вакха // Н.А. Кун: ДИОНИС // Н.А. Кун: РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДИОНИСА // Н.А. Кун: ДИОНИС И ЕГО СВИТА // Н.А. Кун: ЛИКУРГ // Н.А. Кун: ДОЧЕРИ МИНИЯ // Н.А. Кун: ТИРРЕНСКИЕ МОРСКИЕ РАЗБОЙНИКИ // Н.А. Кун: ИКАРИЙ // Н.А. Кун: МИДАС

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ДИОНИС

в греческой мифологии Зевса и Фемелы, бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)









Синонимы :

Смотреть что такое "Дионис" в других словарях:

    - (др. греч. Διόνυσος) … Википедия

    - (Вакх) греческое божество, воплощение жизненной силы. Древнейшие формы культа Д. сохранились во Фракии, где они имели «оргиастический» характер: участники культа, одетые в звериные шкуры, в массовых радениях доводили себя до исступления (экстаза) … Литературная энциклопедия

    А, муж. Заимств.Отч.: Дионисович, Дионисовна; разг. Дионисыч.Происхождение: (В античной мифологии: Дионис бог жизненных сил природы, бог вина.)Именины: (см. Денис) Словарь личных имён. Дионис См. Денис … Словарь личных имен

    - (греч. Dionisos). Греческое название бога Вакха или Бахуса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИОНИС у древн. греков то же, что и Вакх, другое имя бога вина и веселья; у римлян Бахус. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка



Статьи по теме