Чем бывает осложнено предложение. Простое осложненное предложение. §1. Однородные члены предложения
Читайте также:
|
Осложненное предложение . Структура простого двусоставного и односоставного распространенного и нераспространенного предложений может быть осложненной. При осложнении предложения не претерпевают никаких изменений ни сама структурная основа, ни ее грамматическое значение. Выделяется два вида осложненных предложений:
1) предложения с однородными членами и с обособленными второстепенными членами: Комната большая, низкая, в три окна (Т.); Про письма сказал сразу от расстройства, а теперь, подумавши, хотел возразить (Сим.);
2) эти предложения имеют разновидности - предложения с вводными словами и конструкциями: Итак, в одном департаменте служил один чиновник и предложения с вставными конструкциями и обращениями: [Егорша] назвал себя, обнялся со всплакнувшей Софьей, затем на лицо улыбку радости - и не в таких переделках бывал! - и к Подрезову ; Люди земли, убейте войну, прокляните войну!
Предложения с однородными членами. Однородными называются члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию и совместно относящиеся к одному и тому же подчиняющему либо подчиненному члену предложения или к основе предл в целом. Н-р: И с криком и свистом, несясь по песку, бросал и ловил он копьё на скаку .
Основными средствами выражения однородности являются интонация и сочинительные союзы. Общей чертой любого ряда является наличие паузы между его членами и фразового ударения на каждом из них. В бессоюзном ряду словоформы объединяются посредством перечислительной интонации, оформляющей соединительные отношения между ними: В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви. В союзном сочинительном ряду с помощью союзов передаются соединительные, противительные и разделительные отношения.
Предложения с обособленными членами. Осложнение предложения может быть связано со смысловым и ритмико-интонационным выделением в нем второстепенных членов, которые выражают добавочное сообщение или уточнение. Такие члены предложения называются обособленными. Вечером, пристроившись на попутную машину, я выехал в Тельму .
Предложения с вводными конструкциями. Вводные конструкции служат в основном для субъективной оценки, характеристики высказывания или для привлечения к нему внимания собеседника: По-моему, каждый настоящий талант содержит в себе чувство современности . Вводные слова и словосочетания имеют следующие значения:
1) модальной оценки (конечно, очевидно, несомненно, вероятно, кажется, возможно)
2) эмоциональной оценки (к счастью, к сожалению, к радости, на беду, как нарочно )
3) указания на обычность сообщаемого (по обыкновению, случалось, бывает, как обычно )
4) указания на отношения и связи между частями предложения или более широкого контекста (следовательно, значит, во-первых, во-вторых, наконец, кстати, наоборот,)
5) указания на способ выражения мысли (так сказать, с позволения сказать)
6) источника сообщения (по-моему, на мой взгляд, по словам кого-либо, с точки зрения)
7) указания на стремление говорящего привлечь внимание собеседника к сообщаемому, вызвать у него то или иное отношение к себе, к высказыванию (вообразите, представьте).
Предложения с обращением. Обращение - это грамматически не зависящее от предложения слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь, и характеризующееся звательной интонацией. В роли обращения обычно употребляется одушевленное существительное или субстантивированное имя в форме именительного падежа: Вставай, Земфира: солнце всходит, проснись, мой гость!
Билет.
1. Педагогическая диагностика как условие развития и воспитания детей .
Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение». Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности как ученика, так и учителя. Для достижения целей в ходе диагностических процедур устанавливается предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных учеников и у класса в целом; определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения.
В последнее время педагогическая диагностика становится всё более полифункциональной и включает в себя следующие функции:
аналитическую – выявляет причинно-следственные связи в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения;
собственно диагностическое – способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя;
оценочную – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;
коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения;
ориентационную – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;
информационную – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика
- это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Это и процедура постановки диагноза. Сущность педагогической диагностики - распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.
Педагогический диагноз - это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.
Педагогическая диагностика имеет в виду профессиональную деятельность педагога (учителя, преподавателя, воспитателя) по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, студента или группы, коллектива. Она преподносит педагогу исходные данные и ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.
Функции диагностики.
Являясь важной частью процесса образования, диагностика не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; она всего лишь помогает выявить достижения и недостатки учащихся. По аналогии с тремя основными функции образовательного процесса выделяются следующие основные сферы диагностики: воспитание, образование и обучение
а) В сфере воспитания - выявление и измерение жизненных установок личности, определение меры овладение личностью культурным потенциалом человечества.
б) В сфере образования - определение меры развития личности и овладения системой обобщенных знаний о себе, о мире и о способах деятельности, т.е. знаний в широком смысле этого слова. Сюда, в основном, можно отнести знания теоретические и методологические.
в) В сфере обучения - определение уровня овладения преимущественно конкретных знаний, умений и навыков, приобретаемых в отдельных образовательных учреждениях. Из этого вытекает, что обучение более специфично, чем образование. Еще более специфично профессиональное обучение.
В дополнение к педагогической диагностике целесообразно использовать методы психологической диагностики. При этом акцент рекомендуется делать не на изучение структуры личности (как это делается сейчас с помощью личностных тестов), а на изучение таких свойства как внимательность, память, интеллектуальные и творческие способности.
Осложненное предложение по структуре представляет собой простое предложение. Семантическая и грамматическая системы простого предложения может усложниться, что придаст ему черты сходства со сложным. Сам характер осложнения может быть различным, так что понятие «осложненное предложение» объединяет неоднородные синтаксические построения:
а) предложения с однородными членами;
б) предложения с обособленными членами;
в) предложения с обращениями;
г) предложения с вводными и вставными конструкциями.
Осложнение связывают прежде всего с полупредикативностью – особым синтаксическим значением, близким к предикативному. Предложения с однородными членами . Однородными называются два или несколько членов предложения, одинаково относящиеся к какому-нибудь другому члену предложения. Однородные члены характеризуются следующими признаками: 1) однофункциональностью, они занимают позицию одного члена предложения; 2) связаны с одним и тем же членом предложения подчинительной связью; 3) связаны между собой сочинительной связью.
Осложнение имеет свою специфику, оно может быть двух типов:
1.Осложнение путем количественного увеличения членов предложения, акцентирования за счет интонации и пунктуации. (Обособленные и однородные члены)
2. Осложнение путем включения в состав предложения компонентов, которые не являются членами предложения. (Обращения, вводные и вставные конструкции)
Осложнение выполняет две функции: а) диктумные осложнения – расширяется круг номинации; б) модусное осложнение – субъективные смыслы, которые передают отношения говорящего.
2. Предложения с однородными членами. Признаки однородности. Формальные средства выражения однородности. Однородные и неоднородные определения. Вопрос о
предложениях с однородными сказуемыми в научной и школьной грамматике.
Греч, Буслаев рассм-ли синтаксич.однородность как результат слияния предложений – «слитные предложения»
Понятие «однородные члены» введено Пежковским, который дал определение однородным членам: члены, которые соединены или м/б соединены без изменения грамм.смысла сочинит.союзом.
Руднев рассматривал однородность с точки зрения функциональности: однородные члены – члены предложения, если они одинаково определяют один из членов предложения либо определяются им; одну и ту же семантико-синтаксическую функцию.
3 основных критерия однородности:
Однофункциональность (1 синтаксич.позиция)
Подчинит.связь с общим соподчиняющим или соподчиненным словом
Связаны м/у собой сочинит.связью
Сказка нужна не только детям, но и взрослым
Условия не универсальны.
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека Не стучали, не кричали, не лезли с вопросами (сложная предикативная конструкция)
Синтаксическая однородность основана на логич.однородности, поэтому морфологич.однородность не явл-ся обязательной.
Червонец был запачкан и в пыли.
Не явл-ся однородными членами:
Члены предл, связанные с одним и тем же членом, но занимающие разные синтакс.позиции: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь
Повторяющиеся слова, повторы, основная функция которых – подчеркнуть длительность процесса, его множественность и тд: шли-шли, пьешь-пьешь и тд
Устойчивые сочетания, фразеологизмы: ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни то ни се и тд
Осложненные простые глагольные сказуемые: взял да уехал, давай поговорим и др
Как стилистический прием используется явление «мнимой однородности»: Будем пить чай с сахаром и папой.
Основные показатели однородности
Сочинительная связь, которая выражается с помощью союзов:
Соединит.союзы (и, да, и-и )
Противит.союзы (но, да, однако, зато, а )
Разделит.союзы (или, либо, ли, то-то )
Присоединит.союзы (да и, а не то, а то )
Присоединит.связь выражается на всем пространстве синтаксиса. Эти конструкции выражают значение добавочного значения, они ближе к сочинит.связи, чем к подчинит, несмотря на характер добавления
Градационные отношения по форме подчинит: не только..но и, только не..а, не столько..сколько, настолько..насколько, столь же..как и итд
Соединительные отношения – равнозначные, равноправные
Исчерпывающее перечисление: Сосны лишь да ели вершинами шумели
Усилительное перечисление: Я не хочу не судить не прощать вас.
Противительные отношения
Противопоставление + оттенки уступки, возмещения, условия: Приют наш мал, зато спокоен
Сопоставление (а): Москва верстой далеко, а сердцем рядом.
Разделительные отношения:
Выбор/взаимоисключение: С чужими я робел, либо важничал
Чередование (то-то): То здесь, то там просветы в небе, что оконца
Неразличение (ни то-ни то, то ли-то ли): На лице у Обломова выступали не то страх, не то тоска и досада.
Градационные союзы
· Различение в степени проявления ч-либо: Книга не только ваш лучший друг, но и верный спутник
·Снятие градации – явления приравниваются: Андерсен сделал сказку доступной как для взрослых, так и для детей (однородные дополнения)
· Градационно-модальные (различаются по степени достоверности): Наташа хотела если не скрасить, то хотя бы украсить их расставание
Однородные сказуемые расширяют предикативные возможности простого предложения.
Вопрос о классификации предложений с несколькими сказуемыми не имеет однозначного решения. Одни исследователи называют такие предложения сложными, другие относят к простым с однородными членами, третьи усматривают в данных конструкциях признаки и простого, и сложного предложения, в зависимости от способа выражения сказуемых.
Еще с Греча рассм-ся как слитные простые предложения на базе сложных. В РГ-80 нет понятия «однородные сказуемые» - рассм-ся как сложные (+Белошапкова).
Как однозначно сложные рассм-ся предл, если каждое сказуемое имеет при себе второстеп.чл.: Я так тихо сидел и глядел кругом и внимательно слушал.
Как сложные рассм-ся предл. со сказуемым с разными формами времени и наклонением: Ты узнал об этом и молчи.
Различные морфологич.выражение сказуемых: Ты мне друг, помоги мне
Группа сказуемых прерывается подл: Пошел дождь, перестал, и вновь начинается .
При пояснительных отношениях однородность отсутствует: Он пришел и заснул – выбился из сил.
Иногда однородн.сказуемые рассм-т как расширенный чл.предл.
Однородные/неоднородные определения
· Логическое основание (наличие или отсутствие) для ряда атрибутов (семантич.критерий): цель, материал, размер, качество и тд. Неоднородные – разноплановые признаки, объединяющиеся в контексте: старый кожаный портфель
·Морфологический критерий. Обычно однородные определения – прилагат.одного разряда (качеств, относит). Неоднородные – разные разряды
·Синтаксический критерий. Тип связи – однородн.определ. с определяемым словом связаны непосредственно; неоднородные – цепная связь; старый кожаный портфель
Все определения в постпозиции становятся однородными: По дороге зимней скучной тройка борзая бежит.
Контекстуальная однородность – вся система определений используется для того, чтобы передать эмоции, впечатления, создать единый образ: Видел я 2 раза Потемкина. Этот кривой, косой, огромный, яркий, потный человек был ужасен .
Обобщающие слова при однородных членах м/сочетаться с обобщенным родовым понятием – семантика одного ряда – 1 синтаксич.функция..
В начале июня шли необычные для лета дожди: по-осеннему смирные, без гроз, без ветра.
м/б в препозиции – пояснит.отношения (а именно, именно, как то, будь то ); постпозиция – собственнообобщающие отношения итога (словом, одним словом, в общем, вообще и тд). Язык, стих, слог – всё занимательно в «Мертвых душах»
Похожая информация.
В данной статье:
Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:
1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями,обращениями.
Здесь рассматривается осложнение простого предложения однородными членами.
§1. Однородные члены предложения
Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Примеры:
Я люблю мороженое.
Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты.
Смеющиеся девочки вбежали в комнату.
простое двусоставное распространённое предложение
Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.
простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами
Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно. Подробнее см.: Глава 10. Однородные члены предложения.
§3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции
Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, - это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения.
К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.
к счастью - вводное слово, выделяется запятой
Посуда бьётся к счастью.
к счастью - дополнение, синтаксическая связь - управление: бьётся (к чему?) к счастью
§4. Обращение
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения.
Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку.
сынок - обращение
Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте!
уважаемая Анна Сергеевна - обращение
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Я не люблю лимоны .?
- осложнённое
- неосложнённое
Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю лимоны, апельсины и грейпфруты .?
- осложнённое
- неосложнённое
Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю цитрусовые: лимоны, апельсины и грейпфруты .?
- осложнённое
- неосложнённое
Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на розы, цветущие у крыльца. ?
- осложнённое
- неосложнённое
Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на цветущие у крыльца розы. ?
- осложнённое
- неосложнённое
Осложнённым или нет является предложение: К счастью, трамвай подошёл быстро .?
- осложнённое
- неосложнённое
Осложнённым или нет является предложение: Без всякого сомнения, он должен быть капитаном команды. ?
- осложнённое
- неосложнённое
Осложнённым или нет является предложение: Анна Петровна, Вы будете завтра в школе?
- осложнённое
- неосложнённое
Простые предложения могут быть осложнены и не осложнены. Способы осложнения могут быть различны.
1. Предложения, осложнённые однородными членами
Однородными называются два или более членов, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и, следовательно, выполняют одну и ту же синтаксическую роль. Например: Американские, европейские и российские предприниматели активно взаимодействуют между собой.
Однородными могут быть все члены предложения. Однородные члены являются равноправными и не зависят друг от друга.
Они могут быть распространёнными: Снег тихо шёл и таял на тёплой земле;
и нераспространёнными: Снег шёл и таял.
Однородные члены отделяются друг от друга запятой. Когда однородные члены разделяются запятыми, а когда нет, смотрите в разделе: «Пунктуация».
Нам бы хотелось ответить здесь на очень сложный вопрос, какие определения называются неоднородными. Неоднородные определения:
- характеризуют предмет с разных сторон, например: В углу стоял старинный немецкий рояль
;
- одно из определений относится к словосочетанию слово + другое определение, например: Осенний тихий сон природы
(осенний относится к словосочетанию тихий сон);
- не обладают интонацией перечисления;
- часто относятся к различным разрядам прилагательных;
- их нельзя соединить союзом И: Старый немецкий стол
(стол не может быть с одной стороны старым, а с другой – немецким)
Употребление предлогов с однородными членами
Предлог повторяется
- Если однородные члены соединены повторяющимися и сопоставительными союзами, например: Большую недостачу испытывали колхозы в те времена и в машинах, и в тягле, и в инвентаре, и в людях; Он старался не столько для собственного благополучия, сколько для блага общего дела.
- Если отсутствие предлога может вызвать неясность в понимании предложения, например: Учебники по литературному чтению и по литературе доставили в школьную библиотеку
(если бы не было предлога, можно было подумать, что привезли один вид учебника, а не два).
- При значительном распространении однородных членов, например: Пыль толстым слоем лежала на столе, обитом зелёным сукном, на кожаном диване с широкой спинкой, на старом кресле.
Предлог не повторяется в интересах благозвучия, если следующее слово начинается с того же согласного звука, которым выражен предлог, например: Раскатывали брезентовые рукава к пруду или колодцу.
Ошибки в употреблении однородных членов
a) Соединение вещественно несопоставимых понятий, например: покраснел от смущения и от бега; в сравнении с вечностью и Монбланом
. В художественных текстах такие сочетания используются для создания комического эффекта.
b) Лексическая несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом, например: В ходе прений был внесён ряд предложений и замечаний (замечания не вносят, а делают).
c) Не сочетаются в качестве однородных членов родовые и видовые понятия, например: В нашем магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин (второе включает в себя первое).
d) Ошибкой считаются конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов, например: Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.
e) Не сочетаются в качестве однородных членов разнородные морфологические категории такие, как существительное и инфинитив, например: Мы приняли обязательства: улучшать
качество продукции, снижение
себестоимости, повышать
производительность
(следовало во всех случаях использовать одну форму либо инфинитив, либо существительное).
f) При наличии в предложении обобщающего слова однородные члены должны с ним согласовываться в падеже, например: Информация эта распространяется в различных изданиях: газеты, журналы, книги
(ср.: в различных изданиях: газетах, журналах, книгах).
g) Не следует соединять как однородные синтаксические элементы члены предложения (причастные и деепричастные обороты) и придаточные предложения, например: Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным; Отец, вздохнув и очевидно смущённый, весьма скоро прервал свою речь
.
2. Предложения, осложнённые обособленными членами
Обособленными, т. е. выделенными запятыми, называются второстепенные члены предложения (они могут быть выражены одним словом или группой слов), выделенные по смыслу и интонационно. Обособляться могут любые второстепенные члены предложения. Обычно они: имеют большую смысловую самостоятельность, чем необособленные члены; содержат какое-то добавочное сообщение и логически подчёркиваются; уточняют и конкретизируют мысль, высказанную главными членами; вносят в предложение экспрессивную окраску.
Например: Действия, предпринятые вчера
, дали положительный результат; Мальчик, выше меня ростом
, уверенно шёл вперёд; Кроме нас, в доме никого не было; Мы стояли, глядя на то
, как фирму разрывают на части, и не могли ничего сделать.
3. Сравнительные обороты
Сравнительные обороты выражают сравнение, сопоставление, отождествление и представляют собой часть простого предложения, не являются отдельным членом предложения, несут в себе значение признака предмета или признака действия: Нарциссы, словно слитки серебра , мерцали из цветущего ковра. Они тоже обособляются, т. е. выделяются запятыми.
4. Предложения, осложнённые словами, не являющимися членами предложения
Это предложения с обращениями и вводными словами.
Обращением называется слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращение всегда обособляется запятыми. Например: Марья Ивановна
, приглашаем Вас на концерт, который состоится 24 января.
Вводные слова (словосочетания, предложения) – это слова, выражающие отношение говорящего к высказыванию: К несчастью
, мы проиграли.
5. Предложения, осложнённые вставными конструкциями
Вставные конструкции - это слова, словосочетания, предложения, связанные с содержанием предложения и содержащее дополнительную информацию, попутно сделанные замечания, поправки, уточнения. Они обладают особой интонацией, могут пояснять как всё предложение, так и его часть, ставятся в середине или конце предложения, не указывают на источник сообщения, эмоции. На письме вставные конструкции выделяются скобками, иногда тире. Например: Он (Павел Иванович ) был взволнован.
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Структура простого предложения может быть осложненной . Выделяется два вида осложненных предложений:
1) осложняющие элементы являются членами предложения (однородные члены и обособленные второстепенные члены):
Однажды утром я сидел в беседке и глядел то на реку, то на небо, то на землю; Почему-то испытывая недоверие к неизвестному, Пётр, первоначально запинаясь и стесняясь, а потом осмелев, начал рассказывать какую-то историю;
2) осложняющие элементы грамматически не связаны с другими членами предложения (вводные слова и конструкции, вставные конструкции, обращения):
Странный случай, по-видимому, подтвердил наши опасения — предложение осложнено вводным словом; Когда-нибудь, прекрасное создание, я стану для тебя воспоминанием — предложение осложнено обращением.
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения — это такие члены, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию и объединены одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (главные и второстепенные) выступают как ряд синтаксически равноправных словоформ, соединённых сочинительной связью: Виноградов был мал ростом , и худ , и слаб , как ребёнок.
Не являются однородными членами:
1) ряд повторов, имеющих усилительный оттенок: А снег шёл и шёл ;
2) фразеологизмы с повторяющимися союзами: ни то ни сё, ни рыба ни мясо и др.;
3) простые осложнённые сказуемые: сказал так сказал, пойду проверю;
Средствами связи однородных членов являются интонация и сочинительные союзы:
1) соединительные и, да(=и), ни…ни : Шпицы, и кровли, и частокол, и стены его тихо вспыхивали отблесками отдалённых пожарищ;
2) противительные союзы а, но, да(=но), однако, зато, а то, не то, а не то, хотя, хотя и не, однако : Артиллерия тщетно гремела с высоты вала, а в поле вязла и не двигалась по причине изнурения лошадей;
3) разделительные или, либо, ли…ли, или…или, то…то, не то… не то, то ли… то ли : Теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделаться убийцей, или, наконец, остановить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мной опасности;
4) градационные: не только…но и, как…так и, хотя и…но, не столько…сколько, настолько…насколько, не то что…а, не то чтобы…а, если не…то : В эту минуту я не то чтобы струсил, а немного оробел; Все окна как в барском доме, так и в людских отворены настежь.
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Обобщающие слова при однородных членах предложения (словосочетания, синтаксические объединения) обозначают понятия, которые являются родовыми либо общими по отношению к элементам ряда однородных членов: В зале, кроме множества родных и гостей, стояло духовенство: священник, дьякон и два дьячка. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос и является тем же членом предложения, что и однородные члены.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
O, O, O
Однородные члены, соединённые без союзов (интонацией), разделяются запятыми: Мне нравятся доги , лайки , доберманы .
O и O
O или O
O либо O
O да(=и) O
Однородные члены, соединённые одиночными союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И), запятыми не разделяются: Поедем на курорт в июне или июле.
O, а O
O, но O
O, да (=но) O
O, зато O и др.
Однородные члены, соединенные иными союзами, разделяются запятыми: Ночь звёздная , да тёмная . Недорогой, зато полезный подарок.
O, и O, и O
и O, и O, и O
O, или O, и O
O, либо O, либо O
O, да O, да O
Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И), разделяются запятыми: Кораллы , и аметисты , и топазы оживают в умелых руках.
и O и O
Однородные члены, представляющие собой тесные смысловые единства или фразеологические сочетания слов, запятыми не разделяются: Пришли и дети и родители ; Слава живым и павшим; Товарищ твой ни рыба ни мясо .
O и O, O и O
При перечислении пар однородных членов запятые ставятся только между парами: Возьми йогурт или кефир, майонез или соус.
O и O и O (одн. чл. + пара)
Не разделяются соединения однородного члена с парой однородных членов, образующих тесное смысловое единство или имеющих общий зависимый компонент: Пришли Марина и Люба и Наташа Смирновы ; Привезли перевязанные лентой астры и гвоздики и записку на её имя.
как O, так и O
не только O, но и O
хотя и O, но O
не то чтобы O, а O
Если однородные члены соединяются градационными союзами, то запятая ставится только один раз, т.е. между однородными членами — перед второй частью союза: Это была хотя и не совсем красивая, но очень удобная одежда; В конце января как в техникумах, так и в университетах проводятся сессии.
⓪: O, O, O
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие: Кота не было нигде: ни в гостиной, ни в подвале, ни в палисаднике .
O, O, O — ⓪
Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире: Ни в гостиной, ни в подвале, ни в палисаднике — нигде кота не было.
⓪: O, O, O — …
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после завершения однородного ряда предложение продолжается, то после него ставится двоеточие, а после завершения однородного ряда — тире: Нигде: ни в гостиной, ни в подвале, ни в палисаднике — кота не было.
⓪: O, O, O, а …
⓪: O, O, O, но …
Но если в подобной ситуации после завершения однородного ряда по условиям контекста нужна запятая, то тире не ставится: Кота не было нигде: ни в гостиной, ни в подвале, ни в палисаднике, а на чердаке я и не искал.
⓪, ++++: O, O, O
O, O, O — ++++, ⓪
O, O, O, ПО, — ⓪
O, O, (__ …), -
Если между однородными членами и обобщающим словом стоит вводное слово, обособленный оборот или придаточное предложение, то эти элементы выделяются запятыми: В портфеле лежало самое необходимое, а именно: зеркало , зонт , ежедневник ; Зеркало, зонт, ежедневник — словом, самое необходимое лежало в портфеле; Мои любимые игрушки : кукла , тигр и плюшевый мишка , подаренный мамой, — украшали детскую.