Чем бывает осложнено предложение. Простое осложненное предложение. §1. Однородные члены предложения

Читайте также:
  1. Предложение как экономическая категория. Функции предложения. Факторы, определяющие предложение. Эластичность предложения.
  2. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения.
  3. Рекламное обращение. Его структура, форма, стиль. Уникальное торговое предложение.
  4. Рыночное предложение. Закон предложения и его детерминанты.
  5. Сложноподчиненное предложение. Роль подобного рода синтаксических конструкций в приведенном фрагменте.
  6. Совокупное предложение. Вид кривой. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения.

Осложненное предложение . Структура простого двусоставного и односоставного распространенного и нераспространенного предложений может быть осложненной. При осложнении предложения не претерпевают никаких изменений ни сама структурная основа, ни ее грамматическое значение. Выделяется два вида осложненных предложений:

1) предложения с однородными членами и с обособленными второстепенными членами: Комната большая, низкая, в три окна (Т.); Про письма сказал сразу от расстройства, а теперь, подумавши, хотел возразить (Сим.);

2) эти предложения имеют разновидности - предложения с вводными словами и конструкциями: Итак, в одном департаменте служил один чиновник и предложения с вставными конструкциями и обращениями: [Егорша] назвал себя, обнялся со всплакнувшей Софьей, затем на лицо улыбку радости - и не в таких переделках бывал! - и к Подрезову ; Люди земли, убейте войну, прокляните войну!

Предложения с однородными членами. Однородными называются члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию и совместно относящиеся к одному и тому же подчиняющему либо подчиненному члену предложения или к основе предл в целом. Н-р: И с криком и свистом, несясь по песку, бросал и ловил он копьё на скаку .

Основными средствами выражения однородности являются интонация и сочинительные союзы. Общей чертой любого ряда является наличие паузы между его членами и фразового ударения на каждом из них. В бессоюзном ряду словоформы объединяются посредством перечислительной интонации, оформляющей соединительные отношения между ними: В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви. В союзном сочинительном ряду с помощью союзов передаются соединительные, противительные и разделительные отношения.

Предложения с обособленными членами. Осложнение предложения может быть связано со смысловым и ритмико-интонационным выделением в нем второстепенных членов, которые выражают добавочное сообщение или уточнение. Такие члены предложения называются обособленными. Вечером, пристроившись на попутную машину, я выехал в Тельму .

Предложения с вводными конструкциями. Вводные конструкции служат в основном для субъективной оценки, характеристики высказывания или для привлечения к нему внимания собеседника: По-моему, каждый настоящий талант содержит в себе чувство современности . Вводные слова и словосочетания имеют следующие значения:



1) модальной оценки (конечно, очевидно, несомненно, вероятно, кажется, возможно)

2) эмоциональной оценки (к счастью, к сожалению, к радости, на беду, как нарочно )

3) указания на обычность сообщаемого (по обыкновению, случалось, бывает, как обычно )

4) указания на отношения и связи между частями предложения или более широкого контекста (следовательно, значит, во-первых, во-вторых, наконец, кстати, наоборот,)

5) указания на способ выражения мысли (так сказать, с позволения сказать)

6) источника сообщения (по-моему, на мой взгляд, по словам кого-либо, с точки зрения)

7) указания на стремление говорящего привлечь внимание собеседника к сообщаемому, вызвать у него то или иное отношение к себе, к высказыванию (вообразите, представьте).

Предложения с обращением. Обращение - это грамматически не зависящее от предложения слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь, и характеризующееся звательной интонацией. В роли обращения обычно употребляется одушевленное существительное или субстантивированное имя в форме именительного падежа: Вставай, Земфира: солнце всходит, проснись, мой гость!



Билет.

1. Педагогическая диагностика как условие развития и воспитания детей .

Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение». Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности как ученика, так и учителя. Для достижения целей в ходе диагностических процедур устанавливается предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных учеников и у класса в целом; определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения.

В последнее время педагогическая диагностика становится всё более полифункциональной и включает в себя следующие функции:

аналитическую – выявляет причинно-следственные связи в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения;

собственно диагностическое – способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития ученика, а также уровня профессиональной компетентности учителя;

оценочную – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;

коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения;

ориентационную – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;

информационную – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика - это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Это и процедура постановки диагноза. Сущность педагогической диагностики - распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.
Педагогический диагноз - это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.
Педагогическая диагностика имеет в виду профессиональную деятельность педагога (учителя, преподавателя, воспитателя) по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, студента или группы, коллектива. Она преподносит педагогу исходные данные и ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.
Функции диагностики.

Являясь важной частью процесса образования, диагностика не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; она всего лишь помогает выявить достижения и недостатки учащихся. По аналогии с тремя основными функции образовательного процесса выделяются следующие основные сферы диагностики: воспитание, образование и обучение

а) В сфере воспитания - выявление и измерение жизненных установок личности, определение меры овладение личностью культурным потенциалом человечества.

б) В сфере образования - определение меры развития личности и овладения системой обобщенных знаний о себе, о мире и о способах деятельности, т.е. знаний в широком смысле этого слова. Сюда, в основном, можно отнести знания теоретические и методологические.

в) В сфере обучения - определение уровня овладения преимущественно конкретных знаний, умений и навыков, приобретаемых в отдельных образовательных учреждениях. Из этого вытекает, что обучение более специфично, чем образование. Еще более специфично профессиональное обучение.

В дополнение к педагогической диагностике целесообразно использовать методы психологической диагностики. При этом акцент рекомендуется делать не на изучение структуры личности (как это делается сейчас с помощью личностных тестов), а на изучение таких свойства как внимательность, память, интеллектуальные и творческие способности.

Осложненное предложение по структуре представляет собой простое предложение. Семантическая и грамматическая системы простого предложения может усложниться, что придаст ему черты сходства со сложным. Сам характер осложнения может быть различным, так что понятие «осложненное предложение» объединяет неоднородные синтаксические построения:

а) предложения с однородными членами;

б) предложения с обособленными членами;

в) предложения с обращениями;

г) предложения с вводными и вставными конструкциями.

Осложнение связывают прежде всего с полупредикативностью – особым синтаксическим значением, близким к предикативному. Предложения с однородными членами . Однородными называются два или несколько членов предложения, одинаково относящиеся к какому-нибудь другому члену предложения. Однородные члены характеризуются следующими признаками: 1) однофункциональностью, они занимают позицию одного члена предложения; 2) связаны с одним и тем же членом предложения подчинительной связью; 3) связаны между собой сочинительной связью.

Осложнение имеет свою специфику, оно может быть двух типов:

1.Осложнение путем количественного увеличения членов предложения, акцентирования за счет интонации и пунктуации. (Обособленные и однородные члены)

2. Осложнение путем включения в состав предложения компонентов, которые не являются членами предложения. (Обращения, вводные и вставные конструкции)

Осложнение выполняет две функции: а) диктумные осложнения – расширяется круг номинации; б) модусное осложнение – субъективные смыслы, которые передают отношения говорящего.

2. Предложения с однородными членами. Признаки однородности. Формальные средства выражения однородности. Однородные и неоднородные определения. Вопрос о
предложениях с однородными сказуемыми в научной и школьной грамматике.

Греч, Буслаев рассм-ли синтаксич.однородность как результат слияния предложений – «слитные предложения»

Понятие «однородные члены» введено Пежковским, который дал определение однородным членам: члены, которые соединены или м/б соединены без изменения грамм.смысла сочинит.союзом.

Руднев рассматривал однородность с точки зрения функциональности: однородные члены – члены предложения, если они одинаково определяют один из членов предложения либо определяются им; одну и ту же семантико-синтаксическую функцию.

3 основных критерия однородности:

Однофункциональность (1 синтаксич.позиция)

Подчинит.связь с общим соподчиняющим или соподчиненным словом

Связаны м/у собой сочинит.связью

Сказка нужна не только детям, но и взрослым

Условия не универсальны.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека Не стучали, не кричали, не лезли с вопросами (сложная предикативная конструкция)

Синтаксическая однородность основана на логич.однородности, поэтому морфологич.однородность не явл-ся обязательной.

Червонец был запачкан и в пыли.

Не явл-ся однородными членами:

Члены предл, связанные с одним и тем же членом, но занимающие разные синтакс.позиции: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь

Повторяющиеся слова, повторы, основная функция которых – подчеркнуть длительность процесса, его множественность и тд: шли-шли, пьешь-пьешь и тд

Устойчивые сочетания, фразеологизмы: ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни то ни се и тд

Осложненные простые глагольные сказуемые: взял да уехал, давай поговорим и др

Как стилистический прием используется явление «мнимой однородности»: Будем пить чай с сахаром и папой.

Основные показатели однородности

Сочинительная связь, которая выражается с помощью союзов:

Соединит.союзы (и, да, и-и )

Противит.союзы (но, да, однако, зато, а )

Разделит.союзы (или, либо, ли, то-то )

Присоединит.союзы (да и, а не то, а то )

Присоединит.связь выражается на всем пространстве синтаксиса. Эти конструкции выражают значение добавочного значения, они ближе к сочинит.связи, чем к подчинит, несмотря на характер добавления

Градационные отношения по форме подчинит: не только..но и, только не..а, не столько..сколько, настолько..насколько, столь же..как и итд

Соединительные отношения – равнозначные, равноправные

Исчерпывающее перечисление: Сосны лишь да ели вершинами шумели

Усилительное перечисление: Я не хочу не судить не прощать вас.

Противительные отношения

Противопоставление + оттенки уступки, возмещения, условия: Приют наш мал, зато спокоен

Сопоставление (а): Москва верстой далеко, а сердцем рядом.

Разделительные отношения:

Выбор/взаимоисключение: С чужими я робел, либо важничал

Чередование (то-то): То здесь, то там просветы в небе, что оконца

Неразличение (ни то-ни то, то ли-то ли): На лице у Обломова выступали не то страх, не то тоска и досада.

Градационные союзы

· Различение в степени проявления ч-либо: Книга не только ваш лучший друг, но и верный спутник

·Снятие градации – явления приравниваются: Андерсен сделал сказку доступной как для взрослых, так и для детей (однородные дополнения)

· Градационно-модальные (различаются по степени достоверности): Наташа хотела если не скрасить, то хотя бы украсить их расставание

Однородные сказуемые расширяют предикативные возможности простого предложения.

Вопрос о классификации предложений с несколькими сказуемыми не имеет однозначного решения. Одни исследователи называют такие предложения сложными, другие относят к простым с однородными членами, третьи усматривают в данных конструкциях признаки и простого, и сложного предложения, в зависимости от способа выражения сказуемых.

Еще с Греча рассм-ся как слитные простые предложения на базе сложных. В РГ-80 нет понятия «однородные сказуемые» - рассм-ся как сложные (+Белошапкова).

Как однозначно сложные рассм-ся предл, если каждое сказуемое имеет при себе второстеп.чл.: Я так тихо сидел и глядел кругом и внимательно слушал.

Как сложные рассм-ся предл. со сказуемым с разными формами времени и наклонением: Ты узнал об этом и молчи.

Различные морфологич.выражение сказуемых: Ты мне друг, помоги мне

Группа сказуемых прерывается подл: Пошел дождь, перестал, и вновь начинается .

При пояснительных отношениях однородность отсутствует: Он пришел и заснул – выбился из сил.

Иногда однородн.сказуемые рассм-т как расширенный чл.предл.

Однородные/неоднородные определения

· Логическое основание (наличие или отсутствие) для ряда атрибутов (семантич.критерий): цель, материал, размер, качество и тд. Неоднородные – разноплановые признаки, объединяющиеся в контексте: старый кожаный портфель

·Морфологический критерий. Обычно однородные определения – прилагат.одного разряда (качеств, относит). Неоднородные – разные разряды

·Синтаксический критерий. Тип связи – однородн.определ. с определяемым словом связаны непосредственно; неоднородные – цепная связь; старый кожаный портфель

Все определения в постпозиции становятся однородными: По дороге зимней скучной тройка борзая бежит.

Контекстуальная однородность – вся система определений используется для того, чтобы передать эмоции, впечатления, создать единый образ: Видел я 2 раза Потемкина. Этот кривой, косой, огромный, яркий, потный человек был ужасен .

Обобщающие слова при однородных членах м/сочетаться с обобщенным родовым понятием – семантика одного ряда – 1 синтаксич.функция..

В начале июня шли необычные для лета дожди: по-осеннему смирные, без гроз, без ветра.

м/б в препозиции – пояснит.отношения (а именно, именно, как то, будь то ); постпозиция – собственнообобщающие отношения итога (словом, одним словом, в общем, вообще и тд). Язык, стих, слог – всё занимательно в «Мертвых душах»


Похожая информация.


В данной статье:

Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:

1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями,обращениями.

Здесь рассматривается осложнение простого предложения однородными членами.

§1. Однородные члены предложения

Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Примеры:

Я люблю мороженое.

Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты.

Смеющиеся девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение

Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно. Подробнее см.: Глава 10. Однородные члены предложения.

§3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, - это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения.

К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.

к счастью - вводное слово, выделяется запятой

Посуда бьётся к счастью.

к счастью - дополнение, синтаксическая связь - управление: бьётся (к чему?) к счастью

§4. Обращение

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения.

Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку.

сынок - обращение

Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте!

уважаемая Анна Сергеевна - обращение

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Я не люблю лимоны .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  2. Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю лимоны, апельсины и грейпфруты .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  3. Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю цитрусовые: лимоны, апельсины и грейпфруты .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  4. Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на розы, цветущие у крыльца. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  5. Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на цветущие у крыльца розы. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  6. Осложнённым или нет является предложение: К счастью, трамвай подошёл быстро .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  7. Осложнённым или нет является предложение: Без всякого сомнения, он должен быть капитаном команды. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  8. Осложнённым или нет является предложение: Анна Петровна, Вы будете завтра в школе?

    • осложнённое
    • неосложнённое

Простые предложения могут быть осложнены и не осложнены. Способы осложнения могут быть различны.

1. Предложения, осложнённые однородными членами

Однородными называются два или более членов, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и, следовательно, выполняют одну и ту же синтаксическую роль. Например: Американские, европейские и российские предприниматели активно взаимодействуют между собой.
Однородными могут быть все члены предложения. Однородные члены являются равноправными и не зависят друг от друга.
Они могут быть распространёнными: Снег тихо шёл и таял на тёплой земле; и нераспространёнными: Снег шёл и таял.
Однородные члены отделяются друг от друга запятой. Когда однородные члены разделяются запятыми, а когда нет, смотрите в разделе: «Пунктуация».
Нам бы хотелось ответить здесь на очень сложный вопрос, какие определения называются неоднородными. Неоднородные определения:
- характеризуют предмет с разных сторон, например: В углу стоял старинный немецкий рояль ;
- одно из определений относится к словосочетанию слово + другое определение, например: Осенний тихий сон природы (осенний относится к словосочетанию тихий сон);
- не обладают интонацией перечисления;
- часто относятся к различным разрядам прилагательных;
- их нельзя соединить союзом И: Старый немецкий стол (стол не может быть с одной стороны старым, а с другой – немецким)

Употребление предлогов с однородными членами

Предлог повторяется
- Если однородные члены соединены повторяющимися и сопоставительными союзами, например: Большую недостачу испытывали колхозы в те времена и в машинах, и в тягле, и в инвентаре, и в людях; Он старался не столько для собственного благополучия, сколько для блага общего дела.
- Если отсутствие предлога может вызвать неясность в понимании предложения, например: Учебники по литературному чтению и по литературе доставили в школьную библиотеку (если бы не было предлога, можно было подумать, что привезли один вид учебника, а не два).
- При значительном распространении однородных членов, например: Пыль толстым слоем лежала на столе, обитом зелёным сукном, на кожаном диване с широкой спинкой, на старом кресле.

Предлог не повторяется в интересах благозвучия, если следующее слово начинается с того же согласного звука, которым выражен предлог, например: Раскатывали брезентовые рукава к пруду или колодцу.

Ошибки в употреблении однородных членов

a) Соединение вещественно несопоставимых понятий, например: покраснел от смущения и от бега; в сравнении с вечностью и Монбланом . В художественных текстах такие сочетания используются для создания комического эффекта.
b) Лексическая несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом, например: В ходе прений был внесён ряд предложений и замечаний (замечания не вносят, а делают).
c) Не сочетаются в качестве однородных членов родовые и видовые понятия, например: В нашем магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин (второе включает в себя первое).
d) Ошибкой считаются конструкции, в которых управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов, например: Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.
e) Не сочетаются в качестве однородных членов разнородные морфологические категории такие, как существительное и инфинитив, например: Мы приняли обязательства: улучшать качество продукции, снижение себестоимости, повышать производительность (следовало во всех случаях использовать одну форму либо инфинитив, либо существительное).
f) При наличии в предложении обобщающего слова однородные члены должны с ним согласовываться в падеже, например: Информация эта распространяется в различных изданиях: газеты, журналы, книги (ср.: в различных изданиях: газетах, журналах, книгах).
g) Не следует соединять как однородные синтаксические элементы члены предложения (причастные и деепричастные обороты) и придаточные предложения, например: Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным; Отец, вздохнув и очевидно смущённый, весьма скоро прервал свою речь .

2. Предложения, осложнённые обособленными членами

Обособленными, т. е. выделенными запятыми, называются второстепенные члены предложения (они могут быть выражены одним словом или группой слов), выделенные по смыслу и интонационно. Обособляться могут любые второстепенные члены предложения. Обычно они: имеют большую смысловую самостоятельность, чем необособленные члены; содержат какое-то добавочное сообщение и логически подчёркиваются; уточняют и конкретизируют мысль, высказанную главными членами; вносят в предложение экспрессивную окраску.
Например: Действия, предпринятые вчера , дали положительный результат; Мальчик, выше меня ростом , уверенно шёл вперёд; Кроме нас, в доме никого не было; Мы стояли, глядя на то , как фирму разрывают на части, и не могли ничего сделать.

3. Сравнительные обороты

Сравнительные обороты выражают сравнение, сопоставление, отождествление и представляют собой часть простого предложения, не являются отдельным членом предложения, несут в себе значение признака предмета или признака действия: Нарциссы, словно слитки серебра , мерцали из цветущего ковра. Они тоже обособляются, т. е. выделяются запятыми.

4. Предложения, осложнённые словами, не являющимися членами предложения

Это предложения с обращениями и вводными словами.
Обращением называется слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращение всегда обособляется запятыми. Например: Марья Ивановна , приглашаем Вас на концерт, который состоится 24 января.
Вводные слова (словосочетания, предложения) – это слова, выражающие отношение говорящего к высказыванию: К несчастью , мы проиграли.

5. Предложения, осложнённые вставными конструкциями

Вставные конструкции - это слова, словосочетания, предложения, связанные с содержанием предложения и содержащее дополнительную информацию, попутно сделанные замечания, поправки, уточнения. Они обладают особой интонацией, могут пояснять как всё предложение, так и его часть, ставятся в середине или конце предложения, не указывают на источник сообщения, эмоции. На письме вставные конструкции выделяются скобками, иногда тире. Например: Он (Павел Иванович ) был взволнован.

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Структура простого предложения может быть осложненной . Выделяется два вида осложненных предложений:

1) осложняющие элементы являются членами предложения (однородные члены и обособленные второстепенные члены):

Однажды утром я сидел в беседке и глядел то на реку, то на небо, то на землю; Почему-то испытывая недоверие к неизвестному, Пётр, первоначально запинаясь и стесняясь, а потом осмелев, начал рассказывать какую-то историю;

2) осложняющие элементы грамматически не связаны с другими членами предложения (вводные слова и конструкции, вставные конструкции, обращения):

Странный случай, по-видимому, подтвердил наши опасения — предложение осложнено вводным словом; Когда-нибудь, прекрасное создание, я стану для тебя воспоминанием — предложение осложнено обращением.

Предложения с однородными членами

Однородные члены предложения — это такие члены, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию и объединены одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (главные и второстепенные) выступают как ряд синтаксически равноправных словоформ, соединённых сочинительной связью: Виноградов был мал ростом , и худ , и слаб , как ребёнок.

Не являются однородными членами:

1) ряд повторов, имеющих усилительный оттенок: А снег шёл и шёл ;

2) фразеологизмы с повторяющимися союзами: ни то ни сё, ни рыба ни мясо и др.;

3) простые осложнённые сказуемые: сказал так сказал, пойду проверю;

Средствами связи однородных членов являются интонация и сочинительные союзы:

1) соединительные и, да(=и), ни…ни : Шпицы, и кровли, и частокол, и стены его тихо вспыхивали отблесками отдалённых пожарищ;

2) противительные союзы а, но, да(=но), однако, зато, а то, не то, а не то, хотя, хотя и не, однако : Артиллерия тщетно гремела с высоты вала, а в поле вязла и не двигалась по причине изнурения лошадей;

3) разделительные или, либо, ли…ли, или…или, то…то, не то… не то, то ли… то ли : Теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделаться убийцей, или, наконец, остановить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мной опасности;

4) градационные: не только…но и, как…так и, хотя и…но, не столько…сколько, настолько…насколько, не то что…а, не то чтобы…а, если не…то : В эту минуту я не то чтобы струсил, а немного оробел; Все окна как в барском доме, так и в людских отворены настежь.

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Обобщающие слова при однородных членах предложения (словосочетания, синтаксические объединения) обозначают понятия, которые являются родовыми либо общими по отношению к элементам ряда однородных членов: В зале, кроме множества родных и гостей, стояло духовенство: священник, дьякон и два дьячка. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос и является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

O, O, O

Однородные члены, соединённые без союзов (интонацией), разделяются запятыми: Мне нравятся доги , лайки , доберманы .

O и O

O или O

O либо O

O да(=и) O

Однородные члены, соединённые одиночными союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И), запятыми не разделяются: Поедем на курорт в июне или июле.

O, а O

O, но O

O, да (=но) O

O, зато O и др.

Однородные члены, соединенные иными союзами, разделяются запятыми: Ночь звёздная , да тёмная . Недорогой, зато полезный подарок.

O, и O, и O

и O, и O, и O

O, или O, и O

O, либо O, либо O

O, да O, да O

Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И), разделяются запятыми: Кораллы , и аметисты , и топазы оживают в умелых руках.

и O и O

Однородные члены, представляющие собой тесные смысловые единства или фразеологические сочетания слов, запятыми не разделяются: Пришли и дети и родители ; Слава живым и павшим; Товарищ твой ни рыба ни мясо .

O и O, O и O

При перечислении пар однородных членов запятые ставятся только между парами: Возьми йогурт или кефир, майонез или соус.

O и O и O (одн. чл. + пара)

Не разделяются соединения однородного члена с парой однородных членов, образующих тесное смысловое единство или имеющих общий зависимый компонент: Пришли Марина и Люба и Наташа Смирновы ; Привезли перевязанные лентой астры и гвоздики и записку на её имя.

как O, так и O

не только O, но и O

хотя и O, но O

не то чтобы O, а O

Если однородные члены соединяются градационными союзами, то запятая ставится только один раз, т.е. между однородными членами — перед второй частью союза: Это была хотя и не совсем красивая, но очень удобная одежда; В конце января как в техникумах, так и в университетах проводятся сессии.

⓪: O, O, O

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие: Кота не было нигде: ни в гостиной, ни в подвале, ни в палисаднике .

O, O, O — ⓪

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире: Ни в гостиной, ни в подвале, ни в палисаднике — нигде кота не было.

⓪: O, O, O — …

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после завершения однородного ряда предложение продолжается, то после него ставится двоеточие, а после завершения однородного ряда — тире: Нигде: ни в гостиной, ни в подвале, ни в палисаднике — кота не было.

⓪: O, O, O, а …

⓪: O, O, O, но …

Но если в подобной ситуации после завершения однородного ряда по условиям контекста нужна запятая, то тире не ставится: Кота не было нигде: ни в гостиной, ни в подвале, ни в палисаднике, а на чердаке я и не искал.

⓪, ++++: O, O, O

O, O, O — ++++, ⓪

O, O, O, ПО, — ⓪

O, O, (__ …), -

Если между однородными членами и обобщающим словом стоит вводное слово, обособленный оборот или придаточное предложение, то эти элементы выделяются запятыми: В портфеле лежало самое необходимое, а именно: зеркало , зонт , ежедневник ; Зеркало, зонт, ежедневник — словом, самое необходимое лежало в портфеле; Мои любимые игрушки : кукла , тигр и плюшевый мишка , подаренный мамой, — украшали детскую.



Статьи по теме