Установка столба для линий вл. Установка опор контактной сети

Сборка и установка опор
Железобетонные опоры собирают, как правило, в соответствии с технологическими картами, разработанными для каждого типа опор, в которых указаны порядок выкладки деталей опор (стоек, траверс, ригелей и др.), последовательность операций при сборке, а также рекомендуемые приспособления. Собирают опоры на ровной площадке, очищенной от посторонних предметов.
Сборка одностоечных опор состоит из закрепления на стойке траверс, тросостоек и ригелей, прокладки заземляющего спуска (если предусмотрено проектом) и нанесения нумерации.
Железобетонные стойки выкладывает на деревянные прокладки толщиной 150-180 мм бригада такелажников при разгрузке их на трассе ВЛ. Стойки опор ВЛ напряжением до 10 кВ выкладывает на подкладки бригада по сборке опор. Выложенная стойка не должна мешать подходу землеройной машины или подъемного крана.


Рисунок 1 - Сборка одностоечной двухцепной железобетонной опоры
ВЛ 35-110 КВ:
а - выкладка деталей опоры перед сборкой, б - собранная опора, в - установка ригелей; 1 - подкладки для выкладки опоры, 2 - стойка, 3 - траверса, 4 - тяги траверсы, 5 - тросостойка, б - ригель, 7 - котлован под ригели.
При сборке одностоечных опор ВЛ 6-10 кВ сначала разворачивают стойку на подкладках так, чтобы отверстия для болтов крепления траверсы и верхушечного штыря были горизонтальны. Затем к стойке, прикладывают верхушечный штырь так, чтобы отверстия в штыре и стойке совпали, вставляют два болта и заворачивают гайки. Под головку гаек подкладывают шайбы. Аналогично устанавливают и крепят одним болтом траверсу. Траверсы обычно поступают в собранном виде со штырями и подкасами. Нижние концы подкосов крепят к стойке болтом. На штыри наворачивают изоляторы. При сборке опор IB населенной местности для двойного крепления проводов вместо верхушечного штыря применяют двухштырный оголовник, а вместо двухштырной траверсы - четырехштырную.
Сборку одностоечных двухцепных тросовых опор ВЛ 35-11 О кВ начинают с выкладки деталей (рисунок 1, а). Затем к стойке 2 крепят поочередно нижнюю, среднюю и верхнюю траверсы 3 и устанавливают тросостойку.
Последними операциями при сборке опор являются монтаж заземляющего спуска (если требуется по проекту), номерация опоры и установка опоры и установка предупредительного плаката "Не влезай убьёт".
Собранную опору (рисунок 1, б) подтаскивают к котловану па деревянным каткам или передвигают кранам.
Затем устанавливают ригели (рисунок 1, в). Плоскость ригеля должна быть перпендикулярна плоскости траверс, поэтому для размещения ригелей делают небольшой котлован 7.
Данные о собранных опорах заносят в журнал с указанием основных отклонений от проекта. Приемка оформляется актом.
Подготовительные работы. Перед сборкой секции 2, 4 и 6 металлических опор, траверсы 5 и тросостойку 7 выкладывают на подкладки 3 в порядке, предусмотренном монтажной схемой и технологической картой сборки (рисунок 2). Направление выкладки зависит от схемы подъема опоры. Как правило, опоры собирают вдоль оси линии и лишь в исключительных случаях - поперек оси, у переходов через инженерные сооружения или естественные препятствия опоры выкладывают вершиной в сторону этих сооружений и препятствий. На уклонах направление выкладки принимают обычно таким, чтобы тяговый механизм при установке опоры перемещался вниз по склону.
Одновременно с выкладкой исправляют повреждения отдельных элементов секций. Небольшие изгибы уголков решетки устраняют без подогрева металла домкратом или специальным ключом. При значительных изгибах металл перед правкой подогревают газовыми горелками до температуры 600-700 ˚С. Нагретые уголки выправляют струбциной, домкратом или специальным ключом. Выправка кувалдой запрещается во избежание расплющивания уголка и ослабления сварных швов. При отрыве уголков в местах сварки или частичном разрыве сварного шва старый сварной шов полностью срубают, поверхности тщательно зачищают до металлического блеска и сваривают заново. При большой деформации или разрывах элементов решетки поврежденный участок вырезают и взамен приваривают новый из стали того же сортамента.

Рисунок 2 - Выкладка секций металлических опор перед сборкой:
1 - фундамент, 2, 4 и 6 - нижняя, средняя и верхняя секции, 3 - подкладки для выкладки опоры, 5 - траверса, 7 – тросостойка.
Общая сборка одностоечных опор заключается в сборке ствола из секций и присоединении к стволу траверсы тросостойки. Сначала нижнюю секцию ствола закрепляют на шарнирах на двух подножниках фундамента. Затем к ней крепят среднюю секцию, для чего ее захватывают краном и сближают с нижней, совмещают стыки и соединяют секции временными монтажными болтами. Затем рассверливают отверстия до проектных размеров и устанавливают расчетные болты. Некоторые опоры сразу собирают на расчетных болтах.
Таким же способом соединяют в ствол следующие секции и тросостойку. После сборки ствола к нему прикрепляют траверсы: сначала нижние, затем средние и, наконец, верхние. Собранную опору выверяют по чертежам с учетом допустимых отклонений и исправляют дефекты отдельных элементов, поврежденных в процессе сборки. Затем всюду восстанавливают поврежденную окраску.
При общей сборке опор портального типа сначала закрепляют пяты обоих стволов в шарнирах на подножниках фундамента, собирают стволы опор, присоединяют к ним траверсу, устанавливают подкос и тросостойки и выверяют размеры опоры.
Данные о сборке и выверке опор заносят в журнал, который подписывают прораб (или мастер) и бригадир сборщиков.
Опоры воздушных линий электропередачи устанавливают несколькими способами: краном, краном и тракторами, тракторами с помощью падающей стрелы а нагорных и труднодоступных трассах - вертолетами. Кроме того, отдельные специальные опоры большой высоты сооружают методом вертикальной сборки из укрупненных частей. В этом случае процессы сборки и установки опор совмещаются.
Установка опор является ответственной операцией, требует высокой квалификации персонала, хорошей организации работ и состоит из подготовительных работ, подъема, выверки, закрепления опор и демонтажа вспомогательного оборудования и приспособлений.
Подготовительные работы включают расстановку в монтажной зоне машин, механизмов и приспособлений: кранов, тракторов, лебедок, блоков, подъемных стрел и др., а также устройство якорей.
Подъем опоры заключается в выведении ее при помощи машин и механизмов в вертикальное положение.
При выверке поднятую опору устанавливают в положение, которое она должна занимать согласно проекту.
При закреплении в грунте, на фундаменте, а также на растяжках опора приобретает расчетную устойчивость и готовность к монтажу проводов.
Работы завершаются демонтажом оборудования и такелажных средств и переходом к следующей опоре.
Опоры ВЛ напряжением 35 кв и выше устанавливают, как правило, в соответствии с технологическими картами, в которых указаны последовательность и технология выполнения работ, применяемый такелаж и приспособления, схемы подъема опор, расстановка машин и механизмов и др. Для опор ВЛ до 10 кв технологические карты на установку обычно не разрабатывают, так как их установка проста и не требует выполнения сложных расчётов.
Установка одностоечных железобетонных опор ВЛ 35-220 кВ краном и трактором (рисунок 3).


Рисунок 3 - Установка одностоечной железобетонной опоры краном и трактором:
1 - опора, 2 - ручные лебедки, 3 - боковые расчалки, 4 - кран, 5 - тяговый трос, 6 - трактор, 7 - тормозной трос.
Собранную опору 1 выкладывают по оси линии над вырытым котлованом 8 так, чтобы низ стойки находился на расстоянии 1,5-2 м от бровки котлована (положение 1). Кран 4 устанавливают поперек линии на аутригеры на расстоянии 1 м от края котлована. Под нижней траверсой опоры крепят две боковые расчалки 3 из троса длиной 50 м и разводят их к двум ручным лебедкам 2. Лебедки закрепляют на расстоянии 20-25 м от оси ВЛ и 25 м от центра котлована со стороны вершины опоры. К стойке опоры крепят тормозной трос 7, идущий к лебедке трактора 6. К нижней траверсе крепят веревочную лестницу, которая служит для снятия оттяжек после установки опоры. Опору сначала поднимают краном на максимально возможную высоту, при этом низ стойки, подтормаживаемый лебедкой трактора, опускается в котлован. Когда стойка упрется в дно котлована (положение 11), подъем опоры прекращают, отцепляют от трактора тормозной трос и переводят трактор на подъем опоры. Для этого прицепляют к тракторной лебедке тяговый трос и натягивают его до тех пор, пока подъемный трос крана не ослабнет. После этого строп крана отцепляют от опоры и отводят кран. Одновременно боковыми лебедками натягивают расчалки. Дальнейший подъем опоры продолжают тяговой лебедкой трактора, регулируя положение опоры по оси ВЛ боковыми расчалками. ,При подходе к вертикальному положению опору подтормаживают этими же боковыми расчалками. После выверки опоры устанавливают ригели и засыпают котлован.
Иногда тяговый трос прикрепляют не к лебедке, а непосредственно к трактору и поднимают опору передвижением трактора. При этом особое внимание обращают на то, чтобы трактор двигался строго по оси ВЛ, а расчалки были все время натянуты.
Во многих случаях расчалки крепят не к лебедкам, а к автомашинам или тракторам, что несколько упрощает установку опоры.
Одностоечные опоры с фундаментами или с оттяжками устанавливают также краном и трактором. До начала подъема стойки опор, устанавливаемых на фундаментах, соединяют с фундаментами шарнирами, вокруг которых вращают опору при подъеме. Торможение низа опоры в этом случае не требуется. К стойкам опор, устанавливаемых с оттяжками, оттяжки присоединяют до подъема. Анкерные плиты для закрепления оттяжек также монтируют заранее.
Угловые опоры с оттяжками устанавливают с небольшим наклоном к внешней стороне угла поворота ВЛ, чтобы в дальнейшем под тяжением смонтированных проводов они заняли проектное положение.
Установка металлических опор. Металлические опоры устанавливают в основном теми же методами, что и железобетонные.
Одностоечные опоры массой до 4 т устанавливают краном, до 10 т - краном и трактором, свыше 10 т падающей стрелой и тракторами. Портальные опоры почти всех конструкций устанавливают падающей стрелой и тракторами. Иногда металлические опоры устанавливают вертолетом.
Опору, устанавливаемую краном, предварительно выкладывают у фундамента таким образом, чтобы ее центр тяжести находился как можно ближе к центру фундамента. Затем опору стропуют выше ее центра тяжести и поднимают краном над фундаментом. Отверстия в опорных башмаках наводят на анкерные болты, после чего опору плавно опускают на фундамент. Затем опору выверяют и закрепляют на анкерных болтах.
Опоры, устанавливаемые краном и трактором, предварительно выкладывают по оси трассы и закрепляют в шарнирах на фундаменте. Фундаменты, если необходимо, раскрепляют деревянными распорками. Крановый строп крепят на опоре выше ее центра тяжести, а еще выше - к жесткой диафрагме - крепят тяговый трос. Тормозной трос крепят к верху опоры. Опору поднимают краном, поворачивая на шарнирах на 30-40˚. Затем тяговый трос натягивают трактором до ослабления подъемного стропа крана, после чего расцепляют строп и отводят кран. Дальнейший подъем опоры производят тяговым тросом лебедки трактора. После поворота на 60-70˚ включают тормозную лебедку. Часто к тормозному тросу присоединяют освободившийся кран. Наконец опору выводят в вертикальное положение и временно закрепляют на анкерных болтах. Затем при помощи домкратов снимают шарниры и закрепляют опору на фундаменте.
При установке металлических тяжелых опор вертолетом нижние пяты опоры предварительно соединяют с фундаментом упрощенным шарниром. Верхушку опоры специальным тросом цепляют к вертолету. Поднимаясь в воздух, вертолет с помощью троса поворачивает опору вокруг шарнира и выводит ее в вертикальное положение. Затем снимают шарниры и закрепляют опору на фундаменте.

Ниже приводятся схемы установки некоторых типовых переходных опор на ВЛ. На схемах буквами обозначены следующие усилия: Р - тяговое в начале установки опоры; P1 - то же, но в момент выхода стрелы из работы; S - в «вожжах»; F - горизонтальное на фундамент; Г - тормозное.
Приведенные схемы являются не единственно возможными. В зависимости от имеющихся у монтажников такелажа (полиспасты, соединительные элементы) и стрелы в схемы могут быть внесены различные изменения. В частности, если в схемах применены полиспасты грузоподъемностью до 500 кН, то некоторые опоры могут устанавливаться сдвоенными полиспастами. При наличии редко применяемых полиспастов грузоподъемностью более 500 кН установка опор может быть произведена одним полиспастом.
Установка типовых переходных опор изображена вдоль оси перехода. При невозможности установки опор в этом направлении они могут подниматься также и поперек оси перехода. В таком случае сборка опор производится аналогично монтажу опоры УС 220-8/45 (см. рис. 20).
На рис. 1 приведена схема установки типовой двухцепной переходной опоры ПП 110-2/60. Перед установкой опора полностью собирается в горизонтальном положении около фундамента и присоединяется к нему с помощью двух монтажных шарниров. Опора устанавливается монтажной стрелой высотой 40 м (используется стрела 35 м со вставками 5 м) с помощью полиспаста грузоподъемностью 400 кН. Торможение опоры в последний период ее установки производится двумя тракторами Т-100 м. По такой же схеме можно устанавливать одноцепную переходную опору ПП 110-1/67,5, масса которой 54,5 т.

Рис. 1. Схема установки опоры ПП 110-2/60 1 - трактор (3 шт.); 2 - устанавливаемая опора; 3 - канат диаметром 54 мм, длиной 115 M; 4 - уравнительный блок грузоподъемностью 600 кН (2 шт.); 5 - монтажная стрела высотой 40 м; 6 - монтажные шарниры (2 шт.); 7 - канат диаметром 5-1 мм, длиной 160 м; 8 - блок пятирольный грузоподъемностью 500 кН (2 шт.); 9 - канат диаметром 24,5 мм, длиной 700 мм; 10 - якорь на усилие 400 кН; 11 - канат диаметром 38 мм, длиной 130 м; 12 - распорка из бревна диаметром 24 см (2 шт.); усилия при установке опоры (кН): Р=460; P1=250; S=450; F=330; N=440; Г = 120. Размеры на рисунке в метрах



Рис. 2. Схема установки опоры ПП 220-2/70 1 - трактор (3 шт.); 2 - якорь на усилие 120 кН; 3 - двухрольный блок грузоподъемностью 200 кН (2 шт.); 4 - канат диаметром 20 мм. длиной 160 м; 5 - устанавливаемая опора; 5 - канат диаметром 49 мм. длиной 110 м (2 куска); 7 - канат диаметром 33,5 мм. длиной 125 м; 8 - талреп грузоподъемностью 200 кН, 9 - уравнительный блок грузоподъемностью 400 КН (2 шт.); 10 - уравнительный блок грузоподъемностью 700 КН: 11 - монтажная стрела высотой 50 м; 12 - канат диаметром 63,5 мм, длиной 180 м; 13 - монтажный шарнир (2 шт.); 14 - четырехрольный блок грузоподъемностью 400 кН (4 шт.); 15 - канат диаметром 24,5 мм, длиной 650 мм (2 куска); 16 - якорь на усилие 300 КН (2 шт.) 17 - распорка (2 шт.); усилия при установке опоры (кН): Р=680: Pi =270;
S=700; F=460; N=770; T - 150. Размеры на рисунке в метрах

Типовая двухцепная переходная опора ПП 220-2/70 (рис. 2) сначала полностью собирается в горизонтальном положении, а затем соединяется с фундаментом двумя монтажными шарнирами. Для установки опоры используется монтажная стрела высотой 50 м с целью уменьшения монтажных усилий и возможности применения типовых элементов такелажа.
Установка опоры производится тремя тракторами с помощью двух полиспастов грузоподъемностью по 200 кН. С целью уменьшения усилий в узлах крепления к опоре «вожжи» приняты расщепленными, состоящими из двух кусков каната, каждый из которых пропущен через уравнительный блок. Для выравнивания длин в одной из ветвей «вожжей» предусмотрен талреп. Торможение опоры производится трактором с помощью полиспаста на 200 кН.
По приведенной схеме можно устанавливать одноцепную переходную опору ПП 220-1/79.
Типовые переходные опоры ПП 330-2/70 также могут устанавливаться методом поворота (рис. 3). Для этого нижние башмаки опоры должны быть выполнены таким образом, чтобы их опорные поверхности были расположены в одной плоскости.
Для установки опора полностью собирается около фундамента и соединяется с ним при помощи двух монтажных шарниров. Монтажная стрела высотой 55 м устанавливается на расстоянии 6,5 м от фундамента. Канатами «вожжей» опора захватывается в четырех местах за косынки, служащие для соединения секций ствола (косынки несколько «развиваются», и в них предусматриваются дополнительные отверстия).
Канаты «вожжей» состоят из двух кусков, пропущенных через уравнительные блоки. Для возможности выравнивания длин «вожжей» к одному из канатов прикреплен талреп. Необходимое для установки тяговое усилие создается с помощью двух полиспастов грузоподъемностью по 500 кН, соединенных друг с другом с помощью системы канатов и трех уравнительных блоков.
После выхода стрелы из работы продолжение установки опоры до положения равновесия производится тремя тракторами с помощью дополнительного каната 18, прикрепленного к опоре до ее установки. Торможение опоры в последний период ее установки осуществляется одним трактором с помощью полиспаста.
На рис. 4 изображена схема установки повышенной опоры УС 220-8/45 поперек оси перехода с помощью монтажной стрелы высотой 35 м. Масса опоры 54 т, высота 66 м.
Для монтажа траверс, расположенных внизу, опора приподнимается подъемным такелажем и устанавливается на подставку, которую подтаскивает трактор II.



Рис. 3. Схема установки опоры ПП 330-2/70
1 - трактор (5 шт.); 2 - якорь на усилие 210 кН; 3 - трехрольный блок грузоподъемностью 300 кН (2 шт.); 4 - канат диаметром 22,5 мм, длиной 250 м; 5 - канат диаметром 54 мм, длиной 130 м; 6 - устанавливаемая опора; 7 - канат диаметром 54 мм. длиной 130 м (2 куска); 8 - талреп грузоподъемностью 300 кН; 9 - уравнительный блок грузоподъемностью 600 кН (5 шт.), 10 - монтажная стрела высотой 55 м; 11 - монтажный шарнир (2шт.); 12 - пятирольный блок грузоподъемностью 500 кН (4 шт.): 13 - якорь на усилие 435 кН (2 шт.); 14 - распорка (2 шт.); 15 - уравнительный силок грузоподъемностью 250 кН; 16 - канат диаметром 29 мм, длиной 80 м; 17 - канат диаметром 29 мм, длиной 45 м; 18 - канат диаметром 44,5 мм, длиной 200 м; усилия при установке опоры (кН): Р=980; Р,=460; S=1050; Р=650; JV=1100; Г=250. Размеры на рисунке в метрах



Рис. 4. Схема установки опоры УС 220-8/45
1 - трактор (2 шт.); 2 - якорь на усилие 120 кН; 3 - канат диаметром 20 мм, длиной 175 м; 4 - двухрольный блок грузоподъемностью 200 кН (2 шт.); 5 - устанавливаемая опора; 6 - канат диаметром 44,5 мм, длиной 100 м; 7 - канат диаметром 54 мм, длиной 140 м; 8 - уравнительный блок грузоподъемностью 400 кН (2 шт.); 9 - монтажная стрела высотой 35 м; 10 - монтажный шарнир (2 шт.); 11 - канат диаметром 44,5 мм, длиной 110 м; 12 - четырехрольиый блок грузоподъемностью 400 кН (2 шт.): 13 - канат диаметром 24,5 мм, длиной 630 м; 14 - якорь на усилие 320 кН; 15 - распорка из бревна диаметром 24 см (2 шт.); усилия при установке опоры (кН): Р=370; Р, = 280; S=470; f=350; ЛГ=360; Т= 150. Размеры на рисунке в метрах



Рис. 5. Схема установки переходной качающейся опоры СПК-74: 1 - трактор (3 шт.); 2 - устанавливаемая опора; 3 - якорь на усилие 180 кН (2 шт.); 4 - канат диаметром 44,5 мм, длиной 100 м (2 куска); 5 - оттяжки (4 шт.); 6 - талкеп; 7 - уравнительный блок на усилие 400 кН (2 шт.); 8 - стрела высотой 40 м; 9 - уравнительный блок на усилие 703 кН; 10 - канат диаметром 63.о мм, длиной 80 мм; 11 - четырехрольный блок на усилие 400 кН (4 шт.); 12 - канат диаметром 20 мм, длиной 600 м (2 куска); 13 - якорь на усилие 290 кН (2 шт.); усилия при установке опоры 1кН) - Р=660 ;а, = 440; S=680; F=500; JV=600; Г=50. Размеры на рисунке в метрах

Установка опоры производится трактором Т-100 м с помощью полиспаста грузоподъемностью 400 кН. Торможение также осуществляется трактором с помощью полиспаста грузоподъемностью 200 кН.
Качающаяся переходная опора СПК-74 (рис. 5) имеет массу 47 г, высоту 74 м. Полностью собранная опора укладывается вдоль оси перехода (установка опор этого типа поперек оси перехода невозможна) и соединяется с фундаментом стационарными шарнирами. Подъем опоры производится двумя полиспастами грузоподъемностью по 400 кН с помощью монтажной стрелы высотой 40 м.
В связи с гибкостью опора захватывается «вожжами» в восьми местах, расположенных на двух уровнях. При сборном фундаменте монтажная стрела закрепляется на металлических балках, объединяющих подножники. Если опора устанавливается на высокий узкий монолитный ростверк, то целесообразно опирание стрелы на оси шарниров опоры, которые для этой цели удлиняются.
После установки опору закрепляют на четырех монтажных оттяжках, которые снимаются только после окончания монтажа всех несущих канатов и проводов. Две оттяжки прикрепляются к якорям полиспастов, а для 3-й и 4-й оттяжек устраиваются специальные якоря. Оттяжки и якоря сооружаются особо прочными, так как они должны выдерживать одностороннее тяжение несущих канатов при их монтаже. Помимо необходимости надежного закрепления опоры после ее подъема, усложняют также установку опоры большие монтажные усилия, вызванные очень высоким расположением центра тяжести.
Переходная опора на оттяжках типа ППО-70 (рис. 6) имеет массу 26 т, высоту 70 м. Установка опоры производится стрелой 35 м. Полностью собранная опора присоединяется к фундаменту с помощью стационарного шарнира, который используется для ее установки. К траверсе опоры прикрепляются концы всех стационарных оттяжек. Фундамент стойки опоры, состоящий из двух унифицированных подножников с металлической балкой, укрепляется на время монтажа путем устройства упоров на грунт.




Рис. 6. Схема установки опоры ППО-70 1 - устанавливаемая опора; 2 - канат диаметром 44.5 мм, длиной 110 м; 3 - уравнительный блок грузоподъемностью 400 кН (2 шт.); 4 - монтажная стрела высотой 35 м; 5 - канат диаметром 44.5 мм, длиной 200 м; 6 - четырехрольный блок грузоподъемностью 400 кН (2 шт.): 7 - канат диаметром 22.5 мм, длиной 600 м; 8 - якорь на усилие 280 кН; 9 - трактор Т-100м (3 шт.); 10 - канат диаметром 38 мм, длиной 45 м (2 куска); 11 - двухрольный блок грузоподъемностью 150 кН (4 шт.); 12 - канат диаметром 18 мм, длиной 160 м (2 куска); 13 - усиление фундамента; усилия при установке опоры (кН): Р=330; Pi=210; S=300; f=240; W=300; Г=130. Размеры на рисунке в метрах

Подъем опоры производится трактором 9 с помощью полиспаста, состоящего из наката 7 и двух блоков 6. При установке опора поддерживается двумя монтажными оттяжками 10, прикрепленными к якорям. Для этой цели при закладке в грунт анкерных плит в их рамы продевались петли из канатов. Монтажные оттяжки в процессе установки должны иметь небольшое натяжение.
В связи с тем, что длина монтажных оттяжек в процессе установки опоры должна изменяться, в них встроены полиспасты, канаты которых прикреплены к тракторам. В начале подъема опоры оттяжки должны иметь наименьшую длину, а в конце - наибольшую. Поэтому тракторы, к которым прикреплены канаты полиспастов оттяжек, по мере установки опоры должны постепенно передвигаться к опоре.
После установки опоры в вертикальное положение нижние концы стационарных оттяжек опоры прикрепляются к якорям. В связи с большой длиной стационарных оттяжек и необходимостью создания в каждой из них предварительного натяжения, а также для упрощения производства работ натяжение оттяжек целесообразно производить с помощью трактора через блок, прикрепленный к якорю стационарной оттяжки. При натяжении оттяжки для ее закрепления на первый U-образный болт анкерной плиты блок прикрепляется ко второму U-образному болту анкерной плиты и наоборот. После выверки опоры натяжение каната в каждой ветви оттяжки должно составлять 20 кН. Значение натяжения каната измеряется с помощью измерителя тяжения ИТ.

Страница 2 из 5

2. Шарниры - съемные или стационарные приспособления, имеющие ось, вокруг которой опора при установке поворачивается в проектное положение и точно устанавливается на фундамент. Съемные шарниры состоят из двух частей, прикрепляемых к фундаменту и к опоре, соединенных между собой осью. Съемные шарниры рассчитываются только на монтажные усилия. Установка опоры с применением съемных шарниров производится следующим образом.
Собранная опора соединяется с фундаментом с помощью шарниров (рис. 3,а); обычно для установки переходных опор применяется два шарнира.



Рис. 3. Шарниры. Съемные: а -5- г - схемы использования; д, е - шарниры для установки концевых и повышенных опор; ж, з - шарниры для установки опор массой до 100 и до 150 т. Стационарные шарниры: и - качающихся опор СПК-74: к - опоры с оттяжками; л - шарнирный опорный узел опоры массой 130 т 1 - опора; 2 - ось шарнира, 3, 4 - верхняя и нижняя части шарнира; 5 - железобетонный фундамент; 6 - металлическая балка фундамента; 7 - упорный уголок; 8 - ось монтажной стрелы; 9 - болт; 10 - упор; 11 - плита

Нижняя часть шарнира устанавливается на анкерные болты фундамента, а верхняя прикрепляется к башмаку опоры дополнительными болтами, входящими в комплект шарнира. Подъемным такелажем производится установка опоры (рис. 3, б), при этом свободные от шарниров башмаки надеваются на анкерные болты и временно закрепляются гайками (рис. 3, в). Затем опора дополнительно наклоняется в сторону подъема для освобождения от ее веса шарниров, которые при этом снимаются. После этого опора устанавливается на фундаменты, с которых были сняты шарниры, и располагается вертикально (рис 3,г). Снятые шарниры могут быть использованы для установки других опор. Самой ответственной деталью шарнира является ось. При установке опоры способом падающей стрелы наибольшее усилие на ось шарнира действует в конце торможения.
Установка концевых и линейных повышенных опор массой до 40 т, используемых на небольших переходах, производится с помощью шарниров, конструкция которых приведена на рис. 3, б. При расположении шарниров на металлических балках сборного фундамента, для разгрузки болтов крепления шарнира от действия горизонтальных монтажных усилий, перед шарнирами привариваются упорные уголки 7. Масса шарнира 130 кг.
Шарнир для установки опор массой до 30 т, имеющий дополнительную ось 8 для присоединения монтажной стрелы, изображен на рис. 3, е. Масса шарнира 81 кг. Применение таких шарниров в комплекте с присоединяемой к ним монтажной стрелой исключает необходимость выполнения планировочных работ для расположения стоек стрелы, а также привязывания нижних концов стрелы к фундаменту опоры.
Для установки опор массой до 100 т применяются шарниры, изображенные на рис. 3, ж; их масса 360 кг.
С целью разгрузки башмаков опоры от дополнительных напряжений ось 2 шарнира располагается ближе к его середине, поэтому для возможности размещения болтов высота его увеличена. В комплект шарнира входит металлическая плита с упором, который, передавая горизонтальные монтажные усилия на фундамент, разгружает от их действия анкерные болты. Имеющиеся в плите прорези позволяют ее снимать после установки опоры без подъема ее выше анкерных болтов, что значительно уменьшает необходимый угол наклона опоры. Снятие плиты производится канатом со скобкой, которая прикрепляется через отверстие в ребре упора.
На рис. 3,з изображен шарнир для установки опоры ПП 330-2/70 массой 148 т. Для уменьшения массы и габаритных размеров шарнира последний крепится только на четырех анкерных болтах фундамента из восьми. В связи с тем, что анкерные болты значительно выступают из фундамента, шарнир устанавливается на металлическую плиту, конструкция которой, не показанная на рис. 3, з, аналогична плите 11 (рис. 3,ж).
Некоторые плиты переходных опор имеют стационарные шарнирные опорные узлы, которые используются для установки опоры и сохраняются в период ее эксплуатации. Такие узлы рассчитываются на монтажные и эксплуатационные нагрузки.
На рис. 3, и изображен шарнирный узел качающейся переходной опоры СПК-74. Щеки шарнира приварены к металлическим балкам сборного фундамента. Узел соединения одностоечной опоры ППО-70 с балкой сборного фундамента показан на рис. 3, к. Наличие в узле трех осей позволяет осуществить подъем опоры из горизонтального и наклонного поперек оси перехода положений, а также воспринять небольшие наклоны при подъеме.
У некоторых типов переходных опор два башмака выполняются шарнирными только в том случае, если опора устанавливается поворотом в собранном виде; при этом остальные два башмака выполняются не шарнирными. Шарнирный башмак опоры высотой 90 м массой 130 т приведен на рис. 3, л. Нижняя часть его представляет собой сварную обойму, закрепленную на анкерных болтах и залитую бетоном.
На некоторых больших переходных опорах (например, высотой 150 м) опорные узлы выполняются в виде шарниров, несмотря на то что опора монтируется наращиванием.

Сооружение опор «с пути» следует осуществлять комплектом машин с выполнением работ в «окна» при соблюдении инструкции по обеспечению безопасности движения поездов.

Сооружение опор комплектов механизмов, работающих «с пути» в «окно», следует осуществлять так, чтобы вслед за механизированной разработкой котлованов в это же «окно» производилась установка опор. Разрыв во времени между окончанием разработки котлованов и установкой в них опор должен быть не более суток.

Установку нераздельных железобетонных опор производят с опорной плитой (анкерные) (рис. 2.9) и с лежнями (рис. 2.10).

Для установки железобетонных опор используются:

при работе «с пути» – кран автомотрисы АГВ (АДМ), кран на железнодорожном ходу;

при работе «с поля» – кран на автомобильном или тракторном ходу.

Технология установки железобетонных опор:

условия работ (п.1) и подготовительные работы (п.2) аналогичны установки фундаментов и анкеров.

3. Порядок установки железобетонных опор в котлован:

заземлить раму крана автомобильном ходу переносным медным заземлителем сечением не менее 50 мм 2 на тяговый рельс или на инвентарный заземлитель;

привести стрелу крана в рабочее положение;

присоединить крюк крана с помощью тросовой петли к опоре на высоте 1 … 1,5 м от центра тяжести опоры так, чтобы он в поднятом положении находился вертикально; для строповки опор применяют стальной трос диаметром 16 мм;

проверить правильность строповки опоры, приподняв её на 5 … 10 см от поверхности земли;

закрепить ниже центра тяжести опоры две веревочные расчалки;

приподнять в вертикальное положение и установить опору в котлован, произвести операционный контроль правильности установки опоры;

после регулировки положения опоры конструкция засыпается на 1/3 глубины котлована (но не менее 1 м) с трамбовкой слоями не менее 20 см;

приставить к установленной опоре лестницу и закрепить её на опоре, снять веревочные расчалки;

освободить крюк стрелы крана от стропы, окончательно засыпать котлован.

4. Операционный контроль установки опор.

Операционный контроль качества работ при установке опор контактной сети заключается в контроле следующих технологических операций и параметров: длина пролета, расстояние от оси пути до опоры, наклон и разворот опор, глубина заделки опор в грунт, качество засыпки котлована.


Предельные отклонения (допуски) при установке железобетонных опор контактной сети:

– длина пролета, м……………………………………………….D1 = +1; -2

– расстояние от оси пути до передней грани опоры

на уровне головки рельса (УГР), мм……………………….....D2 = + 150

– глубина заделки опоры в грунт, мм………………………….D3 = ± 100

– разворот опоры в плане относительно направления,

перпендикулярного оси пути, град……………………….…..D4 = ± 3

– наклон оси опоры относительно вертикали в сторону,

противоположную действию основных нагрузок,

не должен превышать, % (град)………………………………D5 = 3(1)

– наклон оси опоры относительно вертикали вдоль

оси пути не должен превышать, % (град)………………….…1 (0,5)

– наклон оси анкерной опоры относительно

вертикали в сторону, противоположную действию

основных нагрузок, не должен превышать, % (град)……….0,5 (0,25)


Рис. 2.10. Схема установки железобетонной опоры с лежнями

(1 – опора; 2 – лежень; 3 – ось пути; 4 – рельс)

5. Установка раздельной опоры в стаканный фундамент:

опустить опору краном в стакан фундамента, произвести регулировку положения опоры;

закрепить опору в стакане фундамента сверху – четырьмя деревянными клиньями, а снизу по длине 400 мм засыпать мелким щебнем;

произвести расстроповку опоры и снятие расчалок, привести кран в транспортное положение;

оставшуюся полость в стакане фундамента расчеканить цементным раствором (прочностью не менее 300 кгс/см 2) с устройством слива-стяжки;

Не допускается оставлять в растворе монтажные клинья, они должны быть удалены.

6. Установка раздельной опоры на фундамент с анкерными болтами:

опустить опору краном на анкерные болты фундамента, временно закрепить гайками и произвести регулировку положения опоры;

затянуть гайки до отказа, установить контргайки и покрыть болты антикоррозийной смазкой;

произвести расстроповку опоры и снятие расчалок, привести кран в транспортное положение.

Допускается при регулировке применение стальных клиновидных подкладок общей толщиной не более 30 мм, размещаемых между пятой башмака опоры и фундаментом.

Номерные знаки опор должны располагаться на высоте 5 м от уровня головки рельса и должны быть отчетливо видны из кабины машиниста.

7. Установку опор контактной сети «с поля» рекомендуется совмещать с разгрузкой транспортных средств. Для погрузки и выгрузки опор применяют механизированную платформу. Она представляет собой две сцепленные железнодорожные платформы, оборудованные двумя тельферами с выдвижными кран-балками, позволяющими производить выгрузку опор на обочину пути.

8. При установке опор контактной сети запрещено:

– находиться ближе 5 м от зоны проекции перемещаемой по высоте опоры;

– подниматься на опору до её полного закрепления или заклинивания;

– располагать руки в процессе регулировки и закрепления опоры в местах их возможного защемления;

– перегружать кран и стропы в процессе монтажа опоры.

Монтаж жестких поперечин

Одним из наиболее важных видов строительно-монтажных работ при электрификации железных дорог, непосредственно влияющим на безопасность движения поездов, является монтаж жестких или гибких поперечин на станциях, так как повреждение данных конструкций приводит к повреждению контактной сети и соответственно к прекращению движения поездов на нескольких путях станции одновременно.

Сборка и установка жестких поперечин должна быть выполнена в соответствии с проектом. При сборке на комплектовочной базе жестких поперечин из отдельных блоков следует обращать особое внимание на правильность расположения раскосов (рис.2.4).

До сборки жесткой поперечины рамной конструкции необходимо замерить фактическое расстояние между опорами, по которому следует изготовить ригель жесткой поперечины. Допускается осуществлять регулировку длины ригеля в соответствии с измеренным расстоянием (при его сборке из отдельных блоков) с помощью монтажных панелей.

Во время установки ригеля жесткой поперечины на железобетонные стойки, начиная с подъема до установки и закрепления ее на вершинах стоек, в зоне работ не разрешается передвижение поездов или других подвижных единиц.

Монтаж ригелей жестких поперечин на стойки допускается производить после окончательного закрепления стоек с засыпкой котлованов или закрепления их в фундаментах.

Ригели жестких поперечин следует устанавливать при помощи железнодорожного крана грузоподъемностью 15 т с длиной стрелы не менее 18 м. При установке ригеля не допускается вертикальная регулировка стоек стрелой железнодорожного крана.

Технология установки ригеля жесткой поперечины:

1. Условия выполнения работ:

с перерывом в движении поездов по всем путям, перекрываемым жесткой поперечиной;

с предоставлением «окна» в движении поездов продолжительностью 2,5 … 6 ч;

со снятием напряжения со всех проводов и оборудования (в т.ч. с полевой стороны опор); по наряду и приказу энергодиспетчера с указанием времени начала и окончания работ.

При работе на станционных путях – по согласованию с дежурным по станции.

Если при развороте стрелы крана, его кабина становится негабаритной по отношению к соседнему пути, то выдается предупреждение о работе крана поездам, следующим по соседнему пути, а место работы ограждается сигналистом.

заблаговременно до начала работ в соответствии с монтажным планом контактной сети подобрать необходимый ригель; в соответствии с проведенными на месте замерами произвести разметку и установить конструкции для подвески изоляторов каждого пути; по концам ригеля установить хомутики (бугели) для крепления продольных уголков ригеля к оголовникам или опорным стойкам (при боковом креплении ригеля к опоре). Металлические ригели для перекрытия 2 … 4 путей имеют длину от 13,6 м до 27,1 м; для перекрытия 5 … 8 путей длина ригеля составляет от 29 м до 44,16 м. Произвести входной контроль ригеля жесткой поперечины;

накануне работ передать заявку энергодиспетчеру на предоставление «окна» в движении поездов, на выдачу предупреждений поездам, на снятие напряжения с проводов и оборудования (в зависимости от условий работ);

сформировать установочный поезд в составе: крана на железнодорожном ходу, сцепа четырехосных платформ с погруженным ригелем, автомотрисы;

организовать переезд установочного поезда на станцию, где будет выполняться работа;

получить приказ энергодиспетчера с указанием времени начала и окончания работ и, при необходимости, о снятии напряжения с проводов и оборудования;

после закрытия путей перегона или станции, получить разрешение от дежурного по станции на его занятие; осуществить переезд установочного поезда на место работ в соответствии с Инструкцией по движению поездов;

при работе со снятием напряжения, установить заземляющие штанги в соответствии с нарядом;

3. Порядок установки ригеля жесткой поперечины:

установочный поезд установить на среднем или ближайшем к середине ригеля пути (рис. 2.11);

произвести строповку поперечины и закрепить четыре растяжки;

приподнять жесткую поперечину на 20 … 30 см и проверить правильность строповки;

поднять поперечину краном на высоту выше верха опор, развернуть с помощью растяжек поперек путей и установить на оголовники опор;

закрепить ригель на оголовниках опор с 9-метровых монтажных лестниц (рис. 2.12);

опуская стрелу крана, произвести расстроповку установленного ригеля;

после снятия строп и растяжек, стрелу крана привести в транспортное положение.

4. Операционный контроль качества работ при монтаже жестких поперечин контактной сети заключается в контроле следующих технологических операций и параметров: расстояние между опорами одной поперечины, разница в отметках вершин стоек (опор), отклонение осей поперечины от проектного положения, качество крепления поперечины к стойкам (опорам).

Предельные отклонения при монтаже жестких поперечин контактной сети:

разница отметок вершин опор (стоек) жесткой поперечины, мм

при длине ригеля до 30 м……………………………….…D1 = 100

при длине ригеля до 40 м………………………………….D1 = 200

расстояние между опорами одной поперечины

(перпендикулярно оси пути), мм …………………………………….. D2 = + 300

Конструкции для закрепления контактной подвески (турникеты или треугольные подвесы) должны быть расположены от узлов решетки ригеля на расстоянии не более 200 мм.

– при ветре более 10 м/с, в туман, в метель, сильном гололеде и плохой видимости;

– оставлять ригели жестких поперечин, не закрепленными на стойках после установки их краном;

– находиться ближе 7 м от перемещаемого по высоте ригеля;

– находиться на ригеле в момент его перемещения;

– подниматься на ригель до его полного закрепления на опорах.



Рис. 2.11. Схема установки ригеля жесткой поперечины

(1 – ригель; 2 – опора; 3 – строп; 4 – растяжка; 5 – монтажная лестница;

6 – ось пути; 7 – рельс; 8 – монтажный кран; 9 – платформа прикрытия;

10 – платформа; 11– изолирующая вышка)


Монтаж анкерных оттяжек

Анкерные оттяжки устанавливают вручную. Крепление кронштейнов к анкерной опоре осуществляют на земле или после установки опоры с приставной лестницы (рис. 2.12). Тип оттяжки и расположение анкерных кронштейнов на опоре определяется проектом и зависит от вида анкеровки и подвески. Устройство узла крепления тяг оттяжек к анкеру обеспечивает регулировку длины тяг. Натяжение тяг регулируют, используя также имеющуюся на них резьбу (рис.2.13).

1. Условия выполнения работ:

без занятия пути; с подъёмом на высоту, с применением приставной лестницы 9 м;

без снятия напряжения, вблизи частей, находящихся под напряжением; по наряду, с уведомлением энергодиспетчера о времени, месте и характере работ.

2. Подготовительные работы и допуск к работе:

накануне работ передать заявку энергодиспетчеру на выполнение работ без снятия напряжения, вблизи частей, находящихся под напряжением;

подобрать оттяжки, кронштейны-хомуты для крепления их на опоре и к анкеру, полиэтиленовые изоляционные прокладки под кронштейны-хомуты, деревянные изоляционные бруски, пропитанные масляным антисептиком, для изоляции анкерных оттяжек от арматуры анкера;

получить наряд на производство работ и инструктаж от лица, выдавшего его;

уведомить энергодиспетчера о времени, месте и характере работ;

по прибытии на место работ провести инструктаж членам бригады с росписью в наряде;

при наличии в цепи заземления искрового промежутка или диодного заземлителя установить на них медную шунтирующую перемычку сечением 50 мм 2 .

3. Порядок установки анкерных оттяжек:

установить и закрепить на опоре лестницу 9 м;

поднять «удочкой» кронштейн-хомут для верхней оттяжки и полиэтиленовые изоляционные прокладки и закрепить их на проектной высоте в соответствии со схемами (рис. 2.13);

поднять «удочкой» конец верхней оттяжки и соединить его с кронштейном-хомутом;

установить нижнюю оттяжку на опоре;

присоединить нижние концы оттяжек в узле их крепления к анкеру;

с помощью гаек натянуть оттяжки; двойные оттяжки должны иметь одинаковое натяжение, что проверяется по вибрации при ударе по ним металлическим предметом. Прогиб опоры в сторону оттяжек должен быть не более 100 мм;

измерить мегомметром на 500 В сопротивление изоляции оттяжек от анкера и от арматуры опоры. Сопротивление должно быть не менее 5 МОм.

совмещенной анкеровке несущего троса и контактного провода (1 – анкер;

2 – оттяжка; 3 – опора; 4 – опорная плита)


Монтаж контактной сети

Из горизонтального положения в вертикальное, чаще всего ее конструкцию собирают на земле и поднимают методом поворота вокруг шарниров, которые укреплены к фундаменту.

Шарниры должны изготавливаться согласно рабочим чертежам, требованиям действующих стандартов и технических условий.

Схема установки шарниров для подъема свободностоящих опор ВЛ 35—500 кВ

  • а—г — типы шарниров: / верхняя часть; 2 — ось;
  • 3 —- нижняя часть: 4 — фундамент;
  • 5 — деревянная подкладка;
  • 6 — пята опоры;
  • 7—монтажные болты;
  • Я переходная втулка;
  • 9— упор

Шарнир, тип УI предназначен для установки промежуточных опор портального типа на оттяжках ВЛ 500 кВ: ПБ-1, ПБ-2, ПБ-3, ПБ-4,ПБ-5.

Шарнир состоит из верхней и нижней половины, которые соединяются между собой посредством соединителя.

  • Масса шарнира-45,0 кг.
  • Масса наиболее тяжелой части шарнира- 33,5 кг.

Шарнир крепится к одной из пластин башмака с помощью 4-х болтов. Для этого из пластины, к которой крепится шарнир, вывертываются 4 болта, а вместо них устанавливают 4 болта того же диаметра, но длиной 50 мм. Фиксирование нижней половины шарнира на ж/б фундаментах производится с помощью деревянных подкладок.

При установке опор с помощью данного шарнира необходимо, чтобы усиление возникающее в шарнире не превышало 6,5 тс и было направлено к шарниру.

Каждый шарнир до его окраски должен быть покрыт грунтовкой (кроме трущихся поверхностей).

Таблица 4. Шарниры для свободностоящих металлических опор ВЛ 35—500 кВ. Характеристики шарниров

Тип пят у опор

Расстояние между болтами

Диаметр отверстий под болтами

Габариты, мм

Масса.

рис. 10

верхняя

"плита"

наибольшая

общая

б Наклонное 250 250 250 350 44 44 400X 400X170 470X370X320 820X 600 X 384 19.2 21.5 120.3 77
Прямые 49 73 367,4
Наклонные

Таблица 5. Шарниры для подъема унифицированных переходных опор

Шифр опоры

Характеристика шарниров

Рассцщние между болтами, мм

Диаметр отвер-

Габариты, мм

Масса

верхняя

нижняя

ПП110 и ПП220 400 49 74 800X700X360 340
ПП330-1/41 и 11П330-1/51 500 49 66 930 Х700Х 360 366
АПТ-58 и АПТ-69.5 500 50 82 950X990X700 492
КТС 300 38 58 510X450X350 137
У38М 250 38 58 500X 430X 300 103

Таблица 6. Шарниры для подъема одностоечных и портальных металлических опор на оттяжках ВЛ 110—500 кВ

Шифр опоры

Характеристика шарниров

Масса наибольшей части шар-

Габариты, мм

общая

П110-7 33.5 605 X 600X 510 47
П220-1 33.6 605X600X510 48
ПБ-1 - ПБ-5 33.5 605X600X480 45
ПУБ2; ПУБ5: ПУБ20 33.5 605*600X520 46
ПБ4Г, ПБЗСА; ПБ4СА 54 570X 540X 725 102




Чертеж соединителя верхней и нижней частей шарнира

Обозначение и наиманование шарниров



Статьи по теме