Куприн гранатовый браслет краткое содержание. А.И. Куприн "Гранатовый браслет": описание, герои, анализ произведения. Характеристика действующих лиц

Гранатовый браслет

Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, уже какое-то время жила вместе с мужем на даче, потому что шел ремонт их городской квартиры. Сегодня был день её именин, а потому должны были приехать гости. Первой появилась сестра Веры - Анна Николаевна Фриессе, бывшая замужем за очень богатым и очень глупым человеком, который ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном обществе и имел звание камер-юнкера. Должен приехать дедушка, генерал Аносов, которого сестры очень любят. Гости стали съезжаться после пяти часов. Среди них знаменитая пианистка Женни Рейтер, подруга княгини Веры по Смольному институту, муж Анны привез с собой профессора Спешникова и местного вице-губернатора фон Зекка. С князем Василием Львовичем приезжает его вдовая сестра Людмила Львовна. Обед проходит очень весело, все давно и хорошо знакомы друг с другом.

Вера Николаевна вдруг заметила, что гостей - тринадцать. Это её немного испугало. Все сели играть в покер. Вере играть не хотелось, и она направилась было на террасу, где накрывали к чаю, когда её с несколько таинственным видом поманила из гостиной горничная. Она вручила ей пакет, который полчаса назад принес посыльный.

Вера раскрыла пакет - под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр красного плюша. В нем был овальный золотой браслет, а внутри его - бережно сложенная записка. Она развернула её. Почерк показался ей знакомым. Она, отложив записку, решила посмотреть сначала браслет. "Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то старинный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни". Затем она прочла строки, написанные мелко, великолепно-каллиграфическим почерком. Это было поздравление с днем Ангела. Автор сообщал, что этот браслет принадлежал его прабабке, затем его носила его покойная матушка. Камешек посередине - это весьма редкий сорт граната - зеленый гранат. Дальше он писал: "По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти... Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность..." "Показать Васе или не показать? И если показать - то когда? Сейчас или после гостей? Нет, уж лучше после - теперь не только этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним", - раздумывала Вера и не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов.

Между тем вечер шел своим чередом. Князь Василий Львович показывал своей сестре, Аносову и шурину домашний юмористический альбом с собственноручными рисунками. Их смех привлек всех остальных. Там была повесть: "Княгиня Вера и влюбленный телеграфист". "Лучше не нужно", - сказала Вера, тихо дотронувшись до плеча мужа. Но тот или не расслышал, или не придал значения. Он юмористически пересказывает старые письма человека, влюбленного в Веру. Тот писал их, когда она ещё не была замужем. Автора князь Василий называет телеграфистом. Муж все говорит и говорит... "Господа, кто хочет чаю?" - спросила Вера Николаевна.

Генерал Аносов рассказывает крестницам о любви, которая у него была в молодости в Болгарии с одной болгарочкой. Когда же войскам пришло время уходить, они дали друг другу клятву в вечной взаимной любви и простились навсегда. "И все?" - спросила разочарованно Людмила Львовна. Позже, когда гости почти все разошлись, Вера, провожая дедушку, тихо сказала мужу: "Поди посмотри... там у меня в столе, в ящичке, лежит красный футляр, а в нем письмо. Прочитай его".

Было так темно, что приходилось ощупью ногами отыскивать дорогу. Генерал вел под руку Веру. "Смешная эта Людмила Львовна, - вдруг заговорил он, точно продолжая вслух течение своих мыслей. - А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!" Женитьба, по его мнению, ничего не значит. "Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым?" - спросила Вера. Аносов долго молчал. Потом протянул неохотно: "Ну, хорошо... скажем - исключение". Почему люди женятся? Что до женщин, то боятся остаться в девках, хотят быть хозяйкой, дамой, самостоятельной... У мужчин другие мотивы. Усталость от холостой жизни, от беспорядка в доме, от трактирных обедов... Опять же, мысль о детях... Бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? "Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться". "Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка?" "Нет, - ответил старик решительно. - Я, правда, знаю два случая похожих...

В одном полку нашей дивизии... была жена полкового командира... Костлявая, рыжая, худющая... Вдобавок, морфинистка. И вот однажды, осенью, присылают к ним в полк новоиспеченного прапорщика... только что из военного училища. Через месяц эта старая лошадь совсем овладела им. Он паж, он слуга, он раб... К рождеству он ей уже надоел. Она вернулась к одной из своих прежних... пассий. А он не мог. Ходит за ней, как привидение. Измучился весь, исхудал, почернел... И вот однажды весной устроили они в полку какую-то маевку или пикник... Обратно возвращались ночью пешком по полотну железной дороги. Вдруг навстречу им идет товарный поезд... она вдруг шепчет на ухо прапорщику: "Вы все говорите, что любите меня. А ведь, если я вам прикажу - вы, наверное, под поезд не броситесь". А он, ни слова не ответив, бегом - и под поезд. Он-то, говорят, верно рассчитал... так бы его аккуратно пополам и перерезало. Но какой-то идиот вздумал его удерживать и отталкивать. Да не осилил. Прапорщик, как уцепился руками за рельсы, так ему обе кисти и оттяпало... И пропал человек... самым подлым образом..."

Генерал рассказывает ещё один случай. Когда полк отправлялся на войну и уже поезд тронулся, жена громко крикнула мужу: "Помни же, береги Володю [своего любовника]! Если что-нибудь с ним случится - уйду из дома и никогда не вернусь. И детей заберу". На фронте этот капитан, храбрый солдат, ухаживал за этим трусом и лодырем Вишняковым, как нянька, как мать. Все обрадовались, когда узнали, что Вишняков скончался в госпитале от тифа...

Генерал спрашивает Веру, что это за история с телеграфистом. Вера рассказала подробно о каком-то безумце, который начал преследовать её своею любовью ещё за два года до её замужества. Она его ни разу не видела и не знает его фамилии. Подписывался он Г. С. Ж. Однажды обмолвился, что служит в каком-то казенном учреждении маленьким чиновником, - о телеграфе он не упоминал ни слова. Наверное, он постоянно следил за ней, потому что в своих письмах точно указывал, где она бывала по вечерам... и как была одета. Сначала его письма были несколько вульгарны, хотя и вполне целомудренны. Но однажды Вера написала ему, чтобы он больше ей не надоедал. С тех пор он стал ограничиваться поздравлениями по праздникам. Княгиня Вера рассказала о браслете и о странном письме своего таинственного обожателя. "Да-а, - протянул генерал наконец. - Может быть, это просто ненормальный малый... а... может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь..."

Брат Веры Николай и Василий Львович обеспокоены тем, что неизвестный похвастается кому-нибудь, что от него принимает подарки княгиня Вера Николаевна Шеина, пришлет потом ещё что-нибудь, затем сядет за растрату, а князья Шеины будут вызваны как свидетели... Решили, что его надо разыскать, вернуть браслет и прочесть нотацию. "Мне почему-то стало жалко этого несчастного", - нерешительно сказала Вера.

Муж и брат Веры находят нужную квартиру на восьмом этаже, поднявшись по грязной, заплеванной лестнице. Обитатель комнаты Желтков был человек "очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти". Он молча принимает обратно свой браслет, извиняется за свое поведение. Узнав, что господа собирались обращаться к помощи власти, Желтков рассмеялся, сел на диван и закурил. "Сейчас настала самая тяжелая минута в моей жизни. И я должен, князь, говорить с вами вне всяких условностей... Вы меня выслушаете?" "Слушаю" , - сказал Шеин. Желтков говорит, что любит жену Шеина. Ему трудно это сказать, но семь лет безнадежной и вежливой любви дают ему это право. Он знает, что не в силах разлюбить её никогда. Оборвать это его чувство они не могут ничем, разве что смертью. Желтков просит позволения поговорить по телефону с княгиней Верой Николаевной. Он передаст им содержание разговора.

Он вернулся через десять минут. Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. "Я готов, - сказал он, - и завтра вы обо мне ничего не услышите. Я как будто бы умер для вас. Но одно условие - это я вам говорю, князь Василий Львович, - видите ли, я растратил казенные деньги, и мне как-никак приходится из этого города бежать. Вы позволите мне написать ещё последнее письмо княгине Вере Николаевне?" Шеин разрешает.

Вечером на даче Василий Львович подробно рассказал жене о свидании с Желтковым. Он как будто чувствовал себя обязанным это сделать. Ночью Вера говорит: "Я знаю, что этот человек убьет себя". Вера никогда не читала газет, но в этот день почему-то развернула как раз тот лист и натолкнулась на тот столбец, где сообщалось о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова. Целый день она ходила по цветнику и по фруктовому саду и думала о человеке, которого она никогда не видела. Может быть, это и была та настоящая, самоотверженная, истинная любовь, о которой говорил дедушка?

В шесть часов почтальон принес письмо Желткова. Он писал так: "Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам... для меня вся жизнь заключается только в Вас... Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить... Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя твое". Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я её люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли... Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то... сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur № 2, ор. 2... Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж.".

Вера едет туда, где жил Желтков. Хозяйка квартиры рассказывает, какой это был чудный человек. О браслете она говорит, что перед тем как написать письмо, он пришел к ней и попросил повесить браслет на икону. Вера входит в комнату, где лежит на столе Желтков: "Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь... Вера... положила ему под шею цветок. В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее... И, раздвинув в обе стороны волосы на лбу мертвеца, она крепко сжала руками его виски и поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем". Перед уходом Веры хозяйка говорит, что Желтков перед смертью просил, что если какая-нибудь дама придет поглядеть на него, то сказать ей, что у Бетховена самое лучшее произведение... она показала название, написанное на бумажке.

Вернувшись домой поздно, Вера Николаевна обрадовалась, что ни мужа, ни брата нет дома. Зато её ждала Женни Рейтер, и она попросила её сыграть что-нибудь для нее. Она почти ни одной секунды не сомневалась, что Женни сыграет то самое место из второй сонаты, о котором просил этот мертвец с нелепой фамилией Желтков. Так оно и было. Она узнала с первых же аккордов это произведение. И в уме её слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: "Да святится имя твое".

"Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания... Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. "Да святится имя твое". Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала... И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь её горю, продолжала:

"Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь?.. Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко..." Вера, вся в слезах, говорила: "Нет, нет, он меня простил теперь. Все хорошо".

В августе отдых на пригородном морском курорте был испорчен плохой погодой. Опустевшие дачи грустно мокли под дождём. Но в сентябре погода снова переменилась, наступили солнечные дни. Княгиня Вера Николаевна Шеина не покидала дачи - в её доме шёл ремонт - и теперь радуется тёплым денькам.

Наступает день именин княгини. Она рада, что он выпал на дачный сезон - в городе пришлось бы давать парадный обед, а Шеины «едва сводили концы с концами».

На именины к Вере приезжают её младшая сестра Анна Николаевна Фриессе, жена очень богатого и очень глупого человека, и брат Николай. Ближе к вечеру князь Василий Львович Шеин привозит и остальных гостей.

Свёрток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Николаевны приносят в разгар нехитрых дачных развлечений. Внутри футляра оказывается золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, которые окружают маленький зелёный камешек.

Кроме гранатового браслета в футляре обнаруживается письмо. Неизвестный даритель поздравляет Веру с днём ангела и просит принять браслет, принадлежавший ещё его прабабке. Зелёный камешек - это весьма редкий зелёный гранат, сообщающий дар провидения и оберегающий мужчин от насильственной смерти. Автор письма напоминает княгине, как семь лет назад писал ей «глупые и дикие письма». Заканчивается письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Князь Василий Львович демонстрирует в этот момент свой юмористический домашний альбом, открытый на «повести» «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». «Лучше не нужно», - просит Вера. Но муж всё же начинает полный блестящего юмора комментарий к собственным рисункам. Вот девица Вера получает письмо с целующимися голубками, подписанное телеграфистом П. П. Ж. Вот молодой Вася Шеин возвращает Вере обручальное кольцо: «Я не смею мешать твоему счастью, и всё же мой долг предупредить тебя: телеграфисты обольстительны, но коварны». А вот Вера выходит замуж за красивого Васю Шеина, но телеграфист продолжает преследования. Вот он, переодевшись трубочистом, проникает в будуар княгини Веры. Вот, переодевшись, поступает на их кухню судомойкой. Вот, наконец, он в сумасшедшем доме.

После чая гости разъезжаются. Шепнув мужу, чтобы тот посмотрел футляр с браслетом и прочёл письмо, Вера отправляется провожать генерала Якова Михайловича Аносова. Старый генерал которого Вера и её сестра Анна зовут дедушкой, просит княгиню пояснить, что же в рассказе князя правда.

Г. С. Ж. преследовал её письмами за два года до замужества. Очевидно, он постоянно следил за ней, знал, где она бывала на вечерах, как была одета. Служил он не на телеграфе, а в «каком-то казённом учреждении маленьким чиновником». Когда Вера, тоже письменно, попросила не беспокоить её своими преследованиями, он замолчал о любви и ограничился поздравлениями по праздникам, как и сегодня, в день её именин. Выдумывая весёлый рассказ, князь заменил инициалы неизвестного воздыхателя на свои.

Старик предполагает, что неизвестный может оказаться маньяком.

Вера застаёт своего брата Николая очень раздражённым - он тоже прочёл письмо и считает, что его сестра попадёт «в смешное положение», если примет этот нелепый подарок. Вместе с Василием Львовичем он собирается отыскать поклонника и вернуть браслет.

На другой день они узнают адрес Г. С. Ж. Им оказывается голубоглазый человек «с нежным девичьим лицом» лет тридцати, тридцати пяти по фамилии Желтков. Николай возвращает ему браслет. Желтков ничего не отрицает и признаёт неприличность своего поведения. Обнаружив некоторое понимание и даже сочувствие в князе, он объясняет ему, что любит его жену, и это чувство убьёт разве что смерть. Николай возмущён, но Василий Львович относится к нему с жалостью.

Желтков признаётся, что растратил казённые деньги и вынужден бежать из города, так что они о нем больше не услышат. Он просит у Василия Львовича разрешения написать его жене последнее письмо. Услышав от мужа рассказ о Желткове, Вера почувствовала, «что этот человек убьёт себя».

Утром Вера узнаёт из газеты о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова, а вечером почтальон приносит его письмо.

Желтков пишет, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твоё». Если она вспомнит о нём, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Сонаты № 2», он от глубины души благодарит её за то, что она была единственной его радостью в жизни.

Вера едет проститься с этим человеком. Муж вполне понимает её порыв и отпускает жену.

Гроб с Желтковым стоит посреди его бедной комнаты. Его губы улыбаются блаженно и безмятежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера приподнимает его голову, кладёт под шею большую красную розу и целует его в лоб. Она понимает, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Вечером Вера просит знакомую пианистку сыграть для неё «Аппассионату» Бетховена, слушает музыку и плачет. Когда музыка заканчивается, Вера чувствует, что Желтков её простил.

Вы прочитали краткое содержание романа Гранатовый браслет. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

В середине августа погода в Крыму испортилась, и жители пригородного курорта поспешно перебрались в города. Но в начале сентября снова потеплело, наступили тихие безоблачные дни. Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не могла оставить дачу, так как в городской квартире шел ремонт. Теперь она очень радовалась прекрасным теплым дням, тишины, одиночества, ласковом соленом ветерка.

Сегодня был день ее именин. Она осталась одна в доме: муж и брат уехали в город по делам. До обеда человек обещал вернуться и привезти немногих ближайших знакомых. Это радовало Веру: приходилось экономить, чтобы воздержаться от разорения, а прием на даче мог быть очень скромным. Теперь она ходила садом и срезала цветы к обеденному столу.

На шоссе послышались знакомые звуки автомобильного рожка. Это приехала сестра княгини, Анна Николаевна Фриессе. Сестры нежно любили друг друга и очень обрадовались встрече. Внешне они были непохожими: Вера, высокая, с гибкой фигурой, нежным, но холодным и надменным лицом, большими прекрасными руками, пошла в мать, красавицу англичанку, а Анна унаследовала монгольские черты отца, хотя была тоже по-своему очаровательной. Она была замужем за очень богатым мужчиной и родила двоих детей, мальчика и девочку. Княгиня Вера, которая не имела собственных детей, обожала племянников.

Сестры говорили о красоте моря, вспоминали родные места. Вдруг Анна опомнилась, что забыла вручить Вере подарок. Она достала из ручного мешочка маленького блокнота в изысканной старинной переплете — вещь очень дорогую и редкую.

Погуляв еще немного, сестры пошли в дом, чтобы подготовиться к приему гостей.

После пятой начали съезжаться приглашенные. Особенно порадовал Веру приезд Женни Рейтер, талантливой пианистки, подруги по Смольном института, и генерала Аносова, друга покойного отца, которого сестры ласково звали дедушкой. Храбрый воин, проста и искренний человек, Аносов был справедливым с подчиненными, уважал и берег солдат, ценил честных и порядочных людей. Он был так привязан к Вере и Анны, который пытался видеться с ними как можно чаще. Своей семьи в Аносова не было.

Обед проходил оживленно. Рассказывали разные забавные истории, весело шутили друг над другом. Перед тем как вставать из-за стола, княгиня Вера перечислила гостей. Их оказалось тринадцать, и суеверные княгиню это огорчило.

Вдруг ее с таинственным видом вызвала из гостиной горничная Даша. В маленьком кабинете княгини Даша положила на стол небольшой сверток и объяснила, что его принес посыльный. Вернуть подарок было некому: посыльный уже пошел, и Вера развернула сверток. В нем находился небольшой ювелирный футляр из красного плюша. Княгиня подняла крышку и «увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет», а внутри него — записку. Почерк показался ей знакомым, но она отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет.

Он был золотым, низкопробным … и с внешней стороны весь целиком покрыт небольшими, плохо отшлифованными бриллиантами. Зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов — каждый размером с горошину. Под огнем электрической лампочки в них загорались густо-красные живые огни. «Словно кровь», — подумала с неожиданной тревогой Вера. Потом она развернула письмо и, прочитав первые строки, поняла, что автора она знает.

Поздравив княгиню с днем ее ангела, он писал, что не решился бы преподносить ей что-нибудь избранное им лично, но в семье хранилась реликвия — серебряный браслет, украшенный гранатами. Камни из него точно перенесены на золотой браслет, который еще никто не носил. О зеленом камешек автор письма рассказал, что это редкий сорт граната — зеленый. По старинному преданию, он способен наделять женщин, его носят, даром предвидения и отгонять от них тяжелые мысли …

Письмо заканчивалось так: «Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею, когда вспоминаю мою дерзость семь лет назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, пожизненная преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которых вы сидите, паркета, которым Вы ходите, деревьям, которым мимоходом касаетесь, прислуге, с которой Вы говорите. Я не имею даже зависти ни к людям, ни к вещам … Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж. ».

Княгиня Вера решила показать письмо мужу, но сделать это после отъезда гостей. Гости, между тем, развлекались: играли в покер, разговаривали. Князь Василий Львович, муж Веры, показывал домашний юмористический альбом с собственными рисунками. Была там и рассказ об истории любви бедного телеграфиста к очаровательной блондинки Веры, приводились наивные, смешные записки влюбленного. Заканчивалась эта история смертью влюбленного телеграфиста, который завещал «передать Вере два телеграфных пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».

Довгий осеннее мероприятие догорал, и гости начали разъезжаться. На террасе остались генерал Аносов, Вера и Анна. Генерал развлекал сестер рассказами о разных интересных эпизодах своей жизни. Сестры слушали его с восторгом. Особенно интересовали их захвата генерала, они хотели узнать, любил он когда-нибудь по-настоящему. «Наверное, не любил», — ответил генерал. Он отправился навстречу своему экипажу. Сестры решили провести его. Прежде чем выйти, Вера попросила мужа прочитать полученного письма.

Во время прогулки продолжалась беседа о любви. Генерал говорил, что люди женятся по взаимной симпатии, имея в виду какие жизненные блага, а также упоминание Веры о своем счастливом браке не убедила его в том, что этот брак основывается на любви. «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться », — убедительно заявил старик. Он привел несколько примеров настоящего, большой любви и вдруг попросил Веру рассказать о влюбленном телеграфиста, из которого смеялся в своем альбоме князь Василий.

И она рассказала о безумца, который преследовал ее своей любовью. Это началось за два года до женитьбы. Он посылал ей письма, которые подписывал Г. С, Ж. Эти письма были курьезными и вульгарными, хотя довольно целомудренными. После того как Вера попросила (письмово!) не утруждать ее более своими литье, телеграфист писать прекратил, посылая поздравления только на Пасху и на Новый год. Они никогда не встречались. Но вот сегодня … И княгиня рассказала генералу о полученной посылку и почти дословно перевела письмо. Генерал задумался, а потом сказал: «Возможно, это просто ненормальный парень, маньяк, а может … твой жизненный путь, Виронько, пересекло именно такая любовь, о которой мечтают женщины и на которое больше не способны мужчины ». Вскоре все попрощались и гости уехали.

Княгиня Вера вошла в дом с неприятным чувством. Она услышала голоса мужа и брата Николая, который настаивал, что надо прекратить это бессмысленное ухаживания и вернуть браслет. И князь Василий, и Вера тоже считали, что браслет нужно отослать обратно. Мужчины решили, что следует узнать адрес и самим отвезти браслет хозяину. Вера почему пожалела несчастного, но ее брат Николай Николаевич был настроен очень решительно и агрессивно.

Василий Львович и Николай Николаевич отправились к незнакомцу. Поднялись заплеванный лестнице, пахнущие мышами. На их стук отозвался слабый голос: «Войдите». Комната напоминала каюту парохода. Ее хозяин, высокий, худой юноша с длинным пушистым волосам, пригласил гостей присесть. Узнав, кто его посетители, он совсем растерялся. Очень бледный, с голубыми глазами, с нежным девичьим лицом, Желтков (фамилия его гости уже знали) смиренно выслушал резкие нарекания Николая Николаевича. Князь Шеин сидел молча, и Желтков обратился к нему, сказав, что уже семь лет любит Веру Николаевну и будет любить ее всегда и это чувство может оборвать лишь смерть. Он попросил у князя разрешения позвонить Вере Николаевне. Василий Львович согласился.

Желтков пошел, а Николай Николаевич начал упрекать шурину на лишнюю, неразрешенную мягкость, но князь с ним не согласился: «Я вижу его лицо, и я чувствую, что этот человек не способен обманывать … Неужели он виноват в любви и неужели можно управлять таким чувством, как любовь? .. Мне очень жаль этого человека … и я чувствую, что присутствует при какой огромной трагедии души … »

За десять минут Желтков вернулся. Глаза его были такими глубокими, как полными непролитимы слезами. «Я готов, — сказал он, — и завтра вы обо мне ничего не услышите. Я будто умер для вас ». Обращаясь только к Василия Львовича, Желтков пояснил, что растратил казенные деньги и ему нужно бежать из этого города. Он попросил разрешения написать последнее письмо Вере Николаевне. «Ладно, пишите», — ответил Шеин. Желтков повторил, что о нем ничего не услышат, и добавил, что Вера Николаевна совсем не захотела с ним разговаривать.

Вечером Василий Львович рассказал Вере о свидании с Желткова. Княгиня была обеспокоена. «Я знаю, что этот человек убьет себя», — говорила она мужу.

Княгиня Вера никогда не читала газет. Но эту она случайно развернула и прочитала о самоубийстве чиновника контрольной палаты.

Вечером пришел почтальон. Княгиня узнала руку Желткова. Он писал: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне как великое счастье любви к Вам. Для меня всю жизнь состоит только из Вас … Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете … Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которым Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешным в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая Николаевича. Уходя, я с восторгом говорю: «Да святится имя твое».

Восемь лет назад я увидел Вас … и тогда же сказал себе: я люблю ее потому, что на свете нет ничего подобного ей, нет ничего лучше, ни зверя, ни растения, ни человека, который был бы прекраснее и нежнее Вас. У Вас бы воплотилась вся красота земли … »

Далее Желтков писал, что за десять минут уедет, а теперь сжигает дорогие реликвии, связанные с его любовью, и просил Веру Николаевну, если она его вспомнит, сыграть или приказать сыграть бетховенскую сонату D-dur № 2 , ор. 2.

Письмо заканчивалось так: «От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Пусть Бог даст Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж. ».

С покрасневшими глазами княгиня Вера пришла к мужу. Он понял ее и искренне сказал: «Он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Я не спускал с него глаз и видел каждое его движение, каждое изменение его лица … Для него не существовало жизнь без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и даже почти понял, что передо мной мертвый человек … »

Вера Николаевна сказала, что поедет в город, чтобы попрощаться, с мертвым, и князь Василий согласился с ней. Она легко нашла квартиру Желткова, и квартирная хозяйка провела ее в комнату покойного. Перед тем как открыть дверь, Вера посидела на стуле в прихожей, а хозяйка рассказала о последних днях и часы своего дорогого квартиранта. На вопрос княгини о браслет она ответила, что господин Ежи (Георгий) просил ее повесить этот браслет на икону Божьей матери.

Вера собралась с силами и открыла дверь в комнату Желткова. Он лежал на столе. «Глубокая важность была в его закрытых глазах, а губы улыбались блаженно и беззаботно». Княгиня достала из кармана большую красную розу, положила ее под шею покойного и поцеловала его в лоб долгим дружеским поцелуем. Когда она выходила, хозяйка квартиры вспомнила, что перед смертью господин Желтков просил, если придет посмотреть на него какая-нибудь дама, сказать ей, что у Бетховена самое лучшее произведение — «Son. № 2, ор. 2. Largo Appassionato ».

Вера Николаевна вернулась домой поздно вечером. Ее ждала пианистка Женни Рейтер. Взволнованная всем увиденным и пережитым, Вера бросилась к ней, закричала: «Женни, милая … сыграй для меня что-нибудь! «- и сейчас же вышла из комнаты.

Она села в цветнике на скамейку. Вера не сомневалась в том, что услышит «Аппассионату». «Так оно и было. Она узнала с первых аккордов этот исключительный, единственный по глубине произведение. И душа ее якобы раздвоилась ». Она думала о том, что мимо нее прошло исключительное, большая любовь, о которой мечтает каждая женщина, и о том, почему Желтков просил ее слушать именно это произведение: «Да святится имя твое». Музыка словно говорила, что страдания, горе и смерть — ничто перед большой любовью.

Княгиня Вера плакала. «И в это время удивительная музыка … продолжала: «Успокойся, дорогая, успокойся … Ты про меня помнишь? .. Ведь ты мое единственное и последняя любовь. Подумай обо мне, и я буду с тобой … Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко ». Женни Рейтер вышла из комнаты и увидела подругу, всю в слезах. Вера взволнованно произнесла: «Он меня простил теперь. Все хорошо ».

Семнадцатого сентября у княгини Веры Николаевны Шейной именины. Посыльный доставляет на ее имя подарок - футляр с гранатовым браслетом. Браслет из дутого золота невысокой пробы, покрытый красными гранатами. Среди них и маленький зеленый камешек - тоже гранат, но очень редкий. В футляр вложено также письмо, в котором поздравление с днем ангела и просьба Принять в дар этот браслет, принадлежавший еще прабабке пишущего.

Зеленый камешек - своего рода талисман, сообщающий женщине дар предвидения, а мужчину охраняющий от насильственной смерти. «Точно кровь!» - вдруг тревожно подумала княгиня, глядя на густокрасные живые огни гранатов. Письмо было подписано: «Ваш до смерти, после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Княгиня возвращается в гостиную. Ее муж, князь Василий Львович, как раз демонстрирует собственное произведение - домашний альбом «Княгиня и влюбленный телеграфист». Там в рисунках и смешных комментариях представлена история телеграфиста Г. С. Ж., осаждающего княгиню Веру любовными признаниями. Вот, например, картинка, где молодой Вася Шеин возвращает Вере обручальное кольцо со словами: «Я не смею мешать вашему счастью, но мой долг предупредить тебя: телеграфисты обольстительны, но коварны».

Веру почему-то раздражает этот милый домашний юмор. Она предлагает гостям чаю. После чаепития гости разъезжаются.

Старый генерал Аносов, которого Вера и ее сестра Анна зовут дедушкой, остается с Верой в саду и просит рассказать ему об этой истории.

Г.С.Ж. начал осаждать Веру любовными письмами за два года до замужества. Он, очевидно, следил за нею неустанно, видел ее на вечерах и в театре, отмечал каждую деталь ее прически и платья. Вера наконец ответила ему и попросила больше не беспокоить. О любви таинственный корреспондент больше не писал, однако продолжал поздравлять по праздникам.

Аносов задумался: «Может быть, Верочка, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

После отъезда гостей брат Веры Николай увидел браслет и разгневался: «Он будет хвастать тем, что княгиня Шеина принимает от него подарки! Эту нелепую мещанскую штучку! Браслет нужно вернуть!»

Муж княгини доверяет ей, он вообще легкий и снисходительный человек. Но под давлением сурового Николая он решает вернуть браслет и сделать примерный выговор навязчивому поклоннику. Вскоре выяснили его адрес и фамилию - Георгий Желтков.

Очень бледный, «с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине», Желтков выглядит романтическим юношей в свои 30-35 лет.

Он ничего не отрицает и даже сознает неприличие своего поведения. Однако в нем ощущается определенное достоинство: Желтков игнорирует агрессивного Николая и общается только с сочувствующим ему Василием Львовичем. Пусть господа не беспокоятся: он скроется из города и о нем больше не услышат. Шеин ощутил, что присутствует при «какой-то громадной трагедии души». У Веры тоже предчувствие, что эта история окончится скорой смертью.

На следующий день Вера Николаевна прочитала в газете о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова. Вечером почтальон принес его прощальное письмо. Любовь к Вере он называет «громадным счастьем, посланным ему Богом». Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя твое». Если вдруг обожаемая женщина вспомнит о нем, пусть она сыграет ре-мажорную часть «Аппассионаты» Бетховена.

Чуткий и деликатный муж Веры разрешает ей проститься с покойным. В бедненькой квартирке княгиню встречает заплаканная хозяйка-полька, с грустью поминающая «пана Ежи». На лице покойного такое выражение, будто он узнал глубокую тайну. Вера Николаевна поцеловала лежащего в гробу в холодный лоб и положила ему под шею красную розу.

Вернувшись домой, Вера застала свою институтскую подругу - знаменитую пианистку Женни Рейтер. Княгиня попросила сыграть для нее что-нибудь. И - по чудесному совпадению - Женни заиграла как раз ту часть «Аппассионаты», о которой упоминал Желтков в своем прощальном письме. Каждый музыкальный период заканчивается в мыслях Веры Николаевны торжественным и печальным, молитвенным «Да святится имя Твое...».

Что с тобой? - встревожилась Женни, заметив слезы на лице подруги.

Нет, нет... Он меня простил теперь... Мне хорошо... - ответила Вера.

Александр Иванович Куприн

«Гранатовый браслет»

Свёрток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Николаевны Шеиной посыльный передал через горничную. Княгиня выговорила ей, но Даша сказала, что посыльный тут же убежал, а она не решалась оторвать именинницу от гостей.

Внутри футляра оказался золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, среди которых располагался маленький зелёный камешек. Вложенное в футляр письмо содержало поздравление с днём ангела и просьбу принять браслет, принадлежавший ещё прабабке. Зелёный камешек — это весьма редкий зелёный гранат, сообщающий дар провидения и оберегающий мужчин от насильственной смерти. Заканчивалось письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Вера взяла в руки браслет — внутри камней загорелись тревожные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» — подумала она и вернулась в гостиную.

Князь Василий Львович демонстрировал в этот момент свой юмористический домашний альбом, только что открытый на «повести» «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». «Лучше не нужно», — попросила она. Но муж уже начал полный блестящего юмора комментарий к собственным рисункам. Вот девица, по имени Вера, получает письмо с целующимися голубками, подписанное телеграфистом П. П. Ж. Вот молодой Вася Шеин возвращает Вере обручальное кольцо: «Я не смею мешать твоему счастью, и всё же мой долг предупредить тебя: телеграфисты обольстительны, но коварны». А вот Вера выходит замуж за красивого Васю Шеина, но телеграфист продолжает преследования. Вот он, переодевшись трубочистом, проникает в будуар княгини Веры. Вот, переодевшись, поступает на их кухню судомойкой. Вот, наконец, он в сумасшедшем доме и т. д.

«Господа, кто хочет чаю?» — спросила Вера. После чая гости стали разъезжаться. Старый генерал Аносов, которого Вера и её сестра Анна звали дедушкой, попросил княгиню пояснить, что же в рассказе князя правда.

Г. С. Ж. (а не П. П. Ж.) начал её преследовать письмами за два года до замужества. Очевидно, он постоянно следил за ней, знал, где она бывала на вечерах, как была одета. Когда Вера, тоже письменно, попросила не беспокоить её своими преследованиями, он замолчал о любви и ограничился поздравлениями по праздникам, как и сегодня, в день её именин.

Старик помолчал. «Может быть, это маньяк? А может быть, Верочка, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, которой грезят женщины и на которую неспособны больше мужчины».

После отъезда гостей муж Веры и брат её Николай решили отыскать поклонника и вернуть браслет. На другой день они уже знали адрес Г. С. Ж. Это оказался человек лет тридцати — тридцати пяти. Он не отрицал ничего и признавал неприличность своего поведения. Обнаружив некоторое понимание и даже сочувствие в князе, он объяснил ему, что, увы, любит его жену и ни высылка, ни тюрьма не убьют это чувство. Разве что смерть. Он должен признаться, что растратил казённые деньги и вынужден будет бежать из города, так что они о нем больше не услышат.

Назавтра в газете Вера прочитала о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова, а вечером почтальон принёс его письмо.

Желтков писал, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твоё». Если она вспомнит о нём, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Аппассионаты», он от глубины души благодарит её за то, что она была единственной его радостью в жизни.

Вера не могла не поехать проститься с этим человеком. Муж вполне понял её порыв.

Лицо лежащего в гробу было безмятежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера приподняла его голову, положила под шею большую красную розу и поцеловала его в лоб. Она понимала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё.

Вернувшись домой, она застала только свою институтскую подругу, знаменитую пианистку Женни Рейтер. «Сыграй для меня что-нибудь», — попросила она.

И Женни (о чудо!) заиграла то место «Аппассионаты», которое указал в письме Желтков. Она слушала, и в уме её слагались слова, как бы куплеты, заканчивавшиеся молитвой: «Да святится имя Твоё». «Что с тобой?» — спросила Женни, увидев её слезы. «…Он простил меня теперь. Всё хорошо», — ответила Вера.

Именинница княгиня Вера Николаевны Шеина получила свёрток с ювелирным футляром. В нем был золотой, но низкопробный браслет с гранатами. В письме были поздравления и просьба принять подарок. Браслет, говорилось в письме, еще прабабкин, а зелёный камешек в нем - это чрезвычайно редкий зелёный гранат, приносящий дар провидения, оберегающий мужчин от насильственной смерти. Подпись гласила: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Вера взяла браслет, камни тревожно густо-красно мерцали. Как кровь - пришло ей на ум. Она вернулась в залу к гостям. Муж ее князь Василий Львович Шеин в это время показывал гостям альбом со своими рисунками, сопровождая его веселым рассказом о нелепом, как он его называл, телеграфисте, который до безумия влюблен в Веру, преследует ее даже после замужества, пишет письма и очевидно, следит за ней издалека. Он знает о Вере все - как она одета, где была и что любит делать.

Муж и Николай, брат Веры, решили разыскать навязчивого и нескромного поклонника, чтоб вернуть браслет. Г. С. Ж. оказался молодым человеком 30-35 лет. Он ничего не отрицал, полностью признавая неприличность своих чувств и поступков. Увидев понимание и сочувствие в князе Шеине, он объяснял, что любит Веру так, что ни одна и высылка, ни одна тюрьма не убьют его чувство. Только его смерть может избавить и его самого, и Веру от этого чувства любви. Он признался, что растратил казённые деньги и должен будет теперь из города бежать, поэтому они не услышат о нем больше.

На следующий день Вера прочитала о самоубийстве Г. С. Желткова, чиновника контрольной палаты. Вечером того же дня получила она прощальное письмо. Несчастный писал: в Вере Николаевне была вся его жизнь. Бог за что-то этой любовью вознаградил его. Уходя навсегда, он повторяет только как молитву слова: да святится имя Твоё. Может быть, Вера вспомнит о нём – писал он дальше - тогда пусть сыграет из бетховенской «Аппассионаты» ре-мажорную часть. Он же благодарит её как единственную радость, которая была в его несчастном существовании.

Вера захотела проститься со странным поклонником - теперь она знала его имя и его адрес. Муж понял и не возражал. Она увидела безмятежное лицо Г.С.Ж., словно он хранит какую-то, ему одному известную и великую тайну. Молодая женщина положила ему большую красную розу, поцеловала в лоб. Любовь, о какой мечтают, прошла мимо. Это было ей сейчас так очевидно. Дома ее ждала подруга по институту Женни. На просьбу Веры сыграть что-нибудь, та заиграла ре-мажорную часть сонаты Бетховена. Вера плакала и шептала «да святится имя Твое». Он простил меня – ответила она удивленной подруге. Все хорошо.

Сочинения

«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») "Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет») "Чистый свет высокой нравственной идеи" в русской литературе Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Анализ произведения «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым» Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет) Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет» Значение символов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь — сердце всего… Любовь в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Любовь в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет Любовь Желткова в представлении других героев. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.И. Куприна) Любовь, о которой мечтает каждый. Мои впечатления от прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет») Одиночество любви (повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление Реализм в творчестве А. Куприна (на примере «Гранатового браслета») Роль символики в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Талант любви в произведениях А. И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет») Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»). Тема любви в творчестве Куприна (по повести "Гранатовый браслет") Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Философия любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Что это было: любовь или сумашествие? Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "Одержимый" высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Гранатовый браслет» Куприна Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприн "Гранатовый браслет" Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Тема любви в прозе Куприна / "Гранатовый браслет"/ Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу "Гранатовый браслет") Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет) "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" (по повести Куприна "Гранатовый браслет") Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») Назначение образа Аносова в повести И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь даже неразделенная есть великое счастье (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Образец сочинения по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет» Любовь - главная тема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Гимн любви (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Прекрасная песнь о любви (по повести "Гранатовый браслет") Вариант I Реальность образа Желткова Характеристика образа Желткова Г.С. Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Статьи по теме