Особенности строения птиц связанные с полетом: в строении покровов, скелета и внутренних органов. Особенности строения насекомых Особенности внутреннего строения связанных с

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о внешнем и внутреннем строении птиц.

  • Образовательные: при обобщении и закреплении знаний по заданному вопросу, осуществить выполнение главных требований к овладению знаний: полноту. Глубину, осознанность, системность, прочность. Направить внимание учащихся на выявление закономерностей, сущности вопроса.
  • Развиваюшие : способствовать развитию умений выделять существенные признаки, обобщать, делать логические выводы на основе полученных знаний. Развивать познавательный интерес к предмету, умения применять знания на практике, развивать память.
  • Воспитательные: воспитывать культуру труда, коммуникативные способности учащихся, экологическую культуру.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Основная часть урока

Ребята, мы познакомились с особенностями внешнего и внутреннего строения птиц и отметили, что многие их признаки связаны со способностью птиц к полету. Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о птицах и систематизируем их. Многие выводы вы сделаете самостоятельно, выполняя задания того раздаточного материала, который вы получили.

(Объявляется тема урока.)

Актуализация знаний.

Ребята, есть очень расхожая фраза, “что курица не птица”. Вы с этим согласны? Как вы, посмотрев на курицу, определяете для себя, что это животное принадлежит к Классу Птиц?

(Предполагаемый ответ: перьевой покров – первое, что бросается в глаза.)

Мы подробно рассмотрели строение пера, выполнили лабораторную работу, определил, что перья бывают разными, выполняют разные функции и располагаются на разных частях тела птицы.

1) Задание “Одень птичку”.

На доске вывешивается рисунок курицы без перьевого покрова. Предлагаются разные типы перьев. Необходимо на скотч прикрепить к рисунку перья, поясняя свой выбор. Для этого к доске вызывается ученик, прикрепляет перья к соответствующим частям тела птицы, перечисляет функции перьев.

2) Задание “Скелет птицы”.

Вспомните особенности строения костей и скелета птиц. Найдите соответствующую карточку /рисунок №1/. Вооружимся цветными карандашами. Раскрасьте:

  • Позвоночник – синим цветом;
  • Череп – зеленым цветом;
  • Тазовые кости – коричневым цветом;
  • Цевку – желтым цветом;
  • Ключицу – черным цветом;
  • Ребра – оранжевым цветом;
  • Вороньи кости и лопатки – фиолетовым цветом.

– Чем кости птиц отличаются от костей других позвоночных животных? Что это дает птицам?
– Перечислите отделы крыла. Сколько пальцев осталось на кисти птиц? Почему?
– Перечислите отделы нижней конечности. Сколько пальцев имеет стопа?
– Почему грудина птиц имеет мощный гребневидный вырост – киль?
– Почему позвонки грудного, поясничного и крестцового отделов позвоночника сросшиеся?

3) Задание “Строение внутренних органов птицы”.

Класс делится на три группы, например по рядам, каждая группа получает свое задание. Контроль выполнения данного задания осуществляется в паре, путем взаимной проверки.

1 группа – пищеварительная система /рисунок №2/;
2 группа – кровеносная система /рисунок №3/;
3 группа – дыхательная система /рисунок №4/.

4). Задание “Где, чей мозг?”

Выполняется всем классом на раздаточном материале /рисунок №5/

Вопрос для обсуждения данного задания:

Каковы особенности развития головного мозга птиц?

5). Задание “Строение яйца птицы”.

Напишите на указателях раздаточного материала /рисунок №6/ название частей яйца птицы.

Вопросы для обсуждения данного задания:

– Сколько яичников и яйцеводов имеет самка птиц?
– Почему редуцирован один из яичников?
– Почему птица откладывает яйца с определенным интервалом, а не друг за другом?

6). Задание “Особенности строения птиц, связанные с полетом”.

Данное задание является итогом проделанной работы. Выполняется на раздаточном материале /рисунок №7/, собирается на проверку и оценивается.

7). Задание “Узнай птицу”.

Данное задание на эрудицию учащихся. В названиях многих растений фигурируют названия животных. Выберите из списка растения с “птичьим названием”.

Список растений: 1) волчье лыко; 2) львиный зев; 3) медвежье ушко; 4) кукушкин лен; 5) гусиный луг; 6) зубровка душистая; 7) лисий виноград; 8) воробьиная греча; 9) кукушкины слезки; 10) медвежий орех; 11) вороний глаз; 12) рябчик русский; 13) тигровый касатик; 14) пантерный мухомор; 15) гусиная лапка; 16) воробьиный щавель; 17) верблюжья колючка; 18) медвежий дудник; 19) страусник обыкновенный; 20) слоновий очиток; 21) заячья капуста; 22) козья ива; 23) кошачьи лапки; 24) мышиный горошек; 25) ястребинка волосистая; 26) кошачий щавель; 27) медвежий луг; 28) волчеягодник низкий; 29) маралий корень; 30) конский каштан; 31) орляк обыкновенный; 32) козлятник лекарственный; 33) ослинник душистый; 34) конский щавель; 35) клоповый тимьян; 36) щучка дернистая; 37) лисохвост тростниковый; 38) змееголовник крупноцветный; 39) мышатник; 40) баранец обыкновенный; 41) собачья фиалка; 42) коровяк скипетровидный; 43) котовниковый душевник; 44) мышиный гиацинт; 45) голубиный горох; 46) канареечник; 47) собачий пырейник; 48) козлиный ремнелистник; 49) клоповник Мейера; 50) горец змеиный; 51) птичья вишня; 52) боярышник петушья шпора; 53) вероника-петуший гребень; 54) джузгун-голова медузы; 55) копытень европейский; 56) ужовник.

3. Подведение итогов

Подвести итог урока, в соответствии с поставленными целями и задачами. Отметить наиболее активных учеников, оценить их работу. Собрать выполненные работы для проверки.

Внешне млекопитающие очень разнообразны, их строение тела зависит от условий среды обитания и образа жизни. У млекопитающих имеется голова, шея, туловище с двумя парами конечностей и хвост. На голове есть рот, нос, глаза, уши. Рот у млекопитающих ограничен мягкими подвижными губами, которые в детстве участвуют в сосании молока, а позже в захвате пищи. Глаза предохраняют развитые веки. По их краям расположены ресницы. Мигательная перепонка у млекопитающих недоразвита.

В отличие от земноводных и пресмыкающихся конечности у млекопитающих располагаются под туловищем, поэтому оно приподнято над поверхностью земли.

Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. В ней находятся основания волос. Различают длинные толстые остевые волосы и короткие мягкие пуховые волосы. Особо выделяют жёсткие длинные волосы - вибриссы. Как правило, вибриссы располагаются на голове (так называемые «усы» зверей), на нижней части шеи, на груди. Более подробно строение различных систем млекопитающих расмотрено в таблице ниже.

На рисунке ниже дано внешнее строение млекопитающих (на примере кролика)

Особенности строения млекопитающих

Строение млекопитающих

Особенности строения млекопитающих

Покровы тела

Кожа (прочная и эластичная, есть салные и потовые железы);

Волосяной покров (состоит из жестких остевых волос и мягких тонких волос подшерстка, вырастающих из волосяных луковиц в коже);

Когти, ногти или копыта на концах пальцев

1. Череп (мозговая часть и лицевая)

2. Позвоночник - 7 шейных позвонков; 12-15 грудных (к ним прикреплены ребра, соединенные спереди с грудиной, образуя грудную клетку), 2-9 поясничных позвонков, 3-4 крестцовых, хвостовые позвонки (количество зависит от длины хвоста)

3. Пояс передних конечностей (две лопатки и две ключицы)

4. Пояс задних конечностей (три пары сросшихся тазовых костей)

5. Скелеты конечностей (строение зависит от условий жизни)

1. Защита головного мозга, захват и измельчение пищи

2. Опора тела.

3. Связь передних конечностей с позвоночником.

4. Связь задних конечностей с позвоночником

Особенно развиты мышцы спины, поясов конечностей и конечностей.

Осуществление различных движений

Пищеварительная система

Ротовая полость (имеет зубы, язык, слюнные железы) --» глотка --> пищевод --> желудок --» кишечник (тонкий и толстый отделы и прямая кишка, в него впадают протоки поджелудочной железы и печени) --» анальное отверстие.

Измельчение, переваривание пищи, всасывание питательных веществ в кровь

Дыхательная система

Носовые полости, гортань, трахея, два легких. Дыхание с помощью диафрагмы.

Насыщение крови кислородом, удаление углекислого газа

Кровеносная система

Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения.

Обмен веществ клеток с кровью.

Выделение

Почки (по одной с каждой стороны тела) --» мочеточники (от каждой почки) --» мочевой пузырь (один) --» мочеиспускательный канал.

Удаление избытка воды и продуктов распада

Нервная система

1. Головной мозг - на больших полушариях переднего мозга есть кора с извилинами (связано с более сложным, чем у остальных животных, поведением); хорошо развит мозжечок (связано с координацией более сложных движений)

2. Спинной мозг.

Управление движениями, безусловные и условные рефлексы; восприятие и проведение сигналов

Органы чувств

Степень развития каждого из органов чувств зависит от образа жизни животного.

Поведение

Сложное, легко формируются рефлексы, обеспечивая быстрое приспособление к меняющимся условиям среды

Размножение

Все раздельнополые, большинство (кроме яйцекладущих) вынашивают детенышей в особом органе - матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой (через пуповину).

Беременность - процесс внутриутробного развития зародыша.

Детенышей выкармливают молоком, образующимся в млечных железах (молоко - смесь белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды, необходимых детенышу).

Проявляют заботу о потомстве.

На рисунке ниже представлено внутреннее строение млекопитающих

Класс Головохордовые

Тип Хордовые

Подтип Безчерепные - хордовые животные, характерными признаками которых являются сохранение хорды и нервной трубки в течение всей жизни, отсутствие черепа и позвонков.

Класс Головохордовые: ланцетник

Подтип Личиночнохордовые, или оболочники – хорду имеют только в личиночной стадии: Класс Аппендикулярии

Класс Асцидии

Класс Сальпы

Подтип Черепные, или Позвоночные – наиболее высокоорганизованные хордовые, которые перешли к активному способу добывания пищи, в процессе эволюции усовершенствовали головной мозг, органы чувств, кровеносную систему; имеют осевой скелет – позвоночник, который соединяется со скелетом головы - черепом

Раздел Безчелюстные

Класс Круглоротые: миноги, миксины

Раздел Челюстные

Надкласс Рыбы

Класс Хрящевые рыбы: акулы, скаты

Класс Костные рыбы: осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные,

карпообразные, окунеобразные, кистеперые, двоякодышащие

Надкласс Наземные четвероногие

Класс Земноводные: хвостатые, безхвостые, безногие

Класс Пресмыкающиеся: чешуйчатые, черепахи, крокодилы

Класс Птицы: бескилевые, пингвины, килегрудые

Класс Млекопитающие: яйцекладущие, сумчатые, плацентарные

Тело: голова, туловище, хвост, кожные складки – плавники: спинной, хвостовой, подхвостовой, который переходит в две брюшные складки, тянущиеся к предротовой воронке.

Покровы легкие и прочные

однослойный эпителий, покрытый тонкой кутикулой

студенистая соединительная ткань

Осевой скелет хорда – эластичный тяж, состоящий из клеток с крупными вакуолями; тянется вдоль тела и заходит в головной отдел; имеет общую с нервной трубкой соединительнотканную оболочку. Во время движения хорда изгибается под действием мышц, но благодаря упругости вновь приобретает изначальную форму, разгибая тело.

Мышечная система состоит из сегментированных мышц, прикрепленных к оболочке хорды; располагаются по обе стороны хорды.ланцетник может производить только однообразные движения: изгибать тело в одну или другую сторону.

Пищеварительная система: предротовая воронка , вокруг нее щупальца, на дне – ротовое отверстие глотка, стенки которой пронизаны жаберными щелями → кишка с печеночным отростком → анус. По характеру питания – фильтратор. Взвешенные в воде мелкие организмы вместе с водой попадают в глотку через ротовое отверстие. Пища склеивается слизью, которая вырабатывается железистыми клетками глотки и в виде комочков продвигается в кишку. Вода через жаберные щели удаляется. В кишке пища переваривается и всасывается, отходы удаляются через анус.

Дыхательная система: в глоткежаберные щели, прикрытые складками кожи → околожаберная (атриальная) полость с внешним отверстием – жаберной порой (атриопором) → жабры на перегородках, по которым проходят кровеносные сосуды. Вода, с растворенным в ней О 2 проходит через жаберные щели и омывает их стенки. В результате О 2 поступает в кровь, а СО 2 выводится из крови во внешнюю среду. Газообмен происходит и через покровы тела.


Кровеносная система з амкнутая, сердце отсутствует, его роль выполняет брюшной сосуд. Брюшной сосуд жаберные сосуды спинной сосуд, который тянется к заднему концу тела, разветвляется и обеспечивает кровью органы, кровь насыщает О 2 органы, поглощает СО 2 и становится венозной → в брюшной сосуд. В печеночном выросте сосуды образуют воротную систему , очищающую кровь от вредных веществ.

Выделительная система: ∑ нефридиями, которые располагаются вдоль спинной части глотки и открываются в околожаберную полость.

Нервная система в виде трубки, которая располагается над хордой.

Органы чувств развиты слабо

светочувствительные клетки , распознают свет – тьму;

обонятельная ямка, воспринимающая химические раздражения

рецепторы осязания – разбросаны по всему телу, расположены на щупальцах

Половая система: раздельнополые, размножаются один раз в жизни. Половые железы парные и не имеют собственных протоков → гаметы выводятся в околожаберную полость → наружу, оплодотворение → свободноплавающая личинка → взрослая особь.

Значение ланцетников:

§ используют в пищу жители Юго-Восточной Азии.

§ являются объектом научных исследований, потому что сохранили признаки

древнейших хордовых животных.

Надкласс Рыбы

Рыбы – группа организмов, которые находятся на стадии биологического прогресса.

Возникновение рыб связано с появлением ароморфозов:

· появление черепа, в котором располагается головной мозг;

· появление челюстей, которые обеспечивают захват и удержание добычи;

· появление парных плавников , которые обеспечивают подвижность;

· прогрессивное развитие ЦНС

Тело: голова, туловище, хвост, конечности в виде парных плавников (грудных и брюшных) и непарных плавников (спинной, подхвостовой, хвостовой).

Покровы: кожа с одноклеточными железами и чешуей – твердыми кожными структурами, которые обуславливают защиту.

Моу Вешкаймская общеобразовательная школа №2 имени Б. П. Зиновьева Учитель:Немова Л.Ю.

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

Цели:

  1. создать условия для формирования у школьников целостных знаний об особенностях внутреннего строения, связанных с приспособлением к интенсивному обмену веществ (большими расходами энергии и повышенной двигательной активностью)
  2. показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с млекопитающими
  3. научить распознавать системы органов класса птиц
  4. научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания
  5. развитие навыка систематизации понятий

Оборудование: таблица» Класс Птицы. Голубь», таблица» Внутреннее строение птицы»- рельефная, макет головного мозга птицы, фолии по теме - « Зоология. Птицы», дидактические карточки

Ход урока:

Орг. Момент.

  1. а) Повторение. Работа со слабыми уч-ся. (работа по дидактическим карточкам-10 минут, 6 уч-ся)

б) фронтальный опрос на доске записано: Черты приспособленности птиц к полёту, связанные с внешним строением. Уч-ся выходят, записывают черты, объясняют

  1. наличие перьев(легких и прочных)
  2. обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения
  3. наличие хвоста, служащего птице рулём
  4. образование цевки, как посадочного устройства
  5. лёгкий скелет (наличие в костях воздухоносных путей)

Добавление учителя:

  1. клюв без зубов
  2. быстрое пищеварение
  3. частое удаление непереваренных остатков из организма

2. Изучение нового материала

а) постановка целей урока

Наш список приспособлений еще не закончен. Сегодня мы изучим внутреннее строение птиц и пополним наш список

б) рассказ учителя с демонстрацией фолий и элементами беседы

Какие системы внутренних органов имеют позвоночные животные

Где они расположены (грудная, брюшная полость)

Птицы имеют такие же системы органов, как и ранее изученные позвоночные. Эти системы расположены в полости тела, которая у пернатых защищена грудной клеткой и костями таза.

Внутреннее строение птиц отличается рядом особенностей

Пищеварительная система:

Личностная значимость изучаемого для уч-ся:- Будет ли комплиментом для девушки выражение: «Ешь как птичка»

Полёт птиц связан с затратами большого количества энергии(например, голубь, летящий со скоростью- 70 км. В час расходует в 27 раз больше энергии, чем в покое)

Источник пополнения энергии- пища. Поэтому птицы потребляют много разнообразного корма

Какие органы составляют пищеварительную систему?

Работа с фолиями:

Отделы: рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий, толстый кишечник, клоака, поджелудочная железа и печень.

Пища в рот попадает целиком или разделённая на небольшие порции при помощи клюва и лап. Во рту пища смачивается слюной и при помощи языка проталкивается в пищевод. У зерноядных и хищников пищевод образует расширение- зоб, где пища размягчается. Затем она поступает в железистый желудок- подвергается воздействию пищеварительных ферментов и соляной кислоты.

Неперевареные части: кости, перья, шерсть, хитин, твердые оболочки семян птицы отрыгивает в виде погадок. Мускульный желудок наполнен мелкими камушками

Как они туда попадают?

Для чего они нужны?

(роль зубов - перетирают пищу)

В тонком кишечники пища переваривается и всасывается. Пищеварение у птиц протекает быстро

Какая пища очень быстро переваривается

(мясо, мякоть сочных плодов)

Ягоды- 10 мин.

Мелкая рыба- 15 мин.

Мышь- 4 часа

Зерно- 12-24 часа

Мелкие птицы более прожорливы, они поедают больше пищи по отношении к массе тела, чем крупнее

Кровеносная система:

Какие особенности кровеносной

Какое значение имеет полное разделение потто=коа крови у птиц на артериальный и венозной (обеспечивает высокий уровень обмена веществ т постоянную температуру тела) системы птиц можно выявить на рисунке

(крупные размеры сердца, наличие 4 камер, 2 круга кровообращения, толстые стенки желудочка)

Объясните, почему мышечные стенки предсердий тонкие, а желудочков- толстые

Какую роль играют большой и малый круги кровообращения

Б) рассказ учителя с демонстрацией фолий

в правой половине сердца находится венозная кровь, в левой - артериальная

большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, их которого выходит аорта, артерии, несущие кровь к голове, грудным мышцам, передним конечностям. Спинная аорта - кровью снабжаются внутренние органы и задние конечности

артерии- капилляры- органы и ткани

в тканях клетках происходит газообмен- кровь отдаёт кислород и насыщается углекислым газом

Венозная кровь от головы и передних конечностей собирается в верхнюю полую вену, а от задних конечностей и внутренних органов - в нижнюю полую вену. Полые вены приносят кровь в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения

малый- правый желудочек - артерии (венозная кровь)

в легких происходит газообмен: кровь отдает углекислый газ и окисляется

от легких кровь собирается в вены. Они несут артериальную кровь в левое предсердие. Так заканчивается малый круг кровообращения.

Нервная система

Рассмотрите отделы, отметьте их относительные размеры- с чем связано более сложное строение переднего, среднего мозга и мозжечка у птиц по сравнению с пресмыкающимися

(точная координация движения птиц в полёте)

Передний мозг- сложное поведение птиц: строительство гнёзд, уход за потомством, миграции, добывание корма и избегании опасности)

Хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга

Дыхательная система

В) самостоятельная работа уч-ся (с использованием вопросов инструктивной карточки)

  1. рассмотрите схему строения органов дыхания птиц
  2. запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полётом
  3. как дышат птицы во время покоя? При полёте? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?
  1. закрепление
  1. тест - стр. 240 (Пепеляева)
  1. Д/З.: П. 46, записи в тетради
























ПРИЗНАКПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ Пищеварительн ая система Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется. Дыхательная система Усложнение: появление (вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе. Кровеносная система 4-камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца. Нервная система Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение. Половая система Только один левый яичник (облегчение тела) Органы выделения Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).
Список используемых источников Литература «Биология. Животные.», 7 класс, Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. : учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, с.: ил. Интернет-источники: Класс птицы (общая характеристика): Источники иллюстраций: Виды пера: html Скелет птицы: tradicii.htmlhttp://xvatit.com/school/sch-online/compet/98581-paschalnie- tradicii.html Картинки из личного архива



Статьи по теме