Галерея франциска 1. Внутренние и Малые апартаменты Наполеона. Дворец и парк Фонтенбло – история с королевскими корнями

И связанная с жизнью 34 монархов Франции, в том числе Наполеона Бонапарта. Вместе с тем, дворец Фонтенбло не уступает Версалю в роскоши, но при этом незаслуженно пользуется намного меньшей популярностью. Наполеон Бонапарт присвоил усадьбе звание официальной загородной императорской резиденции и называл Фонтенбло «настоящим обиталищем королей, домом веков».

Местность, где построена усадьба, славится своей красотой, не заметить которую французские монархи не могли. Их словно манила здешняя природа и прекрасные, подходящие для охоты леса. В начале XII века здесь был небольшой охотничий двор, затем строится крепость, а в середине XVI века возводится великолепный дворец. Таким образом, история Фонтенбло связана с именами десятков монархов, начиная от Людовика VI (Толстого) и до Наполеона III. Во дворце Фонтенбло родилось четыре монарха.

Об усадьбе сложено множество легенд и, согласно одной из них, во дворце существуют потусторонние силы, которые и влияли на принятие решений королей. Как бы это ни было, но в Фонтенбло все короли чувствовали себя уверенней и еще могущественней.

Как добраться до Фонтенбло

Удобнее всего ехать в Фонтенбло на поезде. Поезда отправляются с Лионского вокзала. Билеты можно купить в терминалах. ВНИМАНИЕ! На Лионском вокзале 2 вида терминалов. Вам нужно коричневые терминалы (их всего 3-4 штуки), он продают билеты на региональные поезда. Если возникнут вопросы - нужно обратиться в инфопункт. Ехать до станции Fontainebleau-Avon. Стоимость билета 8.85 евро (2018 г.). В пути около 40 минут. Расписание, цены и купить билет можно на сайте www.transilien.com .

Режим работы дворца Фонтенбло 2019

  • Ежедневно, кроме вторника
  • С апреля по сентябрь 9:30-18:00
  • С октября по март 9:30-17:00
  • Выходные дни - 1 января, 1 мая и 25 декабря
  • Вход в музей прекращается за 45 минут до указанного времени
  • Бальный зал закрывается за 1 час до до указанного времени
  • Китайский музей и Папские апартаменты могут быть закрыты с 11:30 до 14:30.

Стоимость билетов в Фонтенбло 2019

Стоимость билетов в дворец:

  • Взрослый билет 12 евро
  • Дети до 18 лет бесплатно
  • Молодые люди до 25 лет, проживающие на территории Евросоюза, - бесплатно
  • Молодые люди до 25 лет, НЕ проживающие на территории Евросоюза, - 10 евро

Вход бесплатный для всех категорий посетителей каждое первое воскресенье месяца, зак исключением июля и августа.

Вход в сады и парки бесплатный.

Название

Название Фонтенбло (французское «Fontainebleau») переводится как «прекрасный фонтан». Это имя усадьба получила от местного родника с чистой целебной водой. Существует легенда, согласно которой Наполеон Бонапарт каждое утро выпивал стакан воды из этого источника, что придавало ему силу.

Из истории

В 1137 году пришедший к власти Людовик VII построил здесь крепость, что было характерно для того времени, а позже при Франциске I в 1527 году был возведен ренессансный дворец, отличающийся уникальной архитектурой и великолепным внутренним убранством.

Франциск I был великим дипломатом и защищаться, по большому счету, ему было не от кого. Поэтому от крепости он оставил всего лишь одну башню, а дворец, построенный по проекту Жюля Лебретона, отличался величием, что подчеркивало могущество и власть короля.

Для Фонтенбло время правления Франциска I было поистине золотым веком. Усадьба превратилась в центр французского и зарубежного искусства. Кроме Лебретона, здесь также трудились архитекторы Пьер Шамбиж и Касторе и известные мастера из Италии - Приматиччо, Россо и Челлини. Совместная работа лучших европейских архитекторов, скульпторов и мастеров живописи положила начало всемирно известной школе Фонтенбло.
На протяжении нескольких веков Фонтенбло достраивался и изменялся в соответствии со вкусом и желанием каждого из монархов, поэтому здесь можно увидеть постройки разных стилей, характерных для разного времени (от XV до XIX века).

Дворец стал любимым и для пришедшего к власти Наполеона Бонапарта. Сохранился кабинет, где правитель принимал важные решения, Красный салон, где он подписал отречение от власти, а также лестница в виде подковы, ведущая во Двор прощания, стоя на которой Наполеон прощался со своими солдатами.


Многие туристы обращают внимание только на дворец, вместе с тем, Фонтенбло – это целый комплекс, состоящий из дворца, трех садов и четырех дворов (Овальный и Белой лошади, Служебный и Фонтанный), а также парка и леса. Кроме того, здесь расположено несколько музеев, среди них - музей тюрем и музей Военного искусства.

Сады Фонтенбло

  • Дворец Фонтенбло окружен садами, самый маленький из которых – сад Дианы, получивший свое имя по названию статуи, изображающей богиню охоты - Диану с оленем
  • Английский сад появился при Франциске I и тогда он назывался Сосновым садом. Преобразования сада проведены и при других правителях. В Английском саду Вы погуляете по извилистым аллеям, увидите живописную реку и искусственную скалу, а также экзотические растения
  • Сад-партер – полная противоположность Саду Дианы. Сейчас это любимое место прогулок туристов. Здесь сохранена планировка, созданная садовником Ле Нотром во времена Людовика XIV. В отличие от заросшего Сада Дианы, здесь ровные дорожки, четкие линии лужаек и аккуратно подстриженный кустарник, а летом Вас порадуют 45 тысяч цветущих растений.

За партером начинается парк, по всей длине которого при Генрихе IV был прорыт канал длиной 1,2 км. Парк украшают статуи богинь и мраморные мостики.

В выходные дни парижан привлекает лес, окружающий сады и парк Фонтенбло. Здесь устроено почти 300 км пешеходных дорожек, а в тени многовековых деревьев, в тишине и покое, можно прекрасно отдохнуть от забот и суеты Парижа .

Перед главным фасадом дворца раскинулся огромный Почетный двор, который первоначально назывался Нижним, затем его переименовали во Двор Белой лошади, поскольку здесь проходили Рыцарские турниры и была установлена гипсовая скульптура лошади. Позже, после отречения Наполеона от власти в 1814 году, этот двор стали называть Двором прощания.

Галерея Франциска I

Галерея Франциска I была создана в середине XVI века, то есть значительно раньше чем галереи в Лувре и Версале . Это была первая художественная галерея в Европе. Здесь Вы увидите фрески и живописные полотна, деревянные резные панели и лепнину, искусно выполненные европейскими мастерами. В Галерее Франциска I находилась и самая таинственная работа Леонардо да Винчи - «Мона Лиза» - Джоконда.

Галерея ведет из покоев короля в часовню Святой Троицы. Строительство капеллы было начато при Франциске I, а закончено при Людовике XIII.

Роспись капеллы, сохранившуюся до наших дней, выполнил французский художник Мартен Фремине.

Внутренние и Малые апартаменты Наполеона

Бывшие императорские апартаменты хранят память о Наполеоне I и членах его семьи. Внутренние апартаменты включают кабинет, где правитель принимал решения и его личные покои. Здесь Вы увидите портреты и предметы быта, мебель и ценные произведения искусства.

В Тронном зале (до революции это была спальня короля) сохранился стул Наполеона 1805 года и стол, за которым император приносил присягу. В Красном салоне император отрекся от власти, заявив, что готов покинуть Францию и даже уйти из жизни, если это будет на благо страны.

Обратите внимание на отделку текстилем и множество колонн, лепнину и богатые скульптурные композиции. Все убранство выполнено в стиле ампир.

Малые апартаменты, где Наполеон отдыхал и принимал гостей, можно посетить только с экскурсией.

Бальный зал

После смерти Франциска I к власти пришел его сын Генрих II. Именно при нем под руководством мастеров Абатто и Приматиччо был оформлен Бальный зал. Все его убранство посвящено фаворитке короля влиятельной Диане де Пуатье. Благодаря обилию солнечного света Бальный зал выглядит золотым. Он использовался для проведения торжеств вплоть до XIX века, то есть около 600 лет и был свидетелем многих исторических событий.

В украшении зала, как и в убранстве Галереи Франческо I, можно увидеть красочное сочетание фресок и деревянных панелей. На одной из них нетрудно заметить монограмму Дианы де Пуатье – три скрещенных полумесяца.

Официальный сайт Фонтенбло

Фонтенбло значительно старше Версаля, это своего рода символ истории Франции. Остаться равнодушным к его живописной природе, архитектуре и произведениям искусства невозможно.

По словам французского историка Жюля Мишле, Фонтенбло - «это восхитительное последнее убежище, где можно отдохнуть и насладиться тем, что еще осталось от жизни… Спросите меня, где бы я стал искать утешения, если бы меня постигло несчастье, и я отвечу – пошел бы в Фонтенбло. Но и будучи счастливым, я тоже отправлюсь в Фонтенбло».

Фонтенбло - мой любимый замок из тех, что я видела во Франции, может быть, он им и останется.
В этот приезд я была здесь во второй раз, спустя 15 лет, я предпочла потратить день, чтобы снова его увидеть вместо того, чтобы посмотреть что-либо новое.
Фонтенбло - более камерный замок, он отличен от Версаля размахом и габаритами, на мой взгляд, более уютный. В его интерьерах меньше пафоса, королевское величие здесь отступает на полшага, чтобы продемонстрировать вкус и гармонию.

Замок Фонтенбло был любимым замком французских монархов, он связан со многими королями Франции, здесь родились Филипп Четвертый Красивый, Генрих Третий Валуа и Людовик Тринадцатый. Замок перестраивался неоднократно по желанию нового владельца.
Добраться до Фонтенбло из Парижа можно на электричке с Лионского вокзала до станции Fontainebleau-Avron и затем на автобусе.

Есть две версии происхождения названия города. Согласно первой из них сначала оно звучало как «Fontaine Belle-eau» (в переводе с французского «источник прекрасной воды») и называлось так, потому что на территории нынешнего Английского сада Фонтенбло находился источник. По второй версии название города связано с первым владельцем участка земли, где находился источник, месье Блио (Bliaut). Источник в 1713 году исчез.
В этот раз я не гуляла по парку и вокруг дворца, в основном смотрела интерьеры, вы их увидите достаточно подробно.
История охотничьего замка Фонтенбло на территории охотничьих королевских угодий, немаленьких,- 17 гектаров леса, началась давно.

В 853 году основатель династии Капетингов, Гуго Капет, включил лес Фонтенбло в состав королевского домена. С этого момента частым явлением здесь стали королевские охоты.Большим любителем охоты был Людовик VII. Именно по его указу в 1137 году в лесу на берегу небольшого пруда был отстроен первый небольшой замок,с которого началась история нынешнего замка. От первой постройки остались очертания Овального двора, на плане дворца это самый задний двор, от которого вправо идет Большой Партер.

Замок был расширен Людовиком IX, любившим уединение.
Первый дворец посещали Филипп Август (1165-1223), Людовик Святой (1214-1240) и Филипп Красивый, вошедший в историю изгнанием из Франции евреев и тамплиеров, именно он сжег на костре Жака де Моле, главу ордена. Филипп Красивый и родился и умер в Фонтенбло.Во времена Филиппа Красивого рядом стали возникать деревушки, численностью до 1300 человек. В 1269 году в Фонтенбло был построен госпиталь ордена тринитариев.
Франциск Первый отстроил замок в нынешнем виде. Сохранился документ, в котором было написано: "Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях". Черные и рыжие лисы привлекли короля. Начав с пристройки Новой псарни и крыла замка, король увлекся. Во время похода на Италию, Франциск вдохновился итальянским Ренессансом и пригласил к себе итальянских художников и архитекторов. С 1528 года замок стал расти, украшаться и стал настоящей королевской резиденцией. Скоро его стали называть "Новым Римом",городок рядом тоже рос, там появлялись загородные дома королевских фавориток, художников, работавших во дворце, королевских приближенных.

Парк Фонтенбло был заложен при Генрихе IV ландшафтным архитектором Клодом Молле и инженером по фонтанам Томмазо Франчини. С 1606- по 1609 были посажены вязы, сосны и фруктовые деревья, Большой канал был проложен за 60 лет до Версальского. С 1660 по 1664 парк был дополнен и расширен знаменитым Ленотром.

На территорию дворца мы заходим через главные ворота, богато украшенные эмблематикой Наполеона. Украшения были сняты в 1814 году и снова установлены в 1911.


Главный Почетный двор замка назывался когда-то Большим Нижним двором, а затем Двором Белой лошади. Изначально здесь находился тот участок, где некогда существовал источник. 152 на 112 метров двора заняты зеленым партером, по два квадрата с каждой стороны центральной аллеи, ведущей к входу в замок.
В XVI веке его украшала скульптура лошади, которую (по одной версии) привез из Италии художник Ф. Приматиччо. Это был гипсовый слепок с древнеримской статуи императора Марка Аврелия верхом на коне, установленной великим Микеланджело в центре Капитолийской площади в Риме. По другой версии, будто бы в сентябре 1560 года Екатерина Медичи просила Микеланджело сделать эскиз памятника своему покойному супругу, королю Генриху II, в виде всадника. Знаменитый скульптор принял заказ, возложив на себя только руководящие работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Вольтерра, который и сделал каменную модель. Вскоре перелили в бронзу часть памятника: лошадь очень большого размера, намного больше, чем лошадь статуи Марка Аврелия. В Италии это стало событием, так как даже здесь не видели такой большой скульптуры. Снятый с нее гипсовый слепок доставили в Фонтенбло и установили посередине Большого Нижнего двора. Всадник на этой гипсовой лошади так никогда и не появился, а Большой Нижний двор, украшенный этой скульптурой, переименовали в двор Белой Лошади. В 1580 году гипсовая лошадь распалась, заказанный в Риме новый слепок со временем тоже пришел в негодность и в 1626 году был снят.
У этого двора есть еще и другое название - двор Прощания.20 апреля 1814 года Наполеон Бонапарт на дворе Белой Лошади прощался со своей старой гвардией, чтобы отправиться на остров Эльбу. Но не прошло и года, как на этом же дворе он делал смотр своим преданным гренадерам, которые помогли ему триумфатором возвратиться в Париж.

Дворец не покоряет величием, как наши. Королевские, французские шато вообще скромнее, на них нет лепнины с позолотой, амуров и статуй в полный рост. Их очарование нужно почувствовать, главным достоинством французских замков являются их красивые пропорциональные изящные фасады.


Галерея построена из кирпича и камня при Людовике 15м.

Лестница в виде подковы была построена при Генрихе Втором Филибером Делормом и в 1634 году заменена на новую.

В замке хранится сундук, отделанный пластинами севрского фарфора с росписью. На одной нарисована встреча короля Луи Филиппа и принцессы Хелены Мекленбург-Шверин на ступенях лестницы.

Между Кухонным и Овальным двором находятся ворота, украшенные головами Меркурия работы скульптора Жиля Герена (1639 год)

Многочисленные галереи замка, построенные в разные века, слились в единый ансамбль, сохранивший цельность.

Золотые ворота - вытянутый павильон архитектора Лебретона.

Золотые ворота были построены к приезду Карла Пятого в 1539 году.

Галерея Королевы-Матери (1558- 1566 гг) строилась Филибером Делормом, позднее Приматиччо. Большой павильон на углу галереи перестраивался в 1750 году архитектором Анж-Жак Габриэлем, его фасад был создан под влиянием Версаля. Павильон стоит на берегу пруда Карпов, который так называется со времен Генриха Четвертого,получившего с подарок от герцога Лорренского 60 карпов. На западной стороне пруда проходит аллея, на которой состоялась церемония, в время которой король прикоснулся к страдающим от золотухи больным людям. Больные верили, что они излечатся от королевского прикосновения, а король видимо верил в свои чудодействейнные силы.

Мы гуляли вокруг уже вечером на закате и опустевший парк напоминал о существовании здесь Красного призрака, который являлся королям, чтобы предсказать судьбу.
Замок неоднократно изображался на картинах. Эта гравюра висит в интерьере замка.

A-L-R. Millin du Perreux , на картине 1819 года художник изобразил исторический факт: король Генрих Четвертый поддерживает обвиненного в измене министра Сюлли в присутствии своего двора. Двор гуляет под деревьями по аллее вдоль Карпового пруда.

Художник Жан-Батист Удри писал охотничьих собачек Людовика Пятнадцатого и королевскую охоту на фоне парка Фонтенбло.

За историческим дворцом Фонтенбло , расположенным в 65 км к югу от Парижа, издавна закрепилось название «дом королей ». Многим здесь интереснее, чем в , потому как древнее: французские короли жили в городке Фонтенбло с 1137 по 1870 год. На протяжении восьми веков эта всемирно известная являлась истинным домом французских королей, а позднее императоров.

Дворцы Парижа предназначались для публичной, открытой жизни монархов; здесь же, в Фонтенбло, протекала их частная жизнь, здесь праздновались важнейшие семейные события – свадьбы, рождения, крестины. В этих стенах появилось на свет множество принцев и принцесс, здесь прошли детские годы многих королей Франции. Вплоть до падения Второй империи в 1870 г. с Фонтенбло были связаны важнейшие события французской истории.

Фонтенбло, история возникновения

Документы XII века эту местность в Иль-де-Франс, затерявшуюся среди дремучего леса, называли «Fontene Bleaudi» — «источник Блоди». Некогда именно здесь обитала семья воинственных франков Бладобальдов, и ученые предполагают, что Блоди — имя человека, на земле которого бил источник.

Французское название этих мест — «Fontaine-Belle-Eau» («чудесный источник») со временем превратилось в «Fontaine-Bleau». Так что источник Бло — тот чудесный источник, который (по преданию) во время королевской охоты нашла собака по кличке Бло, — и дал название и лесу, и замку, и городу.

История Фонтенбло начинается с охотничьего домика, построенного в XII в. в богатом дичью лесу, около родникового источника Бло, откуда и пошло название местности Фонтенбло («фонтен» - по-французски «источник»). Позже на месте домика выросла усадьба, а затем был возведен замок, ставший надолго королевской резиденцией.

Первое упоминание о Фонтенбло – в связи с коронацией Людовика VII – относится к 1137 г. В XII столетии на этом месте, в сердце обширного леса, занимавшего более 17 тысяч га, располагался королевский охотничий замок. Традиционная любовь к охоте сделала Фонтенбло регулярно посещаемым местом, и при этом едва ли не каждый король считал своим долгом внести свою лепту в улучшение замковых построек, перестраивая и украшая их в соответствии с новыми вкусами.

Наиболее значительным преобразованиям замок подвергся при короле Франциске I (1494–1547), который пожелал превратить старый «дом королей» в «Новый Рим», который превзойдет роскошью и красотой дворцы , и .

Строительство Фонтенбло продолжалось на протяжении 1528–1547 гг. Вместо старого средневекового замка вырос огромный роскошный дворец (арх. Ж. Лебретон, П. Шамбиж и др.), в облике которого воплотились итальянские и французские художественные традиции. Были построены ворота, танцевальный зал, часовня Св. Сатурини, здания, окружающие внутренний двор Белой Лошади и галерея Франциска I, связавшая две группы построек.

От замка XII в. сохранилась лишь одна древняя башня-донжон, в которой когда-то располагалась королевская спальня. Для дворцового комплекса Фонтенбло характерны внутренние дворы – отзвук итальянской архитектуры – и оригинальные подковообразные наружные лестничные всходы.

Для украшения королевской резиденции Франциск I пригласил итальянских живописцев Россо Фиорентино, Франческо Приматиччи и Себастьяно Серлио, положивших начало так называемой «первой школы Фонтенбло». Искусство Фонтенбло середины XVI в. стало ответвлением стиля итальянского маньеризма. Для него характерны особая элегантность, сочетание живописи с декоративными фризами и сложной резьбой по гипсу, имитирующему цветной мрамор (стукко).

Художники первой школы Фонтенбло широко включали в свои полотна аллегорические и символические фигуры, прославляющие королей Франции. Эти росписи до сих пор можно видеть на стенах монументальной парадной лестницы, в танцевальном зале и королевской спальне, но лучше всего они сохранились в галерее Франциска I, созданной Россо Фиорентино между 1522 и 1540 гг.

Ко временам короля Франциска I относится и создание садово-паркового ансамбля в Фонтенбло. Вокруг дворца был разбит огромный парк «по итальянской моде», который, несмотря на многочисленные позднейшие переделки и дополнения, дает представление о садово-парковой архитектуре XVI столетия.

Большой водоем в форме трапеции, являющийся центром парка, некогда использовался для всевозможных «водяных затей» и забав. В нем были устроены фонтаны, самый большой из которых украшала статуя «Геркулес» работы Микеланджело. На искусственном острове посреди пруда был сооружен банкетный павильон.

В последующие века дворец в Фонтенбло неоднократно подвергался значительным переделкам. По доброй старой традиции каждый монарх, взойдя на престол, спешил украсить «дом королей» чем-нибудь новым. Хотя строители старались придерживаться проекта, утвержденного Франциском I, время вносило свои коррективы, и сегодня дворец потерял ощущение единства стиля, воплотив в своем облике архитектурные элементы XVI–XIX вв.

Генрих II, сын и преемник Франциска I, и его жена Екатерина Медичи завершили все начатые постройки Фонтенбло – правда, в измененном в соответствии с новыми вкусами виде, пригласив для этих целей архитекторов Филиберта Делорма и Жана Буллана. Над отделкой дворца в эти годы работал живописец-маньерист Никколо дель Аббате.

При Генрихе IV (1552–1610) дворец подвергся новым большим переделкам, которыми руководил архитектор Амбруаз Дюбуа. Работавшие в этот период в Фонтенбло фламандские живописцы положили начало «второй школы Фонтенбло». По распоряжению Генриха IV был значительно расширен парк. В нем был прорыт канал протяженностью 1200 м, высажены платаны – для Франции той эпохи большая редкость, а также ели и плодовые деревья.

Король Людовик XIII, чье детство прошло в Фонтенбло, добавил к дворцовому ансамблю железную лестницу. В 1661–1664 гг. Андре Ленотр, придворный садовник Людовика XIV и создатель Версальского парка, разбил на месте прежнего Большого парка зеленый партер. Сам «король-солнце» имел обыкновение ежегодно проводить в Фонтенбло два осенних месяца, наслаждаясь покоем и великолепной природой.

К временам правления Людовика XV относится перестройка южной части двора Белой Лошади и сооружение Большого павильона, получившего название «Эрмитаж маркизы Помпадур» (арх. ЖА. Габриэль). При Людовике XVI были в два раза увеличены размеры галереи Франциска I и создан будуар королевы, состоящий из трех салонов, отделанных в соответствии со вкусами времени.

Когда в 1804 г. в Фонтенбло приехал Наполеон, «дом королей» поразил его девственной пустотой. Оставались одни пустые залы, впрочем, почти не тронутые, а вся роскошная обстановка исчезла благодаря стараниям «граждан» республики. По распоряжению Наполеона дворец был заново обставлен и украшен, и в его стенах император Франции принимал римского папу Пия VII, прибывшего в Париж, чтобы короновать «узурпатора».

С Фонтенбло связаны последние драматические страницы истории наполеоновской империи. 28 апреля 1814 г., простившись с солдатами Старой гвардии, выстроившимися во дворе, Наполеон навсегда покинул замок. Годы спустя, находясь в ссылке на острове Св. Елены, он до последнего дня вспоминал Фонтенбло – «истинный дом королей, лучше всех украшенный и наиболее удачно расположенный дворец в Европе». Национальный музей Фонтенбло хранит множество предметов, принадлежащих лично Наполеону, его жене, братьям и сестрам.

В последующие годы дворец Фонтенбло оставался «домашней» королевской резиденцией. При Луи-Филиппе здесь были проведены значительные ремонтно-восстановительные работы. В 1837 г. в стенах дворца состоялось бракосочетание наследника престола принца Орлеанского с немецкой принцессой.

Последний расцвет Фонтенбло приходится на времена Второй империи. Император Наполеон III восстановил заброшенную часть парка, заново отделал помещения дворца, и до 1868 г. Фонтенбло оставался местом официальных приемов, торжеств и увеселений императорской четы.

Франко-прусская война и падение империи поставили точку в политической истории Фонтенбло. Сегодня дворец и парк Фонтенбло является национальным музеем, входящим в , а часть его по традиции остается резиденцией главы государства.

Фонтенбло, архитектура и интерьеры

Знакомство с ансамблем Фонтенбло начинается с Почетного двора, который просторно раскинулся перед главным дворцовым фасадом. Двор и есть часть того участка, на котором некогда бил чудесный источник. Почти всю площадь Почетного двора (152х112 метров) занимает зеленый партер: четыре больших квадрата стриженой травы легли здесь по два с каждой стороны центральной аллеи, ведущей к парадному входу во дворец.

Сначала этот двор назывался Большим Нижним двором. В XVI веке его украшала скульптура лошади, которую (по одной версии) привез из Италии художник Ф. Приматиччо. Это был гипсовый слепок с древнеримской статуи императора Марка Аврелия верхом на коне, установленной великим Микеланджело в центре Капитолийской площади в Риме.

По другой версии, будто бы в сентябре 1560 года Екатерина Медичи просила Микеланджело сделать эскиз памятника своему покойному супругу, королю Генриху II, в виде всадника. Знаменитый скульптор принял заказ, возложив на себя только руководящие работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Вольтерра, который и сделал каменную модель.

Вскоре перелили в бронзу часть памятника: лошадь очень большого размера, намного больше, чем лошадь статуи Марка Аврелия. В Италии это стало событием, так как даже здесь не видели такой большой скульптуры. Снятый с нее гипсовый слепок доставили в Фонтенбло и установили посередине Большого Нижнего двора. Всадник на этой гипсовой лошади так никогда и не появился, а Большой Нижний двор, украшенный этой скульптурой, переименовали в двор Белой Лошади. В 1580 году гипсовая лошадь распалась, заказанный в Риме новый слепок со временем тоже пришел в негодность и в 1626 году был снят.

У этого двора есть еще и другое название — двор Прощания. В апреле 1814 года Наполеон Бонапарт подписал в Фонтенбло свое отречение от престола и 20 числа этого же месяца на дворе Белой Лошади прощался со своей старой гвардией, чтобы отправиться на остров Эльбу. Но не прошло и года, как на этом же дворе он делал смотр своим преданным гренадерам, которые помогли ему триумфатором возвратиться в Париж.

Во дворце Фонтенбло расположился один из самых значительных памятников французского Возрождения — Галерея Франциска I. Она представляет собой очень длинное и довольно узкое помещение (64х6 метров), перекрытое коробовым сводом. Стены Галереи расчленены на два яруса: нижний обшит деревянными резными панелями, по которым идут изображения герба Франции и монограммы короля, заключенные в овалы.

Верхний ярус Галереи украшен фресками и скульптурными рельефами. Высокие окна, уходя в стены, образуют неглубокие ниши: льющиеся сквозь них потоки света озаряют живопись с ее оригинальной оправой и скользят по золотистой поверхности дубовых паркетов.

Галерея Франциска I стала первым помещением во Франции, которое было украшено монументальными росписями светского характера. Все фрески до единой посвящены Франциску I — его победам, мужеству и благочестию, а также его благоволению к наукам и искусствам.

А рефреном к ним звучит многократное изображение герба Франциска I — саламандры в огне, сопровождаемой девизом короля: «Nutrisco et extinguo» («Питаю и уничтожаю»). Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.

Четырнадцать фресок Галереи составляют единый, тонко продуманный цикл. Центр большой стены Галереи занимает произведение итальянского художника Ф. Приматиччо «Даная» — главная фреска всего ансамбля. Художник искусно вписал в большой овал в задумчивости раскинувшуюся на подушках златокудрую красавицу с античным профилем. Живопись этой фрески утопает в переливах золотистого цвета, эффект которого еще больше усиливается золоченой рамой.

Некоторые фрески в Галерее Франциска I являются парными, что позволило художникам показать основную идею в разных аспектах. Например, в ансамбле фресок «Воспитание Ахилла» и «Венера наказывает Амура» зашифрована идея государственных добродетелей. В основе всех изображений лежат сюжеты из мифологии и произведений древних авторов, но содержание большинства из них было зашифровано в аллегории, смысл которых во многом не раскрыт еще и до сих пор.

Галерея Франциска I являлась соединительным коридором, который вел в один из корпусов Овального двора. Двор этот был замкнут однообразными по архитектуре фасадами хозяйственных построек, сжимавших собой основной корпус. Сейчас Овальный двор закрыт для посещения, а на месте служб разместились решетчатые ворота.

Одной из достопримечательностей Овального двора являлся павильон Святого Луи, который впоследствии подвергся реконструкции. Это здание стоит на массивном цоколе, этажи его отмечены карнизами и окнами, а крутая крыша с двумя симметричными дымоходами придает ему элегантную стройность. Заметно преобразилось и слуховое окно павильона Святого Луи: сейчас его обрамляют строгие античные пилястры и завершает треугольный фронтон.

В юго-западной стороне Овального двора архитектор Ж. Лебретон поставил Золотые ворота — укрепленный вход в замок. Они и сейчас кажутся неприступными. Золотые ворота представляют собой нарядный, чуть вытянутый вверх павильон, сложенный из светлого камня и красного кирпича. Фасад его четко поделен на три части в длину и в высоту, а по боковым сторонам его архитектор расположил одно над другим окна, завершив каждое обложенным кирпичом фронтоном.

Бесценной реликвией Фонтенбло времен Франциска I являются часы, установленные на одном из корпусов Овального двора. Часы украшены монументальными скульптурами, олицетворяющими семь планет, а древнеримский бог Вулкан молотом отбивает каждый час.


Загородные резиденции королей Франции, безусловно, нравятся всем, кто любит
роскошь и помпезность.

Дворец Фонтенбло занимает одно из первых мест в истории Франции и всей Европы: с XII по XIX века в общей сложности здесь побывало 34 французских правителя - от Людовика VI Толстого
до Наполеона III.
С XII века французские монархи жили в Фонтенбло. Здесь Наполеон подписал свое отречение от власти и отсюда отправился на остров Эльба.
В Фонтенбло гостили и знатные зарубежные гости - Петр I и Папа Римский Пий VII.

Фонтенбло служил французским правителям на протяжении семи веков, и только с крахом Империи в 1870 году навсегда перестал выполнять свои исторические функции и был превращен в музей.
С каждым веком короли расширяли свои покои, пристраивая к существующим зданиям
новые галереи, апартаменты, залы.
Так дворец превратился в огромную, наполненную бесценными сокровищами, шкатулку.


Этот замок напоминает Версаль своим величием и притягательным очарованием. Роскошный дворец появился в Фонтенбло в XVI веке. До этого в лес к югу от Парижа французские короли приезжали на охоту. Король Франциск I и Наполеон Бонапарт - самые известные личности, которые здесь жили.


Франциск I пригласил для обустройства дворца итальянских художников, которые превратили обычный загородный особняк в своего рода художественный музей.


Самая известная комната в замке - это Галерея Франциска I (Galerie de Francois I). Начиная с XVII века каждая императрица и королева Франции спали в золотой кровати, отделанной изумрудами, которая находится в так называемой Queen"s Bed Chamber (спальня королевы).


В галерее Франциска I, в бальном зале и салоне Людовика XIII обязательно посмотрите росписи на стенах и скульптурные укрaшения.






После революции во Франции в 1789 году этот замок был полуразрушен, но при Наполеоне I был восстановлен и превратился в загородный дом императора.


Причем, изумительные залы для танцев были построены именно при Наполеоне, который привлек с этой целью к работе учеников и последователей Микеланджело Боунаротти.


Помимо этого, в замке также находится Музей Наполеона Бонапарта (Le Musee Napoelon), где представлена наиболее полная коллекция личных вещей императора: вплоть до его зубной щетки, домашних тапочек, государственных подарков и т.п.
Дворец окружен большим парком и лесом с дорожками для велосипедных прогулок.

Французские гиды всегда начинают свой рассказ о Фонтенбло именно с Наполеона, его покоев, его эмблемы - трудолюбивой пчелы.


Во Франции до сих пор существует культ Наполнона, хотя его походы и огромное число убитых в них мужчин привели к печальной статистике: после правления императора средний рост французов уменьшился на 10 сантиметров.
Трудился Наполеон действительно как пчелка, по двадцать часов в сутки(оставшихся четырех часов ему всегда хватало для сна).

В императорских покоях посетители долго удивляются, глядя на его пышную кровать с шатровым пологом - она так коротка, что нормально лечь на нее невозможно. Дело не только в маленоком росте Наполеона, просто тогда все спали сидя, это считалось полезным для здоровья.


Достопримечательностью замка являются населяющие его призраки, которых тут накопилось немало. Самый знаменитый – это Красный человек, которого частенько видят в парке между полу ночью и двумя часами ночи. По преданию, это он предсказал Екатерине Медичи смерть ее четырех сыновей, а короля Генриху IV – насильственную смерть от кинжала убийцы. Короли покинули Фонтенбло, потому гордый призрак больше ни с кем не общается.


Всемирное наследие ЮНЕСКО:Любовь моя осталась в Фонтенбло

Было небу светло:
Но закат уставал.
Он по небу писал
Чёрным грифелем крыш,
Над Прощальным Крыльцом
Фонтенбло.

Бетаки Василий



Фонтенбло известнен во всем мире, магическое название, которое у одних создает образ леса, у других замка… имя которое до сих пор блистает своей королевской историей.



Хотя Фонтенбло больше и не принимает королевских особ, как это было на протяжении долгого времени, здесь до сих пор выражение «качество жизни» находит свое полное выражение.



В сердце этих пейзажей был рожден город, где бок о бок жили Королевский двор, поставщики Его Величества, повара Его кухни и кавалерия, ответственная за Его безопасность и охоту.



К этим пейзажам также в 19 веке приезжала парижская буржуазия для загородного отдыха в лесу на берегах Сены и Луана, в то время как молодые художники устраивались в соседних деревушках. Они оставили столицу и студии официальной школы, чтобы приехать и рисовать среди природы, с мольбертами вдоль деревьев и скал напротив пейзажей Бриера.

А вечерами они возвращались в Барбизон к отцу Ганну, в Буррон-Марлотт или Море-сюр-Луан. Художественное приключение Барбизона и первых импрессионистов, таких как Коро и Сислей, открыло дорогу череде художников, музыкантов и писателей на протяжении всего века от Альфреда Мюссе до Кокто, от Пикассо до Сезанна, от Розы Бонор до Лаланна…


Если есть вид, который напоминает об уникальности Фонтенбло, то это тот, который вы можете увидеть рано утром из дворцового парка лицом к озеру Тибер. Напротив вас бронзовая статуя эпохи Ренессанса… Затем вдали контраст между стриженными садовыми деревьями и неухоженной окраиной леса. И наконец, на самом заднем плане проходящие лошади, странники, тренирующиеся спортсмены … или призраки королевской охоты.



Дворец Фонтенбло

Дворец Фонтенбло занимает одно из первых мест в истории Франции и всей Европы: с XII по XIX века в общей сложности здесь побывало 34 французских правителя - от Людовика VI Толстого до Наполеона III.


Фонтенбло издавна был местом королевской охоты, а потом стал резиденцией нескольких французских королей — Франциска I, Генриха IV, Людовика XV и Людовика XVI.





Окруженный лесами, этот замок был сурово неприступен. Веками он строился, расширялсяили, наоборот, лишался каких-то своих частей.



В нем много пристроек с помещениями, отделанными в стиле разных веков — от XVдо XIX. Отсюда и те «культурные наслоения», которые сейчас мож но видеть в архитектурном облике дворца.



Документы XII века эту местность в Иль-де-Франс, затерявшуюся среди дремучего леса, называли «Fontene Bleaudi» — «источник Блоди» Некогда именно здесь обитала семья воинственных франков Бладобальдов, и ученые предполагают, что Блоди — имя человека, на земле которого бил источник.





Французское название этих мест — «Fontame-Belle-Eau» («чудесный источник») со временем превратилось в «Fontaine-Bleau». Так что источник Бло — тот чудесный источник, который (по преданию) во время королевской охоты нашла собака по кличке Бло, — и дал название и лесу, и замку, и городу.





Первые исторические сведения о самом замке относятся к 1137 году. Сохранилась грамота короля Людовика VI, которая свидетельствует, что в ту далекую эпоху здесь находился королевский домен. Король возвел на берегу пруда, неподалеку от источника Бло, небольшой замок, а расширять его стал Людовик IX — король мудрый и благочестивый, который находил в уединении особое удовольствие.





Франциску I замок достался уже довольно запущенным, но, покоренный красотой природы, король решил здесь обосноваться. Он рассудил, что столь удачное месторасположение замка позволит возродить здесь старую традицию королевской охоты.




Документы приводят по этому поводу такие слова Франциска I: «Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях» .





И вскоре заброшенный замок ожил. К нему пристроили Малое крыло и Новую псарню, которые соединились со стоявшей на берегу пруда Старой псарней.





По планам короля в этих помещениях должны были разместиться охотничий двор с домиком капитана королевской охраны и Малой королевской конюшней. Однако масштаб развернувшихся работ вскоре ясно показал, что заурядный охотничий домик не просто благоустраивается, а перестраивается в огромный дворец.





В 1528 году Франциск I стал энергично собирать строителей, каменщиков, художников и мастеров-ремесленников самых разных профессий для возведения и украшения задуманного им нового дворца.







Окруженный садами и парками, этот удивительный дворцовый ансамбль, возникший по прихоти личных вкусов короля, вскоре превратился в поистине королевское жилище.




Знакомство с ансамблем Фонтенбло начинается с Почетного двора , который просторно раскинулся перед главным дворцовым фасадом. Двор и есть часть того участка, на котором некогда бил чудесный источник. Почти всю площадь Почетного двора (152х112 метров) занимает зеленый партер: четыре больших квадрата стриженой травы легли здесь по два с каждой стороны центральной аллеи, ведущей к парадному входу во дворец.







Сначала этот двор назывался Большим Нижним двором. ВXVI веке его украшала скульптура лошади, которую (по одной версии) привез из Италии художник Ф. Приматиччо. Это был гипсовый слепок с древнеримской статуи императора Марка Аврелия верхом на коне, установленной великим Микеланджело в центре Капитолийской площади в Риме.







По другой версии, будто бы в сентябре 1560 года Екатерина Медичи просила Микеланджело сделать эскиз памятника своему покойному супругу — королю Генриху II — в виде всадника. Знаменитый скульптор принял заказ, возложив на себя только руководящие работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Вольтерра, который и сделал каменную модель. Вскоре перелили в бронзу часть памятника — лошадь очень большого размера, намного больше, чем лошадь статуи Марка Аврелия.

В Италии это стало событием, так как даже здесь не виделитакой большой скульптуры. Снятый с нее гипсовый слепок доставили в Фонтенбло и установили посередине Большого Нижнего двора.

Всадник на этой гипсовой лошади так никогда и не появился, а Большой Нижний двор, украшенный этой скульптурой, переименовали в двор Белой Лошади. В 1580 году гипсовая лошадь распалась, заказанный в Риме новый слепок со временем тоже пришел в негодность и в 1626 году был снят.



Наполеон прощается с императорской Гвардией

У этого двора есть еще и другое название — двор Прощания. В апреле 1814 года Наполеон Бонапарт подписал в Фонтенбло свое отречение от престола и 20 числа этого же месяца на дворе БелойЛошади прощался со своей старой гвардией, чтобы отправиться на остров Эльбу. Но не прошло и года, как на этом же дворе он делал смотр своим преданным гренадерам, которые помогли ему триумфатором возвратиться в Париж.





Во дворце Фонтенбло расположился один из самых значительных памятников французского Возрождения — Галерея Франциска I.







Она представляет собой очень длинное и довольно узкое помещение. (64х6 метров), перекрытое коробовым сводом. Стены Галереи расчленены на два яруса: нижний обшит деревянными резными панелями, по которым идут изображения герба Франции и монограммы короля, заключенные в овалы.





Верхний ярус Галереи украшен фресками и скульптурными рельефами. Высокие окна, уходя в стены, образуют неглубокие ниши: льющиеся сквозь них потоки света озаряют живопись с ее оригинальной оправой и скользят по золотистой поверхности дубовых паркетов.





Галерея Франциска I стала первым помещением во Франции, которое было украшено монументальными росписями светского характера. Все фрески до единой посвящены Франциску І — его победам, мужеству и благочестию, а также его благоволению к наукам и искусствам.



А рефреном к ним звучит многократное изображение герба Франциска І — саламандра в огне, сопровождаемая девизом короля: «Nutrisco et extinguo» («Питаю и уничтожаю»). Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.







Четырнадцать фресок Галереи составляют единый, тонко продуманный цикл. Центр большой стены Галереи занимает произведениеитальянского художника Ф. Приматиччо «Даная» — главная фрескавсего ансамбля.




Художник искусно вписал в большой овал в задумчивости раскинувшуюся на подушках златокудрую красавицу с античным профилем. Живопись этой фрески утопает в переливах золотистого цвета, эффект которого еще больше усиливается золоченой рамой.





Некоторые фрески в Галерее Франциска I являются парными, что позволило художникам показать основную идею в разных аспектах. Например, в ансамбле фресок «Воспитание Ахилла» и «Венера наказывает Амура» зашифрована идея государственных доброде телей. В основе всех изображений лежат сюжеты из мифологии и произведений древних авторов, но содержание большинства из них было зашифровано в аллегории, смысл которых во многом не раскрыт еще и до сих пор.




Франциск 1

Галерея Франциска I являлась соединительным коридором, который вел в один из корпусов Овального двора. Двор этот был замкнут однообразными по архитектуре фасадами хозяйственных построек, сжимавших собой основной корпус. Сейчас Овальный двор закрыт для посещения, а на месте служб разместились решетчатые ворота.

Одной из достопримечательностей Овального двора являлся павильон Святого Луи, который впоследствии подвергся реконструкции. Это здание стоит на массивном цоколе, этажи его от мечены карнизами и окнами, а крутая крыша с двумя симметричными дымоходами придает ему элегантную стройность. Заметно преобразилось и слуховое окно павильона Святого Луи: сейчас его обрамляют строгие античные пилястры и завершает треугольный фронтон.



В юго-западной стороне Овального двора архитектор Ж. Лебретон поставил Золотые ворота — укрепленный вход в замок. Они и сейчас кажутся неприступными. Золотые ворота представляют собой нарядный, чуть вытянутый вверх павильон, сложенный из светлого камня и красного кирпича. Фасад его четко поделен на три части в длину и в высоту, а по боковым сторонам его архитектор расположил одно над другим окна, завершив каждое обложенным кирпичом фронтоном.




Бесценной реликвией Фонтенбло времен Франциска I являются часы, установленные на одном из корпусов Овального двора. Часы украшены монументальными скульптурами, олицетворяющими семь планет, а древнеримский бог Вулкан молотом отбивает каждый час.


Генрих II.

Строительство в Фонтенбло после смерти Франциска I продолжил его сын — Генрих II. Его зал, после Галереи Франциска I, стал одним из чудес Фонтенбло и долгое время служил Бальным залом. Строить его начинал еще архитектор Ж. Лебретон, а достраивал и отделывал уже Ф. Делорм.



Бальный зал

Бальный зал площадью в 300 квадратных метров был перекрыт сводом, который лежит на мощных опорах, создающих систему аркад-амбразур. Они уходят в стены на глубину трех метров и тем самым образуют ниши-окна. Пять таких окон обращены в сад, а через пять других можно детально рассмотреть Овальный двор.




Стены Бального зала на высоту двух метров от пола обшиты дубовыми панелями, на филенках которых многократно повторяются изображения эмблемы и герба Франции, а также вензеля с инициалами Генриха II и его фаворитки Дианы де Пуатье.
Король Генрих ІІ объяснял своей жене Екатерине Медичи, что этот символ следует читать, как "Генрих + Екатерина (Caterina de Medici)", однако все знали, кто в действительности в его сердце.





Пространство Бального зала между потолком и панелями заполнено живописью, в которой основная роль принадлежит фрескам. Их исполнил по эскизам Ф. Приматиччо итальянский художник Никколо дель Абате, сделавший восемь больших фресок на мифологические сюжеты: «Церера и жнецы», «Вулкан, кующий по приказу Венеры стрелы любви» и другие. Все росписи Бального зала объединены особой, необыкновенно трепетной по характеру исполнения живо писной техникой.




После Генриха II Фонтенбло теряет свое былое великолепие, и ко временам Генриха IV некоторые части замка уже представляли собой руины.


При Генрихе IV в Фонтенбло развернулись крупные строительные работы, были значительно обновлены некоторые интерьеры дворца, например, салон Франциска I.







Апартаменты Мадам де Ментенон

Самыми интимными апартаментами замка были комнаты отдыха, раздевальни, гардеробные. Еще со времен Франциска І в таких помещениях было принято хранить художественные сокровища: книги, произведения искусства и всевозможные редкости.



Так, например, в Банных апартаментах, которые в середине 1550-х годов были сооружены под Галереей Франциска I, хранились самые ценные картины: «Джоконда», «Мадонна в гроте», «Святая Анна», «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи, картины нидерландских мастеров, а также портреты, приписываемые кисти Рафаэля, — все, что было собрано еще при Франциске I




Франциск 1 и прекрасная Феррония

В Фонтенбло пять лет провел итальянский скульптор Бенвенуто Челлини, который «создал много произведений из золота и серебра».
В салоне Франциска I сохранился алебастровый барельеф, имитирующий античную камею, на котором Б. Челлини представил богиню Диану с оленем. Многое из того, что было сделано великим итальянцем для Фонтенбло, впоследствии разошлось по разным музеям





Золотой будуар



Людовик XIII.

После Генриха IV трон перешел к Людовику XIII. Его жена, Анна Австрийская, очень любила замок Фонтенбло. Вы наверняка помните, что именно здесь разыгрывались многие сцены из жизни Луи и королевы в романе Дюма «Три мушкетера». Следующим представителем династии Бурбонов был Людовик XIV, король-Солнце.


Анна Австрийская


Людовик XIV

Его министр финансов, Николя Фуке, не отказывал себе в использовании средств из государственной казны, построив великолепный дворец в своем поместье Во ле Виконт. Вскоре после пышного новоселья Фуке был арестован.



Библиотека

Злые языки утверждали, что король был возмущен тем, что новый замок был намного красивее королевской резиденции Фонтенбло. После чего архитекторов поместья направили на строительство королевского дворца в Версале.



"Шапель-де-ла-Трините"

Через несколько лет, Людовик XIV со своим двором переехал в Версаль, после чего Фонтенбло надолго был забыт, последующие короли, Людовик XV и Людовик XVI приезжали в резиденцию только осенью.


Но Фонтенбло не был забыт совсемь, для королевского двора он стал осенней резиденцией в сезон охоты. Тогда преобразования в основном коснулись парков, а в самом дворце многое осталось прежним.



Наполеон 3 с императрицей Евгенией






Тронный зал

Новое возрождение Фонтенбло наступает в эпоху Наполеона. В это время на его реконструкцию затрачиваются огромные средства: некоторые корпуса дворца перестраиваются, переоборудуются старые или возводятся новые апартаменты, благоустраиваются парки.












Сад Дианы

Апартаменты Наполеона, обращенные в сад Дианы, были возведены параллельно Галерее Франциска I. Зал королей переоборудовали в Тронный зал: в нем стоит стол, за которым Наполеон приносил присягу, и принадлежавший императору стул, сделанный в 1805 году знаменитым мебельщиком Жакобом.



Спальня императора в стиле ампир






Наполеон I в коронационных одеждах

Наполеон занимал еще Малые апартаменты, оборудованные в корпусе Старой парильни. Сейчас в них собраны шедевры декоративно-прикладного искусства стиля ампир, например, мраморные часы с античными камеями, которые в 1802 году подарил Наполеону римский папа Пий VII.





Одним из главных помещений апартаментов Наполеона является Красный салон, который называется еще Залом отречения. Там стоит на одной ножке маленький круглый стол красного дерева, закоторым 4 апреля 1814 года император Наполеон, верный своей присяге, заявлял, «что он готов оставить трон, покинуть Францию и даже уйти из жизни для блага родины».

Апартаменты королев

Кровать Жозефины

Спальня Полины Бонапарт



Спальня Марии-Антуанетты








Жозефина де Богарнэ

Интерьеры:











































Сохранилась также и знаменитая лестница-подкова, на которой несколько дней спустя после отречения император прощался со своей верной гвардией. Двор, на который выходит эта лестница, впоследствии был назван «Двор прощания» (на фр. La cour des adieux).


Портрет Жюли Бонапарт с дочерьми и Zenaide Charlotte (жена и дочери рода Жозеф Бонапарт, Неаполь)


Полина Бонапарт СУО-юре Герцогиня Гуасталла и принцесса Боргезе, жена Камилло Боргезе

В 1974 году на саммите руководителей стран "шестерки" (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды), проходящем в Фонтенбло, было принято решение о проведении регулярных встреч глав государств и правительств стран - членов сообществ. 1974 год считается датой образования Европейского Совета.



Три монарха родились во дворце — Филипп IV Красивый, Генрих III Валуа и Людовик XIII.

Дворец Фонтенбло и парк с 1981 года вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.

Как добраться и график работы

Из Парижа есть прямое сообщение с Фонтенбло
Поездка на поезде от Лионского вокзала до станции Фонтенбло-Авон займет у вас 50 минут; автобусы № А и № В доставят вас от местного вокзала до ворот дворца за пятнадцать минут. На Лионском вокзале вы можете купить единый билет поезд/автобус/дворец (цена 20 евро)
. Лучше всего поехать на поезде. Поезда (электрички) отходят от вокзала Gare de Lyon в Париже и идут прямо до Fontainebleau. Продолжительность поездки - 45 минут. Поезда отходят каждый час. Стоимость билета туда обратно - € 14.65., далее автобусом В.
На атомобиле; Если вы едете на машине по шоссе, это будет 16 километров от автострады А-6 (поворот на Фонтенбло).
май-октябрь: пн., ср-вс. 9.30-17.00;
ноябрь-апрель: пн., ср-вс. 9.30-12.30, 14.00-17.00;
(Экскурсии по музею Наполеона проводятся только в первой половине дня, по Малым апартаментам - после обеда).
Стоимость: € 5.50
Для студентов, лиц старше до 60 лет и по воскресеньям - € 4.
Ссылки:

Сайт друзей и меценатов дворца Фонтенбло (фр.)
. Музей Фонтенбло (официальный сайт) (фр.)
. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).



Статьи по теме