Логопедический урок на тему осень. Логопедическое занятие «Осень в гости к нам пришла. Листья березы, листья рябины

Занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень»

Учитель-логопед

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

1.Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».

3.Продолжать учить согласовывать движения с речью.

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

5.Развивать речевое дыхание.

6.Развивать гимнастику.

7.Развивать пространственные представления.

8.Развивать внимание, память.

9.Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

10.Активизировать глагольный словарь по данной теме.

11.Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

12.Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением..

Оборудование:

Картинки с листьями, листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Ход занятия:

    Орг. момент

Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.

Л.:-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!

Л.:-Давайте, мы с вами вдохнем носиком хорошее настроение, а ротиком выдохнем плохое настроение (элементы дыхателной гимнастики)

А теперь давайте я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне, а потом мы улыбнемся друг-другу (элементы артикуляционной гимнастики)

Загадка:- Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Л.:- Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Л.: - Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка осеннего леса. Дети идит по кругу вокруг листьев на полу.

Л.:-Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

(ответы детей).

Л.:-Какого цвета листья?

(ответы детей).

Л.:-Как сказать про листья разного цвета?

(ответы детей).

Л.:-Да, листья разных цветов, они разноцветные.

Л.:-Какие у нас листья?

(ответы детей-называют листья).

Л.:- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). – Давайте мы с вами их закрепим (элементы пальчиковой гимнастики) :сентябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем ребром ладони правой руки; октябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем кулаком правой руки; ноябрь-хлопаем двумя ладонями.

    Введение в тему

Л.:-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.

Падают, падают листья,

В нашем саду - листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

Л.:-О каком времени года это стихотворение?

Ответы детей:-(об осени).

Л.-: - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

Ответы детей:-Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует злой северный ветер. Часто идет холодный дождь. Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай. В лесу появились грибы и ягоды.

    Игра «Подбери действие».

Л.: - Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Л.: - Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Л.:-Листья осенью (что делают?)

Ответы детей:-Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Л.:-Дождь осенью?

Ответы детей:-Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Л.:-Урожай осенью?

Ответы детей:-Урожай осенью убирают.

Л.:-Птицы осенью?

Ответы детей:-Птицы осенью улетают.

Л.:-Деревья осенью?

Ответы детей:-Деревья осенью роняют листья.

Л.:-Звери осенью?

Ответы детей:-Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

    Физминутка

Листья осенние тихо кружатся

(дети кружатся на носочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят

(волнообразные движения руками вниз)

Будто опять закружиться хотят

(поднимаются на носочки, кружатся).

    Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Л.:-Лист с березы? Ответы детей: – березовый,

Лист с рябины? Ответы детей: – рябиновый,

Лист с дуба? – дубовый.

Лист с осины? – осиновый.

(дети подбирают картинки с листьями к нужному дереву на картинке).

    Игра на внимание.

Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться – какой картинки не стало.

    Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.

(Логопед предлагает детям выложить узор из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).

— Какой лист в середине?

— Какой лист слева?

— Какой лист справа?

(ответы детей).

    Пересказ рассказа по картинкам.

Л.: - Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам. «Осень» Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

(Пересказ рассказа детьми)

    Релаксационная минутка.

Л.:-А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат на полянке, читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло,

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет.

Озимь на полях.

Туча небо кроет.

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

Звучит спокойная музыка.

    Итог занятия

Л.: - Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Л.:-Спасибо всем большое, за то, что они так хорошо справились с заданиями, все были умницами. Давайте себе за это похлопаем(дети хлопают в ладони).

Логопедическое занятие во 2 классе

коррекционной школы 8 вида.

Лексическая тема: Осень

Грамматическая: Гласные и согласные буквы.

Цели:

    Закреплять навыки различения гласных и согласных звуков.

    Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

    Развивать плавный выдох, подвижность органов артикуляционного аппарата.

    Расширение словаря учащихся по теме «Осень»

    Формировать навыки словообразования.

    Воспитывать положительную мотивацию к занятиям, любовь к природе.

Оборудование: высушенные листья деревьев, картина «Осень», карточки со словами, карточки с набором букв, мультимедиа проектор, мяч.

    Организационный момент.

Отгадайте загадку.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Урожай собирают,

Когда это бывает? (Осенью )

    Ребята, сегодня поговорим про осень.

    Упражнения для развития мелкой моторики.

    Упражнение «Дождик»

    Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения на развитие длинного плавного выдоха.

Как дует ветер?

Сдуть листики с руки.

2. Упражнения на развитие подвижности органов артикуляции.

- «Язычок вышел погулять. Посмотрел на небо, на травку, влево, вправо. Удивился: «Ах! Как красиво вокруг!» Улыбнулся язычок (губы в улыбке), «Ух! Хорошо» (губы трубочкой)»

    Актуализация знаний учащихся.

1. Назовите признаки осени. Беседа. (Выставляется картинка «Осень»)

Какие стали дни, ночи?

Как осенью греет солнышко?

Каким становится небо?

Какой осенью бывает дождь?

Что происходит с листьями?

Какие стоят деревья и кустарники?

V . Работа над закреплением гласных и согласных.

1. Прочитайте слова, назовите гласные (согласные). Почему? Подчеркните красным мелом – гласные, синим – согласные буквы. (Дети выходят к доске)

Слова: дождь, день, туча, осень, лист, дерево, ветер, туча.

2. Игра «Один – много»

Дождь – дожди, день - …., ветер - …,

туча - …, дерево - …, лист - …,

ветка - …, трава - …, гриб - ….

    Работа на карточках.

Вычеркните все гласные буквы.

Кто самый зоркий? Названия, каких деревьев и кустарников здесь спрятались?

АОФВАУДУБ ПЕБЕРЁЗА ЭЮТООСИНА ТРКЛЁН ТВИВА ТОМЧЕРЁМУХА ТАДРЯБИНА РВЫАПБАОЛБЮТОПОЛЬ САМПЕ

    Динамическая пауза.

Листья осенние тихо кружатся, (кружатся на носочках)

Листья нам под ноги тихо ложатся, (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят. (машут руками влево-вправо)

Будто опять закружиться хотят. (кружатся)

    Работа над словообразованием.

Загадка.

Растут – зеленеют.

Упадут – пожелтеют.

Полежат – почернеют.

Правильно, ребята, это листья.

Назовите ласково «лист». (Листочек)

Как называется явление, когда падают листья? (Листопад)

Назовите гласные (согласные) в этом слове.

Узнайте, какое слово я загадала (логопед по звукам произносит слово «л,и,с,т,и,к».

Когда так говорят? (когда лист маленький)

    Логопед показывает листья с различных деревьев и кустарников: берёза, осина, рябина, черёмуха, клён, ива, сирень, дуб.

С какого дерева лист? (с берёзы)

Значит, какой это лист? (берёзовый лист).

    Логопед выставляет листья, дети внимательно разглядывают их. Затем закрывают глаза, а логопед убирает один лист.

Какого листа не стало?

    Составьте предложения, используя данные выражения.(Например: Мы собрали кленовые листья.)

    Итог занятия.

О каком времени года говорили?

Какие звуки повторили?

Молодцы! Хорошо поработали. Спасибо.

Конспект логопедического занятия

Тема «Осень»

(фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)

Образовательные цели:

Закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;

Расширять и активизировать словарь;

Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать координацию движений с речью;

Развивать связную речь;

Развивать зрительное восприятие;

Развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Воспитательные цели:

Формировать навыки самостоятельности, активности;

Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

Раздаточный материал - картинки с осенними приметами;

Магнитная доска;

Рисунки с зашумленным изображением листьев по количеству детей;

Карандаши по количеству детей ;

Мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно.

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто... (Листопад)

Гнёт к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

Что это за птица?

Черная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил.

( Дождь )

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит.

(Лужа )

Время года отгадай

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

(Осень)

Логопед. Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?

Дети. Листопад, ветер, туча, дождь, лужа, осень.

Логопед. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить?

Дети. Мы будем говорить об осени.

2. Введение в тему занятия.

Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Логопед. Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?

1-й ребенок. Первый месяц осени сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.

Игра «Приметы осени»

Логопед. А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени».

Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.

Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

Дети. Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Игра «Какая погода»

Логопед. Осенью погода изменчивая. Подумайте, какая она бывает, поиграем в игру «Какая погода?» .

Логопед. Если пошел дождь, значит погода какая?

Дети. Погода дождливая.

Логопед. Если светит солнце.

Дети. Погода солнечная.

Логопед. Если на улице холодно.

Дети. Погода холодная.

Логопед. Если дует ветер.

Дети. Погода ветреная.

Логопед. Когда дует ветер что происходит с листьями?

Дети. Падают с деревьев, кружатся.

Логопед. Как это называется?

Дети. Листопад.

Логопед. Сейчас мы пройдем на коврик отдохнем и поиграем.

Дети проходят на коврик и проводим физминутку

Физминутка

Листопад.
Листопад, листопад,

(выполняют волнообразные движения рук из стороны в сторону )
Листья осенние тихо кружатся,

(кружатся на носочках )
Листья желтые лежат,

(выполняют наклоны с движением рук )
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок -

( )
Папа, мама и листенок.

( )

Шурш, Шуршиха и Шуршонок -

(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш] )
Папа, мама и листенок.

(имитируют подбрасывание листьев вверх )

Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?».

Логопед раздает каждому картинку-загадку с зашумленными изображениями листьев.

Логопед. Мы поиграем в игру «Что ты видишь?». У каждого из вас на столе есть картинка, на которой изображены листья. Посмотрите внимательно, листья спрятались друг за друга. Определите и скажите, какие вы видите листья? Каждый называет по одному листочку и обводит его.

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

2-й ребенок. Я вижу березовый лист.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. Я вижу дубовый лист.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Я вижу рябиновый лист.

Обводит изображение карандашом.

Логопед. Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.

Логопед. Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Большой – маленький» . Я буду бросать мяч, и называть большой предмет, а вы будете называть маленький.

Дети выходят на коврик и встают в круг.

Лист – листочек, листик, гриб - грибок, грибочек, ягода – ягодка

Дерево – деревце, куст – кустик, ветка - веточка

Солнце – солнышко, дождь – дождик, ветер – ветерок, туча - тучка

Логопед. Поиграли, молодцы.

Работа по составлению рассказа с опорой на картинки - схемы.

Логопед. А сейчас посмотрите внимательно на доску, на ней изображена картинная схема рассказа. Я предлагаю вам попробовать составить рассказ об осени вместе со мной, глядя (опираясь) на схему – подсказку.

Дети пробуют составить рассказ с помощью логопеда.

Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

Логопед. Молодцы, вам понравилось составлять рассказ по картинкам - схемам?

Завтра вы попробуете самостоятельно составить рассказы об осени, а помогут вам наши картинки – схемы.

3. Итог занятия.

Логопед. Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?

Логопед: Молодцы! Вы хорошо работали. Спасибо за работу.

Цель: приобщать детей к миру прекрасного, создать у детей

позитивное настроение;

развивать социально-речевое общение детей друг с

другом и со взрослыми.

Задачи:

Познавательно-воспитательные:

Воспитывать у детей интерес и любовь к произведениям

изобразительного искусства;

Поощрять и поддерживать интерес к художественному слову,

развивать поэтический слух: умение воспроизводить образные

выражения, подбирать сравнения, эпитеты;

Развивать воображение детей, их образную память, ассоциативное

мышление, эмоциональную отзывчивость на изображение;

Формировать умение иллюстрировать своё настроение, вызванное

картинами природы.

Учить детей увиденное соотносить с собственным опытом и

собственными чувствами;

Речевые задачи:

-учить детей подбирать и согласовывать прилагательные с сущ-ми р.ч.п.;

-составлять предложения с противопоставлением;

Формировать связную речь через восприятие живописных

произведений, через свои впечатления;

Развивать монологическую речь детей.

Компетентность детей подготовительного возраста

Знания: времен года, их последовательности, беседы о приметах и изменениях в осенней природе, экскурсия в парк ранней осенью, рассматривание репродукций картин: С.Герасимова «Золотая осень», И.Левитана «Поздняя осень», Б. Резудова «Ранний снег», слушание музыки, просмотр видеороликов о золотой и поздней осени, обогащение словарного запаса, заучивание стихов, составление рассказов по картинам и из личного опыта, чтение рассказа о безвременнике из энциклопедии, выполнение аппликации «Цветок-загадка».

Ценность: воспитание любви к родной природе и картинам русских художников

Смысл: чувствовать сопричастность к миру прекрасного.

Развивающая среда: ноутбук, телевизор, репродукции картин, видеоролики: «Первый снег», «Снег идёт» (песня в исполнении Никитиных на стихи Б.Пастернака) фотографии детей.

Методические приемы: беседа, вопросы к детям, просмотр фильма, рассматривание картин.

Логика занятия

    Просмотр видеоролика об осени под музыку П.Чайковского.

    Вступительная беседа об осени.

    Сравнение картин С.Герасимова «Золотая осень», И.Левитана «Поздняя осень».

    Подбор признаков к каждой осени.

    Сравнение признаков золотой и поздней осени.

6. Сюрпризы осени:

Солнце светит по-летнему;

Цветут цветы, как летом;

Белка собирает припасы на зиму;

Первый снег.

7. Составление рассказа по картине Б.Резудова «Ранний снег».

8. Последний сюрприз осени: рассказ детей о колхидиуме с показом коллективной работы «Мы нашли чудесный цветок».

Ход занятия:

Дети входят и садятся на стулья, стоящие полукругом около экрана телевизора.

На телевизионном экране под музыку Е. Доги идет показ видеоролика превращения летней природы в осеннюю.

Учитель-логопед: Ребята, что вы сейчас увидели на экране.

Дети: Природу. Осень.

Учитель-логопед: А что же такое «осень»?

Дети: Это время года.

Учитель-логопед: Правильно, а как можно назвать по-другому.

Дети: Это пора, состояние природы, настроение, это время перед зимой.

Учитель-логопед: Вот видите, как по-разному вы назвали осень.

Да, действительно, осень бывает разной

Выставляется картина С.Герасимова «Золотая осень»

Выходят дети и читают стихотворение о золотой осени:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки - только дуб зелёный.

Утешает осень… не жалейте лета.

Посмотрите – роща золотом одета.

А лес стоит, как разноцветный замок,

В нём уживаются оттенки всех цветов,

И нет в цветах ограничений или рамок,

В нём жизнь природы с множеством тонов.

В мир осени вступаешь осторожно,

Внутри осенний лес ещё нежней

И до конца ещё не веришь, что возможно,

Шедевр исчезнет через пару дней…

Учитель-логопед: Ребята, так какая же ранняя осень?

Дети: Ранняя осень: золотая, багряная, красная, оранжевая, жёлтая, разноцветная, солнечная, дождливая, тихая, грибная, урожайная, листопадная, тёплая, пышная, красивая и т.д.

Учитель-логопед: Как мы можем назвать осень?

Дети: Волшебницей, королевой на балу, златовлаской.

Учитель-логопед: А теперь пройдем к другой картине.

Дети встают и подходят к картине И.Левитана «Поздняя осень»

Учитель-логопед: А что вы можете сказать об этой картине.

Дети читают стихотворение о поздней осени.

Вот и осень к нам в окна стучится,

Хмурой тучей, осенним дождём.

И назад уже не вернётся

Лето солнечным, тёплым лучом.

Холод гонит в далекие страны

Стаи звонких пернатых друзей.

И летят журавлей караваны,

Крик гортанный лишь слышен с полей!

Т.Прописнова «Здравствуй, осень»

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Учитель-логопед: Ребята, какую осень здесь изобразил художник?

Дети: Позднюю осень.

Учитель-логопед: Какая же поздняя осень?

Дети: Серая, невзрачная, безлистная, тоскливая, унылая, дождливая, пасмурная, скучная, холодная, промозглая, сырая и т. д.

Учитель-логопед: С кем можно сравнить такую осень?

Дети: Она словно золушка в старом платьице, бедная старушка.

Учитель-логопед: Ребята, вы рассказали, что осень бывает разной. А теперь скажите, какой она бывает. Символы вам в этом помогут.

Дети подходят к столу, берут символы и составляют предложения с противопоставлением .

Дети: Осень бывает тёплой, а бывает холодной.

Осень бывает солнечной, а бывает дождливой.

(пасмурной – ясной, разноцветной - серой, весёлой – грустной, сухая – мокрая, тихой – ветряной, радужной – унылой, листопадной – безлистной.)

Учитель-логопед: А вы знаете, что осень приготовила для нас несколько сюрпризов. Какой же первый сюрприз?

На экране появляются фотографии экскурсии в Кузьминский парк.

Дети: Мы пошли в Кузьминский парк. Осень для нас приготовила два сюрприза. Первый: солнце светило ярко, по-летнему, так что мы прищурили глаза.

А второй – это яркие цветники: оранжевые, розовые, красные, серебристые цветы были очень красивыми. Мы не могли оторвать от них глаз! Так и хотелось их понюхать, от них пахло (веяло) уходящим летом.

Дети: А ещё нам осень показала, как белка в парке готовится к зиме.

Выходит ребёнок и читает стихотворение:

Было лето и прошло

Песенное, знойное.

А теперь в лесу светло

Строже и спокойнее!

Только белка на виду-

Все углы облазила,

Витаминную еду

Запасала на зиму.

Учитель-логопед: Ребята, а какое чудо нам ещё показала осень?

На экране появляется фотография: дети смотрят в окно на первый снег. Далее идёт показ на телеэкране фотографий первого снега в детском саду. Фотографии комментируют за кадром дети.

Дети: Мы увидели в окно, что вдруг всё потемнело, небо затянуло тёмными тучами, и на землю стал падать крупными хлопьями снег. Это был первый снег!

Сегодня чудо совершилось
(Его еще никто не ждал!):
Вдруг потемнело, закружилось –
На землю первый снег упал.

Какой он вызван был приметой,
Предвестник матушки-Зимы?
Ещё кругом в листву одеты,
Стоят деревья и кусты,

Ещё не все цветы завяли,
Что на газонах вдоль домов,
И мы о лете вспоминали,
При виде зелени, цветов…


Мы так обрадовались первому снегу, что решили вылепить первого осеннего снеговика. Вот какой у нас получился осенний снеговик.

Учитель-логопед: Так давайте сейчас представим, что мы опять на улице, выпал первый снег и мы снова лепим снеговика.

Звучит музыка, дети выходят, рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями.

Первый снег, первый снег!

Сколько радости у всех

Мы с тобой снежки лепили

И бросали высоко.

Комья снежные катали –

Это было нелегко.

Комья дружно поднимали –

Получился снеговик.

Ничего, что ростом мал он

И не очень был велик!

Снеговик осенний первый,

Он растаял в тот же час,

Сколько радости принёс он,

Как порадовал всех нас!

Дети садятся на стулья.

Учитель-логопед: Ребята, а вы знаете, что художники с великой радостью изображали такое явление природы, как первый снег. Давайте вспомним рассказ, который мы составляли вот по этой картине.

Учитель - логопед выставляет на мольберт картину Б.Резудова «Ранний снег».

Дети: Это картина Б.Резудова «Ранний снег».

Выходят два ребёнка и рассказывают рассказ по картине.

Художник проснулся рано утром и увидел чудесную картину. Деревья ещё не успели сбросить листву, а уже выпал первый снег, белый чистый. Он лежит на земле ровным белым ковром. Темной и глубокой кажется река на его фоне. Ярким костром горят ещё не опавшие с деревьев листья.

Учитель-логопед: Давайте вспомним, какой ещё сюрприз преподнесла нам осень.

На телеэкране фотографии детей, читающих письмо.

Дети: А еще нам мудрый ворон осенью прислал письмо, в котором нас спрашивал об очень интересном цветке, который в народе называют «сын раньше отца» и просил найти его на территории нашего детского сада.

Мы вместе с Валентиной Владимировной пошли в библиотеку, взяли энциклопедию, узнали, что этот цветок называется безвременник или колхидиум и он цветёт не только весной, но и осенью. Внимательно рассмотрели его фотографию и приступили к поискам. Долго искали и, наконец, нашли: он рос около здания нашего детского сада, недалеко от первого подъезда. Мы так обрадовались, что громко кричали: «Ура!». В память об этом событии мы вместе с воспитателями сделали вот эту аппликацию.

Дети выносят аппликацию и рассказывают о том, как они её делали.

Дети: Мы сделали эту работу из цветной бумаги. Здесь мы изобразили место, где нашли колхидиум или безвременник. Слева стоит белоствольная берёзка в осеннем наряде. Ствол берёзки мы сделали из белой бумаги, а её осенний наряд - из жёлтой. Справа от березки стоит пушистая голубая ель, таких елей у нас в детском саду четыре и они очень красивые. На заднем плане видны туи. А это дети группы номер шесть, мы идем по дорожке на поиски цветка. Посмортите, как мы ищем цветок, про который нам написал мудрый ворон. Мы нашли его! Какой он красивый.

Посмотрите, вот он наш цветок, который мы так долго искали. Мы хотим повесить нашу работу на выставку, чтобы все дети узнали про этот цветок и поняли, как радостно узнавать что-то новое, интересное, неизвестное.

На телеэкране изображение колхидиума под музыку.

ГОУ Детский сад компенсирующего вида №1913

(Занятие для детей подготовительной к школе группы №6

с заключением ОНР второго года пребывания)

Занятие составили:

учитель-логопед Василевская Л.Л.

воспитатели: Леонова В.В.

Андреева Е.И.

Семёнова Р.А.

МОСКВА

2010 / 2011учебный год

Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- подбирать прилагательные к существительному;
- согласование существительных с числительными;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

2. Введение в тему.

Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).

3. Игра “Большой - маленький”
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка

4. Игра “Один - много”
Гриб - грибы ягода - ягоды
Дерево - деревья куст - кусты
Лист - листья лужа - лужи
Дождь - дожди ветка - ветки
Сук- сучья туча - тучи.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

5. Игра “Наоборот”

6. Игра “Подбери признак”.
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…

7. Игра “Назови лист” (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…

8. Игра “1, 2, 5”
Один дуб, два дуба, пять дубов;
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип;
(сосна, калина, осина)

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Четвертый лишний”.
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: “ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;
- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
- учить образовывать существительные род. падежа;
- учить подбирать слова- антонимы;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра “Чего не стало?”
(картина на фланелеграфе).

3. Игра “Что изменилось?”
(картина на фланелеграфе).

4. Игра “Наоборот”
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые - сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

8. Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.



Статьи по теме