Реальность и воображение равны для человеческого мозга. Воображение реальности Воображение реально

— Воображение. Влияние на жизнь
— Сила воображения меняет реальность
— Метод мысленных тренировок

Воображение есть способность формировать мысленные образы чего-то, что не может восприниматься органами чувств. Способность ума построить психологические сцены, объекты или события, которых не существует, нет, и не случилось, в прошлом. Память на самом деле является проявлением фантазии.

Каждый человек обладает некоторой способностью воображения. У некоторых это может быть высокоразвито, а в других может проявляться в очень слабой форме. Это проявляется в различной степени у разных людей. Воображение позволяет представить весь мир в уме.

Это дает возможность посмотреть на любую ситуацию с различной точки зрения, и позволяет мысленно исследовать прошедшее и будущее. Оно проявляется в различных формах, одна из которых, это мечты. Хотя простая мечтательность может сделать вас непрактичным.

Некоторые мечты, если не заниматься чем-то, что требует внимания, обеспечивают временное счастье, спокойствие и освобождение от стресса. Можете путешествовать со скоростью света в своем воображении в любом месте без каких-либо препятствий.

Это дает возможность чувствовать себя свободным, хотя и временно, и только в уме, от задач, трудностей и неприятных обстоятельств. Воображение не ограничивается только видением картинок в голове. Оно включает в себя все пять органов чувств и ощущений. Можете себе представить физические ощущения, запах, звук, вкус, чувства или эмоции.

Одним людям легче увидеть мысленные картины, другим легче представить себе чувства, а некоторые чувствуют себя более комфортно, когда представляют ощущения одного из пяти чувств. Обучение воображению дает возможность объединить все органы чувств.
Сильное и развитое воображение не делает вас мечтателем и непрактичным.

Наоборот, оно укрепляет свои творческие способности, а также это отличный инструмент для создания и реконструкции вашего мира и жизни. Это большая сила, которая может изменить всю вашу жизнь. Оно широко используется в магии, творческой визуализации и аффирмации. Они являются создателем и обстоятельством события.

Когда знаете, как работать с ним, можете сделать ваши желания сбывающимися.
Воображение играет большую роль и имеет в жизни каждого из нас большое значение. Это гораздо больше, чем простая мечтательность. Мы все используем ее, сознательно или бессознательно, в большинстве наших повседневных делах.

Мы используем наше воображение, когда планируем вечеринки, поездки, работу или встречу. Используем его, когда описываем события, объясняем, как найти определенную улицу, пишем, рассказываем или готовим торт.

Воображение является творческой силой, необходимой для изобретения инструмента, проектирование платья или здания, рисования картины или написания книги. Творческая сила воображения играет большую роль в любой области для достижения успеха. То, что мы представляем себе с верой и чувством, приходит к нам.

Это власть, творческая визуализация, позитивное мышление и аффирмации.
Визуализация объекта или ситуации, часто повторяемый мысленный образ, привлекает в нашу жизнь объект или ситуацию. Это говорит о том, что думать нужно только в позитивном ключе о наших желаниях.

Иначе можем создать жизнь, события, ситуацию и людей, то, что мы действительно не хотим. На самом деле это происходит у большинства из нас, потому что мы не используем силу воображения правильно. Если не признаем, насколько важна, сила воображения, пусть даже это бунт, ваша жизнь не может быть счастливой и успешной, как хотели бы ее видеть.

По некоторым причинам, большинство людей предпочитают думать в негативном ключе. Их не ждет успех. Они ожидают худшее, и когда терпят неудачу, считают, что судьба против них. Это отношение должно быть изменено, и, соответственно, тогда жизнь улучшится.

Понимание того, как использовать свое воображение правильно, и применяя эти знания на практике, для собственных выгод и для других, поставит вас на золотой путь к успеху, удовлетворению и счастью.

— Сила воображения меняет реальность

Ученые доказали: сила воображения действительно меняет реальность.

Психологи Кристофер Даволи и Ричард Абрамс из Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе (США) доказали, что воображение влияет на существующую реальность.

Во время эксперимента от испытуемых требовалось как можно быстрее отыскать среди разбросанных по экрану монитора букв предварительно выбранные экспериментатором и отметить выполнение задания нажатием кнопки. На время прохождения теста участников просили представить себе одну из двух ситуаций: в первой из них испытуемый держит монитор обеими «воображаемыми» руками, а во второй его руки находятся за спиной. Результаты показали, что при мысленном изменении позы волонтеры тратили заметно больше времени на поиск букв.

Таким образом, эффективность выполнения определенного типа заданий может увеличиваться не только при физическом изменении положения тела, но и при мысленной перемене позы. По мнению ученых, это доказывает истинность концепции, которую выдвинули спортивные психологи: силой воображения действительно можно изменять реальность. Главное верить в то, что видишь. творит чудеса.

Многие люди уделяют массу времени совершенствованию своего тела — бассейн, турник, атлетический зал и многое другое служат для наращивания мышц, — но серое вещество такими средствами увеличить невозможно. А вот занятия медитацией способствуют увеличению объемов некоторых отделов головного мозга. К такому выводу пришли ученые из Калифорнийского университета (г. Лос-Анджелес).

С помощью высокоточного сканирования мозга было установлено, что у людей, регулярно практикующих медитацию, отделы, связанные с проявлением эмоций, заметно больше, чем у контрольной группы.Люди, систематически занимающиеся медитацией, часто проявляют положительные эмоции, обладают способностью сохранять душевное спокойствие и вовлекать посторонних людей в заботливое отношение к окружающим.

Все 22 исследуемых занимались медитацией довольно давно: от 5 до 46 лет, средняя продолжительность составила 24 года. Большинство из них посвящает этому занятию от 10 до 90 минут в день.

— Метод мысленных тренировок

Сила воображения – тот же навык. И его надо накачать, как и многое другое! Существует даже .

1) Выделите 20 минут, чтобы провести их в уединенной, спокойной обстановке. Это можно делать утром сразу после пробуждения или вечером, перед отходом ко сну. Можно позаниматься и в обеденный перерыв, если рядом есть парк.

2) Расслабьтесь. И представьте себе ту ситуацию, которую желаете видеть, представьте то, что так важно для вас. Картинка должна быть яркой и цветной. Посмотрите, как удачно складываются события и все происходит нужным вам образом.

3) Включите звук. Оживите картинку. Услышьте, что говорят вам люди, что вы говорите им в ответ. Какие еще звуки слышатся рядом – гудок автомобиля, шум дождя, тиканье часов или, может быть, приятная мелодия.

4) Ощутите себя в этой ситуации. Как вы одеты? К чему прикасается ваша рука? Какая у вас осанка, как вы держите голову, как вы стоите или сидите, насколько уверенно вы себя ощущаете.

5) Вдохните запахи – чем пахнет ваша картинка – свежемолотым кофе, осенними листьями… Какие эмоции у вас вызывают эти запахи?

6) Ощутите удовлетворение, воодушевление и радость от полученного результата.

7) Закончите свое упражнение.

ВАЖНО! Проводить такие занятия регулярно и постоянно. Тогда ваше сознание научится быстро обрабатывать получаемый запрос и реализовывать его.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Сегодня мы будем разоблачать миф. Чего стоит дискурс, который не стирает пыль и грязь с привычных понятий, ставших от этого не похожими на себя, не производит переоценку накопившегося хлама и не находит затерявшуюся в домашнем бардаке любимую варежку?

Итак, генеральная уборка мифов в нашей голове. Сегодня мы будем выколачивать палкой во дворе миф следующий.

«Воображение.... Что может быть лучше и достойней Человека, особенно — Интеллектуала и Художника? Развивайте воображение!»

Не развивайте воображение. Давайте на минутку остановимся и познакомимся со свежей и редкой точкой зрения, о которой не кричат на каждом углу.

Итак. Вот, что говорят некоторые философские, религиозные и мистические школы, а также некоторые психотерапевты.

Воображение - узурпировало власть в наши дни и в нашем обществе. Вы, считающие каждую копейку, экономные люди, пекущиеся о выгоде.

Знайте - воображение потребляет энергию . Оно потребляет слишком много энергии.

Воображение потребляет настолько много вашей энергии, что Реальность начинает казаться вам, уставшим, чем-то чужеродным.

Реальность как чужеродное переживание

То есть, происходит самое чудовищное из всего, что может произойти с человеком - Реальность начинает казаться ему - чужеродным переживанием.

Так происходит отчуждение Бытия от Человека.

Грубо говоря - человек умирает. (А что ещё можно сказать о человеке, отчуждённом от своего Бытия?)

Самая наглядная метафора Человека, который больше ценит своё воображение, чем Реальность - опиоман, лежащий в курильне на циновке и пребывающий в мирах своей галлюцинации.

Гурджиев и его ученики всячески осуждали примат воображения, привилегированную его роль в нашей культуре и образовании.

Они полагали воображение - пустой тратой энергии. И это несмотря на то, что сегодня, как и вчера, повсеместно раздаются упрёки от обычных учителей: «У вас не развито воображение».

Вы можете возразить - воображение нужно Художнику. Ах, это ещё один миф.

Вот как смотрит на это даосский трактат об искусстве, трактат Чжуан-Цзы:

Следование и не следование Дао

Старый марабу - стань коровой Му,

А ты, корова - старым марабу

«Зная, что ему никогда не создать ничего «от себя», из «верхних слоёв своего индивидуального сознания», Мастер послушно отказывается от себя и следует за материалом.

Мастер знает - среда, в которой он трудится, имеет свою собственную природу. Её нельзя игнорировать. Ей нельзя насильственно навязывать собственную волю.

Мастер становится послушным слугой и тогда - достигает совершенную свободу выражения себя в ремесле.

Жизнь - то же Искусство. Тот, кто стремится стать Совершенным Художником своей Жизни, должен следовать этому же порядку. Тому порядку, которым Художник или Скульптор или другой мастер своего дела достигают совершенства в своём ремесле».

И тем не менее,

У вас не развито - воображение

Временами люди лишь наполовину «здесь», они как бы «спят наяву»

Воображение - это та самая плотная «вторая реальность», которую построило себе человечество и в которой оно безвылазно живёт. В основном, мучаясь, А вы думаете - радуясь?

(Оставив животным первую реальность - Реальность, Бытие, человечество заблудилось в собственных умопостроениях, как в дурном сне).

Уроки любых мистиков и Учителей (и отнюдь не мистического Фрица Перлза тоже) начинаются с требования к человеку - проснуться. А значит - отключить воображение как телевизор и выглянуть в окно.

Чтобы затем, проснуться в реальности и наконец-то, попробовать её на вкус.

А уж сам Лао-Цзы говорил об этом максимально поэтично и точно, взвешивая на своих весах - Воображение и Реальность. Вот, послушайте:

  • «Обучение заключается в том, чтобы день за днём прибавлять к накопленному.
  • Постижение Дао в том, чтобы день за днём отнимать от накопленного.
  • Отнимай и снова отнимай - пока не достигнешь Недеяния».

Тем не менее, воображение - это инструмент нашей цивилизации. Его нужно иметь в доме и уметь им пользоваться. Только не стоит переоценивать его статус.

Елена Назаренко

Человек неискушенный, вероятно считает, что его личное воображение никак не соотносится с реальностью. Но это не соответствует действительности. На самом деле воображение человека прямо взаимодействует с реальностью и во многом моделирует события, которые определяют жизнь и судьбу.

К примеру, настроение портится от какой-то мысли и разыгравшейся фантазии. Перед мысленным взором встают картинки унижения и неудач. И, несмотря на то, что все это придумано самим человеком, настроение портится всерьез и меняется вся оценка событий вокруг. Человек становится раздражительным, на пустяковые замечания реагирует болезненно и плохое настроение, как снежный ком обрастает новыми усугубляющими причинами. Лавина негативных переживаний обрушивается на человека и вот он уже погребен под нею и не видит ничего, кроме плохого. И жизнь воспринимает, как цепочку неудач и разочарований. Вот вам и взаимодействие воображения и реальности. Но это самый простой вариант, который, полагаю, переживали почти все. А когда человек владеет навыками управления своим воображением, то оно может создать реальные ситуации, в которые вовлечены десятки, а то и сотни людей. В этом случае часто можно слышать о стечении обстоятельств или же о черной полосе в жизни и т.п. Мало кто ищет причину не во внешних кознях, а во внутренних драмах, которые разыгрывает воображение перед своим единственным зрителем – самим человеком. А ведь в большинстве случаев корни многих отрицательных ситуаций в вашем воображении. К сожалению, человеческая психика такова, что негатив, какие-то страшилки легко создаются воображением, а вот положительные переживания: радость, доброта, счастье если и возникают, то лишь на мгновение и тут же пропадают, задавленные внутренним негативом. Человек так устроен, что готов воображать неприятности, а вот для мысленного моделирования положительных эмоций не хватает ни сил, ни опыта. А между тем, именно эти навыки являются основой внутренней и внешней гармонии. Однако большинство людей считает, что воображаемые картинки настолько далеки от реальности, что не стоят внимания.

В первой книге цикла вы познакомились с приемами самовоздействия, которые помогли восстановить здоровье, избавиться от недомоганий. Но это только первые шаги в мир древней Традиции. Более глубокое проникновение поможет раскрыть внутреннюю мощь, активизировать силы, которые будут управлять ситуациями и менять их к лучшему. Главным условием подобной работы является последовательное и систематическое освоение новых горизонтов знания. Продолжим путешествие в мир древней Традиции. Одним из основных понятий учения является использование силы текучей воды. Об этом было рассказано в первой книге цикла. Но там я лишь коснулся понятия внутренней воды. В этой книге и последующих постараюсь рассказать о нем подробнее.


В телесной анатомии изучают материальное тело, которое можно трогать, резать, делать анализы… Производить действия, которые отвечают критериям академической науки: наличие предмета исследования, повторяемость эксперимента, и т.д. С энергетикой организма все намного сложнее. Ее не пощупаешь руками, не определишь приборами, поскольку приборов таких еще не создано. Во всяком случае, официально. Но, несмотря на отсутствие зримого предмета исследования, об энергетике человека говорят постоянно. Сейчас даже ортодоксальная наука признает наличие в организме человека каналов и меридианов, по которым внутри тела распространяется некая субстанция, именуемая «бонхановой жидкостью» энергией «Ци», «жизненным соком», «нутряной водой» и т.п.

Эзотерики, не ограниченные рамками официальной научной доктрины, утверждают, что человек – это, прежде всего, духовная (или психическая) энергия, а уж потом материальная оболочка. Можно бесконечно спорить об истинности взглядов материалистов или эзотериков-идеалистов, но дискуссии эти бессмысленны, поскольку ни те, ни другие не в состоянии доказать оппонентам справедливость своих взглядов.

На мой взгляд, органичное взаимодействие энергетических потоков и телесных структур в человеке, обеспечивает его внутреннее равновесие. Эта позиция опирается на знания древней Традиции и двадцатилетний личный опыт занятий психоэнергетической саморегуляцией. Можно соглашаться или не соглашаться с точкой зрения эзотериков на энергетическую анатомию человека, но когда вы начнете осваивать приемы и методы самооздоровления, без использования отдельных узлов или структур внутренней энергетики не обойтись.

На первом курсе системы психоэнергетической саморегуляции вы познакомитесь с начальными навыками управления энергией, накопления тонкой силы и ее использования для поддержания высокого жизненного статуса.

Постепенно, от курса к курсу вы будете знакомиться с более сложными уровнями внутренней энергетики человека, но они будут доступны только тогда, когда вы освоите первичные навыки энергополевой работы. Занятия первой ступени помогут вам освоить энергетические каналы рук, ног, структуру «лечебного центра» и «диска психологической устойчивости». Одним из важных элементов работы в программе первой ступени является наработка навыков создания положительной воображаемой реальности. Глубокое расслабление, отрешение от внешних раздражителей, создание ярких мыслеобразов и сопровождающих их внутренних переживаний, станут мощным средством самоуправления и саморазвития, помогут шагнуть к вершинам личного совершенства.

Мозг человека мощнейший механизм, недооцениваемый человечеством. Он поддается тренировке и им можно управлять, чтобы изменить собственную жизнь в лучшую сторону. Если вы хотите управлять мыслями и внутренним миром, то в первую очередь необходимо познать особенности мозга, чтобы использовать их в собственных интересах.

  • Мозг не видит разницы между реальностью и воображением

Исследования показали, что мозг демонстрирует идентичную реакцию на любые мысли, будь они реальность или просто выдуманная фантазия. Подобная особенность приводит к появлению эффекта плацебо.

Его смысл заключается в восприятии мозгом происходящего. Если он при употреблении человеком конфеты воспринимает ее в качестве лекарства от температуры, например, аспирина, то и организму он выдает команду на понижение уровня температуры.

Существует и противоположное явление ноцебо, когда восприимчивый человек услышав во внешней среде, например, по телевидению о распространении какой-либо болезни, он начинает ощущать на себе ее характерные симптомы, не будучи при этом реально заболевшим.

Важным преимуществом подобного восприятия мира является возможность самостоятельно повышать уровень собственного самочувствия. Для этого достаточно просто представлять себе окружающий мир значительно лучше, чем он есть на самом деле. Просто смотрите вокруг себя через «розовые очки», и ваше самочувствие гарантировано улучшится.

Помните, что мозг не видит разницы между реальностью и воображением, а значит этим можно пользоваться в собственных целях.

  • Мысли трансформируются в опыт

Практика показывает, что мысли, занимающие значительную часть времени человека в будущем трансформируются в опыт. Например, после покупки автомобиля человек автоматически начинает уделять больше внимания проезжающим мимо авто, обращая внимание на марки и модели, невольно выискивая схожие с собственной машины. Связано это с тем, что человек начинает больше думать о своем авто, генерируя соответствующие интересы.

Подобная особенность важна для выхода из состояния стресса. Управляя собственными мыслями можно просто перепрограммировать работу мозга на другое направление, а он уже отдаст соответствующие команды остальным органам.

В свою очередь при анализе многочисленных источников информации, описывающих один и тот же процесс с разных точек зрения, человек невольно будет склоняться к тому варианту, который ближе его персональной точке зрения.

Имеется и еще одна закономерность, позитивные люди всегда объединяются вместе, в то время как унылые зануды больше общаются с себе подобными. И это не случайность, а закономерность. Поэтому, начинать любые перемены в собственной жизни необходимо с изменения мыслительных процессов.

  • Автопилот основной режим работы мозга

Расчеты показывают, что ежедневно человеческий мозг воспроизводит около 60 тысяч различных мыслей, но из них две трети повторяются с вчерашнего дня. Именно поэтому негатив способен захлестнуть человека и привести его в «яму». Столкнувшись с негативными мыслями, мозг повторяет их на ежедневной основе, пусть и в меньшем количестве, усугубляя положение. Именно этому для выхода из эмоционального кризиса рекомендуется смена обстановки.

Стрессовую ситуацию способны спровоцировать мысли негативного характера, даже его они не имеют под собой никакого реального основания. Просто смените обстановку, и мозги «перезагрузятся».

Необходимо вести тренировку мозга, обучая его постоянно генерировать положительные мысли. Если вы научитесь управлять бессознательными процессами, заставите собственный мозг генерировать положительные эмоции, улучшение в этом случае станут заметны невооруженным глазом.

  • Отключись для перезагрузки

В условиях нагнетающегося эмоционального фона и негативных мыслей необходимо периодически давать передышку мозгу и иммунной системе. Даже короткая передышка самым благоприятным образом сказывается на самочувствии.

Для перезагрузки существует масса способов, но один из наиболее эффективных медитация. Она способствует освободить голову от мыслей. Еще один способ – подвижный отдых, например, горнолыжный спорт. Чем более захватывающей оказывается окружающая обстановка, тем скорее и эффективнее «прочищаются мозги».

  • Изменяйте собственный мозг

Умственная работа способствует активизации мозга, генерирующего дополнительными нервными связями. Ученые именуют процесс нейропластичностью. Например, убеждение себя в том, что вы обязательно добьетесь поставленной цели, например, избавитесь от лишнего веса, мозг начнет самостоятельно генерировать нейронные связи. Соответственно это обеспечит для организма новые, ранее недоступные возможности по реализации задуманного на практике.

Подчините сознание, и перед вами откроются огромные перспективы. Поверьте в способность добиться любых поставленных целей, и вы обязательно их добьетесь.

comments powered by HyperComments

Воображение – это свойство психики создавать образы в сознании. Все процессы, которые протекают в образах, называются воображениями. Воображение как психический процесс составляет наглядно-образное мышление, благодаря которому человек может ориентироваться, искать решение задач без прямого вмешательства практических действий. Этот процесс очень существенен, особенно, в случаях, когда неисполнимо или затруднительно осуществить нужное практическое действие, или оно просто нецелесообразное.

Данный процесс отображает окружающий мир человека на высших психических уровнях. Самое популярное определение воображения – психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, через переработку воспринятого материала представлений, которые поступили с предшествующим опытом. Также оно рассматривается, как явление, как способность и как специфичная деятельность субъекта. Данный процесс имеет сложную функциональную структуру, поэтому Выготский определял его, как психологическую систему.

Функция воображения свойственна только человеку и имеет определенное значение в специфической профессиональной деятельности человека. Перед тем как приняться к исполнению определенной деятельности, он, воображает, какой вид будет в этого предмета и мысленно создает алгоритм действий. Таким образом, человек заранее конструирует образ будущего предмета или конечный результат деятельности. Развитое творческое представление играет великую роль в творческих профессиях. Благодаря, своим развитым творческим способностям люди зарабатывают большие деньги.

Существует несколько видов воображения: активное (произвольное), пассивное (непроизвольное), воссоздающее, творческое.

Воображение в психологии

Воображение является процессом познания окружающего мира. Внешний мир как будто отпечатывается в подсознании человека. Благодаря этому человек способен вспоминать давние и недавние события, программировать, представлять будущее. Часто данный процесс называют способностью представить себе в мыслях отсутствующие предметы, удержать их образ, манипулировать им в сознании. Иногда его смешивают с , но действительно это два разных психических процесса.

Воображение имеет свойство создавать образы, основываясь на памяти, а не на информации внешнего мира. Оно менее реальное, потому что имеет в себе компонент фантазии и мечты. Даже у самых прагматичных, скептических, занудных людей присутствует воображение. Человека, совершенно лишившегося такой функции приставить себе невозможно. Поведение этих людей управляется их принципами, логикой, фактами, они всегда делают все по правилам. Но сказать, что у них напрочь отсутствует творческое мышление или они никогда не мечтают, очень неправильно. Просто это такой тип людей, в которых эти процессы недостаточно развиты или они ими не пользуются, или не умеют пользоваться. Часто такие люди имеют монотонную типичную жизнь, которая каждый день повторяется одинаково и они действуют по определенному алгоритму, считая, что на большее у них нет времени. Таких людей, на самом деле, очень жаль, поскольку, их жизнь скучна, они не используют те способности, которые даны им природой. Творческое воображение делает из людей индивидуальных, неповторяющихся личностей.

Воображение как психический процесс имеет определенные функции, которые помогают человеку стать особенным.

Познавательная функция содержится в расширении кругозора человека, получении им знаний, конструировании поведения человека в неопределенной ситуации, руководясь догадками и соображениями.

Функция прогнозирования предполагает, что свойства воображения помогают человеку представить конечный результат при незавершенном действии. Именно эта функция способствует формированию у людей мечтаний и грез.

Функция понимания отображается в возможности человека предположить, что сейчас переживает человек, какие эмоции его переполняют, какие чувства испытывает. Сходной к этой функции есть состояние эмпатии, когда человек способен проникнуть в мир другого и понять, что того волнует.

Функция защиты предполагает, что прогнозируя будущие события, раздумывая над ходом действий и следствий этих действий, человек может предупредить неприятности, оградить себя от возможных проблем.

Функция саморазвития отображается в способности человека к фантазированию, придумыванию и творению.

Функция воспоминания выражается в способности человека вспомнить минувшие события, воссоздать в голове кадры прошлого. Оно сохраняется в виде образов и представлений.

Вышеперечисленные функции не всегда выражаются в полной мере у всех людей. У каждой личности доминирует определенная функция, которая часто определяет характер и поведение человека. Чтобы понять, как создаются образы и представления, необходимо проследить основные пути их создания. Каждый путь – это сложный многоуровневый психический процесс.

Агглютинация – это создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений, что появляются под воздействием свойств и внешнего вида какого-то существующего предмета, оценивая и анализируя свойства которого человек создает предмет ему подобный. То есть существует исходный предмет, на основе которого формируется прототип. Такой прием очень популярен в создании сказок или мифов.

Акцентирование – это процесс фиксирования на одной доминирующей характеристике, выделенной в каком-то объекте (человек, предмет, деятельность, явление) и ее гиперболизация. Акцентирование часто применяют в своих работах художники в создании шаржей и карикатур.

Типизация – это процесс выделения основных характеристик в нескольких объектах, и сотворении из них образа, совершенно нового, но имеющего в себе частичку каждого из них. С помощью такого приема создаются литературные герои, персонажи.

Все вышеперечисленные приемы воображения активно применяются в психологии, творчестве, даже научной деятельности. Например, в медицине, создают новые лекарства на основе уже имеющихся. Также современная техника, электроника, гаджеты, изобретения разрабатывались на базе существующих ранее знаний, схем, теорий и умений. Собрав из них самую главную информацию, переработав ее, ученые получают совершенно новый продукт. Если бы у людей отсутствовало воображение, человечество ни смогло бы прогрессировать во всех сферах и видах деятельности.

Воображение как психический процесс предполагает создание новых образов, основываясь на имеющемся существующем опыте. Идеи, проявляемые в изображениях в голове человека пока не начали воплощаться в жизнь, не существуют, но есть вероятность, что в будущем они смогут быть воплощены в жизнь. Данный процесс основывается на переформулировке сведений и впечатлений субъекта. Чем больше ситуация кажется непонятной и сложной, тем больше задействуется процесс воображения. Этот процесс обладает немалым значением в профессиональной деятельности человека. Также оно очень влияет на чувства и эмоции, и играет большую роль в развитии личности.

В творческом и рабочем процессе воображение дает возможность личности регулировать и управлять ее деятельностью, также контролировать свою речь, эмоции, внимание и память. Помогает создавать и использовать образы действительности. Оно улучшает психологическое состояние человека, предотвращает стрессы и состояния депрессии. С помощью воображения способен планировать свою будущую деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что немаловажно в трудовой деятельности.

Человек отражает окружающую реальность в основном образным способом. Образ — нестатическое явление, оно имеет свойство постоянно меняться. Данный процесс имеет динамичную связь с объектами окружающей действительности. Следовательно, воображение – это не какая-то абстракция, а конкретный процесс, связанный с реальной психической деятельностью субъекта. Эта деятельность по своей природе также динамическая.

Воображение является процессом самопознания человека, раскрытия своих способностей, других людей и окружающий мир, происходящие события. Это особенная форма человеческой психики, занимающая место между восприятием, памятью и процессами мышления. Наглядно-образное мышление и воображение дополняют друг друга, воображение является его основой и дает возможность проявлять находчивость в незнакомой ситуации, находить решение задачи, не применяя при этом никаких действий.

Виды воображения

Данный процесс, как сложный психический процесс бывает также несколько видов. Относительно особенностей процесса выделяют: непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое, и мечтания.

Непроизвольное воображение также называется пассивным. Это самый простой вид и он заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое, и контроль над течением представлений небольшой.

Пассивное воображение встречается у детей младшего возраста. Оно проявляется чаще всего, когда человек пребывает в дремотном, полусонном состоянии, тогда образы возникают сами по себе (поэтому произвольное), одни меняются на другие, они соединяются, принимают самые нереальные формы и виды.

Не только в сонливом состоянии действует такое воображение, оно проявляется и в состоянии бодрствования. Не всегда новые представления появляются, когда человек целеустремленно направляет свое сознание на творение. Особенностью созданных образов есть их изменчивость в результате нестабильности следовых возбуждений мозга и легкости их взаимосвязи с процессами возбуждений в смежных мозговых центрах. Поскольку траектория возбуждения не фиксирована, от этого воображение становится таким легким. Особенно легкое оно у детей, в которых к тому же отсутствует критическое мышление, которое действует, как механизм фильтрации у взрослых, поэтому ребенок выдает иногда самые нереальные нафантазированные образы. Только приобретая жизненный опыт и формируя критическое отношение, постепенно приводится в порядок такое непреднамеренное воображение и руководит сознанием, поэтому формируется преднамеренное активное представление.

Произвольное воображение , также называемое активным, представляет собой намеренное построение представлений соответственно поставленной задачи в определенной деятельности. Активное воображение развивается, когда дети начинают играть в роли (врача, продавца, учителя). Когда они стараются отобразить свою роль, как можно точнее им приходится напрячь свой мозг, таким образом, задействовав воображение. Далее развитие этого процесса совершается, когда человек начинает действовать самостоятельно, проявляет инициативу и творческие усилия в процессе труда, требующих четких и точных представлений предмета, которые будут созданы из операций и которые должны быть выполненными.

Активное воображение больше всего проявляется в творческой деятельности человека. В этом процессе человек ставит перед собой задание, которое есть исходным для развития процесса воображения. Так как продукт этой деятельности – это предметы искусства, воображение управляется требованиями, которые следуют из специфических особенностей искусства.

Воссоздающий вид данного процесса содержится в том, что человек должен создать образ предмета, который никогда не видел, на основании определенных описаний.

Воссоздающее воображение по психологической структуре является переведением второсигнального раздражителя в перевосигнальный образ.

Воссоздающее воображение охватывает то, что создается то, что уже существует, и то, как оно существует. Оно не отдельное от реальности, а если от него немного отойти, то воображение не будет соответствовать целям познания – расширять область знаний человека, сводя описания к наглядным образам.

Воссоздающее воображение помогает человеку переноситься в другие страны, в космос, видеть исторические события и предметы, которые он никогда в жизни прежде не видел, но по воссозданию может себе представить. Данный процесс позволяет людям, читающим художественные произведения воссоздавать картины, события и персонажей в своей голове.

Творческое воображение также причисляется к активному воображению, оно задействуется в формировании новых образов в творческой деятельности, искусстве, науке, технической деятельности. Композиторы, писатели, художники прибегают к такому процессу, чтобы отображать жизнь в образах в своем искусстве. Они творят художественные образы, через которые отражают жизнь максимально правдиво, а не фотографически копировать события жизни. В этих образах также отражается индивидуальность творческой личности, его подход к жизни, художественный стиль.

Творческое воображение также применяется в научной деятельности, которую нельзя трактовать, как обычное механическое познание явлений. Построение гипотез – это творческий процесс, который потом подтверждается практикой.

Существует еще один своеобразный вид данного процесса – это мечта, как представление желанного в будущем. Она создается осмысленно, в отличие от непреднамеренных грез. Человек осознанно направляет свои мысли на образование желанных целей, планирование стратегий в достижении этих целей и воплощение их в реальную жизнь.

Мечтание может быть полезным, но и вредным тоже. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие. Такие мечты пусты, бессмысленны, они называются грезами. Когда же мечта связана с действительностью, и потенциально реальная, она помогает человеку мобилизоваться, объединить усилия и ресурсы для достижения цели. Такая мечта стимул к активным действиям и быстрому развитию самых лучших качеств индивида.

Воображение и творчество

Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.

Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.

Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.

Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.

Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.

Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.

Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.

Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

Развитие воображения

Развитие мышления – это целенаправленный процесс, основной задачей которого является развитие красочности и эффектности, оригинальности и глубины, и также продуктивность воображаемых образов. В своем развитии воображение как психический процесс, подчинен тем же законам, что и другие онтогенетические преобразования психических процессов.

Воображение дошкольника развивается очень быстро, оно представлено в двух формах: порождение идеи и стратегия ее реализации. Также воображение дошкольника выполняет, кроме познавательно-интеллектуальной функции, еще и аффективно-защитную, которая выражается в защите слабой личности ребенка от слишком тяжелых душевных переживаний. Познавательная функция помогает лучше узнавать мир, взаимодействовать с ним, решать поставленные задачи.

Развитие воображения у детей имеет зависимость от процесса опредмечивания образа действием. В ходе этого процесса ребенок пробует управлять созданными им образами, изменять их, совершенствовать, то есть брать под свой контроль. Но планировать воображение он еще не в состоянии, подобная способность вырабатывается к четырем или пяти годам.

Аффективное развитие воображения у детей происходит в возрасте 2,5 – 4 или 5 годам. Отрицательные переживания детей символически отображаются в персонажах, вследствие чего, ребенок начинает воображать ситуации, в которых снимается угроза. После чего появляется способность снимать эмоциональное напряжение, с помощью механизма проекции, когда отрицательные качества, которые действительно есть в ребенка, начинают приписываться другим объектам.

Развитие воображения у детей шести-семи лет, достигает такого уровня, на котором многие дети уже научились представлять себя и воображать жизнь в собственном мире.

Развитие воображения совершается в процессе онтогенеза человека, под влиянием жизненного опыта, в котором хранится накопленный запас представлений, как материал для создания новых образов. Развитие данного процесса тесно связано с индивидуальностью личности, ее воспитанием и остальными психическими процессами, и степенью их развития (мышления, памяти, воли). Очень трудно определить возрастные границы, которыми характеризуется динамика развития воображения. В истории известны случаи раннего развития воображения. Моцарт сочинил свою первую музыку, когда ему было четыре года. Но в таком развитии существует обратная сторона. Даже если развитие воображения будет запоздалым, это не будет значить, что в зрелые годы оно будет недостаточно развитым. Известным примером такого развития, есть пример Эйнштейна, который в детстве не отличался сильно развитым воображением, но со временем он его развил и стал признанным во всем мире гением.

В формировании воображения выделяются определенные закономерности, хотя сложно определить сами этапы его развития. Поскольку в каждого человека оно может происходить индивидуально. Первые проявления процесса воображения очень связаны с процессами восприятия. Хорошо приводить примеры на детях, поскольку в них процесс развития происходить более активно и ярче. Дети, которым полтора года не умеют концентрировать свое внимание на сказке или простых рассказов, когда взрослые читают им, они постоянно отвлекаются, засыпают, переключаются на другую деятельность, но любят слышать длинные рассказы о нем самом. Ребенок любит слушать рассказы о себе, своих переживаниях, поскольку четко может представить себе, о чем рассказывается в истории. Отношение восприятия и воображения также наблюдается и на следующих уровнях развития. Это заметно, когда ребенок в игре перерабатывает свои впечатления, изменяя в воображении предметы, которые были ранее воспринятыми. Например, коробка в игре становится домом, стол стает пещерой. Первые образы ребенка всегда имеют связь с его деятельностью. Ребенок воплощает созданный и переработанный образ в деятельность, даже если эта деятельность – это игра.

Развитие данного процесса также имеет связь с возрастом ребенка, в котором он овладевает речью. С помощью нового образования ребенок способен включать в воображение, как конкретные образы, так и более абстрактные представления. Речь дает возможность ребенку переключаться с представления образов к деятельности и выражению этих образов с помощью речи.

Когда ребенок овладевает речью, его практический опыт расширяется, более развивается внимание, это в свою очередь доставляет ребенку возможность с меньшим усердием выделять отдельные элементы предметов, которые воспринимаются ребенком, как самостоятельные и именно ими оперирует чаще всего в своем представлении. Синтез происходит с существенными искривлениями действительности. Не имея нужного опыта и достаточно развитого уровня критичности мышления, ребенок все еще не способен создать такой образ, который был бы достаточно близким к реальности. В ребенка появляется непроизвольное возникновение образов и представлений. Подобные образы чаще формируются соответственно к ситуации, в которой он перебывает.

На следующем этапе воображение дополняется активными формами и становится произвольным. Такие активные формы этого процесса возникли в связи с активной инициативой всех взрослых, участвующих в развитии ребенка. Например, если взрослые (родители, воспитатели, учителя) просят ребенка сделать какое-то действие, что-то нарисовать, сложить, изобразить, они побуждают его к конкретному действию, тем самым активизируя воображение. Чтобы сделать то, что попросил взрослый, ребенку первоначально необходимо создать в воображении образ того, что должно выйти в итоге. Этот процесс является уже произвольным, потому что ребенок способен его контролировать. Немного позже он начинает пользоваться произвольным воображением без участия взрослых. Такой прорыв в развитии воображения заключается в самом характере игры ребенка, которая становится более целенаправленной и сюжетной. Предметы, которые окружают ребенка, становятся для него уже непросто стимулами к предметной деятельности, а становятся материалом в воплощении образов воображения.

Когда ребенку ближе до пяти лет, он начинает строить, рисовать, комбинировать вещи в соответствии его замысла. Еще один яркий сдвиг в процессе формирования воображения проявляется в школьном возрасте. Способствует этому воспринимаемая информация, необходимость усваивать учебный материал. Чтобы успевать за одноклассниками, ребенку приходится активизировать свое воображение, это в свою очередь, способствует прогрессу развития способностей в переработке воспринятых образов в образы воображения.



Статьи по теме