Ролевые отношения в команде. Ролевые отношения и ролевое поведение личности Отсутствие сопряженных ролей и ролевых отношений

Основательница первого секс-отеля в Украине "Cherry Twins" и секс-эксперт Елена Соловьева рассказала зачем нам нужны ролевые игры и как правильно их практиковать.

Люди встречаются, люди влюбляются, женятся… А дальше каждая пара пытается строить свои отношения по сказочному постулату «и жили они долго и счастливо».

При этом практически все старательно работают на длительность отношений, а не на их качество. Сначала все идеально, вы проводите вместе практически все свое свободное время и наслаждаетесь обществом друг друга.

Проходит несколько лет, и вы понимаете, что вы уже чертовски давно не целуетесь в лифте. Вы перестали спать в обнимку и не срываете друг с друга одежду, оставшись наедине. Это значит, что в вашу жизнь пришли три вестника измены или развода - быт, рутина и скука.

Вы старательно пытаетесь не замечать этих непрошенных гостей, говорите, что это не про вас и так у всех, но секс происходит все реже, страсти все меньше и постепенно посмотреть новый фильм становиться интересней, чем пойти в спальню.

Дальше есть несколько сценариев развития сюжета - в какой-то момент вы понимаете, что вы два чужих человека под одним потолком и просто расходитесь. Вы решаете «добирать» эмоции на стороне и заводите любовницулюбовника.

Живете параллельными жизнями и находите себе сотню оправданий. И, наконец, самый трудный вариант и редкий вариант - вы выбираете работать над отношениями и вернуть в них былую страсть. Вот для этого и нужны ролевые игры. А так как сексуальное образования большинства украинцев приближается к нулю - то ролевые игры представляются как секс, но костюмированный.

Мы просто переоденемся в медсестру или в учительницу, а дальше как обычно. Ничего общего с роевой игрой такие «переодевания» не имеют. Ролевая игра - это возможность побыть другим человекам, делать несвойственные для вас поступки или проявлять не типичные эмоции. Только в этом случае вы сможете открыть друг в друге новые грани и заново влюбиться в своего партнера.

Скромница может побыть властной Доминой, крутой босс стать робким пажом, а самоуверенная красотка превратиться в покорную одалиску. Вы научитесь получать друг друга новые и очень яркие эмоции, казалось бы - вас двое, но каждая игра - это секс с новым человеком. Ролевые игры - это профилактика измен и разводов.

Это основа гармоничной сексуальной жизни, энергетической наполненности и уверенности в себе, а самое главное - это невероятно сближает и повышает уровень доверия в паре.

Увы, часто пары просто не знают «как начать». Как признаться в своих желаниях, фантазиях и вообще начать разговаривать на интимные темы.

  1. Если совсем знаете, как начать разговор - пришлите вашей половинке ссылку на текст или видео сюжет, который вас заводит и который вы бы хотели воплотить в жизнь.
  2. Вы готовы обсуждать свои фантазии? Отлично, но не надо делать это походя и на бегу. Устройте романтичный вечер вне дома и за бокалом вина обсудите все пикантные детали
  3. Сценарий. Только так. Если вы не профессиональные актеры - подготовьтесь. Придумайте диалоги и мизансцены, иначе это будет просто банальное переодевание. Помните, что вас на этой сцене только двое. Вас никто не снимает, не осудит и не ставит вам оценки. Наслаждайтесь ситуацией. Если вы через 10 мин после начала перешли к сексу - вы проиграли. Вы выбрали медсестру и пациента? Проведите осмотр. Дразните и прикасайтесь. Выпишите рецепт. Уроните стетоскоп. Тяните время и разжигайте друг друга, пока сдерживаться уже станет невозможно
  4. Никаких домашних тапочек и халатов. Не обязательно покупать костюмы в секс-шопе, но поработайте надо образом.
  5. В идеале - смените локацию. Стены супружеской спальни - это якоря, которые хранят как позитивные, так и негативные эмоции.
  6. Не стесняйтесь. Не покалывайте друг друга и не бойтесь. Когда вы были детьми, вы умели искренне представить себе свою роль в игре. Попытайтесь вспомнить как это.

Вся наша жизнь - игра. А игра в сексе - то, что делает нашу жизнь по настоящему яркой.

Предмет ролевых отношений

Роль - набор ожидаемых поведенческих установок для данного положения. Эти ожидания зависят только от положения, занимаемого индивидом, а не от его личных характеристик, и будут одинаковыми для всех индивидов, занимающих эту позицию. При этом каждый человек может играть (и обычно играет) несколько ролей одновременно. Роли на работе, в семье, в обществе друзей, все они отличны одна от другой. Мы будем концентрировать наше внимание на рабочих ролях, то есть на ролях, напрямую связанных с нашим поведением на работе. Для этих ролей необходимо выделить несколько характеристик. Во-первых, рабочие роли неличностны. Они прилагаются к каждому, кто занимает конкретное положение. Во-вторых, роли имеют отношение к поведению, связанному с выполнением задания (task behavior). Роль в организации - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы. В-третьих, рабочие роли может быть очень трудно совместить друг с другом. Проблема заключается в определении того, кто определяет, что от кого ожидается. Что мы считаем относится а нашей роли, что об этом думают другие и что это есть на самом деле, может значительно различаться. Это затрудняет определение того, что такое "настоящая" роль. Наконец, роли быстро выучиваются и могут оказывать значительное влияние как на позиции, так и на поведение. Большая часть того, что мы думаем и делаем, определяется нашими ролями. С изменением ролей меняются и наши взгляды. Одной из наиболее интересных проблем является так называемая "проблема прораба" (first-line supervisor). Роль прораба считается одной из самых сложных в любой организации. Она характерна тем, что прораб вынужден выполнять во многом противоречивые ожидания управляющих - своих непосредственных начальников и рабочих - своих непосредственных подчиненных. Управляющие заинтересованы в эффективности, производительности и издержках, тогда как рабочих больше интересует вопрос оплаты их труда, безопасности и комфорта.

Роли и ход развития группы

Важным объектом исследований является то, как рабочие роли заучиваются, изменяются и влияют на групповое поведение и производительность. Эти исследования представлены тремя основными концепциями: ролевой эпизод, ролевой набор и дифференциация ролей. Наиболее часто встречающейся является концепция ролевого эпизода. Ролевой эпизод начинается с предположения о том, что группа индивидуумов занимает определенную позицию. Эти предположения каким-то образом доходят до исполнителя роли, который, в свою очередь, формирует свое восприятие того, что от него ожидают. Это восприятие затем руководит его (ее) поведением. Но это поведение значительно отличается от того, что ожидала группа. Поэтому поведение группы также изменяется. При этом следует учитывать, что первые два шага - это ожидания, тогда как вторые два - конкретные действия. Вторая важная концепция - это ролевой набор. Ролевой набор - это группа (набор) индивидуумов, которые хранят и обмениваются ожиданиями, касающимися того, как должен себя вести исполнитель роли, а также дают ему (ей) знать об этих ожиданиях. Ролевой набор удобен в том смысле, что он может рассказать нам о поведенческих стереотипах, существующих в организации. Исполнители роли имеют более четкие представления о своей роли, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Наконец, маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик и изолированных групп внутри организационной единицы. Ролевая дифференциация является чрезвычайно важной в понимании формальной ролевой структуры рабочих групп. Ролевая дифференциация определяется как степень, в которой различные типы функций выполняются различными (а не одними и теми же) людьми. Чем выше такое разделение (и несмешение) ролей, тем выше ролевая дифференциация. Таким образом, понимание ролей дает нам возможность узнать о том, как люди осознают, что они должны делать в каком-то конкретном положении. Роли помогают понять процессы взаимоотношений и взаимодействия, происходящие в организации. Ролевые проблемы. Роли также помогают нам разобраться в проблемах, с которыми сталкивается организация. Среди них ролевой конфликт, ролевая неопределенность и ролевая перезагрузка. Ролевой конфликт возникает, когда два или более ожиданий оказываются несовместимыми. Существует четыре различных типа ролевого конфликта. Они различаются просто по источнику возникновения несовместимых ожиданий. Первый тип известен как внутриисточниковый ролевой конфликт (intrasender role conflict). Он возникает, когда один и тот же член ролевого набора (например, босс) дает два или более несовместимых задания. Другой тип конфликта называется межисточниковый ролевой конфликт (intersender role conflict). Он имеет место тогда, когда два или более члена ролевого набора имеют несовместимые ожидания (такими конфликтами изобилует работа прораба). Еще один тип конфликта называется межролевым конфликтом (interrole conflict). Он появляется, когда две или более роли, выполняемые индивидуумом, содержат несовместимые требования. Последний тип конфликта называется личностно-ролевой конфликт. Он имеет отношение к ситуации, когда личные позиции исполнителя роли оказываются несовместимыми с его ролевыми требованиями. В качестве комментария можно заметить, что высокий уровень ролевых конфликтов ведет не только к более низкой степени удовлетворенности работников своей работой, но и к снижению производительности и к повышению текучести кадров. Ролевая неопределенность. Ролевая неопределенность просто означает, что исполнитель роли не точно знает, что именно от него требуется. При этом исполнитель роли может либо не знать целей, которые должны быть достигнуты, либо может не знать путей для достижения этих целей. Корни ролевой неопределенности следует искать в ролевом наборе, когда ожидания, формируемые этим набором, недостаточно ясны (тогда как в случае возникновения ролевого конфликта они ясны, но несовместимы). Признавая отрицательное воздействие как ролевого конфликта, так и ролевой неопределенности, необходимо задаться вопросом, а какая проблема является более серьезной. Ответ зависит от положения, занимаемого исполнителем роли. Ролевой конфликт является более серьезной проблемой на низших уровнях, тогда как ролевая неопределенность - на высших. Ролевая перезагрузка. Ролевая перезагрузка возникает, когда ожидания и требования роли превышают способности ее исполнителя. Как правило, причиной такой ситуации также является неопределенность. Проблемы, вызываемые ролевым конфликтом, неопределенностью и перезагрузкой чрезвычайно серьезны и их воздействие на людей и организации огромно. Для избавления от них имеется несколько способов.

Каждый работник в организации играет, по меньшей мере, одну, две, а возможно, три или даже четыре командные роли, которые являются для него вполне естественными. При определенных условиях люди способны также принимать на себя другие роли, хотя некоторые из этих ролей могут оказаться такими, в которых сотрудники чувствуют себя неловкими, а то и просто беспомощно.

Командные роли и их характеристика

Таблица 2

Виды командных ролей

Необходимые личные качества и вклад в деятельность команды

Возможные недостатки

«Генератор идей»

Творческая направленность;

богатое воображение; неординарность мышления; стремление к новаторству; источник оригинальных идей для команды

Недостаточность опыта межличностного общения; психологическая неустойчивость;

потеря времени на рассмотрении интересных идей

«Исполнитель»

Претворение идеи в практические действия; превращение решения в легко выполнимые задания; внесение упорядоченности в деятельность команды

Недостаточная гибкость; неприязнь к фантастическим

идеям; неприязнь к частым изменениям планов

«Доводчик»

Усердие и добросовестность;

отслеживание своевременного

выполнения задания полностью; нормативное оформление выполненного задания

Чрезмерная обеспокоенность

состоянием дел; склонность к внутренним переживаниям;

нежелание перепоручать свои обязанности; неприятие несерьезного отношения к его обязанностям со стороны других

«Эксперт»

Критический анализ ситуации; стратегический подход и проницательность в оценках; точность суждений; стремление

рассматривать все возможные варианты решения

Недооценка факторов стимулирования и воодушевления;

недостаточность вдохновения и творческого воображения; способность сбивать других, подавляя их инициативу

Исследователь ресурсов?

Владение искусством проведения переговоров; разнообразие контактов; умение импровизировать; изучение благоприятные

возможности; проявление активности и коммуникабельности

Потеря интереса по мере угасания энтузиазма; перескакивание от одной задачи к другой; потребность в повышен-

ном внешнем давлении

Коллективист?

Способность гармонизировать

отношения в команде и устранить разногласия; внимательное выслушивание собеседника; уважение мнения других; чуткость; отсутствие чрезмерной самоуверенности

Нерешительность в кризисных ситуациях; стремление избегать острых ситуаций;

воспрепятствование решающим действиям в ответственный момент

«Координатор»

Четко формулирование цели; выполнение функции ведущего во время дискуссий; способствование эффективному принятию решений; владение коммуникативными навыками

Склонность к манипуляциям,

к переложению своих обязанностей на других; приписывание себе заслуги всей команды

«Специалист»

Профессионализм; целеустремленность; способность концентрировать усилия; инициативность; готовность всецело отдаваться работе

Ориентация в узкой профессиональной сфере; слабые коммуникативные навыки;

увлечение конкретными фактами и результатами

Необходимо отметить, что в равной степени важными для эффективной командной работы эти роли можно считать при условии, что они используются в команде в надлежащие периоды времени и наилучшим образом.

Например, в тот период, когда команда только приступает к рассмотрению проблемы или разработке проекта, обычно требуются, прежде всего, инновационные идеи, нужен «генератор идей», затем следует необходимость оценки того, как эти идеи могут быть претворены в практические действия и выполнимые задачи («исполнитель). На этих этапах успех достигается при условии, что в команде имеется хороший «координатор» , в задачу которого входит обеспечение наибольшей отдачи от членов команды в нужное время. Когда возникает необходимость в проведении сложных переговоров с другими группами, большое значение приобретают качества, которыми обладает «исследователь ресурсов». Чтобы сдерживать чрезмерные проявления энтузиазма, отвлекающие от главных направлений деятельности команды, в ее составе должен быть «эксперт».

Всевозможные источники трений и недоразумений между членами команды устраняются «коллективистом», тогда как благодаря наличию?специалиста? команда имеет в своем распоряжении редко встречающие навыки и знания, в которых периодически возникает необходимость. Роль «доводчика состоит в том, чтобы не упускать из виду даже мельчайшие детали реализации принимаемых решений и добиваться последовательного выполнения всех намеченных действий.

Для того чтобы команда извлекала максимальную пользу из всего разнообразия командных ролей, каждому члену команды должны быть известны особенности командных ролей своих коллег. Только в этом случае команда будет иметь возможность установить, нет ли среди этих ролей таких, которые не относятся к естественным сильным сторонам членов команды. Если такая ситуация имеет место, то тем членам команды, для которых естественные недостающие командные роли являются вторичными, придется постараться заполнить этот пробел. Очевидно, для этого потребуется атмосфера откровенности и доверительности, которая обычно существует в хорошо организованных и управляемых командах.

К сожалению, приходится констатировать, что в командах с недостаточно высоким уровнем взаимной доверительности и открытости встречаются люди, которые могут откровенно говорить обо всем, относящемся к их функциональным ролям, но проявляют некоторую застенчивость, когда речь заходит об их личностных характеристиках. В подобных ситуациях компетентный лидер команды постарается урегулировать проблему с соблюдением определенного такта.

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов, с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды.

Ролевые отношения - это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками.

Безличность. "Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.

Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида о своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, - все может в широких пределах отличаться. Вживаемость асоциальную роль субъекта. Роли быстро выучива- ются и могут значительно влиять на поведение субъекта. Ролевые отношения представлены следующими параметрами. Ролевой эпизод определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.

Ролевой набор -- совокупность ролей, соответствующих данному статусу, это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеют более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик, или изолированных мелких групп внутри социальной группы.

Ролевая дифференциация определяется как степень различия типыфункций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах. Любая организация сталкивается с тем, что называется ролевой проблемой, К числу таковых относятся:

Ролевой конфликт;

Ролевая неопределенность;

Ролевая перегрузка.

Существует множество способов решения ролевых проблем. Один из них связан со структурными изменениями, сменой работы.

Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения.

Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.

Стиль ролевого поведения человека - это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:

1) нормативными требованиями - «Я» в предлагаемой обстоятель- ствами,рол и;

2) личными притязаниями - «Я» как таковой.

Первый план поведения - социальная форма ролевых действий, второй план - психологический способ ролевой самореализации.

Как раз здесь и возникает та существенная проблема, о которой шла речь выше, - трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле «настоящая» данная роль, как правило, приводит к внутриролевым и межролевым конфликтам.

Контрольные вопросы:

1. Каково содержание понятий «социальная дифференциация»,

«социальное неравенство»?

2. Каково содержание понятия «социальный статус»?

3. Охарактеризуйте статусы.

4. Каково содержание понятия «социальный ранг»?

5. Каково содержание понятия «социальная роль»?

6. Охарактеризуйте признаки социальной роли.

7. Каково содержание понятия «ролевая структура личности»?

8. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы норма- тивной структуры исполнения социальной роли.

9. Раскройте содержание понятий, характеризующих ролевое поведение личности.

Психологический практикум

jvRUnp Игра «Скверная компания»

Цели игры:

а) раскрыть и дискредитировать формы общения, принятые в примитивных группах;

б) выявить реакции людей друг на друга в процессе игрового взаимодействия;

в) определить истинное распределение ролей в данной группе;

г) ослабить отрицательное влияние на группу тех ее участников, которые образуют внутри нее своего рода «скверную компанию» и действуют через ироническое отображение реальности.

Ведущий называет социальные роли предстоящей игры: «главарь», «авторитет», «приближенные» (2 человека), «подхалим», «шут», «марионетки» (2 человека), «недовольные» (2 человека), «забитые» (2 человека). Остальные участники составляют «публику». Ведущий помогает игрокам сценически определиться с ролевыми приметами. Например, у «главаря» переброшен через плечо шарф, у «авторитета» за ухом карандаш или авторучка, у «приближенных» из-под рукава торчит носовой платок, «подхалим» носовой платок заправил сзади за воротник, «шут» закатал одну штанину, у «марионетки» свисает с воротника тонкая веревка, «недовольный» взъерошил волосы на голове, у «забитого» одна рука постоянно заведена за спину. Можно, разумеется, использовать и другие приметы. Правила общения и взаимодействия:

- «приближенный» - любого, кроме «главаря» и «авторитета»;

- «подхалим» - любого, кроме «приближенных», «авторитета» и «главаря»;

- «шут» - всех, кроме «главаря»;

- «марионетка» - только «недовольны*» и «забитых»;

- «недовольный» - всех, кроме «главаря» и «авторитета»;

- «забитого» обрывает любой.

Тот, кто нарушает правила, переходит в «забитые». Если «забитый» осмеливается кого-либо оборвать, его все осуждают и изгоняют, и он переходит в «публику». Ведущий - единственное лицо в игре, которому предоставлено право обрывать «главаря». У игры есть два варианта. В первом случае «скверная компания» объявляется, например, «пиратской или гангстерской шайкой», обсуждающей вопрос о том, куда отправиться для ограбления или разбоя. Во втором случае игра идет в обыденном плане, без привлечения «пиратского» или «гангстерского» антуража. Свои реплики участники импровизируют по ходу игры. Обязанность ведущего - требовать реплики от участников в соответствии с игровой ролью, подскйзыйать примерные реплики, адекватные ситуации, заменять одного исполнителя другим по своему усмотрению. Обсуждение:

а) анализируются высказывания участников о тех чувствах, которые возникали у них по ходу исполнения ролей;

б) оценивается эффективность того или иного статусного поло- жения, его особенностей;

в) ведущим оценивается степень агрессивности чувств у играющих, что необходимо по ходу игры: пока ситуация находится в границах нормы, выражение агрессивных чувств полезно с психологической точки зрения;

г) ведущим анализируется, кто, на ком и каким способом разряжал свою агрессивность в ходе игры.

Игра «Бюрократ»

Цель игры : научиться видеть в выгодном для себя свете некоторые неприятные обстоятельства жизни.

Незадолго до окончания занятий (минут за 15-20) ведущий объявляет, что пора расходиться, но прежде всем нужно написать заявлейие: «Прошу Вас отпустить меня в связи с окончанием занятия». Затем свои заявления авторы должны подписать у кого-нибудь из участников игры, кого автор сочтет нужным попросить выступить в роли начальника. «Начальник» может подписать, а может и отказать.

В первом случае он ставит резолюцию: «Разрешаю», во втором - «Не разрешаю».

Основные правила игры. Первое: подписывать заявления самим себе не разрешено. Второе: участник, чье заявление подписали, уже не имеет права подписывать другие заявления, и он уходит из помещения. Понятно, что подписать свои заявления удается только половине играющих, остальные не прорвались через тенета бюрократии. Ведущий просит их задержаться и высказать свое мнение по поводу того, что произошло. Да, он понимает, что кто-то будет обижен, раздосадован, что задето чье-то самолюбие... Ведущий должен нейтрализовать негативные эмоции.

Обсуждение: приводится по критериям, кто к кому обратился, кто кому подписал или не подписал. Важно обсудить и то, что случившееся не затрагивает (или затрагивает?) честь, достоинство человека, что в этой ситуации можно найти интересные положительные моменты - какие?

Тест «Мои социальные роли»

Цель игры: осознать участниками богатство социальных связей. Участникам предлагается сформулировать и проранжировать по степени актуальности в собственной жизни свои социальные роли. Обсуждение: ведущий поясняет:

а) в целом студенты относятся к той социальной группе, у которой структура социальных ролей выражена достаточно слабо. Не только молодежь, но и взрослые обычно указывают лишь 7-9 социальных ролей. У студентов, как правило, этот набор, укладывается в классическую триаду: «сын», «товарищ» и «брат». Едва ли надо говорить, что на самом деле у каждого человека десятки социальных ролей, абсолютное большинство которых просто не осознается, и это сказывается негативно на психической жизни субъекта;

б) чем шире, масштабнее социальные связи, тем полнее и психологически здоровее социальная и личная жизнь человека;

в) среди социальных ролей каждого субъекта есть особая группа, которую можно назвать объективно актуальные социальные роли, но которые может не осознавать сам субъект. Если объективно актуальная роль не осознается субъектом, то она провоцирует у него внутренний или внешний конфликт. Для студента объективно актуальными ролямиявляются:

Сын (дочь) при живых родителях;

Брат (сестра) при наличии братьев или сестер;

Студент;

Друг, товарищ, приятель (поскольку живет не на необитаемом острове).

Для других социальных групп набор объективно актуальных социальных ролей будет, естественно, в чем-то иным;

г) осознание своих социальных связей дает возможность человеку управлять ими, а точнее говоря, актуализировать, сообразуясь с реальными обстоятельствами своей жизни.

Игра «Рисуем... общение»

Цель игры : выделить содержательные идеи, касающиеся стереотипов и установок о беседе в различных ролевых позициях. Ведущий просит участников игры разделить лист бумаги на четыре равные части. В первом квадрате каждый рисует начало беседы с начальником, во втором - с подчиненным, в третьем - с равным себе по статусу, в четвертом - начало беседы в оптимальных или идеальных, как это понимает автор рисунка, условиях. Качество рисунка совсем не важно, важно его содержание, т.е. то, что будет нарисовано. После окончания работы все по кругу передают свои рисунки, чтобы познакомить с ними остальных. Обсуждение: анализируется то, что способствует или препятствует установлению контактов в различных ролевых позициях.

Тест «Мои субличностные роли»

Отметьте порядковые номера утверждений, с которыми Вы согласны:

1. Верящий людям 31. Восприимчивый 61. Хвалящий

2. Недоверчивый 32. Суеверный 62. Саркастический

3. Бдительный 33. Проницательный 63. Осторожный

4. Нелогичный 34; Строптивый 64. Озабоченный

5..Спонтанный 35. Независимый 65. Отчаянный

6. Несдержанный 36. Угрюмый 66. Несамостоятельный

7. Разумный 37. Терпеливый 67. Снисходительный

8. Суровый 38. Придирчивый 68. Консервативный

9. Рациональный 39. Трезвомыслящий 69. Экономный

10. Рассеянный 40. Упрямый 70. Бездеятельный

11. Увлеченный 41. Юмористичный 71. Изменчивый

12. Агрессивный 42. Робкий 72. Возбудимый

13. Объединяющий 43. Доброжелательный 73. Порядочный

14. Раздраженный 44. Деспотичный 74. Жесткий

15. Гибкий 45. Реалистичный 75. Умелый

16. Медлительный 46. Бессистемный 76. Поверхностный

17. Комичный 47. Творческий 77. Прямодушный

18. Легко возбудимый 48. Непрогнозируемый 78. Безудержный

19. Искренний \ 49. Надежный 79. Благородный

20. Непреклонный 50. Самоуверенный 80. Самобичующийся

21. Дальновидный 51. Рассудительный 81. Последовательный

22. Нерациональный 52.Нецеленаправленный 82. Неосмотрительный

23. Энергичный 53. Непринужденный 83. Жизнерадостный

24. Эгоистичный 54. Плаксивый 84. Эгоцентриный

25. Внимательный 55. Трудолюбивый 85. Уверенный в себе

26. Ворчливый 56. Строгий в мыслях

27. Понятливый 57. Целеустремленный 86. Приказывающий

28. Внушаемый 58. Нереалистичный 87. Оригинальный

29. Любознательный 59. Забавляющийся 88. Любящий спорить

30. Нерешительный 60. Незрелый 89. С широкими интересами 90. Переменчивый в настроении

Обработка теста:

Способствующий развитию родитель:

«Да»: 1 7 13 19 25 31 37 43 49 55 61 67 73 79 85

«Да»: 2 8 14 20 26 32 38 44 50 56 62 68 74 80 86

Рациональный компонент взрослого:

«Да»: 3 9 15 21 27 33 39 45 51 57 63 69 75 81 87

Иррациональный компонент взрослого;

«Да»: 4 10 16 22 28 34 40 46 52 58 64 70 76 82 88

Позитивный компонент дитя:

«Да»: 5 11 17 23 29 35 41 47 53 59 65 71 77 83 89

Трудный компонент дитя:

«Да»: 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 66 72 78 84 90

1 Интепретационная база теста :

Родитель.

Основные функции:

~ дает возможность эффективно дeйcfвовать в качестве реальных родителей;

Осуществляет автоматические реакции и решения;

Уменьшает тревогу;

Сохраняет моральные и этические нормы; - сохраняет и передает традиции культуры;

Является воспроизведением внешней реальности первых 6-8 лет жизни.

Язык тела у консервативного родителя:

Нахмуренный лоб;

Поджатые губы;

Указующий перст;

Руки на бедрах;

Заламывание рук;

Жесты запрещения;

Жесты отказа. Лексика:

- «прелесть», «сынок»;

- «безобразие», «отвратительный», «вульгарный»;

- «прекрати раз и навсегда», «ни за что на свете»;

Критические и оценочные суждения.

Стили поведения:

Демократический;

Дружелюбный;

Защищающий;

Контролирующий; *

Карающий.

Искореняет все, что напоминает детскую радость;

Живет и действует в соответствии с установившимися шаблонами;

Враждебно воспринимает любые изменения. Способствующий развитию родитель: -

Благоприятствующий индивидуальному развитию;

Способствующий самоуважению человека;

Гуманистичный в воспитании детей;

Правдивый;

Понимающий;

Духовно близкий.

Консервативный компонент родителя:

Подавляющий;

Обесценивающий;

Высококритичный;

Карающий;

Жесткий;

Негибкий;

Ориентирующийся на силу и произвол. Взрослый.

Основные функции:

Производит объективную обработку информации;

Высчитывает вероятность;

Регулирует деятельность родителя и дитя;

Осуществляет объективное посредничество между родителем и дитем;

Формирует Я-образ;

Является воспроизведением опыта, приобретенного в течение всей жизни.

Язык тела у взрослого:

Глубокомысленная концентрация. Лексика:

- «конструктивный»;

- «способный»;

- «экономный»;

- «полезно», «вредно»; -рассуждающая. Стили поведения:

Не выделяются.

Модели поведения при полном преобладании компонента:

Человек рациональный;

Формальный;

Лишенный этических ценностей и убеждений;

Эмоционально холодный. Рациональный компонент взрослого:

Адаптивный;

С хорошо развитым чувством реальности;

Полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее;

Ярко проявляющий направленность к цели;

Демонстрирующий гибкое поведение; - нацеленный на решение проблемы.

Иррациональный компонент взрослого:

Дефектное чувство реальности;

Ограниченные способности получать и обрабатывать информацию;

Неполноценное мышление;

Дезадаптивное поведение.

Основные функции:

Интуиция;

Радость;

Очарование;

Подражание;

Опрометчивые поступки;

Все инстинктивное;

Потребность в защите;

Потребность в ощущении безопасности;

Проявление внутренней реальности первых 6-8 лет жизни.

Язык тела:

Выражение:

* застенчивости;

* хитрости;

* любопытства;

Восклицания;

Клятвы; - ругательства;

Междометия. Стили поведения:

Спонтанный;

Естественный;

Приспособленный.

Модели поведения при полном преобладании компонента:

Получает от жизни много радостей;

Лишается всех ресурсов;

Подвергается множеству опасностей;

Не интересуется последствиями своего поведения;

Стремится только развлекаться и играть. Позитивный компонент дитя:

Преобладающий интерес к жизни;

Радость;

Интуиция;

Поиск удовольствий; -сговорчивость; -легкая воспитываемость;

Адаптационность. Трудный компонентдшяя:

Преобладание импульсивности;

Повышенная эгоцентричность;

Оппозиционность;

Мятежность, бунтарство; - зависимость;

Пугливость, боязливость;



Статьи по теме