Анализ программы по биологии в средней школе. Программа по биологии общая характеристика программы Анализ школьной программы по биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шоршелская средняя общеобразовательная школа

имени летчика-космонавта А.Г. Николаева»

Мариинско-Посадского района Чувашской Республики

Егорова Елена Николаевна,

учитель биологии

Анализ учебно-методических комплексов по биологии

Я работаю по учебно-методическому комплексу «Биология» 6-11 классы под редакцией И. Н. Пономарёвой (издательство «Вентана - Граф»).

Состав УМК:

    Учебники;

    Рабочие тетради;

    Методические пособия для учителя;

    Мультимедийные приложения.

Программы разработаны в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (2004 год).

Программы для 6-9 классов:

Программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии, на воспитание экологической культуры, на широкое общение с живой природой, природой родного края, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, к предмету биологии. Цель программ – развивать у обучающихся в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.

Особенности программ:

    Увеличение объема экологического содержания.

    Усиление внимания к биологическому разнообразию.

    Усиление внимания к идеям эволюции органического мира, к идеям устойчивого развития природы и общества.

    Расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы, на развитие практических и творческих умений у учащихся.

Изучение биологии в 6-9 классах построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.

Программы для 10-11 классов:

Данная программа является продолжением программы по биологии 6-9 классов, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии». В связи с этим программ для 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии более высокого уровня обучения, построенного на интегративной основе. Интегрирование материалов разных областей науки биологии делает учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Цель программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и заканчивается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Эта последовательность обеспечивает в 10 классе тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе процессов, идущих на молекулярном уровне жизни, - тесную связь с курсом химии.

Учебники, входящие в состав учебно-методического комплекса, включены вФедеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Все они соответствуют требованиям федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта, концепции модернизации российского образования. Во всех учебниках реализован принцип вариативности содержания материала: дается материал обязательный и для дополнительного изучения, соблюдается принцип преемственности.

Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники» 6класс

(авт. Пономарева И. Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.).

Представленный курс биологии посвящен изучению растений, бактерий, грибов, лишайников. В основе концепции учебника - системно-структурный подход к изучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Темы излагаются последовательно: от биологического разнообразия растений, клеточного строения, строения органов, к основным процессам жизнедеятельности растений (питание, дыхание, размножение, рост). Царства бактерий, грибов и лишайников рассматриваются в эволюционном плане. В заключении изучаются природные сообщества, их многообразие и роль человека в природе.

Учебник красочно оформлен, в нем много дополнительного материала, что делает его интересным для прочтения. Очень важным является то, что его авторы значительное внимание уделяют эволюционному аспекту. Учебник не только даёт знания, но и формирует умения. Предложены лабораторные работы, при выполнении которых каждому учащемуся необходимо проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию - все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся. Авторами продумана система самоконтроля знаний учащихся. После каждого раздела имеются задания: «Проверь себя», в которые включены задания и репродуктивного, и творческого характера.

В данном учебнике реализована авторская программа, рассчитанная на изучении биологии 1 ч в неделю (35 ч в год) и 2 ч в неделю (70 ч) в год.

В комплект входят методическое пособие для учителя, две рабочие тетради и дидактические карточки.

Учебник «Биология. Животные» 7класс

(авт. Константинов В. М., Бабенко В.Г., Кучменко В. С.)

В основе учебника – концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным. Особое внимание уделено практическому значению животных, взаимоотношениям живых организмов, в первую очередь животных в экосистемах, пищевым связям, сохранению устойчивого равновесия и охране животного мира. В учебный материал включены такие темы как «Клетка», «Ткани», «Органы и системы органов животных» (которых не было в старых учебниках).

Учебник богато иллюстрирован. Каждая глава также завершается блоком заданий для проверки знаний. Предложены лабораторные и практические работы. В комплект входят 2 рабочие тетради и методическое пособие для учителя.

Учебник «Биология. Человек» 8 класс

( авт. Драгомилов А.Г., Маш Р. Д.)

Рассчитан на изучение раздела "Человек и его здоровье" по 2 ч в неделю и содержит сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Учебник включает систему лабораторных и практических работ по основным темам курса, многие из которых рекомендовано выполнить в домашних условиях и сдать отчет об их выполнении. По усмотрению учителя последние параграфы тем и блоки заданий «Проверьте себя» могут быть использованы для обобщающих уроков. Звездочкой (*) отмечены задания, выполняемые учащимися по выбору, и материал, изучаемый в обзорном порядке. Учебник очень познавательный, содержит большое количество ярких, красочных рисунков, в конце каждой главы имеется рубрика: «Проверь себя». Заканчивается книга интересным «Приложением».

В комплект входят 2 рабочие тетради, методическое пособие для учителя.

Учебник «Основы общей биологии» 9 класс

( авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова)

Учебник разработан в соответствии с программой курса биологии, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе основами общей биологии. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение. Материал учебника хорошо структурирован, поделен на разделы (блоки), которые четко связаны между собой, в последовательности уровней организации живой материи (биосистем): молекулярный уровень организации, клеточный, организменный, популяционно-видовой биогеоценотический и биосферный.

В учебнике имеются лабораторные и практические работы, при выполнении которых необходимо каждому учащемуся проводить наблюдения, исследовать, доказывать, сравнивать, делать выводы, критически анализировать информацию – все это развивает интеллектуально-творческие способности учащихся.

Некоторые темы предполагают сообщения учащихся, а это работа с энциклопедиями, научно-популярной литературой, справочниками. Следует отметить, что практически все темы содержат практикоориентированный материал. В конце каждой темы существует перечень основных рассмотренных понятий, что предполагает их отработку и повторение, т.е. систему развития научных понятий.

В комплект входят рабочая тетрадь и методическое пособие для учителя.

Учебники «Общая биология» 10 и 11 классы, базовый уровень

(авт. И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина)

Учебный курс общей биологии, представленный в данных учебниках, раскрывается на основе знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, и является логическим продолжением курса 9 класса, посвященного основам общей биологии. Учебники позволяют раскрыть особенности живой природы, используя интегративный подход. Знания из других областей плюс новые научные сведения, включенные в текст параграфов, позволяют учителю сформировать у учащихся целостное представление о живой природе, ее происхождении и развитии. Две содержательные линии программы: «Биосферный, биогеоценотический, популяционно-видовой уровни жизни» (10класс) и «Организменный, клеточный, молекулярный уровень проявления жизни» (11класс) позволяют дать представление о биологии как науке, изучающей живую природу. Учебный материал разделен на два образовательных компонента. Один соответствует базовому уровню государственного образовательного стандарта 2004 года (один час в неделю), другой может быть использован как дополнительный (при двухчасовом изучении предмета). Познавательный материал (не обязательный для изучения) выделен шрифтом, отличным от основного.

Программой прослеживается преемственность с ранее изученными разделами биологии при изучении таких глав, как основы биологии клетки; молекулярные основы жизни; основы биологии развития. Именно при изучении этих глав используется интегрированный подход не только с естественнонаучными, но и гуманитарными циклами. Несколько слов о структуре: вопросы и задания для самоконтроля в конце темы позволяют организовать выполнение домашнего задания, могут использоваться при подготовке к контрольным работам. Также хочется отметить работу с ключевыми словами. Во-первых, они выделены в тексте, во-вторых, вынесены в конце каждой темы. В учебниках появились такие рубрики как: «Выскажи свою точку зрения», «Проблема для обсуждении» «Материал для обсуждения». Выделены темы семинарских занятий и материал к ним.

Недостатками представленного учебно-методического комплекта считаю:

    Часто учебный материал изложен труднодоступным языком для учащихся.

    Мелкие рисунки (но это можно компенсировать использованием дисков или ресурсами сети).

    Некоторые параграфы очень объемные и научные, особенно в учебниках 6 и 7 классов (не соответствуют возрастным особенностям обучающихся).

    Недостаток ВСЕХ рабочих тетрадей – полное дублирование материала учебников, что не позволяет реализовать творческий подход при работе с ними. Рабочие тетради ориентированы исключительно на репродуктивную деятельность обучающихся.

Страница 1

В соответствии с новой концепцией биологического образования и действующим в настоящее время учебным планом приоритетными направлениями при обучении биологии в школе является увеличение значения экологических знаний и гуманизация учебного процесса в целом.

Проанализировав программы по биологии для шестых классов с целью выявления условий обеспечения учащихся экологической грамотностью, мы установили, что:

1. Программа "Естествознание" (авторы И.Т. Суравегина и др.) имеет следующее экологическое содержание - экосистемы; качество окружающей среды и ее охрана; природные факторы; антропогенные факторы среды. Кроме того, учащиеся получают первоначальные знания о мониторинге и тех мерах, которые человек должен предпринимать, чтобы сохранить природную среду.

Перечислим те идеи, которые обеспечивают экологизацию рассматриваемого курса:

Знакомство с природными системами и их иерархическими рядами;

Введение понятия "окружающая среда";

Показ включенности человека в природные сообщества как субъекта деятельности;

Обозначение в явном виде ценностных ориентаций;

Введение элементов биологической экологии, глобальной экологии, экологии человека и социальной экологии.

Своеобразие этой программы состоит в том, что на заключительных этапах каждого года обучения (в том числе и 6-го класса) проводится полевая практика, которая обеспечивает разнообразную общественно полезную деятельность учащихся по изучению и сбережению природы своей местности. Это имеет большое воспитательное значение. Реальный вклад учащихся в сохранение окружающей среды является наряду со знаниями и умениями одним из критериев эффективности экологического образования. Полевая практика включает три основных направления:

изучение и оценку состояния природы родного края.

Охрана природы.

Пропаганда полученных знаний.

2. Программа "Живой организм" (автор Н.И. Сонин) построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения, в том числе и экологические: природное сообщество, экосистемы, цепи питания, жизненные формы организмов, единство организма и среды, обмен веществ и энергии, среда обитания, факторы среды, влияние факторов неживой природы на живые организмы.

3. Программа "Естествознание" (авторы И.Ю. Алексашкина и Н.И. Орещенко) декларирует, что одним из ведущих направлений курса является идея взаимосвязи человека и природы, а среди задач курса есть задача выработки у учащихся системы знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений "Человек - Природа" как основы экологического образования и воспитания учащихся, а так же задача формирования гуманистических, нравственных идеалов как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе.

4. Курс "Биология - 6" - раздел: "Растения. Бактерии. Грибы и лишайники" (автор И.Н. Пономарева) имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а так же привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от организменного уровня биосистем к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах. Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

Нюансы образования:

Применение электронных образовательных ресурсов в школьной математике
Применение цифровых образовательных ресурсов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны: обеспечивают новое качество образования, ориентируются на современные формы обуче...

Формирование знаний о реакциях ионного обмена
Изучение теории электролитической диссоциации позволяет углубить и расширить знания о реакции, дифференцировать особенности протекания обменных и окислительно-восстановительных реакций. Учащиеся прио...

Изучаемый материал изложен научным языком, в учебниках есть хорошие иллюстрации, схемы, таблицы, подробное описание опытов, доказывающих протекание тех или иных процессов (дыхание растений, наличие корневого давления, образование крахмала в листьях растений), которые к тому же легко осуществить на уроке, интересные факты по изучаемой теме. Важно, что в учебнике есть задания исследовательского характера различного уровня сложности. Замечательным дополнением к учебнику служит рабочая тетрадь, содержащая разноуровневые задания.

Изучая научную литературу по биологии, учащиеся сталкиваются с информацией о новых достижениях и открытиях в этой области познания, что в свою очередь связано с развитием новых экспериментальных методик, основанных на реализации усовершенствованных технологий. Убеждаясь в том, что современные биологические открытия необходимы человечеству, учащиеся начинают рассматривать биологию не просто как школьный предмет, а как важную область исследования, в которой еще много нерешенных вопросов.

ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.


Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Демонстрации: Строение и разнообразие клеток организма человека 3.Ткани организма человека,

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, Механизм вдоха и выдоха итд.

Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей 2.Изучение микроскопического строения крови, Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал итд.

45. Охарактеризуйте лабораторную работу как практический метод обучения.

Лабораторные работы – это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Лабораторные работы - изучение в школьных условиях явлений природы с помощью специального оборудования.

Ценность лабораторных работ в том, что они способствуют связи теории с практикой, вооружают учеников одним из методов исследования в естественных условиях, формируют навыки использования приборов, учат обрабатывать ты результаты измерений и делать правильные научные выводы и предложения. Организационно такие работы проводятся в форме фронтальных занятий или индивидуально.

В начале лабораторной работы учитель инструктирует учащихся, формулируя ее цель, знакомя их с оборудованием, объясняя, в какой последовательности и как выполнять работу, вести записи и оформлять результаты. Для лабораторных работ составляют карточки-инструкции, с которыми ученики могут ознакомиться индивидуально. Учитель следит за выполнением работы каждым учеником и в случае необходимости дает консультацию. При выполнении лабораторной работы учащиеся должны соблюдать правила техники безопасности. Завершается лабораторная работа устным или письменным отчетом каждого ученика.



Статьи по теме