Сложные планы по политике. Проблемные вопросы блока «Политика». Обществознание. ЕГЭ–2011. V. Домашнее задание

В данной статье рассматриваются вопросы содержательной линии «Политика».

Содержательную линию раздела «Политика» составляют следующие элементы: понятие власти; государство, его функции; политическая система; типология политических режимов; демократия, её основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; средства массовой информации в политической системе; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство; органы государственной власти РФ; федеративное устройство России.

Согласно «Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г.» вызвали затруднения у выпускников вопросы, проверяющие знание функций государства, особенностей политической системы, признаков и взаимосвязи гражданского общества и правового государства.

Наиболее сложным для экзаменуемых оказалось задание, проверяющее знание темы «СМИ в политической системе». На результаты выполнения задания по этой теме повлияла также форма задания (задание на анализ двух суждений).Тема «Избирательная кампания в РФ» всегда была достаточно сложной для учащихся. Темы «Политические партии и движения», «Понятие власти», «Политическое участие», которые давали высокий результат на базовом и повышенном уровне сложности, на высоком уровне сложности вызывают затруднения у участников ЕГЭ.

Невысокие результаты получены при выполнении сложных заданий по теме «Политический процесс». Более низкие, чем в прошлом году, результаты были продемонстрированы при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6), а задания формата В6, направленные на проверку тем «Политическая система», «Государство и его функции», дали средний процент выполнения менее 10%. Результаты неудачно выполненного задания В6 соотносятся с показателями выполнения задания С5, проверяющего на другом уровне то же умение - применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

Сделаны выводы, что темы: «СМИ в политической системе», «Избирательная кампания в РФ», «Политический процесс», «Политическое участие», «Политическое лидерство» - требуют более внимательного рассмотрения, что мы и сделаем в данной статье.

1. Тема: «СМИ в политической системе»

План:
1. СМИ в политической системе общества:
а) понятие «средства массовой информации»;
б) функции СМИ;
в) роль и влияние СМИ в различных политических режимах.
2. Характер информации, распространяемой СМИ.
3. Влияние СМИ на избирателя:
а) способы воздействия на избирателя;
б) роль политической рекламы;
в) методы противостояния СМИ.

Основные положения темы:
Средства массовой информации - совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определённом регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.

Функции СМИ: 1) информационная; 2) выбор и комментирование информации, её оценка; 3) политическая социализация (приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения); 4) критика и контроль органов власти; 5) представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику; 6) формирование общественного мнения; 7) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям).

СМИ могут способствовать развитию демократии, участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.

Политическое манипулирование - процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным силам сторону.
Цель манипулирования - внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить их недовольство.

2. Тема: «Избирательная кампания в РФ»

План:
1. Избирательная система:
а) понятие «избирательная система»;
б) структурные компоненты избирательной системы;
в) понятие «избирательное право»;
г) этапы избирательного процесса;
д) типы избирательных систем.

2. Избирательная кампания:
а) понятие «избирательная кампания»;
б) этапы избирательной кампании.

3. Политические технологии избирателя.

Основные положения темы:
Избирательная система (в широком смысле) - порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя.Избирательная система (в узком смысле) - способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

Избирательное право - это подотрасль конституционного права, представляющая собой самостоятельную систему правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.

Избирательное право (в узком смысле) - это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

В России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный орган - с 21 года, главой администрации субъекта РФ - по достижении 30 лет, а Президентом страны - с 35 лет. Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам.При выборах Президента РФ применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах 1) всеобщего, 2) равного, 3) прямого избирательного права при 4) тайном голосовании.

Избирательный процесс - совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых избирательными комиссиями и кандидатами (избирательными объединениями) в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Стадии избирательного процесса:
1) подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
2) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на предвыборную должность;
3) предвыборная агитация и финансирование выборов;
4) голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов, их официальное опубликование.
Избирательная кампания (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Типы избирательных систем:
1) мажоритарная;
2) пропорциональная;
3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

Мажоритарная система (от франц. majorite - большинство) - 1) избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное); 2) при её применении голосование проходит «за» конкретных кандидатов в одномандатных или многомандатных округах.

Виды мажоритарной системы:
1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);
2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);
3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему.

3. Тема: «Политический процесс»

План:
1. Политический процесс:
а) понятие «политического процесса»;
б) этапы политического процесса.

2. Типологизация политического процесса:
а) в зависимости от сферы действия;
б) в зависимости от временных характеристик;
в) по степени открытости;
г) в зависимости от характера общественных перемен.

3. Особенности политического процесса в современной России.

Основные положения темы:
Политический процесс - 1) это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики; 2) совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей; 3) совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.

Структура политического процесса:
1) субъекты процесса, действующее начало;
2) объект, цель процесса (решение политической проблемы);
3) средства, методы, ресурсы.

Политический процесс можно разбить на четыре стадии:
1) инициирование политики (представление интересов, требований властным структурам);
Инициирование (от лат. injicio - вбрасываю, вызываю, возбуждаю) - стимулирование начала чего-либо.
Артикуляция (от лат. articulo - расчленяю) интересов и требований - механизмы и способы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству.
Агрегация интересов - это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране.
2) формирование политики (принятие политических решений);
3) реализация политики, политических решений;
4) оценка политики.

Классификация политических процессов:
1) по сфере действия: внешнеполитические и внутриполитические;
2) по длительности: долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой) и кратковременные;
3) по степени открытости: открытый и скрытый (теневой);
4) по характеру общественных перемен: избирательный процесс, революция и контрреволюция, реформа, восстания и мятежи, политическая кампания, прямые действия.

4. Тема: «Политическое участие»

План:
1. Понятие «политического участия».
2. Формы политического участия:
а) непосредственное участие;
б) опосредованное участие;
в) автономное участие;
г) мобилизационное участие.
3. Мотивы участия избирателя в выборах:
а) интерес к политике;
б) политическая компетентность;
в) удовлетворение потребностей.
4. Политический абсентеизм.

Основные положения темы:
Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров. Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида:
1) самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
2) самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия:
1) случайное (разовое) участие - личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» - человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие - человек делает политическую деятельность своей профессией.
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Формы политического участия:
1) обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
2) лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
3) направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
4) политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее;
5) выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) - волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм.Абсентеизм (лат. absens - отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

5. Тема: «Политическое лидерство»

План:
1. Сущность политического лидерства.
2. Функции политического лидера:
а) интегративная;
б) ориентированная;
в) инструментальная;
г) мобилизационная;
д) коммуникативная;
3. Типы лидерства:
а) в зависимости от масштабов лидерства;
б) в зависимости от стиля лидерства;
в) типология М. Вебера.

Основные положения темы:

Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.

Функции политического лидера:
1) анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества;
2) формулирует цели, разрабатывает программу действий;
3) укрепляет связь власти и народа, обеспечивает власти массовую поддержку;
4) охраняет общество от раскола, выполняет функцию арбитра в столкновении различных групп;
5) ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет связи с партиями, организациями, движениями.

Существуют разнообразные классификации лидеров.

Типы лидерства:
По масштабу лидерства:
1) общенациональный лидер;
2) лидер большой социальной группы;
3) лидер политической партии.

По стилю лидерства:
1) демократический;
2) авторитарный.

Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников заданий содержательной линии «Политика».

Задания для систематизации материала

Как было уже сказано выше, выпускники испытали трудности при выполнении заданий повышенного уровня - анализ двух суждений. Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию это задание А17.

Примеры заданий А17

1. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. В демократическом государствеобеспечен высокий уровень жизни всем гражданам.
Б. В демократическом государствегарантирована защита прав всех граждан.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

При выполнении задания нужно вспомнить, какое государство называется демократическим. Демократическое государство - это такое государство,устройство и деятельность которого соответствуют воле народа,общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Недостаточно только провозгласитьгосударство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство идеятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиямидемократизма.

Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны. Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить права и свободы человека. Одна из основных причин - состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития. Это наиболее сложная задача, поскольку решение социальных вопросов требует роста производства, «накопления народного богатства». Это значит, что высокий уровень жизни всех граждан в демократическом государстве не всегда обеспечен в силу экономических проблем прежде всего.
Ответ: 2.

2. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо партийным спискам.
Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо одномандатным округам.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Ответ: 2 (теорию см. выше)

3. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие «политическая система» шире понятия «политический режим
Б. В рамках одного и того же политического режима могут существовать различные политические системы
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Вспомним, что означают понятия «политический режим» и « политическая система».

Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Политический режим - совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. Одним из структурных компонентов институциональной подсистемы политической системы является государство. А политический режим - один из элементов формы государства. Следовательно, мы видим, что первое утверждение верно.

Разберёмся со вторым утверждением. Выделяют демократические и тоталитарные политические системы. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный. Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах в зависимости от того, каковы намерения правящей элиты и ее лидера. Но в рамках одного и того же политического режима не могут существовать различные политические системы. Второе утверждение неверно.
Ответ: 1.

Невысокие результаты были продемонстрированы и при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6).

Примеры заданий В6

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________ (А) . Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________ (Б) , а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________ (В) , объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________ (Г) . Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________ (Д) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________ (Е) , отражающих интересы различных социальных групп».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) единство;
2) фракция;
3) выборы;
4) движение;
5) лидер;
6) социум;
7) партия;
8) группа;
9) членство.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.


А Б В Г Д Е
7 5 8 3 1 4
Использованные материалы:
1. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание.
http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html
3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
4. Открытый сегмент ФБТЗ - http://www.fipi.ru
5.Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/(Л.Н. Боголюбов, А.Н. Лазебникова, Н.М. Смирнова и другие.); под ред. Л. Н. Боголюбова (и др.) М.: «Просвещение». - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2010.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Назад Вперёд

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с основными чертами внутренней политики Российской Федерации в 2000-2008 гг., основными итогами президентства В.В. Путина;
  2. способствовать формированию представления учащихся о социально-политических процессах и событиях 2000-2008 гг., об основных тенденциях социально-политического развития России;
  3. способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, цитатами, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;
  4. способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела, поступки, слова.

Оборудование:

  • Загладин Н.В., Козленко С.И. История России и мира. 10-11 класс. М.: Русское слово. 2007.
  • Сообщения учащихся.
  • ПК, экран, проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Урок рассчитан на 2 учебных часа (пара).

На предыдущем уроке учащиеся получили опережающие задания:

– группа № 1 (2 чел.) – подготовить сообщение о биографии В.В. Путина;

– группа № 2 (2 чел.) – сделать выборку афоризмов (“путинизмов”) В.В. Путина;

– остальные учащиеся – выяснить мнение родителей, родственников, соседей о периоде президентства В.В. Путина: начало президентства, итоги.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Формирование мотивации и определение целей урока.

  1. Приход к власти.
  2. Вторая чеченская кампания.
  3. Основные реформы и проекты.
  4. Общественное мнение.
  5. Итоги президентства.

Основные понятия: чеченская кампания, концепция суверенной демократии, “путинизм”, федеральный округ, “суверенная демократия”, нанотехнология, национальный проект, монетизация льгот, стабилизационный фонд.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд № 1.

II. Формирование мотивации и определение задач урока.

Учащиеся мотивируются на серьезную работу на уроке, так как в конце урока будет проведен тест по новому материалу, выставлены оценки.

Слайд № 2, 3.

III. Изучение нового материала.

Слайд № 4.

Учитель: Владимир Владимирович Путин – яркая, неоднозначная историческая личность, роль которой в истории России до конца еще не сыграна. На протяжении нескольких лет, а может и десятилетий историки, политологи, экономисты и прочие буду ломать копья, давая оценку итогам президентства Владимира Путина. Сегодня на уроке мы рассмотрим внутреннюю политику периода 2000-2008 гг., изучим основные направления, проанализируем факты, мнения, оценки президентства В. Путина.

Слайд № 5.

1. Приход к власти.

Андреева Мария и Шурупова Екатерина подготовили сообщение о биографии В.В. Путина. Сообщение учащихся <Документ №1> сопровождается презентацией <Презентация № 1>.

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией <Презентации № 2>

Слайд№ 6.

Учитель: 26 марта 2000 г. Владимир Владимирович Путин в ходе народного голосования 52,94% голосов был избран вторым Президентом России. 7 мая 2000 г. он вступил в должность. Незамедлительно новый Президент меняет Правительство, назначив на должность Предеседателя Правительства РФ Михаила Касьянова. Новой команде предстояло сделать очень многое на пути к порядку и процветанию. Как писал кандидат экономических наук Арсений Яценюк: “В наследство от ельцинской эпохи Владимиру Путину досталось потерянное управление страной, клановость, олигархия, внутренние конфликты, сепаратизм, преступность, бардак, война в Чечне, отсутствие места России во внешней системе координат”.

Слайд № 7.

2. Вторая чеченская кампания.

Учитель: После подписания Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск в 1996 году мира и спокойствия в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступило.

Демонстрируется <Видео1> (длительность 1 минута), после чего организуется самостоятельная работа учащихся по учебнику (с. 411): составляется тезисный план основных этапов и событий второй чеченской кампании.

3. Основные реформы и проекты.

Учитель: Во внутренней политике В.В. Путин проводил последовательный и жесткий курс на централизацию и укрепление власти.

Слайд № 8.

Политико-государственная сфера.

Первым крупным изменением в конституционно-политической системе страны было изменение порядка формирования Совета Федерации.

Слайд № 9,10.

До реформы 2000 г. губернаторы и главы законодательной власти регионов согласно должности входили в состав Совета Федерации, после реформы в Совете Федерации их заменили назначенные представители, работающие на постоянной и профессиональной основе. Одного представителя в Совет Федерации назначает губернатор, а второго – законодательный орган региона. Губернаторы и главы регионов, войдя в Государственный Совет стали исполнять совещательно-консультативные функции при Президенте РФ.

Через несколько дней после террористического акта в Беслане а сентябре 2004 г. В. Путин объявил о намерении отменить выборы глав регионов, мотивировав этот шаг целью усиления борьбы с терроризмом. По новой системе из представленных кандидатур глав регионов Президент утверждает одну. Трагедия Беслана затмила собой политические преобразования.

Слайд № 11.

Демонстрируется <Видео 2>

Слайд № 12.

В партийном строительстве основная ставка была сделана на укрепление партии “Единая Россия”. 20 ноября 2002 г. председателем Высшего совета партии по рекомендации Администрации Президента стал Министр внутренних дел Борис Грызлов. В декабре 2003 г. по итогам выборов в Государственную Думу большинство мест получила пропрезидентская партия “Единая Россия” (при этом сам Борис Грызлов стал Председателем Госдумы).

Законодательная деятельность депутатов практически полностью была подчинена требованиям и пожеланиям исполнительной власти - Президента и Правительства. Представители “Единой России” заняли все руководящие посты в Государственной Думе, отказавшись предоставить оппозиции руководство хотя бы одним комитетом и практически монополизировав законодательную деятельность.

Весной 2005 г. был принят закон о выборах в Госдуму исключительно по партийным спискам. Затем Госдума приняла поправки к федеральному законодательству, позволяющие партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать Президенту России свою кандидатуру на губернаторский пост. В подавляющем большинстве регионов это право принадлежит “Единой России”. Массовый характер принял процесс вступления губернаторов в партию власти. В начале 2007 г. членами партии являлись уже 70 из 86 руководителей российских регионов. Начиная с 2005 г. в партию начали вступать руководители крупных промышленных корпораций.

Слайд № 13.

В феврале 2006 г. В.Ю. Сурков выдвигает концепцию суверенной демократии, которая заключается в том, что политика Президента должна в первую очередь пользоваться поддержкой большинства населения в самой России. Именно такая поддержка большинства составляет главный принцип демократического общества.

Таким образом, реформы в политической системе фактически означали переход от федеративного к унитарному государственному устройству.

Слайд № 14.

Социально-экономическая сфера.

В 2002 г. была проведена пенсионная реформа.

Слайд № 15, 16.

Согласно новой пенсионной модели, представленной в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (статья 5, п.2), пенсия может состоять из двух частей: страховой и накопительной. Страховая часть состоит из взносов работодателя, а накопительная из личных вкладов будущего пенсионера.

  • Цель реформы:
  • Увелечение уровня пенсионного обеспечения граждан путем перехода от распределительной системы к накопительной.
  • Увеличение размера трудовой пенсии.
  • Повышение зависимости размера трудовой пенсии от размера заработной платы.
  • Снятие части нагрузки по выплате пенсий с государственного бюджета.
  • Стимулирование добровольных взносов в накопительную часть трудовой пенсии.

В 2000-е гг. проводилась налоговая реформа, в результате которой была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3,6 раза (с 54 до 15). Эта реформа оценивается экспертами как один из самых серьезных успехов В. Путина.

В 2003 г. в своем Федеральном послании Владимир Путин ставит задачу добиться конвертируемости рубля по текущим и капитальным операциям. К 1 июля 2006 г. эта задача была выполнена.

Слайд № 17.

В 2005 г. проводится реформа монетизация льгот. Часть льгот стала заменяться денежной выплатой. Это нововведение поначалу вызвало волну возмущений среди населения. Главный плюс этой реформы в том, что граждане не пользующиеся определенными видами льгот стали получать их в виде денежной компенсации, что было справедливым по отношению к сельским жителям.

Слайд № 18.

В этом же году было объявлено о начале реализации 4-х приоритетных национальных проектов в социально-экономической сфере: “Здоровье”, “Образование”, “Жилье”, “АПК”. Позже, в 2008 г. В. Путин заявил, что реализация национальных проектов более эффективна, чем другие государственные программы. По его мнению, этого удалось добиться путем концентрации административного и политического ресурсов.

Слайд № 19.

В 2006 г. в очередном послании к Федеральному собранию В.В. Путин объявил о мерах по стимулированию рождаемости в России: увеличении детских пособий, введении “материнского капитала” и т.д.

Слайд № 20.

В 2007 году была создана Российская корпорация нанотехнологий, целью которой является реализация государственной политики в сфере нанотехнологий, развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.

В апреле 2010 года с помощью созданной в президентство В. В. Путина Российской корпорации нанотехнологий было открыто первое в России нанотехнологическое производство - завод по производству монолитного твёрдосплавного инструмента с многослойным наноструктурированным покрытием, расположенный в Рыбинске.

В экономике наблюдалось значительное увеличение иностранных инвестиций: с 11 млрд. долларов в 2000 г. до 120 млрд. долларов в 2007 г. В 2002 г. в российской экономике закончился этап восстановительного роста и начался инвестиционный этап.

В целом, за годы президентства В. Путина ослабла бюрократическая опека и контроль со стороны государства за предпринимательской деятельностью; приняты меры по поддержке малого бизнеса.

Слайд № 21.

В 2007 г. американский журнал Time признал Владимира Путина человеком года, аргументировав это тем, что “Путин проявил исключительное мастерство в руководстве страной, которую он принял в состоянии хаоса и привел к состоянию стабильности”.

Слайд № 22.

4. Общественное мнение.

Слайд № 23.

С 1999 г. Владимир Владимирович Путин является самым популярным политиком в России. По данным социологических опросов, число россиян, поддерживающих Президента Путина, выросло с 14% в 1999 г. до 79% в 2007 г. Данные ВЦИОМ говорят, что в 2005 г. деятельность В. Путина одобряли 68% населения, а в 2006 – 87%. По данным Левада-Центра, уровень одобрения деятельности политики В. Путина на посту Президента в 2007-2008 гг. колебался в пределах 79-87% жителей России. Не одобряли деятельность В.В. Путина от 12 до 19 % населения России.

Слайд № 24.

В декабре 2007 по заказу ВВС (государственное телевидение Великобритании) социологическими компаниями Globescan и PIPA в 31 стране, в том числе в России, был проведён опрос общественного мнения с целью выяснить, как граждане оценивают влияние президента РФ Владимира Путина на развитие демократии в России. В опросе приняло участие более 16 тыс. человек. Согласно опроса 56 % респондентов в странах G7 (“Большой семерки”) заявили, что В.В. Путин отрицательно повлиял на права человека и развитие демократии в России, и лишь 26 % придерживаются обратного мнения. В России ситуация обратная - 64 % оценили роль В.В. Путина в этой сфере положительно и 12 % - отрицательно. Также, задавались вопросы о влиянии В.В. Путина на поддержание порядка и безопасности в мире; о надежности России как поставщика энергоносителей в период правления Путина; о качестве жизни в России с 2000 по 2008 годы. В целом, более половины граждан стран Большой семерки негативно оценивают влияние президента РФ Владимира Путина на ситуацию в мире, в то время как в большинстве остальных стран - позитивно.

По данным опроса общественного мнения, проведённого британской компанией BBC в 2008 году, 77 % российских респондентов заявили, что качество их жизни в годы президентства Путина значительно улучшилось.

Слайд № 25.

Как Вы думаете, с чем связана такая разница в оценках деятельности В.Путина в нашей стране и за её пределами?

Слайд № 26.

5. Итоги президентства.

Слайд № 27.

Учитель: Важным экономическим показателем итогов президентства В. Путина является ВВП. Так, в 2007 г. Россия вошла в десятку стран мира по общему объему ВВП. Число жителей с денежными доходами ниже прожиточного минимума составило на 2006 год 21,6 млн. чел, или 15,3 % населения, по сравнению с 70 % населения в 1992 году (после пересчёта методики расчёта величины прожиточного минимума - 33 %). В период президентства Владимира Путина был образован Стабилизационный фонд Российской Федерации, появление которого стало возможным благодаря началу экономического роста. С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд. руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд. руб.). Стабфонд позволил рассчитаться России со всеми внешними долгами. Выступая в феврале 2008 года на заседании Госсовета, В.В. Путин отметил: “Нашим детям не придется отдавать за нас прежние долги. Государственный внешний долг сократился до 3 % ВВП. Что считается одним из самых низких и лучших показателей в мире. Созданы значительные финансовые резервы, защищающие страну от внешних кризисов и гарантирующие исполнение социальных обязательств в будущем”.

Во время президентства В. В. Путина произошло значительное увеличение поступления иностранных инвестиций в Россию (с 10 млрд. долларов в 1999 году до 120 млрд. долларов в 2007). По мнению представителя германского правительства, это свидетельствует о стабильности российской экономики.

Сдайд № 28.

Одним из итогов президентства В. Путина стало появление так называемых “путинизмов” – афоризмов, произнесенных В.В. Путиным по различным случаям. О таких высказываниях, ставших известными и “ушедших в народ” нам расскажут Галкина Елена и Сарбаева Ольга <Документ № 2>.

Сдайд № 29.

Мы же с вами, ребята, обсудим, можно ли первым лицам государства использовать просторечия в своих публичных выступлениях? В чем плюсы и минусы? Как это отражается на отношении людей к такому государственному деятелю?

Несмотря на это были и неутешительные итоги:

– по оценке Валерия Зорькина в России насчитывалось 4 млн. бездомных, 3 млн. нищих, 5 млн. беспризорных детей, 4,5 млн. лиц, занимающихся проституцией, то есть в итоге это 16,5 млн. человек, которые находятся за чертой бедности и ведут асоциальный образ жизни;

– меры по стимулированию рождаемости не дали результатов к 2010 г.: численность населения продолжала сокращаться;

– согласно исследованию фонда ИНДЕМ с 2001 по 2005 гг. уровень коррупции в сфере отношений власти и бизнеса вырос в 10 раз, а бытовая коррупция в 4 раза.

Дома вы должны были опросить своих родных, какие итоги президентства В. Путина они отметили. Давайте попробуем подвести итоги президентства В.В. Путина. В таблицу внесем положительные и отрицательные итоги.

Исходя из ответов учащихся, заполняется таблица.

Итоги президентства В.В. Путина 2000-2008 гг.

Слайд № 30.

IV. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

О чем вам хотелось бы еще узнать?

Изменилось ли ваше личное отношение к Владимиру Путину как к политику и как к личности?

Слайд № 31.

V. Домашнее задание.

Каталог заданий.
Политика

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Внутренняя политика Российской Федерации». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Понятие внутренней политики государства.

2. Приоритетные направления внутренней политики государства в области экономики:

а) совершенствование налогообложения;

б) поддержка малого бизнеса;

в) законотворческая деятельность в области предпринимательского права. 

3. Основные направления социальной политики государства:

а) защита материнства и детства;

б) пенсионная реформа;

в) поддержка социально незащищенных групп инвалидов;

г) национальный проект «Здоровье».

4. Развитие науки и образования:

а) национальный проект «Образование;

б) «Сколково»;

в) национальный проект «наука»

5. Другие направления политики государства.

6. Внутренняя политика России: результаты и перспективы.

Ответ: None

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданское общество и правовое государство». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1) Понятие правовое государство.

2) Признаки правового государства:

а) верховенство права;

б) незыблемость прав и свобод человека;

в) реальное разделение властей.

3) Понятие гражданское общество, его основные институты:

а) местное самоуправление;

б) клубы по интересам, защита окружающей среды;

в) центры дошкольного воспитания;

г) общественные библиотеки и т.д.

4) Основные признаки гражданского общества:

а) преобладание горизонтальных связей;

б) негосударственный характер;

в) самоорганизация и добровольный характер участия и т.д.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое поведение». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Полнота отражения основного содержания в плане;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Многообразие форм политического поведения.

2) Формы и виды политического поведения:

а) традиционные;

б) инновационные;

в) выборы - массовая форма политического участия (электоральное поведение).

3) Нормативные и отклоняющиеся формы политического поведения:

а) нормативные;

б) протестные;

в) экстремистские.

4) Факторы, влияющие на политическое поведение индивида:

а) политические интересы и ценности личности;

б) уровень политической культуры общества;

в) действующие в обществе политические институты и правовые механизмы.

5) Регулирование политического поведения:

а) правовое;

б) формирование в обществе политических ценностей через систему образования;

в) организованность субъектов политики и т.д.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политический плюрализм как признак демократии». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие политического плюрализма.

2. Проявления политического плюрализма:

а) многообразие политических учений и идеологий;

б) свобода участия в политических движениях и партиях;

в) многопартийность.

3. Другие признаки демократии как политического режима:

а) народовластие;

б) принцип большинства;

в) наличие свободных независимых СМИ и т.д.

4. Значение процессов демократизации в современном мире.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу



Статьи по теме