Формирование практической направленности изучения биологии. Проблемы и перспективы биологического образования Статьи на тему практическая направленность обучения биологии

Практическая направленность преподавания курса ботаники

В 6-м классе сельской школы

Важное место в повышении качества образования сельских школьников в соответствии с Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года» принадлежит биологии. С учетом сельской специфики биология приобретает статус одного из ведущих учебных предметов. Программа по ботанике с основами растениеводства * предназначена для 6–7-х классов сельской основной и средней (полной) школы РФ и имеет целью усиление практической направленности в преподавании курса биологии, совершенствование подготовки учащихся к труду в агропромышленном комплексе.

Главная отличительная особенность данной программы – возможность в процессе ее изучения показать школьникам практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур, раскрыть научные основы важнейших производственных процессов в растениеводстве. Практическая направленность преподавания осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы, в ходе участия в работе в крестьянском (фермерском) или личном подсобном хозяйстве семьи.

Изучение основ растениеводства, знакомство с технологией выращивания важнейших культур региона в местных агрохозяйствах ориентируют школьников на сельскохозяйственные профессии, способствуют развитию у них интереса к труду земледельца, стремлению после окончания школы включиться в работу в агропромышленном комплексе страны.

Экспериментальный курс ботаники с основами растениеводства включает два раздела:

I. Растения – 68 ч (6-й кл.); 51 ч (7-й кл.).
II. Бактерии. Грибы. Лишайники – 17 ч (7-й кл.).

Раздел «Растения» начинается в 6-м классе с краткой общей характеристики цветковых растений на основе обобщения имеющихся у учащихся знаний. Затем школьники знакомятся с клеткой как единицей строения и жизнедеятельности растительного организма, с ростом и делением клеток, что создает необходимую основу для формирования в дальнейшем более общего понятия о росте органов и растения в целом. В последующих темах рассматриваются строение и функции основных органов цветковых растений, а также их семенное и вегетативное размножение.

Цель настоящей статьи – помочь учителю биологии раскрыть связь теоретического учебного материала по ботанике для 6-го класса с практикой растениеводства на примере тем: «Введение», «Общее знакомство с цветковыми растениями», «Корень. Питание растений из почвы», «Побег. Образование и передвижение в растении органических веществ».

По указанным темам приводится учебный материал сельскохозяйственной направленности, который в соответствии с содержанием программы должен быть усвоен учащимися. К нему даются: словарик терминов по основам растениеводства (обозначается ! ), контрольные вопросы (? ) и задания для самостоятельной работы школьников (). Выполнение учебных заданий позволяет шестиклассникам на практике применять знания и умения, формируемые на уроках, способствует их закреплению и развитию.

В рубрике «Учителю на заметку», заключающей каждую тему курса, содержатся интересные научные факты и сведения по ботанике и основам растениеводства. По усмотрению учителя их можно использовать на уроках или в ходе внеклассной работы с учащимися: на занятиях «Малых Тимирязевок», кружков юннатов, при проведении ботанических вечеров, конференций, конкурсов и т.д.

Материалы данной статьи предназначены в первую очередь учителям биологии сельских школ, но будут полезны и в других общеобразовательных учебных заведениях, стремящихся реализовать практическую направленность изучения биологии, совершен-ствовать подготовку выпускников к жизни, к труду в коллективных или крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Введение

Растительный мир очень богат и многообразен. Различные виды растений произрастают в лесах, степях, на болотах, водоемах и даже в пустынях. В природе большинство растений вырастает без помощи человека, они называются дикорастущими.

В отличие от дикорастущих культурные растения выращиваются человеком на полях, огородах, в садах, теплицах, оранжереях. К ним относятся более 2500 видов. Значение растениеводства как отрасли сельского хозяйства очень велико: оно поставляет продукты питания для людей, корма для животных, сырье для пищевой, легкой и других отраслей промышленности.

Культурные растения подразделяются на полевые, овощные, плодово-ягодные и цветочно-декоративные.

К важнейшим полевым культурам относятся зерновые хлеба: пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис и др. Их зерно идет в пищу людям и на корм животным. На больших площадях выращивают картофель, клубни которого являются не только важным пищевым продуктом, но и ценным кормом для скота, его используют для получения спирта, крахмала и патоки.

Сырье для переработки на заводах и фабриках дают и другие полевые культуры: из корнеплодов сахарной свеклы получают сахар, из семян подсолнечника – растительное масло. Лен, конопля, хлопчатник дают сырье для выработки различных тканей. Кормовые корнеплоды (свекла, морковь, брюква, турнепс) и кормовые сеяные травы (клевер, люцерна, вика и др.) служат кормом для сельскохозяйственных животных.

Овощные растения (капуста, свекла, морковь, томаты, огурцы и др.), содержащие ценные питательные вещества и витамины, употребляют в пищу.

Для питания человека важны также плодово-ягодные культуры (яблоки, вишня, слива, смородина, виноград, земляника и др.).

Цветочно-декоративные растения используются для устройства цветников, клумб, украшения производственных и жилых помещений.

Для того чтобы получать большие урожаи сельскохозяйственных культур, успешно выращивать красиво цветущие растения, необходимо знать их жизнь, а для этого нужно изучать ботанику.

!

АГРОТЕХНИКА – совокупность приемов выращивания сельскохозяйственных культур, включающая приемы обработки почвы, внесения удобрений, предпосевной обработки семян, посева, ухода за растениями и уборки урожая.

РАСТЕНИЕВОДСТВО – одна из главных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием различных сельскохозяйственных культур.

?

1. Чем культурные растения отличаются от дикорастущих?

2. Что такое растениеводство, какое значение оно имеет в народном хозяйстве?

3. Назовите известные вам зерновые хлеба. Какие продукты из них получают?

4. Какие полевые культуры выращивают в агрохозяйствах вашего региона? Каково их значение?

5. Перечислите овощные растения, возделываемые в вашем крестьянском хозяйстве, на приусадебном участке. Как человек использует овощи?

6. Какие плодово-ягодные культуры распространены в вашей местности? Для чего их разводят?

7. В выращивании каких цветочно-декоративных растений на школьном учебно-опытном участке вы принимали участие? Какое значение в жизни человека они имеют?

8. Почему изучение ботаники поможет вам выращивать растения на занятиях по сельскохозяйственному труду?

Учителю на заметку

Важное место в греческой мифологии принадлежит Деметре – богине плодородия и земледелия. Считается, что благодаря ей были введены в культуру зерновые хлеба.

Первым, кого Деметра научила возделывать хлебные злаки, был Триптолем – молодой сын элевсинского царя Келея. Он тщательно трижды вспахал плугом поле возле Элевсина, высеял семена пшеницы, которые подарила ему богиня, а по прошествии положенного времени собрал богатый урожай.

По повелению Деметры Триптолем облетел затем все страны на чудесной колеснице, запряженной крылатыми змеями, и обучил людей растениеводству.

I. Общее знакомство с цветковыми растениями

§ 1. Формы и продолжительность жизни культурных растений

Каждое культурное растение, так же как и дикорастущее, можно отнести к одной из трех форм: деревьям, кустарникам или травам. Все деревья и кустарники являются многолетними растениями. Например, срок жизни яблони, груши – 40–100 лет, смородины – 10–25 лет, крыжовника – 15–25 лет. Травянистые растения бывают многолетними , двулетними и однолетними .

Рис. 1. Растение моркови: а – в 1-й год жизни; б – во 2-й год жизни

Однолетние культуры приносят плоды и семена в первый же год своей жизни и затем отмирают. У двулетних растений в первый год развиваются корни, стебли и листья, а на второй год они зацветают и дают плоды с семенами (рис. 1). У многолетних растений обычно к зиме происходит отмирание надземных частей, а весной – их возобновление из перезимовавших подземных органов.

Примеры различных по форме и продолжительности жизни культурных растений приведены в табл. 1. Многие из этих культур растут на вашем школьном и приусадебном участках и хорошо вам знакомы, а в выращивании некоторых овощных и цветочно-декоративных растений вы участвовали на занятиях трудового обучения.

Таблица 1. Разнообразие культурных растений по формам и продолжительности жизни

Форма растений

Продолжительность жизни

Примеры культурных растений

Многолетние растения

Яблоня, груша, вишня, слива, абрикос

Кустарники

Многолетние растения

Смородина, крыжовник, сирень, жасмин, спирея

Травянистые растения

Многолетние растения

Земляника, щавель, ревень, хрен, нарцисс, тюльпан, гладиолус, георгин

Двулетние растения

Капуста, морковь, столовая свекла, петрушка, репа, мальва

Однолетние растения

Овес, гречиха, горох, фасоль, огурец, томат, календула, космея, настурция, бархатцы

?

1. В чем отличия дерева от кустарника? Назовите деревья и кустарники, растущие на вашем учебно-опытном участке.

2. Чем отличается травянистое растение от кустарника и дерева? Поясните свой ответ на примере культурных растений.

3. Какие растения называются однолетними? Назовите однолетние культуры, которые вы выращивали на занятиях по сельскохозяйственному труду.

4. Какие двулетние растения вы выращивали на школьном участке? Как растут и развиваются эти культуры в первый и во второй годы жизни?

5. Какие растения называются многолетними? С какими цветочно-декоративными культурами этой группы вы познакомились на занятиях сельскохозяйственного труда?

1. Выясните, какие плодово-ягодные растения распространены в вашей местности. Составьте таблицу (табл. 2).

Таблица 2. Формы плодово-ягодных растений наших садов

§ 2. Органы культурных растений, использование их человеком

Ознакомитесь со строением одного из распространенных культурных растений – гороха посевного (рис. 2). Рассмотрите его корень , стебель и лист . На стебле гороха развиваются цветки, на месте которых затем образуются плоды с семенами .

Рис. 2. Строение растения гороха: 1 – стебель; 2 – междоузлие; 3 – узел; 4 – лист; 5 – прилистники; 6 – черешок листа; 7 – листочек; 8 – усик; 9 – цветок; 10 – боб

Стебель с расположенными на нем листьями и почками называется побегом . Видоизмененным побегом является и цветок. Все растения, образующие в определенную пору своей жизни цветки, называют цветковыми . Горох посевной, как и все сельскохозяйственные культуры, с которыми вы встречались на занятиях на учебно-опытном участка, – цветковые растения.

Человек использует различные органы и части органов выращиваемых культурных растений. Так, сахарная и столовая свекла, морковь, репа, редис возделываются ради корней. Из стеблей льна и конопли получают волокна. У растений капусты, салата, укропа, щавеля используются в пищу листья. Тюльпаны, сирень, флоксы, георгины, астры выращивают из-за красивых цветков. Пшеница, рожь, кукуруза дают нам плоды – зерновки; яблоня, вишня, слива, смородина, виноград, томат, огурцы – разнообразные сочные плоды. Горох, фасоль, бобы разводят для получения семян.

Продолжение следует

* См. «Сборник программ для начальной и средней (полной) общеобразовательной школы» (М.: Владос, 2000.)

Парфенова Елена Георгиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 г. Олекминск
Населённый пункт: Олекминск, Республика Саха(Я)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Практическая направленность биологического образования на современном этапе
Дата публикации: 07.02.2017
Раздел: среднее образование

Практическая направленность биологического образования. Успешность решения задач политехнического образования и профориентации при обучении биологии зависит от множества факторов, в первую очередь от тех, которые влияют на глубину и прочность знаний и умений учащихся. В соответствии с прикладной направленностью содержания биологического образования на первый план должны выступать научные основы выращивания культурных растений и разведения домашних животных; селекционная практика; микробиологический синтез; биотехнология; генная и клеточная инженерия, защита окружающей среды, сохранение биоразнообразия, т.е. такие направления, которые готовят учащихся к жизни, к активной деятельности. Немалую роль использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, воспитания экологической, генетической грамотности играют и лабораторные занятия. Для них характерно сочетание методов наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирование и практическая работа учащихся с беседой. Это способствует овладению школьниками рядом практических и интеллектуальных умений, получению конкретных представлений о процессах и объектах живой природы. Так, школьники приобретают элементарные умения определения химического состава семян, закладки простейших опытов с растениями, их проведения и формулирования выводов, получают навыки определения видов растений, возраста деревьев по спилу; учатся черенкованию, работе с лупой и микроскопом, овладевают методикой проведения элементарных цитологических, гистологических, анатомо-морфологических, физиологических исследований. Все указанные умения имеют практический характер, они могут найти применение в трудовой деятельности после окончания школы (в НИИ биологического профиля работают лаборанты, которые готовят микропрепараты, проводят анатомо-морфологический анализ растений и животных, определяю химический состав организмов и т.д.) Лабораторные занятия способствуют закреплению теоретического материала, их эффективность значительно возрастает, если организовать поисковую работу учащихся, с помощью инструкции ориентировать их на получение ответа в ходе выполнения задания, на формулирование выводов практического характера. Лабораторные и практические работы в 7 классе.  Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.  Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.  Изучение органов цветкового растения.  Изучение строения позвоночного животного.  Передвижение воды и минеральных веществ в растении.  Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
 Изучение строения водорослей.  Изучение строения мхов (на местных видах)  Изучение строения папоротника  Изучение строения голосеменных растений  Изучение строения покрытосеменных растений.  Изучение строения плесневых грибов.  Вегетативное размножение комнатных растений.  Изучение одноклеточных животных.  Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.  Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.  Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.  Изучение строения рыб.  Изучение строения птиц.  Изучение строения куриного яйца.  Изучение строения млекопитающих.  Экскурсии  Разнообразие и роль членистоногих в природе.  Разнообразие птиц и млекопитающих. Решение практических и творческих задач зависит от оснащения кабинета биологии соответствующими оборудованиями: натуральные объекты, средства на печатной основе, муляжи и модели, пособия на новых информационных носителях, технические средства обучения-проекционная аппаратура (мультимедийные проекторы, компьютеры и пр.); учебно-методическая литература для учителя и учащихся. Комплексное использование средств обучения учителем позволит реализовать в полной мере общедидактические принципы наглядности и доступности, более эффективно использовать учебное оборудование, необходимое для изучения различных разделов школьного курса биологии с целью решения задач, стоящих перед общим биологическим образованием.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Урвановская средняя общеобразовательная школа»

Тема:

«Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся

через практическую направленность уроков биологии».

Опыт работы учителя биологии и химии

Конышевой Музы Витальевны

с. Урваново

2011 год

« Великая цель образования – это не знания, а действия» Гербер Спенсер

Тема педагогического исследования:

« Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся через практическую направленность уроков биологии».

Условия возникновения опыта.

Выбор темы обусловлен тем, что стратегия модернизации содержания общего образования одним из условий обновления образования называет компетентностный подход. Следовательно, в основу содержания общего образования положены ключевые компетентности.

В современной педагогике все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен. Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, свое «Я» в постоянно меняющихся условиях.

А наши ученики затрудняются в самостоятельном поиске информации, не умеют в ней ориентироваться, ставить цели, выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Работая в школе девятнадцать лет, я пришла к выводу, что все дети имеют разный уровень обучаемости. А значит обучать и воспитывать каждого ребёнка нужно согласно зоне его ближайшего развития.

Возникает вопрос: « Как на практике решить задачи развития, обучения и воспитания и учесть особенности каждого ученика»?

Для того чтобы помочь ребенку самоопределиться в большом пространстве окружающего мира, необходимо применять такие подходы и методы работы, в которых происходило бы изменение позиции ученика: от объекта научения, получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий.

Вижу решение проблемы в создании условий для развития познавательной активности учащихся.

Эта цель может быть достигнута путём постоянного включения школьников в практическую деятельность.

Я также считаю, что одно из обязательных условий успеха в обучении – это личностно – дифференцированный подход.

Кроме того, такой подход способствуют решению задач, стоящих перед моей школой:

1. Приоритет развивающей функции в обучении;

2. Формирование интереса к познанию;

3. Воспитание творческой личности, способной к саморазвитию.

На мой взгляд, развитие познавательной компетенции школьников оказывает влияние на развитие всех остальных компетентностей. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности способствует развитию коммуникативных качеств личности, формированию умений работать с разными источниками информации, опыт деятельности, потребность постоянно развиваться. Сегодня школьников надо учить учиться.

В нашем образовательном учреждении есть условия для этого. Кабинет биологии оснащен оборудованием, необходимым для проведения лабораторных и практических работ. Есть электронные образовательные ресурсы по этому предмету. В кабинете и у многих учащихся дома компьютеры, есть доступ к Интернет-ресурсам.

Актуальность опыта.

Национальная образовательная стратегия - президентская инициатива "Наша новая школа" ставит перед школой новые задачи: « в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении ». Согласно новой концепции « Развитие системы образования Российской Федерации до 2020 года» и требованиям ФГОС второго поколения выпускник школы должен обладать набором ключевых компетентностей и результатом обучения и воспитания является развитие у учащихся универсальных учебных действий. Современному педагогу необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетентностями, которыми окрашивается личность ученика, развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы.

Каковы основные составляющие компетентности?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления

Компетенция - интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в условиях, отличных от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.

Компетентность - обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими человеку обоснованно судить об определенной области и эффективно действовать в ней.

К ключевым компетентностям относятся:

Учебно-познавательная (, Г. К, Селевко,) - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности - это: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

Когнитивная - умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, основанные на опыте, готовность к самостоятельной репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности, не только в предметно-ориентированном компоненте, но и в надпредметном компоненте учебного процесса, а также вне рамок учебного процесса;

Культурологическая - круг вопросов, в которых ученик должен ощущать себя объектом культурно-исторического процесса; быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства; общаться в современном мире, оперируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и других народов;

Коммуникативная - включают знания и способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе ;

Социально-мировоззренческая - означают владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, овладевание минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности;

Способность решать проблемы – постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение.

Новые тенденции в обществе обусловили появление новых ценностей в образовании. Каждый молодой человек, вступающий в жизнь, должен иметь способности к самоопределению, осознанному выбору своего жизненного пути. К такому выбору будет готов только человек с развитым комплексом личностных качеств, особенно в области познавательной, социальной и мотивационной сферы.

Биология – наука прикладной направленности, наука 21 века. В программе предмета много теоретического материала и мало практики. Возникает противоречие. Есть потребность в усилении практической направленности.

В связи с этим в своей педагогической деятельности, я уделяю огромное внимание созданию условий для развития познавательной компетентности личности учащегося. Делаю это через практическую направленность преподавания биологии. Дети в любом возрасте обладают определённым набором знаний, умений, навыков. Я думаю, что используя этот жизненный опыт, можно создать условия для осознанного присвоения нового социального опыта, обучению и воспитанию у учащихся умения учиться. Усиление практической направленности преподавания биологии даёт возможность в процессе изучения предмета показать школьникам практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур, раскрыть научные основы важнейших производственных процессов и познакомить с достижениями в растениеводстве
, животноводстве
, медицине и так далее. Практическая направленность преподавания осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы, в ходе участия в работе на личном подсобном хозяйстве семьи.

При этом ребята включаются в исследовательскую деятельность.

А также есть возможности индивидуализировать процесс обучения.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, что усиление практической направленности уроков через индивидуализацию обучения создаёт условия для:

* развития познавательной компетентности учащихся;

* перехода от действия к деятельности путём использования различных форм, методов и средств обучения;

* повышения качества образования.

Цель моего педагогического исследования.

Обеспечить формирование учебно-познавательной компетентности через индивидуализацию практико-ориентированного обучения на уроках биологии в основной школе.

Задачи:

1) Изучить передовой опыт по реализации компетентностного, развивающего и индивидуализированного подходов к обучению.

2) Скорректировать:

тематическое планирование по биологии с учётом практической направленности преподавания курса биологии в основной школе;

поурочное планирование с учётом индивидуализации обучения.

3) Разработать и апробировать:

систему лабораторных работ в разных классах, применяя уровневую дифференциацию;

ряд уроков и внеурочных занятий с практической направленностью.

4) Подобрать и апробировать методики для выявления результативности развития универсальных учебных действий.

Теоретическая база опыта.

В основу моего опыта положен деятельностный и развивающий подход к обучению, идеи уровневой дифференциации, а также компетентностный подход. В начале 30-х годов ХХ века выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Деятельностный подход ориентирован на способность к изменению, личностной динамике. Это, прежде всего, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию. Эта стратегия предлагает не описание конечного результата учебного процесса, а описание самого пути, что связано с возможностью детям и взрослым чувствовать удовлетворение «здесь и теперь» и при этом работать с ориентацией на далекие, полезные для будущего результаты. Современное образование становится личностно значимой деятельностью ученика. Оно

наполняется содержанием в процессе самостоятельной работы ученика. , анализируя ситуацию, говорит о необходимости совместной деятельности детей и взрослых. Вне «деятельности», вне «отношения» не может быть сформировано личностное знание.

Развитие личности достигается в деятельности. То есть необходимо овладевать различными способами, а не знаниями о способах (можно требовать от школьников знания формул, а можно - умения решать задачи с применением этих формул). А это и есть компетентностный подход.

В Концепции модернизации образования заложен компетентностный подход, разработчиками которого являются ведущие деятели педагогики ,

Компетентностный подход в рамках знаниевой парадигмы обусловливает набор компетенции как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Этот же подход, но уже в рамках личностно- ориентированной парадигмы, задает набор

компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида деятельности .

Под компетентностью обычно понимается некая способность решать возникаю­щие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в условиях, отлич­ных от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.

Под понятием "компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности. Одна из важнейших компетентностей – компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Личный успешный осмысленный опыт учебно-познавательной деятельности можно определить как познавательную компетентность.

Учебно-познавательная компетентность нужна ученику не только для того, чтобы сегодня успешно учиться в школе. Она нужна для того, чтобы, овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, а в случае необходимости сменить специальность. Ведь наша жизнь - это череда житейских и производственных проблем, разрешение этих проблем требует новых знаний и умений, которые можно приобрести только в процессе учения.

Чтобы её развить, нужно развить учебную мотивацию, интерес к предмету.

Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения. Ведущие деятели современной педагогики отмечают, что компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития ученика, обобщением его личностно-деятельностного опыта.

По словам Г. Спенсера «Великая ценность образования - это не знания, а действия».

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами, поскольку касается личности ученика.

В представлении Л. С. Выготского развивающий подход - особый вид деятельности, субъек­том которой выступает сам ученик - активный участник процесса самостановления, по­стижения способов личностного освоение опыта культуры.

В рамках проводимого педагогического исследования интерес имеет и технология развивающего обучения, основной идеей которого выдвинули развитие интеллектуальных способностей ребенка.

В основе концепции Давыдова -Эльконина теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теорети­ческих знаний посредством анализа, планирования и рефлексии. Способ формирования - систематическое решение учебных задач. Носитель учебной деятельности - субъект, разви­тие которого происходит одновременно с превращением школьника в учащегося, изменяющего и совершенствующего себя самого. Для этого он должен рефлексировать. Обу­чение понимается как формирование личностных качеств ученика.

Разноуровневое обучение – это вид личностно-ориентированной технологии, основанной на организации учебно-воспитательного процесса, при котором каждому обучаемому предоставляется возможность овладевать учебной информацией в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности (но уровень усвоения должен быть не ниже базового).

Это дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся, устранить их перегрузку;

Развивать каждого в меру его сил и способностей;

Создавать психологический комфорт в учебе.

Опыт показывает, что это позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается мотивация и интерес к предмету.

Между учителем и учеником устанавливаются партнерские отношения,
снижается психологическое напряжение на уроках.
Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих, исчезает страх перед проверкой знаний.

Дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне, когда сам учащийся, исходя из своих способностей, возможностей и потребностей определяет личную «траекторию» своего развития.

Выстраивая вектор своих педагогических действий, я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Компетентности формируются, проявляются и используются в деятельности.

Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей у обучающихся я могу представить следующей схемой:

1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: тьютора, наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества.

2. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:

· создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

· деятельностный характер обучения, т. е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

· ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

· обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

· усиление практической направленности школьного образования по биологии.

Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т. е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей.

При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).

При организации деятельности учащихся я опираюсь на принципы:

1) принцип деятельности;

3) принцип непрерывности;

4) принцип целостности;

5) принцип творчества;

6) принцип психологической комфортности;

7) принцип сотрудничества.

Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому я стараюсь научить своих детей.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в объединении идей практической направленности преподавания биологии и уровневой дифференциации.

В данном опыте представлены:

система работы по развитию познавательной компетенции учащихся через практическую направленность уроков биологии;

система работы по использованию уровневой дифференциации на уроках биологии;

разработки лабораторных работ по биологии в разных классах с уровневой дифференциацией.

Технология опыта.

Изучение психологии личности и ежедневное наблюдение привело меня к выводу, что активную жизненную позицию ребят, позитивную «Я-концепцию» можно сформировать в процессе длительной и последовательной работы над развитием познавательной активности учащихся. Аристотель говорил, что « без осознанной практической деятельности человек никогда не может достигнуть полного удовлетворения и счастья». Великий Конфуций говорил: "Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете". Современные психологические исследования подтверждают, что совместно с практической деятельностью усваивается 75% учебного материала, тогда как зрительное восприятие обеспечивает 40-50%, а слуховое только 10%. Одновременно, в практической деятельности развивается не только познавательная, но и социальная сфера личности: формируются коммуникативные способности, умения выразить свои мысли, проводить позитивный диалог, воспитывается чувство взаимопомощи , взаимоподдержки, происходит самоутверждение личности ребёнка.

Считаю, что практическая и самостоятельная познавательная деятельность является наиболее реальным путем достижения результата. В практике работы наиболее широко применяю деятельностный подход, развивающее обучение, компетентностный подход, уровневую дифференциацию. Использую исследовательский, проблемный, частично-поисковый метод, метод проектов.

Развивающее обучение предполагает преобразование личности не только в сфере знаний, но и в сфере способов умственной деятельности. В своей системе я сделала упор на развитие интеллектуальных умений: сравнение, обобщение, умение работать по алгоритму, делать выводы; и деятельностных: целеполагание, а следовательно – планирование деятельности, контроль и коррекция. Это определило и отбор содержания. Работая в рамках традиционной программы, я пользуюсь учебниками линии и планированием к ним. В качестве дополнения использую тетради на печатной основе, которые содержат задания, как репродуктивного характера, так и продуктивно - творческого, что помогает в реализации задач развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В тематическое планирование внесла изменения: расширила и углубила содержание лабораторного практикума, добавила вопросы, развивающие мышление, ввела уровневую дифференциацию. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Использование развивающего обучения не исключает принцип дифференцированного подхода к обучению. Лабораторные и практические работы составляются разноуровневые: дифференцируется объём задания, его сложность, количество и трудность вопросов и т. д. Сильные ученики ставят цели работы, выполняют её, делают выводы самостоятельно. Слабые - сначала делают это с опорой на подсказки, а потом более самостоятельно. Степень самостоятельности увеличивается вместе с усложнением работ. Это создаёт среду, в которой развиваются навыки образовательной деятельности каждого ученика в меру его способностей. Первые работы проводятся поэтапно вместе с учителем, где показывается образец поиска, рассуждений. В дальнейшем проводится только фронтальный инструктаж, оказывается индивидуальная помощь при необходимости.

Поставленные цели определяют специфику выбора форм и методов обучения.

Выбрала основной формой обучения урок-практикум. Изменение содержания лабораторных работ и методика их проведения создаёт такую образовательную среду, в которой развиваются навыки учебной деятельности каждого ученика согласно зоне его ближайшего развития.

Особое внимание уделяю развитию умений ставить цели, работать по алгоритму, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, рефлексировать.

Одновременно задания лабораторных работ ориентированы на развитие деятельностных (ставить цель, организовывать свою самостоятельную деятельность, рефлексировать), коммуникативных и предметных умений.

Приведу примеры таких лабораторных работ в 6, 7 и 9 классах . (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

С целью развития коммуникативных навыков многие работы проводятся в форме групповых или в парах.

Некоторые наоборот – индивидуальные. В таких работах каждому ученику даётся определённое задание, и он выполняет только часть работы и, заслушав отчёты каждого, ребята делают промежуточные выводы по работе, а потом и общий вывод.

Ребята выполняют задание, приносят на урок, рассказывают о проделанной работе, анализируют результаты и делают выводы. При этом сочетается индивидуальная и групповая работа. Каждый имеет возможность высказаться, помочь друг другу, получить необходимую помощь, если в ней нуждается, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Затем оформляют практическую работу.

Ребятам даётся задание осуществить посев проросших семян. И долгое время они наблюдают за ростом растения, отвечают на всё те же вопросы «Зачем? Почему? В чем причина?», анализируют результаты, делают выводы. Учащиеся с интересом относятся к такой работе, узнают много нового, бурно обсуждают возникшие вопросы, трепетно ухаживают за своими всходами.

Включение в урок элементов практической направленности учащихся, связь изучаемого материала с жизнью, с практикой сельского хозяйства , актуальное требование к современному уроку биологии. Опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная деятельность учащихся по проведению опытов и наблюдений за растениями, и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания школьников по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках знаний. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

В своей практике стараюсь использовать активные формы занятий, придавать им практическую направленность. Применяю в своей работе уроки - практикумы, лекции, уроки-семинары, диспуты, беседы, зачёты, презентации, уроки с постановкой проблемы, позволяющие активизировать школьников, учить их добывать знания, трудиться самостоятельно.

На таких уроках вырабатывается умение учащихся сопоставлять, проводить параллели, рассуждать, доказывать свои мысли – то есть развиваются те навыки и умения, которые необходимы учащимся для написания ЕГЭ. ЕГЭ заставляет искать все новые формы работы для более эффективного запоминания правил, терминов. Разработан факультативный курс для подготовки к ЕГЭ по биологии « Основные вопросы биологии». (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

На практике я вижу: чем больше повторяешь, тем лучше запоминается. Значит, нужно чаще повторять. Система изучения блоками позволяет возвращаться часто к одному и тому же правилу. Очень важно осознанное усвоение правил. Поэтому все правила, сначала разбираю.

Использование творческих проектов оживляет урок, делает его более интересным, эффективным.

Личностно - ориентированные технологии, в том числе исследовательская и проектная деятельность, являются одним из методов, призванного решить задачу формирования социально – значимых качеств современного школьника. Исследовательская работа не умещается в классно – урочную систему. Новые задачи требуют включение учащихся в исследовательскую работу не только в рамках отдельных курсов, но и всего образовательного процесса в целом, что дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка.

Над темой « Развитие индивидуальных способностей учащихся через практическую направленность преподавания биологии» работаю не первый год, собран большой материал, приготовлены папки, где собраны контрольные, проверочные, лабораторные, практические работы, тесты, графические диктанты. Есть результаты. У меня уже выработалась своя методика, и мне очень приятно, что мои выпускники на ЕГЭ получают высокие баллы.

Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок был интересен ученикам, пришлось осваивать новые методы подачи материала и ИКТ.

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. В каждой школе имеется компьютерный класс, ученики изучают информатику. Это во многом облегчает использование компьютера на уроке. Конечно, живое эмоциональное слово никогда не заменить машине, и нисколько нецелесообразно целый урок строить на работе с компьютером. Применение компьютера на уроке может быть самым разнообразным, преследовать разные цели – ознакомление с наиболее интересными фактами, совершение заочных экскурсий, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, прослушивание голосов птиц и т. д.

Таким образом, умелое и уместное использование компьютера на уроках позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели. В моей копилке есть диски, которые я использую, причем подается это в очень интересных формах. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

При проведении лабораторных и практических работ тоже можно использовать возможности ИКТ.

Например. При проведении лабораторной работы в

METHODOLOGY OF TEACHING OF BIOLOGY IN SECONDARY SCHOOL

Zaura Abitova

master of the general biology and education technology department

of State Kyrgyz University named by I. Arabaeva,

Kyrgyzstan, Bishkek

Nurgul Asanalieva

candidate of biology science, acting associate professor of the general biology and education technology department of State Kyrgyz University named by I. Arabaeva, Kyrgyzstan, Bishkek

АННОТАЦИЯ

Биологические знания и представления влияют на формирование познавательных моделей (организменной, организационной, эволюционной, системной). Многие представления о целостности, организованности, развитии и системности шли из биологии в науку и культуру. В настоящее время во многих сферах научной деятельности все чаще встает вопрос о проблемах методологии, ее развитии и новых инновационных методах преподавания биологии. В статье предлагается одна из важных задач, которая поможет преподавателям биологии в школах выбрать наиболее рациональный, удобный, современный, наглядный, простой в понимании и освоении учебного материала метод в биологии. Показана значимость других смежных наук, таких как философия, химия, физика, экология, генетика, психология, в обучении биологии в школах. Как известно, эволюционная теория закладывает основу всей современной биологии. Наиболее сложной темой в школьной программе является «Теория Чарльза Дарвина», и поэтому дан сравнительный анализ по наиболее приемлемому методу преподавания на примере данной темы. Долгое время эволюционизм сохраняет в себе многие вопросы, которые еще не до конца изучены и нет однозначных ответов на них, кроме того, эволюционизм прослеживается не только в биологии, но и во многих других науках. Выявлены значимые методы. Показана взаимосвязь между науками.

ABSTRACT

Biology knowledge and conceptualization are influence for formation educational models (organismal, organizational, evolutional, constitutional). Many conceptualizations about completeness, organizations, evolutions and systems came from biology to science and culture. Here and now in more science sphere we often have questions about problems of methodology, about development of methodology and about innovations in methodology of teaching biology. In this article we have a mission which will help for teachers of biology at schools to choose the more competent, comfortable, modern, visual, simple, to understanding and learning methodology in biology. In this article was shpwn important allied science, like, philosophy, chemistry, physics, ecology, genetics, psychology to teaching biology in schools. As we know evolutional theory is basis of all abstract biology. The most difficult subject in school program is “Charles Darwin"s theory”, so here it is benchmarks of acceptable method of teaching. More time evolution save many questions, which has not answered. More than evolution is not only in biology, it is in more another sciences. Here educed meaningful methods, interrelations between sciences are shown.

Ключевые слова: биология; методика; учебное пособие; педагогика; «теория Чарльза Дарвина»; философия; психология; физика; химия.

Keywords: biology; technique; tutorial; pedagogy; “Charles Darwin"s theory”; philosophy; psychology; physics; chemistry.

Еще с древних времен можно проследить эволюцию методики обучения биологии. Это связано с овладением окружающей среды, наблюдением природы, практическими знаниями, развитием ботаники и зоологии, которые накапливались от поколения к поколению.

Первоначальное представление о природе на протяжении многих веков получали из Библии и рукописей преимущественно духовного содержания. Но по мере развития стран, цивилизации, возникновения различных революций, воин менялось и представление об образовании и содержании учебного пособия. В 1786 году выходит в свет первый школьный учебник «Начертание естественной истории» академика В.Ф. Зуева . Считается, что именно с этого момента происходит зарождение методики преподавания биологии как учебного предмета. О важности методики как учебного предмета, особенно для учителя, как-то сказал М.И. Калинин: «Я знаю многих людей, которые великолепно владеют предметом, но если назначить такого человека учителем, он не сумеет свой предмет хорошо изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями» .

Целью работы является показать анализ развития методологии в биологии в настоящее время, связи предмета биологии с другими науками, значения учебного пособия в преподавании предмета биологии.

Как известно, биология относится к естественным наукам, а методика является частью педагогической науки. Суть биологии заключается в изучении закономерностей развития органического мира, а методика изучает закономерности педагогической работы в предмете биология.

Особенностью в преподавании биологии являются:

  • конкретные объекты (бактерии, растения, животные, человек);
  • сложные физиологические процессы живой природы (дыхание, питание, размножение, фотосинтез);
  • уровни жизни (молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный, видовой, биосферный). Специфика методологии в биологии заключается в том, что методика должна быть содержательной, конкретной, предметной. Учитывая вышенаписанное, для изучения биологии необходима специализированная материальная база (живой уголок, кабинет, сады, огороды и другие сельскохозяйственные объекты).

В настоящее время актуальным остается вопрос об усовершенствовании методологии в биологии. Ничто не стоит на месте, все движется; даже железо, которое долго не используют, начинает ржаветь. Так и с учебным пособием и методом преподавания биологии. На сегодняшний день биология – это одна из самых быстроразвивающихся наук.

Ключевыми факторами и материалами, которые определяют выбор методов и средств обучения в биологии, являются: учебник, наглядные пособия, программа, дополнительная литература, технические средства обучения на примере слайдов и фильмов.

Методика обучения биологии основывается на многочисленных педагогических исследованиях, которые описывают разнообразные виды и типы обучения. Например, Н.В. Бордовская в книге «Диалектика педагогического исследования. Логико-методологические проблемы» (СПб., 2001) выделяет семь видов (методов) обучения: 1) сократовский, 2) догматический, 3) развивающий, 4) объяснительно-иллюстративный, 5) проблемный, 6) программированный, 7) модульный. Итог: все эти методы преподавания применяются не всегда и не всеми.

Изучая учебные пособия по биологии, мы обнаружили, во-первых, устаревшие данные. Например, до сих пор дриопитек в некоторых учебниках считается предком человека, тогда как это точка зрения устарела в прошлом веке.

Во-вторых, расположения разделов по классам своеобразное. К примеру, первым почему-то идет ботаника, хотя ботаника на самом деле, довольно сложная и бывает весьма скучна, зачастую отбивая интерес у детей (школьников начальных классов) к биологии. Лучше всего биологические закономерности демонстрируются на примере зверей и человека, так как на бессознательном уровне человеку всегда хочется узнать сначала про себя и о себе подобных. (Даже включая программу «В мире животных», ребенок всегда больше интересуется животными, так как они в движении, а дети очень сильно реагируют на все, что движется).

В настоящее время с развитием новых технологий, экономическим ростом многих стран меняется и подход к преподаванию предмета. Необходимо учитывать взаимосвязь предмета биологии с философией, психологией, биологической наукой как таковой.

Теоретической основой методики является философия. Она помогает в усовершенствовании самопознания человека, дает способность связать неполные части знаний в единую научную картину мира, позволяет понять роль научных изобретений в развитии человеческой цивилизации. При изучении основ предмета биологии философия делает возможным формировать и развивать у учащихся материалистическое мировоззрение, тем самым подводя учащихся к постижению природных явлений окружающего мира.

Методика обучения биологии тесно взаимосвязана с психологией, которая основывается на возрастных особенностях детей. Благодаря психологии учитываются умственные и психологические возможности ученика при изучении предмета биологии. Обучение биологии будет непродуктивным, если не учитывать возраст ребенка: оно может оказаться или непосильным, или слишком простым, поэтому по мере развития индивидуума усиливается программа учебного материала.

Во время преподавания школьникам, например, дают лишь основу биологической науки, чтобы не загружать их бесполезными сведениями, поскольку между уроком биологии и биологической наукой имеется большая разница. Основная цель биологии – это передавать учащимся сведения, добытые биологической наукой, а цель биологической науки – непрерывный поиск и новые познания о природе. Все это является неотъемлемой частью методологии преподавания биологии.

Программа школьного образования разнообразна. Во многом это объясняется тем, что отсутствует необходимость стандартизации учреждений среднего образования. Содержание учебных программ, количество лет обучения, оценка уровня знаний и преподавания дисциплин сильно отличаются между странами. Это можно наглядно увидеть в таблице о структуре школьного образования в разных государствах. (www.gradstudyabroad.ru). Очевидно, что интеллектуальный, физический и психологический уровень знания резко отличается в различных странах Европы, Евразии, Средней Азии и т. д.

Рисунок 1. Структура школьного образования

Биологические познания (предмет биологии) – это мост, связывающий человека с природой. Как известно, в мире все взаимосвязано, начиная с молекул и атомов, ядер, электронов, нейронов в человеческом организме. С ними связаны физические и химические формы движения, совершающиеся в живом организме. Все живые объекты – это часть природы, структуры живых систем из простых неорганических и органических веществ, объединенных в макромолекулы и в надмолекулярные структуры, составляющие основу белков, из которых состоят живые системы – клетки и их органеллы. Поэтому на сегодняшний день очень важен принцип соединения содержания, например, физики и биологии, химии и биологии, медицины и биологии, экологии и биологи, которые должны учитываться при разработке методики преподавания биологии. Необходимо научить учащихся применять свои знания из математики, химии, физики, философии и других наук в решении биологических задач. Например, в генетике необходимы математические расчеты, клеточная теория в биологии необходима в медицине, из основ микробиологии развивается диагностика, эпидемиология и так далее. С бурным развитием технологии и космонавтики появляются новые течения биологии, такие как космическая биология, компьютерная биология. Все это позволяет учащимся понять единство природы, взаимосвязь между ее элементами, прийти к познанию научной картины мира.

Первейшая задача школы заключается в том, чтобы достичь значительного повышения знаний, заложить фундамент подготовки будущего специалиста. Образование – это неотъемлемая часть сложной социально-культурной среды, в которой живет каждый человек. Педагогика имеет дело с формированием ребенка и признает специфические особенности, неповторимость каждой личности, интересов, потребностей, поэтому возникает принцип индивидуального подхода к учащимся.

На примере преподавания темы «Теория Чарльза Дарвина» можно наглядно увидеть наиболее приемлемый метод преподавания. При проведении анализа были опрошены 14 преподавателей биологии стран СНГ (пять из Казахстана и девять из Киргизии). Им был поставлен вопрос: «Как лучше усваивается тема «Теория Чарльза Дарвина» учащимися?». Были получены следующие ответы преподавателей:

  1. семь преподавателей придерживаются мнения о том, что наиболее продуктивен метод преподавания темы «Теория Чарльза Дарвина» с вовлечением других наук;
  2. пять преподавателей считают достаточным для изучения темы исторических данных;
  3. два преподавателя высказали мнение о том, что «Теория Чарльза Дарвина» – это нешкольная программа.

Рисунок 2 . Преподавание темы «Теория Чарльза Дарвина»

На основании вышеизложенного сформулированы следующие выводы: 50 % преподавателей высказали мнение, что успешное усвоение темы «Теория Чарльза Дарвина» будет более эффективно, когда ученики будут изучать ее с позиции трех или четырех дисциплин. С точки зрения учителей, у учащихся развивается кругозор, логическое мышление, тема усваивается и запоминается более легко. Тогда как 36 % преподавателей полагают, что при изучении этой темы достаточно лишь исторических данных (учебный план), чтобы не загружать учеников, так как, по их мнению, в школьную программу входит изучение и других предметов, кроме биологии. Наконец, 14 % из опрошенных преподавателей полагают, что тема «Теория Чарльза Дарвина» не должна изучаться в школьной программе, а должна входить в программу высшего образования. По их мнению, эта тема сложная и требует большего внимания учащихся.

На наш взгляд, в преподавании предмета биологии должны использоваться методы смежных наук, но необходимо учитывать, что применение смежных предметов, таких как физика, философия, экология, химия и других, не является самоцелью, а необходимо лишь для более углубленного изучения предмета и анализа биологических феноменов (проявлений).

В заключение следует отметить, что на данный момент нет единой, общепризнанной систематизации методов преподавания и обучения биологии, что связано с тем, что при создании классификации методов разными методистами и педагогами применялись различные подходы и взгляды. Можно только добавить к этим методам что-то новое и более усовершенствованное. Из-за большого количества материалов в дидактике и методике продолжается поиск более современных методов обучения, которые влияют на развитие личности и творческие способности ребенка, что усиливает разностороннее мышление (культура, человечность).

Список литературы:

  1. Баксанский О.Е. Методология в биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция) – М., 2001. – 264 с.
  2. Добаев К.Д. Система высшего образования и образовательные стандарты в Кыргызской Республике. – М., 2010. – 127 с.
  3. Длусский Г.М. История и методология в биологии. – М., 2006. – 220 с.
  4. Карпин В.А. Основания теории патологии: философско-методологические аспекты: автореферат дис. канд. филос.наук. – Новосибирск, 2008. – 35 с.
  5. Калинин М.И. О воспитании и обучении. – М.,1957. – 256 с.
  6. Ковалев Н.Е. Введение в педагогику. – М., 1975. – 176 с.
  7. НовиковА.М., Новиков Д.А. Методология. – М., 2007. – 668 с.
  8. Оганов Р.Ф. Становление начальных курсов естествознания и методики их преподавания: автореферат дис. канд. пед. наук. – СПб, 2004. – 176 с.
  9. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. – М.,1974. – 279 с.
  10. Северцов А. С. Теория эволюции. – М., 2005. – 380 с.
  11. Старченко С.А. Теоретические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в лицее: автореферат. дис. доктор пед. наук. – Челябинск, 2000. – 421 с.
  12. Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. – М., 2000. – 238 с.
  13. Юсупов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии: учеб. пособие. – М., 2003. – 238 с.
  14. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М., 2006. – 310 с.

Тема семинара: «Развитие творческих способностей обучающихся».

Тема доклада:

«Практическая направленность на уроках биологии и химии».

учитель химии и биологии

Дрокова Людмила Васильевна

Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учит и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоит вопрос перед учителем химии и биологии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитать думающего человека, умеющего разумно относится к природе, беречь, сохранять её, но и дать ученику такие знания, которые нужны ему в жизни, которые научат его применять эти знания в практической жизни.

Наше время - время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующие в различных ситуациях, творчески решающие возникающие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью.

Моя задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Научить использовать полученные знания по химии и биологии в практической жизни.

Практическая направленность в преподавании химии и биологии одно из основных требований к уроку.

Аристотель говорил, что « без осознанной практической деятельности человек никогда не может достигнуть полного удовлетворения и счастья». Великий Конфуций говорил: "Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете". Современные психологические исследования подтверждают, что совместно с практической деятельностью усваивается 75% учебного материала, тогда как зрительное восприятие обеспечивает 40-50%, а слуховое только 10%. Одновременно, в практической деятельности развивается не только познавательная, но и социальная сфера личности: формируются коммуникативные способности, умения выразить свои мысли, проводить позитивный диалог, воспитывается чувство взаимопомощи, взаимоподдержки, происходит самоутверждение личности ребёнка.

Считаю, что практическая и самостоятельная познавательная деятельность является наиболее реальным путем достижения результата. В практике работы наиболее широко применяю деятельностный подход, развивающее обучение, компетентностный подход, уровневую дифференциацию. Использую исследовательский, проблемный, частично-поисковый метод, метод проектов.

Развивающее обучение предполагает преобразование личности не только в сфере знаний, но и в сфере способов умственной деятельности. В своей системе я сделала упор на развитие интеллектуальных умений: сравнение, обобщение, умение работать по алгоритму, делать выводы; и деятельностных: целеполагание, а следовательно – планирование деятельности, контроль и коррекция. Это определило и отбор содержания. Работая в рамках традиционной программы, я пользуюсь учебниками линии В.В. Пасечника и планированием к ним. В качестве дополнения использую тетради на печатной основе, которые содержат задания, как репродуктивного характера, так и продуктивно- творческого, что помогает в реализации задач развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В тематическое планирование внесла изменения: расширила и углубила содержание лабораторного практикума, добавила вопросы, развивающие мышление, ввела уровневую дифференциацию.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Формирование практической направленности у учащихся провожу с помощью:

  1. Развития познавательного интереса к изучаемому материалу.
  2. Химического и биологического эксперимента.
  3. Экспериментальных и расчётных задач.
  4. Экологических вопросов.
  5. Работы с микроскопом.

Например. При проведении лабораторной работы в 5 классе по теме: « Устройство микроскопа и правила работы с ним» кроме натуральных микроскопов можно использовать слайды с изображением микроскопа и его частей, демонстрируя их на мониторе по очереди. Учащиеся находят потом эти части на своём микроскопе.

Тот же приём можно использовать при знакомстве с правилами работы с этим прибором.

Ребята быстро запоминают новые термины и справляются с лабораторной работой.

К концу урока легко находят изображение предложенного предмета.

Это готовит хорошую почву для изучения темы: « Увеличительные приборы» в 6 классе, учащиеся быстро вспоминают полученные ранее знания.

  1. Определения биологических объектов.
  2. Решение биологических задач.

В процессе обучения химии учащиеся учатся проводить простейшие химические операции, собирать из готовых деталей приборы для получения газов, распознавать вещества по характерным для них качественным реакциям, приготовлять различные растворы различной концентрации. Связь химии с жизнью надо понимать широко, это не только знакомство с продуктами химического производства, но и знания важнейших химических процессов, происходящих в живых организмах, наблюдаемых в природе, в быту. Также изучается использование химических веществ в жизни человека

В процессе обучения биологии учащиеся рассматривают и запоминают биологические объекты, определяют растения и животных по справочникам и определительным карточкам, изучается польза и вред биологических объектов в жизни человека и в природе в целом. У учащихся вырабатываются навыки оказания первой медицинской помощи.

Я стремлюсь к тому, чтобы знания учеников по биологии находили применения к объяснению явлений, происходящих в органическом мире. Это имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Каждый учитель знает, что без опоры на знания учащихся из курса химии «Периодический закон и периодическая система химических элементов» невозможно обойтись при изучении раздела «Цитологии».

Для формирования представлений о единстве живого и неживого приходится разъяснять биологическую роль химических элементов и их соединений. Для того, чтобы в полной мере реализовать весь потенциал, заложенный в изучаемом материале, необходима система межпредметных связей.

Основой активизации обучения, по–моему мнению, является повышение научного уровня школьной биологии, изучение биологических объектов и явлений не только на уровне фактов, которые нужно запомнить, а на уровне проникновения в их сущность.

У учащихся появляется потребность понять, объяснить новый непонятный факт. Противоречие между потребностью в новых знаниях и знаниями, которыми ученик располагает, движет его мысль. Начинается активная работа мысли: ученик осознал, стоящую перед ним проблему и ищет пути ее решения. Эти познавательные задачи я предлагаю в виде исследовательской

и проектной работы. Эта форма деятельности, направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся, позволяет реализовать творческие способности детей. Вопросы и задания подбираю с учетом дифференцированного подхода к каждому ученику, исходя из его индивидуальных способностей, с учетом сформированности у него интереса к предмету.

Важнейшая составная часть работы – исследовательская деятельность. Объектами наблюдений, исследований становятся природные объекты и экологические ситуации. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляются гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Она нацеливает на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.

На своих уроках я стараюсь приблизить изучаемый материал к окружающей деятельности.

В теме «Первоначальные химические понятия» подбираю примеры тех явлений, с которыми учащиеся знакомы в повседневной жизни.

При составлении формул обращаю внимание на формулы уже знакомых учащимся веществ. Например СаО (негашёная известь). Са(ОН) 2 (гашёная известь), NaCl (поваренная соль), NaHC0 3 (пищевая сода), Na 2 CO 3 (кальцинированная сода), СаСО 3 (мел) и др.

Главные, постоянно действующие связи с жизнью осуществляются через учебники, с которыми учащиеся имеют дело ежедневно.

Однако, в учебниках недостаточно освещены области применения веществ в промышленности, сельском хозяйстве. Поэтому, эти вопросы приходится дополнительно раскрывать в небольших сообщениях учащихся, их рефератах.

Так, при изучении темы «Железо в природе. Применение железа», учащиеся готовят сообщения «Железо в природе», «Железо в Космосе», «Железо в земной коре», «Будущее железа» и др. При изучении фосфора рассматриваем его значение в жизнедеятельности человека. Учащиеся знают, что фосфаты кальция в кислой среде превращается в растворимые соли. Сообщаю учащимся, что при приготовлении пищи фосфаты кальция костей животных и рыб частично переходят в растворимое состояние и усваиваются организмом человека.

При изучении этой же темы учащиеся выступают с докладами «История открытия фосфора», «Как изобрели спички» и др. Вопросы практического характера очень широко освещаю при изучении органической химии. Каждая тема связана с жизнью. На этих уроках я не ограничиваюсь только сообщениями учащихся. Формы здесь различные. Это могут быть проблемные вопросы, задачи расчётные или экспериментальные и др. Так, при изучении темы «Углеводы», ставлю задачу перед учащимися в виде вопросов: Почему, если долго жевать кусочек хлеба, он кажется сладким?

1) Чем объясняется образование корочки при жарении картошки, выпечке хлеба или кондитерских изделий?

2) Почему варенье слаще сахара? И др.

В теме «Спирты» поднимаем вопрос «Алкоголизм - проблема социальная и экологическая».

Изучая карбоновые кислоты, знакомимся с пищевыми кислотами. При изучении бензола (его практическое значение) даю некоторые формулы азотистых веществ, лекарств.

Практические работы тоже организовываю так, чтобы учащиеся вовлеклись в поиск. Каждый вид поиска характеризуется целевой направленностью и побуждает учащихся к соответствующим действиям воспроизводящего или творческого плана.

Нет лучшего средства, возбудить интерес и развить в детях и наблюдательность, и самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей. Я часто провожу грамматические игры: «Кто больше?», «Кто меньше?», «Найди третьего лишнего», «Кто лучше знает?», использую задания развивающего характера на разных этапах урока, уроки в игровой форме.

Основой преподавания химии является химический эксперимент может стать средством познания и обеспечить совершенствование знаний и практических умений учащихся, а также является средством их развития в процессе обучения. Для формирования практических умений, а тем более для их развития необходимо время. Изыскать его возможно, если осуществить формирование практических умений поэтапно, распределяя эту работу по годам обучения. В течение одного года следует развивать и совершенствовать умения, необходимые для выполнения учащимися химического эксперимента определённого вида. Так, в 8 классе мы формируем умение осуществлять лабораторные опыты, проводить наблюдение при выполнении химических опытов, фиксировать устно или письменно результаты химического эксперимента.

Учащиеся работают в различном темпе. Нередко после проведения 1-2 опытов они забывают, что следует делать дальше. В таких случаях им помогает письменная инструкция практическим работам, которые предложены в учебнике, я составляю письменные инструкции и планы на отдельных листах.

В 9-м классе необходимо развивать умение выполнять практические работы и с достаточной полнотой оформлять результаты эксперимента в отчётах. Сформировать более частное умение - выполнять некоторые виды химических задач экспериментально.

Отдельные аспекты практических действий отрабатываются также при экспериментальном решении специально подобранных задач. Переход от одного вида химического эксперимента к другому следует рассматривать как задания различной степени трудности, т.к. при выполнении лабораторных и практических работ учащиеся совершают действия различной глубины, широты и самостоятельности.

При проведении химического эксперимента стараюсь использовать хорошо известные учащимся продукты. Например, для получения углекислого газа и распознавания карбонатов использую мел или пищевую соду.

При изучении белков применяю не только яичный белок, но и молоко, творог, мясо.

При изучении темы «Углеводы» учащиеся проводят лабораторную работу в течение 12-15 минут на уроке по изучению состава и свойств глюкозы. Учащиеся работают группами. Одной группе раздаётся по 3-4 изюминки, другой - кусочки яблока, третьей - глюкоза кристаллическая, четвёртой - кусочки сахара-рафинада. Сам учитель проводит опыты с мёдом.

Перед учениками ставится задача: определить наличие спиртовой и альдегидной группы в исследуемых веществах. Все наблюдения обобщаем в виде таблицы на доске.

Многие связи химии с жизнью даю в виде задач.

Начинаю с простых, например, почему гаснет спичка если на неё подуть (8 кл). Или при изучении темы «Вода. Растворы. Основания», даю практическую задачу рассчитать потери пресной воды при неисправном водопроводном кране.

Постепенно задачи усложняю. Большое внимание уделяю решению качественных практических задач. Это прежде всего задачи на распознавание веществ. Они выполняются учащимися не только на практических занятиях, но и на обычных уроках в виде индивидуальных заданий.

Многие экспериментальные задания учащиеся сначала разбирают в форме «мысленного» эксперимента, а затем подтверждают опытным путей.

Примеры таких задач:

1) Как снять ржавчину с гвоздя химическим способом?

2) Из смеси цинковым и медных опилок выделили медь химическим способом

3) Как очистить активированный уголь от попавших в него железных опилок? Уже в 8 классе практические задания дифференцирую. Так. при выполнении практической работы: «Очистка поваренной соли от загрязнений» даю некотрым учащимся такое задание: в сахарную пудру попала угольная пыль. Перечислите все операции, которые вы должны бы последовательно использовать, чтобы очистить сахар.

При выполнении практической работы «Приготовление раствора» одновременно с заданием: приготовить раствор соли с определённой массовой долей растворённого вещества даю задание на молярную концентрацию.

Письменное оформление химического эксперимента в тетрадях, особенно при решении химических задач сопровождается большой мыслительной работой учащихся и способствует совершенствованию их учебных умений.

Большое значение для развития познавательной деятельности учащихся, а также для усиления практической направленности обучения имеют упражнения в решении расчётных химических задач.

Подбирая расчётные задачи, обращаю внимание на их текстовое содержание, чтобы эти задачи имели практическую направленность.

Например, задача №1:

Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (измеренного при н.у.) образуется, если в тесто внесено 20 г гидрокарбоната натрия.

Задача №2:

Гидрокарбонат аммония используется при выпечке кондитерских изделий.

Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (при н.у.) образуется, если в тесто внесено 50 г гидрокарбоната аммония.

Задача №3

Хром используется главным образом в металлургической промышленности, для производства специальных сталей. Феррохром, не содержащий углерода, получают методом алюмотермией. Какие количества железа и хрома будет содержать феррохром, полученный из 44,8 г хромостного железняка?

Осуществляя практическую направленность преподавания, нельзя забывать о воспитании у учащихся ответственного отношения к природным ресурсам страны. Будущие работники промышленности и сельского хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения должны быть экологически грамотными специалистами. Основы экологических знаний формируются в школе. Свой вклад в экологическое образование учащихся вносит курс химии. При планировании образовательных и воспитательных задач уроков я учитываю вопросы экологии. Содержание, глубина и уровень изучения экологического материала на отдельных уроках химии различны.

Это могут быть отдельные фрагменты или обобщающие уроки. Например, «Вода и её охрана на Земле» (8 кл). «Воздух и его охрана» (8 кл). «Экологические проблемы развития химической промышленности» (9 и 10 кл).

Считаю, что использование таких методов и форм практической деятельности учащихся приносят положительные результаты и способствуют развитию исследовательских умений и навыков; формированию умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; повышению мотивации, интереса к предмету, а, следовательно, развитию учебно-познавательной компетентности учащихся




Статьи по теме