Что влияет на поведение людей в чрезвычайных ситуациях. Титаник: малоизвестные факты самого известного кораблекрушения


В основу сюжета кинофильма «Титаник», триумфально прошедшего по экранам мира, легла реальная трагедия. Настоящий «Титаник», выйдя 10 апреля 1912 года в свое первое плавание, столкнулся с айсбергом и затонул. Из 2800 человек спаслось менее 700

Океанские круизы манят любителей приключений не только роскошью плавучих гостиниц, но и тем, что плавание никогда не бывает совершенно безопасным. Часть романтики морских путешествий в том и состоит, что даже на борту многопалубного лайнера пассажир явственно ощущает опасное величие и могущество морской стихии, заставляющей учащенно биться его сердце.

«Титаник» и «Лузитания»

После страшной катастрофы в первом же трансатлантическом рейсе «Титаника» человечество стало осознавать важность и сложность проблем безопасности крупных пассажирских судов, их приспособленности к быстрой эвакуации пассажиров. Ведь «совершенно безопасный», как считали в 1912 году, лайнер тонул довольно неторопливо: после столкновения с айсбергом огромное судно более двух часов наполнялось водой, а затем погрузилось в пучину носом вперед, почти без бокового крена. Тем не менее эвакуация пассажиров и экипажа с «Титаника» проходила хаотично и бестолково: пассажиры в панике метались в хитросплетении палуб и коридоров, не зная выходов на шлюпочные палубы, попадали в тупики и запертые проходы. Для спасения всех пассажиров и членов экипажа шлюпок было недостаточно (они могли принять 1178 человек, хотя на борту находилось 2224), но и большинство спущенных на воду остались недогруженными, и многие погибли совершенно напрасно.

Об этой страшной катастрофе, погубившей около 1500 человек, и о бестолковой организации спасения довольно точно рассказано в фильме Джеймса Кэмерона, который посмотрело рекордное количество кинозрителей во всем мире. Сама же проблема впервые привлекла общественное внимание сразу после гибели настоящего «Титаника». Уже в 1913 году была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (International Convention for Safety of Life at Sea, также известная как SOLAS). Согласно конвенции к морским судам стали применять весьма жесткие технические требования: каждый пассажирский корабль должен быть оснащен достаточным количеством мест в спасательных шлюпках, а время на эвакуацию всех находящихся на его борту ограничивалось одним часом. Даже в том случае, если в корпусе зияет огромная пробоина, оно обязано сохранять плавучесть как минимум час.

С тех пор эти требования лежат в основе проектирования пассажирских судов и обеспечения их безопасности в чрезвычайных обстоятельствах. Соблюдение этих правил определяет количество и размещение спасательных шлюпок.

Построенное незадолго до «Титаника» другое крупнотоннажное пассажирское судно «Лузитания», принадлежавшее той же компании Cunard, не успели после принятия конвенции переоборудовать в соответствии с новыми требованиями, и это также обернулось огромными человеческими жертвами. 7 мая 1915 года на пути из Нью-Йорка в Ливерпуль «Лузитанию» атаковала немецкая подводная лодка. Попадание торпеды вызвало взрыв паровых котлов, и лайнер, увлекая за собой 1198 пассажиров и членов экипажа, скрылся под водой через 20 минут.

Под прицелом террористов

Разумеется, после гибели «Титаника» и принятия конвенции катастрофы с большим количеством жертв не прекратились. Пассажирские суда попадали в страшные штормы, сталкивались с другими кораблями, подрывались на минах, садились на рифы и горели, но в абсолютном большинстве случаев эвакуация за час оказывалась невозможной. По мнению экспертов, даже самые современные суда зачастую не могут гарантировать выполнения требований SOLAS, и об этом известно всем — от владельцев судов до страховых компаний.

Достаточно вспомнить катастрофу пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов» (роскошного немецкого трофейного судна, носившего ранее имена «Берлин» и «Герман Геринг»). 31 августа 1986 года на выходе из бухты Новороссийска круизный лайнер «Нахимов» столкнулся с сухогрузом «Петр Васев», получил большую пробоину ниже ватерлинии и, имея крен на правый борт более 60 градусов, прошел по инерции еще 900 метров и скрылся под водой. Из 24 спасательных шлюпок успели спустить только одну.

По заключению правительственной комиссии, с момента столкновения до гибели прошло всего 7 минут.

За двое последующих суток удалось подобрать в море и спасти большинство из 1234 человек, находившихся на борту, но 423 — погибли.

Можно считать, что спасшимся крупно повезло: рядом был порт, летом вода в Черном море достаточно теплая, а большинство пассажиров в момент столкновения еще не спали. Так что погибли лишь те, кто не сумел или не успел выброситься за борт и отплыть от тонущего судна.

Вера в миф о надежности крупнотоннажных лайнеров давно развеяна — как и всякие крупные сооружения, они представляют собой опасность. Тем не менее огромные лайнеры не только не перестали спускать на воду, но в последнее десятилетие произошел настоящий бум их строительства. При этом начало нового столетия сопровождается еще и угрозой международного терроризма, ставшей реальностью после 11 сентября 2001 года. Теперь привлекательной мишенью оказываются не только поезда, метро, авиалайнеры и небоскребы, но и морские пассажирские суда.

Сегодня мало кто помнит, что еще в 1996 году в турецком порту Трабзон на Черном море турецко-чеченская террористическая группа захватила теплоход «Евразия» с 200 российскими пассажирами и удерживала их четыре дня. Тогда все обошлось, и никто из пассажиров не пострадал. Однако о том предупреждении забывать не стоило. Недавно в распоряжении американских спецслужб оказались сведения о планах морских террористических операций «Аль-Каиды». У захваченного в плен главы военно-морских операций этой организации Ахмада Белай Аль-Нешари было обнаружено целое досье с перечислением морских целей, включая туристические круизные лайнеры.

Одной из мишеней названа QM2 (так сокращенно называют новейший и самый роскошный суперлайнер Queen Mary 2), принадлежащая все той же Cunard.

Это огромное 17-палубное судно длиной 345 метров и шириной 41 метр с 800 каютами для 2600 пассажиров (плюс 1250 человек экипажа) было спущено на воду в январе нынешнего года.

Неудачи стали преследовать Queen Mary 2 еще на стадии строительства. До выхода в море там произошел трагический случай: на стоящем в доке судостроительного завода в Сен-Назере лайнере обрушился плохо закрепленный трап. В это время на трапе находилось сорок человек (погибло тринадцать).

Пресса предвкушала, что уже в первом трансатлантическом рейсе судно может ожидать катастрофа, и заголовки предрекали: «Лайнер Queen Mary 2 отправится вслед за «Титаником». Это было не пустое злопыхательство, так как спецслужбы получили предупреждение, что уже в первом рейсе террористы могут избрать судно мишенью для атаки. Но все обошлось, и 24 января 2004 года оно благополучно пересекло Атлантику.

Искусственное кораблекрушение

И все же разговоры на тему безопасности пассажирских морских судов получили новую пищу. Многие задаются неприятными для судовладельцев вопросами — намного ли современные суда безопаснее «Титаника» и что нужно сделать, чтобы выполнить требования конвенции и не допустить катастроф? А ведь еще в 2000 году входящая в состав ООН Международная морская организация (IMO) распорядилась провести в течение двух лет анализ безопасности крупнотоннажных пассажирских судов.

Несколько лет назад на средства канадского правительства исследователи из компании Fleet Technology построили в лаборатории огромный макет корабля. Они хотели с точностью установить, что же мешает пассажирам быстро покидать корабль в случае чрезвычайной ситуации. Ведь до того судостроители пользовались лишь догадками и несовершенными компьютерными симуляторами, моделировавшими поведение толпы в процессе эвакуации из зданий и других искусственных сооружений. В экспериментах участвовало более двухсот добровольцев в возрастном диапазоне, наиболее типичном для реального состава пассажиров — от 4 лет до 81 года. При этом каждый из добровольцев исполнял свою роль только один раз, чтобы в ходе эксперимента не смог научиться спасаться быстрее. Для участия в эксперименте приглашали также тех, кто передвигался с помощью трости или в инвалидной коляске. Известно, что пассажиры многих круизных лайнеров — пенсионеры, а средний их возраст иногда превышает 65 лет.

Экспериментаторы учли очевидное условие: тонущий корабль наверняка будет иметь крен. Кроме того, в бурном море волны кидают судно с одного борта на другой. Поэтому макет коридора с трапом длиной в 21 ступеньку был установлен на гидравлических опорах, раскачивавших и наклонявших его на 20 градусов в разные стороны. Выяснилось, что большинство пассажиров не имеют четкого представления о конструкции судна и просто не знают, куда бежать и как попасть на нужную палубу. Более того, макетные испытания показали, что стандартные коридоры и трапы плохо приспособлены для перемещения толп людей, если судно кренится даже незначительно.

Перемещение участников эксперимента записывалось видеокамерами, а затем обрабатывалось на компьютерах. Оказалось, что, поскольку на многих лайнерах спасательные жилеты хранятся в каютах, во время катастрофы часть пассажиров бросается туда, создавая встречный поток тем, кто уже надел жилеты и спешит покинуть судно. На трапах трудности и заторы появлялись из-за того, что в спасательных жилетах люди не видели своих ног и мешкали на ступенях, опасаясь падения.

Ситуация в коридоре становилась еще более драматичной, если выключить свет (на «Адмирале Нахимове» аварийное освещение погасло через две минуты после столкновения, и судно тонуло в полной темноте) или наполнить коридор дымом. А ведь, например, на борту парома «Скандинавская звезда» в апреле 1990 года пожар начался сразу после выхода из порта Осло и продолжался двое суток. Это стоило жизни 158 пассажирам, остававшимся на борту. Следователи выяснили, что тридцать человек прошли мимо выхода и погибли буквально в трех метрах от спасения.

Исследователи из Международной морской организации предлагают лишь одно эффективное решение проблемы безопасности существующих пассажирских судов — сокращение числа пассажиров. Однако скорее всего понадобятся еще годы международных переговоров, пока судовладельцы перестанут сопротивляться назревшим переменам, в которых сегодня видят только попытку ограничить их прибыли.

Титаник в порту

Когда в 1912 году на воду был спущен самый большой корабль своего времени - пассажирский лайнер «Титаник», судостроитель назвал его «практически непотопляемым». Именно слово «практически» и сыграло с этим судном злую шутку. На пятый день пути во время своего первого путешествия отправившийся из британского порта Саутгемптон в Нью-Йорк корабль столкнулся с айсбергом и через 3 часа затонул. Из 2229 членов экипажа и пассажиров спаслось всего 713 человек. С того времени корабль окружён различного рода историями, которые так или иначе связаны с его гибелью.

Неудачным было уже начало плавания

Свидетели спуска «Титаника» на воду утверждают, что была нарушена традиция - о борт судна не разбили бутылку шампанского. То ли хозяева лайнера были людьми не суеверными, то ли хотели поддержать имидж непотопляемости судна, сказать теперь сложно, но факт остаётся фактом.

Строительство Титаника.


Когда «Титаник» отошёл от причала Саутгемптонского порта, он чуть не столкнулся с американским лайнером «Ньй-Йорк». Избежать столкновения удалось буквально в последнюю минуту, и лайнер продолжил плавание.

Интерьеры лайнера поражали великолепием, а сервис - роскошью

Билет на лайнер в каюту первого класса стоил в пересчёте на современные деньги несколько десятков тысяч долларов. Особо подчёркивалось, что в первом рейсе «Титаника» на нём будут 10 миллионеров, а драгоценностей и золота в сейфах будет храниться на сотни миллионов долларов. По роскоши, комфорту и сервису лайнер был сопоставим с самыми дорогими отелями. Интерьеры «специальных кают» выполнены были в одиннадцати различных стилях эпох итальянского и французского Возрождения, голландского стиля, стиля Адама и проч. На «Титанике» было 7 км прогулочных палуб и коридоров.

Пассажирский билет на Титаник. Апрель 1912.


Продукты для ресторанов лайнера заказывали во всех уголках мира: устрицы из Балтимора, фрукты из Калифорнии, кофе из Бразилии, мороженое из Нью Йорка, сыры из Европы, чаи из Индии. На борту «Титаника», когда он отправлялся в свой первый и последний рейс, было 44 тонны птицы и мяса, 27 тыс. бутылок минеральной воды и пива, 35 тыс. яиц, 5 тонн сахара и 40 тонн картошки.

Интерьеры Титаника.

Чем выше стоимость билета, тем больше шансов на спасение

По статистике основная часть пассажиров, которые спаслись, путешествовала вторым и первым классом. В частности из 143 женщин, которые плыли первым классом, погибли только 4 и только потому, что отказались спуститься в шлюпку. В третьем классе погибло более 50% пассажиров (не последнюю роль в этом сыграл и языковой барьер), а из членов экипажа - около 25%.

Газетная публикация о гибели Титаника.


Социальное расслоение наблюдалось и после смерти. Корабль, отправленный на поиски тел погибших, поднимал тела лишь тех, кто плыл первым классом.

Эдвард Смит - «капитан миллионеров» и другие герои «Титаника»

Капитаном «Титаника» был Эдвард Джон Смит. Для английского морского офицера, который имел 30-летний капитанский стаж, это было первое и последнее трансатлантическое плавание из старушки Европы в Новый Свет. 15 апреля 1912 года Эдвард Джон Смит вместе со своим судном, даже не сделав попытки спастись. Тело его так и не нашли.

Эдвард Смит - капитан миллионеров.


Были герои и среди пассажиров. Джек Тэйер, 17-летний юноша, помогал людям рассаживаться в шлюпки, а сам садиться не торопился. Когда корабль ушёл под воду, юноша нырнул в холодную воду и смог уцелеть, взобравшись на перевернутую шлюпку. Он возвратился домой героем, о нём говорила вся страна. Но Джек Тэйер стал одним из выживших пассажиров «Титаника», которые покончили с собой.

Директор-распорядитель пожалел денег на шлюпки

Джозеф Брюс Исмей, директор-распорядитель компании «Уайт Стар Лайн», - человек, который принял решение для экономии средств не размещать на борту лайнера дополнительные шлюпки. Если бы он не пожалел денег, то можно было бы спасти всех, кто погиб. Обстоятельство это усугублялось ещё и тем, что, невзирая на приказ капитана «дети и женщины прежде всего», он занял место в шлюпке и выжил в катастрофе. А уже на «Карпатии», на борт которой подняли 706 спасённых, Исмей разместился в отдельной каюте, тогда как все остальные ютились на столах и на полу.

Спасение пассажиров Титаника.

Скрипку с «Титаника» продали с молотка за $1,5 млн.

По утверждению свидетелей, музыканты оркестра в ресторане Титаника играли до последних минут жизни лайнера, и ушли под воду вместе с ним. Выживших среди музыкантов не было.

Музыканты из оркестра Титаника.


Тело руководителя оркестра 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли нашли через 10 дней после гибели судна. К его груди была привязана скрипка, надпись на которой свидетельствовала о том, что инструмент ему подарила Мария Робинсон, его невеста. Инструмент передали девушке. А она пожертвовала его британской «Армии спасения». Долгое время скрипка считалась утерянной, и снова о ней заговорили только в 2006 году. На протяжении 7 лет проводились исследования, и только после этого было объявлено, что инструмент является подлинником. В 2013 году скрипка Уолласа Хартли была Henry Aldridge & Son за $1,5 млн. Покупатель пожелал остаться неизвестным.

Непридуманная история любви Иды и Исидора Штраус

Ида Штраус была единственной пассажиркой «Титаника», которая не села в лодку, потому что не захотела разлучиться со своим мужем, совладельцем крупнейшей сети супермаркетов Macy"s. «Мы много прожили вместе. Куда ты, туда и я», - заявила женщина.

Ида и Исидор Штраус.


Своё место в лодке №8, предназначенной для пассажиров первого класса, Ида Штраус уступила своей горничной. Ей же она отдала и своё меховое манто, сказав: «больше оно мне не нужно». Супруги Штраусы сидели на палубе в креслах держа дуг друга за руки, а свободной рукой махали уплывающим. «Они были спокойны», - рассказывали очевидцы. Горничная смогла выжить, пережила «Титаник» и своих хозяев на 40 лет.

Он назывался "Титаник" и считался единственным в мире непотопляемым судном. Офицеры команды, предупрежденные в то незабываемое воскресенье о наличии рокового айсберга, просто-напросто решили: «Какую опасность могут представлять несколько несчастных плавающих кусков льда нашему великолепному новому кораблю?». Не только предприниматель - каждый из нас может извлечь урок их этой истории о прекрасном корабле, которым управляли люди, руководимые принципами "кое-как", "все образуется", "обойдется".

"Титаник" был последним детищем престижной компании White Star. Он составлял 270 м в длину и имел водоизмещение 46 828 тонн. Его полная мощность в открытом море, благодаря наличию трех гребных винтов, достигала 45 000 лошадиных сил. Он имел самое современное для тех лет оборудование для телефонной связи.

Система навигации, компас и штурвал были произведениями технологического авангарда, к тому же он обладал единственным во всем мире прибором для акустического обнаружения водных преград. В Северной Атлантике нередко можно было встретить погруженные наполовину суда, которые держались на воде и не тонули, потому что сплавляли лес. Вот они представляли собой настоящую опасность. Это же судно со всей его аппаратурой как будто ничем не рисковало, более того, оно считалось единственным в мире непотопляемым судном. Корабль поражал невиданной доселе роскошью, которой он мог соперничать и даже превосходить самые прекрасные дворцы на свете. Он мог принять на свой борт 2 435 пассажиров, которых обслуживал экипаж из 885 человек.

11 апреля 1912 года во время торжественного выхода в море на борту было всего 1 313 пассажиров. Но экипаж был укомплектован полностью.

2 198 человек расположились на борту великолепного судна...

Однако на фоне царящей на корабле атмосферы роскоши в угольном бункере разгорелся конфликт между кочегарами котельного отделения и судовыми механиками; удар лопатой по затылку - и один горемыка навсегда исчез в раскаленной добела топке...

Тогда еще не было принято рассуждать о нормах человеческих отношений в коллективе. Тремя днями позже, вечером 14 апреля. пассажирам был подан совершенно фантастический обед - такое меню не пригрезится и во сне.

К 11 часам вечера корабль уже спал. Несколько неугомонных игроков в бридж все еще ооэвались в курительной комнате и в зимнем саду, да на одной из палуб влюбленные восхищались раскинувшейся вокруг корабля глубокой ночью - черной и ясной одновременно, когда кажется, что мириады звезд подмигивают гиганту-океану.

Корабль держал путь через открытое море по направлению к Ньюфаундленду, чтобы достичь Нью-Йорка, где его прибытия ждали через 4 дня. Там уже царила праздничная атмосфера в связи с предстоящей встречей.

В течение дня на борт поступало множество сообщений о наличии пакового льда (дрейфующего многолетнего льда), который правильнее было 6ы называть страшным словом - айсберг.

Двое полуночников-сигнальщиков находились на тридцагиметровой высоте, в бочке на марсе грот-мачты — на морском жаргоне этот наблюдательный пункт называется «воронье гнездо». Они бодрствовали и шарили глазами вокруг судна в надежде заметить «ледышку».

В 23 часа 40 минут их настиг холод, но они решили, что должны дождаться полуночи, чтобы отметить ее наступление. Внезапно и один и другой содрогнулись... Никакого сомнения!.. Три звонка... Это звонит телефон в дежурной части на рулевом мостике:

«Айсберг справа по курсу!».

«Айсберг справа по курсу, принял, спасибо».

«Руль на левый борт полный!»

А айсберг все растет... растет, он становится огромным...

«Машинное отделение, полный назад!»

Отдавай эту команду, дежурный по вахте офицер Мердок совершит непоправимуо профессиональную ошибку. Было очевидно, что судно водоизмещением в 46 000 тонн не может обладать хорошей маневренностью, это естестеенно. И вот, меняя направление двигателей на противоположное, «Титаник» совсем несильно зарывается носом. От этого корабельные винты и руль делают корабль еще менее маневренным.

Медленно, слишком медленно этот великолепный корабль поворачивается налево, чтобы этого было достаточно дли успешного обхода препятствия... Хотя бы частично.

Айсберг лишь «поцарапал» «Титаник». Удар был едва ощутимый: всего-навсего лекгая вибрация, какой-то скрежет. Однако минут через восемь загорелись красные лампочки... Раздались сигнальные звонки... Закрылись водонепроницаемые переборки отделений...

Через пробоину приблизительно в 100 метров длиной пошла вода.

Уже спустя десять минут после этого драматического столкновения судно накренилось на 5 градусов, и котельные оказались затопленными.

Командир корабля очень быстро осознал, что судно погибло.

В 2 часа 20 минут утра разбитый «Титаник» исчез, и уже через несколько мгновений нашел покой на глубине 4000 м.

Вы не забыли, он был единственным... единственным в мире судном с репутацией непотопляемого?
История откроет нам все, как и что происходило в ту ночь, и кто заслужил этот урок, такой же грандиозный, как величина самого корабля.

В самом деле, трагедия «Титаника» наглядно демонстрирует нам, что тяжелое наследие в форме бытующих и ныне принципов «кое-как», «все образуется», «обойдется». «авось», там видно будет», - привело к самой самой страшной катастрофе во всемирной истории мореплавания.

Хотелось 6ы, чтобы Вы поняли, что именно уверенность в непотопляемости и привела к высокомерному отношению к проблемам. А это и есть наихудший вариант, когда царит высокомерие, ибо оно приводит к тому, что мы слишком самоуверенно осуществляем управление своим рабочим коллективом, своей командой. Когда уверенность не подкреплена реальными фактами, мы забываемся, и в один прекрасный день начинаем пренебрегать истинными законами менеджмента, в соответствии с которыми должны заниматься развитием тех людей, ответственность за которых на себя взяли, чтобы сделать их счастливыми, а главное, сохранить у них ощущение, что они востребованы в этой жизни.

Не забывайте, чем маленькое предприятие сильнее и чем лучше идут его дела, тем больше мы рискуем уклониться в сторону от самого существенного.

«Титаник» был чудом из чудес. Офицеры команды, предупрежденные в то незабываемое воскресенье о наличии рокового айсберга, просто-напросто решили: «Какую опасность могут представлять несколько несчастных плавающих кусков льда нашему великолепному новому кораблю?».

Как Вы уже знаете, кусок льда в 70 метров высотой справился с чудом из чудес за два часа и сорок минут.

КАКИЕ УРОКИ СТОИТ ИЗВЛЕЧЬ?

УРОК ПЕРВЫЙ:
Синдром: все идет нормально

После случившейся трагедии в течение 15 часов весь мир получал совершенно неправдоподобную информацию. Вице-президент компании White Star, которая являлась владелицей Титаника, составлял сообщения в успокоительном стиле, чтобы усыпить общественный интерес: «На борту почти все нормально, несмотря на удар! Судно является непотопляемым, и пассажиры не испытывают никаких неудобств».

В 12 часов 27 минут (через 10 часов после трагедии) он возволил себе дать такое сообщение: "Все пассажиры целы и невредимы, а "Титаник" взят на буксир судном Le Virginian"!!!

Однако в 19 часов того же дня он с хорошей миной при плохой игре вынужден был объявить журналистам: «Господа, я должен с прискорбием сообщить, что «Титаник» затонул в 2 часа 20 минут этим утром». Но ни разу речь не зашла о количестве погибших.

И когда четырьмя днями позже судно Le Carpathia, которое подобрало всех сумевших спастись, вошло в нью-йоркский порт приблизительно с 700 пассажирами «Титаника» на борту, - вот тогда пресса обрушилась на владельцев компании White Star.

Они придумывали дезинформацию, они не удосужились найти подобающих ситуации слов, ничто из случившегося не назвали своими именами, не поняли ни значения произошедшего, ни его последствий.

А вот Вы на своем предприятии должны делиться информацией со всей откровенностью.

Научитесь отвечать за свои действия и имейте смелость говорить обо всем ясно и внятно.

Столкнувшись в повседневной деятельности с несчастным случаем или неожиданным осложнением, Вы обязаны объяснить все себе и всем остальным.

Затягивать дело с информацией, искажать ее, лгать или просто-напросто не решаться ее передать — значит готовить себе необыкновенно суровую перспективу на тот момент, когда придет час признаваться и говорить правду. Очень часто подобная ситуация оказывается разрушительной для предприятия. Ни Вы, ни оно не сможете снова встать на ноги.

УРОК ВТОРОЙ:
нами руководит тщеславное стремление к престижу

Президент White Star Брюс Исмэй Брюс был на борту «Титаника» во время его выхода в ппавание. Известны все обстоятельства происходивших тогда трагических событий, картина бесконечно печальная, и при этом президент компании, не задумываясь, занял место в одной из спасательных лодок. Он позаботился о своей жизни, он отнял это место, а значит, и жизнь у какого-нибудь ребенка или женщины.

Однако есть и еще более тяжкое обстоятельство: ведь командир корабля получил телеграмму с судна Baltic, в которой говорилось, что «греческий пароход Athenai сообщил о нахождении айсберга и многочисленных льдин в зоне 41 градуса 51 минуты северной широты и 49 градуса 52 минуты восточной долготы».

Дело еще и в том, что президент White Star, заверив капитана, что именно он является полноправным хозяином на борту, призвал его принять во внимание, что для компании White Star дело чести, чтобы «Титаник» вошел в порт Нью-Йорка строго в назначенное время, то есть в среду утром. И более того, он даже сказал капитану, что если «Титаник» прибудет накануне около 20 часов, во время ночной вахты, то это будет способствовать большому успеху у прессы.

Что правда, то правда, история свидетельствует: «успех» у прессы был, но не тот успех, которого он так желал. Таким образом, не взяв на себя никакой ответственности, он, по существу вынудил капитана, исключительно из соображений престижа, придерживаться слишком высокой скорости на этом весьма опасном участке пути, в зоне, буквально утыканной айсбергами.

Получается, что из коммерческих соображений надо было плыть с большой скоростью, плыть слишком быстро, оставляя без внимания и полученную информацию, и возможные последствия. 1500 погибших ради престижа. 1500 смертей во имя гордыни.

Пристально следите за своим предприятием и останавливайте «машину», как только это понадобится.

Потрудитесь задуматься, что Вы делаете из соображений престижа и только из-за этого.

Разве Вы время от времени не стремитесь добиться большего за счет ухудшения качества, заботясь исключительно о тех результатах, которые легко измерить, и о впечатлении, которое Вы хотели бы произвести?

Разве Вы не пытались перейти к новым этапам деятельности прежде, чем предыдущие будут добросовестно закончены?

На самом деле, действуя такими методами, Вы можете получить свои «два ведра воды», настолько опасных, что Вы их, к тому же, и не заметите. А потом, когда все станет очевидно и Ваше предприятие «даст крен» на 5 градусов, — будет слишком поздно.

Потеря качества - самая большая опасность, которую таит в себе курс на престиж, а потеря способности управлять - самый большой риск, который мы себе позволяем в погоне за славой.

Никогда не стоит сравнивать те опасности, которые Вас подстерегают, с престижем, которым Вы бредите. Настоящий успех может прийти только благодаря Вашей способности преодолевать трудности. Приведите скорость развития своего дела в соответствие с имеющимися в данный момент реальными возможностями, а не с продиктованными гипотетическим положением в обществе, неважно — личным или коллективным.

Следите за работой предприятия и умейте остановить "машину", если она перестала что-либо производить.

УРОК ТРЕТИЙ:
сплоченность коллектива и слаженность всех действий

С гармонией в отношениях между офицерами «Титаника» было, мягко выражаясь, не все в порядке. Соображением, которое заставило многих офицеров поступить на этот корабль, было не что иное, как продвижение по службе, им его обещали.

В результате при спуске на воду спасательных лодок один из офицеров не реагировал на команды непосредственного начальника, а лишь на приказы командира корабля. А другой терял драгоценное время, систематически пытаясь подтвердить у командира корабля правильность приказов, отдаваемых вышестоящим чином.

Когда корабль тонет, многого не оказывается на месте. Например, старший помощник капитана вообще отсутствовал. Это стало известно уже после кораблекрушения.

А у вас, в Вашем трудовом коллективе, наблюдается столь желанная сплоченность?

На предприятии следует не от случая к случаю, а напротив - систематически вести разговоры о принципе «человека на своем месте», о той реальной роли, которую должен играть менеджер, то есть об умении придать деятельности коллектива динамичность и объединить сотрудников, создать сплоченную дееспособную команду.

Современный менеджер должен уметь найти каждому работнику его место, распознать существующие конфликты, разрешить их и поднять сплоченный коллектив на более высокий профессиональный уровень. Вовсе не следует обещать человеку конкретное повышение по службе, оставьте лишь возможность надежды на то или иное событие в этом направлении. А конкретизировать не спешите.

При этом менеджер не должен превращаться в героя-одиночку, в этакую незаменимую звезду, шефа, которому каждый стремится отрапортовать лично. Он должен уметь передавать свои полномочия. Уметь доверять своим представителям, но и проверять их тоже уметь.

Ассистенты руководителя, его помощники, его заместители не должны ни в коем случае оказаться статистами — они должны быть членами команды, способными в отсутствие шефа крепко держать штурвал и вести «корабль» по его маршруту в соответствии с намеченным курсом.

Вы должны обязательно знать, насколько реально представляют сферу своей компетентности те, кто собирается стать Вашей правой рукой, Вашим помощником, Вашим заместителем.

Выясните непременно, как четко они представляют, какими полномочиями они действительно обладают всегда, а какие с них снимаются, если Вы на месте. И все ли в коллективе согласны, чтобы эти заместители становились начальниками?

Постарайтесь понять, действительно ли коллектив так сплочен, как хотелось бы. Управляйте коллективом, опираясь на опыт.

Вы сами знаете, что мы сильны в тех ремеслах, которым нас учили профессора и увлеченные своим делом учителя, те, кто развивал наши способности, не заостряя внимания на наших просчетах.

Поступайте так же со своей командой. Умейте и похвалить!

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ:
небрежное отношение к техническому оснащению

В ту ночь все были ошеломлены, обнаружив, что у сигнальщиков, среди находящегося в их распоряжении оборудования, там, на вышке грот-мачты на высоте 30 м, в так называемом «вороньем гнезде», не было биноклей!

Несмотря на неоднократные требования, им так и не выдали их. Бинокли не были размещены на высоте грот-мачты, поскольку не были предусмотрены по инструкции еще при выводе «Титаника» из Саутгемптона. Кроме того, офицеры не сомневались, что бинокли предназначены только для них.

С другой стороны, на борту «Титаника» имелось шестнадцать спасательных шлюпок, и они находились на откидывающихся шлюпбалках. Каждая шлюпбалка предназначалась для спуска на воду двух-трех корабельных шлюпок. Инженер Александр Карлист предложил эти шлюпбалки к эксплуатации, поскольку считал, что такая конструкция позволит каждой шлюпбалке обслуживать несколько шлюпок. Но таким образом он стремился обеспечить экономию, а вовсе не безопасность... В ситуации «Титаника» шлюпки теряли свою маневренность, и их нельзя было толком заполнить людьми.

Итак, на своем предприятии Вы должны точно знать, сумели ли Вы обеспечить команду всеми необходимыми средствами производства.

А что, разве и в наше время нет людей, которые работают на некачественном оборудовании, обходятся подручными средствами, пользуются безнадежно устаревшей аппаратурой, сооруженной кое-как благодаря собственной смекалке!.. А Вы порой сами это поддерживаете... быть может, того и не замечая.

И Вас не оправдывает ни отсутствие времени на решение этих проблем, ни скромность бюджета, не позволяющая их разрешить. Хотя, безусловно, ни лишних денег, ни лишнего времени не бывает. И все же именно Вы занимаете место у руля, и именно Вы заслуживаете порицания за все недостатки в работе. Ни к чему иметь несколько дорогостоящих и никчемных инструментов, если жизненно важное для Вас оборудование безнадежно устарело.

Прежде чем предоставлять ответственным сотрудникам усовершенствованную аппаратуру, обеспечили ли Вы весь трудовой коллектив необходимыми для работы инструментами?

Зачастую это оказывается не так дорого и гораздо эффективнее для успеха всего предприятия...

Постарайтесь вникнуть, обеспечили ли Вы необходимыми техническими средствами тех, за кого несете ответственность? Соответствует ли имеющееся оборудование тем целям, которым оно служит? Как Вы организовали работу коллектива? Сделали ли Вы самое минимальное: предоставили оборудование и организовали его эксплуатацию?

УРОК ПЯТЫЙ:
образование и положение

Тогда, это действительно факт, пассажиры проявляли нежелание погружаться в шлюпки, однако следует знать и то, что вместо 65 по регламенту в лодку сажали только 35-40 человек. Известно даже, что в первой лодке разместилось только 11 пассажиров. Это означает, что каждая спущенная на воду шлюпка автоматически обрекала на смерть 25-30 человек...

Ни один офицер не обратил внимания на эту чудовищную беспечность. Если бы правила безопасности были соблюдены, было бы спасено еще 500 жизней.

Некомпетентность одного из офицеров дошла до того, что, обнаружив на правом борту наклон лодки на шлюпбалке, он заставил нескольких пассажиров переместиться, чтобы создать противовес. Как будто корабль водоизмещением в 46 000 тонн может реагировать на вес нескольких человек!

Он, должно быть, нашел диплом об образовании в покупке-сюрпризе и думал, что находится на борту небольшой парусной яхты...

Что же до капитана, то его заставит объяснять свои действия Томас Эндрюс, автор проекта «Титаника», который сам тоже принимал участие в первом и последнем плавании своего детища, и это он повинен в том, что шесть водонепроницаемых кессонов оказались пробитыми. Именно он потребовал от капитана соответствующих действий в создавшейся ситуации и заставил его воспользоваться сигнальными ракетами, возвестившими о бедствии.

И все впоследствии же впоследствии все спасшиеся пассажиры подтвердили, что большую роль в масштабах трагедии сыграла неумелость и некомпетентность матросов, на чьей ответственности было управление шлюпками.

Действительно, обучение спасательным работам оказалось неэффективным, чисто символическим. С экипажем было проведено только одно учебное занятие по спуску на воду, к тому же всего за 48 часов до отплытия и только на примере двух лодок. Более того, это происходило в порту, условия которого отличны от условий открытого моря, к тому же еще и ночью.

Что же до учений по спасательным работам в случае пожара, являющихся по инструкции обязательными перед выходом в плавание, то по неизвестным причинам они вообще не проводились. Через долгое время после трагедии выяснилось также, что «Титаник» до взятия пассажиров на борт прошел только восьмичасовое испытание в море.

Обучайте своих сотрудников, помогайте им повышать профессиональный уровень! Постарайтесь, чтобы к концу года они стали более компетентными специалистами, чем были в начале года.

Сделайте так, чтобы у них была возможность накапливать знания, и впоследствии они будут вспоминать о Вас с благодарностью, считать Вас образцом для подражания. В начале статьи я уже говорил об этом: у людей надо формировать представление, что они, их труд, — нужны. Обучая их, Вы даете им в руки ремесло, необходимое для жизни.

УРОК ШЕСТОЙ:
надо содействовать продвижению людей, имеющих практический опыт работы

Этот предпоследний урок адресован именно Вам, он пригодится в тот момент, когда Вам понадобится назначать кого-то на ответственные участки работы.

Попробуем проанализировать карьеру капитана Смита: он получил диплом капитана на парусном флоте в 25 лет, и очень быстро ему доверили управлять прекрасными судами. В течение 35, даже 40 лет он не столкнулся НИ С ОДНОЙ проблемой. Когда ему говорили: «Раз у Вас никогда не возникало никаких проблем, значит, Вы умели их предвидеть и упреждать». И он отвечал совершенно правдиво: «Да нет, я просто никогда не сталкивался ни с одной проблемой».

Это, действительно, дает право говорить, что он не имел сорокалетнего опыта службы, поскольку один год просто повторялся 40 раз. А это вовсе не одно и то же!

Только тот, кто побит жизнью, умеет ей противостоять. Только трудности и поражения формируют нашу просвещенность, наш опыт.

И только тот, кто обладает истинным опытом, становится настоящим борцом, иными словами, он так же умеет сказать «да», как и умеет сказать «нет»! Именно этого не умел делать капитан Смит. Он только сумел сказать «да» вице-президенту компании, который из тщеславия хотел, во что бы то ни стало, прибыть в порт в определенное время. Тем не менее, Смит совершил свое последнее плавание, его карьера осталась позади, ему нечего было больше ни терять, ни приобретать. Он подчинился только для того, чтобы угодить, чтобы, не дай Бог, не показаться неугодливым.

Это чудовищное послушание было оплачено 1500 жизнями!

УРОК СЕДЬМОЙ:
Удача - результат добросовестности

К тем урокам, которые я уже упомянул, следует добавить еще один, последний. Речь идет о понятиях, труднее всего поддающихся анализу, - об удаче и невезении.

Та трагическая ночь ничем не отличалась от любой другой ночи, темная и сияющая одновременно, тихая, безветренная, никакого волнения на море... Сигнальщики «Титаника», находящиеся в «вороньем гнезде» для ведения наблюдения, не имели возможности извлечь пользу из наблюдения за обычным объектом. Этим объектом как всегда была окружающая айсберг полоса морской пены, которая предупреждала сигнальщиков, что он находится достаточно далеко.

А в результате айсберг возник в мгновение ока — слишком поздно и слишком рано:

Слишком поздно, чтобы уклониться,

Слишком рано, чтобы удержаться от соблазна попытаться маневрировать для избежания столкновения, от маневра, который влек за собой гораздо более опасные последствия, чем столкновение на полном ходу — в лоб. Если бы «Титаник» столкнулся с айсбергом носом, он бы не затонул.

В довершение к этому, невезение заключалось и в том, что это был знаменитый голубой айсберг. Это такая разновидность айсбергов, которые переворачиваются, отделившись от зоны пакового льда, и прежде невидимая часть становится видимой, однако она почти совсем прозрачная, просвечивающая.

Невезение… Действительно, не повезло, но везение вовсе не является такой уж случайностью, оно может быть обеспечено добросовестностью, радением, стремлением к высокому качеству. Добытая таким образом удача позволяет заметить «айсберг» у самого носа нашего предприятия в нужный момент.

Неудача также может быть детищем халтуры, приблизительности, равнодушия.

И пусть каждый извлечет свой урок из этой истории.

Я привел вам рассказ об этой драме, чтобы Вы смогли извлечь из нее уроки, необходимые для успешного ведения своего «корабля», а также и для того, чтобы уроки «Титаника» позволили Вам избежать повторений истории.

Один моряк сказал мне как-то раз: «Крупные катастрофы на море оставляют одну надежду: возможно, больше не будут совершать подобных ошибок, может быть, сумеют спасти людям жизнь».

Через 75 лет после гибели «Титаника» капитан парома для автопассажиров со звучным названием «Глашатай свободного предпринимательства» («Heraid of free enterprise») покинул порт в Зебрюгге, не закрыв ворота парома... Поскольку потребовалось идти с очень большой скоростью, 189 человек были смыты. Они погибли, исчезли!

Итак, я хочу Вам сказать, что Ваше предприятие не должно уподобляться этим судам, которыми управляли люди, не считающие своим долгом о чем-то задумываться, и в результате в один прекрасный день они обрели покой на дне морском в окружении полного безмолвия...

«… приведём пример, который может оказаться полезным для объяснения того, насколько изменились наши представления об американской элите.

Среди множества отклонений фильма «Титаник» от подлинной истории одно особенно важно. В кино, когда корабль тонет, пассажиры первого класса пытаются забраться в спасательные шлюпки, число которых ограничено (на пароходе было примерно 2200 пассажиров – Прим. И.Л. Викентьева). Только решительность закалённых моряков, которые с оружием в руках отгоняют плутократов, цепляющихся за борта лодок, позволяет попасть туда женщинам и детям.

По рассказам выживших в той катастрофе, на самом деле представители высших классов практически без исключений соблюдали правило «сначала женщины и дети».

Об этом неопровержимо свидетельствует статистика. В первом классе были спасены все дети и почти все из 144 женщин (за исключением пяти из них, причем трое сами предпочли умереть вместе со своими мужьями), а 70 процентов мужчин погибли. Во втором классе, которым также путешествовали хорошо обеспеченные представители различных профессий, были спасены 80 процентов женщин, а 90 процентов мужчин утонули.

На «Титанике» мужчины из списка пассажиров первого класса фактически составляли тогдашний список «Форбс-400». Как рассказывают, Джон Джейкоб Астор - по всеобщему мнению, самый богатый человек Америки на тот момент времени - пробился к шлюпке, но отказался занять в ней место, а только посадил туда свою жену, помахав ей рукой на прощание. Бенджамин Гугенхайм также отказался от места в лодке, уступив своё место одной из женщин. Он лишь попросил, чтобы она передала сообщение ему домой: «Скажите моей жене, что я играл по правилам до конца. Ни одна женщина не окажется оставленной на борту этого корабля из-за того, что Бен Гугенхайм оказался трусом».

Иными словами, некоторые из самых влиятельных в мире людей твёрдо придерживались неписаного кодекса чести - хотя это сулило им верную смерть.

У кинематографистов было веское основание исказить историю: сегодня в неё никто не поверил бы. Мы освободили высшие классы от всякого чувства ответственности, и они с удовольствием пошли нам в этом навстречу. В современном представлении они - такие же обычные люди, как и мы. Мы ведём себя так, как будто общество настолько демократично и динамично, что у него фактические отсутствует управляющая элита. Однако она есть.

Богатые и влиятельные люди будут существовать всегда. Мы можем только требовать от них признания того, что их привилегиям сопутствуют обязанности. Социальные условности, профессиональные ассоциации, нравственные суждения, подготовительные школы, кодекс джентльмена - всё это было попытками цивилизовать сильных мира сего. В прошлом американское общество ожидало от этих людей, что они будут достойно вести себя и каким-то образом участвовать в публичной жизни страны.

Недалеко от парка «Восточный Потомак» в Вашингтоне стоит запоминающийся памятник - статуя мужчины с распростёртыми, как у Христа , руками и надписью на пьедестале: «Храбрым мужчинам с "Титаника" отдавшим свои жизни за то, чтобы могли быть спасены женщины и дети». Памятник был возведён на добровольные пожертвования 25 тысяч женщин всей Америки».

Фарид Закария , Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами, М., «Ладомир», с. 262-263.

В современном агитпропе напрасно искать реальную картину ночи 15 марта 1912 года, когда погружался в воду лайнер «Титаник» и люди оставляли тонущее судно. Напрасно искать упоминания о том возмущении в обществе, которое вызвал способ проведения эвакуации населения корабля, о тех обвинениях, которые звучали и звучат поныне. В связи с ними по обе стороны Атлантики - в судебном разбирательстве в Великобритании и в расследовании Сената США - расследование обстоятельств гибели «Титаника» сконцентрировалось даже не на причинах затопления корабля, а на обстоятельствах эвакуации людей с его борта.

Главные обвинения общества сводились к следующему:

Дискриминация пассажиров 3-го класса, которым был ограничен доступ к спасательным шлюпкам. - (Дискриминация по признаку социального положения и материального благосостояния).

Дискриминация мужчин, которым на основании сексистского распоряжения капитана Смита, запрещали посадку в спасательные шлюпки или ограничивали к ним доступ. - (Дискриминация по половому признаку). Дискриминация осуществлялась в пользу женщин, и даже не детей, процент гибели которых значительно превышает процент потерь среди женщин.

Были и другие возмутительные обстоятельства, которые мы осветим далее. Отзвуки этих обвинений можно найти и в бесстрастном отчёте британского суда. Расследуя ситуацию со спасательными шлюпками, судья в отчёте пишет, что в ходе слушаний «У свидетелей была тенденция преувеличения числа людей, находившихся в каждой шлюпке, преувеличения пропорции количества женщин к количеству мужчин, и уменьшения количества членов команды в шлюпках».

Эта фраза отражает следующую реальность, которая была в ту ночь на «Титанике». Спасательные шлюпки от борта отходили заполненными на 1/3 (шлюпка №6 с пассажирами 1 класса) или 1/2, только некоторые были заполнены почти полностью. Людям препятствовали садиться на шлюпки, мужчин не пускали в шлюпки, в том числе для отпугивания людей применялись выстрелы из пистолета (был и такой инцидент, по свидетельствам очевидцев). При посадке в некоторые шлюпки жён разлучали с мужьями, которых оставляли на борту, обрекая на потопление, несмотря на протесты жён (были и такие свидетельства). Команда, которая должна была заниматься сначала спасением пассажиров, а потом своим, садилась в неоправданно большой количественной пропорции на шлюпки вместе с пассажирами, и таким образом мужчин-пассажиров спаслось значительно меньше, чем мужчин из команды. Все эти факты видны из списков пассажиров шлюпок, из отчёта британского расследования, из свидетельств очевидцев.

Приводим результирующие таблицы количества спасшихся с «Титаника» (из британского отчёта).

Согласно британскому отчёту в 20 спасательных шлюпках было 1178 мест, в среднем 59 мест на 1 шлюпку (они были разной вместимости - от 40 до 65 чел). Из спасшихся 711 человек только 625 человек покинули «Титаник» на шлюпках, то есть в среднем загрузка шлюпок составляла 36 человек на 1 шлюпке (61% использования возможностей). Остальные добрались, по-видимому, вплавь. Эвакуация шлюпок с «Титаника» началась в 0.45 и закончилась в основном до 2.00, после чего были отправлены только 4 складные шлюпки. Шлюпки отправлялись с обеих сторон палубы, из разных мест. «Титаник» ушёл под воду в 2.20. Количество спасшихся членов команды 189 чел, что составляет 10 человек на шлюпку - неоправданно много.
Команда объясняла полупустые шлюпки тем, что женщины боялись садиться в них, что многие пассажиры не верили в опасность потопления «Титаника» и т.п. Эти утверждения повторяются и поныне. Но забывают процитировать резонное возражение британского судьи, написанное в отчёте о расследовании:

«... но, тем не менее, я полагаю, что если бы шлюпки задерживали немного дольше перед спуском на воду, или если бы двери прохода были открыты для пассажиров, большее число из них могли бы попасть на шлюпки. И если женщин невозможно было побудить зайти на шлюпки, шлюпки можно тогда было наполнять мужчинами. Трудно оправдать отправление от борта такого большого количества шлюпок неполными с тонущего корабля при полном штиле на море. Эти шлюпки оставили без спасения сотни жизней».

Распространено мнение, что большое число жертв крушения «Титаника» объясняется недостатком спасательных шлюпок. Но цифры говорят, что в шлюпках было достаточно мест практически для всех пассажиров «Титаника»! Согласно данным британского отчёта, на корабле находилось 1316 пассажиров (и 885 членов экипажа), а количество мест в спасательных шлюпках - 1178. Причиной такого большого числа жертв (1490 человек, в том числе среди пассажиров 817 человек) на самом деле была плохая организация эвакуации командой и лично капитаном Смитом, который был более озабочен тем, чтобы не пустить мужчин на шлюпки и дать преимущество женщинам при посадке, чем эвакуацией всех пассажиров. В самом начале эвакуации он дал распоряжение эвакуировать в первую очередь женщин и детей, и во время отправки последней шлюпки снова орал в мегафон: будьте британцами, сначала женщины и дети!... Если бы шлюпки были загружены полностью, жертв было бы на 553 человека меньше; кроме того, не подумали об использовании подручных средств для сооружения чего-то вроде плотов, которые дали бы возможность продержаться на воде (некоторые люди спаслись в воде, держась за перевёрнутую шлюпку); и даже забыли об одной разборной шлюпке - она всплыла после погружения корабля. Вместо этого закрывали двери и перекрывали доступ на палубу...




В отчётах о расследовании обстоятельств эвакуации с «Титаника» обращает на себя внимание подробная разбивка спасшихся и погибших пассажиров по половому признаку, по классам (и эти последние опять с разбивкой по половому признаку). Такие подробные данные не встречаются в отношении других крупных кораблекрушений. Эта подробность отражает огромную озабоченность общества тем порядком эвакуации пассажиров с «Титаника», который был виден из цифр непропорционально большого количества спасённых женщин, крайне низкого процента спасённых мужчин и детей, большой диспропорции в процентах спасённых по 1, 2, 3 классам пассажиров. Существуют утверждения, что третьему классу пассажиров вообще удалось прорваться на палубу к концу эвакуации. В списках пассажиров шлюпок видно, что первые шлюпки отходили мало заполненные, с пассажирами первого класса в полном составе семей (муж, жена, дети) и даже с прислугой и ручными собачками (впрочем, и последние шлюпки, если в них отбывала избранная публика, были мало заполненными: например, шлюпка №4, шестнадцатая по счёту, покинувшая «Титаник»). На них распоряжение капитана в первую очередь отправлять женщин и детей не распространялось.

Впрочем, это распоряжение капитана не выполнялось и на многих других шлюпках. В списках людей, спасшихся на шлюпках видно, что были шлюпки, заполненные преимущественно мужчинами, и были заполненные преимущественно женщинами. На многих шлюпках - большое число мужчин из команды. Всё зависело от того, кто распоряжался посадкой, от личной настойчивости мужчин. Некоторые прыгали в уже отходящие шлюпки с борта. Поведение команды и капитана заставляло вспомнить статью уголовного кодекса «Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении» при возможности оказать такую помощь (а такая возможность была - полупустые шлюпки). Были и желающие не тонуть, что бы ни выдумывали члены команды. Что было делать с такими «несознательными»? Можно ли было им отказывать в спасении? Нет, закон этого не разрешает, можно было только предложить уступить своё место женщинам, но «несознательные» вправе были отказаться. Вследствие всего этого и происходило впоследствии серьёзное разбирательство обстоятельств оставления судна. Только главный виновник событий - капитан - на нём уже не присутствовал.

Легко вычислить, что из мужчин-пассажиров спаслась всего 1/6 часть (всего было 805 мужчин-пассажиров, а спаслось из них 146 (18%)). Но зато спаслась почти 1/4 часть экипажа (24%), среди них были в основном мужчины, только 20 женщин. Экипаж был заинтересован в том порядке посадки в шлюпки, который он установил. Отгоняя мужчин-пассажиров от шлюпок, не пуская их к ним и даже на палубу, мужчины из экипажа получали возможность занимать места в шлюпках сами, прикрывая свои шкурные интересы «благородными побуждениями» заботы о женщинах и детях. Экипаж прекрасно понимал, что в случае, если все пассажиры, мужчины и женщины, будут занимать места в шлюпках, мужчины из экипажа никогда в них не попадут и их шансы на спасение гарантированно будут равны нулю. У команды не было никаких оснований считать свой долг выполненным - большинство пассажиров оставалось на корабле без надежды на спасение (из 1316 пассажиров погибло 817), не было выполнено даже распоряжение спасать в первую очередь женщин и детей - и несколько десятков детей, и более сотни женщин так и не село в шлюпки, погибли.

Наконец, стоит сказать и о той части команды, которая выполняет самую тяжёлую работу в трюме. Считается, что они добровольно в полузатопленном машинном и котельном отделениях из последних сил обеспечивали работу насосов и электростанции, чтобы дать возможность спастись тем, кто наверху. Все они пошли ко дну. Но что можно было делать там этим несчастным в то время как уже вскоре после полуночи большая часть котлов была потушена и огромные облака пара с рёвом вырывались наружу из трубопроводов по бокам дымовых труб? Какая работа насосов могла происходить, если судно наполнялось водой так быстро, что в 1 час 15 минут в воде скрылось носовое название «Титаника», а к 2 часам ночи вода была в 3 метрах от прогулочной палубы? Известно, что работники машинного и котельного отделений считались низшей кастой. Никто из них не спасся. Зато большинство из так называемой палубной команды - спаслись.

Спаслась гораздо меньшая часть женщин 3 класса (76 женщин из 165), чем женщин 1, 2 класса (например, 80 из 93 женщин 2 класса спаслись). Сильнее других детей пострадали дети 3 класса - % спасшихся среди них ниже процента спасшихся детей других классов.

Потери мужчин 3 класса были самыми большими, их было на корабле гораздо больше, чем мужчин остальных двух классов вместе взятых. Погибло 84% мужчин 3 класса (387 из 462 чел.). Самыми «бесправными» оказались мужчины-пассажиры 2 класса, из них погибло 92% (154 из 168 человек). Таким образом, при спасении утопающих преимущество на «Титанике» отдавалось жизням женщин-и-детей 1 и 2 класса (богатых и среднего класса), значительно меньше - жизням женщин-и-детей 3 класса (бедных, пролетариата), ещё меньше - жизням мужчин 1 класса, и совсем мало - мужчинам 2 и 3 класса.
Отдельного разговора заслуживает поведение сидевших в шлюпках людей уже после потопления «Титаника». В воде (-2°С) плавало множество людей, которые погибали от охлаждения, но за те несколько часов, что оставались до прибытия «Карпатии», на шлюпки приняли из воды ничтожное число людей, порядка четырёх человек. В полупустых шлюпках спокойно в течение часа могли слушать душераздирающие вопли несчастных, находившихся в воде, и не спасти их. У них были железные нервы. Если некоторые из сидящих в шлюпках предлагали кого-то спасти, остальные возражали. Полупустые шлюпки так и были подняты полупустыми на борт «Карпатии». Для женщин в шлюпках такое поведение - особенно недостойно, ведь им только что обеспечили преимущества при спасении... Кроме того, женщины считаются слабыми и добрыми существами. Большинство из плававших в воде погибли и утонули.

Можно предположить, что и в остальных классах ситуация была столь же справедливой. На этом фоне ситуация, которая была на «Титанике», выглядит просто чудовищной. (Для сравнения: на «Титанике» в 1-м классе выжило 34% мужчин (учитывая и мальчиков) и 97% женщин (учитывая и девочек)).

2) После нанесения торпедного удара по аналогичному двум предыдущим кораблю «Вильгельм Густлоф» в 1945 году, он затонул через 50 минут. Достоверных данных о количестве людей на борту и спасшихся/погибших нет, поэтому мы никаких данных не приводим, но сообщается такая подробность: при эвакуации капитан настаивал на том, чтобы первыми на шлюпки поднялись женщины и дети, но люди игнорировали его требование, расценивая его как рекомендацию, которой они не последовали (и были совершенно правы - все люди равны, имеют равное право на спасение своей жизни, и никто не имеет права отнимать у них это право).

3) Корабль «Океанос» в 1991 году затонул у берегов Южной Африки. Как сообщается в статье из энциклопедии Википедия, пассажиры обвиняли капитана этого корабля, в том, что он оставил их без помощи при эвакуации. Капитан настаивал на том, что покинул корабль для организации спасательных работ и затем следил за спасением из вертолёта. «Нью-Йорк Таймс» цитирует капитана: «После того как я отдал команду оставить корабль, не имеет значения в какой момент я его покидаю. Если некоторые люди хотят оставаться, пусть остаются».

4) Немецкий лайнер «Шиллер» в мае 1875 года затонул, потеряв большинство пассажиров и экипажа. После того как судно село на риф, пассажиры стали сражаться за возможность сесть в шлюпки, многие из которых были не пригодны из-за повреждений. Капитан пытался установить порядок (вернее, своё представление о порядке) с помощью пистолета и сабли, но, пока он этим занимался, 2 единственные пригодные к использованию шлюпки отчалили с 27 человеками в них, что было значительно ниже их вместимости. Эти шлюпки пристали к берегу, в них было 26 мужчин и 1 женщина. На борту 50 женщин с детьми укрылись от шторма в рубке. На глазах у команды и мужчин-пассажиров огромная волна смыла в море рубку и всех бывших в ней людей, все они погибли. Немногие из оставшихся на останках корабля дожили до утра при свирепствовавшем шторме, но утром для оставшихся пришло спасение. Из 254 пассажиров и 118 членов экипажа осталось в живых 37 человек.
Это были первые попавшиеся нам случаи крушений пассажирских кораблей. Поскольку специального отбора случаев мы не делали, можно сделать вывод, что эти примеры отражают реальную практику жизни в таких ситуациях.

* * *
Потопление «Титаника» было не самым крупным в 20 столетии по числу жертв, проведение эвакуации людей на нём также не было образцовым. Тем не менее, «Титаник» известен всем. Что в нём так привлекает тех, кто популяризирует эту трагедию? История «Титаника» с её спасшимися женщинами и неспасшимися мужчинами представляет потенциально хорошую возможность для назидания мужчинам и внушения им комплекса второсортности по сравнению с женщинами - стоит только представить дело как норму, растолковать мужчинам, что так и должно быть. И как видим, недостатка в такого рода пропаганде нет. Это даже не феминизм, который декларирует равенство полов и, следовательно, в случае «Титаника» должен требовать равного доступа к шлюпкам как женщин, так и мужчин. Это нечто иное, ещё не имеющее названия. Наиболее известным событием из того пропагандистского потока, который мы обрисовали, был голливудский фильм «Титаник» 1997 года. Этот поток существует десятки лет. Например, похожий подход - в книге Семёна Исааковича Белкина «Голубая лента Атлантики» (1975 г.), где отдельная глава посвящена гибели «Титаника». Изложение здесь, скорее всего, основано на англоязычной литературе, список которой приводится в конце книги.

Низкий процент спасшихся мужчин здесь объясняется личным желанием мужчин погибнуть ради женщин. Автор как бы ставит в пример такое поведение (которого, как мы видели, не было на «Титанике» и никогда не бывает при кораблекрушениях). Все острые углы сглажены, противоречия затушёваны, изложение выдержано в сентиментально-романтических тонах. Как бы в назидание читателям С.И.Белкин приводит такие сведения: «Среди обслуживающего персонала на лайнере было много 15- и 16-летних мальчиков: стюардов, лифтеров и др. Они имели полное право в числе первых занять места в шлюпках, но никто из них не воспользовался этим правом. Все они погибли». Смысл этого пассажа можно изложить такими словами: смотрите, даже мальчики понимают что нужно жертвовать своей жизнью ради дам! Автор знал на какого читателя рассчитана книга, потому, вероятно, посчитал этот пример уместным. В предисловию к своей книге он пишет: «Большие затруднения при этом вызвала проблема подачи цифр: поскольку книга рассчитана на широкий круг читателей, главным образом на молодёжь, автору хотелось избежать обилия цифрового материала».

Есть здесь и пример полковника, который уже сидел в шлюпке со своей юной невестой, и который немедленно уступил своё место в шлюпке, когда на палубе появилось ещё несколько женщин. Нелепый пример, полковник оставил свою невесту вдовой; необходимости уступать место не было - все шлюпки, за исключением одной, отходили не полностью загруженными, свободные места в них были. Нужно помнить в какую эпоху в СССР выходила эта книга - и ничему не удивляться.

Основные усилия автора направлены на доказательство (с помощью примеров) того положения, что мужчины сами, по своей воле, вследствие своей высокой «сознательности» обрекали себя на гибель ради незнакомых им женщин. Хотя не понятно, откуда берётся такая сознательность, на чём она основана - ведь люди равны в своём праве на жизнь, у всех есть инстинкт самосохранения. С другой стороны, приказ допускать к шлюпкам в первую очередь женщин и детей свидетельствует, что мужчины хотели занимать места в шлюпках и нельзя говорить, что мужчины по своей воле не садились в шлюпки. И С.И. Белкин, действительно, вынужден сообщить читателю: «Конечно, было немало других пассажиров, пытавшихся за счёт более слабых и нерасторопных спасти свою жизнь...». Неоказание помощи со шлюпок тем, кто плавал в воде, также говорит о том, что такие несознательные пассажиры были, и, что самое интересное, половина из тех чёрствых несознательных душ в шлюпках были женщины. Теперь они, по всей видимости, считали слабыми и нерасторопными погибающих в воде - ведь те не смогли попасть в шлюпки в то время, когда нужно было это делать - с палубы корабля.

Пропаганда прилагает усилия также и для оправдания принципа капитана «Титаника»: сначала - женщины и дети. Они сводятся к тому, что женщины и дети - более слабые, а слабым нужно давать преимущества. Мы уже знаем, какая чудовищная ложь и злоупотребления скрываются за этой демагогией в случае «Титаника». Такая же ложь скрывается за ней и в любых других случаях. Известно, как «защищал» капитан интересы более слабых в социальном отношении пассажиров 3-го класса. Может быть, кто-то предлагал 3-му классу проход к шлюпкам в первую очередь, а пассажирам 1-го класса предлагал подождать и проявить сознательность как более сильным и богатым? Пускаться в схоластические споры по этому вопросу нет смысла. Пример «Лузитании» показывает как можно действовать в таких ситуациях. Впрочем, так ли серьёзно все озабочены обеспечением преимуществ для слабых? Когда мальчики (дети, явно более слабые, чем взрослые женщины) отказываются от своего права на спасение в пользу женщин, то есть более сильных, это, похоже, вызывает положительную оценку...
Удивительно, как из бесчестной и скандальной трагедии пропаганда может сделать поучительную сказочку, внушающую мужчинам комплекс второсортности в сравнении с женщинами и ложные модели поведения.

Вокруг «Титаника» накручивается много умственных теорий, объясняющих как и почему там должны были вести себя мужчины (женщин оставили в покое), почему женщинам было оказано предпочтение, но углубляться в них мы не будем за ненадобностью. Как бы то ни было, и мальчики, и мужчины вполне вправе выбросить изуверские мифы, внушаемые пропагандой, из своей головы.

* * *
Может быть, такой порядок спасения с тонущего корабля, как на «Титанике», является нормой? Мы сделали поиск в интернете, который показал: такой порядок - исключение. В остальных примерах кораблекрушений, которые мы нашли, мы не увидели среди спасшихся ни такой диспропорции по половому признаку, ни такой диспропорции в зависимости от класса пассажиров. Случай на «Титанике» - странный. Странный престарелый капитан Смит сначала своим неумелым руководством довёл судно до потопления среди полного штиля, затем стал навязывать дискриминацию мужчин и отдавать преимущества женщинам, и своими распоряжениями при эвакуации погубил ещё сотни жизней, которые можно было бы спасти. (Это может служить метафорой того, что происходит в некоторых странах).

Вот примеры других кораблекрушений.

1) Корабль «Лузитания», почти идентичный «Титанику» по размерам и по количеству пассажиров на борту, в последний свой рейс в 1915 году был потоплен торпедой. Он скрылся под водой за 18 минут. Но и за это малое время эвакуации с него спаслось 773 (а с «Титаника» спаслось 711) человека.

Вот разбивка спасшихся по классам, она показывает приблизительно равный для всех % выживания:



Метки:



Статьи по теме