Общее между характером и темпераментом. Связь характера с темпераментом и их отличия. Отличия темперамента от характера

Уникальность характера и темперамента – неотъемлемая черта каждого человека. Они являются основными свойствами личности. Взаимосвязь характера и темперамента изучалась учеными на протяжении многих лет. Некоторые из них считают, что темперамент основа характера доминирующая над ним. По мнению других именно характер со своими устойчивыми индивидуальными особенностями, может оказывать влияние на темперамент и изменить его.

Характер (с гр. - отличительная черта, примета, знак) совокупность достаточно устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в общении и деятельности.

Формирование характера происходит на протяжении всей жизни человека. Большую роль в его формировании играют среда воспитания, социальные установки, отношения. Люди, живущие в похожих условиях, имеют одинаковые черты характера, не смотря на то, что темперамент у них может быть разный.

Способности человека и достижение целей во многом зависят от его характера. Высокая требовательность к себе, критическое отношение к своему делу, вера в свои возможности и цели формируют характер личности.

Основным компонентом сформировавшего характера является система убеждения. Убежденность говорит о целенаправленности человека в достижении целей, непреклонности и уверенности в справедливости и важности выполняемого им дела.

Глубокие и устойчивые интересы достаточно тесно связаны с особенностями характера личности. И наоборот, недостаток самостоятельности и цельности личности, говорят о поверхностных интересах, которые в большей степени являются подражанием.

Физиологической основой характера и темперамента, является тип нервной системы. Хотя эта связь не прямая, а опосредованная. Личности с одинаковыми чертами характера могут иметь различные типы нервной системы и наоборот, люди с разными чертами характера – один.

Взаимосвязь характера и темперамента человека прослеживается на протяжении всей жизни. Однако если характер может меняться и формироваться в зависимости от образа жизни человека, темперамент человек получает с рождением от родственников, он закреплен генетически. Являясь наследственным свойством, он практически не поддается изменению.

Темперамент (с лат.) переводится соразмерность, упорядоченность, как надлежащее соотношение частей. Многие ученые считают темперамент индивидуальной особенностью личности и отмечают его большое влияние на поведение и динамику протекания психических процессов. Под динамикой подразумевается ритм, продолжительность, темп, интенсивных психических и эмоциональных процессов, таких как подвижность, замедленность или быстрота реакции, активность.

Характеризуя динамичность человека, темперамент не характеризует его взглядов, интересов и убеждений. В отличие от характера он не является показателем возможностей человека и его способностей. Чаще всего встречаются люди со смешанным темпераментом. Однако преобладание, каких - то определенных черт, дает возможность определить тип темперамента.

Флегматик – спокойный, уравновешенный, не торопливый. В работе и достижении целей проявляет настойчивость и упорство. По поведению трудно определить его чувства и эмоции.

Холерик – неуравновешенный человек, с быстро меняющимся настроением и вспышками эмоций. Обладая хорошей работоспособностью, нерационально растрачивает свои силы и в процессе работы может произойти перемена в настроении и спад деятельности. В общении с людьми раздражителен, резок, может легко создать конфликтную ситуацию.

Сангвиник - может контролировать свои эмоции, легок в общении с людьми, предпочитает творческую работу. Однако этот тип темперамента имеет двойственную характеристику. Его настроение может быстро меняться, возникающие чувства привязанности, радости, горя неустойчивы, они могут так же быстро исчезнуть, как и появиться.

Введение

1. Понятие темперамента

2. Типы темпераментов

4. Типы характера

Заключение

Литература

Введение

Психика каждого человека уникальна. Неповторимость ее связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия).

К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также возрастные и половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которую преломляются внешние воздействия. Важнейшим компонентом внутренних условий являются свойства нервной системы. Тип нервной системы обуславливает в свою очередь темперамент человека. Но не во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает значительное влияние, как на скорость развития темперамента, так и на способы проявления его личностью.

В повседневной жизни, когда мы стремимся подчеркнуть своеобразие и уникальность человека, то говорим не только о его темпераменте, но и об индивидуальном складе характера. Понятие "характер" используется весьма широко, для обозначения специфического не только в человеке, но и в каком-либо явлении или процессе. В психологии оно конкретизируется: под "характером" подразумевается определенная психическая подструктура или психическое свойство личности.

Цель реферата - углубление знаний о темпераменте и характере человека, рассмотрение типов и свойств темперамента и их влияния на характер человека, формулирование выводов на основании проведенной работы.

1. Понятие темперамента

Сегодня существует множество подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента : "Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их-с другой" (Теплов Б. М., 1985). Таким образом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций.

Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент - индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. К свойствам темперамента относятся:

) индивидуальный темп и ритм процессов психических;

) степень волевого усилия.

Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. (Психологический словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского)

2. Типы темпераментов

До настоящего времени основными типами темперамента считаются те же четыре, которые были выделены античной наукой: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Представление о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых характерных для данного лица психологических особенностей.

Рассмотрим характерных представителей основных типов темперамента на примере учеников шестых классов, возраст 12-13 лет (описания первых трех - из работы B.C. Мерлина и Б.А. Вяткина).

Сангвиник (Сережа) - очень живой, непоседливый подросток. В классе ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Быстрая походка вприпрыжку, быстрый темп речи. Очень впечатлителен и легко увлекается. Возбуждено рассказывает о просмотренном фильме, прочитанной книге. На уроках живо откликается на каждый новый факт или новую задачу. Вместе с тем его интересы и увлечения очень непостоянны и неустойчивы. Увлекшись новым делом, мальчик легко охладевает к нему. У него живое, подвижное, выразительное лицо. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или к человеку. На интересных для него уроках он проявляет большую работоспособность. На "неинтересных" же уроках почти не слушает учителя, разговаривает с соседями, зевает. Чувства и настроения его очень изменчивы. Получив "двойку", он готов расплакаться и с трудом сдерживает себя. Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает о плохой отметке и в перемену бурно и весело носится по коридорам. Несмотря на его живость и непоседливость, его легко дисциплинировать: у опытного учителя он прекрасно сидит на уроках и никогда не мешает работе класса. Быстро привыкает к новой обстановке и новым требованиям. В данной школе он учится первый год, а между тем уже привык к новым учителям, сошелся с ребятами, подружился со многими, вошел в актив класса.

Холерик (Саша) - выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в состояние возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями. На любой вопрос преподавателя готов отвечать, не подумав, и потому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Объяснения учителя слушает очень сосредоточенно, не отвлекаясь. Так же сосредоточенно выполняет классную и домашнюю работу. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Говорит громко, быстро. Пишет быстро, размашисто, почерк неровный. В выполнении общественных поручений, а также в спортивных занятиях проявляет активность и упорство. Его интересы довольно постоянны и устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях и с большой энергией их преодолевает.

Меланхолик (Коля) - спокоен, сидит всегда в одном и том же положении, что-нибудь вертит в руках, настроение меняется от очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. Когда учитель пересадил его с одной парты на другую, он обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, и в этот день на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. Вместе с тем чувства у него пробуждаются медленно. При посещении представления в цирке он долго сидит, молча, с неподвижным лицом и лишь постепенно начинает "оттаивать" - улыбаться, смеяться, вступать в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, как мальчик смущается, голос его становится глухим, тихим. Очень сдержан в выражении чувств. Получив "двойку", нисколько не изменившись в лице, идет на место и садится, но дома, по словам родителей, долго не может успокоиться, не в состоянии приняться за работу. Отвечает на уроке неуверенно, запинаясь, даже если тщательно подготовился к уроку, свои способности и знания оценивает низко, тогда как в действительности он несколько выше среднего уровня. Если при выполнении какого-либо учебного задания встречаются трудности, он теряется и не доводит работу до конца.

Флегматик (Виктор) - нетороплив и спокоен. Он отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости, как бы хорошо ни знал материал. Для него характерна неутомимость: он не избегает дополнительной умственной нагрузки и, сколь бы долго ни занимался, его не удается видеть усталым. Он тянется к логически развернутым, пространным высказываниям: произносит слова ровным голосом, не боясь сбиться, как бы уже в самом начале длинного построения зная, когда и каким образом будет закончена начатая мысль. Внешне он не возбуждается и ничему не удивляется на уроке, что бы ни происходило в классе. Он участвует в спортивных соревнованиях (гимнастика), не обнаруживая, в отличие от большинства участников, какого-либо азарта или волнений. Он не бывает ни суматошным, ни веселящимся, ни расстроенным .

В психологии получила определенное признание классификация темпераментов, основанная на учете таких психологических особенностей, которые обозначают терминами экстраверсия, интроверсия (эти понятия были введены в психологию швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в первой четверти нашего века).

Они определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия), или же от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверсия).

Рис. 1. Типы темпераментов

Рис. 2. Ваш тип темперамента

Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом. Если взять, например, крупнейших русских писателей, то у А.С. Пушкина мы можем отметить яркие черты холерического темперамента, у А.И. Герцена - сангвинического, у И.В. Гоголя и В.А. Жуковского - меланхолического, у И.А. Крылова и И.А. Гончарова - флегматического.

3. Понятие характера и его черт

Характер (от греч. character - черта, признак, примета, особенность) - это стрежневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях, его привычные способы реагирования, специфические особенности отношений с окружающим миром.

Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека. По мнению Б.Г. Ананьева, характер "выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной личности образе действий".

С одной стороны, в каждом конкретном случае налицо неповторимость индивидуального опыта человека, его жизненного пути, психологической судьбы, и все это запечатлено в человеческом характере.

С другой стороны, имеют место типичные обстоятельства жизни, общие для многих, в которых проявляется конкретный человеческий характер, что позволяет говорить об общественных предпосылках его формирования.

В становлении характера человека ведущую роль играют формы его социальных (межличностных) взаимоотношений. Характер является результатом взаимодействия наследственных задатков и качеств, вырабатываемых в процессе развития личности, ее социализации, обучения и воспитания.

Характер может маскироваться посредством освоенных человеком способов социально ожидаемого или ролевого поведения. Однако в экстремальных или эмоционально напряженных ситуациях его наиболее существенные черты проявляются даже вопреки обстоятельствам.

Под чертой характера понимают ту или иную особенность личности человека, которая систематически проявляется в различных видах его деятельности и по которой можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Б.М. Теплов предложил черты характера делить на несколько групп в соответствии с системой отношений человека к действительности :

по отношению к другим людям - общительность (коммуникабельность) или замкнутость, тактичность или грубость, искренность или лживость и пр.;

по отношению к деятельности (труду) - ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;

по отношению к объектам и к собственности - аккуратность или небрежность, бережливость или расточительность, щедрость или скупость и прочее;

по отношению к самому себе - самоуверенность или самокритичность, скромность или заносчивость, чувство собственного достоинства, обидчивость, эгоцентризм и т.д.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться "белой вороной), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае, при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности ("беликовское" - по А.П. Чехову - "как бы чего не вышло) и т.д.

Разумеется, не всякий человек, у которого в характере доминирует трусость, продемонстрирует структуру характера, подобную охарактеризованной выше, включая все перечисленные черты. В разных жизненных обстоятельствах она может быть существенно преобразована и даже может включить качества, казалось бы, противоположного доминирующему (к примеру, трус может быть наглым). Однако общая тенденция к проявлению именно такого комплекса качеств характера для трусливого человека будет преобладать.

Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые. Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характера выделять определенные их типы, наделенные общими чертами.

4. Типы характера

Наиболее известна теория характера, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

астеники (от греч. σθενές - слабый) - люди худые, с удлинённым лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики - люди замкнутые, серьёзные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении.

атлетики (от греч. θλητικός - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики - люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии.

пикники (от греч. πυκνός - плотный, толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тип характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

темперамент характер флегматик сангвиник

5. Связь характера с темпераментом и их отличия

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь .

Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.

В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.

Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Отличие характера от темперамента:

1) характер формируется в процессе жизни, а темперамент возникает биологически (при рождении);

) темперамент отличается стабильностью, характер же постоянно меняется;

) характер зависит от мотивов и воли, а темперамент от них не зависит.

Заключение

В заключение своей работы могу сделать следующие выводы.

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным.

Темперамент не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности - постепенно ткут узоры. Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

Таким образом, необходимо знать тип своего темперамента, чтобы уметь правильно воспользоваться его преимуществами и преодолеть недостатки.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера, Л., 1989.

Введение в психологию: [Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений/ А.В. Брушлинский и др.; Под общ. ред. А.В. Петровского]. - М.: Академия, 1995. - 493 с.

Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте // Психологический журнал. - 2001. - № 3: Том 22. - С.68-85

Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: 2008 - 583 с.

Теплов Б.М. "Проблемы индивидуальных различий" - СПб, 1992 г.

Представьте себе среднестатистического человека. Он также, как и все окружающие, является личностью, набитой мировоззрением и индивидуальными чертами. Он запоминается окружающим своим потрясающим обаянием, заражает оптимизмом и покоряет красноречием. Благодаря чему этот человек получил подобное описание? Одни скажут, что таков его темперамент. И будут правы. А другие ответят, что все дело в его характере. И тоже будут правы. Так в чем же различия между характером и темпераментом? Давайте разберемся, есть ли у этих понятий хоть что-то общее.

Характер и темперамент человека

Взаимосвязь темперамента и характера в течение многих лет изучались разными учеными. В итоге появилось 4 основных мнения относительно соотношения этих двух понятий:

  1. Темперамент отождествляется с характером.
  2. Темперамент противопоставляется характеру.
  3. Темперамент признан элементом характера.
  4. Темперамент считается основной природой характера.

Если рассматривать научное толкование понятий, то отличительные признаки темперамента от характера становятся более заметны:

Темперамент - это совокупность свойств психики, которые влияют на поведение человека и его деятельность. Память, скорость мышления, степень сосредоточенности и ритм деятельности - за все это отвечает нервная система человека, которую принято считать основополагающим фактором формирования одного из видов темперамента. Всего их 4:

  • холерический - для людей этого типа характерна подвижность нервной системы. Такие люди часто неуравновешенны. Они мгновенно выходят из себя и также быстро становятся спокойными;
  • сангвинический - обладатели этого типа темперамента открыты и общительны, но их отношение к миру поверхностно. Они быстро привязываются и также быстро становятся равнодушными ко всему, что их окружает;
  • флегматический - людям с этим типом темперамента присвоено звание самых спокойных и невозмутимых. Они усердны в делах, неспешны и невозмутимы;
  • меланхолический - к этому типу относятся ранимые и часто замкнутые личности. Они постоянно подвержены страхам и нерешительности.

Характер - в отличие от темперамента он является совокупностью качеств, которые проявляются по отношению к объектам и предметам окружающего мира. Характер тоже обусловлен работой психики, но в отличие от темперамента, который дан человеку от природы, он формируется и видоизменяется в течение жизни. На характер человека влияют такие факторы как социум, воспитание, профессия и т.п.

Дать какую-либо точную классификацию характеру пытались многие психологи. Однако связь темперамента и характера не позволила сделать характеристику чистой, и теперь такие типы характера как волевой, рассудочный и эмоциональный непрерывно связаны не только с влиянием социума, но и с врожденными природными особенностями личности.

Кроме того, характер можно классифицировать по наличию в нем различных черт:

  • отношение к самому себе (эгоизм, гордость, уничижение);
  • отношение к окружающим людям (толерантность, грубость, отзывчивость и т.п.);
  • отношение к деятельности (энергичность, усидчивость, лень);
  • отношение к окружающим вещам (скупость, аккуратность).

Таким образом, особенности темперамента и характера заключаются в том, что их часто путают, называя врожденные качества личности проявлениями психики и наоборот, характеризуя приобретенные в социуме черты, как индивидуальные свойства нервной системы.

На самом же деле дифференцировать эти два понятия можно довольно просто. Соотношение темперамента и характера можно представить следующим образом:

Темперамент и характер всегда будут путать между собой. Однако в тандеме они создают целостную личность, которую всегда можно оценить со стороны. И главное, чтобы ее врожденные качества всегда находились в гармонии с приобретенными.

Если исходить из сугубо материалистического понимания вещей, то можно сказать, что характер и темперамент схожи в своей зависимости от физиологических особенностей индивида. Процесс формирования характера находится в зависимости от свойств темперамента, который более тесно взаимодействует со свойствами нервной системы. Важно также знать, что черты характера проявляются только тогда, когда уже основательно развит темперамент, т.е. темперамент служит базой для развития характера, а также определяет в нём такие черты как инертность реакции, подвижность, уравновешенность, адаптивность. Но характер отнюдь не предопределяется темпераментом и люди со схожими свойствами темперамента могут быть совершенно разными по характеру. Особенности темперамента могут, как способствовать, так и противодействовать процессу формирования каких-либо черт характера, они даже могут вступать в конфронтацию с ними.

У человека, характер которого уже сформирован, темперамент теряет свою самостоятельность как формы проявления личности и становится его динамическим аспектом, заключаясь в его конкретной эмоциональной направленности, скорости, с которой протекают психические процессы и проявления личности, а также в конкретной характеристике её действий и движений. Также нужно заметить, что на формирование характера воздействует и система условных рефлексов, которые образуются в ответ на регулярно повторяющийся комплекс раздражителей. Эти условные рефлексы также называют динамическими стереотипами. На их формирование влияет отношение индивида к окружающей обстановке; и уже это обуславливает изменения в возбуждении, торможении, подвижности нервных процессов, т.е. в функционировании нервной системы вообще. Черты характера и темперамента связаны между собой органически, и их взаимодействие происходит в единой структуре человека, благодаря чему образуется неразделимая интегральная характеристика его индивидуальности.

Невзирая на то, что характер определяют, как одну из индивидуальных особенностей личности, в его структуре выделяют общие черты, характерные для конкретной категории людей. И даже у самого, казалось бы, необычного человека можно выделить черту, которая автоматически определит его принадлежность к группе людей со схожим поведением. В этой ситуации следует говорить о типических чертах характера. По мнению известного отечественного психолога Н. Д. Левитова, тип характера является конкретным выражением в характере индивида черт, общих для какой-либо категории людей. Характер формируется у человека в процессе жизнедеятельности и взаимодействия с социумом, а это значит, что он является продуктом общества. Этим и можно объяснить различия и сходства в поведении людей, которые принадлежат к разным группам.

Характер человека отражает различные типические черты: возрастные, профессиональные, национальные. Они часто зафиксированы человеческим сознанием в разных стереотипах и установках. Так, не составит никакого труда определить общие черты характера детей, подростков, пенсионеров или людей одной профессии. Но нельзя забывать и об индивидуальных чертах каждого характера. Если даже учесть его устойчивость, он всё же пластичен и под воздействием различных жизненных обстоятельств и условий подвержен развитию и изменениям.

Классификация характеров

Какой-либо общей и стандартной классификации характеров не существует. Если же и требуется как-то классифицировать их, то критерии вводятся исследователем, и, в зависимости от задачи, происходит деление людей на отдельные группы по преобладающим признакам. Например, можно разделить людей на тех, кто имеет преобладающие эмоциональные или волевые качества. Поэтому и разделяют характеры, как правило, на рассудочный, эмоциональный и волевой типы. Знаменитый швейцарский психиатр Карл Густав Юнг выдвинул идею о том, что характеры следует классифицировать, исходя из принадлежности человека к интровертированному или экстравертированному типу, каждый из которых является типом темперамента.

Экстравертированный тип означает, что личность человека обращена к внешнему миру, явления и объекты которого оказывают на неё огромное воздействие. Для людей такого типа явления их субъективного мира не так значимы, а сами эти люди обладают такими качествами, как коммуникабельность, адаптивность поведения, инициативность, импульсивность и т.п.

Интровертированный тип означает, что интересы личности сфокусированы, главным образом, на явлениях её внутренней реальности. Именно они обладают здесь повышенной ценностью. Людям такого типа свойственна склонность к самоанализу, низкий уровень адаптивности, замкнутость, необщительность и т.п.

В некоторых случаях характеры классифицируют также на самостоятельный и комфортный, подчиняющийся и доминирующий, анархический и нормативный и некоторые другие. Что же касается черт характера, то их существует великое множество, и каждая из них может быть выражена в разной степени.

Характер и темперамент

Если мы возьмём в качестве примера любого человека, то сразу же обнаружим, что он представляет собой личность, имеющую своё мировоззрение и свои индивидуальные черты. И в нашем сознании всегда отложится некое представление о нём, т.е. мы дадим ему соответствующее описание. Но что обуславливает это описание? Некоторые скажут, что дело в темпераменте, другие будут уверены, что суть – в характере. Но правыми окажутся и те, и другие. Что же делать в этой ситуации? Как чётко разграничить характер и темперамент? Именно эта взаимосвязь между характером и темпераментом является объектом изучения учёных уже множество лет. И благодаря этим исследованиям появилось четыре разных мнения:

o Характер и темперамент тождественны

o Характер и темперамент противопоставляются друг другу

o Темперамент является частью характера

o Темперамент является основой характера

И научное толкование этих двух терминов позволяет более чётко провести разделительную черту между ними.

Характер отличается от темперамента тем, что является комплексом качеств, проявляющихся по отношению к явлениям и объектам внешнего мира; он, как и темперамент, обусловлен работой психического аппарата, но способен формироваться и изменяться в процессе жизнедеятельности.

Классифицировать характер, как уже указывалось, пыталось множество психологов, но его связь с темпераментом затруднила эту задачу, отчего такие типы характера, как рассудочный, волевой и эмоциональный, связаны и с влиянием общества и природными личностными особенностями. Но характер можно классифицировать ещё по наличию особых черт в нём. Это:

o Отношение к объектам внешнего мира (аккуратность, щедрость и т.п.)

o Отношение к деятельности (лень, усидчивость и т.п.)

o Отношение к людям (гуманность, отзывчивость и т.п.)

o Отношение к себе самому (гордость, эгоизм и т.п.)

Темперамент же, в свою очередь, является совокупностью психических свойств, воздействующих на поведение и деятельность индивида. Нервная система отвечает за уровень сосредоточенности, быстроту мыслительного процесса, память и т.д. И именно нервная система является основой одного из четырёх видов темперамента:

o Меланхолического типа

o Флегматического типа

o Сангвинического типа

o Холерического типа

Отсюда следует вывод, что особенности характера и темперамента состоят в том, что их нередко путают. Так, например, психическими проявлениями могут считать наследственные качества личности и наоборот, говоря о приобретённых в обществе чертах, как об индивидуальных свойствах нервной системы.

В действительности же различить характер и темперамент очень просто. Их соотношение представляется в следующих формах:

o Характер и черты характера можно оценить, а темперамент оценить нельзя;

o Типы темперамента уже давно классифицированы, а типы характера не классифицированы и по сей день;

o Характер способен меняться в процессе жизни, темперамент же измениться не может;

o Характер является совокупностью приобретённых качеств, в то время, как темперамент – совокупность врождённых.

Характер и темперамент, скорее всего, путать друг с другом будут ещё очень и очень долго. В особенности это касается тех людей, которые никогда не задавались вопросами различия между ними. Вы же теперь можете чётко определить как собственный характер и темперамент, так и характер и темперамент окружающих вас людей. Но помните о том, что именно тандем характера и темперамента создаёт целостную, гармоничную личность. И самое главное, чтобы приобретённые качества личности человека всегда были в гармонии с теми, что заложены в нём с самого рождения.



49. Закономерности и принципы воспитания.

Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и характером развития педагогической науки. Кроме того, на одном и том же историческом отрезке различные ученые могут трактовать их по-разному. Поэтому при анализе данной категории будем исходить из выделения внешних и внутренних закономерностей воспитательного процесса.

Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.

Внутренние закономерности характеризуют связи между: компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами); характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Среди внутренних закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие:

Воспитание всегда связано с обучением;

Эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания, проводимым на основе учета объективных и субъективных факторов, характерных для данной личности или группы лиц;

Чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется;

Воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном, целостном единстве.

Объективный характер закономерностей как методологических основ воспитания выражается в том, что они присутствуют в воспитательном процессе всегда, независимо от того, известно ли о них педагогу, ориентируется ли он на них в ходе своей деятельности или нет. Практические указания, направленные на разъяснения того, как должен работать педагог, чтобы эффективно реализовывать закономерности воспитания в ходе своей профессиональной деятельности, излагаются в принципах (правилах) воспитания – положениях, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса. Эти требования таковы:

– обязательность, означающая, что, если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным;

– комплексность, выражающаяся в том, что принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно друг от друга, а в целостном и неразрывном единстве;

– равнозначность, означающая, что среди принципов нет деления на главные и второстепенные.

В современной педагогической теории не выработано единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако чаще других называют следующие: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.

Персонификация (индивидуализация) предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям. Для педагога, реализующего принцип персонификации, приоритетными направлениями воспитательной деятельности должны быть: определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности в учебной и во внеучебной работе, предоставление каждому ребенку возможностей для оптимальной самореализации и самораскрытия.

Чтобы реализовать принцип персонификации, педагогу следует ориентироваться на следующие правила: 1) работа, проводимая с группой учеников, должна быть направлена на развитие каждого ребенка; 2) успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других; 3) при выборе воспитательного средства необходимо учитывать индивидуальные качества ребенка; 4) поиск способов коррекции поведения ученика следует осуществлять во взаимодействии с ним; 5) постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.

Принцип природосообразности обосновывался разными учеными различных исторических эпох, начиная со времен Античности. Он занимал значительное место в педагогических взглядах Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега, Я. А. Коменского, которые призывали воспитывать личность в соответствии (сообразно) с ее природными способностями и возрастными особенностями. Современная трактовка этого принципа исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и общества, формировать у человека ответственность за окружающую природу и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У формирующейся личности следует культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.

С позиций принципа природосообразности необходимо, чтобы в ходе воспитания формирующаяся личность: а) осознавала себя гражданином Вселенной; б) отчетливо понимала происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы; в) ощущала сопричастность природе и социуму; г) осознавала себя субъектом, творящим ноосферу, разумно и сохранно потребляющим, сберегающим и воспроизводящим ее.

Кулътуросообразностъ – принцип воспитания, который впервые был обоснован в трудах Д. Локка, утверждавшего, что душа ребенка – это tabula rasa («чистая доска»), что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни. К. А. Гельвеций и И. Г. Песталоцци, основываясь на идеях Д. Локка, обосновали роль социокультурного фактора в воспитании. Принцип кулыуросообразности в педагогике сформулировал Ф. А. Дистервег, который утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. культуру конкретной страны. В отечественной педагогике принцип кулыуросообразности (принцип народности) разрабатывали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев – они положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Реализовать принцип кулыуросообразности в воспитании – значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.

Принцип гуманизации (от лат. humanus – человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) был заложен в наследии величайших философов и педагогов древности: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Сенеки, Квинтилиана, Тертуллиана, Августина, Аквината и др. Значительный вклад в его развитие внесли выдающиеся европейские педагоги-мыслители: Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, П. Ф. Гербарг, А. Дистервег.

На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация этого принципа требует от педагога: 1) уважения прав и свобод воспитанника; 2) предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований; 3) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 4) уважения права воспитанника быть самим собой; 5) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 6) ненасильственного формирования требуемых качеств; 7) отказа от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство личности; 8) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.); 9) оптимистической стратегии в определении воспитательных задач; 10) предупреждения негативных последствий в процессе педагогического воздействия; 11) учета интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

Принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе. Опора на этот принцип позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка (что практически нереально в условиях большой наполняемости класса и загруженности учителя), а для определенной «категории» учащихся, выделяемых по различным основаниям: а) возрастному признаку (младшие школьники, подростки, старшеклассники); б) учебной успеваемости («сильные», «слабые», одаренные учащиеся); в) тендерному признаку (мальчики и девочки); г) уровню общественной активности (активные, пассивные, негативно настроенные); д) характеру взаимоотношений с педагогом (благополучные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы); д) характеру межличностного общения (коммуникабельные, инертные, закрытые для общения) и др.

По характеру воспитательного воздействия принцип дифференциации базируется на том, что педагог изучает, анализирует и классифицирует качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи по ее включению в совместную деятельность и общение. Достоинство принципа дифференциации состоит в том, что ребенок в меньшей степени ощущает себя объектом воспитания, поскольку основные педагогические воздействия направлены не на него одного, а на группу в целом.

Основными условиями применения принципа дифференциации в воспитательном процессе выступают: 1) изучение межличностных отношений, позволяющее выявить наличие в коллективе отдельных групп учащихся; 2) насыщение жизни коллектива разнообразными видами общественно полезной деятельности, что предоставляет возможность различным группам учащихся максимально реализовать себя; 3) создание в коллективе атмосферы сотрудничества, доброжелательности, творчества, толерантности, способствующей тому, чтобы «проблемные» учащиеся не испытывали психологического дискомфорта; 4) ориентация общественного мнения класса на гуманистические ценности, стимулирующие для каждого члена коллектива потребность в самореализации и самораскрытии.

Таким образом, применение принципа дифференциации в воспитательном процессе корректирует отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми, коллективом и окружающей средой.


50. Анализ предложенной педагогической ситуации.


51. Педагогические способности, их характеристика.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были сформулированы В. А. Крутетским, который дал им соответствующие определения:
1. Дидактические способности - это способности адаптировать учебный материал, доходчиво преподносить знания, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся познавательную активность, способность организовывать самостоятельную работу учащихся и формировать у них потребность к самостоятельному получению знаний.

2. Академические способности - это способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.); знание преподаваемого предмета не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже; потребность и способность к проведению собственной исследовательской работы.

3. Перцептивные способности-это способности к психологической наблюдательности, умение замечать изменения во внутреннем состоянии ученика.

4. Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Эти способности проявляются не только во время сообщения учителем нового материала, но и в процессе его реакции на ответы учеников.

5. Организаторские способности - это способности, с одной стороны, организовывать ученический коллектив, а с другой - правильно организовать свою собственную работу. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу, укладываясь в намеченные сроки.

6. Авторитарные способности - это способности оказывать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Эти способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя: решительности, выдержки, настойчивости, требовательности; чувства собственной ответственности за обучение и воспитание; убежденности в своей правоте и умения передавать эту убежденность своим воспитанникам.

7. Коммуникативные способности - это способности к общению, умение найти подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это способность предвидеть последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника в целостном процессе взаимодействия.

9. Способность к распределению внимания - это способность распределять свое профессиональное внимание в трех основных направлениях деятельности: а) между содержанием и формой изложения материала и развертыванием своей мысли (или мысли ученика); б) держать в поле внимания всех учащихся, реагировать на признаки их утомления, недопонимания, дисциплинарные нарушения; в) следить за собственным поведением (позой, мимикой, движениями), осуществлять необходимую саморегуляцию.

В основе определенных педагогических действий, а тем более их совокупности, реализуя ту или иную педагогическую функцию, педагогом обычно активизируется не одна, а целая группа рассмотренных выше педагогических способностей.


52. Профессиональная компетентность педагога, её характеристика.

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;

идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;

дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;

прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;

рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;

общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;

конструктивные умения – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;

технологические умения – количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;

производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;

специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.


53. Способности: общая характеристика. Привести одну из существующих классификаций (по выбору слушателя).

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся. По отношению к ЗУН способности человека выступают как некоторая возможность (приобретения ЗУН). А приобретение ЗУН зависит от множества условий. Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности – не гарантия того, что он станет музыкантом. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Способности обнаруживаются не в ЗУН, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е.в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее ЗУН.

Качественная характеристика способностей:

С. – сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор "переменных величин", позволяющий идти к цели разными путями. В основе одинаковых или сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма разных способностей. (компенсация одних свойств другими).

Выгодский указывал, что если ребенок не решает задачу, то этот факт еще не говорит о его способностях. Это может свидетельствовать о том, что ребенок не имеет соответствующих ЗУН и поэтому не может найти нужное решение самостоятельно. Однако умственное развитие ребенка происходит не само собой.ю а в процессе обучения, т.е.в постоянном общении со взрослыми. Поэтому то, что ребенок не может сделать сам, он может сделать с помощью взрослого. А следовательно, завтра он сумеет научиться работать самостоятельно. Метод оценки способностей – изучение расхождения между результатами самостоятельного решения и решения с помощью взрослого – метод определения зоны ближайшего развития.

По Теплову, СПОСОБНОСТИ – это совокупность индивидуально-психологических особенностей, отличий одного человека от другого, которые обеспечивают успешное овладение и осуществление определенных видов деятельности и при этом не сводится к имеющимся знаниям, умениям и навыкам.

Признаки:

1. индивидуально-психологические особенности (имеют психологическую природу, диапазон индивидуальных различий).

2. связь способностей с успешным осуществлением деятельности

(этот признак ограничивает круг идивидуально-психологических особенностей человека только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности.

3. несводимость способностей к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам выполнения определенного вида деятельности. Способности обеспечивают быстроту и легкость приобретения соответствующих ЗУН.

Недостаток теории Теплова: на осуществление деятельности оказывают влияние цель, мотивация, и т.д. – это упускается.

По Шадрикову, понятие "способности" характеризует свойства вещи, но способности нетождественны любому свойству вещи, а только такое, которое обеспечивает эффективность реализации вещью некоторых функций. (Атом способен делиться).

Поэтому способности можно определить как функциональное свойство или совокупность свойств вещи.

Способности – это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции (ощущать, воспринимать, мыслить, представлять, запоминать).

Способности, как свойства, проявляются в процессе деятельности и могут менять меру своей выразительности у каждого конкретного индивида.

В обычной жизни способности выступают как характеристики конкретного человека, но поскольку каждый человек индивидуален, то развиваются и выражены по-разному.

Роль наследственности в развитии способностей.

Задатки (по Теплову) – врожденные анатомо-физиологические особенности н.с. или мозга, которые составляют природные предпосылки развития способностей. (особенности строения слухового, зрительного анализатора и т.д.)

Согласно Теплову, существует различие понятий "наследственный" и "врожденный". Наследственный – признак получен наследственным путем, или через генотип. Врожденный – признак, присущий человеку с первого дня жизни. Понятие "врожденный" шире, чем понятие "наследственный".

Задатки выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, т.е.способности формируются на основе задатков. Но развитие способностей осуществляется в процессе какой-либо практической или теоретической деятельности. Нельзя утверждать, что способность существует до того, как началась деятельность. До этого существует задаток. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности.

По Шадрикову, свойства нейронов и нейронных модулей, или групп нейронов, из которых состоит та или иная функциональная система, называется задатками.

И способности, и задатки являются свойствами. Способности – свойствами функциональных систем, а задатки – свойствами отдельных элементов этих систем.

При таком понимании соотношения, способности не формируются из задатков. Развиваются сами функциональные системы. В результате такого развития изменяются их свойства.

Виды способностей:

По Теплову, общие и специальные.

Общие обеспечивают успешное овладение и осуществление различных видов деятельности (умственные).

Специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным специальным видам деятельности и могут быть классифицированы на математические, художественные, музыкальные и т.д.

Шадриков классифицирует по характеру познавательных процессов и выделяет следующие виды способностей: способности ощущения (свойства сенсорной системы, функцией которой является отражение предметов и явлений); способности восприятия (свойства перцептивной системы, функцией которой является отражение предметов и явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств); способности памяти (свойства мнемических процессов, функцией кот.является отражение прошлого опыта субъекта: запоминания, сохранения и воспроизведения); способности представления и воображения (реализ.функцию воссоздания и преобразования образов предметов или явлений в данный момент не воздействующих на органы чувств; способности мышления (реализ.функцию отражения объективного мира в связях и отношениях между объектами); способности внимания (реализ.фунцию организации психических процессов); психомоторные способности (реализ.функцию объективацию всех форм психич.отражения в движениях);

Отдельно выделяют духовные способности – свойства, которые позволяют человека создавать и осваивать духовные творения.

Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, которые характеризуют успешность интеллектуальной деятельности.

Конвергентные способности проявляются в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного ответа в регламентированных условиях деятельности.

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях рассматривают эти понятия как тождественные. В мировой психологической науке существует четыре точки зрения на соотношение между собой этих двух понятий:

1. Отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий).

2. Противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус).

3. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Рубинштейн, С. Городецкий).

4. Признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

В известном смысле все эти четыре представления не лишены основания. Общим и для характера, и для темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, в том числе и от врожденных факторов. Темперамент существенно теснее связан со свойствами нервной системы, но и на формирование характера эти особенности тоже влияют, хотя бы и за счет влияния темперамента.

Черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит (примерно в 4-5 лет). Уже по этой причине отождествлять характер и темперамент не стоит. С другой стороны, понятно, что именно темперамент сказывается на формировании характера, а не наоборот.

Темперамент определяет в характере такие, например, черты:

Уравновешенность,

Приспособляемость,

Поведенческая подвижность или инертность,

Отношение к новому,

Трудолюбие.

Однако темперамент не предопределяет характер в полной мере. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента лишь могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. В конце концов количество типов темперамента небольшое (обычно выделяют четыре или около четырех), а типов характера значительно больше.

Свойства темперамента иногда могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. Например, люди с сильной нервной системой могут быть ленивыми, а со слабой, наоборот, трудолюбивыми.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности.

Темперамент тоже не является чем-то совершенно стабильным, полностью зависящим лишь от генетических факторов. Подобно тому, как человек может похудеть или наоборот поправиться, накачать мышцы или одряхлеть, заболеть и выздороветь, темперамент тоже меняется. Что интересно, на изменение темперамента оказывает влияние и характер тоже.

Происходит это, например, через влияние такого явления, как динамический стереотип - системы условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. Формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях происходит под влиянием его отношения к обстановке, к процессу деятельности, к результатам труда и т.п., в результате чего могут изменяться особенности возбуждения, торможения, подвижности нервных процессов, а, следовательно, и общее функциональное состояние нервной системы. Если какой-либо человек, например, любит свою работу, то новые производственные задачи вызывают у него радостное оживление. Если наоборот не любит и даже ненавидит свою работу, то новые задачи вызывают раздражение, скуку, подавленность или даже ярость. Систематическое пребывание в определенных функциональных состояниях способно повлиять на особенности нервной системы. Так хроническая подавленность может из сильной нервной системы сделать слабую.

В образовании динамических стереотипов большую роль имеют особенности второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия, а также самовоздействие (например самовнушения). Разумеется, на работу второй сигнальной системы характер тоже оказывает большое значение. Если, например, человек любит истину, то старается говорить длинными и развернутыми фразами, стремится быть правильно понятым, как следствие - сам думает более ясно. В сложных ситуациях не впадает в панику, а - по привычке - старается разобраться. Поэтому со временем у него формируется более уравновешенный и характер, и даже темперамент. Другой человек не любит истину, высказывается мнениями, слова для него - лишь средство для общения. Он любит собирать и распространять множество всяких разных и противоречивых мнений. Речь его значительно беднее, короче и контекстнее. В сложных ситуациях ему сложнее положиться на собственный разум, он легче выходит из себя и впадает в панику. У такого человека со временем - с большей вероятностью - сформируется неуравновешенный и характер, и темперамент.

Таким образом, особенности темперамента и характера органически связаны между собой, и эта связь где-то весьма элементарна и наглядна, а где-то очень тонкая. При этом, переплетение многих особенностей характера и темперамента во многом определяет индивидуальное лицо человека, его личность.

Характер не является врожденным - он формируется, развивается и меняется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Характер человека очень во многом связан с социальной средой, отношениями с этой средой. Можно утверждать, что характер человека - всегда продукт общества и общественных отношений. Разные времена - разные характеры.



Статьи по теме