Отчет по научно-исследовательской практике. Отчет по научно-исследовательской практике на тему “Экономика и управление народным хозяйством” Научно исследовательская практика отчет инженера

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Осетинский государственный педагогический институт»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики

ОТЧЕТ

о прохождении научно-исследовательской практики

Магистром _________ курса по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Управление образовательными системами

ФИО магистранта ____________________________________

Научный руководитель:

___________________________

________________________________

г. Владикавказ

Введение……………………………………………………..………...……….…...3

Основная часть……………………………………………….…….……….………4

Раздел 1. Сроки и место прохождения практики………………….……...………4

Раздел 2. Содержание практики……………………………………...……...…….4

2.1.Индивидуальное задание на практику….………………………………4

2.2. Анализ деятельности студентов в соответствии с планом работы и содержанием практики…………………………………………………………….5

2.3. Рефлексия собственных достижений………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………7

Список использованных источников……………………………………………..8

Приложения

Введение

Основной целью научно-исследовательской практики магистрантов является развитие способностей самостоятельного выполнения научно-исследовательских работ, связанных с решением профессиональных задач, необходимых для текущей или дальнейшей профессиональной деятельности, так же приобретение опыта управленческой, организационной и воспитательной работы в коллективе. Научно-исследовательская практика является рассредоточенной и выполняется студентом-магистрантом с руководителем. Направление научно-исследовательских практики определяется в соответствии с программой магистратуры и темой магистерской диссертации.

Основными задачами научно-исследовательской практики являются: развитие профессионального научно-исследовательского мышления магистрантов, формирование четкого представления об основных профессиональных задачах и способах их решений, формировать личность будущего научного работника, специализирующегося в сфере образования более того, формирование умения самостоятельной постановки профессиональных задач, планирования научно-исследовательской работы и выполнения практических исследований при решении профессиональных задач с использованием современных методов исследования, а также формирование умения грамотного использования современных технологий для сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных, ведение библиографической работы по выполняемой теме выпускной квалификационной работы с привлечением современных информационных технологий.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сроки и место прохождения практики

В период с 28.11.2016 г. по 24.12.2016 г. в СОШ №25 «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25» я проходила научно - педагогическую практику.

Анализ деятельности

Тематикой научно – исследовательской практики стало название магистерской диссертации « Управление качеством педагогического процесса в общеобразовательной организации ». В рамках практики был рассмотрен ряд ключевых направлений написания работы, составлено введение и первая глава.

Главным вопросом работы стало изучение особенности управления основными направлениями деятельности, обеспечивающими качество результатов образовательного процесса в школе. В постоянном его повышении в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальными возможностями традиционной системы образования.

Совместно с руководителем выявлена наиболее эффективная гипотеза, которая утверждает что: управление качеством результатов образовательного процесса в школе будет наиболее эффективным, если:

Расширить понятия «качество образования», «управление качеством образования».

Основными направлениями в обеспечении качества результатов образовательного процесса будут:

Работа с учащимися;

Самосознание личности;

Работа с педагогическим коллективом;

Работа по сплочению коллектива обучающихся.

Критериями качества результатов образовательного процесса выступят:

- педагогическое общение;

Сплоченность общешкольного коллектива;

- личностные результаты.

Эффективными показателями, к вышеуказанным критериям будут подходить такие как: качество общения, взаимодействие, уровень общительности, удовлетворенность обучающихся школьной жизнью, самоопределение, самооценка.

В XXI веке понимание качество образования - это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого администратора и педагога в направлении обеспечения качества образовательных услуг в школе.

К данным критериям и показателям мы подобрали методики, для проведения диагностики.

1. Методика выявляет уровень компетентности учителя с точки зрения ученика, определяет степень симпатии ученика к учителю, показывает реальное взаимодействие учителя и ученика (разработана Е. И Роговым)

2. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности школьной жизнью».

3. Методика изучения самооценки «Какой Я» (разработана на основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)).

Результаты диагностического среза на констатирующем этапе мы можем увидеть в таблицах «№ 1,2,3

Таблица№1. Развитие педагогического общения, методика «учитель-ученик».

Таблица №2 Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Вопрос №

Уровень

Общая сумма

Низкий

Средний

Высокий

Таблица № 3 Методика изучения самооценки «какой Я»

На вопрос: подумай, как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам личности, был получен ответ.

Оцениваемые качества личности

Да

Нет

Иногда

Не знаю

Хороший

83%

17%

Добрый

83%

1%

12%

Умный

95%

4%

Аккуратный

70%

8%

20%

Послушный

50%

12%

17%

8%

Внимательный

80%

17%

4%

Вежливый

80%

12%

8%

Умелый(способный)

83%

4%

8%

4%

Трудолюбивый

83%

12%

4%

Честный

93%

4%

4%

Из приведенных выше рисунков проведенных методик, мы видим что уровень педагогического взаимодействия между учителем и учеником высокий, но также присутствуют обучающиеся уровень которых не достигает и среднего.

1. Психологу совместно с классным руководителем разработать тему, для классного часа.

2.Регулярно проводить родительские собрания, а также работать с определенными родителями.

3. Каждую четверть проводить тренинги, и т.д.

Так в ходе практики проводилось обобщение и систематизация полученных результатов опытно-экспериментального исследования, осуществлялась разработка образовательной программы. Проводилась диагностика эффективности качества образовательного процесса в школе№25. Оформлена аналитическая работа для оповещения оценки системе управления качества образовательного процесса, выработаны рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности.

Заключение

В результате научно – исследовательской практики было проведено исследование в рамках написания магистерской диссертации, а именно проанализирован вопрос изучения особенностей управления основными направлениями деятельности, обеспечивающими качество результатов образовательного процесса в школе.

Мы получили результаты, которые позволили сделать вывод о том, что низкие результаты наших учащихся при проведении методик (анкетирования) на констатирующем этапе и положительная динамика результатов на экспериментальном этапе являются неслучайными и подтверждают необходимость постоянных;

Тренингов,

Психологу совместно с классным руководителем разрабатывать темы, для классного часа;

Организовать работу с родителями (родительским комитетом) для эффективного управления качеством образования в образовательном учреждении.

Диагностика и анализ качества образовательного процесса школьников могут рассматриваться как основное направление и способ работы, позволяющие целенаправленно управлять качеством образовательного процесса в школе. Это предполагает решение следующих задач:

Планирование образовательного процесса на основе диагностики уровня образованности и воспитанности учащихся.

Постоянное отслеживание динамики уровня качества образования учащихся и выработка практических рекомендаций по его повышению.

Диагностика ценностных ориентаций и уровня практической готовности педагогического коллектива, особенно классных руководителей к взаимодействию с обучающимися во внеурочной деятельности с целью отслеживания динамики качества образовательного процесса.

Диагностика уровня педагогических знаний родителей с целью выяснения родительской позиции.

Список используемых источников

1.Бабанский Ю.К. Педагогика М.2003.-С.366.

2.Болотов В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы //Управление школой – 2012 - № 5 – с. 9 – 11.

3. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С 37

4. Коротков Э.М. Управление качеством образования.- СПб.: Академический Проект, 2010.- С 320

5. Максимова В.Н. Диагностика обученности / / Педдиагностика. - 2004. - № 2. - С. 56

6. Шипарева Г.А. Мониторинг качества как элемент системы управления образовательным процессом. Диссертация. М: 2013-с.4,34

Одно из приоритетных направлений работы каждого вуза – подготовка кадрового резерва для научной деятельности, именно поэтому научная практика – это обязательная составляющая учебного . Данный вид практики достаточно сложный (особенно это касается студентов, не имеющих таланта к научным исследованиям), однако осилить ее возможно.

Прохождение научной практики.

Научная или научно- практика – это вид практической деятельности студентов, который проводится в начале второго курса магистратуры, когда учащиеся уже готовы к серьезным научным исследованиям.

Конечно, студенту не доверяют полностью самостоятельно реализовывать свои научные идеи и гипотезы, это он делает под контролем представителя кафедры и предприятия.

Научно-исследовательская практика помогает студенту продуктивно подготовиться к написанию своего исследования, а также способствует расширению профессиональных навыков, полученных на протяжении всего обучения в университете.

Перед прохождением практики студента обязаны ознакомить с:

  • заданиями, прописанными в программе практики (их нужно будет выполнить полностью);
  • индивидуальными заданиями;
  • методическими .

Все перечисленные нюансы обычно проговаривают на собрании перед практикой, а методическое пособие можно также попросить на кафедре (если его не выдали на собрании).

В конце практики магистрант должен сдать:

  • календарный план практики (помните, что показать и утвердить его у руководителя из базы практики нужно еще до начала практической деятельности);
  • дневник;
  • итоговый отчет.

Все названные документы подписываются руководителем практики от организации или предприятия и только потом сдаются научному руководителю от кафедры, без них к итогового отчета не допускают.

Особенности прохождения научной практики варьируются в зависимости от специальности, но основной ее «каркас» общий для всех факультетов.

Место и сроки научной практики

Где проходят научную практику?

На прохождение научной практики выделяют около 16 недель, обычно ее ставят после зимней сессии, когда у магистранта остается только написать диссертацию и подготовиться к ГОСу.

Место прохождения зависит от темы дипломного исследования, над которым работает магистрант, это может быть:

  • предприятие или организация (когда требуется исследовать его структуру, особенности и т.д.);
  • учебное заведение (если научная разработка имеет теоретическую, учебно-методическую направленность или связана с педагогической деятельностью).

Если есть возможность пройти практику в стенах родного вуза, студенты обычно используют ее, считая, что это облегчает общий процесс, так как атмосфера и лица уже знакомы. Тем не менее, научная практика на незнакомом для вас предприятии – тоже отличный вариант, ведь позволяет познакомиться с новыми людьми и дает прекрасную возможность не только научного, а и профессионального роста.

Кто руководит научной практикой?

Как выбрать руководителя научной практики?

Курирует практикой обычно преподаватель соответствующей кафедры. Он должен иметь ученую степень и (или) ученое звание.

Руководитель контролирует организацию практики и ее прохождение, проводит общие консультации для , а также решает проблемы, касающиеся практики, в индивидуальном порядке.

В конце практики руководитель (один или с представителями кафедры) принимает итоговые отчеты и защиту, а потом выставляет результат в зачетку.

Чему учится студент в ходе практики?

Во время научной практики студент должен выполнить ряд заданий разного характера:

  • теоретического;
  • практического;
  • учебных и учебно-исследовательского;
  • творческого.

Задания подбирает или формулирует руководитель практики на основе теоретической базы студентов, полученной в период обучения на магистратуре. После утверждается на совете кафедры. Задания подбираются так, чтобы активизировать:

  • самостоятельный критический подход к решению поставленных проблем;
  • навыки анализа, синтеза и систематизации информации;
  • освоение принципов и технологий научной работы;
  • развитие нестандартного мышления;
  • развитие творческих способностей студента и умения применять их в науке;
  • развитие и усовершенствование умения готовить и проводить научный эксперимент;
  • развитие умения оценивать полученные в ходе эксперимента результата и оформлять их.

Все названные умения и навыки являются мощной двигательной силой научного исследования.

Советы для тех, кому предстоит пройти научную практику.

  1. Если вы хотите сменить место прохождения научной практики, с этим вопросом нужно обращаться к руководителю , он подскажет, что для этого нужно сделать.
  2. Все помнят фильм о Шурике и легендарную фразу «Огласите весь список, пожалуйста», так вот, ею должны руководствоваться и вы. Перед выполнением заданий ознакомьтесь со всем их перечнем, далее разберите задания на сложные и не очень, это поможет правильно распределить ваше время.
  3. Имейте в виду, что результат этого вида практики, как и других, – отчет. Данные для него нужно собирать на протяжении всей практики, а не в последний вечер перед сдачей.
  4. Руководителя практики нужно регулярно уведомлять о том, как продвигается ваша работа, а также в случае возникновения проблем и трудностей в ходе ее выполнения.
  5. Не забывайте о том, что ваша деятельность зависит не только от кураторов практики из кафедры или организации, но и от научного руководителя, к нему тоже можно обращаться за консультацией.

Даже если вы не собираетесь идти в науку, не упускайте шанс взять от практики то, что пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности. Помните, только от вас зависит принесет ли научная практика пользу или станет пустой тратой времени.

О работе молодежной научной школы «Исследование космоса: теория и практика» вы можете узнать, посмотрев видео:

Читайте также:


  • Ученые степени в России по возрастанию: разбираемся…

  • Информация для тех, кто хочет правильно организовать…


  • Подробно о защите отчета по ознакомительной…

  • Какие планы составляют при прохождении преддипломной…

Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.

Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов

Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.

Цели и задачи НИР

Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.

Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.

За время НИР студент изучает:

  • информационные источники по теме своего диссертационного исследования;
  • методы моделирования, сбора данных;
  • современные программные продукты;
  • правила подготовки научно-технических отчетов.

По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.

Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.

Научно-исследовательская практика для магистранта состоит из этапов:

  1. Предварительный этап (подготовка плана работы)
  2. Основной исследовательский этап
  3. Составление отчета

Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.

Для организации НИР необходимо:

  1. Подобрать место будущей практики, согласовав его с руководителем;
  2. Заключить договор между выбранной базой практики и ВУЗом;
  3. Направляя студентов на практику, куратор магистров организует собрание на кафедре ВУЗа и обеспечивает учащихся программой практики, дневником, направлением, индивидуальным заданием и иными необходимыми документами.

Руководитель НИР от университета:

  • помогает написать индивидуальный план для студента;
  • изучает и оценивает аналитические материалы, собранные в ходе работы и дневник;
  • осуществляет общее руководство исследовательским процессом.

На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.


В его задачи входит:

  • составление вместе с магистрантом плана выполнения программы;
  • наблюдение за деятельностью учащегося и оказание ему помощи при необходимости;
  • контроль хода выполнения составленной программы;
  • проверка аналитических материалов, отобранных в процессе исследовательской работы;
  • написание отзыва (характеристики);
  • помощь в составлении отчетности.

В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.

Отчет по научно исследовательской практике

Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.

Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.

Структура отчета по НИР

Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Введение, в том числе:

2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.

2.2. Список выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных практических навыков.

4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.

5. Список источников.

6. Приложения.

Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:

  • перечень библиографических источников по теме диссертации;
  • обзор существующих научных школ по теме исследования. Обычно оформляется в виде таблицы;
  • рецензию на подходящую по теме научную публикацию;
  • результаты разработки теоретической базы научного исследования по своей теме и реферативный обзор (актуальность, степень разработанности направления в различных исследованиях, общая характеристика предмета, цели и задач собственного научного исследования и т.д.). Если итоги исследований были представлены магистрантом на конференциях или публиковались статьи в журналах, то их копии прилагаются к отчету.

Основными критериями оценки для отчета выступают:

  • логика и структурированность изложения материала исследования, полнота раскрытия темы, целей и задач исследования;
  • творческий подход к обобщению и анализу данных с использованием новейших научных методов;
  • навыки четкого и последовательного изложения материала, оформления результатов своей работы, навыки владения современными методами исследования, подбора демонстрационных материалов;

От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.

Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.

В процессе своего обучения магистранты принимают участие в двух практиках: педагогической и научно-исследовательской.

Научно-исследовательская магистерская практика призвана помочь проведению научного исследования, подготовке и оформлению диссертационной работы. Этой практике должен предшествовать методологический научный семинар, для подготовки которого будет весьма полезен материал первой главы данного пособия. Этот семинар должен завершиться формулированием темы научного исследования (или по меньшей мере направлением научного поиска) и построением его методологической схемы. Это отправная точка научно-исследовательской практики. Без обозначения темы исследования, без методологии нет никакого смысла начинать научно-исследовательскую практику.

В течение всей практики магистрант должен активно консультироваться со своим научным руководителем. Эти консультации не должны быть спонтанными (как это часто бывает) - они должны быть содержательно упорядочены. Упорядочены в том смысле, что в определенные сроки выпускник магистратуры должен предъявлять своему научному руководителю на проверку оговоренный материал своих наработок. Таким образом, если занятия на методологическом семинаре проводятся в группе и упорядочены в своем проведении как тематические семинары, то занятия по научно-исследовательской практике носят индивидуальный характер и их упорядочение предлагается проводить в форме опять же тематических консультаций. В данном пособии представлен только упорядоченный перечень возможных консультаций, без уточнения временных границ между каждой предшествующей и последующей. Это вряд ли возможно, поскольку консультации носят индивидуальный характер. Кроме того, некоторым магистрантам могут понадобиться дополнительные встречи для решения проблем, обозначенных в некоторых консультациях. Поэтому целесообразно, чтобы научный руководитель сам определял временные границы между консультациями, руководствуясь при этом складывающейся у магистранта ситуацией с подготовкой диссертации.

Консультация N2 1. Уточнение темы диссертационной работы и методологии проведения научного исследования

Первая консультация является своеобразным продолжением последнего тематического семинара (семестрового методологического семинара). Если по окончании семинара магистрант сформулировал тему своего исследования (пусть даже в общих чертах, как это и бывает чаще всего) и построил его методологическую схему, первая консультация будет весьма краткой. На ней руководитель и магистрант должны еще раз обсудить предстоящую работу на период подготовки диссертации, уточнить и окончательно установить ее основные позиции. Но если после проведения методологического семинара у магистранта не появилось четкого представления о теме его диссертации, ее содержании, возможных элементах научной новизны, то первая консультация должна быть длительной и серьезной. Вполне возможно, что одной встречи будет недостаточно и в ходе первой консультации руководитель сочтет необходимым провести дополнительную консультацию, и, чтобы разговор был предметным, он даст магистранту определенное поручение, которое тот должен выполнить. Таким образом, основным результатом первой консультации должна быть окончательно сформулированная тема диссертационной работы и методологическая схема исследования.

Консультация N2 2. Составление плана работы над диссертацией

Следующим шагом научно-исследовательской практики является составление плана проведения научного исследования и оформления его результатов. Этому может помочь упорядоченный перечень предлагаемых консультаций, начиная с третьей. Однако такое начало плана возможно только в том случае, если у магистранта уже сформулирована тема диссертационной работы и построена методологическая схема проведения исследования. Если же этого нет, то начинать, безусловно, следует с определения темы и методологии.

Консультация N2 3. Составление библиографического списка. Работа с литературой. Написание первой главы диссертации

Одним из первых пунктов плана должна быть работа магистранта с научной литературой. В параграфе 2.2 подробно описаны процедуры и методы такой работы, требования к ней и т.п. Первое, что должен сделать магистрант, если у него уже сформулирована тема, подобрать научную литературу по выбранной теме. Никаких особых количественных требований к литературным источникам исследования нет, но вряд ли магистерскую диссертацию посчитают хорошей, если в списке использованной в ней литературы будет меньше 80 наименований. Подготовив библиографический список литературы, магистрант на третьей консультации должен представить его своему научному руководителю. Содержание этого перечня, безусловно, составит весьма интересный и полезный предмет беседы между руководителем и соискателем. Возможно, руководитель посоветует включить в список что- то еще, а что-то (например, учебную литературу) изъять.

На эту консультацию магистрант должен прийти не просто со списком литературы, но и с конкретными предложениями по поводу ее отражения в своей работе. Поскольку научная литература в диссертациях задействована в основном в первой главе, то на этой, третьей, консультации необходимо представить и незавершенный вариант этой первой главы, ее отдельные фрагменты. Следует показать руководителю, как использована подобранная литература в тексте диссертации, а при необходимости и дать ему почитать отдельные фрагменты первой главы. Самое важное в выполнении этой части диссертационной работы - демонстрация соискателем своих знаний о предмете исследования и своих способностей дополнить это совокупное знание новыми знаниями, произведенными лично им и составляющими элементы научной новизны его исследовательской работы.

Некоторые магистранты составят первый вариант библиографического списка своего исследования еще в ходе работы методологического семинара. В этом случае на третью консультацию они, возможно, представят обновленный или расширенный список научной литературы, а также более или менее завершенный вариант первой главы своей диссертационной работы.

Консультация № 4. Работа с эмпирическими данными. Написание второй главы диссертации

Весьма важным пунктом плана работы магистранта над диссертацией является сбор, обработка и анализ эмпирических данных по теме диссертации. При проектировании методологии научного исследования вместе с предметом определяется и объект наблюдения. Это может быть отдельное предприятие, отрасль, комплекс отраслей (или предприятий), рынок и т.д. По этому объекту и необходимо собрать данные, чтобы, применяя включенные в методологическую схему методы научных исследований, обеспечить возможность выявления новых, еще никем не открытых, истин. Включенные в методологию диссертационного исследования методы могут (и должны!) применяться и на этапе сбора эмпирических данных: наблюдения, опросы, анкетирование и т.д. Нельзя забывать и о методах обработки: анализе и синтезе, дедукции и индукции, абстрагировании и обобщении, математическом моделировании, прогнозировании и др.

Сбору, обработке и анализу эмпирических данных посвящены параграфы 1.10, 1.11 и 2.3. Разумеется, при выполнении этой части работы не следует ограничиваться только этим материалом данного пособия. Ведь очень многое определяется спецификой темы, предметом и объектом исследования, другими факторами. Так что четвертая консультация очень важна потому, что знания и опыт руководителя могут весьма значительно дополнить полученный магистрантом теоретический материал.

Очевидно, что первоначально собранный магистрантом эмпирический материал имеет весьма неупорядоченный вид. В нем часто уживаются два противоречивых начала: чрезмерная избыточность сведений при явной недостаточности того, что нужно для решения намеченных в диссертации задач. Поэтому первые советы научного руководителя должны касаться именно этого обстоятельства, т.е. определения того, что наверняка из принесенных магистрантом сведений не пригодится (представляет собой элементарный информационный шум), и того, что необходимо еще так или иначе собрать (добыть). Вторая группа советов может касаться интерпретации принесенных на четвертую консультацию данных: как, каким образом их можно представить, какую производную информацию на их основе можно получить и как ее использовать в решении задач научного исследования. На этой консультации необходимо определить направление использования принесенных данных для получения в диссертации элементов научной новизны. Это позволит магистранту и научному руководителю наметить переход от второй главы к третьей.

Безусловно, на четвертой консультации магистрант должен показать своему научному руководителю и первые фрагменты второй главы диссертационной работы. Возможно, это лучше сделать с представлением текста первой главы - пусть еще и незаконченной. Руководитель должен убедиться, что между содержанием первой и второй глав есть содержательная преемственность, что это два непохожих фрагмента, что главы логически связаны между собой и вторая глава закономерно вытекает из первой, что, и это самое главное, между ними нет противоречия. Все это необходимо, поскольку диссертация - это монолит научных идей, имеющих практическую значимость, и она должна быть цельной и единой. И требование монолитности диссертации надо обеспечивать уже при написании фрагментов первой и второй глав.

Консультация N2 5. Генерирование идей и предложений. Написание третьей главы диссертации

Во многих диссертациях именно в генерировании предложений по совершенствованию отдельных аспектов предмета исследования и заключается суть научной новизны. Это вполне допустимо. Однако та диссертация выглядит лучше, в которой элементы научной новизны присутствуют уже в первой главе. Очевидно, что сразу же после изучения литературы по исследуемой теме новые идеи вряд ли появятся. Но после анализа эмпирических данных это вполне возможно. И вполне вероятно, что они будут касаться каких-то содержательных, возможно, теоретических аспектов темы. Вполне вероятно, что магистрант, проанализировав в первой главе определения предмета исследования, а затем, сделав анализ эмпирических данных, сформулирует свое определение, что и составит приращение знаний в исследуемой области. Это, безусловно, будет элементом научной новизны первой главы работы. Но такая идея, подчеркнем еще раз, может быть сгенерирована магистрантом только после глубокого анализа как литературных источников, так и большого объема эмпирических данных.

Другую группу элементов научной новизны могут составить предложения по совершенствованию предмета исследования на изучаемом объекте, сгенерированные магистрантом на основе опять же сопоставления теоретических положений, изложенных в научной литературе и описанных им (пусть пока фрагментарно) в первой главе, с реальной практикой. Такие предложения, как правило, имеют не только научную новизну, но и практическую значимость, что придает им особую ценность.

Таким образом, на свою пятую консультацию магистрант должен прийти уже с идеями и предложениями, которые могут составить научную новизну его работы. Возможно, к этой консультации идеи и предложения магистранта еще не будут иметь законченный вид. Возможно, они еще не будут выглядеть убедительными, зрелыми. Но для того и консультации, чтобы в беседах с более опытным коллегой довести свои идеи и предложения до требуемого уровня.

В каждом учебном заведении проводятся свои научно-практические конференции. На них всегда формируется секция для магистрантов. Для соискателя магистерской степени будет весьма полезно представить свои достижения публично - посредством выступления на научной конференции. Такое выступление, во-первых, позволит ему приобрести первый опыт участия в дискуссиях общения с научной общественностью. Во-вторых, выверить результаты своих изысканий на аудитории. Узнать, почувствовать, как научная аудитория вуза, в котором он обучается, относится к его работе, к полученным им результатам. Если отношение будет положительным, это придаст ему уверенности. Если критическим, то позволит ему исправить положение: внести некоторые коррективы либо в методологию исследования, либо в эмпирический материал, и время на это еще есть. Кроме того, от научной общественности вуза магистрант может получить апробацию свого доклада, который он вынесет на защиту перед Государственной аттестационной комиссией. В любом случае пользу от участия магистранта в работе конференций трудно переоценить. Выступление на них составляет суть его «неявной» защиты (см. рис. 2.2).

На шестой консультации магистрант и представляет своему научному руководителю текст своего выступления на конференции. Руководитель может прочесть его, а может просто послушать. Причем второе предпочтительнее первого, поскольку после прослушивания руководитель получит возможность дать некоторые советы начинающему ученому по манере выступления, интонационной выразительности и т.п., а не только по его содержанию. Рекомендации, как готовить выступления для конференций, представлены в параграфе 2.5.

Консультация N2 7. Содержание диссертации и оформление ее текста

К седьмой консультации магистрант готовит практически завершенный текст своей диссертационной работы. О том, как он должен выглядеть, см. в параграфах 2.9-2.13.

К моменту проведения седьмой консультации у магистранта должно быть готово все: и введение, и три главы, и заключение, и правильно оформленный библиографический список, и приложения (если таковые имеются). Безусловно, текст еще может быть в чем-то несовершенен. Руководитель должен прочитать диссертацию и сформулировать свои замечания к ней, которые магистрант должен учесть. Замечания могут касаться как содержательных аспектов, так и оформления работы. В этом, собственно, и заключается смысл седьмой консультации. Возможно, если замечаний по диссертации после первого прочтения ее руководителем получится много, то возникнет необходимость в дополнительной встрече по программе этой консультации.

Консультация N2 8. Подготовка документов к защите магистерской диссертации

Как указано в параграфе 2.14, к защите предъявляется сама диссертация, а также отзыв научного руководителя и рецензия рецензента. Это и есть документы, которые надо подготовить магистранту и его руководителю к защите. Руководитель, естественно, сам готовит отзыв на своего подопечного. Что же касается рецензии, то магистрант встречается с назначенным ему рецензентом, дает ему диссертацию на рецензирование, затем, после прочтения работы рецензентом, встречается с ним снова, беседует, отвечает на вопросы рецензента, если необходимо, отстаивает свою точку зрения (см. рис. 2.2), выслушивает замечания рецензента по работе и т.п. и получает от него готовую рецензию. После этого он приходит к своему руководителю на восьмую консультацию. На ней идет совместное обсуждение рецензии, готовятся ответы на замечания рецензента. Безусловно, будет лучше, если магистрант сам, без помощи своего научного руководителя, подготовит ответы на замечания рецензента, а на консультации только обсудит их со своим научным руководителем. Однако и первый вариант отнюдь не считается неприемлемым.

Консультация № 9. Подготовка магистерской диссертации к защите

Это последняя консультация магистранта со своим научным руководителем. К ней он должен подготовить окончательный вариант своего доклада на защите. В нем соискатель магистерской степени в краткой (доклад не должен превышать 10-12 мин), но очень емкой и выразительной форме должен представить результаты своих исследований.

На девятой консультации магистрант должен представить своему руководителю и диссертацию, и рецензию, и текст доклада. Это как бы «генеральный смотр» накануне выдающегося события в жизни магистранта - защиты диссертации. Весьма полезно на этом смотре устроить хорошую тренировку магистранту, суть которой заключается в репетиции своего доклада (выступлении с ним перед руководителем), демонстрации иллюстративного материала. Следует также потренировать его в ответах на вопросы. При этом руководитель пытается задать те вопросы, которые могут возникнуть у членов ГАК по данной диссертации. Все вопросы вряд ли возможно предугадать, но в ходе такой тренировки диссертант обретает уверенность в том, что он подготовил вполне приемлемую работу, хорошо знает ее содержание и вопросы членов ГАК не поставят его в тупик.

Работа над диссертацией, как уже не раз подчеркивалось на страницах данного пособия, процесс творческий. И работу над ней, ее написание вряд ли можно формализовать в виде конкретной инструкции, выполняя которую, каждый может получить готовый научный продукт. Поэтому предлагаемую методику организации научно- исследовательской практики магистрантов, в рамках которой должна появиться магистерская диссертация, можно считать только примерной схемой, отталкиваясь от которой, каждый магистрант и его научный руководитель могут выбрать свой уникальный путь в решении намеченных в диссертации задач. Другими словами, при проведении научно-исследовательской практики в каждом конкретном случае предложенная схема может быть несколько скорректирована. В частности, некоторые консультации могут изменить свою очередность. Например, консультация № 6, посвященная апробированию результатов исследования, может быть проведена раньше. Это определяется тем, когда, в какие месяцы года проходят конференции в вузе и как это соотносится со временем научно-исследовательской практики. Может быть применена и несколько иная система консультирования, выражающаяся в уменьшении количества консультаций, что может быть обусловлено командировками или болезнью соискателя или его научного руководителя. Увеличение же числа консультаций вряд ли оправданно. Однако увеличение числа встреч в рамках одной темы консультации вполне возможно, но число тем консультирования, предложенное в приведенной здесь программе консультаций, вполне приемлемо.

Таким образом, предложенная схема прохождения научно-исследовательской практики магистрантов отнюдь не является чем-то обязательным. Она просто представляет собой один из возможных вариантов организации работы магистранта над диссертацией.

Научно-исследовательская практика магистрантов (далее – практика) выступает составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и подготовительной стадией к разработке и написанию магистерской диссертации. В связи с этим содержание отчета о прохождении научно-исследовательской практики и уровень ее защиты должны учитываться в качестве одного из основных критериев при оценке качества реализации профессионально-образовательных программ.

Целями научно-исследовательской практики являются формирование навыков творческого профессионального мышления путём овладения научными методами познания и исследования, обеспечение единства образовательного (учебного и воспитательного), научного и практического процессов, а также создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовывать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве – полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его потребностями, целевыми установками и способностями. В результате практики обучающийся должен освоить технологии научного исследования, развить умения нестандартно мыслить, готовить и ставить эксперимент, оформлять и оценивать результаты научных исследований, определять проблему, формировать план исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, а также представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

На подготовительном этапе определяются цели, место и порядок прохождения практики, формируются индивидуальные задания, устанавливаются перечень и последовательность работ для реализации индивидуального задания (формирование плана исследования). Индивидуальное задание по научно-исследо­вательской практике включает формулировку направления исследования, цели и задачи проведения исследования, общий обзор путей и методов решения подобных проблем, существующих в теории и практике управления персоналом, рекомендации по источникам информации в соответствии с заданным аспектом научно-исследовательской работы.

Основной (исследовательский) этап предполагает ведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий, реферирование информации с целью выявления проблемы и ее четкого формулирования, выбор, обоснование метода проведения исследования, планирование действий, сбор теоретического и фактического материалов для исследования, обработку полученных результатов, их анализ, систематизацию и осмысление с учетом имеющихся в литературе данных, подготовку к публикации научно-практической статьи (серии публикаций), оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати, а также формулирование выводов и рекомендаций.

На заключительном этапе обучающийся готовит отчет по научно-исследовательской практике и защищает его.

За время практики магистрант совместно с научным руководителем корректирует тему магистерской диссертации, составляет задание (детальный план работы со сроками выполнения). Для этой цели магистрант:

Проводит информационный поиск по теме диссертационного исследования;

Осуществляет систематизацию и анализ собранной информации;

Выявляет область и объект рассмотрения, планирует возможные проблемы и строит модели их решения;

Осваивает элементы профессиональной деятельности, необходимые для выполнения магистерской диссертации;

Рассматривает методики научного исследования применительно к теме диссертационной работы;

Использует современные средства вычислительной техники и информационные технологии при обработке информации для магистерской диссертации;

Осуществляет построение методических схем для диссертационного исследования.

К отчету о прохождении научно-исследовательской практики предъявляются следующие основные требования:

Самостоятельность и системность в выполнении исследования по конкретной проблеме;

Отражение знаний законодательных актов, положений, инструкций, стандартов и др.;

Применение различных методов, включая экономико-математические методы, для написания отчета о прохождении научно-исследовательской практики;

Грамотное и логическое изложение результатов исследования.

Вместе с тем единые требования к работе не исключают, а предполагают инициативу и творческий подход к разработке каждой темы. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с особенностями исследования выступает одним из основных критериев оценки отчета о научно-исследовательской практике.

Научно-исследовательская практика магистрантов проводится на II курсе в соответствии с графиком учебного процесса. Ее проведение различно для двух групп магистрантов: по профильным и непрофильным направлениям магистратуры.

Магистранты первой категории проходят практику на их рабочих местах, магистранты второй категории – на объектах практики, с которыми вуз имеет договоры. Магистранты, работающие не по направлению, проходят практику в период предоставляемого им в соответствии с Трудовым кодексом РФ четырехмесячного отпуска.

Учебно-методическое руководство научно-исследова­тель­ской практикой осуществляет выпускающая кафедра.

В ноябре магистранты обязаны сдать на выпускающую кафедру заявления о выборе объектов исследования. Выпускающая кафедра до 10 декабря подготавливает проекты приказов о практике магистрантов на соответствующих объектах исследования.

В проекте приказов указываются: Ф.И.О. магистранта, объекты исследования, которых должно быть не менее двух (выбор одного объекта исследования допускается лишь в том случае, если в качестве такового выступает финансово-промышленная группа, холдинг, корпорация и т.д., т.е. те компании, в которых предполагается участие нескольких организаций); научные руководители практики от вуза и организации.

Продолжительность рабочего времени магистранта при прохождении практики в организациях составляет не более 40 ч в неделю (ст. 91 ТК РФ).

С момента зачисления магистрантов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

Перед прохождением практики магистрант совместно с научным руководителем уточняет тему исследования и утверждает у руководителя план исследования. В зависимости от предполагаемой темы диссертационного исследования в программу научно-исследовательской практики включаются отдельные вопросы из следующего перечня: построение методических схем в диссертационном исследовании; использование частных и общих методов научного исследования; изучение и использование объективных экономических законов и закономерностей; применение методов математического моделирования и моделей в экономических исследованиях; изучение структуры предприятия, основных функций производственных, экономических и управленческих подразделений; изучение и анализ процессов планирования и управления на предприятии; изучение материально-технического и кадрового обеспечения предприятия; оценка номенклатуры, ассортимента и качества выпускаемой продукции; изучение механизма формирования эффективности и затрат ценообразования, а также вопросов, связанных со сбытом продукции; определение финансовых результатов деятельности предприятия; анализ информационного обеспечения управления предприятием; выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления предприятием и персоналом; анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением; анализ управления с позиций эффективности работы предприятия; оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности.

На заключительном этапе научно-исследовательской практики магистрант должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его репрезентативность и достоверность для завершения разработки темы диссертационного исследования, оформить отчет о практике.

Научный руководитель практики от вуза:

Обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выходом магистрантов на практику (инструктирует по порядку прохождения практики и т.д.);

Устанавливает связь с руководителями практики от организаций;

Разрабатывает тематику индивидуальных заданий;

Несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдением магистрантами правил техники безопасности;

Контролирует выполнение магистрантами правил внутреннего трудового распорядка организации;

Осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

Оказывает методическую помощь магистрантам при выполнении ими программы практики;

Помогает магистрантам в выборе методов и подходов научного исследования;

Оценивает результаты выполнения магистрантами программы практики, дает отзывы об их работе и представляет заведующему кафедрой письменный отчет об организации практики вместе с рекомендациями по совершенствованию практической подготовки магистрантов.

Магистрант в период прохождения практики должен собрать необходимую информацию, определить проблемные вопросы организации по теме научного исследования, выбрать методы и методологические подходы исследования.

По мере выполнения программы магистрант собирает материал и составляет отчет о прохождении практики. В десятидневный срок после окончания практики магистрант обязан сдать отчет на кафедру своему научному руководителю для проверки. Вместе с отчетом необходимо также сдать справку, подтверждающую место и время прохождения научно-исследовательской практики, заверенную печатью предприятия (организации).

После окончания практики ее руководитель от вуза представляет руководителю программы отчет по установленной форме. Итоги практики обсуждаются на заседании кафедры и совете факультета вуза.

По результатам практики магистрант оформляет отчет не позднее чем за две недели до его защиты. В написании отчета о научно-исследовательской практике проявляются уровень теоретической подготовки магистранта, его способность к анализу и обобщению информации, полученные навыки по решению актуальных практических задач в конкретной области экономики, планирования и управления предприятиями (организациями), овладение методами и подходами научного познания и научного исследования в рамках написания магистерской диссертации, навык построения методических схем в диссертационных исследованиях. В отчете о прохождении научно-исследовательской практики требуется показать знание общих и специальных методов научного исследования, экспертных оценок в проведении исследования, технику проведения социологических исследований, а также знание действующих законодательных, нормативных актов, методических и инструктивных материалов, основных литературных источников.

Отчет выполняется в машинописной форме на листах формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал полуторный, левое поле – 3 см, правое поле – 1 см, верхнее и нижнее поля – по 2 см. Отчет должен иметь стандартный титульный лист.

Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа.

Все сноски и подстрочные примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся, но меньшим кеглем – 12-м.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на титульном листе номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом верхнем углу без точки.

С новой страницы начинаются следующие структурные части работы: введение, общая характеристика объекта иссле­дования, заключение, список использованной литературы, приложения. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно одной пропущенной строке. Такое же расстояние выдерживается между заголовками глав и параг­рафов. Интервалы между основаниями строк заголовка принимают такими же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, расположенного посередине строки, не ставят. Не допускается подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке. Первая буква заголовка – прописная, остальные – строчные. Выделять жирным шрифтом следует только заголовки.

Например:

Главы, параграфы, пункты и подпункты (кроме введения, заключения, списка использованных источников литературы и приложений) нумеруются арабскими цифрами (глава – 1, параграф – 2.1, пункт – 2.1.1, подпункт – 3.2.1.1), после которых даются тематические заголовки. Слова Глава, Параграф, Пункт, Подпункт не пишутся. Заголовки должны отражать содержание рубрик.

Например:

1. Теоретические аспекты исследования системы
управления персоналом

1.1. Сущность управления персоналом
в современной организации

1.2. Тенденции в организации управления персоналом

1.2.1. Проблемно-ориентированный подход к развитию системы
управления персоналом в организациях сферы услуг

1.2.2. Особенности применения компетентностного подхода
к модернизации системы управления персоналом в сфере услуг

Весь текст, за исключением заголовков, должен быть одинаковым. Не допускается выделение жирным, курсивом или подчеркиванием. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом, равным 1,25 см.

Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др . (и другие), и пр. (и прочие); при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Иллюстрации размещаются сразу после ссылки на них в тексте. Желательно иллюстрации размещать так, чтобы их можно было просматривать без поворота работы. Если поворот неизбежен, то иллюстрации располагают по направлению часовой стрелки. Все иллюстрации должны иметь названия и нумерацию. Например: Рис. 1.; Рис. 2. и т.п. Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают сокращенным словом смотри , например: (см. рис. 2).

Производственная практика

Программа производственной практики содержит формулировки целей и задач практики, вытекающих из целей ООП ВПО по магистерской программе, направленных на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Так, цель производственной практики – приобретение обучающимся таких профессиональных компетенций, как навыки решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации; углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом организации и др.

Для достижения поставленных перед производственной практикой целей важное значение имеет место прохождения практики. Согласно программе практики базами практики могут быть промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, банки, страховые, торговые и иные компании, службы занятости и социальной защиты населения, кадровые рекрутинговые агентства, органы государственной и муниципальной власти и управления, высшие учебные заведения и другие организации (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности), в составе которых есть службы по управлению персоналом или подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом.

В программу производственной практики входят: сбор информации об объекте производственной практики – организации, включая ее краткую характеристику, показатели производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности и их анализ, анализ системы управления персоналом и ее функций; кадровое, методическое, информационное и прочее обеспечение системы управления персоналом; изучение и анализ основных регламентирующих документов системы управления персоналом: Положения о персонале, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения о службе управления персоналом и других её подразделениях, должностных инструкций, положений о найме персонала, об аттестации, стимулировании персонала и др. Важной частью практики является более углубленное изучение и анализ выполнения той функции или процесса управления персоналом, которые связаны с выбранной обучающимся темой выпускной квалификационной работы. Практика завершается подготовкой и защитой отчета по практике.

3.5. Педагогическая практика

Педагогическая практика – важнейший компонент и составная часть учебного процесса студентов магистратуры. Данный вид практики выполняет функции общепрофессиональной подготовки студентов к преподавательской деятельности в высшей школе. Педагогическая практика базируется на изучении курсов «Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом», «Психология», «Культура речи и деловое общение».

Педагогическая практика выявляет уровень научной подготовки студента магистратуры по всем важнейшим направлениям профессиональной специализации и выступает связующим звеном между теоретической подготовкой к профессиональной деятельности и формированием практического опыта её осуществления.

Программа учитывает требования Федерального образовательного стандарта ВПО по направлению степени магистра.

Цель педагогической практики – формирование и развитие компетенций преподавателя (педагога) ВПО и ДПО, владеющего современными образовательными технологиями.

Педагогическая практика решает следующие задачи:

Развитие способности повышать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы работы;

Развитие навыков в области разработки образовательных программ и учебно-методических материалов для обеспечения процесса обучения;

Участие в организации учебного процесса при реализации содержания образовательных программ ВПО и ДПО, формирующих профессиональные компетенции специалистов по управлению персоналом;

Практическое освоение методов, приемов, средств педагогической деятельности в высшей школе, корпоративных университетах, бизнес-школах и т.п.

Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра управления персоналом. Непосредственное руководство возлагается на профессоров, доцентов и преподавателей кафедры. К основным нормативно-методическим документам, регламентирующим работу студента магистратуры на практике, относятся программа практики и Дневник магистранта по практике.

Выполнение педагогической работы предполагает посещение занятий преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам, проведение наблюдения и анализа занятий по согласованию с преподавателем учебной дисциплины, самостоятельное проведение фрагментов занятий по согласованию с научным руководителем и (или) преподавателем учебной дисциплины, самостоятельное проведение занятия по плану учебной дисциплины с использованием мультимедийной и проекционной техники, разработка конспектов лекций и презентаций по отдельным учебным дисциплинам, формирование методического пакета по избранной учебной дисциплине, подготовку публикаций по теме учебной дисциплины, участие в работе кафедры, формирование отчета по педагогической практике.

Таким образом, программа педагогической практики способствует процессу социализации личности студента, переключению его на совершенно новый вид деятельности – педагогический, усвоению общественных норм и ценностей профессии педагога, а также формированию персональной деловой культуры будущего магистра.



Статьи по теме