Полномочный представитель юфо. Южный федеральный округ (ЮФО)

В Южный федеральный округ полпред уже назначен. Им стал бывший генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота. Биография

Когда сразу два полномочных президента – Дмитрий Козак и Камиль Исхаков – ушли на министерскую работу, ряд аналитиков не замедлил похоронить институт полпредов как таковой. Судя по последним кадровым решениям президента, подобные похороны оказались преждевременными, – пишет «Российская газета».

Обязанности полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе пока что исполняет бывший заместитель Камиля Исхакова Олег Антосенко. А вот в Южный федеральный округ полпред уже назначен, причем явно не «технический» (читай – безынициативный и малоавторитетный) и не «проходной». Им стал бывший генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота, генерал-лейтенант запаса, в послужном списке которого высокие посты в Совете безопасности РФ, в Службе внешней разведки, в министерствах торговли, а также промышленности, науки и технологий и пост генерального директора «Росвооружения». Для 63-летнего Рапоты назначение полпредом в ЮФО никоим образом не может рассматриваться как «почетная ссылка» хотя бы потому, что этот округ в России считается самым непростым и взрывоопасным и на посту полномочного представителя президента нуждается в политике твердом, влиятельном и опытном. По сути – горячая точка, только во всех сферах и на всех направлениях. Полпреду здесь приходится одновременно решать целый клубок проблем, и задача «привлечения инвестиций» в депрессивные регионы неизбежно упирается в то, чтобы сначала обеспечить их безопасность, победить (или хотя бы заставить отступить) коррупцию, навести порядок во всех сферах социальной политики. Округ, в который среди прочих регионов входит Чечня, и подавно не может считаться для России «среднестатистическим» и по определению требует особого подхода и особых мерок.

Несмотря на то, что догадок относительно кандидатуры нового полпреда в ЮФО хватало с избытком, новое назначение Григория Рапоты с удовлетворением восприняли и на юге России, и в ее центре – в Москве. «Это очень хорошее решение», – прокомментировал приход своего преемника бывший полпред (ныне министр регионального развития) Дмитрий Козак. Одобрительно высказались на этот счет самые разные персоны – от атамана «Всевеликого войска донского» Николая Козицына до депутата Госдумы Владимира Плигина, главы Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров обратился к новому полпреду с приветственным письмом, отметил его богатый опыт на ответственных должностях и выразил уверенность, что приход Григория Рапоты «будет способствовать дальнейшему развитию Южного федерального округа, выравниванию экономики субъектов России на Северном Кавказе с экономикой других развитых регионов страны». Кадыров пригласил Рапоту посетить Чечню, добавив, что в республике очень надеются на «постоянный контроль» со стороны полпредства над всеми вопросами, касающимися восстановления республиканской экономики и социальной сферы.

Рапота Григорий Алексеевич. Биография

Генеральный секретарь Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с сентября 2001 г.; родился 5 февраля 1944 г. в г. Москве; окончил МВТУ им. Баумана по специальности «инженер-конструктор» в 1966 г., Краснознаменный институт внешней разведки; с 1966 г. работал в Первом главном управлении (ПГУ) КГБ СССР (внешняя разведка), был в длительных загранкомандировках в США и Финляндии; 1990-1992 – заместитель начальника отдела ПГУ КГБ СССР, затем – Службы внешней разведки России (СВР); 1992-1993 – начальник отдела СВР; 1993-1998 – заместитель директора СВР РФ (курировал партнерские связи СВР с иностранными спецслужбами); апрель-ноябрь 1998 г. – заместитель секретаря Совета безопасности РФ; ноябрь 1998 г. – июль 1999 г. – генеральный директор Государственной компании «Росвооружение»; август 1999 г. – май 2000 г. – первый заместитель министра торговли РФ; июнь 2000 г. – ноябрь 2001 г. – первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ; академик, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка; имеет звание генерал-лейтенанта; удостоен государственных наград, в т.ч. – ордена Почета (июнь 2005 г.); лауреат премии им. Ю.В. Андропова (с вручением золотой медали) – за выдающийся вклад в обеспечение безопасности РФ; владеет английским языком; женат, имеет троих детей.

В Южном Федеральном округе (ЮФО) появился новый полномочный представитель президента РФ. Известие об этом пришло из Центральной Азии. “Я считаю целесообразным и по возвращении в Москву подпишу указ о назначении Григория Рапоты полпредом президента РФ по Южному Федеральному округу”, - заявил Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов по итогам саммита СНГ в Душанбе. Вскоре после этого заявления новый полпред был представлен аппарату ЮФО в Ростове-на-Дону.

“Прощаюсь, но не ухожу. Очень рад, что пришел Григорий Рапота. Это профессиональный, преданный делу, да и просто порядочный человек. Думаю, вам будет с ним работать комфортно. Ему предстоит решать сложные вопросы, прошу поддерживать нового полпреда, чтобы он мог скорее вникнуть во все детали, принимать конструктивные, профессиональные решения”. Таким образом, Дмитрий Козак, уходя на повышение в Москву, стремился со всей очевидностью продемонстрировать преемственность власти и политического курса в самом проблемном российском регионе.

Григорию Рапоте досталось непростое наследство. Здесь и растущая дестабилизация в Ингушетии, и террористическая и диверсионная активность в Дагестане, и до сих пор неразрешенный осетино-ингушский конфликт, и непростые “земельные отношения”, и реализация муниципальной реформы в Кабардино-Балкарии, и легитимность власти в Карачаево-Черкесии, и социально-экономическое развитие всех субъектов российского Юга. С административно-бюрократической точки зрения, самое сложное в этой ситуации то, что критиковать своего предшественника за определенные промахи в его деятельности будет практически невозможно. Ни прямо, ни косвенно. Во-первых, предшественник уходит со своего поста с повышением по службе, и теперь будет фактически одним из “кураторов” проекта. Во-вторых, предшественник близок самому президенту, а сегодня даже косвенная нелояльность президентскому курсу не допускается на всех уровнях государственной власти. В-третьих, сегодня Дмитрия Козака можно осуждать за дестабилизацию в Дагестане и в Ингушетии, а также за «чеченизацию».

С другой стороны, можно (и нужно) признать, что многие негативные тенденции (тот же рост исламистских настроений) начались задолго до его приезда в Ростов-на-Дону. Многие вообще имеют объективную природу (смена националистического дискурса на постсоветском Востоке на радикальный исламистский). Однако как бы то ни было, новый полпред должен отвечать на многочисленные политические и социально-экономические вызовы в непростом регионе. В этой связи далеко не праздным любопытством является вопрос о политическом и управленческом бэкграунде нового президентского назначенца. По каким критериям именно этот человек оказался на должности, имеющей стратегическое значение для российской государственности?

“Эксперты и аналитики встретили недоуменным молчанием одно из самых необъяснимых кадровых решений Владимира Путина. Понять такую реакцию легко. Рапота - человек, которого нет нигде, в публичную политику он вошел в 2001-м году, возглавив Евразийский экономический союз. И даже после этого удивительным образом умудрился остаться в тени, фигурой без лица и узнаваемых человеческих черт. В интернете можно найти лишь сухие биографические данные…” С процитированным выше мнением аналитика информационного агентства “The Caucacsus Times” Мурада Карданова трудно не согласиться. Поспорить можно только с одним. Назначение Григория Рапоты - это далеко не первое “необъяснимое” и необъясненное обществу кадровое решение российского президента. Как-будто назначение других полпредов (например, Владимира Яковлева на пост представителя президента в ЮФО в 2004 году) было чем-то, кроме неуловимой чиновничьей логики объяснимо? С другой стороны, нельзя не признать очевидных фактов. В свое время о назначении полпредом Дмитрия Козака, равно как и о его уходе в Москву в 2007 году писали неизмеримо больше. Это можно легко понять. За Козаком эксперты пытались угадать определенную миссию. Человек близкий президенту, успешный чиновник, один из разработчиков и идеологов муниципальной и административной реформы, Козак рассматривался как некий символ “огосударствления Кавказа”. Время показало иллюзорность многих надежд 2003 года, однако с именем нынешнего министра регионального развития эти надежды три года назад связывались. Сам же экс-полпред был символом “наведения порядка” в регионе, рассматривался эдаким “министром по Кавказу”.

Сегодня, наверное трудно найти кого-либо, кто бы стал искренне убеждать собеседника в том, что Рапота - это символ каких-то надежд на изменение ситуации на Кавказе. Из сухих строчек интервью нового назначенца мы можем узнать, что в течение трех десятков лет он работал в разведке. Вот каким образом характеризует свою трудовую биографию сам Григорий Алексеевич: “Устойчивой мечты в детстве не было, тянуло к путешествиям. Каждый раз оказывался под влиянием прочитанной книги или профессии… Образование высшее, МВТУ им. Баумана, инженер-конструктор… 32 года в разведке. Это время запомнилось творческой, захватывающей работой. Потом полгода работал в Совете безопасности, а с ноября 1998 года – в “Росвооружении”. Везде было по-своему интересно”. Чем конкретно занимался новый полпред в период своей службы в органах разведки, на каких участках использовался его богатый потенциал, мы вряд ли узнаем. Государственную тайну в России еще никто не отменял. Однако сегодня хотелось бы знать другое. С какими идеями и подходами новый полпред пришел на Кавказ? Какую стратегию готов он предложить для противодействия террористической угрозе, коррупции и непотизму в регионе? И если такой стратегии нет (а сегодня почти со стопроцентной уверенностью можно сомневаться в ее наличии), то кто и когда будет ее разрабатывать? Пока же с определенностью можно говорить лишь об одном. Новый представитель президента чрезвычайно осторожен, не готов к жестким и четким заявлениям. Несколько лет назад, отвечая на вопрос интервью “Если бы Вы оказались в 1917 году, кого бы Вы поддержали: большевиков, конституционных демократов, монархистов?”, Григорий Рапота уклончиво ответил: “Для этого надо оказаться в 1917 году, войти в то состояние людей, тот социально-политический слой. С позиции сегодняшнего времени оценивать те события можно только с исторической точки зрения”. Думается, что в оценке дня нынешнего Григорий Алексеевич еще более осторожен. В этом легко убедиться, посмотрев его интервью в период работы в “Росвооружении” и в ЕвраЗЭС.

Был ли Рапота успешен как управленец в своей предшествующей деятельности? В 2001 году он становится генеральным секретарем Евразийского экономического союза (ЕвраЗЭС). Конечно, можно сказать, что отсутствие внятной стратегии экономической политики на постсоветском пространстве - не прерогатива ЕвраЗЭС и его генсека. Это - вопрос воли стран-участниц международной организации. Однако нельзя не увидеть, что такие фундаментальные задачи, как единое таможенное пространство стран ЕвраЗЭС, оказались нереализованными. Можно ли считать, что опыт работы в не слишком эффективной структуре достаточное основание для нового назначения на сложный “участок работы”? Или же этот участок уже признан не слишком сложным, чтобы доверить его просто аккуратному чиновнику без вредных привычек?

Однако назначение Григория Рапоты на пост полпреда в ЮФО ставит еще один гораздо более важный институциональный вопрос. Насколько эффективен сам институт президентских назначенцев? За все время своего существования этот институт неоднократно возвышали, и неоднократно же девальвировали. Конечно, речь идет о фактическом возвышении и фактической же девальвации, происходящем в логике подковерной неформальной административной борьбы, а не по канонам публичной политики. Владимир Путин, став президентом России в 2000 году и пройдя инаугурацию, свой первый указ посвятил преобразованию института полномочных представителей президента и образованию федеральных округов, что тут же было расценено как первый шаг к масштабной реформе федеративных отношений и всей региональной политики. В 2000 году кадровые решения президента по назначению представителей главы государства в округах прочитывались, что называется, с листа и были содержательны в идеологическом плане. Выбор Путина падал тогда либо на силовиков (Пуликовский, Казанцев, Черкесов), либо на политиков федерального уровня (Кириенко). В любом случае статус президентского полномочного представителя был поднят на недосягаемую с 1991 года высоту. Затем (как это было в 2003 году в случае с Клебановым или Яковлевым) институт полпредов стал ярмаркой вакансий для вышедших в тираж федеральных политиков. С одной стороны, полпреды вели работу по исправлению партикулярного законодательства субъектов РФ. С другой стороны, те решения, которые федеральная власть хотела провести «по понятиям», проводились без всякой оглядки на аппараты президентских назначенцев. Так было в случае с продавливанием Конституции Чечни в 2003 году, с решением о возможности для губернаторов более, чем двух легислатур, и с татарстанским договором в 2006 году. И заметим, все это фактически делалось на внеконституционной основе.

После Беслана (2004 год) роль полпредов снова выросла. Теперь они участвовали в кастинге губернаторов и президентов республик. В случае же с Дмитрием Козаком его и вовсе стали воспринимать как президентского «комиссара». Однако и после очередной ревальвации института полпредов «понятия» взяли верх. Дмитрий Козак весьма настороженно относился к главному кремлевскому «кадровому чуду» на Северном Кавказе - Рамзану Кадырову. В феврале 2006 года полпредство президента в Южном федеральном округе направило запрос в управление Генпрокуратуры в ЮФО с просьбой дать правовую оценку действиям должностных лиц правительства Чечни. Поводом для этого стало обещание тогдашнего и. о. премьера Чечни Рамзана Кадырова выдворить из Чечни датские гуманитарные организации (Датский Совет по делам беженцев) в связи с публикацией в датских газетах карикатур на пророка Мухаммеда. Таким образом, полпредство решило продемонстрировать Кадырову-младшему, что он не является полноправным «хозяином» Чечни. Сама же акция как будто бы случайно совпала по времени со встречей Кадырова с верховным комиссаром ООН по правам человека Луизой Арбур. Однако вскоре после этого Кадыров пошел «на повышение», став премьер-министром без всяких приставок, а затем и президентом республики. И после февральского казуса Кадыров демонстративно решал все вопросы с Путиным напрямую, четко представляя себе, что никакие инстанции не смогут ему помешать отстаивать свои приоритеты. Решение о смене высшей власти Дагестана Москва также фактически провела напрямую. А что касается Адыгеи, то в тщательно скрываемом противостоянии Дмитрия Козака и экс-президента Хазрета Сомена Москва далеко не всегда стопроцентно поддерживала своего «комиссара». Таким образом, «комиссар» был лишен такого важного ресурса, как институциональные основы его деятельности. Он играл роль разведчика, которого собственное государство могло принести в жертву конъюнктурным интересам.

Но самое страшное для института полномочных представителей заключалось в поведении самой высшей власти, которая, похоже, сама четко не представляла, для какой конечной цели этот институт создается. Он - "государево око", наблюдающее за губернаторами и президентами национальных республик? Или это огромная информационно-аналитическая служба для составления адекватной "картинки" происходящего в государстве? Исправление регионального законодательства - финальная цель в деятельности аппаратов полпредов или промежуточная? Без ответов на эти вопросы говорить об эффективности этой бюрократической структуры проблематично.

В ЮФО с самого момента его создания сменилось несколько полпредов. Был Виктор Казанцев с генералами новых кавказских войн. Был Владимир Яковлев с маститыми пиарщиками из Москвы и Питера, интернет-сайтами и многочисленными пресс-конференциями. Был Дмитрия Козак, министр по Кавказу, с доверием самого президента и завышенными ожиданиями. Теперь пришел Григория Рапота, ветеран разведки, демонстративно сторонящийся публичной политики. Были все и было все. Кроме четкой стратегии развития Кавказа, ориентированной на многоуровневую интеграцию этого региона в российский социум и кроме четких критериев оценки управленческой эффективности чиновников ЮФО. Кроме государственной воли и политической предсказуемости, господства формального права и понятных всем правил игры.

Сергей Маркедонов - зав. отдлелом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

Пресс-служба полпреда президента в Южном федеральном округе поспешила опровергнуть слухи о скорой смене окружной столицы, да и самого полпреда. Впрочем, уже бывало не раз: вслед за опровержением политических сплетен следует их воплощение. Ну а экспертное сообщество тем временем спорит, насколько успешно и эффективно работал Владимир Устинов, если столь стремительно распространяются слухи о его отставке.

ЮФО как операция прикрытия?

Самой обсуждаемой политической новостью последних дней стал «переезд» полпреда президента в ЮФО из Ростова-на-Дону в Краснодар. Точнее, не сам «переезд», а слухи о такой кадровой рокировке. Впервые об этом со ссылкой на неназванного источника в аппарате полпреда сообщили утром в понедельник несколько ростовских изданий, затем новость подхватили уже на федеральном уровне.

Инсайдеры сообщали подробности грядущей реформы: столица федерального округа не просто переместится в Краснодар, но и сменится сам полпред — место ныне действующего Владимира Устинова займет Александр Ткачев , который сейчас возглавляет Министерство сельского хозяйства России.

Помимо прочего, к Южному округу якобы может быть присоединен Крымский — самый молодой и маленький в стране (его, напомним, возглавляет Олег Белавенцев ). В этой связи перенос столицы ЮФО кажется вполне логичным, поскольку оттуда проще управлять еще и заморскими территориями, а также курировать самый масштабный инвестпроект десятилетия — строительство моста через Керченский пролив стоимостью 230 млрд рублей.

Пресс-служба Владимира Устинова уже опровергла слухи о возможной смене полпреда и переносе окружной столицы в Краснодар.

«Подобные слухи появляются с периодичностью раз в полгода. Что с нами только не делали! В прошлом году, к примеру, представительство президента в ЮФО „слили“ с Приволжским федеральным округом. Вот, видимо, кому-то опять стало скучно», — цитируют журналисты сотрудника пресс-службы, опять-таки неназванного. Что снова наводит на подозрения: а вдруг это просто «операция прикрытия».

Аппаратные игры любят тишину

Южный федеральный округ появился на карте в 2000 году, и мало кто помнит, что первоначально он должен был называться Северо-Кавказский. В полном соответствии с этим названием, первым полпредом стал командующий Северо-Кавказским военным округом, штабной генерал Виктор Казанцев , спустя четыре года это кресло стремительно занял бывший губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев , а затем — Дмитрий Козак , который, пожалуй, среди полпредов запомнился больше всего.

Козак — человек не военный, но среди журналистов получил прозвище «генерал-губернатор, поскольку был жестким сторонником «вертикали власти». Именно он предложил создать рейтинговую систему оценки губернаторов (позднее ее взял на вооружение минрегион, который бывший полпред возглавил в сентябре 2007 года). Также Козак потребовал увязать политическая свободу губернаторов с уровнем дотационности и текущими экономическими успехами его региона. Волевого полпреда побаивались, но порой и шли наперекор ему — Кавказ все-таки…

В январе 2007 года благодаря он фактически выдавил в отставку главу Адыгеи, золотопромышленника, одного из богатейших людей Юга России Хазрета Совмена . Совмен был противником объединения Адыгеи и Краснодарского края, на котором настаивал Дмитрий Козак — впрочем, как известно, оно так и не состоялось.

Пост генерал-губернатора осенью 2007 года занял кадровый разведчик Григорий Рапота , но проработал в должности он недолго, став полпредом президента в Поволжском федеральном округе. Ну а «южанином» оказался бывший генпрокурор и бывший министр юстиции Владимир Устинов. Для Устинова, разумеется, комфортнее было работать не в Ростове-на-Дону, а в Краснодаре, поскольку сам он — для тех, кто подзабыл, — выходец именно с Кубани.

Возможно, именно с этим связана низкая публичная активность Устинова: появляется он по большей части на протокольных мероприятиях, с прессой общается очень редко, яркими инициативами не блещет. Пожалуй, из самого свежего — полпред инспектирует строительство стадиона «Ростов-арена», который строится на левом берегу Дона к Чемпионату мира 2018 года.

Короля делает свита

Этот политический афоризм известен всем. В том числе и в южном полпредстве: все четверо заместителей Устинова — аппаратные долгожители (к слову, после создания ЮФО у полпреда было семеро заместителей, среди которых один персонально контролировал Чечню, а еще один — остальные регионы Северного Кавказа).

Александр Акульчев занимает эту должность почти семь лет (а ранее был помощником полпреда в ЮФО), Леонид Беляк — шесть лет, а Владимир Гурба — пять. Единственный новичок в команде — это Антон Калинин , назначенный заместителем полпреда в августе прошлого года. Он, кстати, в прошлом сотрудник прокуратуры, причем Калинин сменил в должности заместителя полпреда Александра Мурзина , который, в свою очередь, был начальником управления делами генеральной прокуратуры России.

Выходец из прокуратуры и Леонид Беляк, работавший прокурором Волгоградской области, а затем советником генерального прокурора по ЮФО и СКФО. Напомним, что тогда заместителем генерального прокурора по этим двум территориям был Иван Сыдорук , который еще в середине «нулевых» имел жесткий аппаратный конфликт с Владимиром Устиновым — поводом послужили проверки незаконного распределения земли в Московском регионе.

Вот и сегодня, как видно, во многом Устинов остается заложником аппаратных игр прошлых лет. Многие люди из команды нынешнего полпреда ныне занимают высокие посты в региональных органах власти. Скажем, бывший заместитель полпреда Владимир Жуков назначен зампредом Контрольно-счетной палаты Ростовской области, еще один заместитель Николай Федоряк — сенатором от правительства Ханты-Мансийского округа (ХМАО), Валерий Шнякин — сенатором от правительства Нижегородской области, Сулейман Вагапов — заместителем гендиректора корпорации «Курорты Северного Кавказа»…

И это лишь небольшая часть именитых выходцев из ближнего круга Устинова, который остается самым долгоживущим полпредом в России — на посту он уже девятый год. Имея такое большое количество аппаратных связей, Устинов, несомненно, непоколебим. Поводом к его отставке может послужить лишь какой-то явный провал — но пока что Кремль он, видимо, полностью устраивает отсутствием заметных конфликтов во вверенном ему округе. И успешной реализацией мегапроектов: так, в преддверии старта зимней Олимпиады в Сочи Владимир Устинов стал почетным гражданином города-курорта. Ну а перед мундиалем, похоже, станет еще и почетным гражданином Ростова и Волгограда.

внутриполитический процесс, борьба региональных и местных элит за возможность принимать общественно важные решения, доступ к властным и финансовым ресурсам. Противоречивость и неустойчивость той или иной системы региональной власти продолжает зависеть в значительной степени от локальной политической конъюнктуры; региональный конституционный процесс не завершен и будет развиваться главным образом в зависимости от конкретной констелляции эндогенных факторов политической действительности.

4. АППАРАТ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе - должностное лицо, представляющее Президента РФ, которое обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, и способствует повышению эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствованию системы контроля за исполнением их решений.

Институт полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе был введен Указом Президента, где

были определены основные задачи, решаемые полномочным представителем в процессе своей деятельности. К ним относятся: организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о

политическом и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

В своей деятельности институт полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе использует тактику нахождения компромисса. Эта тактика реализуется по трем направлениям, соответствующим области общих интересов субъектов Южного федерального округа.

Снижению межнациональной напряженности в экономической сфере способствует долевое пользование ресурсами субъектов Южного федерального округа. Необходимо достижение компромисса по данной проблеме, что будет способствовать развитию экономических связей различных территорий субъектов федерации. Эффективное использование федеральной собственности, недр и биоресурсов является первоочередным направлением региональной экономической политики. Другим показателем снижения межнациональной напряженности в экономической сфере субъектов Южного федерального округа является трудовая занятость. Проблемой остается низкий уровень жизни населения, проживающего на территории округа. Органами исполнительной власти территорий не обеспечено погашение задолженности по заработной плате, пособиям на детей и другим социальным выплатам. Решение этой проблемы возможно в случае развития промышленного и агропромышленного комплексов в регионе, способствующих созданию новых рабочих мест и регулярной выплате заработной платы.

Таким образом, показателями снижения межнациональной напряженности в экономической сфере являются долевое пользование ресурсами субъектов Южного федерального округа и увеличение трудовой занятости населения.

Деятельность аппарата полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе в этой сфере реализуется посредством достижения компромисса по долевому пользованию федеральной собственности, недр и биоресурсов субъектов округа, а также организации кредитов и средств из региональных бюджетов для развития промышленного и агропромышленного комплексов в регионе, что способствует созданию новых рабочих мест и

регулярной выплате заработной платы. Перспективы осуществления этой деятельности в экономической сфере определяются в федеральной целевой программе «Юг России» до 2005 года, основная задача которой состоит в обеспечении единого федерального экономического, рыночного и финансового пространства на территории округа. Она включает 584 проекта на 110 млрд рублей: из них только 10 млрд - из федерального бюджета, остальное из местных и инвестиции.

Следующим направлением деятельности института полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе, способствующим снижению межнациональной напряженности в социальной сфере, является решение проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев. По показателю прибывших сотен тысяч беженцев и вынужденных переселенцев в последнее десятилетие Южный федеральный округ оказался бесспорным лидером в Российской Федерации. Последствиями столь массовой и плохо урегулированной миграции стали высочайшая конкуренция на рынке труда, резко возросшие нагрузки на социальную сферу, неизбежные межнациональные столкновения бытового характера. В этих условиях деятельность аппарата полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе направлена на организацию условий в соответствии с социальными федеральными программами и предоставление дополнительных ресурсов из регионального бюджета. Изучение сложившихся проблем, накопленная информационная база позволили сформулировать предложения в адрес федеральных органов государственной власти. В адрес правительства Российской Федерации направлены информационно-аналитические материалы о проблемах вынужденных переселенцев из Чеченской Республики. Изучение организации работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах Южного федерального округа по обеспечению социальной защиты семей военнослужащих, погибших или пострадавших при исполнении служебного долга, позволило сформулировать меры по устранению недостатков этой работы.

Таким образом, в социальной сфере функционирование института полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе, связана с решением проблемы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев.

Снижение межнациональной напряженности реализуется данной структурой посредством изучения организации работы органов государственной власти субъектов Южного федерального округа по обеспечению социальной защиты этой категории населения. В соответствии с федеральной целевой программе «Юг России», стратегическими направлениями решения этой проблемы будет обустройство вынужденных переселенцев из Чеченской республики; строительство поселков, жилья, школ, развитие инфраструктуры в Республики Северная Осетия-Алания; развитие инфраструктуры горной зоны в Республике Дагестан.

Третьим направлением деятельности института полномочного представителя Президента в Южном федеральном округе, способствующим снижению межнациональной напряженности в политической сфере, является координация действий территориальных органов власти. Взаимодействие аппарата полномочного представителя с руководителями территориальных органов федеральных министерств и ведомств в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии осуществляется в ходе рабочих встреч при налаженной системе взаимного обмена информации, позволяющей координировать общие действия. Заместители полномочного представителя приняли непосредственное участие в подборе кадров руководителей территориальных органов федеральных

органов в Чеченской Республике. Совместно с Временной администрацией Чеченской Республики разработано и реализуется Положение об аттестации государственных служащих в Чеченской Республике. Активизировать подобное взаимодействие удалось за счет работы Коллегии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Совета старейшин, Консультативного Совета и Совета по проблемам казачества при полномочном представителе Президента РФ в Южном федеральном округе. Используя все многообразие форм организационной работы в системе исполнительной власти - координация деятельности, взаимодействие, согласование, совместные разработки, организационное управление аппарата полномочного представителя обеспечило проведение конкретных мероприятий по укреплению исполнительской вертикали, формированию инициативных и ответственных государственных структур.



Статьи по теме