Главнокомандующий объединенным флотом Исороку Ямамото: биография. Адмирал ямамото и хиромантия в императорском японском флоте Споры о будущем

Поделиться с друзьями: Для Соединенных Штатов война началась ранним утром 17 декабря 1941 г. после внезапного удара японской авианосной авиации по кораблям Тихоокеанского флота, стоявшим в гавани главной базы в Пирл-Харборе. После этого США и их союзники - Великобритания и Голландия - почти полгода отступали, отдавая противнику острова, атоллы да и контроль над океанскими коммуникациями.
Для американцев не было секретом, что инициатором нападения на Пирл-Харбор и автором операций, сделавших Страну Восходящего солнца властелином тихоокеанского региона, был командующий японский адмирал И. Ямамото. Он и в самом деле был талантливым военачальником, одновременно умеющим тщательно просчитывать мельчайшие детали задуманного предприятия и внезапно идти на риск. Американские разведчики полагали, что последняя черта его характера выражается в склонности адмирала к игре в шахматы и... покеру, которые, как известно, требуют хладнокровия, умения владеть собой, точного расчета (в том числе психологического) и способности в нужный момент поставить на все ради победы. «Он любил свою игру, эту комбинацию разведки и карт»,- отмечал американский разведчик, тоже адмирал, Э. Захариас.
Было известно, что японский командующий часто перемещался по театру военных действий, обходясь минимумом охраны и явно пренебрегая опасностью. На этом и решили сыграть.
Утром 17 апреля 1943 г. одна из американских радиостанций перехватила японское кодированное сообщение. Надо сказать, что радиоразведчики США научились этому еще в 20-е годы, заодно отыскав принцип составления японских секретных кодов. Поэтому для них не составило труда дешифровать это сообщение и узнать, что Ямамото намерен отправиться в двухдневный облет частей, находящихся на островах в южной части Тихого океана. В перехваченной радиограмме был подробно расписан маршрут перелета, что и требовалось.
Морской министр Ф. Нокс приказал немедленно подготовить соединение истребителей, базировавшееся на острове Гаудал-канал. «Адмирал Ямамото, сопровождаемый начальником штаба и семью старшими офицерами флота, вылетит в 8 ч. утра с острова Трук, - говорилось в приказе. - Летит на двух бомбардировщиках «Бетти», эскортируемых семью истребителями «Зеке» ...Истребительному подразделению 339 необходимо любой ценой настичь и уничтожить Ямамото 18 апреля над островом Бугенвилль».
В 7 час. 20 мин. с Гаудал-канала взлетело 16 двухмоторных истребителей «Лайтнинг» под командой майора Митчелла. Для машин специальным самолетом доставили подвесные топливные баки, благодаря которым резко увеличивалась дальность полета.
Митчелл снизился до 10 метров и повел своих пилотов к Бугенвиллю, рассчитывая, что летящие на бреющем машины не успеют заметить вражеские наблюдатели. Почти одновременно с американцами из Рабаула поднялись два японских бомбардировщика и направились в некую точку, где курсы противников должны были неизбежно пересечься.
Заметив самолеты врага, Митчелл приказал своим ребятам набрать высоту 6 тыс. м и набросился на японские истребители прикрытия, а четыре «Лайтнинга» погнались за бомбардировщиками. Не обращая внимания на тройку «Зеке», повисших у него за хвостом, лейтенант Ланфир нагнал «Бетти», пристроился ему в хвост, первой очередью выбил левый мотор, а второй поджег машину противника.
«Я взглянул из окна, - вспоминал начальник штаба Ямамото адмирал Угаки. - Самолета, на котором летел командующий, не было видно, а над джунглями поднимался густой, черный дым». Машину, на которой летел сам Угаки, подбил лейтенант Барбер, но летчик сумел посадить ее на воду.
Подчиненных Митчелла наградили, лейтенанта Ланфира вне очереди произвели в капитаны. Однако в печати об этом, по понятным причинам, тогда не сообщалось...

18 апреля 1943 года в ходе инспекционной поездки на остров Бугенвиль самолет с Главнокомандующим объединенным флотом Исороку Ямамото на борту был сбит американскими истребителями. Все члены экипажа и пассажиры, в том числе и легендарный адмирал, погибли...


Ямамото Исороку
4 апреля 1884 года - 18 апреля 1943 года

Ямамото родился в Нагаоке 4 апреля 1884 года.
Образование получил в Военно-морской академии (1904), Военно-морском штабном колледже (1915) и Гарвардском университете (1916).

Забавный факт - при поступлении в военно-морскую академию Исороку, составляя прошение о зачисление, заявил своей целью, по получении офицерского звания, "ответить на визит коммодора Перри".
Как известно, в феврале 1854 года американская эскадра под командованием коммодора Перри зашла в японскую гавань Эдо флотом в девять военных кораблей, где Перри потребовал, чтобы Япония подписала с США договор о сотрудничестве в торговой сфере, пригрозив, в случае отказа, вернуться с еще более мощным флотом и предложеним куда более суровых условий...

Ямамото окончил военно-морскую академию в 1904 году, и почти сразу после выпуска оказался в центре Русско-Японской войны, приняв участие в знаменитом Цусимском сражении, где полностью была уничтожена и частью рассеяна русская 2-я Тихоокеанская эскадра. В этой битве молодой японский офицер потерял два пальца левой руки и получил тяжелое ранение в ногу.

По окончании первой мировой войны Ямамото был командирован в США в Гарвардский университет для изучения английского языка (с апреля 1919 по май 1921). Живя в Бостоне, он стал первоклассным игроком в покер. Эта увлекательная карточная игра, требующая знания психолога, вполне соответствовала его темпераменту. Кроме карт и языка японский офицер интересовался также проблемой бесперебойного обеспечения флота горючим, понимая, что грядущий конфликт неизбежно будет связан с возможностями экономик участвующих в нем держав.

По возвращении на родину Ямамото вскоре стал известен как эксперт в области строительства и применения морской авиации, которой предстояло сыграть решающую роль в следующей войне. В июне 1923 - марте 1924 совершил поездку по Европе и США.

Преподавал в Военно-морской академии, в 1925 командир учебного от ряда морской авиации.

С 1.12.1925 по 15.11.1927 военно-морской атташе в Вашингтоне. За два года пребывания на этой должности Ямамото тщательно изучил ВМФ США. Приговор его им был достаточно категоричен: "Это не военный флот, это – клуб любителей гольфа и бриджа", однако иллюзий относительно экономической мощи Америки он никогда не питал.

С 20.8.1928 командир легкого крейсера «Исудзу».
10.12.1928 - авианосца «Акаги».
В сентябре того же года Исороку Ямамото перевели в Главный штаб морской авиации. В октябре 1933 года адмирал был назначен командующим 1-м авианосным флотом.

С 3.10.1933 командующий 1-м авианосным соединением, руководил созданием в Японии прекрасно подготовленной морской авиации. Добился принятия новой программы строительства самолетов для морской авиации (к 1940 их число достигло 4768 штук).

В октябре 1933 года адмирал был назначен командующим 1-м авианосным флотом. Через два года он получил звание вице-адмирала и одновременно стал заместителем военно-морского министра и главнокомандующим 1-м флотом.

Один из инициаторов начала войны с США, однако настаивал, что война должна завершиться в течение двух-трех лет, поскольку, по его мнению, Япония не сможет выдержать более длительного конфликта. «В первые 6-12 месяцев войны я продемонстрирую непрерывную цепь побед. Но если противостояние продлится 2-3 года, у меня нет никакой уверенности в окончательной победе», - заявил Ямамото. Именно из этого Ямамото исходил, планируя уничтожение неожиданным ударом главных сил американского флота на базе в Пёрл-Харборе. В 1941-43, начиная с бомбардировки Пёрл-Харбора (7.12.1941), лично руководил действиями японского ВМФ (флагман - линейный корабль «Ямато»).

При Пёрл-Харборе США потеряли 6 линкоров, крейсер, 2 танкера, 13 кораблей получили повреждения, на аэродромах уничтожено ок. 300 самолетов, погибло ок. 1500 чел. Потери Японии составили 28 самолетов.

За победой в сражении на базе Перл-Харбор последовали успехи объединенного флота в операциях в Ост-Индии в январе-марте 1942 года и в Индийском океане в апреле 1942. В июне того же года Ямамото руководил операцией по захвату атолла Мидуэй, целью которой была попытка навязать американцам генеральное сражение. Японии выступила в нее с силами, невиданными доселе в военно- морской истории. Флот Ямамото состоял из восьми авианосцев, десяти линейных кораблей, двадцати одного крейсера, девяти миноносцев и пятнадцати крупных подводных лодок. На палубах авианосного соединения стояло 352 знаменитых истребителя "Зеро" и 277 бомбардировщиков.
Американцы располагали только тремя авианосцами (из них один как раз накануне был сильно поврежден), восемью крейсерами и четырнадцатью эсминцами. Соотношение сил было один к трем в пользу Японии, однако итогом его, в силу почти невероятного стечения обстоятельств, стала гибель цвета японской морской авиации и поспешное отступление японского флота. Это сражение предопределило грядущее поражение Японии, которое теперь, с понесенными ею невосполнимыми потерями стало делом времени. И все же Ямамото продолжил руководство морскими операциями на Тихом океане и оставался наиболее опасным для США флотоводцем.

Когда американские дешифровальщики сообщили о планируемой инспекционной поездке адмирала на обороняемый японцами остров Бугенвиль, американское командование отдало приказ уничтожить самолет японского адмирала силами истребительной авиации.

Дальнейшее - отрывок из дневника вице-адмирала Угаки Матомэ, начальника штаба Объединенного Флота, который был вместе с адмиралом в момент его гибели.

«В 6.00 адмирал Ямамото покинул аэродром Рабаула на головном самолете, бомбардировщике «Бетти». На втором самолете вместе со мной находились: контр-адмирал интендантской службы Китамура, капитан 2 ранга Иманака, флагманский связист, капитан 2 ранга Мурой из авиационного отдела штаба и наш метеоролог лейтенант Унно.

Я мог видеть наши истребители сопровождения, покачивающие крыльями. 3 истребителя летели слева от нас, 3 оставались вверху и чуть позади, еще 3 держались справа. Всего нас сопровождали 9 истребителей. Наши бомбардировщики летели совсем рядом, едва не касаясь крыльями. Мой самолет оставался слева и чуть сзади от головного. Мы летели на высоте примерно 5000 футов.

Мы достигли западного берега Бугенвилля, пролетая на высоте 2200 футов над джунглями. Один из летчиков передал мне записку: «Расчетное время прибытия в Баллале 7.45». Я невольно посмотрел на часы и отметил, что время было 7.30 ровно. До посадки оставалось 15 минут.

Без предупреждения взревели моторы, и бомбардировщик нырнул вниз к джунглям, держась за хвостом головного самолета. Мы выровнялись на высоте менее 200 футов. Никто не знал, что случилось. Мы с тревогой осматривали небо в поисках вражеских истребителей, которые пикируют, атакуя нас. Старший пилот ответил на наши вопросы: «Похоже, мы сделали ошибку. Нам не следовало пикировать». Он был, разумеется, прав. Нашим пилотам не следовало покидать первоначальную высоту.

Наши истребители заметили группу как минимум из 24 вражеских истребителей, приближающихся с юга. Они спикировали к бомбардировщикам, чтобы предупредить их о приближении противника. Однако в это время пилоты бомбардировщиков заметили противника и без приказа устремились вниз.

Уже когда мы вышли из пике и снова полетели горизонтально над самыми джунглями, наши истребители сопровождения бросились на самолеты противника. Это были большие истребители Локхид «Лайтнинг». Численно превосходящий противник прорвался мимо «Зеро» и обрушился на наши бомбардировщики. Мой самолет круто повернул на 90 градусов. Я увидел, как командир экипажа наклонился вперед и схватил пилота за плечо, предупреждая о приближающихся истребителях врага.

Наш самолет оторвался от головного бомбардировщика. На несколько мгновений я потерял из вида бомбардировщик Ямамото и наконец увидел его далеко справа. Я с ужасом увидел, что он медленно летит над самыми деревьями, направляясь на юг. Яркое оранжевое пламя быстро охватывает его крылья и фюзеляж. Примерно в 4 милях от нас бомбардировщик выпустил густой хвост густого черного дыма, спускаясь все ниже и ниже.

На следующий день разведывательный самолет обнаружил обломки головного бомбардировщика, в котором встретил смерть адмирал Ямамото. Армейский штаб немедленно отправил туда спасательную команду, которая 19 апреля нашла обломки. Они подобрал тела и отправились в обратный путь.

Армейские спасатели нашли тело адмирала Ямамото в кресле пилоты, выброшенном из самолета. В правом руке он крепко сжимал свой меч. Его тело совершенно не разложилось. Даже в смерти великий флотоводец не потерял величия. Для нас Ямамото Исороку был действительно богом.

Гибель Ямамото, пользовавшегося огромной популярностью в ВМФ, во многом отрицательно сказалась на общем уровне морального духа японской армии.
27.5.1943 он был посмертно награжден Рыцарским крестом с дубовыми ветвями и мечами - единственный иностранец, удостоенный этой германской награды.

История другого человека
Уоррент-офицер Кенжи Янагия

Кенжи Янагия был не самым плохим пилотом «Зеро», но на всю его жизнь пало пятно единственного оставшегося в живых летчика из со­провождения самолета адмирала Ямамото.

Янагия родился в марте 1919 г.. в январе 1940 г. добровольцем вступил в военно-морской флот, в марте 1942 г. на авиабазе Оита завершил обучение на летчика-истребителя, после чего получил назначение в 6-ю авиагруппу.
В октябре 1942 г. Янагия перевели в 204-ю авиагруппу, которая базировалась в Рабауле. Свои первые победы он одержал 5 января 1943 г., сбив над Бугенвиллем «Лайтнинг» и «Летающую Крепость». На самом деле американцы в том воз­душном бою потеряли два «Лайтнинга». Интересно, что «Лайтнинг» летчик идентифицировал как двухмоторный истребитель Грумман XF5F-1 «Скайрокет». Несомненно, японец серьезно интересовался новинками авиационной техники противника: экспериментальный «Скайрокет» никогда ни состоял на вооружении ВВС или флота США и не принимал участия в боях.
18 апреля Янагия и пять других летчиков получили задание сопровождать два бомбардировщика «Бетти», на одном из которых совершал инспекционный визит на театр военных действий командующий Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото. Шестнадцать «Лайтнингов» с Гуадалканала перехватили японцев в районе юго-западного побережья Бугенвилля. Бомбардировщик, на борту которого находился адмирал Ямамото, сбил 1-й лейтенант Рекс Барбер. Атака Барбера была столь стремительной, что «Зеро» не успели ничего предпринять. Второй «Бетти» получил повреждения от огня ведомого Барбера.
В завязавшемся воздушном бою Янагия сбил один «Лайтнинг», но это уже ничего не меняло и не решало...
После гибели Ямамото летчики «Зеро» эскорта желали только одного - гибели в бою. В течение последующих трех месяцев они исполнили свое желание. Все, кроме Янагия.
8 июня 1943 г. Янагия получил тяжелое ранение в воздушном бою над Гуадалканалом. Ему пришлось ампутировать правую руку, после чего война для него завершилась. На счету пилота числилось восемь сбитых американских самолетов.

В апреле 1988 г. Янагия имел случай пожать руку Рексу Барберу. Событие произошло в музее адмирала Нимитца, город Фридриксбург, штат Техас. Вряд ли сам Янагия испытал от рукопожатия огромное удовлетворение...
Последние годы Янагия жил в Токио.

Ямамото Исороку

(04.04.1884-18.04.1943) – японский адмирал. Участник Русско-японской (1904-1905) и Второй мировой (1939-1945) войн

Исороку Ямамото был командующим объединенным японским флотом на первом этапе Второй мировой войны. Умелое сочетание морских и воздушных боевых действий, мастером которых он был, позволило японцам одержать ряд побед, а самому Ямамото прославиться как лучшему адмиралу Японии.

Ямамото родился в Нагаоке 4 апреля 1884 года в семье обедневшего самурая, ставшего простым школьным учителем. Родители Исороку носили фамилию Такано, а позднее Исороку взял фамилию своего приемного отца. В 1904 году Исороку окончил военно-морскую академию и почти сразу же после выпуска принял участие в знаменитом Цусимском сражении, где молодой японский военный флот почти полностью уничтожил 2-ю русскую Тихоокеанскую эскадру.

По окончании Первой мировой войны Исороку Ямамото для изучения английского языка был направлен на три года в США в Гарвардский университет. Затем он снова служил в Японии и побывал в качестве наблюдателя на некоторых кораблях европейских стран. Ямамото интересовало все, особенно обеспечение флота горючим, так как он понимал, что в будущей войне этот вопрос займет ключевое место при планировании операций. Вскоре Ямамото становится экспертом по морской авиации – новому виду военно-морских соединений, которым предстояло сыграть решающую роль в морских сражениях на просторах Тихого океана.

В 1925 году правительство вновь направило его в Соединенные Штаты, на сей раз в качестве военно-морского атташе. За два года пребывания на этой должности Ямамото тщательно изучил состояние ВМФ США.

Вернувшись на родину в 1929 году, он получил чин контр-адмирала и принял под свое командование авианосец «Акаги».

В 1930 году Ямамото принял участие в Лондонской морской конференции, на которой Японии удалось добиться равной с США и Англией нормы в подводных лодках и достаточно выгодного соотношения в эсминцах и крейсерах. Но и такое положение вещей японцам показалось несправедливым.

Ямамото быстро продвигался по служебной лестнице. В сентябре 1930 года он был переведен в Главный штаб морской авиации. В октябре 1933 года адмирал Ямамото был назначен командующим 1-м авианосным флотом. А через два года он получил звание вице-адмирала и одновременно стал заместителем военно-морского министра и главнокомандующим 1-м флотом.

В отличие от большинства своих сослуживцев Ямамото полагал, что будущее принадлежит военно-морской авиации. Благодаря своему новаторству и умению получать от правительства значительные средства на новые военные программы адмирал создал один из самых мощных и сильных флотов в мире уже к концу 1930-х годов. Ядро нового японского флота составили авианосцы.

К 1939 году большинство военных и политических руководителей Японии стали понимать, что единственным препятствием для завоевания господства в Восточной Азии были США. Ямамото делал все, чтобы подготовить японский ВМФ к успешному решению любых боевых задач. Но в то же время он старался избежать войны и даже выступил против подписания Тройственного пакта с Германией и Италией. Работая в США, он прекрасно понимал, что благодаря мощной промышленности и неограниченным ресурсам эта страна сможет одержать победу над маленькой Японией. Антивоенные заявления Ямамото привели к тому, что в армии начал зреть заговор с целью физического устранения адмирала, раскрытый в июле 1939 года. На вопрос Коноэ, занимавшего в то время пост премьер-министра, о шансах Японии в войне с Соединенными Штатами адмирал честно ответил: «В первые шесть – двенадцать месяцев войны я продемонстрирую непрерывную цепь побед. Но если противостояние продлится два-три года, у меня нет никакой уверенности в конечной победе». Коноэ отправил Ямамото в море, назначив главнокомандующим Объединенным флотом. Возможно, что этим он хотел сохранить жизнь своему адмиралу.

Адмирал Ямамото проводил в море штабные учения, которые показывали, что японцы имеют шанс добиться перевеса, только нанеся внезапный удар по гавайской базе Пёрл-Харбор, где базировались основные силы Тихоокеанского флота США. Адмирал стал разрабатывать план внезапного нападения на эту базу. Первоначально главная роль в операции отводилась подводным лодкам, применение авиации не планировалось. В августе 1941 года положение изменилось. Ямамото предложил использовать для нападения на Гавайи авианосцы. Решение о начале войны император Японии Хирохито принял 1 декабря 1941 года.

Еще 26 ноября 1941 года флот из шести авианосцев и вспомогательных кораблей под командованием Ямамото отплыл на Гавайи по Северному морскому пути, которым пользовались крайне редко. На борту авианосцев размещалось около 400 самолетов. Перед этим соединением была поставлена задача нанести внезапный удар по Пёрл-Харбору с целью причинения возможно большего ущерба Тихоокеанскому флоту США. Военно-морское командование присвоило этой операции кодовое название «Операция Z». По данным разведки, американский флот находился на своей базе. Однако оперативный план предусматривал нанесение удара по американским кораблям и в случае их выхода из гавани. Согласно плану операции японский флот должен был скрытно подойти к Гавайским островам и уничтожить американские корабли самолетами с авианосцев. Авиации предстояло действовать двумя эшелонами с интервалом в полтора часа. В случае если противник попытается нанести удар или японцы встретят более сильную группировку, следовало провести упреждающий удар. По окончании операции маневренное соединение должно было немедленно возвращаться в Японию для ремонта и пополнения боеприпасов.

Утром 7 декабря с японских авианосцев было совершено внезапное нападение на американский флот в Пёрл-Харборе. Большинство американских самолетов, расположенных на островах, было уничтожено. Японцам также удалось потопить четыре линкора и еще столько же вывести из строя. Кроме того, американцы потеряли крейсер и два танкера, а многие корабли получили серьезные повреждения. Две первые атака японцев были настолько успешными, что адмирал отказался от первоначального намерения нанести удары по докам и нефтехранилищам. За два часа Ямамото удалось нанести американскому флоту тяжелейшее поражение за всю его историю.

Однако главная задача нападения – уничтожение американских авианосцев – выполнена не была. Этих кораблей не оказалось в Пёрл-Харборе, так как в то время они находились на маневрах. И все же японское руководство восприняло почти безупречную атаку Ямамото как триумф.

В январе 1941 года командующий Объединенным флотом адмирал Ямамото получил из Ставки директиву об основных направлениях наступления японской армии. Императорской армии и ВМФ предстояло захватить Филиппины, Таиланд, Малайю и Сингапур. В соответствии с директивой боевые действия Объединенного флота разбивались на три последовательных этапа: оккупация Филиппин, затем Британской Малайи и в завершение – Голландской Ост-Индии. Для удержания господства на море Ямамото специально создал Южный экспедиционный флот, задачей которого было уничтожение американских и английских кораблей в зоне боевых действий, а также поддержка действий сухопутных сил. Командующим этим соединением стал вице-адмирал Дзисабуро Одзава.

Малайская операция рассматривалась японским командованием как важнейшая при захвате района Южных морей. В ходе ее японцы практически не встретили сопротивления со стороны союзников. Операция закончилась капитуляцией английской крепости Сингапур, после чего малочисленный Восточный английский флот был вынужден покинуть эту базу и выйти в Сиамский залив. В ходе последовавшего 10 декабря сражения японский ВМФ, потеряв всего три самолета, потопил линейный корабль «Принц Уэльский» и линкор «Рипалс», из которых в основном и состояли все военно-морские силы англичан в этом регионе.

На филиппинском направлении, вопреки ожиданиям Ямамото, японцы не встретили кораблей американского флота. Одновременно была развернута широкомасштабная подготовка к наступательным операциям в центральной и южной частях Тихого океана, проведение которых возложили на адмирала Ямамото.

Для этого была выделена оперативная группа Южных морей под командованием вице-адмирала Сигиёси Иноуэ. Эта группа должна была нести дозорную службу, обеспечивать безопасность морских коммуникаций, а также захватить острова Уэйк и базу Рабаул. Авиацией группы были уничтожены американские аэродромы на трех островах, а затем 10 декабря был оккупирован остров Гуам, 22 декабря – Уэйк и через день Рабаул. Поднявшиеся с авианосцев японские самолеты уничтожили авиацию союзников на Соломоновых островах и Новой Гвинее.

К марту 1942 года в результате военных действий на море потери флота США составили 5 линкоров, 2 авианосца, 4 крейсера и 8 эскадренных миноносцев. Немногочисленный в этом регионе английский флот был практически полностью уничтожен. С японской же стороны незначительные повреждения получили всего два крейсера. Складывалось впечатление, что опасность ведения изматывающей затяжной войны миновала.

Морской Генеральный штаб и военно-морское министерство, не желая упускать стратегическую инициативу, настаивали на начале активных действий против Австралии. Но армия выступала за ведение стратегической обороны, отказавшись от захвата новых территорий. Командованию флота в конце концов пришлось согласиться с позицией армии. Был достигнут компромисс, заключавшийся в ведении активных действий на коммуникациях, соединявших США и Австралию, с целью не допустить сосредоточения американских войск в Австралии и последующего нападения на Японию. Для этого было задумано захватить острова Фиджи, Самоа, Новая Каледония и Порт-Морсби.

Порт-Морсби, расположенный в юго-восточной части Новой Гвинеи и являвшийся крупной авиационной и военно-морской базой союзников, прикрывал север Австралии. Начало операции по захвату этой базы Ямамото назначил на 10 мая 1942 года. Но 7 мая самолеты союзников потопили японский авианосец «Сехо», что заставило отложить высадку десанта на несколько дней. На следующий день американцы сильно повредили авианосец «Секаку» и вновь заставили Иноуэ отложить вторжение, теперь уже на неопределенный срок.

В результате двухдневного сражения в Коралловом море американцы одержали свою первую победу над Ямамото. Командующий Объединенным флотом слал адмиралу Иноуэ приказы продолжать операцию, но они так и не были выполнены.

Разработанная морским отделом Ставки операция по захвату Фиджи, Самоа и Новой Каледонии получила название «FS». Но сначала Ямамото хотел захватить остров Мидуэй и Алеутские острова, что вызвало новые разногласия между армией и флотом. Оперативное управление Генерального штаба подозревало, что ВМФ собирается высадить десант на Гавайи. В планах командования раньше рассматривался вопрос о захвате Мидуэя, чтобы потом, создав на нем базу, начать захват Гавайских островов. Только после длительных разъяснений и заверений в том, что захват Гавайских островов в данный момент не входит в планы ВМФ, было получено разрешение на начало операции по вторжению на Мидуэй.

К началу 1942 года США постепенно восполнили потери, понесенные ими в Пёрл-Харборе. Поэтому в японском ВМФ возобладало мнение о необходимости генерального сражения с американским флотом, в результате которого флот противника был бы или уничтожен, или ослаблен настолько, что не смог бы препятствовать проведению операций.

К апрелю 1942 года в районе у острова Хасира в западной части Внутреннего Японского моря стали сосредоточиваться крупные силы японского ВМФ, выделенные для предстоящей операции. Здесь же находился и флагманский линкор «Ямато», на котором располагался штаб адмирала Ямамото. Объединенный флот готовился к решающему сражению.

Флот адмирала Ямамото насчитывал 8 авианосцев, 10 линкоров, 21 крейсер, 9 миноносцев и 15 крупных подводных лодок. Палубная авиация состояла из 352 истребителей «Зеро» и 277 бомбардировщиков. Все эти мощные силы японское командование решило бросить на захват острова. Американцы же располагали лишь 3 авианосцами, 8 крейсерами и 14 эсминцами. Соотношение было один к трем в пользу Японии. Адмирал рассчитывал заставить американский флот выйти из Пёрл-Харбора, двинуться на север к Алеутским островам, а затем попытаться освободить Мидуэй и тем самым угодить в ловушку, расставленную основными частями Ямамото к северу от атолла. Адмирал не знал, что американским шифровальщикам удалось расшифровать коды японского ВМФ и Нимиц, командующий ВМФ США, прекрасно был осведомлен о планах японского командования. Кроме того, японская разведка имела неправильные сведения о числе американских авианосцев, уцелевших после битвы в Коралловом море.

4 июня флот Ямамото приблизился к Мидуэю, однако японцев встретили там американские авианосцы. Устроив японцам ловушку, американские самолеты нанесли удар по кораблям противника и его самолетам, когда те находились на палубах кораблей для заправки и пополнения боеприпасов. В результате сражения американцам удалось потопить четыре из девяти японских авианосцев и положить конец триумфальному шествию Ямамото по Тихому океану. Это стало первым поражением японского флота за 350 лет существования. Война приняла затяжной характер. И хотя американский флот уже был значительно сильнее японского, сам Ямамото оставался наиболее опасным противником на Тихом океане.

Потерпев поражение у острова Мидуэй, японское командование все же не отказалось от борьбы на австралийских коммуникациях. На острове Гуадалканал, входящем в цепь Соломоновых островов, еще в мае 1942 года японцы решили построить аэродром и разместить гарнизон. Но 8 августа 1942 года, еще до окончания строительства, 13 000 американских морских пехотинцев внезапно высадились на острове и захватили авиабазу. Тем не менее японцам удалось удержать за собой западную часть Гуадалканала. Адмирал Ямамото, учитывая серьезность положения, принял решение сосредоточить большую часть своих сил для решительного удара по противнику. 17 августа главные силы Объединенного флота во главе с флагманом «Ямато» покинули Внутреннее Японское море и направились к Гуадалканалу, чтобы поддержать сухопутные части и снова захватить весь остров.

В последующие месяцы вокруг этого небольшого клочка земли развернулись жесточайшие бои. Японцам так и не удалось вернуть аэродром и выбить морскую пехоту США с острова.

В ноябре 1942 года произошли два сражения, в ходе которых обе стороны понесли тяжелые потери, в феврале 1943 года японцы все-таки были вынуждены эвакуировать свои войска с Гуадалканала.

После эвакуации войск сложившаяся обстановка требовала срочной переброски японских войск в юго-восточную часть Тихого океана. Но конвой, сопровождавший резервные части, был полностью уничтожен американской авиацией. Опасность, которую она создавала, становилась все более серьезной. Чтобы положить этому конец, адмирал Ямамото разработал план под кодовым названием «Операция «И». В этой операции приняли участие более трех сотен самолетов. Главнокомандующий прибыл в Рабаул, чтобы лично руководить боевыми действиями.

7 апреля 1943 года 188 японских бомбардировщиков совершили налет на корабли противника, находившиеся у Гуадалканала. В последующие дни действия японской авиации были очень удачными. Но это была последняя операция адмирала Ямамото.

Американское командование уже некоторое время разрабатывало план ликвидации японского адмирала. А когда дешифровщики передали сообщение о предполагаемой поездке Ямамото в части, расположенные на острове, командование решило действовать.

18 апреля 1943 года главнокомандующий отправился из Рабаула в Буин. Самолет, на котором летел Ямамото, был атакован специально обученными и проинструктированными американскими летчиками-истребителями, и после непродолжительного боя он был сбит. Это был единственный случай покушения на жизнь вражеского командующего, предпринятого союзниками во время войны, что свидетельствует о настоящем страхе перед его именем.

Скрицкий Николай Владимирович

ИСОРОКУ ЯМАМОТО Ямамото, командуя императорским флотом, добился значительных успехов на первом этапе Второй мировой войны благодаря умелому сочетанию различных видов японского морского флота. Главной силой стала морская авиация.Будущий флотоводец родился 4 апреля 1884 в

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Передо мной выцветшая от времени групповая фотография. На ней Ямамото Исороку, в те времена капитан 1-го ранга, вместе с более чем двадцатью другими офицерами, окончившими в один год с ним Военно-морскую академию. Снимок сделан в середине или в конце 1920 года, у входа в клуб морских офицеров.

Кроме Ямамото, можно узнать и других - тогда в расцвете сил; позднее все они стали адмиралами, занимали ключевые посты в императорском флоте Японии и влияли на судьбу целой нации. У одного улыбка сорвиголовы; лицо другого, высокого, торчит над остальной группой как водосточная труба; большинство - типичные морские волки, половина с усами по моде того времени. Однако верхняя губа Ямамото чисто выбрита; он поменьше ростом, и, судя по выражению, пойманному камерой, это человек мягкий, почти жалкий. Фотографии адмирала Ямамото Исороку, главнокомандующего Объединенного флота, столь популярные в печати военного времени, оставляют несколько другое впечатление - отчасти, несомненно, благодаря усилиям тех, кто фотографировал и публиковал снимки. А на том, о котором речь, этакий коротышка: чуть наклонился, чем-то удручен.

Соберите нескольких, не знающих, как выглядел Ямамото, и спросите, о ком из этих двадцати с небольшим скажешь, что он разработал впоследствии план атаки на Пёрл-Харбор и командовал флотом, осуществившим этот план, - вряд ли кто-нибудь выберет нужное лицо.

Ямамото Исороку и в самом деле невысокого роста. 18 апреля 1943 года, когда он отправился в свой последний полет с восточной взлетной полосы на Рабаул, младший офицер Хайяси Хироси, командир истребителя, сопровождавшего его, впервые увидел Ямамото. Хайяси, сам по себе крупной комплекции, признался, что ему пришла мысль: «Почему это главнокомандующий раза в два меньше меня?»

Рост его 5 футов 3 дюйма (около 160 см), весил он примерно 125–130 фунтов (56–58 кг); сложения чуть не по-женски хрупкого; с пальцами пианиста (как утверждает, одна хорошо его знавшая хозяйка ресторана). Правда, в отличие от пианиста он имел лишь восемь пальцев. Общеизвестно, что во время Цусимского сражения в результате прямого попадания русского снаряда в корабль «Ниссин», на котором Ямамото служил кадетом, ему оторвало у самого основания средний и указательный пальцы левой руки. Сам Ямамото вспоминал:

«С оглушительным грохотом снаряд врезался в еще остававшуюся носовую 8-дюймовую пушку. Ядовитый дым окутал носовую часть корабля, а меня чуть не снесло силой жестокого взрыва. Я проковылял несколько шагов - и тут обнаружил, что таблицы, что висели у меня на шее, исчезли, а два пальца левой руки отхвачены и висят на одной коже».

Отсюда можно предположить, что он сам верил в это многие годы. Но кажется, истина состоит в том, что разорвало одну из собственных пушек «Ниссина», - это случается, когда ослабленная сталь ствола - после перегрева из-за непрерывной стрельбы на нее обрушиваются холодные волны - уже не способна сдерживать газы при выстреле. Вражеский ли снаряд тому причиной или несчастный случай на борту собственного корабля, только Ямамото знали в квартале гейш Симбаси как Восемьдесят Сен - такое он получил прозвище (обычная плата за маникюр гейши, всех десяти пальцев, - одна иена). Помимо потерянных пальцев, на теле его остались от того инцидента и другие примечательные шрамы…

Для Ямамото его физические данные не играли роли. На упомянутом фото мы видим гладко выбритого интеллигента, без особых внешних отличий. Ничего от облика жестокого военного лидера, - однако отсюда ни в коей мере не следует, что он не соответствовал посту главнокомандующего Объединенного флота.

Кроме того, разглядывание фотографии вызывает разнообразные чувства у тех, кто знает этот период истории. Известный своей прямотой адмирал Инуе Сигейоси, возглавлявший бюро по морским делам в то время, когда Ямамото был заместителем министра, делил адмиралов на первоклассных и второсортных. Из четырех (редкое число), произведенных в это конкретное звание, - Сиозава, Йосида, Ямамото и Симада - только Ямамото достиг первого класса.

Йосида Зенго, предшественник Ямамото на посту главнокомандующего Объединенного флота, вернулся министром в морское министерство, когда Ямамото оставил этот пост. Видимо, Ямамото чувствовал, что Иосиде можно доверить ту работу, которой он занимался вместе с министром Йонаи; но Йосида вскоре оставил этот пост.

В сформированном Тодзио правительстве Симада Сигетаро стал морским министром и оставался на этой должности с начала войны (Ямамото погиб в бою) до того момента, пока Тодзио неохотно расстался с властью - в июле 1944 года, после падения Сайпана. Он столь рабски исполнял распоряжения Тодзио, что за спиной его именовали «лакеем Тодзио».

Невозможно избавиться от ощущения - лучше бы Ямамото в какое-то подходящее время сам вернулся в правительство. Покинь он флот и стань морским министром, - Японию, возможно, ожидала бы другая судьба (хотя в этом случае какой-нибудь японский убийца избавил бы от хлопот того американского пилота, который покончил с Ямамото несколько позже). Действительно, чтобы изучить карьеру Ямамото и ее связь с последней войной, надо знать и это время, и, опять же, что случилось бы, если бы… И вот с одного маленького из этих «если бы», представленных жизнью Ямамото, хотелось бы начать всю историю.

Это случилось (или, более точно, не случилось) в тот самый день, когда император назначил Ямамото главнокомандующим Объединенного флота.

В Японии сегодня имя Соримачи Эйичи знакомо многим. Ходил в ту же среднюю школу в Нагаоке, что и Ямамото, и, хотя младше на пять лет, стал одним из его закадычных друзей в родном округе. Двухтомный труд Соримачи под названием «Ямамото Исороку. Мужчина» описывает до мельчайших деталей атмосферу семьи Ямамото, его рождение и воспитание; пусть вся история преподносится тенденциозно и оспины выдаются за милые ямочки, а многие касающиеся героя неблаговидные вещи опускаются - все равно в ней содержится материал, который нельзя найти в других источниках.

Утром 30 августа 1939 года Соримачи сел на станции Сибата главной магистрали Уетсу в экспресс, отбывающий в Токио. В вагоне второго класса заметил своего старого знакомого Исивару Кандзи, в форме генерал-майора. Приветствовал Исивару и поинтересовался, куда тот направляется. Исивара ответил, что его назначили командующим 16-м дивизионом и он едет в Токио. Ему назначена аудиенция императора, и он намерен дать совет в том плане, что нынешнюю войну («китайский инцидент») следует остановить; хотел бы заявить то же самое и принцам Чичибу и Такамацу.

Знаю, что в этом вагоне полным-полно переодетых полицейских и агентов политической полиции, - сказал он, - но это мне не помешает заявить, что подобное занятие погубит Японию, если мы вовремя не остановимся. В самом деле, - продолжал он, - я также надеюсь увидеться с заместителем министра Ямамото. Он единственный человек на флоте, который может остановить войну… Я хотел бы встретиться с ним 3 сентября, - может быть, ты ему попозже позвонишь и скажешь, что я собираюсь увидеться с ним?

Исивара, который какое-то время был на короткой ноге с Ямамото, воспринимался в армейских кругах как что-то вроде еретика. Ярый сторонник учения «Ничирен», он верил, где-то через 2500 лет после смерти Будды (примерно в 2000 году) создадут что-то вроде «всемирного правительства», но на пути к нему разгорится война в беспрецедентных масштабах. Именно он планировал «маньчжурский инцидент», имея идею создания в Маньчжурии некоего идеального государства, в котором «будут жить в гармонии пять рас». В этих аспектах могло быть некоторое несовпадение его и Ямамото точек зрения, но, как только был развязан «китайский инцидент», он немедленно выступил с призывом к его локализации. Считал, что войска не следует использовать до начала «последней войны» человечества и инцидент необходимо быстро урегулировать, с тем чтобы избежать немедленной конфронтации с Америкой и Британией. По крайней мере в этом он, вероятно, нашел бы в Ямамото симпатизирующего ему слушателя.

В апреле 1943 года американские истребители «Локхид Р-38 Молния» 339-й штурмовой эскадрильи, действующие на максимальном удалении от острова Гвадалканал, сбили над атоллом Кахили японский бомбардировщик «Мицубиси Бетти». На борту погибли все, включая одного очень важного пассажира — адмирала Исороку Ямамото, главнокомандующего Имперским флотом Японии и главнокомандующего всеми японскими вооруженными силами в Тихоокеанском регионе.

Ямамото был архитектором атаки на Пирл-Харбор, а также стратегом молниеносных завоеваний Японии в первые месяцы Тихоокеанской войны. Он оставил после себя тайну, которая до сих пор продолжает волновать историков: было ли планирование атак в Тихом океане его собственной работой или же он во многом полагался на стратегические военные планы, предложенные американскими и английскими военно-морскими специалистами до начала войны?
Когда японцы нанесли удар в Тихом океане, они сделали это безошибочно. Часть информации была явно предоставлена агентами, но большую часть разведывательных данных можно было получить только благодаря обширной разведке с воздуха. И только после войны, когда эксперты cоюзников смогли изучить японские военные архивы, они узнали правду. В течение многих месяцев перед началом наступления в Тихом океане секретное летное подразделение японского Имперского флота совершало тайные полеты над американскими базами и собирало детальную фотоинформацию. Секретное подразделение называлось 3-м воздушным корпусом, и в него входили три эскадрильи общим числом в тридцать шесть дальних разведывательных бомбардировщиков «Мицубиси G3M2 Нелл». В апреле 1941 года при соблюдении строгой секретности они были собраны в Такао на острове Формоза.


18 апреля 1941 года 3-й воздушный корпус осуществил свое первое задание. Это был полет длиной 1200 миль (с учетом обратного пути) с целью сфотографировать гавань, аэропорт и казармы в Легаспи на юго-восточной оконечности Лузона на Филиппинах. Самолеты совершили успешный облет цели на высоте 28 ООО футов и не были обнаружены.

23 апреля группа из двадцати одного самолета G3M2 совершила перелет через океан длиной 1400 миль на аэродром Пелелиу на островах Палау к востоку от Филиппин. Оттуда они совершали секретные разведывательные полеты над островом Джоло и некоторыми объектами на Минданао. Затем в июне часть третьего воздушного корпуса была перемещена в Тиниан, откуда она начала совершать очень осторожные вылеты на максимальной высоте 29 500 футов над стратегически важным островом Гуам. В течение трех дней самолеты сфотографировали весь остров в мельчайших деталях. Один из самолетов был, вероятно, замечен, потому что правительство Соединенных Штатов Америки выразило протест по поводу того, что самолет, предположительно японского происхождения, полетел над островом на очень большой высоте. Японцы, естественно, отрицали свою причастность Тем не менее они посчитали благоразумным прекратить секретные полеты над Тихим океаном, хотя и увеличили количество разведывательных миссий над Французским Индокитаем перед самым вторжением Японии в июле 1941 года После этого 3-й воздушный корпус был распущен и переформирован в боевое подразделение К этому времени он обеспечил командование японского флота всеми необходимыми фотоматериалами, адмирал Ямамото теперь мог претворить в жизнь свои планы.

Ямамото обладал двумя качествами, редкими для японских офицеров во первых, он в совершенстве понимал милитаристский менталитет Японии и, во-вторых, умел говорить и читать по-английски.

В начале 20-х годов он был военно-морским атташе Японии в Вашингтоне, и в течение этого времени у него была масса возможностей читать труды по военно-морской стратегии, написанные западными экспертами.
Одним из таких трудов был замечательный документ, озаглавленный «Морская мощь в Тихом океане», написанный британским военным корреспондентом и бывшим офицером разведки по имени Гектор Байуотер. Часть его труда была посвящена ходу будущей войны в Тихом океане и, как показали последующие события, предсказания оказались в высшей степени точными. Книга, впервые опубликованная в Лондоне в 1925 году, была переведена на несколько языков, включая японский. Ее стали рекомендовать для чтения в военно-морских колледжах ведущих держав. Вскоре после ее первого издания работа или, по крайней мере, та ее часть, в которой говорилось о ходе будущей войны в Тихом океане, была расширена и дополнена, став полноформатной книгой. У Байуотера гипотетическая война в Тихом океане начинается не с внезапного нападения на Пирл-Харбор, а с основного сражения между японским и американским флотами у Филиппин.
Байуотер предвидел, что главным оружием станут корабельные орудия, но бн также предсказывал использование авиации морского базирования. В этом не было ничего удивительного, так как в середине 20-х годов и британские, и американские флоты уже имели прообразы авианосцев, а эффектная демонстрация того, что самолет может сделать с военным кораблем, была проведена в июле 1921 года, когда совместные силы американской армии и военно-морских бомбардировщиков потопили несколько захваченных в плен германских кораблей, включая линейный корабль «Ост Фризлянд».
Удивительной была точность описания Байуотером будущих японских атак на Гуаме и Филиппинах. Гуам, предсказывал он, будет подвергнут бомбардировке с воздуха и с моря, после; чего японские войска высадятся на восточную и западную стороны острова, захватив его в клещи. Американцы не смогут организовать эффективное сопротивление и будут вскоре вынуждены сдаться. Почти точно так и случилось в декабре 1941 года.
Сходство между описанным Байуотером вторжением японцев на Филиппины и фактическими событиями по-настоящему изумляет. Он предсказывал, что наступление начнется с массированных воздушных атак, проводимых авиацией с авианосцев, идущих к За паду, — так оно и было; за этим последует вторжение в форме трезубца с высадкой японского десанта в заливе Лингайен и бухте Ламон, в Лузоне и в заливе Синданьган на Минданао.
Высадки в Лузоне происходили именно так, как было предсказано Байуотером: японцы продвигались вглубь и захватывали Манилу с обеих сторон. Только высадка в заливе Синданьган не была угадана: вместо того чтобы высадиться в этом месте, на западной стороне Минданао, японцы вторглись на берег со стороны залива Давао на юго-восточной оконечности острова в одном из мест, изученных авиацией 3-го воздушного корпуса. Байуотер предвидел, как американцы в конце концов вернут себе Тихоокеанский регион с помощью военно-морских сил, неуклонно продвигаясь в сторону Японии путем тщательно разработанной тактики «прыжков с острова на остров». Он также предвидел, как японцы перед лицом поражения бросят в бой все имеющиеся ресурсы, включая пилотов-самоубийц.
Как ни странно, он не смог оценить роли воздушных сил в этом решающем морском сражении. Когда оно действительно произошло в 1944 году, противостоящие стороны обменивались ударами подразделений морской авиации, тогда как корабли флота редко находились в пределах видимости друг друга.

В общем, кажется, что предсказания, сделанные Байуотером, и стратегия, принятая Ямамото в начале Тихоокеанской кампании, слишком похожи, чтобы быть случайным совпадением.
Байуотер также предсказал, что торпедные бомбардировщики станут главным типом авиации, используемой в морском бою, и в этом он оказался полностью прав. Если Ямамото нуждался в каких-либо доказательствах этой теории, то англичане их предоставили. В ноябре 1940 года, примерно за год до японской атаки на Пирл-Харбор, двадцать бипланов «свордфиш» военно-морского флота Великобритании, несущих на борту торпеды и бомбы, обрушились на итальянский флот в Таранто в ночной атаке и с блеском разбили самые современные линейные корабли Италии, а также два тяжелых крейсера. Линейные корабли и один из крейсеров были выведены из строя на многие месяцы, другой крейсер уже больше не выходил в море. Ямамото усвоил уроки Таранто при подготовке атаки на Пирл-Харбор. То же самое можно сказать об уроках, почерпнутых им из широко освещаемых прессой военно-морских маневров США на Гавайях в 1932 году, когда американцы сами показали, что несколько авианосцев могут подойти к Пирл-Харбору незамеченными и начать разрушительную атаку на рассвете.
Но была ли великая стратегия Ямамото в Тихоокеанской войне основана на трудах малоизвестного англичанина, так и останется навсегда самой интригующей загадкой войны.

Роберт ДЖЕКСОН

http://ruzikrus.ru/general-yamamoto.html#more-691



Статьи по теме