Годы жизни ян амос коменский. Педагогическая теория Я.А.Коменского. Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Его отец, Мартин, был родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских (Богемских) братьев». «Чешские братья» отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от вооружённой борьбы, поддерживали Реформацию, отстаивали право на национальную независимость.

В 1604 году на Коменского обрушилось большое несчастье: эпидемия унесла всю его семью. Осиротевшего Яна Амоса взяли к себе родственники, проживавшие в городке Стражнице. Школа общины «Чешских братьев» в Стражнице, учеником которой он стал, пользовалась отличной репутацией. Эта школа, как и другие, была проникнута тем же схоластически-догматическим духом, но братские школы отличались тем, что в них давались знания, необходимые для практической деятельности, и трудовая подготовка.

В возрасте 16 лет Коменский поступил в латинскую школу в городе Пршерове, которую успешно окончил. Здесь он обнаружил обширные дарования и исключительную работоспособность. Благодаря своим блестящим способностям юноша был отправлен за счёт общины в Герборнский университет, в котором господствовали представители протестантского направления. Здесь обучались многие чехи, прошедшие через братские школы и проникнутые духом протестантизма. После окончания занятий на богословском факультете Герборна Коменский совершил путешествие в Голландию.

Своё образование он завершил в Гейдельбергском университете. Перед отбытием на родину он купил на последние деньги рукопись Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер» и вынужден был пройти пешком тысячекилометровый путь домой. После возвращения на родину Коменский принял на себя руководство школой в Пршерове, позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в город Фульнек, где руководил и братской школой.

С этого времени в жизни Коменского начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды. Коменский становится помощником епископа, женится, у него появляются двое детей.

Но с 1618 года для Коменского начинается период скитаний, потерь и страданий. В сражении при Белой Горе (1620) чешские протестанты были разгромлены войсками Католической лиги и германского императора. Жизнь Коменского оказалась в опасности. Во время военных действий на территории Чехии сгорел дом Коменского, его жена и дети погибли во время эпидемии чумы. Самому Коменскому пришлось несколько лет скрываться в горах и лесах. В эти годы он многое делает для укрепления общины «Богемских братьев».

В 1627 году было объявлено о том, что единственной официально признанной религией в Чехии становится католичество. Всем протестантам было предписано покинуть страну. «Чешские братья» стали беженцами. Более ста общин оказались в Польше, Пруссии, Венгрии.

С 1628 по 1656 г. Коменский и его община находились в городе Лешно (Польша). В эти годы Коменский становится одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии. В число его обязанностей теперь входит и руководство школой в Лешно, и попечение учащейся молодёжи.

Здесь он написал в 1628 году на чешском языке известную книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657 году), получившую большую известность в XIXв. Вскоре Коменский создал знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам» (1631). Это своеобразная детская энциклопедия, которая произвела настоящий переворот в преподавании языков: в ней вместо сухих и непонятных правил было представлено 100 небольших рассказов из различных областей знания на родном и латинском языках. Отклик на эту книгу оказался очень живым, её сразу стали переводить на другие языки. Отовсюду пришли многочисленные поздравления. Книга вXVIIиXVIIIвеках служила учебником латинского языка почти во всех странах Европы.

Коменский живёт в изгнании и большой нужде. Семья, которую он создал в Лешно, бедствует. Но он надеется, что настанет время, когда он возвратится в Чехию.

Ещё на родине Коменский стал разрабатывать «Дидактику», предназначавшуюся чешскому народу. Надеждой на её окончание он жил и на чужбине, взявшись снова за труд, которому он поначалу собирался дать название «Рай чешский».

В 1632 году в Лешно Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, который был им назван «Великая дидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском языке.

«Великая дидактика» Коменского представляет собой замечательное произведение педагогической мысли как по своему содержанию, так и по построению и взаимоотношению её различных частей.

Изложению самой дидактики предшествуют заголовки отдельных глав. Как по содержанию, так и по взаимоотношению эти заголовки напоминают краткие тезисы трактата.

В Iглаве доказывается, что человек есть удивительнейшее, превосходнейшее и совершеннейшее создание;

во II– что цель человека находится за пределами земной жизни;

в III– что земная жизнь есть только призвание к жизни вечной;

в IV– что это приготовление имеет три ступени: 1) научное образование, 2) добродетель и 3) религиозность, или благочестие;

в V– раскрывается, что человек от природы имеет в себе задатки всех трёх вышеназванных ступеней;

в VI– что, несмотря на наличие положительных качеств, которыми человек обладает от природы, он, чтобы стать вполне человеком, должен получить достойное воспитание;

в VII– что воспитание лучше всего происходит в юношеские годы;

в VIII– что юношество лучше всего воспитывать вместе, для чего и должны быть заведены школы;

в IX– что всё юношество обоего пола должно быть вверено школам;

в X– что при воспитании юношества необходимо изучать всё, что имеет отношение к человеку, и обеспечивать юношество мудростью, различными искусствами, добродетелью и благочестием;

в XI– что ещё нет школ, вполне соответствующим этим целям;

в XII– что школы должны и могут быть устроены и преобразованы в нужном направлении;

в XIII– что преобразование школ состоит в установлении в них должного порядка;

в XIV– что форму и образец школьного порядка нужно заимствовать от природы;

в XV– даётся указание, как поступать, чтобы при краткости нашей жизни хватило времени на все учебные занятия в школах;

в XVI– излагаются правила, по которым учение и воспитание могут происходить с полным успехом;

в XVII– как поставить дело так, чтобы обучение происходило легко, т. е. без утомления и скуки;

в XVIII– излагаются правила, соблюдая которые можно достигнуть основательности в обучении;

в XIX– правила о том, как поставить дело так, чтобы один учитель в состоянии был обучать сразу и с наименьшим трудом несколько учеников;

в XX– раскрывается специальный метод обучения наукам;

в XXI– специальный метод обучения искусствам;

в XXII– специальный метод обучения языкам;

в XXIII– специальный метод обучения нравственности;

в XXIV– специальный метод воспитания благочестия;

в XXV– излагается отношение Коменского к языческим книгам;

в XXVI– речь идёт о том, как должна быть поставлена школьная дисциплина;

в XXVII– предлагается деление школ на четыре ступени, соответственно возрасту учащихся;

в XXVIII– даётся очерк «материнской школы»;

в XXIX– очерк школы родного языка;

в XXX– очерк латинской школы;

в XXXI– об академии и путешествиях;

в XXXII– о всеобщей совершенной организации школы;

в XXXIII– речь идёт об условиях, необходимых для практического осуществления этого всеобщего метода.

Последовательному анализу педагогических проблем в «Великой дидактике» предшествуют три вводных самостоятельных небольших раздела: 1) обращение ко «всем, стоящим во главе человеческих учреждений, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей»; 2) «Привет читателям»; 3) «Польза дидактики». Все эти три вступительные статьи составляют как бы введение к «Великой дидактике».

В первой части Коменский делает вывод: если нужно употреблять средства против испорченности человеческого рода, то это должно производиться главным образом путём осторожного и тщательного воспитания юношества. Однако дети не сами по себе могут достигнуть необходимой степени развития и совершенства – они нуждаются в поучениях и наставлениях. По мнению Коменского, для исправления человеческого рода необходима широко развитая система образования и воспитания, охватывающая весь народ, а не только детей привилегированных слоёв общества.

Второй раздел вводной части «Великой дидактики» называется «Привет читателям». «Привет читателям» - это, по существу, есть не что иное, как методологическая основа «Великой дидактики», а в общем и целом в ней характеризуется совершенно отчётливо строгий научный подход Коменского к излагаемой им системе педагогики.

В первых параграфах этого раздела Коменский характеризует состояние дидактики его времени как теории обучения и приступает к анализу основных вопросов, которые пытались разрешить современные ему учёные, занимавшиеся проблемами педагогики. Если другие авторы занимались тогда отдельными вопросами дидактики, то Коменский решается «обещать «Великую дидактику», то есть универсальное искусство учить всех всему».

Таким образом, с точки зрения наших современников, дидактика под пером Коменского превращается в общую педагогику, причём Коменский был занят поисками строго научного обоснования педагогики.

В отличие от других авторов, строивших свои дидактические выводы из «внешних наблюдений» («апостиори»), Коменский ставит своей задачей выяснить все вопросы педагогики «априори, то есть самой настоящей, неизменной природы вещей» и, объединяя все выводы, строит «некоторое универсальное искусство создавать всеобщие школы».

Последний раздел вводной части озаглавливается «Польза дидактики». Здесь Коменский раскрывает пользу дидактики: 1) «для родителей»; 2) «для учителей»; 3) «для учеников»; 4) «для школ»; 5) «для государств»; 6) «для церкви»; 7) «для небес». В последних двух случаях у Коменского идёт речь о подготовке «учёных пастырей для церкви», о преобразовании школ «для подлинной и универсальной культуры духа».

«Великая дидактика» Я. А. Коменского является наиболее монументальным и всеохватывающим его педагогическим произведением. «Великой» она названа Коменским не столько из-за объёма, сколько по широте охвата ею педагогических проблем. В наше время, когда дидактика составляет только один из разделов педагогики, было бы целесообразнее назвать это произведение «Педагогикой». Уже развёрнутое заглавие «Великая дидактика» свидетельствует, что в понятие «дидактика» Коменский включил все вопросы обучения и воспитания подрастающих поколений.

Характерные особенности педагогического мировоззрения Коменского, весьма прогрессивного для того времени, становятся особенно заметными при чтении второй части «Великой дидактики». В этой части Коменский раскрывает методологические позиции своего педагогического мышления. Коменский заложил основы критицизма в области педагогики. Критицизм Коменского решительно отличает его педагогику от предшествовавшей ему стадии догматического мышления, господствовавшего в средневековой педагогике и отчасти даже в педагогике эпохи Возрождения.

Совершенно новым, оригинальным является и то, что Коменский ставит свою педагогику на службу общественным задачам.

На протяжении всей своей дидактики Коменский неоднократно подвергает критике книжное, чисто словесное, вербальное знание. Главнейшим пороком старой школы Коменский считает поверхностность в образовании, то есть приобретение знания слов, а не вещей. Такого рода познания он считает не только крайне неглубокими, но и бесполезными, и даже вредными. Коменский защищает свой метод основательного обучения и решительно осуждает старые школы, обучение в которых не приносило юношеству никакой пользы. Эти школы «стремятся… научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом». Коменский настаивает на том, чтобы всё, что преподаётся, было так обосновано аргументами, чтобы не оставалось никакого места ни сомнению, ни забвению. Таким пониманием основательности обучения и разумного метода его осуществления Коменский заложил прочные основы для педагогики нового времени.

Основательность обучения укрепила принцип самодеятельности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. Педагогически это учение открыло простор для того уважения к учащимся, к их активности каким оказались проникнутыми все прогрессивные педагогические течения. Вместе с тем идея основательности обучения открывает обширные горизонты для плодотворной методической изобретательности педагогов-практиков и для совершенствования их искусства преподавания и воспитания подрастающих поколений.

Вместе с тем учение Коменского об основательности обучения ведёт к утверждению о наибольшей практической полезности образования и воспитания. Приучаясь с раннего детства всё самостоятельно исследовать, всё выводить из незыблемых начал вещей, не полагаясь только на одни авторитеты, подрастающие поколения приучаются и к тому, чтобы, овладевая знаниями вещей и явлений природы, отыскивать пути и способы побеждать природу и подчинять её интересам человека.

На протяжении всей «Великой дидактики» Коменский неоднократно настаивает на практической пользе образования, получаемого в школах. Коменский выдвигает революционную для своего времени мысль – учить всех. Учить богатых и бедных, знатных и незнатных, даровитых и отсталых, мальчиков и девочек. Для этой цели он предлагает создавать по всем общинам, городам и сёлам каждого государства школы, в которых обучалось бы всё юношество обоего пола, без какого бы то ни было исключения.

Стройная система всеобщего образования лежит в основе всех педагогических и дидактических идей Коменского. Разработке такой системы посвящены главы XXVII-XXXII«Великой дидактики».

Намечаемую систему школ Коменский мыслит в виде последовательно идущих четырёх ступеней, охватывающих всё юношество до 24 лет, независимо от происхождения, имущественного и социального положения и даже независимо от одарённости – детей богатых и бедных, знатных и незнатных родителей, высокоодарённых и со слабыми умственными способностями, а то и просто отсталых.

    С момента рождения до 6 лет все должны получать воспитание и образование в каждой семье – в школе материнского попечения, или материнской школе.

    С 6 до 12-13 лет – в элементарной школе, называемой Коменским школой родного языка, которая должна быть в каждой общине, в каждом селе или местечке.

    С 12 до 18 лет – латинская школа или гимназия, которая должна быть в каждом городе.

    С 18 до 24 лет молодёжь должна получать образование в академии или университете, причём курс обучения завершается путешествиями. (Академия или университет, по плану Коменского, должны иметься в каждом государстве или даже в каждой значительной провинции).

Некоторые ограничения в эту лестницу всеобщего образования вносятся Коменским в две последние ступени, однако эти ограничения вытекают не из причин социального порядка, а диктуются естественными силами и одарённостью молодёжи. Так, если в материнской школе и в школе родного языка получают образование все дети обоего пола, то в латинской школе или в гимназии получают образование « преимущественно те юноши, у которых стремление выше, чем быть ремесленниками». А для получения образования в академии или университете, из стен которых будут «выходить учёные и будущие руководители других», Коменский рекомендует производить особый отбор, чтобы посылать туда «только избранные умы, цвет человечества». Строгий отбор студентов академии или университета и требовательное отношение к ним Коменский совершенно законно предъявляет потому, что окончившие академию, как правило, выполняют очень важные общественные функции.

Необходимо отметить, что в этих четырёх ступенях образования Коменского нужно видеть не только ступени, но и систему образования. Все четыре ступени органически связаны друг с другом как материалом, так и методами его изучения, в соответствии с последовательным развитием обучаемых и их крепнущими силами и способностями, развивающимися в связи с изучаемым материалом и углубляющимися методами преподавания. Итак, Коменский предлагал изучение во всех школах одного и того же материала, первоначально доставляемого внешними органами чувств, но с каждой ступенью по-разному охватываемого и разрабатываемого, вплоть до целесообразного применения и осуществления человеческих потребностей, как индивидуальных, так и общественных.

Если последние две ступени в системе образования Коменского – «латинская школа» и университет – были уже известны и до Коменского в практике общественного воспитания и образования, то первые две ступени «материнская школа» и «школа родного языка» - впервые с полной обоснованностью были разработаны Коменским.

Необходимо обратить внимание на то, что, намечая содержание обучения в школе родного языка, Коменский закладывает основы изучения новых живых иностранных языков соседних народов.

Коменский является одним из первых мыслителей, уделивших серьёзное внимание вопросам организации педагогического процесса. До Коменского организация педагогического процесса если и имела место, то скорее как результат практического опыта, без теоретического обоснования. С точки зрения Коменского, создание и организация школ составляет первостепенный предмет дидактики. Поэтому в дидактической теории Коменского занимает значительное место обоснование деления школ на четыре ступени, а в дальнейшем и обоснование всей организации школы.

Разделив единую школу на четыре ступени, он ищет оснований для такого деления не столько в материале изучения, сколько в возрастной периодизации детей и молодёжи: 1) до 6 лет; 2) с 6 до12 лет; 3) с12 до 18 лет; 4) с18 до 24 лет.

Основные особенности организации обучения по Коменскому.

Если в школе прежних лет с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то Коменский нашёл иную форму организации обучения. Это классно-урочная система, которая предполагает: 1) неизменный состав учащихся одного возраста; 2) проведение занятий в точно определённое время по расписанию; 3) одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету. Школьный год - с делением на учебные четверти; основная форма занятий – урок. Занятия необходимо проводить ежедневно по 4 - 6 часов, после каждого часа – перерыв. Начинать обучение нужно в детстве. Коменский рекомендует заниматься только в школе.

В «Великой дидактике» определены четыре основных требования к обучению.

    Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал; учить по книгам предназначенного для данного возраста.

    Лёгкость обучения достигается, если обучение начнётся в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более лёгкому к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясь вперёд не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью.

    Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и всё изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

    Быстрота обучения возможна тогда, когда всё преподаётся основательно, кратко и ясно; всё происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведёт со всеми один учитель.

Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т. е. те положения общего характера, на которые опираются преподавание и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных методов и приёмов. Это следующие принципы: 1) наглядность; 2) последовательность; 3) прочность усвоения учебного материала; 4) самостоятельность и активность учащихся.

Ян Амос Коменский выдвинул «принцип природосообразности» в обучении. Согласно этому принципу обучение необходимо осуществлять соответственно внешнему миру и природе ребёнка. Соблюдая этот принцип, педагог должен исходить из единства мира, учитывать возрастные особенности обучающихся. Обучение Коменский рассматривал не как пассивное зазубривание, а как целенаправленное развитие задатков детей.

При характеристике содержания и методов обучения во всех четырёх ступенях школы Коменским уделяется особое внимание вопросу о том, чтобы с пути образования было устранено всё, что хотя бы в малой степени мешает нормальному ходу процесса образования и воспитания подрастающих поколений. Он учитывал влияние на учащихся социальной среды. Ян Амос Коменский – один из первых педагогов, обративших внимание на то, что на педагогический процесс значительное воздействие оказывают такие факторы, как физическая или внешняя среда.

Уделил серьёзное внимание Коменский и вопросу о времени занятий в течение учебного года, недели, рабочего дня, времени каникул в летнее и зимнее время.. Учебные занятия в собственном смысле слова Коменский предлагает организовать в виде классно-урочной системы таким образом, чтобы в чтобы в процессе самих занятий под руководством учителя учащиеся в основном уже усваивали новый материал и приучались бы излагать приобретённые знания в устной форме.

Цели и задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к богу (религиозное воспитание).

Таким образом, можно утверждать, что в «Великой дидактике» Коменского мы располагаем серьёзным, глубоко обоснованным учением об организации педагогического процесса в целом. Здесь мы находим развёрнутую систему школ, обеспечивающую разностороннее образование всего юношества на различных возрастных ступенях. Коменский положил начало тщательно разработанной системе дошкольного воспитания, возлагаемого на родителей. В «Великой дидактике» содержится первое отчётливое обоснование и раскрытие самостоятельного назначения и роли образования в начальной школе на родном языке.

В своих педагогических взглядах Коменский подчёркивал практические цели образования. «Знать, говорить и действовать – вот в чём суть мудрости», - писал он. Предложив новую систему обучения и воспитания, Коменский защищает идею реального образования, не исключая вместе с тем и учебных предметов гуманитарного характера.

Ян Амос Коменский был сторонником гуманизации внутришкольной дисциплины, выступал против применения телесных наказаний, но при этом подчёркивал, что без дисциплины не может быть обучения.

В эти же годы Коменский становится известен и в качестве философа.

Мировоззрение Коменского противоречиво. В религиозных взглядах Коменский – протестант, приближающийся к пантеизму. В вопросах же теории познания в его капитальном труде «Великая дидактика» и в других работах имеются материалистические тенденции.

Коменский – сенсуалист, он считает мир познаваемым. Он полагает, что следует познавать и исследовать самые вещи, а не только чужие наблюдения и свидетельства о вещах.

Коменский стал обдумывать новую идею – создание «Пансофии» («Всеобщей мудрости»). План работы был опубликован, и сразу посыпались отклики, началось обсуждение идей Коменского среди наиболее выдающихся мыслителей Европы.

Основная идея «пансофии» – воспитание нового, высоконравственного человека, человека знаний и труда. «Пансофия» Коменского означала требование всесторонности и систематичности образования и познания. Его идея «всех учить всему» вытекала из рассуждений о том, что все люди способны к познанию и образованию, простой народ должен получить доступ к знаниям. Познание Коменский считал активным процессом, тесно связанным с разумным обучением.

Коменского приглашают в разные страны, его пансофические идеи и стремление объединить все течения христианства привлекли к нему внимание многих учёных Европы. Он принял одно из приглашений и с согласия общины отправился в Англию, но в 1640 году там началась революция, и он не рискнул задержаться на Британских островах надолго. Приближённые кардинала Ришелье просили Коменского продолжить работу над «Пансофией» во Франции, однако он решает отправиться в Швецию, так как шведы оказывали материальную поддержку «Чешским братьям».

В 1642 году Коменский поселяется в Швеции, где ему предложили заняться вопросами преподавания латинского языка и создать методику преподавания. Он взялся за эту работу неохотно, считая её второстепенной. Главным делом для него была «Пансофия», которая, по его мнению, могла помочь установлению мира между народами. Материальную поддержку Коменскому и его друзьям оказывал богатый голландский коммерсант.

Коменский с семьёй поселился в Эльбинге (на побережье Балтийского моря). За период с1642 по 1648 г. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического использования в школах, в том числе «Новейший метод изучения языков». В этой работе вместо господствовавшего в школах зазубривания готовых выводов и правил изложен новый метод обучения. Он состоит в следующем: 1) вначале – пример, а потом – правило; 2) предмет и параллельно с ним – слова; 3) свободное и осмысленное освоение. Это было новым не только для того времени, но во многом оказалось неосвоенным и новым спустя годы.

В 1648 году скончался главный епископ «Чешских братьев», и на эту должность была предложена кандидатура Коменского. В том же году Коменский, избранный епископом общины, возвратился в Лешно.

Вскоре его пригласили в Венгрию, где братству оказывали покровительство. Коменский принял это приглашение. Он отправился с семьёй в Венгрию, где ему поручили реорганизовать в соответствии с его идеями школьное дело в Шарош-Патаке. Здесь он хотел создать «пансофическую школу». И хотя воплотить свои идеи полностью он не смог, всё же многое изменил в школе. Обучение в ней велось по его учебникам и в соответствии с его дидактической концепцией. В ходе реорганизации школьного образования наряду с другими трудами были написаны «Пансофическая школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В 1658 году «Мир в картинках» был напечатан и быстро распространился во многих странах Европы. Это был первый учебник, в котором был реализован принцип наглядности, обучение словом связано с предметами, с наглядным образом. Так как он был переведён на многие языки, то стал использоваться в разных странах Европы не только как учебник латинского языка, но и в качестве пособия для изучения родного языка.

В годы пребывания Коменского в Венгрии им было создано ещё около 10 оригинальных работ, как методических, так и общепедагогических.

Тем временем положение общины в Лешно значительно ухудшилось. Для предотвращения распада общины Коменского вызвали из Венгрии. Но в 1656 году, во время польско-шведской войны, Лешно был захвачен шведами, и Коменскому, как и другим членам распавшейся общины, пришлось спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла большая часть книг и рукописей. Коменский нашёл убежище в Амстердаме, у сына своего прежнего богатого покровителя.

В XVII веке в культурной жизни Западной Европы зарождается такой уникальный феномен, как научная педагогика. В этот период она окончательно выделилась в отдельную отрасль самостоятельного научного знания и обрела характерные признаки развернутой научной теории.

Творчество создателя научной педагогики Яна Амоса Коменского (1592-1670) пронизано духом гуманизма. Педагогика Я. А. Коменского была нацелена на разрешение острых противоречий, сложившихся в то время в образовательно-воспитательной практике, безнадежно отставшей от реалий Нового времени и не соответствовавшей новым социокультурным условиям Западной Европы. В трудах Я. А. Коменского впервые прозвучали и получили развитие идеи всеобщего обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания.

Теорию всеобщего универсального образования Комен- ский изложил в главной книге своей жизни - «Великая дидактика» (1633-38). Отдавая вначале предпочтение предметному принципу преподавания, Коменский подготовил ряд предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области стал учебник «Открытая дверь языков и всех наук» (1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тысяч латинских слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.

Книга Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» была первым в истории учебником, в котором иллюстрации стали обучающим средством. Знакомясь с этим учебником, ребенок получал знания о предметах и явлениях окружающего мира.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодежи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени. Воспитание рассматривалось Коменским как важнейшее средство подготовки человека к деятельной, практической жизни, к познанию реальной жизни. Этот вопрос у него связан с идеей пансофии, которую Коменский определял как всеобщую мудрость, заключающую в себе знание всех вещей, существующих в мире.

Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. Он разработал классно-урочную систему обучения, включавшую четыре ступени:

Материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет);
- школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами);
-для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию);
-академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет.

Основной формой обучения в школе, согласно Коменскому, должен стать урок. Учащиеся при классно-урочной системе группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Уроки проводятся по твердому расписанию. Каждый урок имеет свою цель и строго определенную тему.

Открытия, сделанные Я. А. Коменским, сводятся к следующему:

1. Обоснование принципа природосообразности, в соответствии с которым воспитывать и обучать детей необходимо в соответствии с законами природы.
2. Разработка возрастной периодизации.
3. Создание классно-урочной системы обучения, сыгравшей значительную роль в истории просвещения всего мира.
4. Обоснование основных дидактических принципов: наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности и прочности обучения.
5. Составление первых учебников для школ, написанных на родном языке и снабженных иллюстрациями и методическими рекомендациями для учителей.
6. Систематизация знаний о воспитании детей дошкольного возраста и создание учения о материнской школе. Книга Я. А. Коменского «Материнская школа» - первое в истории педагогики исследование целей, задач, содержания и методов дошкольного воспитания.

(1592-1670) жил в переходный период от средневековья к новому времени, что определило некоторую двойственность его мировоззрения. Цель воспитания Коменский выводил из религии, утверждая, что ею является подготовка человека к загробной жизни.

Он противоречиво намечает задачи воспитания:

Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), которое строится на чувственном опыте, реалистически;

Управление собой (нравственное воспитание);

Стремление к богу (религиозное воспитание).

Оценивая роль воспитания, Коменский говорил, что человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте - в детстве.

Через все творчество Коменского проходит мысль о том, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Поэтому его педагогику часто называют природосообразной. Требование строить воспитание природосообразно заключается в том, что человек является частью природы и подчиняется ее универсальным законам. «Природа все собирает вместе, - говорил Коменский, - рыбы собраны в водах, деревья - в лесах, травы - в полях, следовательно и дети для обучения должны быть собраны в школах».

Давая возрастную периодизацию и намечая соответствующую каждому возрасту школьную ступень, Коменский устанавливает четыре последовательных возраста по аналогии с четырьмя временами года и таким же количеством стадий в развитии растений.

Коменский предложил интересную возрастную периодизацию, выделяя четыре периода в жизни молодого поколения: детство, отрочество, юность и возмужалость.

Для каждого из возрастов Коменский определил особую ступень образования:

Для детства (до 6 лет) - «материнскую школу» в каждой семье, т.е. дошкольное семейное воспитание.

Для отрочества (6-12 лет) - школу родного языка в каждой общине, селении, области.

Для юности (12-18 лет) - школу латинскую или гимназию в каждом городе.

Для возмужалости (18-24 года) - академию в каждом государстве.

Ян Амос Коменский подробно разработал содержание образования для каждого периода:

- «материнская школа» - развитие запаса представлений ребенка из окружающей жизни, религиозное воспитание, развитие органов внешних чувств, приучение к хозяйству.

- школа родного языка - чтение и письмо на родном языке, арифметика с элементами геометрии, элементы естествознания и географии, закон божий, ручной труд, пение.

- латинская школа - древние языки, грамматика, риторика, диалектика, математика, астрономия, музыка, физика, история, география, этика и богословие.

- академия - предусматривает обычные факультеты университетов того времени (богословский, юридический, медицинский).


Анализируя школьную систему Коменского, следует отметить то новое, что разработал великий педагог в этой области:

1. Идею всеобщего начального обучения.

2. Теорию дошкольного воспитания.

3. Теорию начального обучения.

4. Идею начальной школы на родном языке.

Коменский подробно разработал организацию школьной работы, а именно: установил понятие школьного года с его делением на четверти, организацию учебного дня, классно- урочную систему и т.д.

Коменский требовал, чтобы прием учащихся в школу происходил один раз в год - осенью. В конце года, по его мнению, должны проводиться переводные экзамены из класса в класс.

Учебный день должен начинаться утром и продолжаться в школе родного языка 4 часа, а в гимназии - 6. Коменский рекомендовал в классах собирать детей примерно одного возраста и уровня развития и проводить занятия уроками (определенное время для изучения отдельной темы). Он давал ряд методических указаний, как вести урок: часть урока уделять опросу учащихся, часть - изложению нового материала и упражнениям. Учитель на уроках должен проверять знания учащихся, добиваясь прочного, основательного усвоения знаний всеми учениками.

Разрабатывая дидактику, Коменский поставил своей целью дать на новых началах теорию обучения, или «всеобщее искусство учить всех всему скоро, легко и основательно».

Коменский подробно и обоснованно разработал дидактическое требование наглядности. Начало познания всегда вытекает из ощущений; он говорил: «ведь нет ничего в уме, чего ранее не было в ощущениях». Поэтому следует начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения за ними. Коменский требует, чтобы обучение начиналось с вещей, явлений, так как «вещь - тело, слово - одеяние». Надо учиться так, «чтобы исследовались вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о вещах, чтобы при изучении слух соединялся со зрением и слово - с деятельностью руки». Этим он положил начало важнейшему дидактическому правилу, которое гласит: восприятие становится сильнее, если в нем одновременно участвуют несколько органов чувств.

Коменский требует, чтобы учитель, сообщая что-либо ученикам, не только рассказывал, но и показывал: « чтобы все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы или правила, или образы и эмблемы из преподаваемого предмета, изображались наглядно на стенах аудитории».

Ученики должны заучивать только то, что они поняли. Выступая против догматического обучения, он писал: « Не следует ни чему учить на основании одного только авторитета, но всему учить на основании доказательства, посредством внешних чувств и разума». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений и до понимания связи между ними. После обозрения объекта или явления в общих чертах нужно обратиться к подробному изучению частей. Надо приучать учеников «оттенять различия вещей, чтобы знание всех вещей было точное».

Коменский сформулировал также требования систематичности, последовательности и посильности обучения. Понимание изученного будет достигнуто правильно лишь в том случае, если учебный материал будет излагаться учителем систематически и последовательно, чтобы предыдущее пролагало путь последующему и «ничто не было пропущено, ни извращено». Говоря о последовательности обучения, он советует сначала развивать чувства учащихся (так как без правильного умения наблюдать не может быть правильного обучения), затем - память, дальше - мышление, наконец - язык и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить его на деле.

В тесной связи со своими дидактическими правилами Коменский рассматривал требование прочности знаний. «Необходимо, - писал он, - закладывать прочные основания, идти вперед не спеша, останавливаться, постоянно повторять, изучая что-либо до тех пор, пока учащиеся не усвоят материал вполне прочно». Поэтому, он придает большое значение повторению и упражнению.

В небольшом сочинении «Законы хорошо организованной школы» великий педагог дал много правил, касающихся школьного режима, управления школой, обязанностей учителей, порядка обучения, поведения учеников.

Важным условием хорошо организованной школы является школьная дисциплина. «Школа без дисциплины, что мельница без воды». Но в то же время Коменский требует, чтобы из школы были изгнаны телесные наказания. Следует поддерживать дисциплину преимущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением». Необходимо предрасполагать детей к занятиям, делая для них обучение привлекательным и легким.

Коменский придавал большое значение учителю, считая его должность очень почетной, «настолько превосходной, как ни какая другая под солнцем». Ближайшая забота учителя состоит в том, чтобы увлекать учеников благим примером, в совершенстве владеть искусством обучения, быть настоящим мастером своего дела.

Учителю следует быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетели, человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по отечески, учитывать и будить интерес к учению, а так же постоянно работать над собой.

Учитель должен заботиться о развитии и воспитании детей. «Ты не можешь, - писал он, - действовать как учитель, если не станешь поступать как отец».

Введение

Библиография трудов Я.А. Коменского

Заключение

Список источников

ВВЕДЕНИЕ

Литературное наследие Я.А. Коменского многогранно - около 250 работ. Все его труды проникнуты идеями гуманизма, заботой о воспитании человека, глубокими педагогическими идеями, которые открыли новую эпоху в образовании и школьном деле, за что Я.А. Коменский был назван современниками «учителем народов». Я.А. Коменский писал на латинском и чешском языках, труды великого педагога еще при его жизни переводились в разных странах.

Литературное наследие Я.А. Коменского условно можно разделить на две части: литературные произведения и научные труды.

Объект работы - Я.А. Коменский.

Предмет работы - труды Я.А. Коменского.

Цель работы - составить библиографию трудов Я.А. Коменского, выделить основные идеи.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников.

Библиография трудов Я.А. Коменского

Трактат «Лабиринт мира и рай сердца» (1623)

Я.А. Коменский охватывает мысленным взором окружающий мир, задумывается над его судьбой, над жизнью людей, над настоящим и будущим человечества. Основной замысел книги раскрывается в первом параграфе первой главы: «Когда я был в том возрасте, в котором человеческому разуму начинает появляться различие добра и зла, и замечал разные сословия, разряды, звания, работы и дела, которыми люди заняты, я осознал потребность обдумать, к которому разряду людей мне пристать и в чем проводить свою жизнь».

«Физика» (1634)

Размышления о природных основах, на которых должно основываться школьное обучение. Ввело Коменского в область философии, т.е. философии природы в библейском (1-х глав Бытия) освещении.

«Великая дидактика» (1633-1638)

Центральный труд педагогической теории Я.А. Коменского. Полное название книги: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство, как всех учить всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или иного пола, без всякого исключения могло бы обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия, и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».

Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них посвящена пользе дидактики в целом, вторая адресована всем читателям, а третья - «ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей». Понятие «дидактика» как теория обучения было введено ученым Вольфгангом Ратке в XVI в. Однако содержание и смысл этому понятию дал именно Я.А. Коменский. Он определил дидактику как универсальное искусство всех учить всему. «Руководящей основой дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха…».

«Обучение всех всему» основывается на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, а образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить легко, быстро и прочно, должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности.

Для реализации этой идеи Я.А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.

Так первой ступенью, по мнению Я.А. Коменского, должна стать материнская школа (от рождения до 6 лет), когда ребенок узнает сведения об окружающем мире, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания этого периода педагог считал трудовое и нравственное.

На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний, выходящим за традиционные рамки современного педагогу образования. Я.А. Коменский предлагал включить в программу этой школы родной язык, арифметику, начала геометрии, географии, «начала космографии», начала общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты. Школа родного языка предназначалась для совместного обучения всех детей.

Средняя школа в системе Я.А. Коменского - это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет), которая должна открываться в каждом городе для обучения юношей, достигших успехов в обучении. В программу гимназии педагог включал «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начала медицинских знаний и др.

Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) представлена в системе педагога академией, которая должна открываться в каждом государстве. В структуре академии были выделены традиционные университетские факультеты, а целью ее создания было сообщение пансофических знаний. «Пансофия - всеобщая мудрость, в его представлении,- истинное знание всеми людьми всего самого важного о мире, знание, приведенное в логическую систему и изложенное в единой энциклопедической книге».

До сегодняшнего дня классно-урочная система, введенная Коменским, остается основой школьного обучения.

Вопросы воспитания и обучения Я.А. Коменский рассматривал в неразрывном единстве, отдавая приоритет процессу обучения. Цель воспитания, по его мнению, - подготовка человека к вечной жизни. Он выделял следующие составные части воспитания: научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Ведущая роль отводилась именно нравственному воспитанию. Большую роль в этом воспитании играли родители и семья в целом. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я.А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине, вместе с тем стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту. Он считал, что следует поддерживать дисциплину хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным расположением к ученикам. «Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть».

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

Принцип сознательности и активности; главным условием успешного обучения является понимание сущности предметов и явлений: «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».

Принцип наглядности: этот принцип предполагает усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

-реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

-когда это невозможно, модели и копию предмета;

-картинки как изображение предмета или явления.

Принцип постепенности и систематичности знаний.

Должен быть установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок - душа всего».

Обучение должно соответствовать уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».

Материал должен изучаться «последовательно с начала и до завершения».

«Подкреплять все основания разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи».

Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками связан с памятью. А также изучаемый материал должен быть хорошо понят, а не просто механически заучен.

«Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью».

Есть три причины трудности в обучении:

Рабский способ постановки занятий;

Порочный способ изучения вещей - когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах;

Несовершенство метода.

Единственным критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать лишь качество знаний выпускников.

"Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:

Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия».

"...Если понятия не соответствуют вещам, которые они должны отражать, то они становятся нетвердыми, шаткими, сомнительными".

"Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле".

"Книги - это инструмент насаждения мудрости".

"Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным".

"Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными".

«Открытая дверь к языкам» (1631)

Коменский, подобрав в соответствии с высказанными им дидактическими принципами ряд постепенно грамматически усложняющихся предложений (фраз), одновременно дает и учебник языка, и книгу, знакомящую ребенка с доступными ему знаниями из разных областей. Эта маленькая энциклопедия на латинском языке произвела переворот в системе преподавания важнейшего по тем временам предмета. В учебнике отвергнут догматико-грамматический путь изучения языка, который на протяжении столетий приносил страдания и мучения миллионам детей.

Вместо сухих, непонятных и непреодолимых грамматико-синтаксических правил в «Открытой двери языков» представлены 100 маленьких рассказов из различных областей знания, которые не только изменили направление схоластических учебников того времени, но и сделали более эффективным и плодотворным изучение самого латинского языка, являвшегося официальным языком в государственном управлении, науке и школе. «Открытая дверь языков» поистине представляла практическую иллюстрацию основных положений дидактики Коменского, подтверждала правильность этих положений, в чем и сам Коменский видел одно из назначений книги. Красноречивым подтверждением блестящей победы «Открытой двери языков», и, следовательно, дидактики Коменского, является то, что история не знает другого случая, когда какой-либо учебник получил бы такое широкое распространение. Эта книга была переведена почти на все европейские и на некоторые восточные языки. Несмотря на такой успех, Коменский все же не был доволен книгой и считал ее трудной для начинающих. Поэтому в 1633 г. он дополнительно составил «Преддверие к открытой двери к языкам» в качестве учебника латинского языка для начинающих.

«Материнская школа» (1632)

Первое руководство для семейного воспитания

Материнская школа оплачивалась семьей, школа родного языка - местной общиной, гимназия - центральным органом власти, академия - государством. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени являлась заботой всех и каждого. Для каждой ступени педагог разработал и особое содержание обучения. В материнской школе ребенок должен был получить образные представления об окружающем мире.


Много внимания уделяется вопросам просвещения и образования. В этом произведении Коменский выступает как великий демократ, социальный реформатор, мечтающий о переустройстве человеческого общества на основе свободы, справедливости и гуманизма.

педагогический дидактика классный урочный воспитательный

«Панпедия» - составляющая часть одного из главных трудов Я. Коменского «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (с 1645 г. и до смерти)

Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. В труде Коменский описывает, как путём овладения знаниями человек может понять и прийти к подлинной сущности своей жизни. Этот трактат всецело отвечает духу эпохи Нового времени. Предложенная автором система с её взглядами на процесс обучения и более широко - самосовершенствования на протяжении всей жизни, полностью переписывала не только каноны образования Средневековья, но и глобально критиковала существующий порядок вещей. И это делает изучение панпедии интересной с двух точек зрения: как исторического факта в его взаимосвязи со временем, и как нового подхода к образованию, переосмыслению его роли для человека.

«Новейший метод языков» (1648)

Философское учение о языке, проводящее глубокую культурно-историческую мысль о необходимости развития народных языков, вопреки гуманистической привязанности к латыни. Коменский применил к конкретной методике свои общепедагогические принципы и попытался обосновать три важнейших положения: параллельное изучение вещей и слов, соблюдение строгой последовательности и постепенности в обучении, переход от легкого к трудному.

«Школа-игра» (1656)

Стремясь сделать учение для школьников более интересным, составил учебную книгу «Школа - игра», которая представляла собой драматизацию "Открытой двери языков" и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

«Мир чувственных вещей в картинках» (1658)

Представляет собой своего рода иллюстрированную детскую энциклопедию первоначальных знаний. Рисунки являются органической частью учебных текстов. В 150 кратких статьях, каждая их которых снабжена рисунком, даются сведения о природе (вселенная, сведения по географии, о растениях, животных, человеческом теле), о деятельности человека (ремесла, сельское хозяйство, транспорт, культура и пр.), об общественной жизни (государственное управление, суд). В то же время с большим педагогическим мастерством обогащается речь учащихся: учебник давал знания по родному и латинскому языкам. Книга эта была переведена на многие языки и в течение более 150 лет служила хорошим учебником для первоначального обучения. Во второй половине XVIII века она с некоторыми переделками была несколько раз под разными заглавиями («Видимый свет», «Зрелище вселенные») издана в России. Яна Амоса Коменского принято считать родоначальником всех иллюстрированных букварей. Коменский в своем мире чувственных вещей в картинках дал как бы "живописную азбуку", т.е. изображение различных животных, крик которых сходен с членораздельными звуками человеческой речи. В предисловии к "Миру в картинках" Коменский пишет, что при обучении родному языку книга эта даст детям более легкий способ научиться читать, чем это было до сих пор. Благодаря этому, изучающий азбуку ребенок "при одном взгляде на животное легко вспомнит, как произноситься соответствующая буква, и, в конце концов, его воображение, укрепленное упражнением, приведет его к быстрому запоминанию всех букв.

«Единственно необходимое» (1668)

Итог всем трудам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Его творчество оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Труды Коменского содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т.д. Его стремление выработать интегрированную систему познания, наметить основную линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европейской культуры.

Коменский положил начало материалистическому обоснованию педагогики как науки. Именно изучение законов природы дало Коменскому твердую возможность для построения «науки о преподавании». В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два с половиной столетия спустя.

Коменский высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, свои теоретические положения осуществил на практике, составив несколько образцовых для своего времени учебников. Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был кратким, не имел бы ничего лишнего, отвлекающего ненужными деталями от главного. Материал в учебнике должен быть расположен систематически и изложен доступным детям, ясным, простым языком.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Коменский Я.А. Великая дидактика, 1633-38

2.Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Просвещение 1983.

.Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих, 1643-1670

.Коменский Я.А. Лабиринт мира и рай сердца, 1632

.Коменский Я.А. Материнская школа, 1633

.Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках, 1658

.Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М. Матвеева. М.: Школьная пресса, 2003.

.Коменский Я.А. Открытая дверь языков, 1631

.Коменский Я.А. Пансофическая школа, 1651

.Коменский Я.А. Преддверие латинского языка, Новейший метод языков, 1649

.Коменский Я.А. Школа - игра, 1656

.Коменский, Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М.: Уч.пед.издат, 1955.- 638 с.

.Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский.- В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1982.- 656 с. 3.

.Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения Я.А. Коменский.- В 2-х т. Т.2. - М.: Педагогика, 1982.- 576 с. 4

Биография и деятельность

Родился в семье члена общины Чешских братьев . Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете , где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке , изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы , Х. Вивеса и др.

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом , делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы , то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Педагогическая система Я.А. Коменского

Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон , Ф.Рабле . Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность .

Глава 16. Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.

Основоположение 1

  • Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.
  • Утренние часы для занятий наиболее удобны.
  • Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

  • Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.
  • Развивать ум ранее языка.
  • Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
  • Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

  • В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

  • С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
  • Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

  • Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
  • Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Глава 17. Основы лёгкости обучения и учения

Основоположение 1

  • Образование юношества должно начинаться рано.
  • У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
  • По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение 2

  • Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
  • Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Основоположение 3

  • Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
  • Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
  • Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Глава 18 Основы прочности обучения и учения

  • Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
  • Всё последующее должно опираться на предыдущее.
  • Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
  • Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём то одном.

Глава 26 О школьной дисциплине

9 правил искусства обучения наукам

  1. Всему, что должно знать, нужно обучать.
  2. Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
  3. Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
  4. Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.
  5. Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
  6. Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
  7. Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
  8. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
  9. Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

16 правил искусства развивать нравственность

  1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
  2. Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
  3. Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
  4. Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
  5. Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
  6. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
  7. Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
  8. Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
  9. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
  10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому.
  11. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
  12. Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
  13. Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
  14. Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
  15. Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
  16. И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина .

См. также

Медаль Яна Амоса Коменского (серия 1992 года выпуска)

  • На территории Чешской республики было выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского . Одной из таких медалей (серия 1953 года) был награжден в 1976 году Волгоградский государственный педагогический университет .
  • В Киеве в 1907-1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского .

Библиография

  • Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни = «Orbis Sensualium Pictus» / Пер. с латинского Ю. Н. Дрейзина; Под ред. и со вступит. статьёй проф. А. А. Красновского. - Изд. 2-е. - М .: Учпедгиз, 1957. - 352 с. - 20 000 экз. (в пер.)
  • Dílo, sv. 1-2, 17, Praha, -- (изд. продолжается): Listy přátelům a přiznivcům, Praha, : в рус. пер.- Избр. соч., ч. 1-3, Ревель, -
  • Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1-2, М ., -
  • Избр. педагогические сочинения, т. 1-3, М ., -
  • Избр. педагогические сочинения, М .,
  • Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов, М .,
  • Материнская школа / Пер. с нем. С-Пб., 1892 (репринт М .,1992,тираж 100000)
  • Лабиринт света и рай сердца. М .: Изд-во МИК, 2000
  • Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М .: Карапуз, 2009, 288 с. ISBN 978-5-8403-1480-7

Афоризмы

  • Спорить с Природой - напрасное дело (Великая дидактика, гл. XXIII).
  • Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни (Великая дидактика, гл. XIII).
  • Без примера ничему не выучишься.
  • Вечным законом да будет:учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.
  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  • Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
  • Книги - это инструмент насаждения мудрости.
  • Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
  • Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
  • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
  • Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
  • Тот, кто мало знает, малому может и учить.
  • Ничто притворное не может быть продолжительным.
  • Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.
  • Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.
  • Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

Память

  • Названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).
  • В 1957 г Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Я.А. Коменского. Вес 12 грамм, Проба 500.
  • Портрет Яна Амоса Каменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон .

Примечания

Литература

  • Красновский А. А. Я. А. Коменский, М., 1953;
  • Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посвящённой 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я. А. Коменского (13-14 декабря 1957 г.), М., 1959;
  • Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского, пер. с нем., М., 1959;
  • Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский, М., 1970;
  • Kvačala J. J. A. Comenius. Sein Leben und seine Schriften, B., 1892;
  • Heyberger A. J. A. Comenius (Komenský). Sa vie et son oeuvre d "éducation. P., 1928;
  • Novák J., Hendrich J. J. A. Komenský. Jeho život a spisy, Praha, 1932: Young R. F., Comenius in England, Oxf., 1932;
  • Kopecký J., Patočka J., Kyrašek J. J. A. Komonský. Nástin života a díla, Praha, 1957;
  • Kurdybacha Ł. Działalność Jana Amosa Komenskiego w Polsce, Warsz., 1957;
  • Larangé S.S. La Parole de Dieu en Bohême et Moravie. La tradition de la prédication dans l’Unité des Frères de Jan Hus à Jan Amos Comenius, Paris, L’Harmattan, 2008 ISBN 978-2-296-06087-6
  • Sesja naukowa w Lesznie w czterechsetną rocznicę powstania Gimnazjum i w trzechsetną wydania «Opera didactica omnia» J. A. Komeńskiego, red. Kurdybacha, Wrocław - Warszawa, 1957;
  • Soupis děl J. A. Komenského v československých knihovnách, archivech a museích, Praha, 1959;
  • Schaller K. Die Pädagogik des Johann Amos Comenius und die Anfänge des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert, Hdlb., 1962;
  • «Acta Comeniana», Archiv pro bádání о životě a díle Jana Amose Komenského, t. 25, Praha, 1969;
  • Floss P. J. A. Komenský. Od divadla věcí k dramatu člověka, Ostrava, 1970;
  • Kožik F. Světlo v temnotách. Bolestný a hrdinský život J. A. Komenského, ;
  • Łibrt С. Bibliografie české historie, t. 5, Praha, 1912, č. 17324-30638.
  • VeverkovÁ, Kamila . Идеи Коменского как инспирация образования в мультикультурном обществе/ Comenius" Ideas as an Isnspiration for the Education. In Muldma, Maia., Talts, Leida. Haridus kuidialoog mitmekultuurilises ühiskonnas. 1.vyd. Tallinn: Tallinn University, 2012. 216 s. ISBN 978-9949-29-033-8 , s. 20-31.

Ссылки

  • Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Отдельные произведения (фото-файлы).
  • Коменский Я. А. «Великая дидактика» (избр. главы (по хрестоматии М.:Просвещение, 1988)) (html)
  • Коменский Я. А. Материнская школа (html)
  • Коменский Я. А. «Пампедия» (избр. главы (по хрестоматии М.:Просвещение, 1988)) (html)
  • Коменский Я. А. Статьи в Сарос-Патаке. (html)
  • J.A.Comenius’ museum in Uherský Brod Официальный сайт музея Яна Амоса Коменского в Чехии (на английском).
  • The Comenius Medal . Международное бюро просвещения. (недоступная ссылка)
  • Коменский, Ян Амос - Биография. Библиография. Высказывания
  • Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках
  • Куприянов Н. И.


Статьи по теме