Классный час что значит быть хорошим человеком. Классный час "Хороший человек — это…". Игра «Словарь волшебных слов»

Классный час на тему: «Как стать лучше?»

Цель: содействовать стремлению учащихся к самопознанию и самовоспитанию.

Оборудование : листы с перечнем нравственных качеств личности по количеству учащихся.

План классного часа.

  1. Вступительная беседа.
  2. Мини – лекция «Что такое самовоспитание?».
  3. Тест «Сильная ли у тебя воля?»
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов.

Ход классного часа.

  1. Вступительная беседа.

Прочитайте тему нашего классного часа. Как вы думаете, надо ли человеку становиться лучше? Для чего?

Действительно, идеальных людей не бывает. С одной стороны, это напоминание о том, что своих друзей и близких надо принимать такими, какие они есть. С другой стороны, это утверждение может стать призывом к действию – у каждого из нас есть недостатки, над которыми нужно работать.

А как человек может стать лучше?

Чтобы стать лучше, человек должен заниматься самовоспитанием.

  1. Мини – лекция «Что такое самовоспитание?»

Самовоспитание – это самостоятельное и целенаправленное развитие в себе тех способностей и черт характера, которых недостаёт.

Самовоспитание необходимо не только для развития в себе высоких нравственных и профессиональных качеств, но и для тог, чтобы суметь использовать громадные резервы нашего мозга и тела.

Среди дарований человек использует лишь 4% своих нервных клеток.Талантливыми и гениальными людьми становятся те, кому удаётся пробудить и вовлечь в работу хотя бы часть своих дремлющих клеток. У каждого есть возможность сделаться в 5, 10, 20 раз умнее и способностей.Велики и ресурсы нашего тела. Люди могут поднимать тяжести, многократно превышающие их собственный вес, преодолевать вплавь большие расстояния, переносить высокие температуры и находиться в ледяной воде.

Из чего же складывается система самовоспитания? Прежде всего, необходимо выбрать себе достойную цель. Только она придаст смысл всем вашим усилиям, направит в одну сторону ваши помыслы и деяния. Даже если спустя какое – то время ваши жизненные планы изменяться, вы к этому моменту уже успеете обрести очень важное качество – целеустремлённость.

Именно целеустремлённость позволяет держать все системы нашего организма в состоянии высокой активности. И, наоборот, бесцельно живущие люди быстро стареют, и их способности рано гаснут.

Для нравственного самовоспитания, помимо целеустремлённости, необходимо развитие воли. Воля – наш главный инструмент в борьбе за себя. Волевые люди средних способностей нередко достигают многого. Безвольные таланты, как правило, остаются ни с чем.

Что же такое воля? Умение делать то, что надо. И тренировать её можно, как мышцы, методом всё возрастающих нагрузок, начиная с минимальных. Не хочется ставить на место книгу – поставьте. Не хочется звонить по делу – позвоните. Вскоре вы с удивлением обнаружите: стоит вам приказать самому себе – и какой – то механизм внутри вас быстро, даже радостно выполнит команду.

  1. Тест «Сильная ли у тебя воля?»

Попробуйте ответить на вопрос, волевой ли вы человек и насколько развита ваша воля.

  1. Делаешь ли ты по утрам зарядку?

нет; иногда; да.

  1. Кто тебя будит по утрам?

мама; будильник; сам.

  1. Если тебе приходиться выбирать между тем, что надо делать – уроки, и тем, что интересно – фильм, что ты выберешь?

делаю, что интересно; когда как; делаю дело.

  1. Можешь ли ты отказаться пойти с друзьями, например, на каток, если у тебя запланировано другое занятие?

не могу; иногда; могу;

  1. Всегда ли выполняешь свои обещания?

нет; иногда; да.

  1. Можешь ли ты заставить себя сдержаться, если кто – то тебя обидел?

нет; иногда; да.

Нужно сложить все полученные баллы, если сумма меньше 12, ученику необходимо укреплять свою волю.Каждый человек способен разработать для себя положительную программу внутренней перестройки, используя для этого и самопознание, и самопознание, и самоанализ. Но самое главное заключается в том, чтобы у вас сформировалась положительная система действий, поступков. Вы сколько угодно можете считать себя передовым, положительным, но если вы бездельничаете, ничего положительного в вашем поведении обнаружено быть не может.

  1. Практическая работа.

В каждом из нас природой заложены большие дарования. Нужно стремиться раскрыть их. Давайте попытаемся разобраться в себе.

Из предложенного перечня нравственных качеств личности выберите положительные и, используя трёхбалльную систему, отметьте степень их сформированности у себя.

Нравственные качества личности.

Сила воли

Собранность

Трудолюбие

Смелость

Правдивость

Трусость

Скромность

Неуверенность

Сознательность

Хвастовство

Уважение к людям

Самолюбие

Любознательность

Справедливость

Самостоятельность

Целеустремлённость

  1. Подведение итогов .

Надо ли становиться лучше? Какие главные качества для этого надо развивать в себе?

Дополнительный материал.

Очень грустно осознавать, что некоторые люди даже не знают, куда они идут. У них нет никого представления отом, чего бы они хотели достичь. У них, возможно, есть какие – то мечты, но они никогда не ставили перед собой ни одной реальной цели.

Поставленная перед человеком цель стимулирует его внутренне собраться, вдохновляет и даже бросает человеку вызов. Определите ваши ежемесячные действия по достижению цели. Многие из тех, кто ставил цель в прошлом и не достиг её, никогда не рассматривали этот процесс шаг за шагом, а ведь именно это привело бы их к желаемому результату. Они просто поставили цель. Это можно сравнить с семьёй, которая говорит: «Мы решили, что у нас будет новый дом». А что нужно для того, чтобы иметь новый дом? Какой придётся заплатить первый взнос? Сколько нужно будет платить каждый месяц? Как вы добьётесь того, чтобы суметь заплатить первый взнос, а потом ежемесячно выплачивать по счетам? Если у вас нет видения картины (а это значит: «шаг за шагом»), то вы никогда не достигните задуманного. Вам придётся решать многие проблемы по дороге.

Тот, кто не устаёт выполнять ежедневно незначительные задачи, обязательно увидит приближение своей цели. Соблюдайте ежедневную дисциплину, которая приведёт вас к вашей цели.

С давних пор люди задумывались над вопросом "Что значит быть человеком? Что значить жить с достоинством?" Народная мудрость гласит "Жить - это не то, что прожил, а то, что сделал". Великие люди во все времена тоже размышляли над вопросом, что значит быть человеком? Через поколения в поколения передается народная мудрость через пословицы. Например: "Назваться человекм легко- быть им трудно" или "Человек - это то, что он сам из себя делает" Какие дела, какие поступки человека можно назвать достойными? Какие черты характера свойственны настоящему человеку, человеку с большой буквы? Все эти вопросы заставляют нас задуматься о том, как мы живем, о наших делах и поступках, о наших взаимоотношениях и в целом об отношении к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что значить: «Быть человеком или жить с достоинством».

Жить – это не то, что прожил, а то, что сделал.

Народная мудрость.

Цель: - формирование у учащихся понятия о качествах «настоящего

Человека», понятия «жить с достоинством»;

Выработка умения анализировать особенности своего

Характера, выявлять слабые и сильные стороны;

Формирование убеждение, что окружающий мир зависит от

Наших действий и поступков.

Мудрые мысли.

Ч. Айтматов: «Человек - сам судья и сам творец каждого дня нашего»

И. Кант: «Добродетель – это способность в соответствии с моральными принципами противостоять злым склонностям и одерживать над ними верх».

Д. Лондон: «Истинное счастье человека – жить, а не существовать».

Аристотель: «Добродетель есть сознательно избираемый склад души в обладании серединой между двумя пороками, один из которых состоит в избытке, а другой – в недостатке качества».

М. Фичино: «Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранять достоинство в отношении себя и других».

Б. Паскаль: «Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по его ежедневным делам».

Народная мудрость: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож».

Ход занятия.

Не зря пословица гласит,

Что жизнь прожить – не поле перейти:

Она немало трудностей таит,

И место в ней свое найти

Бывает человеку нелегко

С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что значить быть человеком?» Неслучайно через поколения в поколения передается народная мудрость через пословицы: «Назваться человеком легко – быть им трудно», «Человек – это то, что он сам из себя делает». Как вы понимаете эти пословицы (ответы учащихся).

Великие люди во все времена то же давали определения, что значить быть человеком и кто таков человек вообще. Послушайте слова великого французского писателя Виктора Гюго: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывается, тот, который он себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности».

Вопросы для учащихся: - Как вы понимаете слова В. Гюго?

Согласны вы с этим определением?

Сколько характеров у вас?

Русский поэт Николай Заболоцкий написал следующие строки:

Два мира есть у человека –

Один, который он творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Как вы понимаете эти слова?

Каждый человек мечтает о счастливом будущем и видит себя в нём хорошим человеком. Никто не желает стать преступником, вором. Каждый хочет, чтобы о нем окружающие говорили только хорошее. Для этого надо знать особенности своего характера, слабые и сильные его стороны, и стремиться преодолеть плохие черты.

В романе Ч. Айтматова «Плаха» говорится: «Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего». Как вы понимаете эти слова? Попробуем проанализировать хотя бы вчерашний день с точки зрения той ответственности, которую содержит это выражение.

Вопросы. Что вас радует в том, как вы провели вчерашний день?

Что бы вы осудили в самом себе?

Какие критерии вы берете за основу, когда одобряете или

Осуждаете себя?

Следовательно, то, что направлено на благо других, достойно одобрения. Как вы считаете, что значить понятие «достойно»?

Послушайте заметку из газеты «Комсомольская правда». «В выходной день мы гуляли с любимым человеком, а за тем решили покататься на мотоцикле. Вдруг неожиданно из-за поворота выскочила машина, водитель которой был пьян и не справился с управлением. Машина сбила мотоцикл с Володей и уехала. Володя лежал весь в крови. Мне было страшно, я хотела помочь, но было уже поздно. Стала стучаться во все дома. Но никто не открыл. Голосовала. Наконец один водитель остановился, но, видя, что Володя в крови, сказал: «Машина не моя, а чехлы новые!» С этими словами он уехал. Володя умер. Ему нужна была срочная помощь. Скорая приехала очень поздно.

Я хотела бы посмотреть в глаза этим осторожным чистюлям, боязливым за себя и за свои шмотки, людям, не знающим, что такое сочувствие. Машина сбила человека. Да, но не специально, случайно, а эти, равнодушные, убили сознательно».

Как вы можете прокомментировать данную ситуацию. Какие особенности характера очень ярко проявились здесь?

Не в том твоя самая злая беда,

Что болен ты был равнодушьем всегда,

Что мимо чудес этой жизни прошел,

Что главного в ней не узнал, не нашел,

Гораздо страшней, что, пройдя этот путь,

Не смог ты ни разу в себя заглянуть.

Что сердце в груди ты пронес, как скупец,

Несет хитроумно замкнутый ларец.

Ключа не нашел ты в заветный тайник

В богатство своей же души не проник.

И вот почему твоя жизнь не дала

Ни искорки радости, света добра.

Как страшно по жизни кипучей, земной

Не личностью – куклой пройти заводной.

Так какие же черты характера присуще настоящему человеку? (ответы учащихся).

О чести, о воспитанности, о совести и зависти, о доброте и красоте размышляли в своих письмах В.А. Сухомлинский («Письма к сыну») и Ш.А. Амонашвили («Письма к дочери). Я хочу вам прочитать стихотворение Ф. Алиева «Разговор с сыном»

Ты, сын мой должен помнить:

От кого ржавеет даже новый лист железа.

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчина пороков лезут к ней…

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, - зависть.

Ты ее убей в зародыше

И научись по праву,

Без ревностно ценить других людей.

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе – злость.

Беги от чувства злого.

Сей доброту.

Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коль простил себя.

И третье – корень наших многих бед,

Убийца всех достоинств в человеке –

Безделье.

И позорнее – во веки

Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл…

Кант говорил: «Жить с достоинством – это жить согласно общечеловеческим нравственным ценностям, с нравственным законом в душе». Что же важно для вашей души? Какие нравственные основы отношений, какие качества личности вы выделили бы особо?

Игра: «Что угодно для души».

Учитель предлагает ребятам выбрать из импровизированной корзинки качество наиболее важное для нравственного закона его души (листок, который он вынимает, он же и заполняет, отметив желаемое качество). Игру предшествуют слова:

В этой маленькой корзинке

Много качеств разных есть,

Всех их нам не перечесть.

Выбирая, не спеши:

Бери, что важно для души.

Видите, все названные вами качества и являются нравственными ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности - это и значить жить с достоинством. Подумайте над тем, как трактуется достоинство в словаре Ожегова: «Достоинство – категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности».

Мы живем в определенном мире. Нас окружает множество разных людей. Разных по характеру, по своим жизненным принципам, по своим представлениям о смысле жизни, о чести, долге и достоинстве. Но если все такие разные, то возникает вопрос: враждебен ли мир для человека? (ответы учащихся).

Древняя притча.

Ученик спросил дервиша:

Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?

Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, - сказал учитель.

… Давным – давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце был зал, где все стены, потолок, двери и пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этого зала были устроены так, чтобы создавать эхо.

Однажды в зал забежала собака и в изумлении застыла по середине – целая свора собак окружала ее со всех сторон. Собака на всякий случай оскалила зубы, и все отражения ответили ей тем же. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда-сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить хоть какой-то вред.

Теперь ты видишь, - закончил дервиш, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний и поступков. Мир – это большое зеркало.


Открытое внеклассное мероприятие

в группе 15 ТМТ

по теме

«Быть Человеком»

Классный руководитель Одинцова Галина Николаевна

Цель . Обсудить самую важную, самую актуальную проблему всех времен и народов, проблему: что есть человек, каким он должен быть.

Задачи . - Формировать активную жизненную позицию.

Учиться аргументации, доказательности, терпимости к другой точке зрения.

Учить сердце и душу добру и человечности.

Форма. Дискуссия.

Ход занятия

1 .Вступление.

Сегодня на занятии нашем давайте будем вместе мы!

Ведь в центре обсужденья имя, которым все наречены!

Но, часто ли мы об этом задумываемся?!

2. Постановка проблемы, формулировка темы

Учитель предлагает выслушать начало песни «Светофор» В.Леонтьева

«Действительно в мельканье дней, скоростей и огней проходит наша жизнь… Мы бежим, и в ритме бега мы видим мир, друг друга отрывисто, мимолетно, мгновенно… Мы не хотим или не можем остановиться. А,может, стоит остановиться и задуматься над собой, над своими поступками, посмотреть на себя со стороны: на свои слова, помыслы, деяния… И,быть может, тем самым приблизиться к истине по поводу одной из важнейших проблем; ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК? Но, увы, как, порой, это нелегко –ОСТАНОВИТЬСЯ! Мы в толпе, мы в спешке!

Проклятье века - это спешка,

и человек, стирая пот,

по жизни мечется, как пешка,

попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят,

и опускается душа.

Поспешно бьют, поспешно губят,

а после каются, спеша.

Но ты хотя б однажды в мире,

когда он спит или кипит,

остановись, как лошадь в мыле,

почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге,

доверься небу, как судье,

подумай - если не о боге -

хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых,

под паровозный хриплый крик

пойми: забегавшийся - жалок,

остановившийся - велик.

Пыль суеты сует сметая,

ты вспомни вечность наконец,

и нерешительность святая

вольется в ноги, как свинец.

Есть в нерешительности сила,

когда по ложному пути

вперед на ложные светила

ты не решаешься идти.

Топча, как листья, чьи-то лица,

остановись! Ты слеп, как Вий.

И самый шанс остановиться

безумством спешки не убий.

Когда шагаешь к цели бойко,

как по ступеням, по телам,

остановись, забывший бога,-

ты по себе шагаешь сам!

Когда тебя толкает злоба

к забвенью собственной души,

к бесчестью выстрела и слова,

не поспеши, не соверши!

Остановись, идя вслепую,

о население Земли!

Замри, летя из кольта, пуля,

и бомба в воздухе, замри!

О человек, чье имя свято,

подняв глаза с молитвой ввысь,

среди распада и разврата

остановись, остановись!

Е. Евтушенко

ДАВАЙТЕ ОСТАНОВИМСЯ!!!

Работа с фрагментом картины «Диоген, ищущий человека»

Дискуссия: какого человека искал Диоген? (От каждой группы по одному выступающему)

Студенты говорят, что он, вероятно, искал человека хорошего, способного на добрый поступок; человека нескучного, с которым можно было бы поговорить; настоящего, человечного; какого-то своего, понятного, человека без прекрас…

Предлагается слайд, на котором вопросы внеурочной дискуссии.

3 .Основная часть

По группам предлагается дискуссия по разным ситуациям, темам:

Так что есть красота?...(Рассуждение о красоте внутренней и внешней, мнимой и реальной, которая «спасет мир»)- 1-я группа

Белорусское поверье о хорошем-плохом человеке (О себе или о другом; альтруизм и эгоизм)- 2-я группа

Жить долга, когда она полна(о смысле человеческой жизни, о месте человека в этой жизни)- 3-я группа

-Притча о борьбе двух волков (проблема выбора) (задание общее для всех групп).

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы -
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе

4.Вывод-рефлексия

Так какой же он человек. Что же значит быть человеком ( по группам кластер или синквейн )

Мне в данном случае пришли на ум следующие мысли:

Как просто и как сложно ответить на вопрос,

Определиться в этом людском мире.

И, быв твореньем Бога, не забыть,

Чтоб Человеком стать стать мало им родиться!

Слайд+ слова О.Хайяма

«Человек словно в зеркале мир многолик:

Он ничтожен и он же безмерно велик!

Слайд «Можно по разному в жизни жить…»

Так что же значит быть человеком?! – КАЖДЫЙ ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО.

Быть человеком - что это значит ?
Просто
желать , если рядом плачут ,
Быть
справедливым во всех деяньях ,
Ближнего
разделять страданья .
Быть
человеком - значить быть добрым ,
К
людям внимательным быть выше ,
В
слове вернее , в помыслах чище .
Будь
поскромнее в своих желаньях ,
Помни
хорошее в расставаньях .
Людям
дари уважение , ласку ,
А
не истерики , шок и встряску .
Не
пресмыкайся перед сильнейшим ,
Не
раболепствуй перед умнейшим .
Маленький
ты или с чинами -
Все
перед богом равны мы с вами .
Злу
же на свете нет оправданья :
Сколько
оно приносит страданья !
Злом
человек оскверняет душу -
Людям
такой человек не нужен !
Чтобы
не стал ты таким уродом ,
Бедным
, больным помогай , сиротам .
Слабых
не обижай стариков :
Сам
ведь будешь когда - то таков .
Ближних
своих не съедай речами -
Как
же в этом грешны мы с вами !
Заповеди
даны человеку ,
Чтоб
выполнять их от века до века .
Правы
, не правы Бог вас рассудит ,
И
по делам вам вашим будет .
Быть
человеком - Что это значит ?
Многим
задуматься , не иначе

Цели :

  • Образовательная: Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.
  • Развивающая: Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.
  • Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть.

Классный час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах о важных,
Дорогих, отважных,
Трудовых и строгих,
Скромных и убогих.

– Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)

Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М. Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».

Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание – человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.

– Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я – человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)

Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? (о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).

То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком) . Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
В своём городе ты?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому!

– Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.

2. Основная часть.

Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.

1 уч-ся:

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз.
Его зовут – стоит, как пень,
Как будто в землю врос.

2 уч-ся:

Смотри, не пей сырой воды,
Советует сосед.
Один стакан, потом другой
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?

3 уч-ся:

Придёшь обедать к 3 часам, –
Ему сказала мать.
Он пробурчал: – я знаю сам,
А сам явился в 5.
Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
– Когда я вас не слушаюсь,
То выгляжу взрослей.

– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким, как Андрюшка?

Дети: Егор, будь человеком!

– Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).

Слайд 1 – Итак, правила вежливости, прочитаем хором.

  • Будь внимательным к людям.
  • Не будь грубым.
  • Не причиняй другому неприятностей и обид.

– Неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?

4 уч-ся:

Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придёте в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:
– У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае – она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.
Говорит она толкаясь: – Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке: – Это детские места.
– Ну, садись, – вздыхает та.
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Вот какая Любочка во всей своей красе.
Случается, что девочки бывают очень грубыми,
Хотя необязательно они зовутся Любами.
– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): Может мне быть таким, как Любочка?

Дети: Егор, будь человеком.

– Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).

Слайд 2: – Прочитаем хором, запомним и будем такими же.

  • Помогай тому, кому трудно.
  • Будь трудолюбивым и отзывчивым.
  • Уважай старших, помогай малышам.
  • Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

– Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека – это значит:

  • быть готовым оказать ему помощь;
  • вежливо разговаривать;
  • сидеть за одной партой в классе;
  • вместе играть на переменах.

– А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.

Игра «Словарь волшебных слов».

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).
  5. Когда вас бранят за шалости, говорите… (прости, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).

Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).

– Прочитаем хором. Слайд 3

  • Будь вежлив на словах и на деле.

– Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким человеком?

Дети: Егор, будь вежливым человеком.

– Скажите, вежливый человек может быть злым?

Дети: Нет.

– Почему? (ответы уч-ся).

Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.

5 уч-ся:

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

6 уч-ся:

Землю обогнули тоненькие нити
Нити параллелей и зелёных рек.
Протяните руку, руку протяните

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки даже тает снег.

Станет добрым и весёлым хмурый человек.
– Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – А может мне быть таким?

Дети: Егор, будь добрым человеком.

Слайд 4:

  • Будь добрым.
  • «Сейте разумное, доброе, вечное…» – сказал когда-то поэт Н.А. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
  • Дари радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В. Шаинского «Улыбка».

Исполняется песня «Улыбка».

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её – доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.

7 уч-ся :

Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей.
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Это так чудесно, если с вами рядом
Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

– Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – настоящий человек.

3. Заключительная часть.

А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да – поднимите зелёную карточку, если нет – красную. Работаем в паре.

Игра «Вежливо-невежливо».

  • Говорить грубые слова.
  • Обижать маленьких.
  • Поиграть с младшей сестрой или братом.
  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь пожилому перейти дорогу.
  • Заплатить за проезд в автобусе.
  • Помыть дома посуду, сходить в магазин.
  • Жаловаться на других.
  • Не уступить место в автобусе взрослому.
  • Сказать «спасибо».

– Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)

– Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? (о простом парне, который во время пожара спас девочку)

Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)

Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)

– Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка Слайд 5.

А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)

Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.

8 уч-ся:

Куда подует ветер, туда и облака.
По руслу протекает послушная река.
Но ты человек, ты сильный и смелый.
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.
Теперь не доверяют как прежде чудесам.
На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

– В удушье городов в наш беспокойный век
Почувствовать дыхание природы
Способен настоящий человек,
Влюблённый в состояние свободы.
Настоящий человек деньгами не богат,
Он в них кумира видеть не умеет.
Сокровища души – его бесценный клад,
Который никогда не оскудеет.
Настоящий человек умеет отдавать
И оттого становится богаче.
Настоящий человек не станет унывать,
Решая в жизни сложные задачи.
Настоящий человек лишь добрые дела творит,
Отвергнув мелочные страсти.
Настоящий человек не может делать зла.
И потому я всем желаю счастья.

– Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. Слайд 6 (небольшая беседа о выборе).

– Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.

Слайд 7:

– Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек».

Классный час «Быть человеком…»
Цель: 1) Выработать у учащихся правильное отношение к нравственным

ценностям человека.

2) Учить задумываться о своем месте в жизни.

3) Развитие ценностно-смыслового ядра личности ребенка.

4) Содействовать формированию у учащихся умений анализировать

свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Оборудование : высказывания выдающихся мыслителей, пословицы.
Называться человеком легко, трудно им быть.

Человек- это то, что он сам из себя сделал.

Без добрых дел нет доброго имени.
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье. (Платон)

Человек, который думает только о себе и ищет выгоды, не может быть счастлив. (Сенека)

В жизни есть одно несомненное счастье – жизнь для других

(Л.Н. Толстой)

Человеком быть трудно, стать человеком-

большая работа.

Э.Межелайтис

(запись на доске)

Слово учителя.

Как вы думаете, что имел в виду поэт Расул Гамзатов, когда писал такие строчки:

Он мудрецом не слыл,

Он храбрецом не слыл,

Но поклонись ему:

Он человеком был.

С древних пор люди задумывались над вопросом: «Что значит быть человеком по отношению к окружающим тебя людям?» Из поколения в поколение передается народная мудрость через пословицы.(Зачитываются пословицы)

Чтение эпиграфа .

Человечество выработало элементарные нормы нравственности, то есть нормы поведения людей, которые проявляются в повседневной жизни человека. Эти нормы считаются общечеловеческими ценностями.

Великие люди во все времена давали другие определения, что значит быть человеком, каким человеком и кто таков человек вообще. Французский писатель В.Гюго писал: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывается, тот, который он себе приписывает, и тот, который есть в действительности».

Как вы понимаете слова В.Гюго? Согласны вы с этим определением? Сколько характеров у вас?

Анализ анкеты.

Готовясь к классному часу, вы ответили на ряд вопросов. (Анализ ответов на первые два вопроса).

1. Есть ли у тебя плохие черты характера? Какие?

2.Какие черты не нравятся тебе в твоих одноклассниках?

3. Хочется ли тебе выделиться среди других? В чем? Как?

4. Какой ты представляешь свою будущую жизнь? Тебе 25. Кто ты? Какой ты?

В вашем возрасте вам часто хочется выделиться среди других. Одни чем-то хвастаются, другие смотрят на всех свысока, третьи кричат громче других, чтобы на них обратили внимание. Не случайно был задан вопрос: «Хочется ли тебе выделиться среди других? В чем? Как?» (Зачитываются ответы).

Показателем нравственности человека являются его дела, отношения к другим людям. Говорят: «Красота спасет мир». Я бы сказала иначе: «Доброта спасет мир». Чтобы делать добро, надо им обладать. Милосердие, доброжелательность, примеры внимания друг к другу- обо всем этом пишут в газетах, говорят по радио. Какие акции милосердия вы можете назвать? (воспитание детей-сирот, благотворительные концерты музыкантов, авария в Чернобыле). А можно ли в повседневной жизни проявлять человеколюбие?

А теперь посмотрим такую сценку.

Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?

Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел.

Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.

Мальчик. Она не человечество, а младшая сестра.

Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!

Есть ли настоящая доброта в этом мальчике?

А какие полезные дела вы сами ежедневно делаете?

Что бы вы сделали для людей, если бы могли все?

Тренинг.

Что вы делали в прошедшее воскресенье? Записи разнести по графам: для себя, для дома, для школы, для товарищей. (Многие действуют для своей пользы, мало делая для других).

Тренинг «Благородный поступок».

Вспомните, приходилось ли вам ради кого-то отказаться от собственного удовольствия? Кто этот человек? Эта была ваша инициатива? Или он просил, требовал? Вы благородный человек?
Игровые ситуации.

Класс разбит на 5групп. Каждая группа анализирует ситуацию.

1.Тебе подарили интересную энциклопедию. Тебе не терпится ее прочитать, но твои сестра и брат хотят тоже прочитать ее. Как ты поступишь?

2.В классе собирают игрушки и книги для детского дома. У тебя есть очень хорошая игра, в которую ты играешь. Но отдать ее очень не хочется. Как ты поступишь?

3.У тебя в кармане вкусная конфета. На перемене ты ее достаешь и разворачиваешь. В это время к тебе подходит одноклассник. Он смотрит на тебя и на конфету. Как ты поступишь?

4.Твой одноклассник просит у тебя дать ему списать задачу, которую он не решил дома. Как ты поступишь?

5.У твоего друга день рождения. Твои родители считают, что можно подарить что-то из твоих игрушек, чтобы не тратить деньги, хотя ты знаешь, о каком подарке мечтает твой друг. Как ты поступишь?

Каждый воспитанный человек проявляет интерес, внимание к проблемам другого человека, сочувствует его переживаниям. Это не просто вежливость, это тоже акт доброты. Но все же нечасто встретишь такого человека среди нас. Нам следует задуматься всем над своим поведением и отношением к ближнему.
Взгляд в будущее.

Каждый мечтает о счастливом будущем и видит себя в нем хорошим человеком. Никто не хочет стать преступником, вором. Какими вы себя видите? (Зачитываются ответы на последний вопрос анкеты).

С годами эти понятия будут у вас меняться, и мы вернемся еще к этим вопросам. Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Такой человек чувствует себя счастливым, а эгоист несчастлив. Когда придут жизненные испытания, он останется один, будет отчаиваться и страдать. Что по этому поводу говорят выдающиеся мыслители. (Подготовленные ученики приводят примеры афоризмов).
Домашнее задание.

Чтение стихов о человеческих ценностях.

Исполнение, слушание песен о дружбе, счастье.
Заключительное слово учителя.
Каждый из нас живет в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно, необходимо следовать простым нормам нравственности.

Психолог Виктор Франкл писал: «Быть человеком – значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит».

Мои пожелания вам:

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неуловимый бег –

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь человек.(Р.Киплинг)
Рефлексия. Закончи предложение : «Сегодня я понял, что …».

Муниципальное учреждение образования

Москаленская средняя общеобразовательная школа №3

Москаленского муниципального района

Омской области

Конкурс методических разработок

Личностно ориентированный классный час
«Быть человеком…»

Выполнила Пастарнак Ирина

Павловна, классный

руководитель 7 класса

р.п. Москаленки - 2010



Статьи по теме