Механизмы волевого поведения. Основные признаки волевого действия. Простые волевые действия

Каковы основные признаки волевого поведения?

Эти признаки можно вывести из данного выше, разностороннего описательного определения воли. Волевым называется такое поведение человека, которое:

  • сознательно контролируется самим человеком;
  • является целенаправленным;
  • связано с принятием решений;
  • соотносится с борьбой равносильных мотивов, которые сами по себе не в состоянии породить однозначно целенаправленное поведение;
  • предполагает приложение внутренних усилий для его осуществления, то есть для преодоления препятствий, возникающих на пути к цели.

Эти пять признаков отличают волевое поведение от безвольного поведения — такого, в управлении которым воля активного участия не принимает.

Наличие любого из указанных признаков является достаточным для того, чтобы соответствующее поведение человека назвать волевым.

Отсутствие всех пяти признаков означает, что мы имеем дело с безвольным поведением. Во всех остальных случаях мы говорим о частичном участии воли в регуляции поведения. Примеров такого поведения, в регуляции которого воля участия не принимает, довольно много. Это все виды поведения, выполняемые, например, на бессознательном уровне. К ним относятся непроизвольные действия и автоматические реакции человека на какие-либо внутренние импульсы или внешние воздействия. Это также поведение человека под влиянием галлюцинаций, в состоянии бреда, под воздействием гипноза, во сне или в полусонном состоянии. Абсолютное большинство случаев, связанных с автоматической психической регуляцией органических процессов, также относится к безвольному поведению.

Вообще для человека характерно сочетание волевого и безвольного поведения. Волевое поведение в деятельности преобладает, когда то, что делает человек в данный момент, имеет для него особенное значение или когда на пути целе­направленной деятельности возникают труднопреодолимые препятствия, которые необходимо понять, осознать, принять разумное решение относительно того, как действовать в сложившейся ситуации.

Когда мы пользуемся понятием «воля», мы с его помощью характеризуем не только поведение человека, но и его самого как личность. Мы, например, говорим: «Этот человек, безусловно, волевой, а тот человек, вероятно, безвольный».

Пользуясь подобного рода высказываниями, мы имеем в виду, что люди могут обладать или не обладать некоторыми особенными качествами личности, которые называются волевыми. Такие качества действительно существуют. Их можно определить как свойства характера человека, в которых проявляется его воля. К этим свойствам относятся, например, упрямство, упорство, целеустремленность, настойчивость, ответственность, обязательность, исполнительность и ряд других личностных свойств . Знакомство с перечнем таких свойств показывает, что человек как личность может быть по-разному оценен с точки зрения уровня развития этих свойств. Например, такие волевые свойства, как упрямство и упорство, характеризуют человека как не очень высоко развитую личность, а целеустремленность и ответственность, напротив, представляют человека как высокоразви­тую личность. Отсюда вытекает, что по мере того, как личность развивается, совершенствуются и ее волевые качества .

Как волевые качества личности формируются и развиваются?

Прежде чем отвечать на данный вопрос, переформулируем его следующим образом: как развивается воля человека в целом и вместе с ней - его отдельные волевые качества? Наблюдения за поведением детей показывают, что первые отчетливые признаки проявления волевого поведения у них можно обнаружить между вторым и третьим годом жизни. Это означает, что именно в этот период у детей уже есть воля и они могут ее демонстрировать. Можно предполагать, что начало формирования воли относится ко времени, когда у ребенка появляются первые настойчивые действия, направленные на преодоление препятствий, подкрепляемые со стороны наблюдающих за детьми взрослых людей. Такое обычно происходит между первым и вторым годами жизни ребенка. Признаком того, что у ребенка начинает развиваться собственная воля и появляется связанное с ней удовольствие в связи с успешным преодолением препятствия, является самостоятельное повторение ребенком действий, оказавшихся не вполне удачными для достижения цели. Такое поведение можно наблюдать у некоторых детей, начиная примерно с 6-8 месяцев. Например, младенец пытается достать какой-либо предмет или игрушку. Это ему не сразу удается, но он настойчиво повторяет соответствующее действие до тех пор, пока оно не приведет к успеху, и после этого испытывает явное удовольствие.

Первые наблюдаемые у детей признаки волевого поведения, относящиеся ко второму-третьему году жизни, и свидетельствуют о том, что у детей сформировались так называемые первичные волевые качества. Речь в данном случае идет, например, о таких качествах, как упорство и упрямство, то есть о качествах, которые характеризуют сравнительно невысокий уровень волевого развития человека. О начале формирования вторичных волевых качеств личности можно, вероятно, говорить лишь с того времени, когда волевое поведение ребенка приобретает разумный и сознательный характер. Обычно это происходит в период жизни от 5 до 6 лет или раньше в преддошкольном возрасте. У многих детей в это время в доступных для них видах деятельности - играх, а также, отчасти, в общении, в учении и труде, начинают проявляться настойчивость, целеустремленность, ответственность, то есть собственно вторичные волевые качества личности. Воля человека активно продолжает развиваться дальше в течение детства. Особенно важным в этом отношении является подростковый период, так как для многих подростков сила воли становится одним из самых ценных качеств личности и почти все дети этого возраста начинают целенаправленно и активно развивать свою волю.

К концу подросткового и к началу юношеского возраста основные волевые качества личности можно считать сформировавшимися. Практически это означает следующее. Во-первых, если к этому возрасту воля человека оказалась развитой, то он может ее самостоятельно проявлять во всех делах, за которые берется. Во-вторых, если воля у человека отсутствует, то с этим недостатком после данного возраста уже трудно бороться. В-третьих, подростки, которые имеют волю, обычно начинают с этого возраста в личностном плане развиваться быстрее подростков, которые выросли безвольными. За пределами юношеского возраста, то есть после 25-30 лет, воля, по-видимому, у человека уже не развивается. Если к данному возрасту человек уже стал волевым, то таким он, скорее всего, и останется, если к этому возрасту он оказался безвольным, то, скорее всего, останется таким в дальнейшем.

Сказанное, однако, не означает, что воля человека после указанного возраста и по мере его психологического развития (оно, несомненно, продолжается) совершенно не изменяется. Те перемены волевого характера, которые могут происходить, а иногда действительно происходят после 25-30 лет, проявляются в том, что волевое поведение человека приобретает все более разумный, сознательный и взвешенный характер. Прежде чем приложить к чему-либо волевые усилия, человек размышляет, взвешивает свои шансы, решает для себя, стоит ли делать то, что требует от него волевых усилий, или не стоит, и, если после долгих размышлений он приходит к выводу, что это делать стоит, лишь тогда начинает проявлять свою волю. Иными словами, воля человека по мере его психологического развития перестает быть слепой, неразумной силой и становится сознательным подспорьем к его разуму.

Сравним два типа механизмов регуляции поведения: эмоциональный и волевой. Эмоции служат важным, но практически мало управляемым при помощи сознания механизмом регуляции моти-вационной деятельности. Функции воли во многом противоположны и заключаются в реализации целей, сознательно поставленных человеком в ходе мыслительной деятельности. Причем целей, достижение которых, как правило, требует преодоления многих желаний и стремлений данного человека. Таким образом, воля осуществляет сознательное регулирование поведения. Причем это регулирование проходит в условиях постоянного баланса между интересами человека (его жизненными целями), с одной стороны, и ограничениями, накладываемыми интеллектуальными прогнозами последствий данной деятельности, так же каки моральными, социальными нормами, с другой стороны.

Другими словами, воля представляет собой инструмент, используемый мотивациями высшего порядка, в процессе интеллектуального планирования и реализации жизненных целей человека (рис. 5.15). Исходя из этого, волевой акт всегда включает в себя борьбу разнонаправленных мотиваций, интеллектуальную оценку этих мотиваций с точки зрения их соответствия моральным и социальным нормам и с точки зрения опасных для жизни последствий реализации этих мотиваций.

В этом алане можно полагать, что волевые сигналы могут, вообще говоря, тормозить поведение, "рекомендованное" положительными эмоциями, например, если это поведение, хотя и приятно для субъекта с точки зрения удовлетворения некоторых мотиваций, противоречит моральным и социальным нормам и ценностям. Типичный пример - борьба человека с так называемыми вредными привычками, список которых, как известно, практически бесконечен - от курения до наркотиков, от алкоголя до различных форм обмана, в том числе так называемой бескорыстной лжи, приукрашивания собственных заслуг, собственных достижений, способностей и т.д.

Волевые акты необходимы также для осуществления поведения, связанного с преодолением отрицательных эмоций в случаях ощущения боли, усталости, реальной опасности для жизни. Интеллектуально сформированные цели требуют от человека действий, неизбежно влекущих отрицательные эмоции, в таких ситуациях, как необходимость перенесения операции или неприятного лечения, необходимость общения с неприятным партнером и т.д. Волевой акт при этом является инструментом мышления, инструментом, позволяющим сознательно преодолеть барьер отрицательных эмоций (рис. 5.22).

Заметим также, что, по крайней мере, потребность в чем-то аналогичных по своим функциям механизмах воли должна появляться у любых социальных, живущих в сообществах животных, другими словами, у любых животных, в поведении которых возникают противоречия между индивидуальными потребностями (например, в пище, положении в социальной иерархии) и такими же потребностями других членов сообщества.

Таким образом, существует неизбежность появления механизма волевого регулирования в процессе эволюционного развития живых организмов. В противном случае (при отсутствии волевого управления) было бы необходимо отказаться как от положительных, так и от отрицательных эмоций, так как у организма отсутствовал бы механизм преодоления этих эмоций. С другой стороны, как мы уже убедились ранее, существование организма без эмоций невозможно, так как при такой организации в условиях отсутствия

сигналов о "вредных" ситуациях организм не сможет избегать таких ситуаций или даже, возможно, будет стремиться попадать в такие "вредные" (в широком смысле этого слова) ситуации.

Что можно сказать о характеристиках процесса волевого управления поведением? Ввиду того что волевые действия личности в основном проходят на сознательном уровне, эти действия вочень сильной степени определяются не только врожденными, но и осознанно развитыми чертами характера человека. В первую очередь к таким характеристикам относится такое свойство, как сила воли, то есть максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достижения поставленной цели. Таким образом, говоря о силе воли, мы имеем ввиду оценку усилий человека по совершению неприятных для него действий - внешних действий, например, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий, например, связанных с преодолением трудных для понимания или просто неинтересных для него лично мест в ходе процесса обучения.

Характером человека определяются и такие качества, как настойчивость, то есть способность к длительным усилиям по преодолению трудностей в процессе достижения цели. При этом следует отметить, что "отличие 01 силы воли настойчивость не обязательно связана с преодолением "запредельных" трудностей, настойчивый человек способен просто длительное время не забывать отслеживать продвижение к цели и делать при этом хотя и небольшие, но необходимые шаги в заранее заданном им самим напраалении.

Другое качество, непосредственно связанное с настойчивостью, - выдержка, то есть умение тормозить, исключать из сферы внимания действия, чувства и мысли, мешаюшие продвижению к данной цели. Ясно, что данная характеристика напрямую связана со способностью к упорядочению мышления, с умением планировать, организовывать и вовремя переключать внимание с одних дел на другие.

Следующая группа волевых качеств еше более тесно связана со свойствами характера. В эту группу входят такие качества воли или свойства характера, как решительность, самообладание, уверенность в себе. Наличие решительности определяет способность человека без колебаний, быстро, уверенно, без бесконечных пересмотров и "топтаний на месте" совершать выбор линии поведения и также четко осуществлять принятые решения. Естественно, что качество решительности приобретает полезное значение только при условии способности человека правильно оценивать ситуацию и, следовательно, правильно формулировать цели и задачи поведения, в противном случае решительные, но неправильные действия становятся намного хуже, чем прояатение нерешительности.

Самообладание и уверенность в себе - качества, определяющие способность человека подчинять свое поведение достижению цели вне зависимости от появления различных отатекаюшихобстоя-тельств, даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.

Сравним два типа механизмов регуляции поведения: эмоциональный и волевой. Эмоции служат важным, но практически мало управляемым с помощью сознания, механизмом регуляции мотивационной деятельности и сферы чувств. Функции воли во многом противоположны и заключаются в реализации целей, сознательно поставленных человеком в ходе мыслительной деятельности. Причем целей, достижение которых, как правило, требует преодоления многих желаний, стремлений и чувств данного человека. Таким образом, воля осуществляет сознательное регулирование поведения. Причем это регулирование проходит в условиях постоянного баланса между интересами человека, его жизненными целями, мотивациями, чувствами, с одной стороны, и ограничениями, накладываемыми интеллектуальными прогнозами последствий данной деятельности, так же как и моральными, социальными нормами, с другой стороны.

Другими словами, воля представляет собой инструмент, используемый мотивациями высшего порядка, в процессе интеллектуального планирования и реализации жизненных целей человека (см. рис. 11.24). Исходя из этого волевой акт всегда включает в себя борьбу разнонаправленных мотиваций, их интеллектуальную оценку с точки зрения соответствия моральным и социальным нормам и опасных для жизни или карьеры последствий реализации.

В этом плане можно полагать, что волевые сигналы могут, вообще говоря, тормозить поведение, «рекомендованное» положительными эмоциями, например, если это поведение, хотя и приятно для субъекта с точки зрения удовлетворения некоторых мотиваций, противоречит моральным и социальным нормам и ценностям. Типичный пример - борьба человека с так называемыми вредными привычками. Список таких привычек, как известно, практически бесконечен - от курения до наркотиков, от алкоголя до различных форм обмана, в том числе так называемой бескорыстной лжи, приукрашивания собственных заслуг, собственных достижений, способностей и т.д.

Волевые акты необходимы также для осуществления поведения, связанного с преодолением отрицательных эмоций в случаях ощущения боли, усталости, реальной опасности для жизни. Интеллектуально сформированные цели требуют от человека действий, неизбежно влекущих отрицательные эмоции, в таких ситуациях, как необходимость перенесения операции или неприятного лечения, необходимость общения с неприятным партнером и т.д. Волевой акт при этом является инструментом мышления, позволяющим сознательно преодолеть барьер отрицательных эмоций (рис. 11.33).

Заметим также, что по крайней мере потребность в механизмах, в чем-то аналогичных по своим функциям механизмам воли должна появляться у любых социальных, живущих в сообществах животных. Другими словами, волевые элементы могут появляться у тех животных, в поведении которых возникают противоречия между индивидуальными потребностями (например, в пище, положении в социальной иерархии) и такими же потребностями других членов сообщества.

Таким образом, существует неизбежность появления механизма волевого регулирования в процессе эволюционного развития живых организмов. В противном случае (при отсутствии волевого управления) было бы необходимо отказаться как от положительных, так и от отрицательных эмоций, так как у организма отсутствовал бы механизм их преодоления. С другой стороны, как мы уже убедились ранее, существование организма без эмоций невозможно. В этом случае в условиях отсутствия сигналов о «вредных» ситуациях организм не сможет их избегать или даже, возможно, будет стремиться попадать в них (в широком смысле этого слова).

Что можно сказать о характеристиках процесса волевого управления поведением (рис. 11.34)? Ввиду того что волевые действия личности в основном проходят на сознательном уровне, они в

Рис. 11.33.

Рис. 11.34.

очень сильной степени определяются не только врожденными, но и осознанно развитыми чертами характера человека. В первую очередь к этим характеристикам относится такое свойство, как сила воли, т.е. максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достижения поставленной цели. Таким образом, говоря о силе воли, мы имеем в виду оценку усилий человека по совершению неприятных для него действий. Например, действий, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий, например, связанных с преодолением трудных для понимания или просто не интересных для него лично мест в ходе процесса обучения.

Характером человека определяются и такие качества, как настойчивость, т.е. способность к длительным усилиям по преодолению трудностей в процессе достижения цели. При этом следует отметить, что в отличие от силы воли настойчивость не обязательно связана с преодолением «запредельных» трудностей. Настойчивый человек способен просто длительное время не забывать отслеживать продвижение к цели и делать при этом хотя и небольшие, но необходимые шаги в заранее заданном им самим направлении.

Другое качество, непосредственно связанное с настойчивостью, - выдержка, т.е. умение тормозить, исключать из сферы внимания действия, чувства и мысли, мешающие продвижению к данной цели. Ясно, что данная характеристика напрямую связана со способностью к упорядочению мышления, с умением планировать, организовывать и вовремя переключать внимание с одних дел на другие.

Следующая группа волевых качеств еще более тесно связана со свойствами характера. В нее входят такие качества воли или свойства характера, как решительность, самообладание, уверенность в себе. Наличие решительности определяет способность человека без колебаний, быстро, уверенно, без бесконечных пересмотров и «топтаний на месте» совершать выбор линии поведения и также четко осуществлять принятые решения. Естественно, что качество решительности приобретает полезное значение только при условии способности человека правильно оценивать ситуацию и, следовательно, правильно формулировать цели и задачи поведения, в противном случае решительные, но неправильные действия становятся намного хуже, чем проявление нерешительности.

Самообладание и уверенность в себе - качества, определяющие способность человека подчинять свое поведение достижению цели вне зависимости от появления различных отвлекающих обстоятельств даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.

В виде иллюстрации к сказанному приведем строки из программного стихотворения Г. Гейне «Доктрина»:

Стучи в барабан и не бойся,

Целуй маркитантку под стук;

Вся мудрость житейская в этом,

Весь смысл глубочайших наук.

Буди барабаном уснувших,

Тревогу без устали бей;

Вперед и вперед продвигайся -

В том смысл премудрости всей.

И Гегель и тайны науки -

Все в этой доктрине одной;

Я понял ее потому что Я сам барабанщик лихой!

(перевод А. Толстого)

Волевое поведение - это поведение, переходное от действия по необходимости к действию по новому сформированному мотиву, адекватному заданному действию. Фактически волевое поведение - это выражение на поведенческом уровне направленности личности. Намеренно огрубляя формулировку определения волевого поведения, можно представить его как произвольное поведение, направленное на удовлетворение наиболее личностно значимых желаний (устойчиво доминирующих в мотивационной иерархии человека). Искусственно связывая в сознании и воображении начало или окончание действия с ходом параллельных, не зависящих от него событий, человек как бы создает дополнительное побуждение к действию. Свобода как возможность поиска и выбора является свойством воли, ее природой, без свободы нельзя говорить о регулировании поведения. В возможности выбора того или иного решения, возможности направить свое поведение в том или ином направлении практически осуществляется, проявляется господство человека над собой. Волевое поведение, как и любая целенаправленная деятельность, использует внутренний интеллектуальный план (ВИП) , но не всякая целенаправленная деятельность является волевым поведением. О волевом поведении говорится, когда у человека есть внутренний стержень, если человек помнит свои планы и у него хватает сил сохранять направленность своей деятельности, несмотря на трудности, помехи, отвлечения. Если в борьбе мотивов (борьбе разнонаправленных мотивационных тенденций) верх берут непосредственные побуждения (в том числе и нравственного порядка), это не волевое поведение. Побеждает сознательно поставленная цель - значит, данное поведение является волевым. Волевое поведение может быть как нравственным, так и безнравственным. Все зависит от конкретного желания , побуждающего волевое поведение. Желание, побуждающее поведение, может быть названо мотивом поведения. Часто на человека одновременно воздействуют два разных мотива. То есть у человека есть два желания, которые не совпадают. Волевая регуляция не нужна там, где имеется актуально переживаемая потребность, обеспечивающая побуждение к действию, где действие имеет для человека определенный положительный смысл. Необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию, которое, тем не менее, должно быть осуществлено. Наиболее важными волевыми свойствами являются - целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость и др.

Целеустремленность понимается как способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.

Настойчивость - способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.

Решительность - умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.

Инициативность - способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.

Основным механизмом волевого поведения является "изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию". Волевая регуляция в ее развитых формах - это подключение непосредственно не значимого, но обязательного для исполнения действия к смысловой сфере личности, превращение заданного действия в личное, соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями. Этим объясняется зафиксированный в психологии факт взаимосвязи мотивационно-смысловой сферы человека с его волевым поведением. Чем более нравственно воспитан человек, тем легче осуществляется им волевое действие.

В психологической литературе описаны примеры волевого поведения, в которых содержится описание способов произвольного изменения побуждения через изменение смысла действия. Изменения смысла действия можно достичь:

Во-первых, через переоценку значимости мотива, при обесценивании предмета потребности;

Во-вторых, через изменение роли и позиции человека в общности (отстающим школьникам поручали опекать ребят младших классов и помогать им в учебе; изменение позиции привело к тому, что учеба для отстающих школьников получила новый смысл и они стали более настойчивы в своей учебной работе);

В-третьих, через предвидение и эмоциональное переживание результатов своих действий;

В-четвертых, через обращение к символам, ритуалам для укрепления действия (вынос знамени во время боя относится к такого рода способу волевой регуляции);

В-пятых, через соединение заданного действия с другими, более высокими мотивами (долга, чести, ответственности и т.п.);

В-шестых, через воображение ситуации с новым мотивом (например, представляя, что заданное действие выполняется в условиях соревнования) и ряд других способов.

Оценивая человека по критерию "волевой-слабовольный " в соответствии с описанным механизмом волевым следует считать человека, способного создавать дополнительное побуждение к действию путем изменения смысла этого действия. Волевым также надо признать человека с глубокими прочными убеждениями, с целостным мировоззрением, с богатой смысловой сферой.

Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] Еникеев Марат Исхакович

§ 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения

§ 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения

Воля - сознательная, социально сформированная детерминация поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для нее целей. Воля - социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений.

Воля является социально сформированным психорегуляционным фактором. В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определенного поведения. Все волевые действия - действия сознательные. В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы других его психорегуляционных качеств.

Важнейшее проявление воли - способность индивида к волевым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля как сознательная регуляция жизнедеятельности имеет специфический энергетический источник - чувство социально ответственного поведения.

Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий.

Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Иногда степень волевого усилия не соответствует объективной трудности. Так, стеснительный человек затрачивает много сил при выступлении на собрании, тогда как у другого это не связано с большим напряжением.

Способность к волевому усилию зависит в некоторой мере от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов.

Но в основном эта способность зависит от сформированности у человека навыка подчинения своего поведения объективной необходимости.

Социализированная личность предвидит и эмоционально переживает оценку своего возможного поведения. Это влияет на самодетерминацию ее поведения. Недостаточная развитость предвосхищающей и оценочной деятельности индивида - один из факторов его дезадаптивного (не приспособленного к среде) поведения.

Волевая активность субъекта, приводящая к социально значимым результатам, называется деянием. Человек отвечает за свои деяния, даже за те, которые выходят за пределы его намерений. (Отсюда в юриспруденции существуют две формы вины - в форме умысла и неосторожности.)

Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел во что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответственности - таков путь формирования и укрепления воли.

Волевая регуляция деятельности представляет собой определенную динамику психических состояний. Так, устойчивое состояние инициативности может сочетаться с менее устойчивым состоянием настойчивости.

Все волевые состояния связаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.

Итак, поведение человека не определяется инстинктивными импульсами, а опосредствуется сознанием личности, ее ценностно-смысловой направленностью. Воля - сознательная концентрация психической активности личности на достижении результата, осмысленного индивидом в категориях необходимости и возможности.

Воля формируется в социальной практике, трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми, в условиях систематического социального контроля над социально значимым поведением личности.

Формирование воли - это переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности.

Физиологические механизмы волевой регуляции не локализованы в каких-либо отдельных структурах мозга. Они представляют собой сложные функциональные системы. Нейрофизиологической основой воли является системная работа всего мозга, но центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий. Акцепторы действия человека функционируют в его понятийной сфере.

В составе мозга человека можно выделить три основных функциональных блока, совместная работа которых лежит в основе сознательной деятельности:

Блок, регулирующий тонус мозга, его бодрствующее состояние (ретикулярная формация и другие подкорковые образования);

Блок получения, переработки и хранения информации;

Блок программирования, регулирования и контроля психической деятельности (лобные доли коры).

Лобные доли коры осуществляют функции синтеза внешних раздражителей, подготавливают действие, формируют его программу, контролируют процесс ее реализации и оценивают итоговый результат.

Как показывают клинические данные, поражение лобных долей мозга вызывает патологическое безволие - абулию.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Волевая подготовка. Воля (сила воли)- сознательные усилия, направленные на преодоление препятствий на пути к определенной цели. В главе 1 уже были приведены доказательства того, что в твоей подготовке воля должна занимать главенствующее место.Воля всегда проявляется в

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Теория социального научения автора Бандура Альберт

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

20. Социальная регуляция поведения личности Под социальным регулированием поведения личности понимают приведение в согласие норм социального поведения личности с нормами общества, в котором эта личность существует. К функциям социальной регуляции относятся:

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

61. ПОНЯТИЕ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это качество сознания и деятельности возникло с появлением общества, труда. Воля

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

2.3. Воля - это волевая регуляция или произвольное управление? Трудно сказать по какой причине, но в психологии утвердилось понятие «психическая регуляция», а не «психическое управление». Поэтому, очевидно, применительно к воле в большинстве случаев психологи говорят о

Из книги Как воспитать волю и характер автора Рувинский Леонид Изотович

Глава 6. Волевая регуляция и волевое усилие (самомобилизация) 6.1. Что такое «волевой человек» В представлении большинства людей волевым является человек, умеющий (или обладающий способностью) преодолевать возникающие на пути достижения цели трудности, или же смелый,

Из книги Активное сознание автора Бахтияров Олег

6.2. Волевая регуляция и сила воли Как уже говорилось, волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т. е. служит механизмом

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Понятие воли Процесс самовоспитания тесно связан с волей. Достаточный уровень развития воли - необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств

Из книги автора

Глава 3. Волевая медитация 3.1 Техника выполненияВолевая медитация (ВМ) является ключевой техникой в психонетической работе. Ее назначение - достижение трех взаимосвязанных позиций. Это:- интенсивное переживание реальности своего «Я»;- разотождествление «Я» с любыми

Из книги автора

Глава 10. Рефлексивно-волевая инстанция 10.1. Понятие рефлексивно-волевой инстанцииДКВ-техники выводят нас на рубежи чистого сознания. Для многих людей это и является главной задачей, на чем дальнейшее движение заканчивается. Остается лишь усиливать проблески полученных

Из книги автора

Психическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Психический процесс импульсивной регуляции поведения, в основе которого лежит чувственное отражение значимости

Из книги автора

Из книги автора

Психическая регуляция поведения и деятельности Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные



Статьи по теме