Рабочее и вспомогательное оборудование. Раличное рабочее оборудование трактора Трубопроводы и арматура

Главная

Рабочее оборудование тракторов

В качестве основных рабочих средств являются: гидравлическая система, механизм навески, вал отбора мощности и прицепное устройство.

Гидравлическая навесная система предназначенная для соединения навесных сельскохозяйственных машин и орудий с трактором, перевода их из рабочего положения в транспортное и обратно. Она состоит из гидравлической системы и механизма навески.

Гидравлическая система предназначена для обеспечения подъема и опускания навешиваемых на трактор машин и орудий. Гидросистема состоит из масляного насоса, распределителя, масляного бака с фильтром, основного и выносных цилиндров, трубопроводов с арматурой (соединительные и разрывные муфты, запорные клапаны). Рабочей жидкостью для гидросистемы служит моторное, дизельное или трансмиссионное масло.

Масляный насос шестеренчатого типа состоит из корпуса с крышкой, ведущей и ведомой шестерни, втулок и уплотнений. Всасывающая полость насоса соединена с масляным баком, а нагнетательная полость - с распределителем.

Действует насос следующим образом. При вращении шестерен их зубья вращаются противоположные стороны и, захватывая жидкость из полости всасывания, подают ее в полость нагнетания.

На тракторах устанавливают насосы марок НШ-10, НШ-32, НШ-46. Буквы НШ означают «насос шестеренчатый», а цифры - теоретическую подачу жидкости в куб.см на один оборот вала привода насоса.

Распределитель предназначен для управления работой основного и вспомогательного цилиндров. Он состоит из секций, количество которых соответствует числу цилиндров. Так, например, на тракторе типа Т-25А и самоходном шасси Т-16М ставят двухсекционные распределители, а на всех остальных тракторах - трехсекционные с раздельным и независимым управлением гидроцилиндрами.

Секции распределителя объединены в общем корпусе. В расточенных отверстиях корпуса размещены золотники, перепускной и предохранительный клапаны. Вверху шарнирно укреплены рукоятки управления золотниками.

Масло от насоса под давлением подводится по трубопроводу к нагнетательной полости >распределителя. От распределителя масло по трубопроводам может поступать вз верхнюю и нижнюю полости цилиндра. Каждый из цилиндров соединен с каналом двумя трубопроводами распределителя попарно. Перепускной клапан закрывает отверстие, сообщающее нагнетательную полостьсо сливной полостью. При чрезмерном повышении давления в системе предохранительный клапан срабатывает и сбрасывает масло через сливную полостьв бак.

Рассмотрим схему действия распределителя при различных режимах работы гидравлической навесной системы. Распределитель обеспечивает четыре режима работы - положения «подъем», «нейтральное», «опускание», «плавающее». Каждому из этих режимов соответствует определенное положение (позиция) рукоятки, а следовательно, и золотника.

Если поставить рукоятку распределителя в положение «подъем», золотник открывает доступ масла из нагнетательной полости в канал, который соединен трубопроводом с нижней полостью силового цилиндра.

Поршень силового цилиндра со штоком перемещается в направлении, соответствующем подъему орудия. Из противоположной полости цилиндра масло вытесняется поршнем по трубопроводу в другой каналраспределителя и далее через сливную полость - в бак. После того, как поршень упрется в переднюю крышку силового цилиндра и давление жидкости начнет повышаться, устройство автоматически передвинет рукоятку в положение «нейтральное». При этом жидкость начнет перекачиваться насосом под небольшим давлением из бака в бак, а обе полости силового цилиндра будут заперты, удерживая поршень со штоком в неподвижном положении.

Аналогичное действие произойдет, если рукоятку поставить в положение «опускание». В этом случае золотник открывает доступ масла из нагнетательной полостив другой канал, который соединен трубопроводом с верхней полостью силового цилиндра. Поршень силового цилиндра через шток действует на навесное устройство и принудительно опускает орудие. Одновременно масло из нижней полости силового цилиндра вытесняется по другому каналу распределителя и далее через сливную полость - в бак. По окончании хода поршня рукоятка также автоматически встанет в положение «нейтральное». При установке рукоятки в положение «плавающее» золотник направляет масло, подаваемое насосом, обратно в бак и одновременно соединяет между собой обе полости силового цилиндра, что дает возможность поршню свободно перемещаться в цилиндре - "плавать".

Силовые цилиндры разделяют на основные и выносные. Все цилиндры по устройству аналогичны и различаются лишь размерами и грузоподъемностью. Цилиндр состоит из корпуса, штока с поршнем, крышек, уплотнений и клапана. Масло из распределителя поступает в полость цилиндра слева или справа от поршня. Под действием давления масла, поступающего из распределителя, поршень со штоком перемещается в ту или другую сторону. Величину перемещения штока с поршнем регулируют положением упора, закрепляемого на штоке, который воздействует на стержень клапана цилиндра и прекращает воздействие масла на поршень.

Масляный бак с фильтром служит резервуаром для масла, поступающего в гидросистему.

В верхней части бака расположена заливная горловина с сетчатым фильтром, поступая от распределителя, просачивается через фильтр и сливается в бак. При засорении фильтра срабатывает имеющийся в нем предохранительный клапан, но сливается в бак, минуя фильтр. Уровень масла в баке определяют при помощи масломерной линейки.

Соединительные маслопроводы и арматура служат для соединения агрегатов гидросистемы. Маслопроводы могут быть стальными или резиновыми. Между собой маслопроводы соединяют при помощи соединительных муфт. Два шариковых клапана в корпусе соединительной муфты свободно пропускают масло при затяжке муфты и не пропускают его при ослаблении или разъединении.

Маслопроводы, присоединяемые к выносным цилиндрам, укрепленным на прицепных машинах или орудиях, которые могут вследствие каких-либо причин отцепиться от тракторов, соединяются разрывными муфтами с шариковым замком. Последние при отцепке машины автоматически срабатывают и препятствуют вытеканию масла из шлангов.

Механизм навески предназначен для соединения трактора с навесными и полунавесными сельскохозяйственными машинами и орудиями. Конструкция навесного устройства представляет собой следующую схему. На поворотный вал надеты рычаг, соединенный со штоком силового цилиндра, и два поворотных рычага, которые связаны регулируемыми раскосами тягами с нижними продольными тягами. Концы тяг с осью и с рамой навесной машины. К корпусу заднего моста - трактора шарнирно прикреплена регулируемая по длине центральная тяга.

Различают трехточечную и двухточечную схему навесного устройства.

Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с трактором сельскохозяйственных машин и орудий.

По месту расположения на тракторе различают ВОМ задние, боковые и передние. Наибольшее распространение получили задние ВОМ. Ими оборудованы все тракторы, за исключением самоходного шасси Т-16М. Универсальные колесные тракторы, кроме заднего, имеют боковые ВОМ.

По типу привода различают ВОМ с зависимым, независимым, полунезависимым, синхронным и несинхронным приводами.

Зависимый привод ВОМ передает вращение на рабочие органы машины только при включенной главной муфте сцепления и отключается вместе с нею.

Такого типа вал обычно имеет привод от валакоробки передач. Включают вал рычагом, воздействующим на кулачковую муфту или передвижную шестерню редуктора.

Невисимый привод непосредственно связан с коленчатым валом двигателя и позволяет приводить в действие механизмы сельскохозяйственных машин или орудий как во время движения трактора, так и при его остановке. Он связан с коленчтым валом двигателя через промежуточный вал и муфту сцепления или планетарный механизм. Муфту сцепления ВОМ располагают либо совместно с главной муфтой сцепления на маховике двигателя, либо непосредственно у хвостовика вала.

Полунезависимый привод ВОМ, в отличие от независимого, не допускает включения и выключения на ходу тракторов, но может работать при остановленном тракторе. Чтобы выключить полунезависимый привод ВОМ, необходимо предварительно выключить главную муфту сцепления.

У синхронного привода ВОМ частота вращения зависит от поступательной скорости трактора.

Несинхронный привод ВОМ обеспечивает постоянную частоту вращения, не зависящую от скоростного режима трактора.

Приводной шкив предназначен для привода от тракторного двигателя через ременную передачу различных стационарных сельскохозяйственных машин. Он может устанавливаться только на колесных универсально-пропашных тракторах. Шкив обычно размещается сбоку или сзади трактора, но в любом случае он включается в трансмиссию после муфт сцепления.

Приводной шкив состоит из двух валов с коническими шестернямями. Валы установлены в подшипниках в корпусе. Для регулирования зацепления конических шестерен служат регулировочные прокладки.

Шкив тракторов типа МТЗ, например, может быть установлен на крышке редуктора заднего вала отбора мощности и от него приводится во вращение.

Включают и выключают шкив рычагом управления заднего ВОМ.

Прицепное устройство предназначено для буксировки различных сельскохозяйственных машин и орудий. Оно состоит из прицепной скобы, закрепленной в кронштейнах остова трактора, и прицепной серьги, присоединенной к скобе штырем. Изменять положение прицепной серьги трактора позволяют отверстия на скобе. Обычно на тракторах, снабженных навесным устройством, прицепную скобу с серьгой укрепляют на концах продольных тяг навесного устройства, а высоту точки прицепа регулируют с помощью гидравлической навесной системы трактора.

У тракторов типа МТЗ жесткое прицепное устройство собрано с механизмом задней навески гидравлической системы.

Приработе трактора с одноосными тележками применяют гидрофицированные прицепные крюк и скобу-защелку, работающие от механизма навески.

Гидрофицированный крюк позволяет трактористу, не выходя из кабины, зацеплять полуприцеп и другие агрегатируемые машины. Для этого он опускает крюк в нижнее положение и, подъехав к полуприцепу, заводит крюк под петлю дышла полуприцепа. Затем, включив механизм навески на подъем, заводит крюк в петлю, при этом скоба-защелка под действием пружины запирает зев крюка.

Вспомогательное оборудование. К вспомогательному оборудованию тракторов относят кабины, сиденья, устройства для обогрева, вентиляции и увлажнения воздуха в кабине и облицовку.

Так как трактор эксплуатируется круглый год и в тяжелых условиях, то на большинстве современных тракторов устанавливают закрытые, хорошо вентилируемые и герметизированные кабины.

Кабину устанавливают в виде самостоятельной сборочной единицы. Для уменьшения вибрации от остова трактора ее устанавливают чаще всего на четырех опорах-амортизаторах. Переднюю панель, пол и крышку кабины покрывают шумоизоляционной мастикой слоем в 2-3 мм. Поверх мастики приклеен шумоизоляционный картон, а на передней стенке - два слоя асботкани. С внутренней стороны крышки устроен экран из водонепроницаемого картона.

В кабине размешают мягкое сиденье тракториста, регулируемое, с подвеской параллелограммного типа, снабженное гидравлическим амортизатором. Кроме того, сиденье подрессорено пружиной, жесткость которой можно изменять в зависимости от массы тракториста. Сиденье можно также регулировать по высоте в пределах +/- 40 мм. Для обогрева воздуха кабины используют атмосферный воздух, нагретый при прохождении его через специальный радиатор. В кабинах тракторов устанавливается комбинированная вентиляция: естественная - через передние (боковые) окна и опускающиеся стекла дверей и принудительная - от специального вентилятора-пылеотделителя. Вентилятор обычно устанавливают в верхней части кабины или, чаще всего, на его крыше.

На некоторых тракторах устанавливают воздухоохладители испарительного типа. Воздухоохладитель состоит из вентилятора, установленного на крыше кабины трактора, фильтра тонкой очистки и каплеуловителя, установленного внутри воздухоотвода.

Под сиденьем тракториста устанавливается бак для воды и насос для подачи к соплу-распылителю.

На пульте управления перед сиденьем тракториста располагают все органы управления трактором и контрольные приборы для проверки работы его механизмов.

Для защиты механизмов от загрязнений, безопасности работы и придания обтекаемой внешней формы на тракторе, кроме кабины, крепят облицовку, закрывающую двигатель и ходовые органы.

На рисунке - схема раздельно-агрегатной гидравлической навесной системы: 1 - масляный бак; 2 - масляный фильтр; 3 - масляный насос; 4 - распределитель; 5 - основной цилиндр; 6 - механизм навески.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

МИНИСТЕРСТВО С/Х АЗЕРБАЙДЖАНА

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКСПЛУАТАЦИЯ С/Х МАШИН И НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

ОСНОВЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

/для агроэкономического факультета/

ЛЕКТОР: к.т.н., стр. преп. ИСАЕВ АЙДЫН ЮНИС о.

ЛЕКЦИЯ 2

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ РАБОЧИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ

П Л А Н:

1. Назначение устройство и тип ходовой части тракторов и автомобилей.

2. Общие сведения: подвески, колесные и гусеницные движители.

3. Рабочие и вспомогательные оборудование тракторов и автомобилей.

4. Устройсетвя для улучщения микроклимата в кабинах и других

Условиях труда водителя.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. С.А.Иофинов., Г.П.Лышко «Эксплуатация машинно –тракторного

2. Л.М.Пильщинав. «Практикум по эксплуатации машинно –тракторного

1. Назначение устройство и тип ходовой части тракторов и авто-

мобилей.

Ходовая часть передает на опорную поверхность массу трактора (авто-мобиля) и приводит трактор в движение. Она состоит из несущей системы, движителя и подвески.

Н е с у щ а я с и с т е м а является остовом трактора (автомобиля), где крепятся все агрегаты и который воспринимает действующие на трактор усилия.

Д ви ж и т ел ь переносит подведенную от двигателя через трансмиссию мощность на остов и сообщает трактору (автомобилю) поступательное движе-ние.

П о д в е с к а соединяет несущую систему с движителем и обеспечивает плавность хода трактора (автомобиля).

Проходимость –одно из основных качеств, определяющих возможность эффективного использования трактора (автомобиля). Под проходимостью авто-мобиля понимают его способность двигаться с грузом и без груза по дорогам с различным покрытием и вне них.

Проходимость трактораопределяет его способность выполнять технологи-ческие процессы в различных природных и почвенно-климатических условиях и зависит от многих конструктивных особенностей механизмов.

К показателям, характеризующим проходимость и зависящим от устройс-тва ходовой части, относятся тягово- сцепные качества, удельное давление колес (гусениц) на почву, защитные зона при движении трактора в меж-дурядьях пропашных культур, колея и просвет.

У д е л ь н о е д а в л е н и е на грунт колесных машин зависит от типа шин и давления воздуха в них, нагрузки на колеса, степени погружения колес в почву. Удельное давление гусеничного движителя на грунт зависит от его устройства и основных размеров –типа подвески, длины опорной поверхности и ширины гусениц, диаметра опорных катков и расстояния между ними, шага звена гусеницы, положения центра давления.

При движении машины возникают колебания под действием внешних и внутренних возмущающих сил. Первые создаются неровностямипути, вторые – неуравновешенностью и неравномерностью вращения деталей и механизмов, а также некоторыми другими факторами, обусловленными конструкцией маши-ны. Интенсивность колебаний зависит также от квалификации водителя.

Способность автомобиля (трактора) к поглощению колебаний и вибраций характеризуется плавностью хода. Плавность хода влияет на физическое состояние и здоровые человека, безопасность движения, со хранность пере-возимых грузов, качество сельскохозяйственных работ, производительность и долговечность машин.

Оценить плавность хода одним показателем не представляется возмож-ным- для этого пользуются несколькими измерителями.

П е р и о д к о л е б а н и я Т (с) – время, в течение которого совершается полное колебательное движение.

Ч а с т о т а к о л е б а н и я п (Гц) –число колебаний в секунду –величина, обратная периоду колебаний Т.

А м п л и т у д а к о л е б а н и й Z marc (м) – наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия.

С к о р о с т ь к о л е б а н и й. υ к (м/с).

У с к о р е н и е к о л е б а н и й, за единицу которого принимается ускорение свободного падения g (9,81 м/с 2).

Повышение плавности хода автомобиля достигается применением не-зависимых подвесок, установкой амортизаторов, заменой пластинчатых рессор более совершенными упругими элементами, использованием пневматических шин с меньшей радиальной жесткостью и др.

2. Общие сведения: подвески, колесные и гусеницные движители.

Подвеской называется система устройств для упругой связи несущей системы с мостами или колесами автомобиля (трактора) или с гусеничным движителем. Автомобильные подвески регулируют положение кузова во время движения автомобиля.

Подвеска состоит из направляющего устройства, упругого элемента, гасящего устройства и амортизатора.

Н а п р а в л я ю щ е е у с т р о й с т в о определяет характер перемещения колес (гусеничных движителей) относительно несущей системы автомобиля (трак-тора).

У р у г и й э л е м е н т п о д в е с к и уменьшает динамические нагрузки, действующие на автомобиль (трактор).

Г а с я щ е е у с т р о й с т в о обеспечивает необходимое затухание коле-баний кузова (несущей системы) и колес (движителей) автомобиля (трактора).

А м о р т и з а т о р ы служат для ускорения затухания колебаний кузова автомобиля.

Подвеска, направляющее устройство которой имеет (или содержит) ры-чажный или телескопический механизм, называется соответственно рычажной или телескопической.

По типу направляющих устройств подвески гусеничных тракторов под-разделяются на жесткие, полужесткие и упругие (эластичные).

Автомобили (тракторы) различаются по числу колес, а тракторы, кроме того, по размерам передних и задних колес. Общее число колес тракторов –четыре, реже –три. Отдельные специализированные модели (например, болотоходные) выполняются шестиколесными. Автомобили имеют четыре или шесть колес.

В зависимости от выполняемых функций колеса подразделяются на ведув-щие, ведомые и управляемые.

В е д у щ и е к о л е с а передают усилия и моменты, действующие между мостами и опорной поверхностью, и подводимый от двигателя крутящий момент.

В е д о м ы е к о л е с а передают усилия и моменты, действующие между мостами и опорной поверхностью.

У п р а в л я е м ы е к о л е с а изменяют направление движения трактора (автомобиля)с помощью рулевого управления.

Масса гусеничного трактора через движитель распределяется по зна-чительно большей опорной поверхности, нежели у колесного трактора. Этим обеспечиваются лучшее сцепление с почвой, меньшее буксование, стабильные тяговые качества, возможность развивать более высокие тяговые показатели в сравнении с колесными машинами. Благодаря малым удельным давлениям на грунт гусеничные тракторы обладают повышенной проходимостью по слабым и влажным грунтам.

К недостаткам гусеничного движителя в сравнении с колесным относятся: высокая стоимость, повышенная металлоемкость, сложность конструкции и больщие затраты времени на техническое обслуживание.

К конструкции ходовой части гусеничного трактора предъявляются сле-дующие основные требования: эластичность подвески, обеспечивающая плав-ное движение трактора; надежное сцепление движителя с почвой при на-именьших сопротивлениях качению и повороту; хорошая самоочищаемость гусениц от грязи (отсутствие залипания); высокая долговечность гусениц, опорных катков, ведущих колес и других элементов; удобство эксплуатации, регулировок и замены звеньев, возможно меньший шум при движении.

Требования к плавности хода и меньшему шуму приобретают особое значение для тракторов, работающих на повышенных рабочих скоростях.

3. Рабочие и вспомогательные оборудование тракторов и автомоби-

К рабочему оборудованию трактора относятся гидравлическая навесная система, прицепные устройства и крюки, валы отбора мощности и приводной шкив.

Для соединения навесной машины с трактором и управления ее работой служит навесная система.

Трактор, навесная система и машина вместе образуют навесной агрегат.

Навесные агрегаты обладают весьма существенными преимуществами перед прицепными: хорошая маневренность, более высокая производитель-ность, меньший расход топлива на единицу выполненной работы, относительно малая металлоемкость навесных машин; кроме того, на некоторых видах работ исключается необходимость во вспомогательных рабочих.

Возможны разные варианты размещения навесных машин и соответствен-но их навески в тракторном агрегате: задняя, передняя, фронтальная, боковая, эшелонированная, шеренговая, комбинированная. В комбинированных агрега-тах, когда одновременно совмещается несколько технологических операций (скажем, культивация, посев и подкормка минеральными удобрениями), применяют совместно два варианта навески, например фронтальную и заднюю.

Навесная система состоит из двух основных частей: навесного устройства и гидравлической системы.

Навесное устройство служит для присоединения к трактору навесных сельскохозяйственных машин и представляет собой рычажную систему, раз-мещенную позади трактора.

Основное назначение гидравлической навесной системы –управление навесными машинами (их подъем и опускание, фиксация в определенном положении, регулирование глубины обработки почвы и др.

Прицепное устройство служит для буксировки прицепных машин и располагается сзади трактора; оно позволяет регулировать точку прицепа в горизонтальной плоскости, а у большинства тракторов и по высоте.

Приводные шкивы устанавливают на колесные универсально- пропашные тракторы. Шкив используется для привода от тракторного двигателя через ременную передачу различных стационарных машин.

Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для привода рабочих органов агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин.

По месту расположения на тракторе ВОМ могут быть задними, боковыми и передними. Наиболее распространены задние ВОМ – их имеют все тракторы, за исключением самоходного шасси Т-16М.

4. Устройсетвя для улучщения микроклимата в кабинах и других ус -

ловиях труда водителя.

Тракторы и грузовые автомобили оборудуются герметизированными ка-бинами. Кабины должны быть просторными, удобными, облицованными изнутри теплошумоизолирующими материалами, иметь амортизаторы, пог-лощающие вибрацию, обеспечивать хорошую обзорность. Кабины остекляют безосколочными материалами, оборудуют солнце-защитным козырьком, регулируемым зеркалом заднего вида, аптечкой первой помощи, термосом для питьевой воды, огнетушителем. Лобовуое и заднее стекла снабжают устрой-ствами, предупреждающими их обледенение и запотевание. Для очистки лобового и заднего стекол предусматриваются стеклоочистители.

В кабине тракторов установливают подрессоренные сиденья, которые гасят низкочастотные колебания, вредные для организма человека.

Вентиляция кабины естественная (через открывающиеся передние стекла и опускающиеся стекла дверей) или принудительная. Для принудительной приточной вентиляции кабины служит вентилятор-пылеотделитель.

Раличное рабочее оборудование трактора


Как известно, современный трактор - это универсальная мобильная (подвижная) машина, которая может обеспечить выполнение самых разнообразных работ. Например, тракторы МТЗ-80, МТЗ-82 могут агрегатироваться с 273 различными машинами - орудиями. Помимо работ с сельскохозяйственными машинами, тракторы можно использовать и на других работах: собирание камней с поверхности поля и погрузка их в прицепы; загрузка самолетов и вертолетов удобрениями, гербицидами и т. п.; разрезка слежавшихся скирд соломы и сена и др. А в аварийный случаях тракторы могут выполнять роль подвижной электростанции небольшой мощности, ваку-ум-насоса, необходимого для дойки коров, пожарного насоса и т. д.

Тракторист, сидящий в кабине современного трактора, может не только управлять его движением по нужной траектории, но и воздействовать на рабочие органы машины (орудия), присоединенной к трактору, переводить ее в рабочее или транспортное положение, включать в работу и останавливать.

Для выполнения этих действий на трактор устанавливают рабочее оборудование: гидронавесную систему (рис. 114, а), позволяющую навешивать на трактор сзади машину или орудие 7 при помощи механизма навески 6, а спереди - навески. В некоторых случаях можно одновременно навешивать машины как сзади, так и спереди. Гидросистема дает возможность управлять рабочими органами навешенных или прицепленных к трактору машин. Прицепные приспособления (см. рис. 114, г) служат для соединения трактора с прицепом или прицепными машинами. Приводные шкивы 8, размещаемые сбоку трактора или сзади (см. рис. 114, б, в), предназначены для передачи крутящего момента двигателя трактора на стационарную машину.

Рис. 114. Рабочее оборудование трактора:
а - гидронавесная система; б - приводные шкивы; в-валы отбора мощности; г-прицепные устройства; 1, 6 - механизмы навески; 2, 5-силовые цилиндры; 3 - насос; 4 - распределитель; 7 - навешенное орудие; 8 - боковой шкив; 9 - задний шкив; 10- боковой ВОМ; 11-задний BOM .

Кроме устройств, приведенных на рисунке 114, на тракторе можно устанавливать догружатели ведущих колес, уменьшающие их буксование, гидравлическую систему отбора мощности и др.

В качестве рабочей жидкости в гидросистеме трактора используют минеральные масла (моторные МГ-8 или МГ-10), трансмиссионные (АКп-10) или индустриальные 20 (веретенное 3). Тип масла, применяемого для данного трактора, обычно указывается в заводской инструкции.

Устройство отдельных частей гидросистемы. Бак снабжен заливным отверстием, закрываемым крышкой с сапуном (рис. 115), уровнемерной линейкой, спускной пробкой и фильтром для систематической очистки рабочей жидкости от примесей.

Рис. 115. Масляный бак:
1 - фильтр; 2-индикатор; 3- сапун; 4 - уровнемерная линейка; 5 - фильтрующий элемент; 6 - перепускной клапан; 7 - спускная пробка; 8 - дроссель; I - фильтр чистый; II - фильтр загрязненный.

Фильтрующие элементы фильтра состоят из отдельных секций, изготовленных из мелкой сетки, через которые во время работы гидросистемы пропускается рабочая жидкость (положение /).

В случае засорения фильтрующих элементов проход жидкости будет затруднен и давление перед фильтром возрастает. Чтобы предупредить аварию (разрыв трубок, сеток и т.д.), в гидросистеме предусмотрен перепускной клапан 6, который при повышении давления рабочей жидкости до 0,2…0,35 МПа (у разных тракторов разное давление) откроет отверстие и пропустит жидкость в бак, минуя фильтрующий элемент (положение //).

Для контроля степени загрязненности фильтра на некоторых тракторах в сливной магистрали между распределителем и баком помещают индикатор состояния фильтра.

При входе масла из магистрали в индикатор установлен дроссель, защищающий индикатор от резких всплесков масла, загрязняющих верхнюю часть внутренней полости прозрачного колпака маслом.

Маслопроводы и арматура. Для соединения неподвижно закрепленных на тракторе устройств гидросистемы применяют стальные бесшовные трубки, рассчитанные на давление до 32 МПа, которые при помощи накидных гаек присоединяют к штуцерам соответствующих частей гидросистемы: к силовым цилиндрам, основному и выносным, жидкость подводится по гибким шлангам, представляющим собой резиновые трубки, покрытые двумя хлопчатобумажными оплетками и одной или двумя стальными оплетками (в зависимости от давления, на которое они рассчитаны), снаружи имеющей слой прорезиненной ткани. При изготовлении шлангов используют маслостойкую резину. По концам шланга укреплены неразборные наконечники.

Маслопроводы соединяют между собой при помощи муфт, снабженных самозапирающимися шариковыми клапанами (рис. 116, а).

При соединении обоих корпусов муфт гайкой шарики, упираясь один в другой, отходят от гнезд и открывают проход для жидкости (положение /).

После разъединения муфты шарики прижимаются пружинами к своим гнездам и не позволяют жидкости, находящейся в шлангах, вытекать наружу (положение //).

Рис. 116. Соединительные муфты: а - с накидной гайкой; б-разрывная; 1 - шариковый клапан; 2-гайка; 3,4 - половинки муфты; 5 - шарик; 6 - пружина; / - соединенное положение; II - разъединенное положение.

Маслопроводы, идущие к силовым цилиндрам, установленным на присоединенных к трактору машинах и орудиях, соединяются разрывными муфтами с шариковыми замками (см. рис. 116, б).

При случайном отцеплении машины и увеличении при этом растягивающего усилия свыше 150 Н пружина (положение I) сжимается, шарики запорного устройства выходят из обоймы и освобождают обе половинки муфты, которые разъединяются, а шариковые клапаны закрывают выходные отверстия шлангов (положение II), в результате чего утечка жидкости будет исключена.

Насос. В гидросистемах тракторов устанавливают насосы, предназначенные для подачи рабочей жидкости в силовые цилиндры под высоким давлением (до 12,5 МПа) и в таком количестве, чтобы обеспечить перевод навешенной машины или орудия из рабочего положения в транспортное в течение 2…3 с.

Рассмотрим устройство насосов на примере НШ-32У и НШ-32-2 (Н-насос, Ш-шестеренный, 32-теоретическая подача рабочей жидкости (в кубических сантиметрах) за один оборот вала, У-унифицированный).

Насос НШ-32У состоит из корпуса (рис. 117, а), внутри которого установлены две входящие между собой в зацепление шестерни - ведущая и ведомая. Цапфы шестерен сделаны за одно целое с ними и установлены в массивные опорные втулки. Корпус насоса закрывается крышкой. Между корпусом и крышкой имеется уп-аотнительная резиновая пластина (манжета). Для предупреждения перетекания рабочей жидкости из полости высокого давления в заборную в корпусе помещены металлический вкладыш и резиновое уплотнение.

Рис. 117. Масляные насосы:
а - НШ-32У; б - НШ-32-2; 1 - крышка; 2 - корпус; 3 - ведущая шестерня; 4- ведомая шестерня; 5 - опорные втулки; 6 - манжета; 7 - вкладыши; Я - уплотнение; 9 - схема действия; 10- пластик; 11 - поджимная обойма; 12- центрирующая втулка; 13 - подшипниковая обойма; / - полость всасы вания; 11 - полость нагнетания.

Действует насос следующим образом. При работе двигателя вращение от коленчатого вала или от механизмов трансмиссии (в зависимости от конструкции трактора) через шестеренную передачу передается шестерням насоса, которые при этом начинают вращаться в противоположные стороны.

Впадины зубьев вращающихся шестерен захватывают рабочую жидкость, затем отбрасывают ее к стенкам корпуса и без сжатия переносят из полости всасывания / в полость нагнетания II. В тот момент, когда в полости нагнетания зубья входят между собой в зацепление, образуя плотный контакт, переход жидкости назад в полость невозможен.

При дальнейшем вращении шестерен зубья выходят из зацепления, образуя разрежение в полости. За счет этого разрежения в полость всасывания поступает из бака жидкость, которая заполняет освободившиеся впадины шестерен. В дальнейшем этот процесс повторяется.

Для того чтобы не происходили утечки жидкости по торцам шестерен, к ним постоянно под давлением рабочей жидкости прижимаются втулки.

Насос НШ-32-2 состоит из корпуса (см. рис. 117, б) с крышкой, ведущей и ведомой шестернями, подшипниковой и поджимной обоймами центрирующей втулки, препятствующей поворачиванию обойм после их установки в корпус, уплотнительных пластиков и крепежных деталей.

Шестерни, выполненные как одно целое с цапфами, помещены в подшипниковую обойму. Сверху на них устанавливается поджимная обойма, на которую нажимает манжета радиального уплотнения.

По бокам шестерен в поджимной обойме установлены бронзовые пластики с резиновыми манжетами. Пластики, прижимаясь к боковым поверхностям шестерен, препятствуют перетеканию рабочей жидкости из нагнетательной полости в приемную.

Внутренние поверхности обойм очень тщательно обработаны и плотно прилегают к наружным поверхностям зубьев шестерен.

Сила давления рабочей жидкости в полости нагнетания через резиновую манжету 6 обеспечивает постоянное плотное прилегание внутренних поверхностей обойм к вершинам зубьев, сохраняя при этом необходимый зазор.

Действие этого насоса аналогично действию насоса НШ-32У.

Насосы типа НШ потребляют большую мощность. Так, например, для создания давления 10 МПа насосу НШ-32У требуется мощность до 12,1 кВт.

Привод насосов у разных тракторов осуществляется по-разному, у одних насос получает вращение от механизмов трансмиссии, у других, реже, от шестерен распределения двигателя. Включают и выключают насосы специальными муфтами или перемещением шестерни, сидящей на шлицах вала насоса.

Рис. 118. Распределитель: а устройство; б - схемы действия; 1 - удерживающее устройство; 2 - золотник; 3 - предохранительный клапан; 4 - рукоятка; 5 - рычаг; 6 - корпус; 7 - пластинка, укрепленная на тракторе; I- подъем; II- нейтральное положение; III - опускание; IV - плавающее положение.

Распределитель (рис. 118, а) служит для управления действием силовых цилиндров, установленных на тракторе и на машинах - орудиях, буксируемых им.

Устройство. Распределитель состоит из корпуса 6, закрытого по торцам крышками. Внутри корпуса находятся золотники, число которых может быть от одного до трех. Золотники представляют собой цилиндрические валики с выточками для прохода рабочей жидкости. Валики очень тщательно обработаны и подогнаны по цилиндрическим отверстиям в корпусе и служат для направления в нужную сторону потока рабочей жидкости, подаваемой насосом.

В нижней части каждого золотника (на рисунке слева) имеется устройство, удерживающее его в необходимых положениях и возвращающее в нейтральное положение по окончании подъема или опускания навешенной на трактор машины (орудия).

В верхней крышке распределителя (на рисунке справа) установлены рычаги, соединенные с золотниками. На этих рычагах укреплены рукоятки управления. Сбоку корпуса размещен предохранительный клапан 3.

Действие. Если поставить рукоятку распределителя в положение «Подъем» (как это показано на пластинке, укрепленной на тракторе), то рабочая жидкость, поданная насосом, направится в полость над поршнем (см. рис. 118) силового цилиндра и поршень вместе со штоком будет перемещаться вправо и поднимать машину*. После того как поршень дойдет до конца цилиндра и упрется в нижнюю крышку, давление жидкости начнет повышаться. Как. только давление достигнет 12,5…13,5 МПа, устройство 1 (см. рис. 118, а) автоматически передвинет золотник вправо и поставит рукоятку в положение «Нейтральное» (см. рис. 118, б). При этом жидкость, подаваемая насосом, начнет перекачиваться под небольшим давлением из бака и обратно в тот же бак. Полости же силового цилиндра будут заперты, а поршень вместе со штоком будет неподвижен.

Если по каким-либо причинам удерживающее устройство не передвинет золотник в положение «Нейтральное», давление рабочей жидкости в распределителе будет повышаться. Как только давление жидкости достигнет 14,5… 16,0 МПа, вступит в действие предохранительный клапан, который откроет проход жидкости на слив в бак и тем самым прекратит дальнейшее повышение давления.

Обнаружив такое явление, тракторист должен немедленно вручную поставить рукоятку в положение «Нейтральное».

При установке рукоятки в положение «Опускание» поршень силового цилиндра будет выталкиваться из цилиндра, и по окончании хода рукоятка также автоматически установится в положение «Нейтральное»*.

Если же рычаг поставить в положение «Плавающее», золотник направит жидкость, подаваемую насосом, обратно в бак и одновременно с этим соединит между собой обе полости силового цилиндра. Это даст возможность поршню свободно перемещаться в цилиндре - «плавать».

Силовой цилиндр представляет собой гидравлический двигатель, преобразующий энергию потока рабочей жидкости, создаваемого насосом, в механическую энергию поршня.

Силовые цилиндры предназначены для подъема, опускания или удержания в определенном положении присоединенных к трактору сельскохозяйственных машин и орудий или их рабочих органов. Цилиндры, устанавливаемые в задней части трактора, называются основными, а помещаемые на навесных устройствах сцепок или на гидрофицированных машинах или орудиях - выносными. По своей конструкции основные и выносные цилиндры различаются только оформлением присоединительных мест и размерами.

Устройство. Силовой цилиндр представляет собой стальной корпус (рис. 119, а), внутри которого установлен поршень со штоком. По концам цилиндр закрыт крышками, соединенными между собой шпильками.

Рис. 119. Силовой цилиндр:
а - устройство; б- подъем; в - заперто; г - опускание; д-механизм фиксации; 1, 7-вилки; 2 - шт^к; 3 - поршень; 4 - корпус; 5 - трубка; 6, 10 - клапаны; 8 - упор; 9 - шпильки; 11, 15 - рычаги; 12 - захват; 13 - зуб; 14 - тяга; 16-кронштейн; А, Б - полости; В, Г - штуцера.

В передней крышке расположен клапан гидромеханического регулирования хода штока. На штоке находится упор, положение которого можно изменять, перемещая его вдоль штока.

Силовой цилиндр при помощи вилки задней крышки соединяется пальцем с неподвижным кронштейном навесного устройства, а вилкой штока - с подъемным рычагом навесного устройства.

Действие. При переводе рычага распределителя из положения «Нейтральное» в положение «Подъем» рабочая жидкость, подаваемая насосом под большим давлением, начинает поступать в полость Б через штуцер В, в котором установлен замедлительный клапан с небольшим отверстием в центре и с вырезами по краям. Клапан при этом сдвигается по ходу жидкости, упирается в запрессованные штифты и пропускает жидкость в цилиндр как через центральное отверстие, так и между стенками штуцера и вырезами в клапане, т. е. без сопротивления.

Поршень под действием давления жидкости перемещается влево и поворачивает рычаг подъема механизма навески, в результате чего навешенная машина или орудие поднимается. В это время жидкость из полости А поршнем выталкивается по трубе 5, штуцер Г и шлангу обратно к распределителю, который и направляет ее на слив в бак.

Такое движение поршня будет происходить до тех пор, пока упор не нажмет на клапан гидромеханического регулирования, который при этом переместится внутрь крышки и закроет выход жидкости. В момент закрытия клапана его движение ускоряется вытекающей жидкостью, он опережает ход штока и поэтому между его хвостовиком и упором образуется зазор 5… 10 мм.

После закрытия клапана под действием возросшего в цилиндре давления жидкости золотник распределителя встанет в положение «Нейтральное» и закроет входное и выходное отверстия силового цилиндра. Силовой цилиндр при этом окажется запертым, поршень не будет иметь возможности перемещаться, и навешенная машина окажется жестко соединенной с трактором.

Если потребуется опустить поднятую машину в рабочее положение, рычаг распределителя следует поставить в положение «Плавающее» (см. рис. 118,6, положение IV), при этом машина, опускаясь под действием своей массы, будет перемещать поршень рабочего цилиндра и выталкивать из полости Б (см. рис. 119, г) рабочую жидкость, которая при движении по штуцеру В прижмет замедлительный клапан 10 к бурту штуцера. Для выхода жидкости останется только дроссельное (расположенное в центре) отверстие клапана, проходя через которое она встречает увеличенное сопротивление, что значительно замедлит скорость опускания машины. Если такого клапана нет, то при постановке рычага распределителя в положение «Плавающее» навешенная машина будет опускаться быстро, с ударом.

В тех случаях, когда навешенную машину нужно опускать принудительно (например, при работе с ямокопателем), рычаг распределителя следует поставить в положение «Опускание». Тогда рабочая жидкость под большим давлением будет поступать через штуцер Г в полость А цилиндра и выталкивать поршень со штоком вправо.

Описанный силовой цилиндр совершает работу как при ходе поршня вправо, так и влево и поэтому называется цилиндром двухстороннего действия в отличие от цилиндров одностороннего действия, в которых жидкость подается только в одну полость - под поршень, а противоположная полость сообщается с атмосферой через сапун.

Наибольшее усилие на штоке силовых цилиндров находится в пределах от 2000 до 110 000 Н, в зависимости от диаметра цилиндра и давления подаваемой рабочей жидкости.

Механизм фиксации навесного устройства предназначен для удержания навешенной на трактор машины (орудия) в крайнем верхнем положении во время длительных транспортных переездов. Такой механизм устанавливают на некоторых универсально-пропашных тракторах.

Устройство. Механизм состоит из захвата, соединенного с тягами, шарнирно укрепленными на кронштейне, и рукоятки управления, которая соединена тягой с системой рычагов.

Вспомогательное оборудование включает в себя кабину, орга­ны управления и контроля, устройства для создания микроклима­та в кабине и снижения уровня вибрации, шума и др.

С целью улучшения условий труда водителя прежде всего уменьшают усилия на органах управления за счет применения гидро- и пневмоприводов, пружинных сервомеханизмов. Уси­лие на органы управления трактором должно быть не более 30...50Н.

Чтобы обеспечить необходимые комфортные условия води­телям, тракторы и автомобили оборудуют герметизированными кабинами. К кабинам современных тракторов и автомобилей предъявляют ряд эргономических требований. Все органы уп­равления трактора и автомобиля должны быть размещены в ка­бине в так называемых зонах эргономической доступности, т. е. должны быть доступны водителю при затрате им минимальной энергии.

Важной характеристикой кабины является обзорность, поэтому в кабине предусмотрены передние, задние и боковые панорамные стекла с резиновыми уплотнителями. Боковые стекла делают от­крывающимися, для чего двери кабины оборудуют стеклоподъем­никами. Для улучшения обзорности передние и задние стекла так­же могут открываться.

Для обеспечения безопасности водителя при столкновении, опрокидывании и в дорожно-транспортных происшествиях каби­на должна быть достаточно прочной. Поэтому ее делают цельно­металлической, сваривая из холоднокатаного профиля.

На работоспособность водителя значительно влияют шум и вибрация в кабине. Для их снижения применяют шумопоглощаю-щие прокладки между наружными и внутренними стенками каби­ны, коврики на полу. Сами кабины крепят к остову на резиноме-таллических, пружинных или гидравлических амортизаторах. Кресло водителя оснащено антивибрационным устройством и мо­жет быть отрегулировано по массе водителя, высоте сиденья и приближенности к органам управления (вперед-назад)

Кабины многих современных грузовых автомобилей располага­ют над двигателями. Для удобства доступа к двигателю при его техническом обслуживании их делают откидывающимися и снаб­жают надежными запорными устройствами, предотвращающими самопроизвольное опрокидывание кабины.

Чтобы защитить водителя от воздействия окружающей среды, кабины выполняют с уплотненными дверями и окнами, обеспечи­вающими незначительное избыточное давление воздуха. Возмож­но применение системы кондиционирования воздуха. Избыточ­ное давление поддерживается вентилятором, который часто ком­понуют совместно с системой отопления.

Для безопасности работы водителя устанавливают ремни безо­пасности, а для работы в сложных погодных условиях - стекло­очистители, устройства против обледенения и отпотевания.



Микроклимат в кабине должен соответствовать следующим требованиям: температура воздуха должна быть не ниже 14 и не выше 28 °С, а в теплый период года не более чем на 2...3 "С выше температуры окружающего воздуха; скорость перемещения возду­ха при вентиляции - не более 1,5 м/с; содержание пыли в возду­хе - не более 2 мг/м 3 , оксида углерода - не более 20 мг/м 3 .

Система вентиляции может быть естественной (через окна ка­бины) и принудительной (подача воздуха вентилятором). На боль­шинстве тракторов и автомобилей используют обе системы венти­ляции. На автомобилях принудительная вентиляция объединена с системой отопления кабины в холодное время. Для принудитель­ной приточной вентиляции кабин тракторов используют вентиля-тор-пылеотделитель, устанавливая его на крыше кабины. Этот вентилятор состоит из корпуса, колпака, патрубка, щитка и элект­родвигателя с крыльчаткой.

Для обеспечения нормального температурного режима в летнее время кабины некоторых тракторов оборудуют принудительной вентиляцией с воздухоохладителем, как правило, водоиспаритель-ного типа. Такая вентиляционная установка подает в кабину очи­щенный от пыли, увлажненный и охлажденный воздух. В холод­ное время года кабины тракторов обдуваются воздухом, нагретым в сердцевине радиатора системы охлаждения дизеля. Воздух по­ступает в сердцевину радиатора через заборник по металлическо­му рукаву. В кабину теплый воздух направляется сначала по пат­рубкам со щелями на обдув лобовых стекол, а затем непосред­ственно в кабин

Контрольные вопросы

1. Какое оборудование трактора называют рабочим?

2. Из каких агрегатов состоит навесная гидравлическая система?

3. Чем отличается двухточечная схема механизма навески от трехточечной?

4. Для чего служит тормозной механизм?

5. Расскажите устройство и работу стояночного тормоза автомобиля.

6. Объясните по схеме (см. рис. 1.6.4) работу пневматического привода тормозов автомобиля.

7. Перечислите вспомогательное оборудование трактора и автомобиля.

Цель занятия . Знакомство с видами рабочего и вспомогательного оборудования автомобилей и тракторов.

Материалы и оборудование . Макеты рабочего оборудования. Плакаты.

2. Механизм навески. Схемы настройки механизма навески.

3. Силовое и позиционное регулирование.

4. Валы отбора мощности.

5. Рабочее оборудование автомобилей.

6. Системы с пневматическим приводом.

Порядок выполнения работы.

1. Назначение и работа гидронавесной системы трактора.

С целью полной реализации потенциальных возможностей и показателей мощности тракторы снабжены различным рабочим оборудованием. На современных тракторах используют гидронавесную систему, регулятор глубины обработки почвы, догружатель ведущих колес, вал отбора мощности, приводной шкив, прицепное устройство. К рабочему оборудованию автомобилей относят прицепное устройство, лебедку, приспособление для накачивания шин, различные приборы. Навесная система для присоединения сельскохозяйственных машин сзади состоит из гидроцилиндра 1 (рисунок 1), вала с рычагом, двух подвесных рычагов, соединенных раскосами с нижними продольными тягами, центральной тяги. Рычаг 2 вала 3 соединен со штоком гидроцилиндра 1. Передние концы продольных тяг 8 в точках А", В и центральной шарнирно присоединены к корпусу трансмиссии трактора, а их задние концы в точках А, Б, В к оси под- веса в точках А, Б рабочей машины или орудия (рисунок 1) и к стойке в точке В. Различают двух- и трехточечные навесные устройства. У двухточечного навесного устройства обе продольные тяги соединены в точке Г. Таким образом, продольные и центральная тяги имеют две точки крепления к корпусу трансмиссии трактора. У трехточечного (рисунок 10.1, а) навесного устройства продольные тяги крепятся раздельно в точках А и Б 81 и таким образом продольные и центральная тяги имеют три точки крепления к корпусу трансмиссии. На гусеничных тракторах предусматривается пере оборудование механизма навески из двухточечной в трехточечную и наобо- рот. Колесные тракторы оснащены трехточечным навесным устройством. Трёхточечную схему используют, например, при работе трактора с культиваторами, сеялками и другими широкозахватными машинами.



Рисунок 1 – Устройство механизма навески

Такая схема позволяет тракторному агрегату отклоняться от прямолинейного движения, поэтому ее используют при работе трактора с плугами, свеклоподъемниками и другими машинами, рабочие органы которых глубоко входят в почву. Возможны различные варианты размещения навесных машин в трак- торном агрегате (рисунок 2): задняя, передняя, фронтальная, боковая, эшелонированная, шеренговая, комбинированная. В комбинированных агрегатах, когда одновременно совмещаются несколько технологических операций (например, культивация, посев и подкормка минеральными удобрениями), применяют одновременно два варианта навески, например фронтальную и заднюю.

Рисунок 2 - Схемы навески машин на трактор

2 Гидравлическая навесная система

Гидравлическая навесная система служит для соединения навесных машин и орудий с трактором, а также перевода их в рабочее и транспортное положение. Она состоит из навесного устройства и гидравлического привода (системы). Трактор, гидравлическая навесная система и машина образуют навес- ной агрегат. Навесные агрегаты обладают существенными преимуществами перед прицепными: хорошая маневренность, более высокая производительность, меньший расход топлива на единицу выполненной работы, относительно малая металлоемкость навесных машин. Кроме того, на некоторых видах работ не нужен вспомогательный обслуживающий персонал. В состав гидравлической навесной системы входят масляный насос, распределитель, гидроцилиндры, бак для масла, запорные и разрывные устройства и маслопроводы, механизм навески, а в тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 - дополнительно гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ) и регулятор глубины обработки почвы. На рисунке 10.3 изображена схема действия гидравлической навесной системы (ГСВ и регулятор глубины обработки почвы условно к гидросистеме не подключены). Масляный насос 1 (рисунок 10.3, а) из бака 2 нагнетает масло в распределитель 3. Золотник 4 распределителя с помощью рукоятки 5 можно устанавливать в четыре положения: подъем (П), нейтральное (Н), опускание (О) и плавающее (Пл). Когда золотник занимает положение П (показано на рисунок 10.3, б), масло из распределителя нагнетается по масло- проводу в полость Б гидроцилиндра 6 и перемещает в нем поршень в сторону полости А. При этом шток поршня через механизм навески 8 поднимает орудие 9. В то же время из полости А масло вытесняется поршнем и отводится через распределитель в бак. Условно путь масла в распределителе показан на рисунке 3.

Рисунок 3 - Схема гидравлической навесной системы тракторов МТЗ-80

Когда рукоятка поставлена в положение Н, золотник запирает отверстия, ведущие в маслопроводы основного гидроцилиндра, поэтому поршень в нем неподвижен и орудие остается в установленном положении, а масляный насос, работая вхолостую, перекачивает масло через распределитель в бак. При установке рукоятки в положение принудительного опускания насос подает масло в полость А гидроцилиндра, орудие опускается поршнем, а масло вытесняется им из полости Б в бак. Если рукоятку установить в плавающее положение, золотник расположится так, что масло будет перетекать через распределитель из одной полости гидроцилиндра в другую. Это позволит орудию подниматься и опускаться, копируя опорным колесом поверхность почвы. Насос будет работать вхолостую, как при нейтральном положении. Рассмотрим устройство и действие отдельных узлов гидравлической системы на примере гидросистемы трактора МТЗ-80 и его модификаций (рисунок 4). В гидравлическую систему входят шестеренный насос НШ-32-2 (НШ - насос шестеренный, цифры - теоретическая подача жидкости в см3 на один оборот вала привода насоса), основной Ц-100 и два выносных Ц-75 цилиндра (Ц - цилиндр, цифры - внутренний диаметр корпуса в миллиметрах), распределитель Р75-33-Р, силовой (позиционный) регулятор, гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ), гидроаккумулятор, корпус гидроагрегатов с фильтром и шланги высокого давления с запорным устройством.

Рисунок 4 - Схема гидросистемы трактора

Насос 1 через всасывающий патрубок 2 забирает масло из бака и под давлением более 10 МПа подает по маслопроводу к распределителю 6 и силовому регулятору 13. Распределитель регулирует направление потока масла. Он направляет масло либо в бак по сливному маслопроводу, пропуская его через фильтр, либо по промежуточному маслопроводу в ГСВ. Далее по маслопроводу масло поступает в силовой регулятор и по рукаву высокого давления в гидроцилиндр или через боковые выводы непосредственно к гидроприводу сельскохозяйственных машин. Неподвижно закрепленные на тракторе устройства гидросистемы соединяют стальными бесшовными трубопроводами, рассчитанными на давление до 32 МПа, а к гидроцилиндрам жидкость подводится по гибким шлангам. Маслопроводы соединяют с помощью специальных муфт, снабженных самозапирающимися устройствами шарового типа. Регулятор глубины обработки почвы работает следующим образом. Верхняя центральная тяга навесного устройства соединена с корпусом заднего моста трактора не жестко, как обычно, а болтом через пластинчатую пружину. При заглублении машины, например плуга, сверх нормы увеличивается давление на пружину, в результате чего ее длина уменьшается, а по- водок через тягу и рычаг силового регулирования перемещает золотник силового регулятора вверх, в результате чего масло направляется в гидроцилиндр и плуг выглубляется. Как только глубина обработки почвы достигнет заданной величины, уменьшится воздействие на пружину, она удлинится, возвратит золотник регулятора в исходное положение и подача масла в цилиндр прекратится. Включение (и выключение) регулятора в систему осуществляется рычагом переключателя. Если навешенные на трактор машина или орудие удерживаются во время работы в заданном положении (позиции) относительно остова трактора независимо от тягового сопротивления, например при посеве на поле с ровным рельефом, то золотник регулятора соединяется через тягу с поворотным рычагом, посредством которого шток гидроцилиндра соединен с навесным устройством. При перемещении рычага сигнал через тягу передается на золотник силового регулятора, который для подъема или опускания рабочей машины направляет масло в гидроцилиндр. Догружатель ведущих колес бывает двух типов: механический, когда сцепной вес увеличивают за счет веса агрегатируемой машины, перенося переднюю точку присоединения центральной тяги (чем ниже точки присоединения тяги, тем больше сцепной вес), и гидравлический (ГСВ). Гидравлический догружатель или увеличитель сцепного веса расположен на стенке корпуса гидроагрегатов справа от распределителя. Работает он следующим образом. При недостаточном сцепном весе тракторного агрегата (ведущие колеса начинают пробуксовывать) с помощью ГСВ в гидроцилиндр под небольшим давлением (0,8...0,35 МПа) подается масло. При этом навесное устройство стремится поднять навешенную машину в транспортное положение, но давления, создающего подъемную силу 300...500 Н, для этого недостаточно. Тем не менее усилие передается через навесное устройство на корпус трактора, прижимая его задние колеса к почве и уменьшая их буксование.

3 Валы отбора мощности, приводной шкив и прицепное устройство

Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин. По месту расположения ВОМ может быть задний, боковой (рисунок 15) и передний. Наиболее распространены задние ВОМ - их имеют все тракторы, за исключением самоходного шасси Т-16М. Универсальные тракторы (МТЗ-80, Т-40М и др.), кроме заднего, оборудованы боковым ВОМ. Все агрегатируемые с самоходным шасси Т-16М машины размещают на специальной раме впереди двигателя, поэтому здесь применяют передний ВОМ.

Рисунок 5 – Вал отбора мощности

По характеру привода различают зависимый, независимый и синхронный ВОМ. Если ВОМ приводится во вращение от одного из валов трансмиссии, то его работа зависит от включения и выключения муфты сцепления 87 трактора: при выключении муфты сцепления вместе с остановкой трактора прекращается вращение ВОМ. Привод ВОМ такого типа называется зависимым. Независимый ВОМ получает вращение от специального вала, соединенного с двигателем через отдельную муфту сцепления или двухпоточную муфту, а иногда через планетарный механизм, что позволяет выключать ВОМ независимо от выключения главного сцепления трактора. Синхронный ВОМ приводится во вращение от вала, соединенного постоянной передачей с вторичным валом коробки передач. Поэтому частота его вращения изменяется с переменой передачи, но остается постоянной на 1 м пути (3,5 мин -1). Такой ВОМ необходим при посеве, работе с разбрасывателями удобрений и т. д. По скоростному режиму различают ВОМ с постоянной и переменной частотой вращения (синхронные). У ВОМ с постоянной частотой вращения она зависит не от включения передачи, а от частоты вращения коленчатого вала двигателя. У синхронных ВОМ частота вращения пропорциональна поступательной скорости трактора. Тракторы МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150 и Т-150К оборудованы двухскоростным ВОМ с частотой вращения выходного вала 540 и 1000 мин-1 . Большинство тракторов оборудовано односкоростным ВОМ с частотой вращения 540 мин-1 , а тракторы К-700 и К-701 - с частотой вращения 1000 мин-1 . Приводной шкив предназначен для использования мощности двигателя трактора на стационарных работах. От шкива через ременную передачу приводятся в движение различные машины (например, зерноочистительные, кормоперерабатывающие и др.). У одних тракторов шкивы расположены сзади, у других - сбоку, но в любом случае шкив размещен в трансмиссии после сцепления. Шкив трактора МТЗ-80 приводится в действие от заднего ВОМ. При- водной шкив трактора ЛТЗ-55А может быть установлен как на корпусе при- ставного заднего ВОМ, так и на шлицевом хвостовике бокового ВОМ. Прицепное устройство служит для буксировки прицепных машин и тележек (прицепов). Оно состоит из скобы (поперечины), закрепленной в кронштейнах остова трактора, и серьги, присоединенной к скобе пальцами. Устройство размещают сзади трактора. Оно позволяет регулировать точку присоединения машин и тележек к трактору в горизонтальной плоскости, а у большинства тракторов и по высоте. У трактора МТЗ-80 и его модификаций поперечина 1 (рисунок 6), к которой двумя пальцами присоединена серьга 4, укреплена на концах ниж- них тяг навесного устройства. К серьге с помощью шкворня присоединяют прицепные машины, работающие в полевых условиях на скорости до 15 км/ч. Для изменения положения серьги в горизонтальной плоскости на поперечине справа и слева от продольной оси трактора выполнены отверстия.

Обычно на тракторах, снабженных навесным устройством, прицепную скобу с серьгой укрепляют на концах продольных тяг навесного устройства, а высоту точки прицепа регулируют при помощи навесной системы. Кроме того, тракторы могут быть оборудованы гидрофицированными прицепными крюками для работы с самосвальными полуприцепами или при- цепными поездами.

4 Рабочее оборудование автомобилей

Буксирное устройство. На передних концах продольных балок рамы грузовых автомобилей устанавливают крюки для буксировки неисправного автомобиля. Для соединения автомобиля с прицепом в задней поперечине рамы, усиленной раскосами, располагают буксирное устройство, Лебедка, устанавливаемая на полноприводных грузовых автомобилях, предназначена для самовытаскивания и подтягивания автомобилей и прицепов на труднопроходимых участках. Кузовы автомобилей предназначены для размещения различных гру- зов, пассажиров или специального оборудования. По типу кузова грузовые автомобили бывают общего назначения (с кузовом в виде грузовой платформы) и специализированные (самосвалы, цистерны, фургоны и др.). Кузовы легковых автомобилей могут быть следующих типов: седан - четырехдверный кузов с двумя или тремя рядами сидений; лимузин - кузов 89 седана с перегородкой, отделяющей пассажиров от водителя; купе - двухрядный кузов с одним или двумя рядами сидений; фаэтон - кузов с мягким складным верхом и съемными боковинами; кабриолет - кузов с откидывающимися задней стенкой и частью крыши; универсал - кузов грузопассажирского автомобиля с двумя или четырьмя дверями и люком сзади; спорт - двухместный кузов с закрытым или открытым верхом. Автобусы имеют закрытый каркасный кузов вагонного типа. Седельно-сцепное устройство автомобилей-тягачей предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, передачи части массы полуприцепа на раму тягача и тягового усилия к полуприцепу. 11 Вспомогательное оборудование Вспомогательное оборудование включает в себя кабину, органы управления и контроля, устройства для создания микроклимата в кабине и снижения уровня вибрации, шума и др. Вспомогательное оборудование устанавливают на тракторе и автомобиле для предохранения основных узлов машины и двигателя от неблагоприятного воздействия внешней среды (солнце, дождь, грязь и т.д.), для обеспечения безопасных и комфортных условий работы водителя и соблюдения эстетических требований. Обшивка и капот предохраняют от загрязнения и повреждений детали машины. Способствуют экономичной работе двигателя (особенно в холодное время года), предохраняя его от переохлаждения. Кабина, где водитель проводит большую часть рабочего времени, должна обеспечивать условия работы в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями. Современные тракторы и автомобили оборудованы кабинами, защищающими водителя от атмосферных воздействий, вибраций, возникающих при работе машины, и т. д. Уровень шума в кабине не должен превышать 90 дБ. В кабине трактора МТЗ-80 при работе двигателя на максимальных оборотах уровень шума достигает 84,5 дБ. Сиденья водителя в автомобилях и на тракторах имеют мягкие подушки и спинки, причем сиденья и спинки в автомобилях подрессорены пружинами. У некоторых машин сиденья по высоте и длине регулируются в зависимости от массы и роста водителя. Воздух в кабине должен быть чистым, относительной влажности 30...70%. Для поддержания микроклимата устанавливают кондиционеры и другие устройства для подогрева воздуха и вентиляции. Кроме того, предусмотрены противосолнечный козырек, зеркало заднего вида, стеклоочистители, футляр для санитарной аптечки и др.

Контрольные вопросы

1. Назначение гидроуселителя сцепного веса

2. Режимы работы валов отбора мощности

3. Принцип работы переднего вала отбора мощности

4. Лебедка, назначение, устройство.

5. Сцепное устройство тягачей.



Статьи по теме