Сложный план на тему политическое участие. Участие граждан в политической жизни план: формы. Тема: «Политическое лидерство»

«Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами» Ш. Монталабер, французский писатель, оратор и политический деятель

Конституция РФ. Статья 32. «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» . Кого называют гражданами? Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

ВЫБОРЫ – это избрание лиц (представителей) в законодательные органы власти. Граждане непосредственно участвуют в формировании органов власти Граждане поручают своим представителям в законодательных органах решать вопросы государственного управления

Конституция РФ Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. . . Активное избирательное право Право гражданина лично участвовать в выборах в качестве избирателя Пассивное избирательное право Право гражданина быть избранным в органы государственной власти

Конституция РФ ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие 18 лет имеют право избирать органы государственной власти и местного самоуправления.

Конституция РФ ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО Не могут участвовать в выборах Признанные судом недееспособными Отбывающие наказание по приговору суда Не могут быть избранными 18, 21, 35 10

для избрания депутатом местных органов власти – 18 лет для избрания депутатом Государственной Думы – 21 год для избрания Президентом РФ - 35 лет для избрания Президентом РФ проживание в Российской Федерации не менее 10 лет

ВЫБОРЫ ПРЯМЫЕ: президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. Президент РФ избирается сроком на 6 лет Государственная Дума - сроком на 5 лет Выборы в нашей стране проводятся путем ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ: голосование происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.

Формы участия граждан в политической жизни страны: 1 Выборы 2 Референдумы 3 Государственная служба 4 Обращение в органы власти 5 Митинги, собрания, демонстрации 6 7 Участие в работе общественных организаций Участие в работе политических партий, объединений

РЕФЕРЕНДУМ – это всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Непосредственное участие в принятии важнейших государственных решений 12 декабря 1993 г.

Формы участия граждан в политической жизни страны: 1 Выборы 2 Референдумы 3 Государственная служба 4 Обращение в органы власти 5 Митинги, собрания, демонстрации 6 7 Участие в работе общественных организаций Участие в работе политических партий, объединений

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - профессиональная деятельность граждан в органах исполнительной, законодательной, судебной власти, в армии и органах правопорядка.

Формы участия граждан в политической жизни страны: 1 Выборы 2 Референдумы 3 Государственная служба 4 Обращение в органы власти 5 Митинги, собрания, демонстрации 6 7 Участие в работе общественных организаций Участие в работе политических партий, объединений

Обращения и письма граждан в органы власти - в форме жалобы, т. е обращение гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления - заявления -предложения, в котором ставятся вопросы об улучшении деятельности государственного органа, о способах решения той или иной проблемы. Законы РФ устанавливают жёсткие сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях.

Формы участия граждан в политической жизни страны: 1 Выборы 2 Референдумы 3 Государственная служба 4 Обращение в органы власти 5 Митинги, собрания, демонстрации 6 7 Участие в работе общественных организаций Участие в работе политических партий, объединений

1. Существует свобода на проведение лишь мирных собраний, митингов и демонстраций, т. е. только таких, которые не создают угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц. 2. О проведении собраний, митингов и демонстраций заранее предупреждают органы власти. 3. Полиция имеет право применить силу против участников митинга при нарушении ими законов страны (могут быть использованы специальные средства (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Формы участия граждан в политической жизни страны: 1 Выборы 2 Референдумы 3 Государственная служба 4 Обращение в органы власти 5 Митинги, собрания, демонстрации 6 7 Участие в работе общественных организаций Участие в работе политических партий, объединений и др.

Непосредственное участие в обсуждении актуальных вопросов государственной политики Использование свободы слова, собраний, ассоциаций, для того, чтобы выступая при обсуждении актуальных общественных проблем в печати, на собраниях, в общественно-политических организациях заявлять о своей позиции, способствовать формированию общественного мнения.

Влиять на позицию депутатов, избранных гражданами, чтобы они принятии законов представляли интересы своих избирателей. Через встречи с депутатами, письма в их адрес с требованиями выполнения предвыборных программ, учёта интересов избирателей в законотворческой деятельности

Конституция РФ Статья 29 Конституции РФ гласит: 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 5. … свобода массовой информации. Цензура запрещается Каждый человек имеет право: придерживаться своего мнения, свободно выражать своё мнение, искать, получать, распространять информацию устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения.

Значение свободы слова Существуют ли ограничения СВОБОДЫ СЛОВА? Свобода слова не абсолютна! Ограничения: пропаганда насилия, национальной розни, религиозной вражды, призывы к свержению существующего строя. Граждане, использующие свободу слова для клеветы на других людей могут быть привлечены к судебной ответственности

ЭКСТРЕМИЗМ (от латинского слова extremus- крайний) – это приверженность крайним взглядам, методам, действия создающие угрозу для общества, государства, граждан. Статья 13 Конституции РФ <. .=""> 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. https: //www. youtube. com/watch? time_continue=1&v=Mr. CCRa. Aa. Hfk

Может ли простой гражданин влиять на политику? требование к человеку, желающему активно участвовать в политической жизни, - политические знания, умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его. Кто может участвовать в управлении делами государства?

Домашнее задание 1. УСТНО § 6 2. ПИСЬМЕННО: С каким вопросом, проблемой вы обратились бы в органы государственной власти?

венных выборам по одномандатным округам, созданию настоящего гражданского общества и фаждански ответственных партий. В результате - укрепление политической системы в стране и формирование подлинного гражданского общества.

Сама ситуация, в которой оказалась страна, требует укрепления вертикали исполнительной власти сверху донизу. Это обусловлено разными причинами, но прежде всего тем, что необходимо координировать действия исполнительной власти на территории всей России. Возможность таких мер обсуждалась уже достаточно давно. Однако стоит отметить, что при наметившейся тенденции к централизации государственной власти, сосредоточении больших полномочий в руках Президента, нужно иметь в виду тот факт, что подобная система сможет функционировать лишь в том случае, если у власти будет находиться сильная, политически активная личность. Этот аспект необходимо учесть при проведении реформы, иначе вся система может оказаться недееспособной.

Топорков С. С.

ВЫБОРЫ КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

Выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое действие, основной целью которого является воспроизводство политической элиты, легитимное воссоздание общественного представительства в системе государственного руководства и управления. Выборы в органы власти составляют основу демократического политического процесса, который базируется на правовых нормах, в совокупности представляющих собой избирательное право. В процессе его реализации сложились различные системы подсчета голосов и распределения мест в органах управления, возникли избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

В нашей стране накоплен немалый опыт в области избирательного законодательства™". Причем, как это теперь становится понятно, сам процесс далек от завершения. 3 декабря 2004 г. депутаты Госдумы подвели законодательную базу иод «укрупнение» партий и узаконили в третьем чтении новый порядок избрания губернаторов. Таким образом, В. В. Путин предложил политические реформы, базовыми элементами которых являются отказ от выборов по одномандатным округам в Госдуму и использование пропорциональной системы, равно как и отказ от избрания губернаторов прямым всена-

Ж| Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994, поправки в 1997), Федеральный закон «О выборах Президента РФ», Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (1995), Федеральный закон «О формировании Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (1995), Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме храждан РФ» (1997), Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (1999), Закон «О выборах Президента РФ» (1999), Закон «О формировании Совета Федерации ФС РФ» (2000).

Введение пропорциональной системы выборов направлено на становление в России многопартийности и должно служить важным и серьезным стимулом для активизации деятельности политических партий. Депутат, избранный по пропорциональной системе, представляет интересы большего числа избирателей, нежели депутат-одномандатник. Переход к пропорциональной системе выборов существенно удешеви т формирование представительных органов власти и поможет эффективно предотвращать проникновение криминала во властные структуры.

Новый способ избрания нижней палаты Федерального Собрания поможет снизить коррупцию на выборах. Именно снизить, ибо действенная, некоррумпированная власть в 89 регионах, занимающих в совокупности обширные и, подчеркну, очень разные территории, - это больше похоже на иллюзию, теоретическую модель, нежели на реальную жизнь. Ставленники криминальных структур перестанут претендовать на губернаторские посты; они не смогут преодолеть жесткий контроль Кремля.

Кроме того, вряд ли назначенным губернаторам будет так просто забыть о людях и ориентироваться единственно на Кремль, о чем везде говорится. Кандидат, оторванный от проблем своего региона, вряд ли сможет рассчитывать на поддержку депутатов регионального собрания. Па мой взгляд, иные избранные в недавнем прошлом прямым, тайным, равным и всеобщим голосованием губернаторы не всегда обеспечивают заботу о региональных интересах. Другие, напротив, стремятся игнорировать общероссийские интересы. В связи с этим возникла острая необходимость создания сбалансированного механизма формирования государственной власти, где бы обеспечивались и общенациональные интересы, затрудняющие рег ионализм, и объективные потребности регионов. В предлагаемой реформе, на мой взгляд, вполне возможно соблюдение такого баланса интересов.

Существует мнение, что пропорциональная система выборов мешает становлению демократического государства. Хочу заметить, что не существует сложившегося идеала из-

бирательной системы, который явился бы совершенным эталоном определения уровня демократизации любого государства. Оттого, полагаем, нельзя считать принятие государством пропорциональной системы выборов в его законодательной орган (вернее, в одну из его палат) отдалением от демократии.

Основным критерием соответствия изменений данных принципов является возможность реализации положения, когда народу обеспечивается эффективный доступ к осуществлению государственной власти, причем народ будет единственным источником власти и носителем суверенитета. Есть все основания утверждать о соответствии предложенных Президентом преобразований демократическим нормам.

Как и любая система, пропорциональная система не лишена недостатков. Половина думцев у нас и сейчас избрана по этой системе, и, по оценкам специалистов, депутаты-списочники слабо связаны с избирателями в регионах81. Необходимо учитывать и практику некорректного составления списков. Зачастую туда попадают совершенно неизвестные и порой сомнительные личности, которые обеспечивают себе место в Думе за счет популярных политиков.

Пропорциональная система в какой-то мере нарушит право беспартийных граждан претендовать на избрание в парламент. Но ведь депу тат, избранный по одномандатному округу, для проведения какой-либо идеи должен обязательно примкнуть к политической или партийной группе. Он не может решить возникшую проблему в одиночку. В таком случае нет ничего плохого в том, чтобы он сразу объявил о своей принадлежности к той или иной партии до его избрания. Да и в принципе человек, состоящий в партии, более рационален. У него есть прохрамма действия, совпадающая с общепартийной. Он будет работать целенаправленнее и продуктивнее. Такой человек, в отличие от беспартийного, не будет проходить стадию «метания», взвешивая «за» и «против» в пользу одной или другой парламентской фракции. Все будет

41 Выступление председателя Центризбиркома А. А. Вешнякова на расширенном заседании комитета Совета Федерации по конституционному законодательству 28 октября 2004 г.

решаться до избрания, что, пожалуй, честнее политически, т.к. понятней избирателю. В отличие от мажоритарной системы относительного большинства, когда происходит обра зование регионального дисбаланса по партийному признаку, при использовании пропорциональной системы такой эффект минимизируется. Искажений, которые дают мажоритарные системы, здесь нет.

Рассмотрим перспективы и сделаем прогнозы. Партий ные списки будут формироваться партийными организация ми и охватят всю территорию Федерации. Таким образом, они станут региональными, и федеральная часть списка бу дет содержать лишь три фамилии - самых ярких лидером партии.

Беспартийным депутатам, претендующим на место н парламенте, надо будет либо создавать свои партии, либо вступать в уже существующие. Имеется возможность, оставаясь беспартийным, договариваться с партиями и идти по партийным спискам.

Ситуация может изобиловать любопытными коллизиями. Если по каким-либо причинам член партии, прошедший и Думу, отказывается от мандата, партия должна потерять это! мандат. Тем не менее существует и исключение, оно может быть сделано лишь в том случае, если партийцев пригласят поработать в Правительстве России.

Среди партий, преодолевших 7-процентный барьер, депутатские мандаты должны распределяться по доле голосон избирателей, поданных на соответствующей территории. 11 конечном итоге количество полученных партией депутатских мандатов будет зависеть от общего количества проголосовавших за нее избирателей.

Чтобы усилить связь депу татов с избирателями, на местах предлагается ввести в законодательство особую норму, обязывающую членов Госдумы в перерывах между парла ментскими заседаниями вести работу в своих регионах. Соответственно, невыполнение депутатом обязанностей в своем регионе может стать основанием для его отзыва. Иницииро вать отзыв народного избранника сможет как его собственная партия, так и сами избиратели. Решение об отзыве будет принимать Верховный Суд. Кроме того, депутат будет не-

медленно изгоняться из парламента, если решит перейти из рядов выдвинувшей его партии в другую политическую организацию.

ЦИК также предлагает отказаться от юридического оформления избирательных блоков. Помимо этого, в законодательных поправках, которые рассмотрит парламент, предполагается ужесточение процедуры регистрации кандидатов на выборные должности. Например, если среди подписей, собранных кандидатом в свою поддержку, количество недостоверных составит пять процент ов, то он будет снят с предвыборной гонки.

Итак, предложенные реформы имеют как достоинства, так и недостатки, но разве их можно избежать? В качестве примера можно привести мажоритарную систему относительного большинства, где победившая партия или кандидат фактически представляют меньшинство избирателей, ибо, получив большинство мест в парламенте, практически никогда не получает большинство голосов в целом по стране, происходит потеря избирателей, и таких примеров можно привести много. В настоящее время пропорциональная система применяется в Австрии, Эстонии, Латвии, Нидерландах, Швейцарии, Польше, Чехии, что свидетельствует о состоятельности этой системы. В отношении назначения губернаторов нельзя не отметить множество положительных моментов, в частности, на посту губернатора больше не будут появляться «случайные люди», губернатор будет осуществлять контроль силовых структур и пр.

В целом реформы направлены на сбалансированность в стране, чтобы обеспечить эффективное функционирование и решение задач, которые ставят перед властью граждане страны. Хотелось бы закончить статью словами Мао Цзэ-дуна: «Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу».

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.12. Политическое участие

4.12. Политическое участие

Политическое участие – 1) действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности (Дж. Нагель ); 2) «всякая деятельность, добровольно осуществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность» (М. Каазе ); 3) влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К политическому участию относятся собственно политические действия, а не поступки, которые могут вызывать политические последствия. Практические и целенаправленные формы политического участия характеризуются масштабностью и интенсивностью.

Теории политического участия

1. Теория рационального выбора: главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. Под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие, и участие индивида в политике возможно при условии, что возможные доходы от участия будут превышать издержки. Этот принцип получил название «максимизации выгоды».

2. Мотивационные теории политического участия: к наиболее общим мотивам политического участия относят идеологический (личность участвует в политической жизни, разделяя и поддерживая официальную идеологию общества); нормативный (поведение индивида основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации); ролевой (связан с социальной ролью, социальным положением индивида в существующей политической системе; чем ниже социальное положение личности, тем более вероятным становится ее радикальный настрой против существующей власти).

3. Теории социальных факторов политического участия: исследуется взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как уровень социально-экономического равенства и возможности социальной мобильности, стабильность и другие.

4. «Мичиганская модель» электорального участия (партийная идентификация избирателей формируется через политическую социализацию, главным агентом которой является семья).

5. Психологическая школа: делает акцент на мотивах и установках индивида.

Разновидностью активности субъектов, действия которых носят мотивированный характер, является политическое поведение – непосредственное взаимодействие участников политической деятельности.

Уровни и типы политического участия:

* Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.

* Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах и т. д.

* Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и других.

* Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.

* Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность.

* Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.

Типологизация политического поведения

1) По субъектам: индивидуальное; групповое; массовое.

2) По осмысленности действий: осознанные формы политического поведения, в основе которых лежат ценностные, рациональные и иные аналогичные мотивы; неосознанные, где мотивирование выведено из-под контроля сознания, а побуждения осуществляются низшими рефлекторными уровнями психики (аффектные действия, возникающие в толпе в качестве реакции на нестандартные ситуации).

3) По публичности действий: открытые (например, участие в выборах, манифестациях, митингах); закрытые формы (абсентеизм, политическая пассивность).

4) По соответствию действий официальным (господствующим) нормам политической системы: нормативные (законопослушание, лояльность, конформизм); девиантные, отклоняющиеся от предписаний, в том числе и патологические формы политического поведения (паника, истерия, маниакальные политические предубеждения).

5) С точки зрения преемственности политического развития: традиционные, характерные для данного общества, режима, менталитета; инновационные, вносящие новые черты в отношения субъектов власти между собой и с институтами власти.

6) С точки зрения доминирующего характера мотивации: автономные, в которых действия определяются самими субъектами; мобилизационные, где действия вызваны по преимуществу внешними по отношению к субъекту действий причинами.

7) По способам проявления: бунт; протест; массовое недовольство.

8) По продолжительности: длительные; кратковременные.

9) По направленности: конструктивное и солидарное как проявления политического участия; разрушительное; экстремистское;

10) По критерию легальности: конвенциональные (поведение, использующее законные либо отвечающие общепринятым нормам формы выражения интересов и влияния на власть: участие в выборах, лоббирование, финансирование избирательных кампаний, инициативные движения и др.) и неконвенциональные (незаконное либо противоречащее общепринятым политическим нормам поведение: протест, неповиновение государственной власти). Неконвенциональное поведение подразделяется на ненасильственные (митинги, марши протеста, пикеты) и насильственные виды (охватывают спектр действий от массовых беспорядков и порчи имущества до терроризма). Сознательный отказ подчиняться законам (а в исключительных случаях – отказ от уплаты налогов), проведение несанкционированных акций протеста, прекращение всякой деловой активности – все эти действия объединяются названием «гражданское неповиновение» (тактика массовых ненасильственных акций гражданского неповиновения была обоснована М. Ганди и М. Л. Кингом ).

К политическому участию относятся: а) действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов; б) пассивные формы политического поведения граждан; участие людей только в выборах представительных органов власти или только в решении местных проблем; профессиональные действия политиков.

Для политического участия граждан значение имеют объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества); субъективные условия (отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность).

Факторами, влияющими на политическое поведение, являются: пол, возраст, конфессиональная принадлежность, особенности первичной социализации, образование, семейное положение, социально-экономические условия, некоторые общие тенденции поведения отдельных электоральных групп и другие.

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т. п.) на деятельность политической системы.

Политический протест – разновидность негативного воздействия индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия властей, затрагивающие его. Источники политического протеста: слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, психологическая неудовлетворенность сложившимся положением вещей, а также отсутствие должной чуткости властей к текущим запросам населения. Чтобы придать протесту цивилизованную форму, в демократических государствах обеспечивается свобода слова, формируется институт оппозиции, который представлен деятельностью неправительственных партий и движений. В ряде стран оппозиция даже создает «теневые» правительства, которые постоянно оппонируют правящим структурам по всем важнейшим политическим вопросам, публикуя собственные оценки и прогнозы, планы и программы решения тех или иных проблем.

Наиболее радикальным проявлением политического протеста является политический экстремизм , который выражает приверженность в политике к крайним взглядам и действиям. Политический экстремизм – это всегда правовой нигилизм. Политический экстремизм – явление международного масштаба, он содержит опасность для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств, в целом для международной безопасности. Отличительной особенностью экстремизма в политической сфере общественных отношений является его способность синтезировать экстремистские проявления, происходящие в других областях жизни общества, придавать им политическую направленность.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм (уклонение от участия в политической жизни – в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т. п.; утрата интереса к политике и политическим нормам, политическая апатия). Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей. Причины абсентеизма: а) доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры; б) высокая степень удовлетворения личных интересов, что может вести к утрате интереса к политике; в) способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы порождает ощущение ненужности политики; г) чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений; д) распад групповых норм, утрата личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствие представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей различных субкультур, лиц с низким уровнем образования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Италия. Калабрия автора Кунявский Л. М.

Политическое и административное устройство В 1946 г. Италия стала pеспубликой, по конституции 1948 г. – парламентской республикой во главе с президентом (избирается на 7 лет), с двухпалатным парламентом – палатой депутатов и сенатом. С 1994 г. избирательная система в основном

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

4.13. Политическое лидерство Политическое лидерство – 1) постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на организацию, группу или все общество; 2) управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений; это руководящая должность;

автора Николаев Игорь Михайлович

Политическое развитие Функционировавшая в XVII в. система центральных и местных органов власти и управления, их структура сложились в основном уже в XVI в. Ключевые позиции во всех звеньях государственного аппарата продолжали удерживать феодальная аристократия и

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Политическое развитие В марте 1990 г. прошли выборы народных депутатов РСФСР, и в мае-июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР, который избрал Б.Н. Ельцина главой государства, Р.И. Хасбулатова – его первым заместителем. Был создан двухпалатный Верховный Совет. 12

Из книги Политика автора Джойс Питер

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ Политическое участие предполагает наличие у граждан возможности играть самостоятельную роль в политической жизни страны. Основным инструментом реализации принципа служит механизм выборов. В некоторых либеральных демократиях (в частности, в

автора Автор неизвестен

35. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ, ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ Политическое участие – это то, из чего складывается реальный политический процесс. Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, по-разному вовлечены в политический процесс. Исходя из

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

36. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В современной науке выделяют следующие основные подходы к трактовке лидерства: это разновидность власти, отличием которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человека или группа

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

40. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ С появлением государства и развитием политической организации общества возникает и развивается политическое сознание. Это та часть общественного сознания, которая имеет непосредственное отношение к политическим явлениям и

Из книги Энциклопедия юриста автора

Политическое убежище ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ - институт современного международного и внутригосударственного права - возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

автора Исаев Борис Акимович

Ж. Блондель. Политическое лидерство Лидерство так же старо, как человечество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в компаниях и университетах. Оно

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Раздел XIV Политическое поведение Политическое поведение – одна из центральных тем политической науки. На протяжении всей истории политической науки к ней обращались разные исследователи, представители самых различных политологических школ. В данном разделе

Из книги Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес автора Ролф Йенсен

Политическое самообслуживание Большая часть нашего времени принадлежит двум сферам - семье и компании. Однако многие тратят время нато, чтобы подвигвуть общество на что-нибудь - будь то на местном уровне или в национальном масштабе. Поскольку наша планета все больше

Из книги Индия. Юг (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Из книги Бразилия автора Сигалова Мария

Политическое устройство Бразилия – федеративная республика с многопартийной политической системой. Действующая Конституция страны была принята в обновленном варианте в 1988 г.Главы исполнительной власти – президент и вице-президент избираются на 4 года с правом

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Политическое устройство Республика Индия (хинди Bharat Ganarajya, Republic of India) – федеративное (sanghiya) государство.Конституция (Sanvidhan) Индии введена в действие 26 января 1950 г. Она установила в стране демократический (janvadi) режим и учредила в качестве формы правления парламентскую

Выборы - важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, кооперативах, акционерных обществах.

Выборы всегда связаны с голосованием, однако при всей близости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодический процесс избрания состава органов государства. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях.

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. В политических системах, основанных на принципах прямой демократии, на непосредственном участии граждан в принятии важнейших государственных решений, роль выборов сравнительно невелика. В условиях современных демократий выборы - их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп.

Функции выборов в условиях демократии

Влияние выборов на жизнь современных обществ разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции выборов:

Представительство разнообразных интересов населения;

Контроль за институтами власти;

Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли путем объединения большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров;

Легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента;

Расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами;

Перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования;

Политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия;

Генерирование программ обновления общества. Выборы дают возможность различным политическим силам представить собственное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в демократических политических системах, в которых сам избирательный процесс носит демократический характер.

Избирательный процесс

Главное социальное назначение демократических выборов - адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство. Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах. Во-первых, это принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе социальные, условия их демократичности. Эти принципы в совокупности и определяют характер избирательного процесса. Таким образом, избирательный процесс - это организация, механизм проведения выборов на основе существующего избирательного права.

Демократические принципы избирательного права включают:

1. Всеобщность - все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня доходов, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) право на участие в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах граждан государства только с определенного возраста, как правило, по достижению совершеннолетия. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или стране. Например, согласно конституции США, президентом страны может стать американский гражданин по рождению в возрасте не менее 35 лет и проживающий в пределах США не менее 14 лет.

В США вплоть до окончания Гражданской войны цветные американцы не участвовали в избирательном процессе за исключением незначительных групп.

2. Равенство - каждый избиратель имеет только один голос. Равенство избирательных прав предполагает примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели примерно одинаковый вес при избрании депутата, но на практике некоторые отклонения от этого принципа допускаются. Так, по избирательному закону ФРГ избирательные округа могут отличаться по численности населения на одну треть.

3. Тайна выборов - решение конкретного избирателя не должно быть кому-нибудь известно. Этот принцип действует применительно лишь к пассивному избирательному праву. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны.

4. Прямое (непосредственное) голосование - избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. Между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов.

В случаях, когда граждане выбирают лишь выборщиков или специальный орган, непосредственно избирающий кандидата, имеют место непрямые (косвенные) выборы. Такие выборы из-за деперсонификации, абстрактности выбора гасят интерес граждан к участию в голосовании и способствуют развитию абсентеизма. Они искажают волю избирателей в пользу крупных партий и блоков, поскольку на каждом уровне выборов теряются голоса, полученные партиями-аутсайдерами. В наши дни непрямые выборы используются редко. Например, выборы президентов в современном мире в основном осуществляются или на всеобщих прямых выборах, или парламентом страны.

Ответ студента (28.01.2011)

Понятие «политическое участие» характеризует все действия граждан (индивидуальные и на групповой основе), стремящихся повлиять на содержание политических решений органов власти в общенациональном масштабе или на местном уровне. Конкретными проявлениями политического участия являются: предвыборная агитация, участие в выборах органов власти, лоббистская деятельность, организационная работа в политической партии, участие в демонстрации, в митинге, поддержка партии или какого-либо кандидата денежными средствами, публикация статей в газете с целью повлиять на политическую ситуацию и др. Формы политического участия различаются: 1) по своей масштабности: это может быть как участие в решении глобальных вопросов общенационального масштаба, так и вмешательство в решение частых вопросов местного характера; 2) по степени интенсивности. В качестве крайних полюсов здесь выступают отчуждение от политики, полная аполитичность и деятельность профессиональных политиков. Потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависит от конкретной ситуации, политической системы и самого человека. На уровне политического участия сказываются такие личностные факторы, как образование, социально-экономическое положение, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации и др. Было бы нереалистично требовать от всех граждан равного политического участия. Но следует отметить, что длительная отчужденность от политики приводит к потере индивидом навыков ведения дискуссий, поиска компромисса, что создает в свою очередь предрасположенность к экстремизму. Причинами политической апатии могут быть низкий уровень развития личности, разочарование индивида в собственных возможностях повлиять на ход политического процесса, отсутствие интереса к политике и т.д.; 3. по мотивации политических действий: автономные и мобилизованные формы политического участия. При автономном политическом участии индивид действует самостоятельно, исходя из собственных побуждений. Мобилизованное участие предполагает чьё-то руководство, давление. Особым значением для политической системы обладает такая, обычно автономная, форма как политическое участие, выражающее политический протест. Политический протест представляет собой негативную реакцию индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия органов власти; 4) по отношению к действующим в государстве законам различают конвенциональные, т.е. легальные, соответствующие законам и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия. В настоящее время большую угрозу представляет такая форма неконвенционального участия как терроризм; 5) по степени осознанности: рациональные и нерациональные. В качестве примера нерационального участия можно назвать вандализм, насилие эмоционально возбужденной толпы, выражающей свое недовольство действиями властей. Наиболее оптимальной формой политического участия большинства населения являются выборы в представительные органы власти. 2. Выборы и электоральные системы Выборы в политической жизни представляют собой способ формирования органов власти с помощью выражения воли граждан в соответствии с законодательством. Выборы связаны с голосованием, но голосование может проводиться и без выборов, например, на референдумах. В условиях современной представительной демократии роль выборов особенно велика, они являются главной формой проявления суверенитета народа. При прямой демократии, когда все граждане принимают участие в выработке решений и управлении, что было, например, в античной Афинской республике, их роль значительно ниже. Выделяются следующие функции выборов: – артикуляция, агрегация и представительство интересов различных групп населения; – контроль над институтами власти (неугодные населению власти подлежат смене); – интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли; – легитимация и стабилизация политической системы; – расширение потоков информации между населением и властью; – перевод возможных конфликтов в русло упорядоченного мирного урегулирования; – политическая социализация населения, интенсификация его политического участия; – рекрутирование политической элиты; – содействие обновлению общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ и др. Выборы выполняют указанные функции, если они базируются на определенных принципах. К ним относятся принципы избирательного права и принципы организации выборов. Принципами избирательного права являются: – всеобщность (в выборах принимают участие все граждане); – равенство (каждый избиратель имеет только один голос); – тайна выборов (решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно). Принципы организации избирательного процесса: – свобода выборов, иными словами, отсутствие какого-либо давления на избирателей, кандидатов и организаторов выборов; этот принцип часто нарушается; – наличие альтернативных кандидатов; – состязательность, конкурентность; – периодичность и регулярность; – равенство возможностей политических партий и кандидатов. Главным регулятором процесса выборов является избирательная система, определяющая как общие принципы организации выборов, так и способы перевода голосов избирателей в мандаты и властные должности. Существует два основных типа избирательных (электоральных) систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся: а) на системы абсолютного большинства, когда победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% плюс один голос); б) системы относительного большинства, где для победы достаточно лишь опередить соперников. При этом важно, что победитель набрал количество голосов большее, нежели число избирателей, проголосовавших «против всех». В этом случае выборы объявляются несостоявшимися. При применении принципа абсолютного большинства, в случае, если ни один из кандидатов не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов. Мажоритарная система абсолютного большинства используется в России при выборе президента. Так, в выборах Президента РФ 14 марта 2004 г. приняло участие 64,39% избирателей, то есть более половины – в противном случае выборы считались бы несостоявшимися. Уже в первом туре В.Путин получил 71,31% голосов избирателей, то есть явно больше половины (остальные кандидаты на должность Президента РФ получили следующие результаты по итогам голосования: Н. Харитонов – 13,69%, С. Глазьев – 4,1%, И. Хакамада – 3,84%, О. Малышкин – 2,02%, С. Миронов – 0,75%. Против всех кандидатов проголосовали 3,45% избирателей, принявших участие в выборах. Во многих регионах, в частности в Белгородской области, мажоритарная система абсолютного большинства использовалась при выборе губернатора, главы администрации. За ныне действующего губернатора Белгородской области Савченко Е.С. проголосовало 25 мая 2003 г. 61,15% участвующих в голосовании. Его главный оппонент, представитель КПРФ В.П. Алтухов получил около 22%. В выборах участвовало 66,54% от общего числа избирателей. Все это дало возможность Е.С. Савченко быть избранным уже в первом туре. Мажоритарная система относительного большинства используется при выборах части депутатов в Государственную Думу, депутатов в региональные законодательные собрания. При пропорциональной системе распределение мандатов происходит пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными блоками. И та и другая система обладают как достоинствами, так и недостатками. Главным достоинством мажоритарной системы является учет мнения большинства избирателей. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, что обеспечивает стабильность политической системы. Недостатком ее является продолжение ее достоинств. Эта система не полностью учитывает мнение населения. Так, по существу, при формировании органов власти может быть не учтено мнение 49% избирателей. Пропорциональная система позволяет более точно учитывать мнение избирателей, она стимулирует многопартийность. Основным недостатком этой системы является то, что в условиях многопартийности понижается стабильность политической системы, порой трудно бывает сформировать правительство. Часто используется смешанная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной системы. Так, в России одна половина депутатов в Государственную Думу избиралась по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина – по пропорциональной. На следующих ближайших выборах в ГД РФ будет использована пропорциональная система для выбора всех 450 депутатов. Для преодоления возможной чрезмерной фрагментации выборных органов при использовании пропорциональной системы вводится определенный процентный порог: партия должна набрать определенное количество процентов голосов избирателей, чтобы быть представленной в выборный законодательный орган. В разных странах – этот процентный барьер различен. В России на выборах в Государственную думу он составил на прошедших выборах 5%, на следующих выборах поднимется до 7%. В Украине он составляет 4%. Есть страны, где как необходимый минимум законодательно закреплены 3 и 2 процента голосов избирателей. При выборах в Белгородскую областную думу части депутатов (18 из 35) по пропорциональной системе указанный барьер составит 5%. Для того, чтобы преодолеть процентный барьер, партии создают избирательные блоки. Примерами таких блоков на выборах в Государственную Думу в 2003 году были блок Партии возрождения России (лидер Г.Селезнев) с Партией Жизни (лидер С.Миронов), блок Партии справедливости с Партией пенсионеров. В избирательные блоки могут входить и представители различных общественных организаций. Следует отметить, что в соответствии с планируемым новым порядком выборов в ГД РФ избирательные блоки исключаются. Каждая партия должна выступать самостоятельно. Предполагается, что этот новый закон о выборах будет содействовать укрупнению партий. На выборах в Государственную Думу РФ в декабре 2003 года лишь три партии и одно избирательное объединение преодолели 5-процентный барьер: Единая Россия – 37,57% (в Белгородской области за неё проголосовали 33,54%), КПРФ – 12,61% (в Белгородской области – 15,64%), ЛДПР – 11,45% (в Белгородской области – 11,54%), избирательный блок «Родина» – 9,02% (в Белгородской области – 9,99%). Две партии, представленные в ГД в 1999-2003 гг., на последних выборах не преодолели 5-процентный барьер: «Яблоко» – 4,3% (в Белгородской области – 2,82%) и СПС – 3,97% (в Белгородской области – 1,64%). Аграрная партия России в Белгородской области получила голоса 5,65% участвовавших в выборах, но на федеральном уровне она имела 3,7%, что не позволило ей пройти в ГД. 4,7% избирателей, участвовавших в выборах, проголосовали против всех. В выборах прияло участие 60,7 млн. избирателей, это составляет 55,75% избирателей, включенных в списки для голосования. Исходя из результатов выборов по федеральным спискам «Единая Россия» получает 120 депутатских мандатов, КПРФ – 40, ЛДПР –36, а блок «Родина» – 29. По одномандатным округам в Белгородском округе № 64 избран депутатом ГД Г.Г. Голиков, получивший 65,28% голосов (второй результат у В.П. Алтухова – 18,24%). В Новооскольском округе депутатом ГД был вновь избран А.В. Скоч, которому оказали доверие 71,37% избирателей (второй результат у О.С. Кулишова – 12,63%). Смешанная избирательная система вводится в России и при выборах региональных законодательных собраний. Законом устанавливается, что не менее половины депутатов региональных законодательных собраний должно избираться по партийным спискам. Так, из 35 депутатов Белгородской областной думы 18 депутатов избирались по партийным спискам. Это делается для того, чтобы стимулировать партийное строительство на уровне регионов и для структурирования этих законодательных собраний (образования фракций). Если во областной думе Белгородской области II созыва была лишь фракция компартии, а в думе III созыва, избранной в 2001 г., лишь в январе 2005 г. появились фракции «Единой России» и Аграрной партии, то в думе IV созыва, избранной в 2005 г. появилосm сразу 4 фракции. Это фракция партии «Единая Россия» (она в голосовании по партийным спискам получила 52,77% голосов избирателей области), фракция КПРФ, состоящая из 4 депутатов (18,47%), фракция ЛДПР (6,74% и 2 депутатских места), фракция партии «Родина» (6,41% и 1 депутатское место). Партии играют важную роль при формировании выборных органов власти. Но на сегодняшний день победу на выборах чаще обеспечивает доступ к средствам массовой информации, а не численность партийных организаций. Борьба за власть смещается в область информационных технологий. В наши дни никакая идея и программа не будут иметь почти никакого значения, если они не транслируются СМИ. Растет также значение денег на выборах. Деньги нужны и для проведения избирательной кампании, и как гарантия возможности оказания помощи жителям региона, где избирается депутат или будущий руководитель региона. Типичным примером этого являются выборы губернатором Чукотки российского миллиардера Р. Абрамовича. Очень велика роль так называемого административного ресурса, то есть влияния на ход выборов действующих органов власти. Эти органы власти могут оказывать скрытую поддержку одним кандидатам (партия) и оказывать противодействие другим. Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) выдвижение кандидатов; 2) агитационная кампания; 3) голосование; 4) подведение итогов.

Ответ студента Александр из группы Ю 56-10

Выборы являются основополагающей формой политического участия в демократии. Без выборов демократия немыслима, ибо благодаря выборам определяется политическое руководство страны на федеральном, земельном и коммунальном уровне. Выборы представляют собой самый эффективный инструмент политического контроля: если избиратели недовольны политикой правящих сил, они могут проголосовать за их отстранение и вызвать тем самым смену власти. Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях. Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти. Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий между ними есть существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов власти. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.и. Выборы и демократия Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и проч. В условиях современных демократий выборы - это стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих людей, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике соответствующих организаций. Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека. Степень и характер включения личности в политическую жизнь непосредственно определяется значимыми для нее причинами, факторами участия. Последние крайне разнообразны и напрямую связаны с ролями, которые индивиды играют в политической жизни. «Роль», по Г. Алмонду - это разновидность («часть») политической деятельности, свидетельствующая о том, что индивид может быть избирателем, активистом партии, членом парламента и т.д. И при этом каждая политическая роль имеет свою функциональную нагрузку, предполагающую соответствующие возможности и обязательства (ответственность) личности перед государством (партией, обществом). Понимание факторов политического участия играет принципиально важную роль в толковании его природы и роли индивида в политике. В самом общем плане факторы политического участия тра­диционно рассматриваются через два его глобальных механизма: принуждение, которое делает упор на действии внешних по отношению к индивиду сил, в том числе на разумность власти и ограниченность необходимых для самостоятельного участия в политике свойств индивида (Т. Гоббс), а также интерес, который, напротив, ориентируется на внутренние структуры действия индивида и сложную структуру личности (А. Смит, Г. Спенсер). Так, в XIX в. основное внимание уделялось надличностным, объективным факторам, например, наличию институтов, тем или иным социально-экономическим условиям жизни людей, духовной атмосфере общества и другим аналогичным показателям, которые должны были дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, что заставляет человека включаться в отношения с публичной властью. В своих крайних формах эта социальная детерминация растворяла личность в общественных отношениях, делала ее безликим исполнителем воли класса, нации, государства. В нынешнем же столетии, наряду с признанием определенного значения общественных норм и институтов, основной акцент делается главным образом на субъективные факторы, на характеристику индивидуальных воззрений, психологические состояния конкретных лиц, наконец, на культурные традиции и обычаи населения. Сложилась даже парадигма «автономного человека» (А. Горц, О. Дебарль), основывавшаяся на признании несовпадения публичных норм и институтов с мотивациями конкретной личности, что якобы обусловливает принципиальную неспособность науки адекватно раскрывать подлинные причины политического участия личности. Такая гиперболизация индивидуального начала превращает политику в совокупность спорадических, случайных поступков личности. В современной политической мысли принято различать предпосылки (условия) и факторы (непосредственные причины, обусловливающие действия индивида) политического участия. К первым относятся материальные, политико-правовые, социокультурные и информационные отношения и структуры, которые создают наиболее широкую среду для различных проявлений индивидуальной активности. В границах этой среды складываются те главные причины, к которым можно отнести макро- (способность государства к принуждению, благосостояние, пол, возраст, род занятий) и микрофакторы (культурно-образовательный уровень человека, его религиозная при­надлежность, психологический тип и т.д.) политического участия. Каждый фактор способен оказывать решающее влияние на те или иные формы политического участия людей, в зависимости от временных и пространственных условий их жизни. Но наибольшее значение в науке придается психологическим состояниям личности, например, ощущению угрозы своему общественному положению (Г. Лассуэлл); рациональному осознанию своих интересов и завоеванию нового статуса (А. Лэйн); желанию жизненного успеха и общественного признания (А. Доунс); пониманию общественного долга и реализации собственных прав, страху за самосохранение в общественной системе и т.д. В сочетании различных факторов и предпосылок выявлены определенные зависимости. Например, данные разнообразных и долголетних социологических наблюдений показывают, что чем богаче об­щество, тем больше оно открыто к демократии и способствует более широкому и активному политическому участию граждан. Более образованные граждане чаще других предрасположены к участию в политической жизни, у них сильнее развито чувство восприятия эффективности своего участия, и чем больше у таких людей доступ к информации, тем больше вероятности, что они будут политически активными (В. Кей). Вместе с тем анализ политических процессов в демократических странах выявил и то, что неучастие является показателем не только пассивности или убежденности граждан в том, что их голос ничего не изменит, но и уважения и доверия людей к своим представителям. Так, во многих демократических странах Запада широкие возможности контроля общественности за правящими кругами, традиции публичной критики действий властей в СМИ, отбор профессионально подготовленных лиц для руководства и управления снижает степени повседневной вовлеченности граждан в политический процесс. Иными словами, в условиях высокой гарантированности своих политических и гражданских прав люди весьма рационально относятся к формам участия в политике, доверяя правящим кругам осуществлять повседневные функции по управлению государством и обществом и оставляя за собой право контроля и оценки их деятельности на выборах и референдумах. Одновременно политическая практика XX в. дала и множество примеров «кризиса личности в политике», выражающегося в распространении насилия и террора или таких явлений, как коррупция, неповиновение граждан закону и т.д. Широкое распространение и воспроизводство таких форм политического участия многие ученые связывают с кризисом базовых демократических ценностей, нарастанием интенсивности жизни в крупных городах, негибкостью политических форм для самовыражения все более усложняющейся личности, нарастанием отчужденности индивида, кризисом прежних форм его договора с государством и т.д

Ответ студента (26.03.2013)

Выборы - способ формирования органов государственной власти или наделения полномочиями должностного лица посредством голосования управомоченных лиц, при условии, что на каждое место в органе государственной власти (должность) могут претендовать два и более кандидата. Не будем забывать, что помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. Выборы представляют из себя мирный способ разрешения конфликта, который постоянно существует в обществе, где различные группы претендуют на лидерство. Главная идея выборов - наиболее полно и достоверно отразить волю народа, обеспечить проявление народного суверенитета. Выборы в демократическом обществе отличаются следующими признаками: 1. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с 18 лет. Это своего рода ограничение принципа всеобщности избирательного права - ценз. Существуют и другие цензы. Возрастной ценз для права быть избранным в органы власти - он нередко выше 18 лет. Так, Президентом РФ может стать гражданин не моложе 35 лет. Имущественный ценз - обладание имуществом или доходом определенной ценности. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог. Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины. 2. Альтернативность выбора, что предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. 3. Равные права избирателей, что предполагает, равное количество голосов для всех избирателей и что от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов. Принцип равенства избирателей соблюдался не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи формировалась по сословному принципу. От разных по количеству избирателей сословий избиралось одинаковое количество депутатов. В некоторых государствах допускаются отклонения от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить мест в представительных органах. Так, в Бангладеш 30 мест в парламенте из 330 зарезервировано для женщин. 4. Равные права кандидатов. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. 5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях. 6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей. Для демократических выборов характерно то, что никто не знает, за кого голосует конкретный избиратель. Тайна голосования необходима, для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы - тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм (неявка избирателей на выборы) стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть еще один негативный аспект - при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании составляет 25% на парламентских выборах и 50% - на выборах Президента). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию избирательного процесса. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах введен институт обязательного участия в выборах. В политической системе общества выборы выполняют целый ряд значимых социально - политических функций. Среди них политологи традиционно выделяют следующие. Во - первых, выборы представляют собой такой политический институт, который позволяет отдельным гражданам и социальным группам сформулировать свои требования, отвечающие их реальным либо мнимым интересам, а в ходе предвыборной кампании обеспечить поддержку действиям тех политических лидеров, позиции и взгляды которых соответствуют запросам большей части общества. В этом смысле выборы в демократическом государстве принимают вид особого политического рынка, где претенденты на властные роли обменивают свои программы, платформы, обещания на полномочия, делегируемые избирателями. Во - вторых, выборы выступают одним из механизмов разрешения политических конфликтов, поскольку на выборах продолжается, как правило, ненасильственная, конкуренция различных, а порой и противоположных интересов, а общество в виде избирателей выступает своеобразным судьей, разрешающим данный конфликт. В этом качестве выборы по форме и содержанию противостоят радикальным насильственным методам политической борьбы. В - третьих, выборы предстают надежным средством легитимации политического режима, так как способствуют вовлечению, организации населения в избирательные объединения, отдельные политические партии и иные общественно - политические организации, выступают в качестве демократической основы признания и поддержки избранных лидеров и властных институтов, по мере того, как формируются и действуют разного рода каналы коммуникации и взаимодействия с избирателями. К функциям выборов также следует отнести политическую социализацию населения, поскольку реализация избирательных прав граждан, создание предвыборных организаций, широкое применение СМИ для агитации и пропаганды, а также партийных программ и платформ в той или иной степени прямо или косвенно способствуют как политическому просвещению широких масс, так и создают условия для активного вовлечения граждан и их объединений в политический процесс. Организационным компонентом избирательных систем является избирательная процедура - комплекс правил, установленных государством, регламентирующих организацию и проведение выборов. От избирательной процедуры следует отличать избирательную кампанию, под которой понимают действия непосредственных участников выборов: выдвижение кандидатов, разработка предвыборных программ, агитация и т.п. Выборы - сложная совокупность общественных отношений, которую можно представить в виде чередующихся во времени стадий единого процесса. Политическая борьба в этот период времени строго регламентирована, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны стремящихся к власти лиц. Выделяют следующие стадии избирательного процесса: Назначение даты выборов. Дата выборов назначается уполномоченным органом (например, президентом, премьер-министром) в соответствии с законодательством страны. В некоторых странах дата выборов прямо указывается в Конституции или в законе. Установление избирательных округов и избирательных участков. Создание избирательных органов. Для организационного руководства избирательным процессом обычно создают: центральный избирательный орган, территориальные (окружные) избирательные органы, участковые комиссии Регистрация избирателей. Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков. На данной стадии определяется круг лиц, из которых будут избраны президент, сенаторы, депутаты. Выдвижение кандидата возможно несколькими способами: - самовыдвижение; - выдвижение группами избирателей. Обычно кандидатов выдвигают трудовые коллективы, жители какого-либо населенного пункта, территории. Они проводят собрание, на котором ведется протокол и ставят подписи в поддержку кандидата; - выдвижение политическими партиями и иными общественными объединениями. Зарегистрированная в соответствии с законом партия вправе выдвигать своих кандидатов, а при пропорциональной избирательной системе партии формируют списки кандидатов от своей партии. Агитационная кампания. Она включает в себя работу кандидатов (партий) и активно поддерживающих их групп по убеждению избирателей в необходимости проголосовать за этого кандидата или партийный список. Для убеждения избирателей используются средства массовой информации, проводятся встречи с избирателями, расклеиваются листовки, плакаты, транспаранты, проводятся различные акции (массовые шоу, раздача партийной символики и т.п.). Все это требует значительных денежных средств, которые предоставляются добровольными пожертвователями, выделяются партиями и даже государством. Голосование. Технически голосование производится различными способами, например: поднятием рук (в небольших поселениях, при выборах органов местного самоуправления); на бумажных бюллетенях для голосования (самый распространенный способ), когда напротив фамилии выбираемого кандидата ставится какой-либо знак; с применением электронных машин. В большинстве стран избиратель голосует непосредственно за кандидата (прямые выборы). В некоторых странах, (например, на выборах президента США) сначала граждане избирают выборщиков, которые потом отдают свои голоса за того кандидата, за которого им поручено голосовать гражданами (косвенные выборы). Подсчет голосов и установление итогов голосования. Окончательное определение и опубликование результатов выборов.Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности. При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который получил голосов избирателей больше, чем любой из его соперников. Система проста, т.к. она обеспечивает победу одной партии даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство населения страны (остальные голоса заберут другие партии) и правительство, которое сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос). В случае, когда ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата, добившиеся лучших результатов. Во втором туре достаточно получения относительного большинства голосов. В нашей стране такая система используется при выборе президента России. Выделим положительные моменты мажоритарной системы: - непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты; - отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии; - способствует установлению двух- или трехпартийности; - способствует при парламентской форме правления формированию стабильного кабинета министров, опирающегося на парламентское большинство. Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий. Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской форме правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства, или не может его создать, вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить этот недостаток, вводя "избирательный порог" - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Например, в России этот порог составляет 5%. голосов избирателей. Положительными моментами этой системы выборов является то, что она позволяет представить интересы больших групп избирателей, чем при одномандатной мажоритарной системе; стимулирует создание партий. Но у этой системы есть слабые стороны: - отсутствие тесной связи кандидата в депутаты с избирателями; - зависимость депутата от партийной фракции в парламенте; - порождает большое число фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего. Идеальной избирательной системы не существует. В ряде стран пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют смешанную систему, сочетающую элементы пропорциональной и мажоритарной систем. Например, при выборах в Государственную Думу РФ половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина - на основе системы пропорционального представительства политических партий и по общефедеральному избирательному округу.



Статьи по теме