Журнальный зал. Н. Наседкин. Возвращение поэта-Вячеслав Богданов Вячеслав богданов биография
Вячеслав Алексеевич Богданов
Богданов Вячеслав Алексеевич (24.09.1937, д. Васильевка Мордовского р-на - 11.07.1975, Москва)
Биографические сведения
Поэт. Первые стихи написал на Тамбовщине. Работал на Урале в Челябинске. Там же руководил литературным объединением. Переехав в Москву, сотрудничал в прессе. Автор сборников стихов «Перезвон» (1972), «Звено» (1973), «Светунец» (1974) и других. Много произведений написал о Тамбовской земле. В 1997 г. вышли книги «Встреча», «Возвращение», в 2004 г. - «Она всегда неповторима - Русь!». На Тамбовщине проводятся Богдановские чтения с 1997 г. Администрация Мордовского района учредила в 1998 г. премию «Светунец» имени В.А. Богданова. В Мордово создан музей поэта, установлен его бюст, его имя носит местная библиотека. Тамбовские композиторы О. Егорова, Л. Казанков написали музыку на стихи земляка.
Памятные места
Д. Васильевка Мордовского района (1937-1950-е гг.).
Источник: «Литературная карта Тамбовской области». Проект подготовлен ТОГУК ТОУНБ им. А.С. Пушкина.
Вячеслав Богданов в Подмосковье
Богданов Вячеслав Алексеевич (24.09.1937, дер. Васильевка Тамбовской обл. – 11.07.1975, Челябинск), поэт, чл. СП СССР (1969). В 1953 приехал в Чел., вместе с В. В. Сорокиным обучался в фабрично-заводском училище. Более 15 лет работал слесарем-монтажником на металлург. заводе. Армейскую службу проходил в танк. войсках. Писать стихи начал в юности. Первое стих. Б. опубликовал в 1956 в газ. “Комсомолец” (см. “Команда”). Занимался в лит. объединении “Металлург”, св.10 лет, до последнего дня жизни, руководил им. Лит. наставником Б. был В. Д. Федоров, оказавший большое влияние на поэта. В 1964 в ЮУКИ вышла 1-я книга стихов Б. “Звон колосьев”, затем в теч. 10 лет еще 6 книг. В 1969 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького. Творчество Б. высоко оценили Б. А. Ручьев, В. Ф. Боков. Стихи и поэмы поэта публиковались в ж. “Сибирские огни”, “Урал”, “Уральский следопыт”, “Молодая гвардия”, “Москва”, “Наш современник”, в различных сб-ках и альманахах. Неожиданная остановка сердца оборвала жизнь поэта, но его книги продолжают издаваться. К 60-летию со дня рождения Б. в Чел. вышел сб. воспоминаний о нем “Верность”. В память о Б. в 1980-х гг. был назван поэт. клуб “Светунец” (по назв. последней прижизненной книги поэта) при Чел. отделении Союза писателей России.
А. К. Белозерцев
Источник: Энциклопедия "Челябинск". (Челябинск: Энцикл. / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. - Изд. испр. и доп. - Челябинск: Каменный пояс, 2001. - 1112 с.; ил. ISBN 5-88771-026-8)
Богданов Вячеслав Алексеевич - поэт.
Родился в семье потомственных крестьян. Отец погиб на фронте под Курском в 1942. Мать одна растила троих детей.
В 1953 по набору в школу ФЗО Богданов уехал учиться в Челябинск. Здесь познакомился с В.Сорокиным. Вместе с ним пришел в 1957 в литературное объединение «Металлург», где встретился с поэтами М.Львовым, Л.Татьяничевой, Б.Ручьевым. Богданов проработал 15 лет на Челябинском металлургическом заводе.
Стихи начал писать еще в школе, первые публикации - в газете «Пионерская правда», затем в 1957 в газету «Комсомолец» и «Челябинский рабочий».
С 1965 и до конца своей жизни руководил литературным объединением «Металлург».
В 1966 был участником Кемеровского семинара писателей, организованного ЦК ВЛКСМ и СП России. Семинар вел поэт Вас.Федоров, который рекомендовал его в члены СП (принят в 1969).
В 1970-72 учился на Высших литературных курсах, в семинаре А.Межирова.
С 1972 продолжил руководство литературным объединением и был избран в редколлегию журнала «Урал».
Богданов заявил о себе первой книгой «Звон колосьев», изданной в Челябинске в 1964. «У Богданова остро и ярко прозвучал мотив неделимого родства деревни и города, неделимости, опирающейся на трудовые истоки, что и придает его стихам масштабность мировосприятия, исключает тематическую локальную ограниченность. Отсюда рождаются зрелые и точные строки» (Кузин Н.- С. 158).
«Я - ошпарен мартеновским зноем / И степными ветрами продут» («В отпуске»). В книге «Звон колосьев» проявились многие грани таланта Богданова, его стержневые темы. Здесь звучат имена его учителей: «Вновь Кольцов, Есенин и Никитин / Завели со мною разговор» («Любимые поэты»); «Напружинились мускулы, / Пали наземь цветы... / Вот где, душенька русская, / Упокоилась ты...», «Что ж, такое случается, / Так устроен наш свет... / Жизнь его не кончается, / Если умер поэт» («На Ваганьковском кладбище»).
Естественно и трогательно-нежно звучат стихи о любви: «Письмо к любимой», «Вечером» и др. «Не пускай в свое сердце досаду, / Пусть дороги к тебе далеки, / Ты всегда, словно тень моя рядом, / Лишь подать не сумеешь руки» («Письмо к любимой»). В небольшой автобиографичной поэме «Тропою детства», вошедшей в первую книгу, Богданов раскрывает трагедию войны, тяжесть, опустившуюся на женские и детские плечи. Он затрагивает тему послевоенного сиротства, тему вынужденного отлучения деревенской молодежи от земли, от материнского порога: «Город, город! / Что же ты наделал? / У деревни молодость украл» («Васильевские вечера»).
В 1968 в Челябинске выходит второй сборник стихов Богданова - «Голубой костер». Книга пронизана любовью к большой и малой Родине, к человеку, к труженику, в неразрывной связи с голосом русской природы. Здесь печаль и радость, любовь и тоска, патриотизм и долг, гордость и слава. Богданов-поэт добр, нежен, открыт и очень патриотичен. «Я в мир пришел творить, а не рыдать / Века и так к нам на слезах приплыли» («Русь»). Своим успехом эта книга обязана прежде всего поэме Богданова «Звено».
В этой книге есть посвящение Н.Рубцову, с которым Богданов познакомился в начале 1960-х. Дружба двух поэтов была душевная и доверительная. В стихотворении «Раздумье» Богданова, обращаясь к Н.Рубцову, говорит: «Только знаю, что в час свой последний / Мне в деревню захочется, друг...» Многие стихи с трогательной нежностью воспевают раздолья родных мест, душевное богатство односельчан, у которых впервые учился добру, справедливости и благородству. «По крови хлебороба наследник, / По труду своему - металлург / <...>/ Я запел бы о городе песню, / Да деревню обидеть боюсь. / Ты, деревня, прости, / Дорогая, / Город стал мне хорошим отцом. / Я меж вами стою / И не знаю - / Ну к кому повернуться лицом?!» («Раздумье»). «Патриотические раздумья в поэзии Богданова совершенно лишены риторизма и дидактики - они органичны во всех стихах, как органичен и целостен его поэтический мир, вмещающий в себя и эмоциональную насыщенность чувств, и напряженную порывистость размышлений, и густую метафоричность ассоциативного видения» (Кузин Н.- С. 159).
Третий сборник стихов Богданова «Гость полей» вышел в Москве в 1970. Несмотря на то что Богданов в это время широко печатался в журналах и газетах: «Сельская молодежь», «Волга», «Урал», «Сибирские огни», в газете «Литературная Россия» и в областных и районных газетах, в этой книге он впервые выходит к читателям страны со своими лучшими произведениями.
В сборнике «Перезвон» (1972) поэт заявлял: «Еще мне рано подводить итоги. / И впереди и солнце, / И гроза / <...> / Река, / Река - степное откровенье. / Круты, как жизнь, / Излучины твои. / Я жду в судьбе / Великого мгновенья, / Вложи мне в грудь / Извечное стремленье / И луговою ширью напои...» («Дума»). В книге говорится о нашей истории, о памяти, о судьбе русского народа, о перезвоне веков, поколений. «Среди лугов река уходит криво. / Листает волны ветер-суховей. / Приду к реке / И сяду у обрыва, / На краешке у памяти своей» («Дума»). «Береза там, как белая молва / О людях тех, / Что на земле гостили. / А по крестам / Стекает синева / И закипает травами густыми» («Покой»). «Он пытался понять, что такое Россия, что такое русский человек. И самое главное - что делать дальше» (П.Проскурин).
Богдановым написано немало прекрасных стихов большого лирического накала: «Дорога», «Стог», «У летней воды», «День встает и высок и размашист», «Наедине с полями», «Голубой костер».
«Смею утверждать, что лучшие стихи Богданова о земле, о деревне, можно поставить в авангард отечественной лирики наших дней - рядом с поэзией Н.Рубцова, А.Жигулина, В.Соколова. Глубокие мысли, яркая образность, одухотворенность, точное чувство многоцветности и многомерности русского слова со всей незаурядностью проявились у Богданова как раз в стихах о материнской родине - родной земле, родной природе, родной деревне» (Кузин Н. - С.159). В книге «Светунец» (1973) Б. впервые опубликовал поэму «Рождение». В ней он говорит о тяжелой судьбе русской женщины-матери, о неустроенном детстве их детей, о переживаниях их. «Мужьям за подвиг - памятники ставят, /А жены - тяжесть подвигов несут».
Седьмая книжка «Избранная лирика» (Челябинск, 1975) вышла за 2 месяца до гибели Богданова. Последнее стихотворение этого сборника «Желание», посвященное В.Сорокину, говорит о предвидении скорого ухода из жизни: «За какими делами захватит / Час последний в дороге меня? / Я б хотел умереть на закате / На руках догоревшего дня».
Боль и думы за Россию, Русь наполняют весь сборник «По жгучим волнам ветра и зари / Былого эхо возвратилось с болью. / А в небе месяц соколом парит, / И я иду на праведное поле» («На Бородинском поле»). «Обжитый мир под солнцем, под луной / И под лучами звездными косыми, / Где дух веков кружится надо мной / И распахнулся далями России» («Русь»).
На родине поэта открыт его музей, утверждена литературная премия «Светунец», ежегодно проводятся Богдановские чтения, в 2003 установлен памятник. На стихи Богданова уральскими композиторами Е.Еременко и Л.Казанковым написано несколько песен.
«Вяч.Богданов принадлежал к тому поколению крестьянских детей, которые с неимоверными усилиями, преодолевая нужду, лишения, безотцовщину, не имея опоры на знатных родителей, на семейные традиции, вышли из простонародья и стали в 1960-е годы настоящими творцами великой культуры: Н.Рубцов, А.Вампилов, В.Шукшин, В.Белов, В.Распутин, В.Сорокин, А.Передреев, композитор В.Гаврилик - это далеко не полный ряд славных имен, в числе которых имя Богданова занимает достойное место» (Куняев С. - с.9-10).
В.М. Сошин
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 245-247.
Далее читайте:
Вячеслав БОГДАНОВ. «Я живу на озерном Урале…» 08.10.2012
Звено М., 1973;
Светунец. М., 1974;
Избранная лирика. Челябинск, 1975;
Возраст. М., 1977;
Самое дорогое. Челябинск, 1982;
Чистые снега. Челябинск, 1986;
Возвращение: СС: в 1 т. М., 1997,
Верность. Челябинск, 1997,
Встреча. Тамбов, 1998.
Звон колосьев. Ч., 1964;
Литература:
Верность: О жизни и творчестве известного русского поэта В. Богданова: [сб статей]. Челябинск, 1977. - 192 с., ил.;
Кузин Н. Неотъемлемая часть // Урал. 1977. № 3.
Кузин Н. В синем цехе огня и добра // Кузин, Н. В синем цехе огня и добра / Н. Кузин. - М., 1978. - С. 195–202.
Кузин Н. Неотъемлемая часть // Урал. 1977. №4. С.158-160;
Куняев С. Поэты, рожденные перед войной // Материалы научно-практической конференции, посвященной 65-летию Вяч.Богданова, «Сын земли российской по закону...». Тамбов, 2002 С.9-10;
Маршалов Б. Чувство поэзии // Челябинский рабочий. 1982. №158;
Маршалов Б. [Послесл.] // Богданов В. Возвращение. М., 1997. С.324-330;
Полякова Л.В. Гость полей / Л.В. Полякова // Октябрь. - 1971. - № 12. - С. 218–219.
Сорокин В. О друге // Богданов В. Самое дорогое. Челябинск, 1982;
Сошин В. Возвращение поэта / Владимир Сошин // Поэтический Олимп. - М., 2003. - С. 337–343.
Сошин Б. Вячеслав Богданов // Роман-журнал. XXI век. 2004 №3. С.78.
«Сын земли российской по закону…»: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию со дня рождения поэта Вячеслава Богданова / Сост. Е.В. Комягина и Л.И. Пучнина. - Тамбов: ТОИПКРО, 2002. - 66 с.
Федоров В. Комментарии на полях // Сел. молодежь. 1966. № 11;
Маршалов Б. Звено единства // Каменный пояс: Лит.-худож. и обществ.-полит. сб. Ч., 1975;
Чалмаев В. Утренняя смена // Поэзия. 1971. №5. С.51;
Вячеслав Богданов в своих стихах предстаёт перед нами человеком собранным, цельным и духовно содержательным, а как поэт — с безусловной одарённостью и редкой нравственностью, что и решает, в общем-то, судьбу художника: талант и воля к честности, к справедливости, к совестливости, к труду, положенному на порог отчей избы, земли русской.
Богданов был очень русским человеком и беспощадным поэтом русским был. Его не сомневаясь надо ставить в тот золотой круг русских авторов, рано и трагически распрощавшихся с жизнью, в круг Дмитрия Блынского и Николая Анциферова, Анатолия Передреева и Николая Рубцова.
Сельский паренёк с Тамбовщины, он явился в 1953 году на Челябинский металлургический завод, где сформировались его взгляды на призвание. Вячеслав стал знаменитым поэтом на Урале, а погиб в Москве в 1975 году.
Рыжий берег травою окутан,
Здесь ничьи не остались следы.
Я не знаю, он взялся откуда,
Этот камень у чёрной воды.
Мы не можем и не сможем никогда указать пальцем, через какой чёрный камень «запнулась» и не перешагнула краткая стезя поэта, камней чёрных на пути не только русского поэта, но и русского народа — много, потому поблагодарим Вячеслава Богданова за сотворённое: оно прекрасно, искренне, оно — живое существо, то цветком расцветёт в душе у нас, то слезою матери русской очи нам освежит…
Вячеслав Богданов, друг мой первый, если бы он чуток пожил бы, пожил бы ещё чуток — ведь лишь приготовился, лишь в полный рост поэта распрямился!..
Но он возвращается к нам светлый, русский, добрый и неповторимый, как его отчий край, как его Россия, родина наша, зовущая и лебединая.
Вячеслав Богданов — настоящий поэт. А настоящий поэт — гневный, но добрый, внезапный, но мудрый, трудный, но прекрасный!
Господи, ну обереги его слово на путях грозных! Сбереги и дай простора ему.
Валентин СОРОКИН
В синем цехе
Только утро разбрезжится синью,
Торопливо уйду со двора.
Я работаю в цехе Россия,
В синем цехе красы и добра.
Пусть дороги круты, словно годы.
Глубине поучусь у сохи.
Мне, рабочему парню завода,
Так нужны, до зарезу, стихи.
Петь так петь! Чтобы слабый с постели
Встал и небо подпёр головой,
Чтобы люди от песни добрели,
Заполнялись глаза синевой.
Но пока только вёрсты да вёрсты,
Да горит мой дорожный костёр,
Да летят полуночные звёзды
В голубые ладони озёр.
И дрожит молодая осина,
Что погреться пришла у костра...
Я работаю в цехе Россия,
В синем цехе красы и добра.
Родимый дом
Н.Тряпкину
К дверям забитым я зимой приеду,
Замочный ключ до боли сжав в горсти.
И улыбнусь хорошему соседу,
И попрошу мне клещи принести.
Я в дом родной вернусь не блудным гостем!
И, как любовь,
Я ключ к нему сберёг.
И под рукой
Застонут длинно гвозди
И упадут, как слёзы, на порог…
И тишина мне бросится на плечи,
А голуби забьются под стреху.
Трубу открою в стылой русской печке
И, словно память, пламя разожгу!
Где Бог сидел — снежок набила вьюга.
И, осмотрев на карточках родство, —
Я вместо Бога
Сяду в правый угол,
Огонь в печи приняв за божество!
Дыши высоким пламенем, солома!
Пускай деревня видит наяву,
Как мой поклон —
Дымок над отчим домом —
Всему, чем я страдаю и живу!
Раздумье
Н.Рубцову
Эту жизнь я люблю,
Как вначале.
Ты веди меня, сердце,
Веди.
Тридцать лет у меня за плечами,
Сколько будет ещё впереди?
По дорогам ни дальним,
Ни близким
Не терял я впустую
Ни дня.
Видно, как беспокойною искрой
Наградила Россия меня.
Только трудно одно перенесть мне,
Хоть в родные края не вернусь,
Я запел бы о городе песню,
Да деревню обидеть боюсь.
Ты, деревня, прости,
Дорогая,
Город стал мне хорошим отцом.
Я меж вами стою
И не знаю —
Ну к кому повернуться лицом?!
Чтобы жить мне, не ведая горя,
Чтобы сердце не рвать пополам,
Я хотел бы уральский мой город
Передвинуть к тамбовским полям.
По крови хлеборобов наследник,
По труду своему — металлург…
Только знаю, что в час свой последний
Мне в деревню захочется, друг.
Памяти поэта
И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу…
Всё же песнь отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу.
С.А. ЕСЕНИН
Улеглась в гостинице гульба,
Жёлтый мрак качался в коридоре.
Как смогла ты,
Подлая труба,
Удержать такое наше горе?!
Не вино сдавило вдруг виски,
Не метель,
Что выла, словно сука, —
Это пальцы подлостей людских
Прямо к горлу подступили туго.
Спал подлец,
Напившись в кабаке,
Над поэтом зло набалагурясь…
Смертный миг…
Лёд треснул на Оке…
Только мать на всей Руси проснулась…
Что же ей почудилось тогда?
Может быть,
Взаправду увидала,
Как с небес
Горючая звезда
На крыльцо морозное упала.
И зажгла зарю в селе звезда.
Мать у русской печки суетилась.
По снегам глубоким,
Как беда,
Весть на санках к дому подкатилась.
Рухнул месяц с голубых высот.
И берёзы
В дымной круговерти,
Словно петлю,
Рвали горизонт
Во Владимире
С.Никитину
Здесь Русь моя на все четыре стороны
В зелёной вьюге
Вешнего огня.
Зубчатыми лобастыми соборами
Устало смотрит древность на меня.
Пусть опустели башни колокольные,
И ржавь легла от вековых ветров.
Но слышу я: идут на битву воины
Под перезвон седых колоколов.
Лежат равнины,
Росами омытые,
И Русь моя огнём озарена.
Дрожит земля под конскими копытами,
И на крестах распята тишина.
Я слышу гром
И стон за перелесками,
А у Кремля
Рыдающий народ.
О, дайте мне
Доспехи князя Невского
И верный ключ
От Золотых ворот…
Стог
— А кой тебе годик?
— Шестой миновал.
Н.А. НЕКРАСОВ
Тяжёлый год. Нетопленная печь.
Глухая ночь,
А в доме — ни полена.
Над стогом месяц высится,
Как меч.
Крадусь в степи,
Как будто бы из плена.
Огонь в избе объездчика потух…
И не страшны мне ни погост,
Ни волки…
Лишь скрип салазок напрягает слух,
Торчит стерня,
Острее, чем иголки…
Я стогу в бок вогнал железный крюк,
Обучен рано ремеслу такому…
Но только стог упрям,
Как жадный друг,
Мне по клочочку выдавал солому.
И дёргал я солому сколько мог,
Искал места, где легче подступиться.
Вгонял я крюк.
И, оседая, стог
Стонал в ночи,
Как раненая птица.
И я, мальчишка десяти годов,
По-взрослому,
Совсем не без опаски,
Между чужих запутанных следов
Тянул домой с соломою салазки.
Такая даль искрилась впереди!
Такие звёзды крупные сияли!
Хотелось всю деревню разбудить,
Но брёл тайком,
Чтоб люди не видали…
Я отдохнуть присел на бугорке, —
Спасителем от всех морозных бедствий
Колхозный стог виднелся вдалеке,
Раздёрганный кругом,
Как наше детство.
Я это всё запомнил и сберёг.
И сердце оттого не каменеет…
И душу мне,
Как тот колхозный стог,
Никто вовек раздёргать не сумеет!..
Я живу
Я живу на озёрном Урале,
Ты живёшь на великой реке.
От моей полуночной печали
Почернело кольцо на руке.
Упаду, как ослепшая птица,
Путеводной не видя звезды.
Из какого резного копытца —
Выпить мудрость волшебной воды?
Доживу без любви и без ласки
И тебя никогда не дождусь.
Всё равно, как царевич из сказки,
Я однажды тебе пригожусь.
Ты очнёшься, но будет уж поздно,
Слишком жизнь у людей коротка.
Укачает упавшие звёзды
Голубая речная тоска.
Вера
Сын земли российской по закону,
Приучённый с юности к труду,
Я, военным детством закалённый,
По деревне с песнею иду.
Тем, кому по сердцу мое пенье,
Тот со мною рядом становись!
Пусть слова бросают,
Как каменья,
Нытики, не верящие в жизнь.
Я вовеки песню ту не брошу.
И пойду, уверенный, в дела,
Как идёт разгневанная лошадь,
Закусив стальные удила.
Скорость
Мчит земля, словно конь, ошалело,
Натянули поводья века.
И от скорости — пеною белой —
Отлетают с боков облака.
Как угнаться за скоростью света
По незримым доныне следам?
Мы устали от вешнего цвета
И тоскуем по зрелым плодам…
Зреют звёзды, как яблоки, споро.
Протянули к ним руки века…
Ты, Вселенная, — сад за забором,
Мы — соседские дети пока!..
Брат. Поэт. Друг…
Как-то в душевной беседе я спросил Славу (так мы, родственники, звали поэта Вячеслава Богданова):
«Кого из нас ты больше всех любишь?». А нас было много…
Если честно, ожидал, что он скажет, — меня. Но нет, назвал двоюродного брата Алексея. Вначале мне стало как-то грустновато, ведь я же знал, что таких доверительных отношений, такого взаимопонимания с другими братьями и сестрами у него не было. Он знал, что больше, чем я, никто из родственников так не любил поэзию, не дорожил ею! Он чувствовал, как я тянусь к его слову. Знал, что мне будет больно от такого ответа. Но сказал правду. Я, конечно, спросил, почему. Он ответил, что они с Лешкой одногодки и детство прошли босиком, прожили самые тяжёлые годы. Потом вместе жили и работали на Урале. После такого честного ответа мне стало легче: Слава не покривил душой передо мной…
У нас разница в возрасте была девять лет, в те годы она была заметной. Но, несмотря на это, мы со Славой тянулись друг к другу. Постоянно переписывались, часто встречались. Я хорошо помню, как учился в Звенигородском техникуме, мне было 15 лет, а Слава жил в Челябинске, вот с тех пор я начал с ним переписку, следил за каждым его стихом, увлёкся поэзией. Он мне привил чувство любви к поэзии, а если точнее, расширил и углубил, так как чувство поэзии даётся матерью.
Всё, что им написано, подарено мне с прекрасными надписями. Вот последний прижизненный сборник, вышедший за месяц до гибели, «Избранное». Пишет, как прощается, как завет оставляет: «Живи, Виктор, открыто, честно, как и живёшь, на прекрасной русской земле».
Со Славой общаться было очень интересно, он был прост, не был заносчивым, не кичился, что поэт. Всегда при встречах читал много стихов, чаще своих. Его и просить не надо было, сам как должное это делал и получал удовольствие. А сколько у него было юмора, каламбуры сыпались один за другим. По каждому поводу — шутка! Он был не вредный, добрый, не ехидный, не злопамятный. Да, по-моему, он и обижаться по-настоящему не мог. Всегда у него присутствовала улыбка, шутка. Добрая у него была душа. А иначе и стихи такими душещемящими не стали бы.
Корни у нас поэтические, родственники некоторые слагали стихи, частушки, кто-то печатался, но у большинства пела душа. Да, богата тамбовская земля талантами, благодатная почва для этого здесь. Вот и на последних днях литературы в Шульгинской средней школе сколько мы услышали стихов интересных, написанных школьниками, какие умные глаза, как они тянутся к поэзии, к искусству. Это же мы увидели и услышали в Мордовском районном доме культуры. А как школьники читают стихи Богданова, какие песни поют на его стихи! Радостно становится, что прорастает его творчество, воспринимается новым поколением. Значит, доброе звено заложено в нём, коль всходы хороши.
Творчество Вячеслава Богданова многогранно, в нём постоянно находишь что-то для себя, открываешь новые светящиеся грани таланта. Вот я вроде бы хорошо знаю его стихи, но недавно, получив подборку в журнале «Подъём», открыл для себя новое отражение: о судьбе человека, о счастье и несчастье, о памяти, о свете жизни и любви. Вроде бы небольшая подборка, но она, умело составленная, освещает названные стороны творчества. А в сентябрьском выпуске журнала «Наш современник» со вступительным словом о друге Валентина Сорокина, творчество Богданова отсвечивается другими гранями: любовь к родине, любовь к женщине.
Всего Слава написал более двухсот стихотворений и четыре поэмы, пятую только начал, о сталеварах. Конечно, немного. Но так распорядилась судьба, Валентин Сорокин рассказывал мне, что поэт состоится тогда, когда в его творчестве есть любовь к Родине, любовь к человеку, к другу, к работе, к памяти, любовь к природе, к матери, к таинствам Вселенной. Важно, чтобы у поэта была своя стержневая тема. Конечно, прав Валентин Васильевич. Мне думается, в творчестве Богданова все эти составляющие есть и, что характерно, они как-то перекликаются, одна с другой. Поэт старается соединить их воедино: человека и природу, город и деревню, сегодняшний день с прошлым и будущим, нашу Землю со Вселенной…
Я как-то проанализировал, о чём же больше писал Вячеслав, хотя и понимаю, что к оценке творчества так арифметически подходить нельзя, потому что в одном стихотворении присутствует и природа, и человек, и судьба его, и город, и деревня. Но всё же я разделил явные темы, и что получилось?
Наибольшее количество стихов написано о человеке, о его судьбе, о друзьях, о поэтах. Такие стихи, как «Юность», «Человек», «Одногодкам», «Молодожёнам», «Студентка», «Здравствуй, жизнь», «Молодой поэт», «Звёздность», «Василию Фёдорову», «Борису Ручьёву», стихи, посвящённые другу Валентину Сорокину, стихи-посвящения Сергею Есенину и много других сильных произведений говорят о глубоком переосмыслении времени, об ответственности перед дружбой, о поиске главного в жизни, в понимании земного и небесного.
Большой раздел в творчестве поэта занимает тема малой родины, Тамбовского края, — стихи о родимом доме, о детстве, о матери: «Дом», «Родимый дом», «Отчий дом», «О матери», «Степь», «Родная степь», «Я пришёл в эту степь», «Моя деревня», «Васильевка», «Васильевские вечера», «Тамбовские земли» и много других.
Не каждому поэту дано воспевать одновременно и деревню, и город. У Славы это получалось. Большое место в творчестве Богданова занимает природа, её тайны и красота, особенно в стихотворениях «Земля», «Полдень», «Соловей», «Конь», «Лес», «Яблоня», «На реке», «У моря», «Резвятся дали», «В июле».
Всё творчество поэта пронизано любовью к Родине, к России, к русскому человеку. Все, кто знал Богданова, помнят, как он гордился своей Отчизной, как воспевал её в стихах: «Русь», «Стихи о Родине», «Во Владимире», «На Бородинском поле», «Я родился в России», «Голубой костёр»… Я помню, у него на груди всегда был значок «Русь», так и похоронили мы его с ним, а на могиле поставили тонкий большой стакан с водкой, на котором был изображён храм и написано слово «Русь». Русь — для него было слово святое и самое дорогое:
«Я родился в России, Россиянин я сам».
«Здесь Русь моя на все четыре стороны...».
«Я запахи твои, Россия, от всех на свете отличу».
«Ну, скажите, люди, разве можно надвое Россию поделить?».
«Здравствуй, край красоты и железа, молчаливая гордость Руси!».
«Я работаю в цехе Россия».
«Она всегда неповторима, Русь».
Эти слова были сказаны с болью в сердце и с большим чувством ответственности и сыновнего долга.
Тема любви к женщине занимает немного места в творчестве Вячеслава Богданова. Видимо, так сложилось. Первая краткая трагическая, но красивая любовь, а затем поздняя, тоже непродолжительная. Но какие чистые стихи:
Я живу на озёрном Урале,
Ты живёшь на великой реке,
От моей полуночной печали
Почернело кольцо на руке.
Или:
Звезда, звезда,
Что смотришь так печально?
Оставь нам тайны добрые свои!
Ко мне любовь дорогой изначальной
Опять пришла сквозь сумраки мои.
Тема любви у поэта дополнена яркой любовью к друзьям, к труду. Тема работы, в большом понимании этого слова, тема рабочего человека, в неразрывной связи с заводом, с Уралом, занимает очень важное место в творчестве Богданова. Он был очень совестливым и честным, чтобы не воспеть завод, рабочего, друзей по бригаде, родной Урал, который дал ему хлеб, кров, друзей, а самое главное — поэтические крылья. Неблагодарным поэт никогда не был. Он понимал, кто его родил, кто научил ходить и кто воспитал, кто дал путёвку в большую жизнь. Главная черта его характера — совестливость.
Коль доведётся умирать,
То у меня, учтите,
Завод — отец,
Деревня — мать,
И чёрный труд — учитель!
В своей главной поэме «Звено» Богданов глубоко и поэтично раскрывает стержневую тему города и деревни, рабочего и крестьянина, завершая произведение такими словами:
Сельчан беру я за руки,
Беру,
И мы спешим товарищам навстречу,
Над головою голубеет высь,
И кажутся все дали голубыми…
А мы спешим, А мы уже сошлись.
И я —
Звено единства между ними!
Хотя от Славы часто можно было услышать, что «я великий русский поэт», но он прекрасно понимал, кто есть кто и на какой поэтической вершине находится. Главное — он не останавливался, всегда смотрел вперёд, знал свой потенциал, свои возможности. Он знал, что основное им ещё не сказано.
Как-то в беседе в Москве в конце 1960-х годов я сказал ему, перед этим прочитав только что вышедшую книгу Николая Рубцова «Сосен шум»: «Слав, а Рубцов сильнее тебя!». Сразу же вопрос: «Почему?». Поскольку я не профессионал, то ответил, что не могу грамотно объяснить, но чувствую. Слава нахмурился и сказал: «Виктор, ты никогда больше мне об этом не говори. Если я с тобой соглашусь, то мне надо бросить ручку и прекратить писать». Больше на эту тему мы никогда не говорили.
Сейчас, когда прожита большая часть жизни, когда я научился кое-чему и познал кое-что, могу сказать, что Николай Рубцов, действительно, большой поэт, но и Вячеслав Богданов далеко не отстал от него, а по отдельным темам и стихам надо ещё подумать, кому отдать пальму первенства. Слава это чувствовал и настойчиво шёл к своей вершине. Его стихи нежные, добрые, патриотические, доступные, земные, высоконравственные.
И я думаю, неслучайно его творчество проросло к нам в XXI век. Его родниковый голос востребован нами. Как сказал выдающийся писатель Пётр Проскурин: «Он пытался понять, что такое Россия, что такое русский человек. И самое главное — что делать дальше. Он был из сердца народа. Он болел его болью».
Виктор СОШИН
www.niknas.hop.ru
www.niknas.narod.ru
Стихи рецензировать невозможно, да и не нужно. Не стоит алгеброй проверять гар-монию. Поэтому я просто расскажу о необычной книге, недавно вышедшей в Москве, и приведу несколько характерных поэтических строк-примеров из неё.
Книга называется «Возвращение», автор - Вячеслав Богданов, вышла она в изда-тельстве «Современный писатель», и на титуле указано, что это - собрание сочинений в одном томе. Необычность книги видна, как говорится, невооружённым глазом. Дело в том, что в наши дни ТАК поэтов, ТАК поэзию не издают: фолиант почти в четыреста страниц, бумага белейшая офсетная, твёрдый переплёт, суперобложка, тираж пять тысяч экземпляров… Сейчас даже классиков так не издают!
Для непосвящённых уточню, что этот роскошный однотомник обошёлся в несколько десятков миллионов рублей, а появился-вышел в свет благодаря хлопотам и стараниям брата Вячеслава Богданова - руководителя одной из московских строительных фирм Виктора Сошина, большое участие в издании принял и известный русский поэт Валентин Сорокин - один из ближайших друзей-товарищей В. Богданова.
Книга выпущена к 60-летию со дня рождения поэта, юбилей которого, как помнят читатели «Тамбовки» и вообще любители поэзии, широко отмечался в октябре минувшего года и на Тамбовщине. К слову, в числе четырёх десятков фотоиллюстраций, украсивших сборник, есть и целый фоторепортаж известных тамбовских фотомастеров братьев Бориса и Алексея Ладыгиных о Богдановских днях на тамбовской земле.
Стоит добавить-уточнить, что был выпущен в сентябре предварительный, как бы пробно-эскизный тираж сборника Вячеслава Богданова «Возвращение» - в мягкой обложке, без иллюстраций, скромный, - часть которого гости из Москвы привезли в Тамбов на юбилей и раздарили землякам поэта, так что некоторые читатели представление об этом однотомнике уже имеют. В окончательном, суперобложечном, варианте книга поделена на разделы - «Циклы стихотворений», «Поэмы», «Статьи» и последний четвёртый раздел составили предисловия к книгам В. Богданова, воспоминания о нём, посвящения в стихах. А предваряет сборник краткое обращение к читателям Валентина Сорокина и автобиография поэта.
Буквально пунктирно напомню, что родился Вячеслав Богданов в деревне Ва-сильевке Мордовского района Тамбовской области в 1937 году. Неполных шестнадцати лет по набору уехал на Урал, стал рабочим Челябинского металлургического завода. Там и начал всерьёз увлекаться стихосложением, выпустил первые книжки, учился затем на Высших литературных курсах в Москве. По возвращении в Челябинск он устроился литсотрудником в газету, до самой смерти руководил литобъединением. А умер Вячеслав Богданов внезапно в трагическом для поэтов 37-летнем возрасте в Москве, похоронен же в Челябинске. Случилось это в 1975-м.
При жизни поэта вышло в издательствах Москвы и Челябинска шесть скромных сборничков, но они обратили на себя внимание не только, как говорится, рядовых читателей, но и маститых тогда мэтров литературы - Василия Фёдорова, Виктора Бокова, Михаила Львова и других. Они писали доброжелательные предисловия к очередным его книжкам, отзывы на них, предрекали ему хорошую поэтическую будущность. И вот это «собрание сочинений в одном томе», вышедшее спустя почти 23 года после смерти Вячеслава Богданова, действительно показывает-доказывает, что творческий потенциал у поэта был не мал. Конечно, он и наполовину, а может быть, и на десятую долю не успел себя реализовать, и в числе советских классиков поэзии ему, вероятно, значиться не суждено, но для нас, тамбовчан, и для уральцев этим сборником возвращение значительного самобытного поэта в литературу состоялось.
Вячеслав Богданов частенько бывал-гостил на Тамбовщине, он и умер буквально накануне очередного приезда - в кармане уже лежал билет на поезд «Москва-Тамбов». Он не уставал подчёркивать в стихах, что корни его именно здесь, что душа его поэтическая формировалась в тамбовской деревне, здесь начиналась жизнь. Например, целиком посвя-щена этой теме поэма «Тропою детства», многие стихотворения из циклов «Моя родослов-ная», «Возвращение»…
Вновь и вновь память возвращала поэта с Урала или из Москвы в родное Черноземье и появлялись лирические стихи с «адресными» названиями - «Тамбовские земли», «Моя деревня», «Васильевка», «Васильевские вечера»…
Моя Васильевка родная,
Тебя забыл я до поры.
Но снова память вырастает,
Как воз идёт из-за горы.
И воз горит зелёным светом.
Свободен путь,
Свободен путь!
И думы,
Словно росы с веток,
Мне освежили разом грудь.
В твоих, Васильевка, широтах.
Я жизнь познал под шум листвы -
От воробьиного полёта
До горя матери-вдовы…
А в поэме «Звено» Вячеслав Богданов даже кается, как бы просит прощения у своей малой родины:
Я в отчий край вернуться
Не могу.
И ты прости,
Известный мой ровесник,
Я слишком, брат,
У города в долгу:
За тёплый кров,
За выучку,
За песню…
Как особую складку души Вячеслава Богданова, поэта и человека, хочу отметить его удивительную способность дружить, быть другом, присущую ему при жизни. А это в лите-ратурной, поэтической среде талант редкий - поэты не умеют искренне дружить. В творче-ской судьбе Вячеслава был такой почти анекдотический случай: он принёс в издательство рукопись очередного сборника, и редактор, ознакомившись с ней, недовольно заметил: не многовато ли, мол, посвящений? Поэт сконфуженно развёл руками: ничего, дескать, поде-лать не могу - у меня много хороших друзей.
И действительно, в итоговой книге Вячеслава Богданова «Возвращение» мы встретим много посвящений друзьям-собратьям по поэтическому цеху, а иным посвящено даже и не по одному стихотворению - Борису Ручьёву, Василию Фёдорову, Валентину Сорокину… Вот и хочется мне в конце данных заметок привести строки из предисловия к книге «Возвращение», вылившиеся из самого сердца В. Сорокина: «Голубоглазый, русоголовый, крепкий, поэт любил, творил, надеясь на русское молитвенное слово истины и верности, и нёс его открыто, широко, одаривая земляков, близких, всех, кто дружелюбно улыбнулся ему на стезе трудного призвания. Поблагодарим поэта за откровение.
…Вихрастый друг мой, поэт наш русский, Вячеслав Богданов, возвращайся к народу своему, возвращайся к седому ровеснику и к юному новому поколению: ты - не забыт, ты - нужен, ты - голос времени, окликающий нас, живущих и действующих!..»
Надо добавить, что часть тиража однотомника Вячеслава Богданова «Возвращение» издатели безвозмездно передадут в библиотеки Тамбовщины, так что у любителей поэзии будет возможность познакомиться с творчеством поэта-земляка.
Происходит в полном смысле слова его возвращение.
Рецензии
У меня есть две книги Вячеслава Богданова. Стихи мне нравятся. И я помню строки помещённого в статье стихотворения:
"Но снова память вырастает,
Как воз идёт из-за горы.
И воз горит зелёным светом.
Свободен путь,
Свободен путь!"
Замечательные строки!
И Николай Николаевич с такой теплотой пишет об авторе этих строк! И гордость появляется- земляк! И жители Челябинска скажут - земляк! Ну и что! Поэт не пренадлежит тому месту, где родился, где жил. Если стихи читают, берегут память, значит это - Поэт! И он - ничей, он - для всех!
Крохалева, Т. Н. Богданов Вячеслав Алексеевич / Т. Н. Крохалева // Литература России. Южный Урал: хрестоматия. 5-9 класс / сост.: Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева; Т. В. Соловьева. Челябинск: Взгляд, 2002. С.211-216.
Видел я и военное небо,
И прогнившую рожь от дождей.
Будет день ли страшнее бесхлебья,
Безотцовского детства страшней?!
П исал Вячеслав Богданов в стихотворении "Черный день".
Родился поэт в деревне Васильевка Мордовского района Тамбовской области перед войной, 24 сентября 1937 года. Но войну запомнил навсегда, потому что отец его погиб в 1942-м и мать осталась одна с тремя детьми. Вячеслав был младшим. В стихотворении "Стог" он говорит:
Тяжелый год. Нетопленая печь.
Глухая ночь,
А в доме ни полена.
Он рассказывает о мальчишке, которому приходилось, чтобы выжить, воровать колхозное сено. Когда его однажды спросили, о себе ли он это поведал, Вячеслав Богданов ответил: "И о себе тоже. А точнее о голодном детстве моего поколения в первые послевоенные годы, о судьбе моих сверстников". Но какой глубокий философский смысл заложен в последней строчке стихотворения:
Колхозный стог виднелся вдалеке,
Раздерганный кругом,
Как наше детство.
Я это все запомнил и сберег,
И сердце оттого не каменеет,
И душу мне,
Как тот колхозный стог,
Никто во век раздергать не сумеет!..
В 1945 году Вячеслав Богданов поступил в Васильевскую начальную школу, закончил ее, но дальнейшая учеба оборвалась: семилетняя школа находилась далеко, на расстоянии 15 километров, а не было ни одежды, ни обуви.
Летом он работал в колхозе: сгребал сено, возил воду.
О дальнейшем своем пути поэт рассказывает в стихотворении "Начало биографии":
Поклонясь деревенской избе,
Где нужды пережито немало,
Я ушел из тамбовских степей
Под железное пламя Урала.
Был мне страшен огромный завод,
Где клокочет искристая лава...
Ну а мастер
Из ФЗО
Говорил:
Зря пугаешься,
Слава.
Не уралец и я
Сибиряк,
Сын потомственного хлебороба,
А с заводом сдружился, Да так,
Что уже не расстанусь До гроба.
На Урал, в Челябинск, в 1955 году юным пареньком приехал Вячеслав Богданов и поступил в школу ФЗО; после ее окончания работал слесарем в огнеупорном цехе на Челябинском металлургическом заводе и одновременно учился в школе рабочей молодежи.
К Уралу прикипел навсегда, вернулся сюда и после службы в армии.
О том, как начиналось его творчество, поэт рассказывает в автобиографии:
"Я не помню своего первого увлечения стихами. Помню одно: у нашего дома по вечерам на лугу собиралась молодежь с балалайками и гармошками. Звонкоголосые девчата танцевали и плясали "матаню". Переливались всевозможные песни и частушки. Одну я запомнил на всю жизнь:
Эх, война, война, война,
Ты меня обидела.
Ты заставила любить,
Кого я ненавидела.
Я старался сочинить свои частушки, и это мне удавалось.
Позже я написал много стихов. Некоторые вошли в сборник "Звон колосьев".
С 1955 года я занимаюсь в литературном объединении при Дворце культуры металлургического завода, где мне помогли разобраться в ошибках и удачах".
Начав печататься в 1956 году в областной газете "Комсомолец", В. Богданов довольно быстро стал известным. В 1964 году вышел его первый сборник стихов "Звон колосьев". Любителей поэзии он заинтересовал, хотя очень сильно чувствовалось влияние Сергея Есенина, Василия Федорова, Бориса Ручьева. В дальнейшем это наивное следование учителям Вячеслав Богданов преодолевает и начинает самостоятельные творческие поиски. В Челябинске выходят его сборники "Голубой костер" (1968), "Перезвон" (1972).
Он становится членом Союза писателей и руководителем крупнейшего на Урале литературного объединения "Металлург" в годы его расцвета. Творчество Вячеслава Богданова признали многие мастера поэзии Василий Федоров и Людмила Татьяничева, Виктор Боков и Сергей Наровчатов, Александр Межиров и Егор Исаев. Сборники стихов издавались в Москве: "Светунец", "Возраст: стихи и поэма".
Людмила Татьяничева отмечала, что его талант самобытен: особенностью его поэзии является "органическое, идущее из глубины души стремление связать воедино город и деревню, человека и природу, не противопоставляя их друг другу".
Будучи известным, он оставался внешне очень простым. Близкие ему люди говорят, что он более походил на сельского тракториста, чем на поэта: невысокий, плотный, с крупным лицом, с простецки-размашистыми жестами. Просто, внятно, без эстетского подвывания он читал свои стихи, в которых тоже все было ясно, все шло из глубины души:
Я работаю в цехе Россия,
В синем цехе огня и добра.
Пусть дороги круты,
Словно годы,
Глубине поучусь у сохи.
Мне,
Рабочему парню с завода,
Так нужны до зарезу стихи.
Поэт был певцом рабочего народа, и в этом видится его значительная заслуга перед уральской поэзией. Очень метко сказал он о сути своего творчества:
Коль доведется умирать,
То у меня учтите!
Завод отец,
Деревня мать,
И черный труд учитель!
Стихи Богданова не устарели со временем. Наоборот, сегодня они кажутся еще более современными, потому что приходят на помощь в трудные минуты жизни, потому что в них сочетаются высокая гражданственность и тонкий, мудрый лиризм. А еще всегда будет привлекать в его поэзии доброта.
Для него было очень важно то, что он хотел сказать людям:
Перед правдой дело не уроним!
Добывая слово,
Словно честь...
Чтоб его,
Как яблоко в ладони,
В час усталый людям преподнесть...
В предисловии к сборнику Богданова "Самое дорогое" известный поэт Валентин Сорокин написал: "Если бы дала судьба Вячеславу Богданову пожить еще десять пятнадцать лет, он стал бы, несомненно, очень крупным поэтом!".
Но, к сожалению, судьба отвела ему только 37 лет жизни. В 1975 году Вячеслава Богданова не стало. Похоронен поэт в Челябинске.
Поэт В. А. Богданов родился 24 сентября 1937 года в деревне Васильевка Мордовского района Тамбовской области (ныне Добринского района Липецкой области) в крестьянской семье. Отец его погиб в 1942 году, мать осталась одна с тремя детьми, поэтому взросление Вячеслава началось рано. В автобиографии он писал: «В 1951 году, закончив 4 класса, учёбу временно прекратил, из-за материальной необеспеченности. Ближайшая семилетняя школа находилась в 10-ти км от нашей деревни. В 1953 году по набору в школу ФЗО уехал учиться в г. Челябинск. Получив специальность слесаря по ремонту оборудования, пятнадцать лет проработал на Челябинском металлургическом заводе, в огнеупорном и коксохимическом цехах…».
Стихи В. А. Богданов начал писать еще в школе, они публиковались в газете «Пионерская правда», затем году в газетах «Комсомолец» и «Челябинский рабочий». В Челябинске с 1965 он руководил литературным объединением «Металлург».
В 1964 году в Челябинске вышел его первый поэтический сборник - «Звон колосьев», в 1968 году второй - «Голубой костер».С 1969 года он - член Союза писателей СССР. В 1970-1972 годах Вячеслав Алексеевич учился на Высших литературных курсах в Москве.В это время одна за другой стали выходить его книги, стихи появлялись в столичных газетах и журналах. Он - автор книг «Перезвон», «Звено», «Светунец» и других.
Творчество Вячеслава Богданова признали многие мастера поэзии - Василий Федоров и Людмила Татьяничева, Виктор Боков и Сергей Наровчатов, Александр Межиров и Егор Исаев. Л. Татьяничева отмечала, что его талант самобытен: особенностью его поэзии является «органическое, идущее из глубины души стремление связать воедино город и деревню, человека и природу, не противопоставляя их друг другу».
Став уже известным поэтом, Вячеслав Богданов часто приезжал на свою малую родину, принимал активное участие в литературных праздниках.
В конце XX века произошло второе открытие творчества поэта: в 1997 году вышли его книги «Встреча» и однотомное собрание сочинений «Возвращение», в 2004 году - «Она всегда неповторима - Русь!», в 2009 г. - «Здесь Русь моя!».Ежегодно с 1997 года, в Тамбове и поселке Мордово проводятся теперь уже традиционные Богдановские чтения, собирающие писателей с разных краев России.
Произведения автора
- Возвращение: собр. соч. в одном томе. - М. : Соврем. писатель, 1997. - 382 с. : ил., портр.
- Избранная лирика. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1975. - 112 с.: ил.
- Звон колосьев: стихи. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1964. - 67 с.
- Голубой костёр: стихи / предисл. В. Фёдорова. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1968. - 98 с.
- Гость полей: стихи / [ил. В. Надеждин, Н. Медведев]. - М. : Мол. гвардия, 1970. - 47 с. : ил.
- Перезвон: стихи, поэмы. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1972. - 160 с.: 1 л. порт.
- Звено: стихи и поэма. - М. : Современник, 1973. - 94 с.: портр.
- Светунец: стихи и поэма. - М. : Сов. писатель, 1974. - 63 с.: ил.
- Возраст: стихи и поэма. - М. : Современник, 1977. - 142 с.: ил.
- Сердцем прикасаюсь: стихи. - М. : Сов. писатель, 1977. - 79 с. : ил.
- Самое дорогое: стихи / [вступ. ст. В. Сорокина]. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 94 с.: цв. ил.
- Чистые снега: стихи. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1986. - 47 с. : портр.
- Челябинская тетрадь: стихи. - Челябинск: Атоксо, 1993. - 118 с.
- Встреча: [стихи, поэма] / сост.-ред.: В. В. Сорокин, В. М. Сошин. - Тамбов: Пролетар. светоч, 1997. - 107 с.: портр. - (Б-чка «Книжной лавки писателя»).
- Она всегда неповторима - Русь! : стихи, воспоминания и посвящения. - Тамбов: Полиграфиздат, 2004. - 180 с. : ил., портр. : ноты.
Литература о жизни и творчестве
- Москвитин А. Звено единства: [о кн. «Голубой костер»] // Молодая гвардия. - 1969. - № 10. - С. 283-286.
- Полякова Л. В. Гость полей // Октябрь. - 1971. - № 12. - С. 218-219.
- Друзин В. Языком лирики о современности: [о творчестве поэтов, в т. ч. В. Богданова] // Критический ежегодник «Современника» / сост. С. Лисицкий. - М. : Современник, 1973. - С. 204-215.
- Асламов М. Координаты любви: [о кн. «Мир моей любви»] // Дальний Восток. - 1974. - № 5. - С. 141-142.
- Кузин Н. Неотъемлемая часть // Урал. - 1977. - №4. - С. 158-160.
- Кузин Н. Г. В синем цехе огня и добра // В синем цехе огня и добра: поэзия рабочего Урала / Н. Г. Кузин. - М. : Современник, 1978. - С. 195-202. - (Лит. карта РСФСР).
- Дорофеева Л. Формула горения: [о кн. «Пора колошения»] // Дальний Восток. - 1982. - № 8. - С. 155-157.
- Сошин В. В наследство - любовь к Родине // Заря коммунизма [Добринский район]. - 1987. - 15 окт.
- Верность: о жизни и творчестве извест. рус.поэта В. Богданова: [сборник] / cост. и ред. А. К. Белозерцев; послесл. В. Сошина. - Челябинск: Околица, 1997. - 191 с., л. ил.: ил.
- Требунских Т. А. «Светлый, русский, добрый и неповторимый» // Добринские вести [Добринский район]. - 1997. - 18 окт.
- Сорокин В. Слово о друге: к 65-летию поэта // Наш современник. - 2002. - № 9. - С. 154-155.
- «Сын земли российской по закону»: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию со дня рождения поэта Вячеслава Богданова / сост. Е. В. Комягина, Л. И. Пучнина. - Тамбов: ТОИПКРО, 2002. - 66 с.
- Петров В. Крестьянский сын с рабочей душой: [к 65-летию со дня рождения В. Богданова и Днях литературы в Тамбов. обл. в честь юбилея] // Липецкая газета. - 2002. - 3 окт. - С. 6.
- Меньшикова Э. Поля, поля - ни края, ни границ... : [об участии липчан в Днях памяти поэта на тамбовщине] // Липецкая газета. - 2003. - 6 авг.
- Петров В. «Я в мир пришел творить, а не рыдать...» // Липецкая газета. - 2004. - 29 сент.
- Евстафьева Н. Яркий певец земли русской // Добринские вести [Добринский район]. - 2007. - 22 сент.
- Сошин В. Слово о брате: [к 70-летию со дня рождения] // Молодая гвардия. - 2007. - № 9. - С. 66.
- Петров В. Поэт в России больше, чем поэт // Липецкая газета: итоги недели. - 2010. - № 2 (18-24 янв.). - С. 46.
- Петров В. Два крыла таланта: [Богдановские чтения, посвящены юбилею поэта] // Липецкая газета. - 2012. - 22 сент. - С. 7.: фото.
- Подгорная О. Мостик между прошлым и настоящим: / О. Подгорная; фот. С. Горбачев // Добринские вести [Добрин. р-н]. - 2012. - 11 окт.
Справочные материалы
- Липецкая энциклопедия. - Липецк, 1999. - Т. 1. - С. 129-130.
- Тамбовская энциклопедия. - Тамбов, 2004. - С. 66: портр.
- Дорожкина В. Литературная жизнь Тамбовского края XVII-XXI веков: справочник / В. Дорожкина, Л. Полякова. - Тамбов, 2006. - С. 59.