Основной компонент занятия предусматривающий процесс передачи. Памятка «структура и методика проведения организованной образовательной деятельности при фэмп. Уроки обобщения и повторения

Структура урока - совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.

Структурные элементы урока:

  • организация начала урока - определение готовности к совместной деятельности, мобилизующее начало;
  • постановка цели и задач урока - формулировка цели и задач урока, осознание и принятие цели и задач урока учащимися;

Таблица 11.2.

  • проверка домашнего задания - определение уровня усвоения материала предыдущей темы и готовности к восприятию нового материала;
  • объяснение - научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся;
  • закрепление - специальные задания после объяснения нового материала, акцентирование внимания на опорных моментах материала, связь теоретического материала с практикой, выработка умений и навыков применения знаний;
  • повторение - систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам, введение элементов поискового характера.
  • домашнее задание - сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения;
  • подведение итогов урока - выяснение: чему новому научились на уроке, что узнали нового; оценка качества работы на уроке.

Существуют разные типологии урока, но наиболее традиционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики, является типология уроков по дидактической цели: изучения нового материала, повторения, закрепления, обобщения, контроля и проверки, комбинированный. Каждый из названных типов уроков реализуется определенным сочетанием структурных элементов.

Урок изучения нового материала

Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему.

Структура урока:

  • организация введения в урок, сообщение цели и задач урока;
  • объяснение новых знаний, на что используется наибольшая доля полезного времени в целях четкого изложения новой информации учителем, организации самостоятельной работы учащихся с учебником, книгой, справочной литературой, компьютером, прибором, машиной;
  • закрепление диагностика прочности знаний путем наблюдений учителя за устойчивостью внимания и степенью активности учащихся, а также проведения краткой контрольной беседы;
  • инструктаж по дальнейшей работе над темой и домашнее задание для самостоятельной работы дома, в библиотеке, в лаборатории;
  • подведение итогов урока.

Урок закрепления

Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специальных упражнениях умений и навыков.

Структура урока:

  • введение и организация начала урока, сообщение цели и задач урока;
  • упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу, выполняемые всем классом под руководством учителя в целях усвоения учащимися изученного и выработки умений и навыков;
  • демонстрация учащимися результатов проделанной работы, их коллективное обсуждение, выставление отдельным учащимся отметок;
  • домашнее задание;
  • краткая заключительная часть урока посвящается подведению итогов работы учителем, постановке перспективы путем общего введения в новую тему.

Уроки обобщения и повторения

Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению.

Структура урока:

  • введение и первоначальная организация, позволяющие учителю наметить самые общие пределы повторения материала, сообщение цели и задач урока;
  • собственно повторение, включающее собеседование, дискуссию, выступление учащихся с сообщениями, устный опрос, включающий индивидуальное изложение темы учениками и анализ ответа учителем и классом, оценку и выставление отметок; фронтальный опрос и выставление поурочного балла;
  • диагностика и анализ глубины и прочности знаний, рекомендации учащимся по самостоятельной работе, задание на дом;
  • подведение итогов и постановка перспектив изучения новых знаний.

Урок контроля

Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния обученности учащихся, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется па специальных контрольных уроках.

Структура урока:

  • вводная объяснительная часть и постановка цели и задач урока (будь то решение задач, творческая работа, сочинение, диктант, изложение теоретического материала), посвящаемая учителем инструктажу и психологической подготовке школьников;
  • основная часть, собственно самостоятельная работа учащихся;
  • заключительная часть, которая отводится для ориентировки детей в предстоящем изучении нового материала и домашнего задания.

Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы урока. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он дает наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от характера учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга. Так, например, отдельные элементы урока совмещаются: усвоение новых знаний происходит в процессе выполнения самостоятельной работы. Проверка знаний вплетается в организацию занятий одновременно как диагностика и учет активности учащихся в комментировании хода своей работы. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.

Структура уроков по дидактической цели является лишь общей схемой. Думающий и творчески работающий учитель каждый этап урока может сделать интересным, продуктивным, обучающим и развивающим. Последовательность структурных элементов не является жестко закрепленной.

У традиционного урока есть ряд положительных сторон:

  • организационная четкость педагогического процесса;
  • систематический характер обучения;
  • эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся;
  • разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.

К слабый сторонам типового урока можно отнести:

  • регламентация деятельности учителя и учеников рамками ограниченного времени;
  • трудная сочетаемость с технологиями активного обучения;
  • сложность реализации индивидуального подхода при большой наполняемости класса;
  • сильный акцент на передачу-усвоение знаний, выработку умений и навыков, при меньшем внимании к развитию познавательной сферы учащихся.

Но в конце концов все зависит от мастерства и профессионализма учителя. Структура урока не может устанавливаться по шаблону. Уроки, проводимые по многим современным образовательным технологиям, могут быть по структуре совсем непохожими на традиционный урок, а идеи этой технологии могут решаться и в рамках традиционного построения урока. Кроме того становятся популярными нестандартные (нетрадиционные) уроки: турнир, версия, бенефис, парад парадоксов, урок синтеза, эссе, межпредметные уроки, межвозрастные и т.п., но такие уроки проводятся эпизодически.

Применение того или иного типа урока в учебном процессе обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старший школьник способен к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвященных упражнениям или сообщению-усвоению новых знаний, поэтому в старших класса практикуют сдвоенные уроки, которые позволяют использовать на них школьную лекцию или построить их как практические или семинарские занятия.

Пути совершенствования урока:

  • создание свободной творческой максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и доверии к школьникам;
  • формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности;
  • вооружение учащихся умениями и навыками учиться, формирование учебной деятельности;
  • практическая направленность обучения, обеспечивающая овладение прочными умениями и навыками, облегчающими учение и дающими школьникам уверенность в своих силах;
  • организация на уроках условий для творческой деятельности, как учащихся, так и учителя.

Четко организованный урок как форма учебных занятий имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение. Показатели интеллектуальной активности учащихся на уроке:

Таблица 11.3.

  • полевое проявление: сосредоточенность внимания, стремление преодолеть возникающие трудности и завершить учебные действия, реакция на звонок;
  • свободный выбор познавательной деятельности.

ическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений. Умения - способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки. Знания - отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

Своеобразие обучения детей раннего дошкольного возраста. Высокие темпы развития детей дошкольного возраста, в том числе и умственного, требуют дифференциации обучения в различных возрастных группах. При этом своеобразие обучения проявляется в основных компонентах учебного процесса: его содержании, структуре, методах и формах организации.

На первом году жизни основными задачами являются: развитие сенсорики ребенка, т. е. формирование ощущений и восприятий: зрительного, тактильного, слухового; развитие предметных действий; развитие движений; развитие речи детей.

В процессе решения этих задач под обучающим воздействием взрослых у детей необходимо сформировать умения узнавать предметы, понимать речь взрослого, активно использовать некоторые звуковые сочетания и первые слова. Процесс обучения детей второго года жизни приобретает более целенаправленный и планомерный характер. В ходе обучения решаются те же задачи, что и на первом году жизни. Однако ориентировка детей в окружающем становится более конкретной. Дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения, выделять некоторые, особенно ярко представленные качества, узнавать растения, проводить различные действия с предметами.

Весь процесс формирования представлений проходит в неразрывном единстве с овладением речью. Важным разделом обучения на этом этапе является музыкальное воспитание и развитие основных движений. Словом, содержание обучения детей второго года жизни приобретает разностороннюю направленность. Оно обеспечивает первую ориентировку детей в окружающем мире, развитие его речи и формирование первоначальных познавательных и практических навыков и умений.

Формы и методы обучения детей раннего возраста. Ранний возраст - очень важный этап в жизни дошкольника. С момента рождения к завершению младшего дошкольного возраста ребенок успевает проделать гигантскую работу: научается обращаться с различными окружающими его вещами, ходить, устанавливать эмоциональный контакт с близкими (родителями, старшими братьями и сестрами, воспитателями младших дошкольных учреждений), понимать родную речь, обретает первоначальные навыки общения. Очень важно, что к концу этого периода ребенок уже ощущает себя как самостоятельную личность, а не только частью окружающей действительности. Ему уже доступно понятие «я сам».

В структуре процесса обучения детей этого возраста четко выделяются части, направленные на решение двух задач: ориентировку детей в новых предметах, их свойствах и действиях с ними; последующее освоение представлений и действий.

Для решения первой задачи взрослый использует рассматривание (наблюдение) предметов, картинок и показ действий с игрушками и предметами, сопровождая все это четким называнием, объяснением. В ходе наблюдения и восприятия образа действия дети побуждаются к активному использованию слова. В детском саду такие занятия проводятся с небольшими подгруппами 2-3 раза в течение дня.

Одновременно продолжается организация самостоятельной деятельности детей с предметами и игрушками. При этом взрослый продолжает обучение в случае необходимости использует и «совместное» действие - с предметом, и показ действия, сопровождая их словом. Однако при этом необходимо поддерживать и поощрять самостоятельность детей. Первоначальный показ действий с предметом проводится дробно - показ одной из операций сопровождается организацией действий ребенка. Затем возможен целостный показ с последующей корректировкой самостоятельной деятельности ребенка. В итоге к началу третьего года жизни у детей складываются элементарные основы первоначальных учебных умений: действуя по указанию взрослых, осваивать предлагаемое им содержание.

В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.

Воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов. При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения. Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе.

Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является ее наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающих познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребенка. В связи с этим знания ребенка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщенные, не связанные между собой.

В основе организации процесса обучения детей лежат ведущие принципы дидактики. Их использование обусловлено возрастными и психофизиологическими особенностями и возможностями детей этого возраста. Как и в школе, обучение в детском саду направлено на всестороннее развитие личности ребенка. Оказывая воздействие на становление ведущих видов деятельности детей - игры, учебно-познавательной, трудовой, изобразительной, - обучение становится важнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка. Специфической чертой обучения в детском саду является взаимосвязь обучения с повседневной деятельностью детей, их игрой и трудом.

Определяющая роль наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника выдвигает на одно из ведущих мест в организации обучения принцип наглядности. Его значение усиливается характером знаний дошкольника, основное содержание которых формируется на уровне представлений в результате непосредственного восприятия предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения деятельности взрослых. Очень важно знать, что в новой обстановке ребенок приучается выполнять общепринятые правила по примеру и напоминанию взрослого (педагога, воспитателя). Необходимо целенаправленно закреплять уже знакомые правила общения со взрослыми, такие как необходимость здороваться, прощаться, проявлять вежливое и доброжелательное отношение к знакомым, близким, родителям, воспитателю.

Принцип активности и самостоятельности связан с использованием таких приемов и методов обучения, при которых ребенок ощущает потребность полнее и глубже узнать окружающий мир. При этом он проявляет активное стремление к самостоятельным поступкам. Это выражается в том, что он настойчив в осуществлении задуманных дел, стремится научиться новым действиям, приобрести новые знания. Используя данный принцип, важно поощрять ребенка дошкольного возраста задавать вопросы о себе, о близких, об окружающем мире, а также развивать умение высказываться о себе, о своем настроении, самочувствии, о своих желаниях. Ребенка нужно поощрять к общению на познавательные темы со сверстниками и со старшими.

Принцип систематичности и последовательности в обучении требует прежде всего установления логики содержания с предлагаемыми знаниями, навыками, умениями. В процессе обучения систематичность и последовательность обеспечиваются четким планированием процесса обучения, разбивкой его содержания на отдельные части, установлением связи каждого этапа с другим, с содержанием обучения по другим разделам.

Своеобразие последовательности и систематичности обучения дошкольников проявляется в малых объемах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторяемости содержания при небольшом увеличении объема и усложнении. Систематичность и последовательность обучения дошкольников обеспечивают прочность усвоения ими знаний, навыков и умений.

12. Методика ведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Занятия в ДОУ являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии.

Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Как правило, к достижению старшего дошкольного возраста (6-6,5 лет) у большинства детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников существенно возрастают возможности умственной деятельности. Они довольно хорошо ориентируются в окружающей действительности.

На этом этапе важно сформировать такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат полученных знаний. Необходимо поощрять умение дошкольников выполнять простые практические и теоретические задания, достигать наглядной цели, следить за ходом мысли педагога, усваивать общие правила построения практических и теоретических задач.

Большое значение имеет стремление развивать творческие способности и воображение. Дошкольнику важно уяснить, что он переходит на более сложную ступень социальных взаимоотношений, где ему будет отведена роль не воспи

Общие структурные компоненты занятий.

    Вводная часть (ритуал приветствия, игры, тренинг, беседа, упражнения).

Цель: создание оптимального психического и физического самочувствия, настроя детей на эмоционально-положительное доверительное общение со сверстниками и педагогом.

    Основная часть (работа в тетрадях, наблюдения, упражнения, игры, анализ художественных произведений и т.д.).

Цель: решение основных образовательных задач через:

    Обращение к прошлому опыту ребёнка;

    Формирование мотивационной готовности к овладению способами познания, познания нового;

    Формирование у ребёнка ориентировочной основы предстоящей деятельности;

    Организацию практической и речевой деятельности детей.

    Оздоровительная пауза (подвижная игра, ритмика, элементы танцевальных движений, упражнения на релаксацию, самомассаж и т.д.). разгрузка детей должно проходить на протяжении всего дня занятий.

Цель: снять напряжение и утомление, повысить познавательную активность, внимание детей.

    Рефлексивно-оценочная часть.

Цель: зафиксировать собственные эмоциональные состояния, продвижения, успешность, неудачи, используя разные способы их выражения; определить перспективы дальнейшей познавательной деятельности, исправления недостатков, подведение итогов занятия, ритуалы прощания.

Имеет смысл регулярно в начале и в конце логически завершенного отрезка времени (темы) или в конце занятия проводить совместную рефлексию по поводу того, какое впечатление у детей от занятия, обсудить, что они поняли (не поняли), что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось, спросить их, для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться.

Образовательный процесс предполагает включённость взрослого в разные виды детской деятельности. Основанием для выделения форм сотрудничества ребёнка со взрослыми и сверстниками являются следующие позиции:

    Позиция «учителя», в которой взрослый помогает ребёнку овладеть информацией, способами и средствами деятельности, находящимися за пределами самостоятельных возможностей детей.

    Позиция «равного партнёрства», включённого в деятельность вместе с детьми.

    Позиция «созидателя», развивающего предметный мир.

Позиции тесно интегрируют, взаимодополняют друг друга, однако каждая из них имеет свои цели, задачи, структуру, форму и содержание.

На основе выделенных позиций образовательный процесс с детьми выстраивается следующим образом:

    Специально организованное обучение в форме занятий:

на занятиях педагог предоставляет ребёнку право занять инициативную позицию в познании мира и самого себя, сравнивать свои действия, поступки, умения с тем, что знают сверстники, обратиться за помощью при затруднении.

    Совместная деятельность взрослого с детьми в непринуждённой, игровой форме:

в совместной деятельности с детьми педагог создаёт игровые проблемные ситуации, занимает позицию равного партнёрства, проживает совместную с детьми жизнь и решает в ней свои педагогические задачи. В ряде случаев совместная деятельность строиться с «открытым концом», чтобы ребёнок при желании мог продолжить её самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес. Это касается и тех видов культуротворческой деятельности, которые составляют и учитывают ценность субкультуры детства. Педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции то организатора, то партнёра по игре, то консультанта и создателя предметного пространства.

    Самостоятельная культуротворческая деятельность детей.

созданное предметно-дидактическое развивающее игровое пространство

стимулирует ребёнка к разным видам деятельности, позволяет ему лучше осознать свой опыт, знания, компетентность. Образовательная работа предполагает установку педагога на уникальность ребёнка, ориентацию на возрастные потребности в игре, исследовательской и познавательной деятельности, общении со сверстниками.

Формы и методы работы с детьми определяются особенностями предмета изучения и включают как формы и методы, принятые в педагогике, так и адаптированные психологические методы:

    групповая беседа;

    анализ конкретных жизненных ситуаций, художественных текстов;

    проблемные ситуации;

    элементы наблюдения, самонаблюдения, опыта и эксперимента;

    тестирование и другие дидактические процедуры;

    решение задач (творческих, репродуктивных, практических);

    элементы социльно-психологического тренинга;

    экскурсии, содержание которых определяется темой занятия.

Описанные формы и методы работы с детьми обязательно сопровождаются выполнением заданий в тетрадях. Эффективен приём, когда дети обмениваются тетрадями и проверяют, анализируют работу друг друга.

Основные принципы работы с детьми.

    Активизация познавательной, коммуникативной и практической деятельности детей на репродуктивном и творческом уровнях, основанная на использовании разнообразных форм работы с детьми.

    Диалогизация процесса обучения, равноправный диалог педагога и ребёнка, учёт интересов и потребностей детей, обратная связь.

    Активизация внутренней позиции, эмоционально – личностного отношения к изучаемому материалу.

    Поддержание оптимальной «атмосферы» в группе посредством применения психотерапевтических приёмов (разрядки, релаксации, приёмов общения), сюрпризов, ритуалов.

    Создание ситуаций успешности детей, подкрепление достижений детей, успехов в деятельности.

    Опора на личный опыт детей, практическая направленность занятий с обязательным обсуждением того, где и как можно применять новые знания, умения.

    Учёт индивидуальных темпов развития ребёнка.

При использовании диагностических процедур, которые могут быть включены в занятия, целесообразно опираться на принцип «от диагностики отбора – к диагностике развития».

На каждом занятии детям предлагаются задания на развитие речевого аппарата и произносительной культуры. Разучивание скороговорок и чистоговорок позволяет совершенствовать устную речь детей. Создаёт основу для формирования фонематического слуха.

Характеристика деятельности детей.

Основной деятельностью в дошкольном образовании остаётся игровая деятельность как важнейшее условие развития ребёнка, способствующее социальному, нравственно-эстетическому развитию личности, сохранению детской индивидуальности, развитию способностей и познавательных интересов. Детская игра помогает решить множество задач:

Действовать произвольно, по правилам;

Раскрепощать детей, снимать напряжение, утомление;

Способствовать концентрации внимания, непроизвольному запоминанию, активизации воображения, творчества;

Легко и непринуждённо осваивать новые правила и эталоны поведения, общения, отношений;

Общаться со сверстниками, находить совместно способы решения различных задач.

Появляется переходная форма деятельности – учебно – игровая, для которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным руководством взрослого: он задаёт познавательные мотивы, учит ставить задачу, показывает способы её решения, оценивает результат.

В учебно – игровой деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму – образ, который лежит в основе ориентировки человека в мире. Игровая и учебная виды деятельности являются генетически преемственными, и поэтому развитые формы игр закономерно и плавно переходят в учение. Причём в отношении шестилетних детей речь идёт не о замене игры учением, а о переходном виде деятельности – учебно – игровой, характеризующейся сосуществованием развитых форм игры и зарождением в её «недрах» учения. Повышается значимость правил, продукта, результата познавательной, игровой деятельности. На первый план выступает познавательная, воспитывающая, развивающая, психотерапевтическая функции игры.

Игра становится формой, в которой усваивается содержание новой деятельности – учения и таких его компонентов как общеучебные умения, действия контроля и оценки. Происходит подготовка к выполнению нового вида деятельности – учебной и организуется плавный переход от одной ведущей деятельности к другой. Педагог, организуя деятельность детей, использует игровые ситуации, игровые сюжеты, занимает игровую позицию, что создаёт творческую, доброжелательную, непринуждённую атмосферу на занятиях.

Детям иногда даются «домашние задания», заключающиеся не только в подборе примеров, иллюстраций, просмотре фильмов, заучивание стихов, но и в выполнении рисунков, небольших поручений и т.д. Это зачастую предполагает участие членов семьи в выполнении детьми домашних заданий (например, надо подобрать фотографии, просмотреть фильм с последующим обсуждением, домашнее чтение). Такое приобщение семьи даёт дополнительный эффект, обратная связь с родителями осуществляется в индивидуальных беседах, на родительских собраниях. Этим создаётся эффект сопричастности, заинтересованности родителей в работе школы, родители дополнительно закрепляют, стимулируют успехи ребёнка.

Деятельность детей должна организовываться так, чтобы её результатом стали вопросы детей , направленные на понимание ими окружающего мира. Важно гибко реагировать на вопросы детей как форму проявления их познавательной активности, быть готовым беседовать о том, что в настоящий момент их больше всего интересует.

Оборудование и оснащение кабинета.

Среда пребывания ребёнка на занятиях является источником знаний, социального опыта и развития, эмоционально-благополучного состояния ребёнка. Важным также является стимулирование связи между двух раздельных миров жизни – детского и взрослого.

Помещение не должно изолировать ребёнка от жизни общества, семьи, социума в целом. Обучающую среду важно создавать таким образом, чтобы поощрять уверенности в себе, содействовать автономии ребёнка и его психическому благополучию.

Среда содействует тому, чтобы дети являлись активными инициаторами процесса обучения, который осуществляется в ходе игровой деятельности и самостоятельного исследования окружающего мира. С этой необходимо обеспечить помещения для занятий различными материалами для игры и экспериментирования:

    строительными блоками и другим оборудованием для крупной моторики и развития пространственного видения;

    глиной, песком, красками, бумагой, акварельными красками, маркерами и другими материалами для творческого самовыражения;

    одеждой для переодевания, игровыми аксессуарами (костюмами, бутафориями, атрибутами);

    настольно – печатными играми, мозаиками, играми-головками, сборными игрушками, конструкторами;

    принадлежностями для сюжетно-ролевых игр, таких как домашняя утварь, транспортные средства, медицинское и другое оборудование, прилавки и кассы;

    оборудование для изучения живой и неживой природы;

    книгами и дидактическими материалами;

    магнитофонными записями, слайдами и видеокассетами.

В течение года оборудование помещений и игровых площадок следует дополнять, менять и разнообразить с учётом индивидуальных потребностей, темпов развития и интересов детей.

Оборудование помещения должно служить базисом для инициированных ребёнком бесед и предполагаемых педагогом видов деятельности. Помещение должно выглядеть эстетично и включать предметы быта, гравюры, скульптуры и ткани, отражающие повседневную жизнь людей, народную культуру, достижения мировой культуры и искусства.

Характеристика и принцип построения рабочих тетрадей.

Работа по программе «Мой мир» предполагает работу детей в специальных тетрадях на печатной основе. Рабочие тетради имеют общее название «Мой мир », которое отражает специфику познавательного интереса детей, а также способствуют формированию познавательной мотивации и предпосылок учебной деятельности.

Общая тема реализуется четырьмя разделами: «Я в мире людей», «Я в мире прекрасного», «Я в мире природы» и «Я в мире знаний», которые раскрываются соответственно в отдельных тетрадях. В каждой тетради представлено пять тем, которые составляют содержание работы двух дней занятий, но могут варьироваться по усмотрению учителя. Последняя тема является обобщающей по разделу и поэтому в своём названии содержит слово «Азбука…». В процессе её рассмотрения дети под руководством педагога выстраивают своего рода правила в общении, в «видении» прекрасного, во взаимодействии с природой и в новой для них роли в будущем – школьника.

В тетрадях представлены задания для совместной и индивидуальной работы детей. Особая роль отводиться рисункам, схемам, знакам. При помощи рисунков дети выводят информацию, делают обобщения, высказывают предположения, проводят сравнения, создают высказывания в форме предложении или текстов. Схемы и знаки способствуют формированию у детей знаковой деятельности. С помощью схем дети учатся записывать слова, предложения, тексты, проводят звуковой анализ слов. Значительное место в тетрадях отводится творческой работе детей.

Каждая тема завершается работой по формированию у детей основ графического навыка письма. Предлагаемый вариант работы по подготовке руки к письму тесно связан с целями и задачами основных занятий. Вся работа призвана выполнять основное назначение: создание условий для формирования у детей желания писать, и писать красиво.

Интегративность в содержании заключается в том, что на материале одного задания в теме могут быть рассмотрены разные аспекты его включения в деятельность ребёнка: с точки зрения развития речи, формирования представлений об окружающей действительности, совершенствования эстетического вкуса.

Личностное участие ребёнка. Присутствие в названии тетрадей и тем слова «Я», формулировка заданий, адресованная непосредственно ребёнку, позволяет ему осознавать свою деятельность и включённость в совместный поиск на занятии.

Ориентированность на формирование у детей практических умений в создании рукотворного мира. В каждой теме детям предлагается выполнить практическую работу: вырезать снежинку, расписать орнаментом чашку, изготовить закладку, выполнить аппликацию и др.

Направленность на формирование действий самоанализа и самоконтроля. В процессе выполнения заданий детям предлагается оценить результаты своей работы через раскрашивание орешков.

Занимательность. Задания в тетради подобраны так, что усвоение информации происходит в доступной занимательной для детей форме, этому способствует игровой персонаж. Играя, ребёнок осваивает и усваивает нужную информацию.

Сюжетность. Каждый раздел тетради имеет связанный сюжет, который позволяет оперативно использовать его в любой части занятия в зависимости от творческого замысла педагога.

Дифференцированность. Материал рабочих тетрадей построен таким образом, чтобы педагог мог свободно импровизировать, ориентируясь на свой жизненный опыт, особенно детской группы.

Преемственность. Она предполагает характер связей между разными разделами тетради, между всеми участниками образовательного процесса, позволяет предвидеть логику дальнейшего развития сюжетной линии тетрадей, предполагает установление преемственных связей между целями, содержанием, формами, методами, средствами обучения и воспитания.

Предлагаемый вариант работы по теме «Готовим пальчики к письму» тесно всязан с целями и задачами основных занятий. Вся работа по данному разделу должна выполнять основное назначение: создание условий для формирования у детей желания писать, писать красиво.

Каждое занятие в 1-3 тетрадях по подготовки руки состоит из трёх разных видов деятельности: «Штриховка», «Рисуем по клеточкам», «Рисунок». В 4 тетради появляется новая рубрика «Знакомство с линовкой для письма».

«Штриховка». Основная цель: развивать мастерство руки, чтобы она была умнее.

Правила штриховки:

    Штриховать нужно только в указанном направлении.

    Нельзя заходить за контуры изображений.

    Соблюдать одинаковое расстояние между штрихами.

«Рисуем по клеточкам». Основная цель: учить руку ориентироваться в заданной плоскости, сравнивать и соотносить образец и основной рисунок. Учить детей оценивать свою работу.

Выполнение работы по клеточкам позволяет познакомить детей с составляющими начертания букв.

«Рисунок». Назначение данной составной, с одной стороны, разгрузить психологический настрой ребёнка, а с другой, эта работа несёт свою смысловую нагрузку – осуществляет связь с содержанием занятий.

«Знакомство детей с линовкой для письма». Предложенный вариант письма несёт существенную нагрузку:

    Знакомство с первыми элементами письменных букв;

    Знакомство с рабочей строкой, дополнительной линией (косой линией);

    Продолжение работы по развитию мелкой моторики;

    Формирование умения контролировать собственную работу;

    Развития воображения, творческого мышления.

На основе данной программы учителем группы временного пребывания детей дошкольного возраста разработана рабочая программа, охватывающая все необходимые области дошкольного образования: развитие речи, обучение грамоте, математика, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, музыка, аппликация, физическая культура.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста, составляет:

Для детей 4,5 – 5,5 лет – 15 занятий;

Для детей 5,5 – 6,5 лет – 17 занятий.

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня не должно превышать трёх. Продолжительность занятий для детей не более 25 минут. В середине занятия проводиться физкультминутка.

... : М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина). Пояснительная записка Курс русского языка в начальных классах... « Детское объединение « Юные меломаны»» Пояснительная записка Содержание программы разработано в соответствии с...

  • Пояснительная записка (16)

    Пояснительная записка

    Образовательного учреждения содержит следующие разделы: пояснительную записку ; программу духовно-нравственного развития и... Примерная программа включает следующие разделы: - пояснительную записку , в которой даётся общая характеристика предмета...

  • Пояснительная записка (628)

    Основная образовательная программа

    Образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной... 1 классе» (5 ч) Проверка знаний (1 ч) ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального...

  • Пояснительная записка (199)

    Пояснительная записка

    Предзащит дипломных, бакалаврских и магистерских сочинений. Пояснительная записка к спецсеминару «Российские партии и их... вопросы реформы местного самоуправления в РФ. Пояснительная записка к спецсеминару «Политико-властные отношения в современной...

  • Основными структурными компонентами занятия являются:

    1.Организация детей, или вводная часть занятия, когда необходимо сконцентрировать внимание детей, возбудить их интерес к предстоящей деятельности.

    Основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом в начале занятия,- вызвать интерес к содержанию, собрать внимание детей и доступно сформулировать задачу. Эффективным методом привлечения непроизвольного внимания детей является игровой метод. Организация деятельности в условиях создания игровой ситуации в наибольшей степени соответствует возможностям и особенностям дошкольников. В условиях игры педагогу легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании.

    2 .Основная часть занятия, предусматривающая собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность.

    В соответствии с целью строится план работы, разворачивается поиск решения, определение имеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и учебно - воспитательным программным задачам.

    3.Заключительная часть , связанная с подведением итогов детской деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ.

    В конце занятия с дошкольниками формулируется общий итог познавательной деятельности. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало к эмоциональной оценке занятия.

    В заключительной части даётся оценка учебной деятельности, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей /дифференцированная оценка деятельности может вводиться уже в среднем дошкольном возрасте.

    Методы:

    1. Наглядные методы включают организацию наблюдений; показ предметов, картин, иллюстраций; использование ТСО и дидактических пособий.

    2. Словесные методы используют в тесной связи со словом, пояснением. С развитием наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением и педагог чаще пользуется приемом объяснения, рассказа, беседы, чтения.

    3. Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений.

    4. Игровые методы - дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

    Приемы ФЭМП:

    1. Демонстрация (обычно используется при сообщении но вых знаний).

      Инструкция (используется при подготовке к самостоятель ной работе).

      Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).

      Вопросы к детям.

      Словесные отчеты детей.

      Предметно-практические и умственные действия.

      Контроль и оценка.

    Требования к вопросам воспитателя:

      точность, конкретность, лаконизм;

      логическая последовательность;

      разнообразие формулировок;

      небольшое, но достаточное количество;

      избегать подсказывающих вопросов;

      умело пользоваться дополнительными вопросами;

      давать детям время на обдумывание...

    Требования к ответам детей:

      краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

      на поставленный вопрос;

      самостоятельные и осознанные;

      точные, ясные;

      достаточно громкие;

      грамматически правильные...

    Виды физкультминуток:

    1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) - обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

    2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) - целесообразно проводить в старшей группе.

    3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) - чаще применяется в подготовительной группе.

    4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) - регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

    МАДОУ Детский сад № 27 «Надежда»

    городского округа город Октябрьский РБ

    «Структура и методика проведения организованной образовательной деятельности при ФЭМП»

    Составитель: С.О Саитова, воспитатель

    высшей квалификационной категории

    г. Октябрьский, 2017 г.

    Начало аддиктивного процесса характеризуется возникновением понимания, что существует определенный способ, вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменить свое психическое состояние. Естественно, что люди, испытывающие трудности, стрессы, люди, недовольные собой и окружающим миром, легче и быстрее становятся на путь аддикции, особенно при отсутствии поддержки со стороны друзей и близких. Особенность аддикции, как нередко отмечается, - в постепенном разрыве контактов с людьми, в нарушении межличностных отношений. В естественном, неаддиктивном поведении человек, попавший в трудную ситуацию, ищет поддержки не в фиксации на каких-то суррогатах, а в межличностном общении. Это общение включает первым делом круг своей семьи, друзей и знакомых. От многих из них идет "заряд положительной энергии" в виде теплого участливого отношения, заботы, сопереживания. Эмоциональная поддержка, поддержка словом способствует улучшению настроения, стимулирует оптимизм, улучшает самочувствие, повышает самооценку. Это взаимообогощающий процесс, от которого выигрывают все его участники. Особенно важно подчеркнуть, что в процессе общения включаются, начинают функционировать ранее скрытые потенциальные возможности: человек начинает лучше понимать себя и других людей, нередко в нем пробуждается способность к творческому подходу - стремление постигать новое, найти способо продуктивного самовыражения. Большое значение имеют контакты с товарищами по работе, участие в различных секциях, кружках, а также психологических тренингах, где возможно отвлечение, сочетаемое с каким-то видом полезной деятельности, общение в группе.

    Все это противостоит, противоречит аддиктивным взглядам, подходам и может быть полезным для людей, оказавшимся в начале аддиктивного пути. Чем раньше после начала развития аддикции человеку будет оказана помощь, тем вероятнее возможность остановки этого болезненного процесса.

    Аддиктам (в том числе начинающим), чаще всего, присущи следующие личностные особенности:

    1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

    2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

    3) внешняя социабельность, сочетаемая со страхом перед стойкими социальными контактами;

    4) стремление говорить неправду;

    5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

    6) стремление уходить от ответственности в принятии решений;

    7) стереотипность, повторяемость поведения;

    8) зависимость;

    9) тревожность.

    Очевидно, что борьба с этими проявлениями аддиктивного поведения, их предупреждение - являются важными элементами психопрофилактической работы с подростками.

    Групповые занятия предлагаемой программы ориентированы в первую очередь на учащихся учебных заведений системы начального профессионального образования. Целесообразность выделения данной категории учащихся мотивирована в первую очередь их психологическими особенностями. Практика проведения групповых занятий с учащимися профессиональных училищ показала особую специфику работы. Так, например, учащиеся весьма неохотно принимают участие в ролевых играх. Практически всегда на занятиях присутствует значительное количество учащихся, предпочитающих либо «отсиживаться», либо ждущих конкретные, целевые указания от ведущего (ведущих). По сравнению с «типичными» школьниками, студентами ВУЗов мышление учащихся профессиональных училищ более «практическое»: сравнительно лучше развито наглядно-действенное мышление, хуже – абстрактно-логическое. По этой причине всегда довольно тяжело проходит обсуждение в группе, в котором требуется что-то обобщить, подытожить. При составлении данной программы мы постарались учесть эти особенности.

    В целом представляется целесообразным организовать такие формы работы с подростками, в рамках которых они могли бы не только делиться друг с другом собственными соображениями, но и получать дополнительную информацию о человеке и его жизни, приобретать новый, более эффективный опыт в общении с собой и другими людьми. Важно, чтобы подростки приобрели опыт организации своего собственного досуга, развития своих интересов, способностей, личностных возможностей.

    Особым образом организованное взаимодействие в группе при участии взрослого помогает подросткам осознать себя, свои ценности и сопоставить их с духовными и общественными ценностями, определить и сформировать свое отношение к творческой полноценной жизни человека как к цели, к которой надо стремиться.

    Цель предлагаемого курса – помочь подростку осознать проблему наркозависимости и выработать у него навыки защитного поведения.

    Учитывая, что в условиях профессионального училища далеко не всегда удается провести тренинг в оптимальных рамках, мы предлагаем максимально гибкую схему тренинга, когда сам психолог, исходя из своих возможностей, определяет объем, частоту и продолжительности занятий. При этом важно помнить, что любой тренинг имеет свою внутреннюю логику, которая определяется как преемственностью упражнений, так и последовательностью целей, которых ведущий достигает на каждом из этапов :

    1. Знакомство и выработка групповых правил;

    2. Осознание собственного отношения к наркотикам;

    3. Осознание мотивов злоупотребления наркотиками;

    4. Осознание проблемы зависимости;

    5. Тренировка навыков отстаивания своей позиции;

    6. Прояснение предрассудков, связанных с наркотиками;

    7. Осознание личных ценностей;

    8. Выработка навыков помощи другим.

    Упражнения данного курса, представленные ниже, расположены в том порядке, который соответствует вышеназванным этапам и традиционно соблюдается ведущим.

    Общая продолжительность программы 20 часов (ориентировочно: 10 встреч по 2 часа).

    Особенности форм и методов проведения занятий по данному курсу

    Основная форма работы – групповые занятия. Оптимальным представляется количество участников в 10-20 человек. Максимальное количество участников: 25 человек. Желательно, чтобы при количестве участников более 15, занятия проводили двое ведущих.

    Предварительная работа . Желательно перед началом занятий провести предварительный разговор с участниками, где им необходимо объяснить цель и задачи занятий, рассказать регламент. При подборе участников в группу следует руководствоваться следующими критериями:

    1) желание и добровольность прихода в группу

    2) противопоказано участие людей с явно выраженными нарушениями психического здоровья

    3) приблизительно одинаковый возраст участников; желательно, чтобы разброс составлял 2-3 года

    Структурные компоненты занятий

    Занятия в рамках программы по содержанию и формам работы могут быть достаточно разнообразны. Особенности каждого занятия обусловлены как проблемами, которые рассматриваются, так и характером группы и личностными особенностями и эмоциональным состоянием участников. Вместе с этим, в целях более технологичного проведения занятий выделены структурные компоненты занятий. Эти компоненты представлены на каждом занятии, особенности же их применения могут меняться с учетом целей и задач конкретного упражнения. Также следует отметить, что ведущий тренинга может самостоятельно подбирать упражнения для проведения занятий из представленных ниже, учитывая возрастные особенности участников группы и место проведения тренинга.

    1) Адаптационный компонент . Предполагает проведение в начале каждого занятия упражнения – разминки, направленного на снятие напряженности и способствующего физическому раскрепощению участников занятий.

    2) Конструктивно-практический компонент. Содержит собственно обсуждение и решение вопросов, ситуаций, используются упражнения, игровые технологии, отрабатываются поведенческие навыки, происходит формирование личностной позиции участников группы.

    3) Рефлексивный компонент. Включает обсуждение, высказывание собственных мнений в группе.

    4) Эмоционально-завершающий компонент . Назначение и смысл данного компонента в создании эмоционально положительного впечатления от занятия, а в развитии у участников культурного общения с окружающими. Данный компонент придает завершенность конкретному занятию и предполагает дальнейшую встречу участников.

    Упражнение “Имя”

    Каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже представился до него, последним называет свое имя.

    Цель упражнения: знакомство участников друг с другом.

    Принципы занятий:

    Умейте слушать друг друга

    Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

    Говорите по существу

    Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"

    Делитесь чувствами

    Важно, чтобы каждый участник имел возможность свободно высказываться. Поощряйте стремление участников делиться своими мыслями, давайте участникам почувствовать, что их соображения ценят и за них будут благодарны. Следует помнить, что участник имеет право отказаться от участия в обсуждении, когда оно вызывает у него сильные негативные чувства.

    Проявляйте уважение

    Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

    Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)

    Все участники должны собираться до установленного времени.

    Правило поднятой руки

    Высказываться по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.

    Без оценок

    Принимаются разные точки зрения, никто друг друга не оценивает.

    Конфиденциальность

    То, что происходит на занятии, остается между участниками.

    Правило "стоп".

    Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".

    В детстве я хотел быть...

    Каждому участнику в течении трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.

    Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.

    Социометрия

    Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: "Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз" (варианты: "Те у кого день рождения летом", "Те, в чьем имени 5 букв" и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.

    Цель упражнения: позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу.

    Самый-самый мой плакат

    Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов: 1. Имя, 2. Возраст, 3. Вес, 4. Рост, 5. Мой любимый цвет.

    Нарисовать: а) чем я люблю заниматься, б) некоторые мои друзья, в) так я выгляжу, когда я счастлив (автопортрет), г)моя семья, д) если бы у меня было одно желание, я бы загадал, чтобы... е) вот мое любимое место.

    Эти плакаты прикрепляются на грудь, и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течении 15 минут.

    Цель упражнения: знакомство, создание доверительной атмосферы.

    "Я-реальное" и "Я-идеальное"

    Участникам раздаются по 2 листа бумаги и карандаши. Ведущий просит нарисовать себя в "двух ипостасях": Я-реальное и Я-идеальное . Дается 10-15 минут. После этого происходит обсуждение:

    Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное?

    Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?

    Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

    Беседа "Что такое самооценка?"

    Не следует забывать, что все "Я - образы", включая "Я –реальное"- это всего лишь субъективные представления человека о себе. Вместе с ним, рядом с ним существует фактическое положение человека в системе социальных связей. То, каким он должен быть, каким он хотел быть, каким он представляет себя окружающим, наконец, каким он видит себя в данный момент –все это может совпадать, но может и не совпадать с тем, каким он является на самом деле. Поэтому возникает важнейшая для каждого человека задача –осуществить правильную самооценку, соотнеся ее с тем, как его оценивают другие люди. Что такое самооценка?

    Каждый из нас имеет своего рода "внутренний манометр", показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен он собой или нет. Значение этой оценки удовлетворенности своими личными качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценка может стать источником конфликта для личности. Так, чрезмерно высокая самооценка говорит о том, что человек склонен переоценивать себя, причем в ситуациях, не дающих для этого повода. И тогда нет ничего удивительного в том, что он часто сталкивается со скептическим отношением окружающих. К чему это ведет? Он озлобляется, проявляет подозрительность. Если самооценка очень низкая, то у человека проявляется "комплекс неполноценности", устойчивая неуверенность в себе, отказ от инициативы, безразличие и тревожность.

    Одна из проблем, с которой часто сталкиваются подростки, молодые люди, - неустойчивая самооценка. Проявляется это в том, что в одних ситуациях, где человек успешен, где его хвалят, проявляется высокая самооценка. Другие же ситуации, в которых человек не так успешен, где его критикуют –самооценка редко падает. Подобные перепады самооценки приводят к большому эмоциональному перенапряжению. К примеру, если человек в состоянии повышенной самооценки принимает какое-то решение, то от него можно, конечно, ожидать что он примет на себя повышенные обязательства. И скорее всего цели своей человек не добьется, в результате чего наступает разочарованность, человек "рвет на своей голове волосы".

    Для того, чтобы самооценка стала адекватной, можно воспользоваться услугами психолога, который с помощью специальных методик - психологических тестов –поможет оценить такие качества как интеллектуальные способности, личностные особенности и т.д.

    Снежный ком

    Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий долженназвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

    1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.

    Цель упражнения: знакомство участников, разряжение обстановки

    Побег из тюрьмы

    Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: "Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны "рассказать" преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый "сообщник" спасает одного "преступника")". После окончания игры "преступники" рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

    Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

    Мы похожи?..

    Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

    Ты похож на меня тем, что...

    Я отличаюсь от тебя тем, что...

    Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

    Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.

    Чувства

    Участникам предлагается: вспомнить ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящемся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком. Затем участники общаются в парах и в течение 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а другой внимательно слушает, затем роли меняются. После этого участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали.

    Возможный вариант:

    Чувства говорящего

    раздражение

    возмущение

    презрение

    недоверие

    ответственность и т.д.

    Чувства слушающего

    сочувствие

    возмущение

    отвращение

    понимание

    сожаление

    уважение и т.д.

    Цель упражнения: анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.

    Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь? (мозговой штурм)

    Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: "Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему:

    Снимать барьеры в общении

    Удовлетворять свое любопытство

    Снимать напряжение и тревожность

    Стимулировать активность

    Следовать принятой традиции

    Приобретать новый опыт".

    В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсужденя целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. К примеру, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещения дискотеки, разговора с другом и т.п.

    Табу

    Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

    Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

    Тосты

    Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке.

    Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказаться, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

    Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

    Что внутри вас помогало вам отказаться?

    Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

    Портрет наркомана

    Участникам раздается бумага и карандаши. Ведущий объявляет задание: "Нарисуйте "портрет наркомана". Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах". После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники делятся своими впечатлениями.

    По завершении обсуждения можно провести своеобразный конкурс на то, кто «быстрее распрощается со своим наркоманом». Для этого в центр круга ставится мусорная корзина. Участники с одинакового расстояния должны попасть скомканным рисунком в эту корзину. При этом, если участник не попал – он берет свой комок и отходит на исходную позицию.

    Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

    10 заповедей

    Участников просят придумать 10 заповедей - неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий на этом этапе записывает каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны дается задание проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.

    Цель упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.

    Зависимость (незаконченные предложения)

    Участникам раздается бумага и карандаши. Объясняется, что необходимо закончить следующие предложения:

    1. Когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя, тогда я...

    2. В общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает...

    3. Свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через...

    4. Когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю, что...

    5. Ситуация, в которой я бы мог стать зависимым от наркотика, это...

    6. Когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого-то или чего-то, я осознаю, что...

    7. Быть независимым для меня означает...

    8. Как я понимаю, зависимость это...

    Можно эти предложения заготовить в виде распечаток и раздать для самостоятельной работы (10 минут).

    Затем группа делится на пары и участники поочередно зачитывают друг другу варианты предложений. При общем обсуждении необходимо отметить наиболее типичные точки зрения, а также наиболее отличные.

    Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости

    Его сильная сторона

    Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого".

    Цель упражнения: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.

    Шахматы

    Если группа большая, то ее делят на части (по 5-7 человек), количество участников в подгруппах должно быть нечетным.

    Задается тема для обсуждения:

    Допустимо ли употребление наркотиков в обществе?

    Подгруппы рассаживаются кругами и рассчитываются "на первый-второй". Первые номера отстаивают одну точку зрения, начиная свое выступление словами: "Да, употребление наркотиков допустимо...", а вторые - противоположную: " Нет, употребление наркотиков недопустимо..." Взаимодействие осуществляется по кругу, при этом отвечающий сначала перефразировать предыдущего участника, а затем возразить, обращаясь к следующему по кругу собеседнику. К примеру: "Насколько я понимаю, ты, Сергей, считаешь, что употреблять наркотики нельзя, так как это подрывает здоровье человека, но мне кажется, что ничего страшного нет в том, что человек хотя бы раз попробует наркотик..." Когда один круг закончится, упражнение продолжается, но точки зрения меняются на противоположные благодаря нечетному числу участников.

    Цель упражнения. Оно дает почувствовать, что проблема употребления наркотиков не такая простая, как кажется на первый взгляд. Так, например, наркотические вещества используют в медицине для того, чтобы облегчить страдания больных, или, например, известны случаи из истории, когда наркотики употребляют люди искусства для стимуляции воображения. Смысл этого упражнения заключается в том, чтобы сформировать у подростка более осознанную позицию в отношении наркотиков и выработать у него навыки аргументированной защиты своей позиции.

    Ответственность (незаконченные предложения)

    Предложения записываются под диктовку; во время паузы участники должны эти предложения закончить; наиболее верна первая реакция; если какое-то предложение не подходит, его можно пропустить; в конце дается ненемало времени для того, чтобы все завершить.

    Быть ответственным для меня означает...

    Некоторые люди более ответственны, чем другие, - это люди, которые...

    Безответственные люди - это...

    Свою ответственность к другим людям я проявляю через...

    Вид ответственности, который, как я чувствую, более тяжел для меня - это...

    Ответственного человека я узнаю по...

    Чем сильнее моя ответственность, тем больше я...

    Я побоялся бы нести ответственность за...

    Быть ответственным по отношению к самому себе - это...

    Я несу ответственность за...

    Проводится обсуждение в парах и в кругу. Ведущий помогает участниками прояснить их точки зрения и осознать степень своей ответственности за свои чувства, мысли, поступки. При проведении обсуждения можно дать участникам почувствовать достоинства и недостатки двух позиций: "ответственности за других" и "ответственного отношения к другим". Приведенная ниже таблица поможет ведущему сориентироваться в этом вопросе.

    Когда я чувствую ответственность за других

    исправляю

    контролирую

    перенимаю их чувства

    не слушаю

    Я чувствую...

    усталость

    неуравновешенность

    Я беспокоюсь о

    обстоятельствах

    том, чтобы не ошибиться

    исполнении

    Я манипулятор , т.е. использую других

    Я думаю , что человек живет в соответствии с моими ожиданиями

    То же самое, только Когда я отношусь ответственно к другим

    демонстрирую эмпатию (сопереживание, понимание чувств)

    подбадриваю

    делюсь
    конфликтую

    Я чувствую...

    уравновешенность

    осознанность

    самоценность

    Я беспокоюсь

    о человеке

    о чувствах

    с человеком

    Я верю , моего присутствия с другим человеком достаточно

    Я помощник/проводник , т.е. сопровождаю другого

    Я думаю , человек сам отвечает за себя и за свои поступки

    Я могу доверять и принимать людей такими, какие они есть

    Цель упражнения: помочь почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других.

    За кругом

    Нечетное количество участников. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом. Инструкция: участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг. Продолжительность игры: 10-20 минут. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям.

    Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций на общий круг. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т.д.)

    Дискриминация, как ущемление прав меньшинства, достаточно широко распространена в нашем обществе. Причем в случае с наркозависимостью дискриминируемыми могут быть как те, кто употребляет наркотик, так и те, кто находится рядом с наркоманами. Важно понять, что, ущемляя права меньшинства (например, пытаясь решить проблему наркомании только карательными методами), мы чаще всего лишь усиливаем напряжеженность, отчуждение, еще больше осложняем ситуацию. Кстати, это упражнение может продемонстрировать и противоположный пример: как, руководствуясь естественными человеческими чувствами, участники группы оказывают помощь тем, кто оказался за кругом.

    Цель упражнения: помочь понять глубинные причины дискриминаций, подводные камни и возможные последствия.

    Что вы действительно думаете

    Группа делится на подгруппы по 4 человека, выдаются карточки с написанными на них предложениями. В подгруппе участники по очереди поднимают, зачитывают эти карточки и высказываются за или против, делается короткое обсуждение. Предложения:

    Курение должно быть запрещено во всех публичных местах

    Алкоголиков и наркоманов надо изолировать от общества

    Нужно, чтобы наркоманы получали бесплатно чистые иглы и шприцы

    Женщины, больные наркоманией или алкоголизмом, не должны иметь детей

    Могут быть предложены и другие спорные высказывания, относящиеся к теме зависимостей и поведения молодежи.

    Время на работу в подгруппах (3-5 человек) - 10-15 минут.

    После этого в общем кругу участники делятся результатами получившегося обсуждения. Можно наглядно на доске или ватмане представить спектр имеющихся мнений (сколько согласно человек и несогласно по отдельным высказываниям.

    В ходе обсуждения обращается внимание на то, что нередко наше отношение к тому или иному явлению диктуется предрассудками и ложными представлениями, что может рождать дискриминацию отдельных категорий людей.

    Цель упражнения: осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков.

    Мифы

    Далеко не все из нас имеют отчетливое представление о наркомании. Часто взрослые да и сами подростки формируют свои представления о наркотиках, ориентируясь на рассказы приятелей, слухи и предубеждения. Это опасно, во-первых, потому, что "мифы" о наркотиках могут преуменьшать реальную угрозу (например, миф о том, что марихуана совершенно безвредный наркотик), во-вторых, потому, что "мифы" могут чрезмерно преувеличивать опасно, рождая чувство безысходности и обреченности (например, миф о том, что стоит человеку один раз попробовать наркотик, он обязательно станет наркоманом). Упражнение "Мифы" может помочь подростку выработать зрелую и обоснованную позицию в отношении наркотиков.

    В начале упражнения группе предлагается ряд высказываний, относящихся к теме наркомании. К примеру, такие:

    Достаточно один раз попробовать, чтобы стать наркоманом

    Наркомания не болезнь, а распущенность

    Все наркоманы - преступники

    Наркотики помогают снять напряжение

    Марихуана совершенно безопасно

    В комнате вывешивается три таблички с надписями:

    Может быть

    Участники в течение нескольких минут обдумывают свою позицию по поводу каждого из этих высказываний. Затем участникам необходимо разделиться в соответствии с их убеждениями на 3 группы, после чего ведущий организует дискуссию, в ходе которой каждая группа отстаивает свою точку зрения. Затем обсуждается следующее высказывание.

    После упражнения целесообразно дать участникам дополнительную информацию и статистические данные, развенчивающие мифы, существующие в обществе по этой теме.

    Цель упражнения: помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков.

    Я в будущем

    Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

    Обсуждение истории (дискуссия)

    "Володя и Катя дружат уже больше года. Последнее время Катя стала замечать, что Володя сильно изменился, он стал часто пропускать уроки, у него появились "подозрительные" друзья. Однажды во время школьной дискотеки Володя позвал Катю в пустой класс и признался, что уже несколько лет "балуется" "ханкой"; ему это нравится, но он не считает себя наркоманом. Потом он предложил ей уколоться вместе. Катя была сильно встревожена, от предложения отказалась и в этот же вечер рассказала о случившемся своей подруге Тане; та ее внимательно выслушала, но вмешиваться не стала, сказав, что это не ее проблема.

    После бессонной ночи Катя наутро решила рассказать обо всем еще одной однокласснице - Свете. Она знала, что в прошлом году у Светы от наркотиков погиб родной брат. Света тут же взяла инициативу в свои руки, заверив Катю, что все уладит. Она сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран экстренный педагогический совет и поставлены в изветность родители Володи. В результате от юноши отвернулось большинство сверстников, только Дима, его друг с третьего класса, оставался всегда рядом и уверял, что все это можно пережить. Володя больше наркотиков не употребляет, но с Катей отношения испортились".

    Этот рассказ зачитывается один раз, затем участникам необходимо определить рейтинг персонажей рассказа по двум критериям:

    Кто вызывает наибольшую симпатию?

    Чьи действия были наиболее правильными?

    Группа делится на подгруппы по 4-5 человек, в которых осуществляется обмен мнениями, желательно прийти к общей точке зрения. Затем проводится общее обсуждение в режиме дискуссии. Ключевыми понятиями при этом должны быть "ответственность" и "дискриминация".

    Уверенные интонации

    Вызываются два добровольца. Ведущий с помощью наводящих вопросов выясняет спорную для участников тему, так чтобы они придерживались противоположной точки зрения. После того, как спорная тема выяснена, ведущий объявляет "публичные дебаты", противоположность которых 3 мин. За это время каждый из спорщиков должен попытаться склонить на свою точку зрения оппонента.

    По окончании отведенного времени остальные участники должны голосованием выявить, у кого из участников в голосе присутствовали наиболее уверенные интонации.

    Победитель дебатов сразу же встречается со следующим добровольцем. И так до тех пор, пока все участники не пройдут через дебаты.

    При обсуждении стоит выписать те критерии, на которые участники опирались при определении, у кого из спорящих наиболее уверенные интонации.

    Цель упражнения: выработка у участников навыков уверенных интонаций.

    Ценности

    Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:

    Интересная работа

    Хорошая обстановка в стране

    Общественное признание

    Материальный достаток

    Удовольствия, развлечения

    Самосовершенствование

    Свобода

    Справедливость

    Доброта

    Честность

    Искренность

    Целеустремленность

    Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.

    Последняя встреча

    Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что занятия в группе закончились. Вы идете домой.

    Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.

    Письмо в редакцию

    Участникам предлагается разделиться на две подгруппы, каждая из которых временно будет исполнять функции редакции молодежной газеты. "Представьте, что к вам в редакцию пришло письмо, - объявляет ведущий. - Постарайтесь за 15-20 минут совместными усилиями написать ответ молодому человеку". Затем ведущий раздает письма. Примерные варианты письма могут выглядеть так:

    "Дорогая редакция.

    Я была в компании и меня уговорили попробовать уколоться. Мне стало интересно. А теперь я все время думаю, а вдруг я уже наркоманка. Что мне теперь делать? К врачу идти я боюсь. Ответьте мне, пожалуйста.

    Маша П., 14 лет"

    "Дорогая газета!

    У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими парнями. Они курят и пьют водку. Теперь он все больше времени проводит с ними.

    Мне он нравится, и я очень хочу ему помочь, чтобы он не стал алкоголиком.

    Посоветуйте как?

    Марина, 16 лет"

    После того как ответы написаны, подгруппы меняются письмами и своими вариантами ответов. Теперь каждой из подгрупп предлагается оценить качество ответа их коллег по следующим критериям:

    Доступна ли форма ответа на письмо?

    Понятен ли смысл ответа?

    Не вызвал ли у вас чувство смущения или неприязни этот ответ?



    Статьи по теме