Особая познавательная позиция занимаемая субъектом. Ранние исследования Ж. Пиаже. Эгоцентризм как основная познавательная позиция ребенка. Основные механизмы познавательного развития ребенка

Ранний этап научного творчества

≪Исследования Ж. Пиаже составили целую эпоху в развитии учения

о речи и мышлении ребенка, о его логике и мировоззрений. Они от-

мечены историческим значением≫, - писал Л.С. Выготский уже о

первых работах Пиаже3. Самое существенное состоит в том, что

Пиаже отказался от позиции, что ребенок ≪глупее≫ взрослого и

мышление ребенка по сравнению с интеллектом взрослого имеет ко-

личественные ≪изъяны≫, и впервые поставил задачу исследовать

качественное своеобразие детского мышления.

Молодой Пиаже, работая в лаборатории Т. Симона, уделял

наибольшее внимание речи детей-дошкольников, особенно его за-

интересовали повторяющиеся ошибки в ответах на тестовые вопро-

сы. В условиях детского сада было проведено исследование, в кото-

ром наблюдатели систематически фиксировали все высказывания и

сопутствующие действия детей во время свободной деятельности

(рисования, лепки или игры). Анализ Пиаже показал, что детские

высказывания можно разделить на две группы1:

1. Социализированная речь - характеризуется заинтересованно -

стью в ответном реагировании партнера по общению, ее функция -

воздействие на собеседника. Категории социализированной речи -

информация, критика, приказ, просьба, угроза, вопрос, ответ.

2. Эгоцентрическая речь. По форме эти высказывания могут

быть различны: повторение (эхолалия), монолог, коллективный

монолог, однако общее в том, что ребенок сообщает то, о чем он ду-

мает в данный момент, не интересуясь тем, слушают ли его, какова

точка зрения ≪собеседника≫. Функция эгоцентрической речи скорее

экспрессивная - ≪удовольствие разговаривать≫, сопровождение и

ритмизация действий.

Проведя измерения доли эгоцентрической речи в свободной

речи ребенка, Пиаже установил, что коэффициент эгоцентрической

речи максимален в раннем возрасте - 75%, постепенно снижаясь к

шести-семилетнему возрасту. Спор, представляющий собой не про-

сто столкновение утверждений, а обмен точками зрения, сопровож-

дающийся заинтересованностью сторон во взаимном понимании и

разъяснениями, возникает лишь к 7-8 годам.

В факте эгоцентрической речи Пиаже увидел важнейшее дока-

зательство качественного своеобразия детской мысли. Метод на-

блюдения и интеллектуальное тестирование, по мнению Пиаже, не

способны вскрыть специфику детской мысли. Тестовые обследова-

ния фиксировали лишь конечные результаты решения задачи, а

Пиаже стремился проникнуть во внутреннюю структуру мышления

дошкольников. Пиаже разработал новый метод - клинический



(или метод клинической беседы). Метод клинической беседы

Пиаже - это свободная беседа с ребенком без ограничения фикси-

рованными стандартными вопросами. Содержание общения экспе-

риментатора и ребенка касалось природных явлений, снов, нравст-

венных норм и др. Вопросы были такие, какие сами дети часто

задают взрослым в повседневной жизни: ≪Откуда на небе солнце?

Почему солнце не падает? Как оно держится? Почему светит солн-

це?≫, ≪Отчего дует ветер? Как получается ветер?≫, ≪Как люди ви-

дят сны?≫.

Клинический метод - это тщательно проводимаяконстатация

фактов, возрастной срез речевого и умственного развития. Исследо-

ватель задает вопрос, выслушивает рассуждения ребенка и далее

формулирует дополнительные вопросы, каждый из которых зависит

от предыдущего ответа ребенка. Он рассчитывает выяснить, что оп-

ределяет позицию ребенка и какова структура его познавательной

деятельности. В ходе клинической беседы всегда существует опас-

ность неправильно интерпретировать реакцию ребенка; растеряться,

не найти нужного в данный момент вопроса или, наоборот, внушить

желаемый ответ. Клиническая беседа представляет своего рода ис-

кусство, ≪искусство спрашивать≫.

Первоначально гипотеза Пиаже состояла в том, что обнаружена

промежуточная форма мышления, эгоцентрическое мышление,

которое обеспечивает переход от аутизма младенца к реалистиче-

скому социализированному мышлению взрослого. Различение аути-

стической и социализированной мысли было заимствовано Пиаже

из психоанализа. Аутистическая мысль - индивидуализированная,



ненаправленная, подсознательная, руководимая стремлением к

удовлетворению желания; выявляется в образах. Социализирован-

ная, разумная, направленная мысль социальна, преследует созна-

тельные цели, приспосабливается к действительности, подчиняется

законам опыта и логики, выражается речью. Эгоцентрическое

мышление - промежуточная форма в развитии мышления в гене-

тическом, функциональном, структурном аспектах.

Эгоцентризм как основная особенность детского мышления

состоит в суждении о мире исключительно со своей непосредствен-

ной точки зрения, ≪фрагментарной и личной≫, и в неумении учесть

чужую. Эгоцентризм рассматривается Пиаже как разновидность

неосознанной систематической иллюзии познания, как скрытая

умственная позиция ребенка. Тем не менее эгоцентрическое мыш-

ление - не простой отпечаток воздействий внешнего мира, это ак-

тивная познавательная позиция в своих истоках, первоначальная

познавательная центрация ума.

Пиаже рассматривает эгоцентризм как корень, как основание

всех других особенностей детского мышления. Эгоцентризм не под-

дается непосредственному наблюдению, он выражается через другие

феномены. Среди них - доминирующие черты детского мышления:

реализм, анимизм, артификализм.

Реализм. На определенной ступени развития ребенок рас-

сматривает предметы такими, какими дает их непосредственное

восприятие (так, луна следует за ребенком во время прогулок).

Реализм бывает интеллектуальный - ветер ≪делают≫ ветви де-

ревьев; название предмета столь же реально, как и сам предмет;

изображение предмета ≪прозрачно≫ и включает все, что ребенок

знает о вещи. Реализм моральный проявляется в том, что ребенок

не учитывает в поступке внутреннее намерение и судит о нем только

по видимому конечному результату (кто разбил больше чашек, тот и

виноват больше - несмотря на то, что один человек старался по-

мочь и нечаянно уронил посуду, а другой разозлился и разбил чашку

намеренно).

Анимизм представляет собой всеобщее одушевление, наде-

ление вещей (в первую очередь самостоятельно движущихся, та-

ких, как облака, река, луна, автомобиль) сознанием и жизнью,

чувствами.

Артификализм - понимание природных явлений по ана-

логии с деятельностью человека, все существующее рассматривается

как созданное человеком, по его воле или для человека (солнце -

≪чтобы нам светло было≫, река - ≪чтобылодки плыли≫).

Среди списка других выделяемых Пиаже особенностей детской

логики:

Синкретизм (глобальная схематичность и субъективность дет-

ских представлений; тенденция связывать все со всем; восприятие

деталей, причин и следствий как рядоположных),

Трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),

Неспособность к синтезу и соположение (отсутствие связи ме-

жду суждениями),

Нечувствительность к противоречию,

Неспособность к самонаблюдению,

Трудности осознания,

Непроницаемость для опыта (ребенок не изолирован от внеш-

него влияния, воспитания, но оно им ассимилируется и деформиру-

Все эти черты образуют комплекс, определяющий логику ребен-

ка, а в основе комплекса - эгоцентризм речи и мышления.

Яркое проявление эгоцентризма наблюдается при решении детьми задачи

А. Бине ≪о трех братьях≫. Так, если в семье три брата (Митя, Вова, Саша) и Сашу

спрашивают, сколько у него братьев, он отвечает правильно и называет двух своих

шести-семилетнего возраста ребенок ошибается: ≪Один, Вова≫, поскольку для вер-

ного ответа ему необходимо мысленносменить позицию (занять позицию брата

Мити), а это ему не удается.

Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка служит

эксперимент с макетом из трех гор.

Ребенок садился за стол, на котором был размещен макет с тремя горами разно-

го цвета и с дополнительными отличительными признаками (снежная вершина, до-

мик, дерево). С другой стороны размещали куклу. Ребенка просили (в одном из ва-

риантов задания) выбрать из предъявленных ему снимков тот, на котором

запечатлен вид гор так, как их видит кукла. До шести-семилетнего возраста дети

склонны выбирать картинку с изображением того, что они видят сами.

Пиаже объяснял этот феномен ≪эгоцентрической иллюзией≫,

отсутствием представления о существовании других точек зрения и

несоотнесением их со своей собственной.

В чем состоят корни эгоцентризма как познавательной пози-

ции дошкольника? Пиаже видит их в своеобразном характере дет-

ской деятельности (например, забота родителей предупреждает все

материальные нужды ребенка, и он почти не встречается с сопро-

тивляемостью вещей), в относительно поздней социализацииребен-

ка, в адаптации к социальной среде не ранее 7-8 лет.

Чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимо осознать свое Я в

качестве субъекта и отделить субъект от объекта, научиться коорди-

нировать свою точку зрения с другими. Снижение эгоцентризма

объясняется не добавлением нового знания, а трансформацией ис-

ходной позиции. Отношения со взрослыми - преимущественно от-

ношения принуждения, они не приводят к осознанию ребенком

собственной субъективности. Развитие знаний о себе происходит из

социального взаимодействия, особенно важны в этом отношении

явления кооперации ребенка со сверстниками, когда возможны

споры, дискуссии. Таким образом, происходит постепенная Ъецен-

трация познания, социализированная мысль вытесняет эгоцентри-

ческую, и эгоцентрическая речь исчезает, отмирает.

Общая задача, стоящая перед Пиаже, была направлена на раскрытие психологических механизмов целостных логических структур, но сначала он выделил и исследовал более частную проблему - изучил скрытые умственные тенденции, придающие качественное своеобразие детскому мышлению, и наметил механизмы их возникновения и смены.

Рассмотрим факты, установленные Пиаже с помощью клинического метода в его ранних исследованиях содержания и формы детской мысли. Важнейшие из них: открытие эгоцентрического характера детской речи, качественных особенностей детской логики, своеобразных по своему содержанию представлений ребенка о мире. Однако основное достижение Пиаже - открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм - это центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции.

В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т. е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает, например, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Это происходит потому, что дети не отделяют своего Я от окружающего мира, от вещей.

Пиаже подчеркивает, что эту «реалистическую» позицию ребенка по отношению к вещам нужно отличать от объективной. Основное условие объективности, по его мнению, - полное осознание бесчисленных вторжений Я в каждодневную мысль, осознание многих иллюзий, возникающих в результате этого вторжения (иллюзии чувства, языка, точки зрения, ценности и т. д.). По своему содержанию детская мысль, сначала полностью не отделяющая субъект от объекта и потому «реалистическая», развивается по направлению к объективности, реципрокности и релятивности. Пиаже считал, что постепенная диссоциация, разделение субъекта и объекта осуществляется вследствие преодоления ребенком собственного эгоцентризма.

Итак, первое направление децентрации детской мысли - от «реализма» к объективности.

Сначала, на ранних ступенях развития, каждое представление о мире для ребенка истинно; для него мысль и вещь почти не различаются. У ребенка знаки начинают свое существование, будучи первоначально частью вещей. Постепенно, благодаря деятельности интеллекта, они отделяются от них. Тогда он начинает рассматривать свое представление о вещах как относительное для данной точки зрения. Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов: партиципации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека), на которых эгоцентрические отношения между Я и миром постепенно редуцируются. Шаг за шагом в процессе развития ребенок начинает занимать позицию, позволяющую ему отличить то, что исходит от субъекта, и видеть отражение внешней реальности в субъективных представлениях. Субъект, который игнорирует свое Я, считает Пиаже, неизбежно вкладывает в вещи свои предрассудки, непосредственные суждения и даже восприятия. Объективный интеллект, ум, осознающий субъективное Я, позволяет субъекту отличать факт от интерпретации. Только путем постепенной дифференциации внутренний мир выделяется и противопоставляется внешнему. Дифференциация зависит от того, насколько ребенок осознал свое собственное положение среди вещей.


Пиаже считал, что параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идет развитие детских идей от абсолютности («реализма») к реципрокности (взаимности). Реципрокность появляется тогда, когда ребенок открывает точки зрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие. С этого момента он начинает видеть реальность уже не только как непосредственно ему самому данную, но и как бы установленную, благодаря координации всех точек зрения, взятых вместе. В этот период осуществляется важнейший шаг в развитии детского мышления, т. к., по мнению Пиаже, представления об объективной реальности - это то наиболее общее, что есть в разных точках зрения, в чем разные умы согласны между собой.

В экспериментальных исследованиях Пиаже показал, что на ранних стадиях интеллектуального развития объекты представляются для ребенка тяжелыми или легкими, согласно непосредственному восприятию. Большие вещи ребенок считает всегда тяжелыми, маленькие - всегда легкими. Для ребенка эти и многие другие представления абсолютны, пока непосредственное восприятие кажется единственно возможным. Появление других представлений о вещах, как, например, в эксперименте с плаванием тел: камешек - легкий для ребенка, но тяжелый для воды, - означает, что детские представления начинают терять свое абсолютное значение и становятся относительными.

Отсутствие понимания принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета еще раз подтверждает, что ребенок сначала может рассуждать лишь на основе «абсолютных» представлений. Для него два равных по весу шарика из пластилина перестают быть равными, как только один из них принимает другую форму, например, чашки. Уже в ранних работах этот феномен Пиаже рассматривал как общую черту детской логики. В последующих исследованиях он использовал появление у ребенка понимания принципа сохранения в качестве критерия возникновения логических операций и посвятил его генезису эксперименты, связанные с формированием понятий о числе, движении, скорости, пространстве, о количестве и др.

Мысль ребенка развивается еще и в третьем направлении - от реализма к релятивизму. Вначале дети верят в существование абсолютных субстанций и абсолютных качеств. Позднее они открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны. Мир независимых и спонтанных субстанций уступает место миру отношений. Сначала ребенок считает, скажем, что в каждом движущемся предмете есть специальный мотор, который выполняет главную роль при движении объекта. В дальнейшем он рассматривает перемещение отдельного тела как функцию от действий внешних тел. Так, движение облаков ребенок уже начинает объяснять иначе, например, действием ветра. Слова «легкий» и «тяжелый» также теряют свое абсолютное значение, которое они имели на протяжении ранних стадий, и приобретают относительное значение в зависимости от избранных единиц измерения.

Наряду с качественным своеобразием содержания детской мысли, эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как синкретизм (тенденцию связывать все со всем), соположение (отсутствие связи между суждениями), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), нечувствительность к противоречию и др.

Феномены, открытые Пиаже, разумеется, не исчерпывают всего содержания детского мышления. Значение экспериментальных фактов, полученных в исследованиях Пиаже, состоит в том, что благодаря им открывается остававшееся долгое время малоизвестным и непризнанным важнейшее психологическое явление - умственная позиция ребенка, определяющая его отношение к действительности.

Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, а наши знания о мире - это не простой отпечаток внешних событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей умственной позиции.

По мнению Пиаже, эгоцентризм - следствие внешних обстоятельств жизни субъекта. Однако отсутствие знаний - это лишь второстепенный фактор в образовании детского эгоцентризма. Главное - это спонтанная позиция субъекта, в соответствии с которой он относится к объекту непосредственно, не учитывая себя в качестве мыслящего существа, не осознавая субъективности своей собственной точки зрения.

Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знания, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою исходную точку зрения с другими возможными. Освободиться в каком-то отношении от эгоцентризма и его следствий - значит в этом отношении децентрироваться, а не только приобрести новые знания о вещах и социальной группе. По словам Пиаже, освободиться от эгоцентризма – значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным Я систему общих и взаимных отношений.

Вслед за открытием эгоцентризма детского мышления Ж. Пиаже описал феномен эгоцентрической речи. Раскрывая сущность этого феномена, важно помнить, что для Ж. Пиаже язык не формирует мышление, а лишь отражает его. Пиаже видит в нем только проявление того, что он называл «общей символической функцией» (для сравнения вспомним высказывание Л. С. Выготского по поводу, того, что мышление не «отражается», но «совершается» в слове.

Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь «со своей точки зрения» и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный - собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо. Эгоцентрическая речь, выражающая «логику чувств» и адресованная ребенком самому себе, по мнению Ж. Пиаже, постепенно отомрет, уступив место речи, адресованной другим и выполняющей коммуникативную функцию.

Учение Ж. Пиаже встретило критику со стороны Л. С. Выготского. Им было, в частности, показано, что эгоцентрическая речь выступает одним из этапов формирования мышления и речи. То есть в ходе психического развития эгоцентрическая речь не исчезает, а превращается во внутреннюю речь. Эгоцентризм, согласно Л. С. Выготскому, не является изначально предопределенным состоянием, а лишь характеризует особенности одного из этапов развития высших психических функций.

Л.Колберг продолжил эксперименты Ж.Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Детям предлагалось оценить поступки героев рассказа и обосновать свои суждения. Оказалось, что на разных возрастных этапах дети по-разному решают нравственные проблемы. Например, маленькие дети считают ребенка, случайно разбившего несколько чашек, более виноватым и более «испорченным», чем другого, разбившего только одну чашку, но злонамеренно. Старшие дети, особенно после 9-10 лет, иначе оценивают эту ситуацию, ориентируясь не только на результат действия, но и на мотивы, стоящие за поступком.

Л.Колберг использовал рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения. Например: «Женщине, больной раком, не помогают никакие лекарства. Она просит своего врача дать ее смертельную дозу снотворного, чтобы избавиться от страданий. Должен ли врач удовлетворить ее просьбу?»

Ребенок: «Было бы хорошо дать женщине умереть, чтобы избавить ее от боли. Но это могло бы быть неприятно ее мужу – ведь это не то, что усыпить животное, он же нуждается в своей жене».

Подросток: «Врач не имеет на это право. Он не может дать жизнь и не должен ее уничтожать».

Взрослый: «Умирающая должна иметь свободный выбор. Значение имеет качество жизни, а не сам ее факт. Если она считает, что не стоит жить, превратившись просто в нечто живое, но уже не человека, она имеет право выбрать смерть. Людям должна быть предоставлена возможность самим решать, что с ними будет».

Из этих ответов видно, что ребенок исходит из чисто практических соображений, не обращаясь к моральным принципам. Подросток рассматривает проблему с точки зрения одного абстрактного принципа - ценности жизни. Позиция взрослого многогранна.


социальное окружение является не просто условием, но важнейшим фактором развития личности.

движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма, - это потребность в укоренении (стремиться к обществу, соотносить себя с другими членами этого общества, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений) и потребность в индивидуализии (толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества). Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека.

Стремление человека примирить эти потребности является двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, поскольку все социальные формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками уравновесить эти стремления.

в начале своего развития человек был частью природы, не выделяя себя из окружающего. Только в этот период он и был счастлив, так как стремление к укорененности в природе сочеталось с возможностью изоляции от соплеменников. Разрушив свою связь с природой, человек оставил для себя только одну возможность укорененности - социальную, тем самым поставив себя в зависимость от окружающих людей. При этом первый строй, первобытный, давал преимущество именно стремлению к укорененности, оставляя в тени стремление к индивидуализации. Не смирившись с этим, человек изменяет строй, и в рабовладельческом строе у него появляется возможность индивидуализации в богатстве, в войне. Но при этом уменьшается возможность укоренения с другими, становятся менее крепкими связи между людьми. Страдая от такой изоляции, люди опять изменяют общественный строй, приходя к феодализму, в котором велика возможность укоренения, так как каждый человек жестко связан с членами своей социальной группы. В то же время такая жесткая стереотипизация не дает возможности проявиться индивидуальности человека в полной мере, так как он не может выйти за рамки своего класса. Стремясь к свободе и независимости от этих жестких рамок, люди переходят к капитализму, который дает максимальную возможность для их свободного развития, хотя и ограничивает их возможность укоренения с другими, оставляя наедине со своей свободой во враждебном мире.

Таким образом, отношение общества к человеку проявляется в том, что его личность развивается в соответствии с теми возможностями, которые данное общество ему предоставляет. Так, при капитализме человек может добиться ощущения своей индивидуальности, сделав карьеру или составив состояние. В то же время он может стать и укорененным, заняв место служащего в большой фирме. Правда, подчеркивает Фромм, укорененность при капитализме относительна, так как и служащие крупной фирмы редко бывают едины в своем мировоззрении. Именно поэтому он считает, что возможности индивидуализации при этом строе развиваются в ущерб укорененности, о которой человек начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это «бегство от свободы», характерное для общества, где все друг другу чужие, проявляется не только в желании людей получить надежную работу, но и в идентификации с главой фирмы или политическим деятелем, которые обещают подчиненным надежность, стабильность и укорененность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказывается слишком трудной для человека, объяснял Фромм и появление фашизма, которое он наблюдал в 1930-е гг. в Германии.

Двухфакторные теории: антагонизм в теории раннего Пиаже.

Общество и личность находятся в состоянии конфронтации. Социализация – процесс насильственного вытеснения природного и замещения его социальным. В поздний период (с начала 1940-х гг.) ученый рассматривал активность субъекта как основу развития интеллекта, предлагая более сложную систему детерминант развития интеллекта.

До Пиаже мышление ребенка рассматривалось как «недовзрослое». Заслуга Пиаже по мнению ЛСВ, что он стал рассматрвать мышление как качественно иное.

Исходный постулат: мышление прямо выражается в речи (потом отказался). Метод изучения мышления - метод клинической беседы. Требования:

Вопросы должны быть далеки от практического опыта ребенка. Нельзя задавать вопросы, которые связаны со знаниями, умениями, навыками;

Беседа должна быть организована как эксперимент. Задавая вопрос, исследователь проверяет некую гипотезу о факторах и причинах мышления. В силу этого нет жесткой последовательности в вопросах.

3 источника Теории:

1) Французская социологическая школа: развитие мышления ребенка осуществляется путем усвоения коллективных представлений (социализированных форм мысли) в ходе вербального общения (у Дюркгейма было про сознание, но Пиаже заменил на мышление)

2) Фрейд: изначально мышление направлено на получение удовольствия, затем этот вид вытесняется обществом, и ребенку навязываются другие его формы, соответствующие принципу реальности (тоже заменил сознание на мышление)

3) Леви-Брюль: говорил про качественное своеобразие первобытного мышления, а Пиаже перенес на ребенка.

Развитие мышления ребенка - это смена умственных позиций, которая характеризуется переходом от эгоцентризма к децентрации. Осуществляется путем усвоения коллективных представлений (социализированных форм мысли) в ходе вербального общения.Эгоцентризм (открытие Пиаже) - особая познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только с собственной точки зрения. Это абсолютизация собственной познавательной перспективы и неспособность координировать различные точки зрения на предмет.

Ступени развития мышления:

1) отождествление субъекта и объекта, неспособность разделить себя и окружающий мир;

2) эгоцентризм - познание мира исходя из собственной позиции, неспособность координации различных т.зр.;

3) децентрация - координация собственной точки зрения с другими возможными взглядами на объект.

Направления развития мышления:

Реализм (вещь = я вижу) à объективность (характеристики объекта + свои ощущения)

Абсолютизация (своя позиция) à реципрокность (существует много т.зр., их координация)

Реализм (восприятие отдельных объектов) àрелятивизм (восприятие отношений между объектами)

Характеристики мышления ребенка, составляющие его качественое своеобразие:

1) синкретизм - спонтанная тенденция детей воспринимать глобальные образы без анализа деталей, тенденция связывать все со всем, без должного анализа («недостаток связи»);

2) соположение - неспособность к объединению и синтезу («избыток связи»);

3) интеллектуальный реализм - отождествление своих представлений о вещах объективного мира и реальных объектов. Аналогичен интеллектуальному моральный реализм;

4) партиципация - закон сопричастия («нет ничего случайного»);

5) анимизм как всеобщее одушевление;

6) артифициализм как представление об искусственном происхождении природных явлений. (Почему луна высоко? Ее кто-то туда повесил)

7) нечувствительность к противоречиям;

8) непроницаемость для опыта;

9) трансдукция - переход от частного положения к другому частному, минуя общее;

10) предпричинность - неспособность к установлению причинно-следственных связей. (Человек вдруг упал на улице потому, что... его увезли в больницу);

11) слабость детской интроспекции (самонаблюдения).

Периодизация развития мышления:

1. Аутистическое (0 - 2-3 года): врожденное, принцип удовольствия. Не направлено на внешний мир (фантазии), единица мышления – образ (невербальное образное мышление)

2. Эгоцентрическое (2-3 - 11-12 лет): вытесение аутистического;

3. Социализированное (после 12 лет): принцип реальности, направленно на познание и преобразование внешнего мира, единица мышления – понятие (вербальное мышление)

2 фазы эгоцентрического мышления:

1) 3-7(8) лет: в 2-3 года взрослый навязывает ребенку речевые способы мышления и готовые конструкции, вытесняя аутистическое мышление. Главный фактор развития мышления - принуждение. Принцип удовольствия и реальности соположены, пока еще нет их иерархизации. В игре, фантазиях и грезах ребенок живет как будто наяву. Эгоцентризм господствует как в сфере действий, так и в сфере мышления и речи.

2) 7-12 лет: на первый план выступают отношения ребенка со сверстниками как потенциально равными партнерами, отношения кооперации и сотрудничества. Никто никого принудить принять свою точку зрения не может, единственный способ - договориться. Возникает необходимость в координации разных умственных позиций и достигается благодаря механизму последовательных центраций. Здесь принцип удовольствия и принцип реальности начинают иерархизироваться, причем первоначально принцип реальности завоевывает сферу восприятия и действия и лишь потом - мышления.

Проблема соотношения факторов Н и С в психическом развитии ребенка ставит проблему активности субъекта, его роли в собственном развитии.

Эгоцентрическая речь у Пиаже и ЛСВ:

Критика ЛСВ:

Необходим учет практической деятельности à операциоальная стадия

Аутистическое мышление – не 1 стадия

Речь и мышление связаны более сложно

Важным открытием Ж. Пиаже является открытие центральной особенности детского мышления – эгоцентризма.

Эгоцентризм – это особая познавательная позиция, которую занимает субъект по отношению к окружающему миру. Все явления и объекты он рассматривает только с собственной точки зрения. Видит предметы такими, какими дает их непосредственное восприятие, при этом не понимает внутренних отношений. Например, объясняя, почему движется по небу луна, говорит, потому, что я иду, а останавливается потому, что я останавливаюсь. Эту особенность Ж. Пиаже назвал реализмом. Реализм – это когда «мир существует в моих ощущениях».

Реализм бывает интеллектуальным, как в приведенном примере и моральным. Моральный реализм выражается в том, что ребенок в поступках не учитывает внутреннее намерение, о поступке судит только по внешнему эффекту.

Детские представления имеют ряд особенностей:

– анимизм – одушевление неодушевленных предметов, явлений;

– артификализм – явления понимаются как деятельность человека, т.е. все существует как созданное человеком и для человека (солнце светит, чтобы нам было светло; река для того, чтобы по ней лодки плавали и пр.);

– партиципация – сопричастие.

Постепенно от реализма или абсолютности детские представления переходят к реципроктности (взаимности). Реципроктность проявляется в том, что ребенок начинает открывать для себя точки зрения других людей, но он приписывает им то же значение, что и своей собственной точке зрения, таким образом, между этими точками зрения устанавливается соответствие. Например, рассуждает так: «Мне кажется, что этот предмет зеленый, но на самом деле он белый, просто на него падает зеленое освещение».



Следующее направление, в котором развивается мысль ребенка, это от реализма к релятивизму, т.е. к относительности. Сначала дети считают, что существуют абсолютные качества. Потом делают открытие, что наши оценки относительны. Таким образом, реализм предполагает восприятие отдельных объектов, а релятивизм – восприятие отношений между объектами.

Например, относительно легкий и относительно тяжелый, эти слова уже теряют абсолютное значение (в воде тонет маленький гвоздик и не тонет большая доска).

Ж. Пиаже показал, что развитие мышления ребенка идет в трех взаимосвязанных направлениях.

Эгоцентризм оказывает влияние на своеобразие детского мышления, проявляется своеобразие детской логики:

– синкретизм – тенденция связывать все во всем без должного анализа («недостаток связи»);

– соположение – отсутствие причинной связи между суждениями, неспособность к объединению, синтезу («избыток связи»);

– трансдукция – переход в рассуждениях от частного к частному, минуя общее;

– слабость детской интроспекции (самонаблюдения) и др.

У всех особенностей одна причина, которая зависит от эгоцентризма, это неспособность ребенка выполнять логические операции сложения и умножения.

Логическое сложение – это нахождение класса наименее общего для двух других классов, но содержащего оба эти класса в себе.

Пример: животные = позвоночные + беспозвоночные

Логическое умножение – это нахождение наибольшего класса, содержащегося одновременно в двух классах, т.е. нахождение совокупности элементов, присущих двум классам.

Пример: женевцы х протестанты = женевские протестанты.

Отсутствие этого умения ярко проявляется в том, как дети определяют понятия.

Еще труднее обстоит дело с относительными понятиями: правая, левая стороны, члены семьи.

Неумение производить логическое сложение и умножение приводит к противоречиям, которые характерны для детских понятий. Противоречия –это результат отсутствия равновесия. Критерием устойчивого равновесия он считал появление обратимости мысли. Обратимость мысли – это такое умственное действие, когда, отправляясь от результатов первого действия, ребенок выполняет умственное действие, симметричное по отношению к нему, и когда эта симметричная операция приводит к исходному состоянию объекта, не видоизменяя его.

В реальном мире обратимость отсутствует, она присуща только интеллектуальным операциям. Поэтому обратимость мысли не может возникнуть из наблюдений за явлениями природы. Она возникает из осознания самих мыслительных операций, которые совершает логический опыт не над вещами, а над самим собой. Причина отсутствия обратимости мысли в эгоцентризме.

Эгоцентризм проявляется еще в одной особенности детской психики –в феномене эгоцентрической речи.

Ж. Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит только со «своей точки зрения» и даже не пытается встать на точку зрения собеседника. Он считал, что ребенку важна только видимость интереса, он не испытывает желание как-то воздействовать на собеседника, что-то ему сообщить. Для ребенка любой встречный –собеседник. За это утверждение его критиковали многие ученые, среди них Л.С.Выготский, В. Штерн, Айзенк и др.

В последствие Ж. Пиаже пояснил, что эгоцентрическая речь не охватывает всю речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменяется. Там, где господствует авторитетный взрослый и характерны отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В среде ровесников, когда возможны споры, дискуссии, процент эгоцентрической речи ниже. В разных видах деятельности она также может занимать разное значение: в игре эгоцентрической речи больше, чем в экспериментировании или детской работе. С возрастом также меняется соотношение эгоцентрической речи. В 3 года процент эгоцентрической речи наиболее высок (75%), от 3 до 7 лет она постепенно снижается, а после 7 лет эгоцентрическая речь исчезает. И эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Ж. Пиаже назвать его законом развития.

Почему происходит эта смена? Причина заключается в качественном развитии детского ума, т.е. в прогрессивно развивающемся осознании своего «Я». Развитие знаний о себе возникает у ребенка из социального взаимодействия. Под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений происходит смена умственных позиций. В обществе существует две крайних типа отношений: отношения принуждения и отношения кооперации.

Отношения принуждения характерны для отношений взрослого и ребенка, когда взрослые навязывают ребенку систему правил обязательного характера. Ребенок уважает мысль взрослого, а взрослый воспринимает суждения ребенка как детские, наивные. Таким образом, мысль взрослого вытесняет мысль ребенка. Эти отношения не способствуют смене умственной позиции. Информация, которую дает взрослый, ребенком искажается, он пытается ее ассимилировать к собственной умственной структуре. Эти отношения не приводят к осознанию ребенком своей субъектности. Ребенок старается подражать взрослому и в то же время старается защитить себя от него, обмена мнениями не происходит.

Отношения кооперации строятся на взаимном уважении, которое возможно только между сверстниками. При кооперировании возникает необходимость приспособиться к другому лицу, появляется возможность доказать свою мысль, выразить сомнение. Ребенок понимает, что существуют разные точки зрения, в этом случае происходит социализация. Социализация, по мнению Ж. Пиаже, это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и кооперации своей точки зрения и точек зрения других людей. В процессе социализации происходит переход от эгоцентрической позиции к объективной. Этот перелом наступает в 7–8 лет. До этого времени взаимодействие ребенка с окружающим миром подчиняется законам биологического приспособления. Затем развитие идет по социальным законам.

Позицию Ж. Пиаже относительно эгоцентрической речи критиковал Л.С. Выготский. Он предложил свою интерпретацию этого феномена. Л.С. Выготский считал, что сначала появляется внешняя речь, направленная на взрослого, она выполняет функцию коммуникации. Затем только появляется громкая речь, обращенная к себе. Это и есть эгоцентрическая речь, выполняющая функцию планирования и регуляции деятельности. Потом эта громкая речь для себя как бы уходит внутрь, ребенок начинает думать «про себя», он планирует, регулирует свою деятельность в уме, т.е. появляется внутренний способ мышления. По мнению Л.С. Выготского, эгоцентрическая речь является переходной, в этом проявляется закон интериоризации. В силу своего переходного характера эгоцентрическая речь выполняет функции и коммуникативные, характерные для внешней речи, и регулирующие, характерные для внутренней речи. Если ребенок общался с иноязычными сверстниками или между детьми ставилась стеклянная перегородка, которая не давала возможности слышать партнера, и ребенок обнаруживал, что его не слышат или не понимают, так сразу же количество эгоцентрических высказываний уменьшалось. Это свидетельствует, что эгоцентрическая речь выполняет коммуникативную функцию. У Ж. Пиаже иное мнение по этому поводу.

Л.С. Выготский заметил, что всплеск эгоцентрической речи обнаруживается в тех случаях, когда ребенок испытывает затруднения в деятельности. Это же характерно и для взрослых, когда они решают сложные задачи, то нередко рассуждают вслух. это планирующая функция речи. Следовательно, эгоцентрическая речь представляет собой переходную форму от коммуникативной речи к планирующей (внутренней) речи.

Л.С. Выготский считал, что эгоцентрическая речь – это этап интериоризации речи, которая выполняет функцию планирующей речи и последующее её преобразование в способ мышления ребенка. А Ж. Пиаже полагал, что эгоцентрическая речь – это речь, выражающая особую познавательную позицию ребенка.

Задания для самообразования

Литература:

1. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов / Л. В. Обухова. - М. : Высш. образование; МГППУ, 2006. – 460 с.

Глава 5. Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка, с. 168-216.

2. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология: (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).

Глава 9. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже, с. 108-124.

3. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. / вступ. ст. В. А. Лекторского. - М. : Междунар. пед. акад., 1994. – 680 с.

Познакомиться с научной биографией Ж. Пиаже.

Сущность генетической психологии, созданной Ж. Пиаже. Основные понятия концепции Ж. Пиаже: принцип равновесия, идея трансформации, идея конструкции, схема действия, ассимиляция, аккомодация. Эгоцентризм детского мышления. Феномен эгоцентрической речи. Понятие группировки. Факторы развития интеллекта. Характеристика стадий интеллектуального развития: сенсомоторная, стадия конкретных операций и стадия формальных операций.

Познакомиться с отрывками работы Ж. Пиаже :

1. Особенности интуитивного (наглядного) мышления .

2. Отсутствие сохранения жидкости .

3. Отсутствие сохранения сыпучих веществ .

4. Отсутствие сохранения при использовании разных предметов .

При изучении экспериментального материала охарактеризовать серии опытов, которые проводил Ж. Пиаже, показать особенности интуитивного мышления, отсутствие сохранения жидкости, сыпучих веществ и разных предметов. Какие результаты получил ученый в ходе экспериментальной работы? Какие им сделаны выводы, исходя из полученных результатов? Обратить внимание на специфику использования автором метода клинической беседы.

1.По конспекту лекций.

Пиаже открыл феномен эгоцентризма детского мышления, который заканчивается в возрасте 5-7 лет (период децентрации). Этот феномен обусловлен принципами перцептивного познания мира (для ребенка главный канал, связывающий его с окружающем миром, - восприятия; зрелое мышление всегда обладает децентрацией, т. е. способностью «видеть» события со стороны, с разных точек зрения). Эгоцентризм связан с привязанностью ребенка с пространством вокруг себя (он воспринимает мир только в данный момент и в конкретной ситуации). С двух лет ребенок начинает приспосабливаться к пространству, благодаря чему он может соотносить себя с разными точками пространства(начало децентрации) . Самым эффективным способом развития децентрации мышления ребенка - групповая игра с правилами, которая позволяет почувствовать ситуацию с точки зрения разных ролей (например, игра в прятки)

Эгоцентризм мышления ребенка выражается в том, что центром системы координат для него является собственное «Я». Эгоцентризм является ярким признаком допонятийного мышления.

2.По Пиаже.

Эгоцентризм – фактор познания. Это определенная совокупность докритическихи, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм – разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствуют интеллектуальная релятивность и реципрокность. С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствия понимания относительности познания мира и координации точек зрения, С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного «я». Изначальный эгоцентризм познания – это не гипертрофия осознания «я». Это непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя «я», не может выйти из «я», чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей.

Пиаже провел много разнообразных экспериментов, которые показывают, что до определенного возраста ребенок не может встать на другую точку зрения. Например, эксперимент с макетом из трех гор. Горы на макете были разной высоты и каждая из них имела какой - то отличительный признак – домик,реку, спускающаяся по склону, снежную вершину. Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы были изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок. После этого экспериментатор показывал ему куклу с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить за направлением взгляда куклы. Игрушка ставилась на другую сторону макета. Теперь на просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как видит их кукла, ребенок выбирал снимок, где горы были изображены так, как он видит их сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то снова и снова он выбирал снимок, где горы были изображены так, как воспринимает их он со своего места. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста.

В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не подозревали о существовании других оценок вещей и не соотносили их со своей собственной. Эгоцентризм означает, что ребенок, представляя себе природу и других людей, не учитывает свое собственное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания. Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта. Эгоцентризм – следствие внешних обстоятельств, среди которых субъект живет. Главное (в эгоцентризме) – это спонтанная позиция субъекта, который непосредственно относится к объекту, не учитывая себя в качестве мыслящего существа, не осознавая своей собственной точки зрения.

Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знаний, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою точку зрения с другими возможными. Освободиться от эгоцентризма – значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным «я» систему общих взаимных отношений.

Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. Развитие (по Пиаже) – это смена умственных позиций. Для того чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое – осознать собственное «я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе - координировать свою собственную точку зрения с другими,а не рассматривать ее как единственно возможную.

3. Экспериментальные факты.

В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственно восприятие – он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает,например, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает.Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок считает истинным. Это происходит от того,что дети свое «я» не отделяют от вещей. Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Реализм бывает двух типов: интеллектуальный и моральный. Например, ребенок уверен,что ветви деревьев делают ветер. Это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том,что ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материальному результату.

В экспериментальных исследованиях Пиаже показал, что на ранних стадиях интеллектуального развития объекты представляются для ребенка тяжелыми или легкими согласно непосредственному восприятию. Большие вещи ребенок всегда считает тяжелыми, а маленькие – легкими. Для ребенка эти и многие представления абсолютны, пока непосредственное восприятие кажется единственно возможным. Появление других представлений о вещах, как, например, в эксперименте с плаванием тел: камешек – легкий для ребенка, но тяжелый для воды – означает, что детские представления начинают терять свое абсолютное значение и становятся относительными. Ребенок не может обнаружить,что существуют разные точки зрения, которые надо учитывать. Пиаже спрашивал, например: у Шарля «Есть у тебя братья?» - «Артур». «А у него есть брат?» - «Нет». «А сколько у вас братьев в семье?» - «Двое» . « А у тебя есть брат?». «Один». «А он имеет братьев?» - «Совсем не имеет». « Ты его брат?» - «да». «Тогда у него есть брат?» - «Нет».

Билет 5.1 Иерархия уровней регуляции движений .

Уровень А. Дрожь (тремор) - лат. «Тремор» - дрожание, ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы; может быть наследственным.

Уровень В. Действие, которое происходит в системе координат собственного тела (когда действие не нуждается в посторонних предметах).Не важны предметы и время. Важно свободное пространство вокруг тела. Действия имеют начало, а конец зависит от « хочу продолжения?!» или «не хочу!». Не нужны дистантные ощущения, регулируются кинестетические ощущения (мышцы) .пример: подтягивания, мимика (смешно или грустно); восточные танцы, танец живота, современные танцы. Не нужен внешний мир!

Самый древний в филогенетическом отношении - уровень А , который называется уровнем «палеокинетических регуляций», или руброспинальным, по названию анатомических «субстратов», которые отвечают за построение движений на этом уровне: «красное ядро» выступает «высшей» регулирующей инстанцией этого уровня построения движений, к которому имеют отношение и другие подкорковые структуры. Система данных структур обеспечивает поступление и анализ проприоцептивной информации от мышц, удержание определенной позы, некоторые быстрые ритмические вибрационные движения (например, вибрато у скрипачей), а также ряд непроизвольных движений (дрожь от холода, вздрагивание, стучание зубами от страха). Уровень А у человека практически никогда не бывает ведущим уровнем построения движений.

Второй - уровень В - называется также уровнем «синергии и штампов», или таламо-паллидарным уровнем, поскольку его анатомическим субстратом являются «зрительные бугры» и «бледные шары». Он отвечает за так называемые синергии, т.е. высокослаженные движения всего тела, за ритмические и циклические движения типа «ходьбы» у младенцев, «штампы» - например, стереотипные движения типа наклонов, приседаний. Этот уровень обеспечивает анализ информации о расположении отдельных конечностей и мышц безотносительно к конкретным условиям осуществления соответствующих движений. Поэтому он отвечает, например, за бег вообще (скажем, за бег на месте) как переменную работу различных групп мышц. Однако реальный бег совершается по какой-нибудь конкретной поверхности со своими неровностями и препятствиями, и чтобы он стал возможным, необходимо подключение других, более высоких уровней построения движений. Этот уровень отвечает также за автоматизацию различных двигательных навыков, выразительную мимику и эмоционально окрашенные пантомимические движения.



Статьи по теме