Особенности свойств нервной системы. Структура основных свойств нервной системы

Вступление

Тематика моей контрольной работы раскрывает основные понятия о высшей нервной деятельности, её типологии. Известно, что высшая нервная деятельность обеспечивается корой головного мозга. А значит, наша память, речь, внимание, мышление и многие другие виды психических процессов напрямую зависят от правильной работы коры, её адекватного восприятия и анализа всевозможных раздражителей.

Нервные процессы проистекающие в коре имеют определенные свойства (сила, соотношение, подвижность), которые образуют индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, а значит подчеркивают индивидуальность каждого человека.

Типология высшей нервной деятельности указывает на то каким своеобразным способом индивид воспринимает окружающий его мир.

1. Основные свойства нервных процессов, определяющие поведение

Многолетнее изучение условных рефлексов позволило Павлову выделить три основных свойства нервных процессов, которые определяют индивидуальные особенности поведения животных, их темпераменты. Первое свойство - сила процессов возбуждения и торможения, характеризующая работоспособность корковых клеток. Это свойство определяется предельной силой раздражения, на которую могут быть образованы положительные и отрицательные условные рефлексы. У одних собак легко образуются условные рефлексы как на слабые, так и на сильные раздражители. Для других собак сильные раздражители (резкий звонок или трещотка) оказываются чрезмерными и вызывают в соответствующем пункте запредельное торможение, легко иррадиирущее по всей коре. У таких собак условные рефлексы образуются только на слабые или средней силы раздражители.

Второе свойство - соотношение, или баланс, силы процессов возбуждения и торможения, иными словами, их уравновешенность. У одних собак одинаково легко образуются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы, у других сила процессов возбуждения и торможения неодинакова. Если процесс возбуждения превалирует над процессом торможения, то наряду с быстрым образованием положительных условных рефлексов наблюдается трудность выработки дифференцировок, особенно тонких; уже имеющиеся дифференцировки легко растормаживаются. У таких возбудимых собак перенапряжение тормозного процесса приводит к исчезновению всех ранее выработанных дифференцировок. Если, наоборот, процесс возбуждения оказывается более слабым, чем процесс торможения, то собака по своему поведению приближается к тем, у кого сильные раздражители вызывают общее корковое торможение. Третье свойство -подвижность процессов возбуждения и торможения, т.е. скорость, с которой они могут сменять друг друга. У одних собак возникшее возбуждение или торможение носит как бы застойный характер, медленно сменяясь на противоположный процесс. Переделка положительного рефлекса в отрицательный, а отрицательного в положительный происходит у них с трудом. Быстрая смена положительных и отрицательных раздражителей иногда может привести даже к нарушению корковой деятельности. у других собак наоборот, корковые клетки легко справляются с задачей, требующей быстрой смены процессов возбуждения и торможения; в эксперименте нетрудно добиться взаимной переделки положительных и отрицательных рефлексов. Это свойство приобретает существенное, определяющее значение при достаточной силе и уравновешенности процессов возбуждения и торможения и отступает на второй план при слабости обоих процессов или одного из них.

2. Типы высшей нервной деятельности

Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности собак крайне разнообразны, так как весьма различными могут быть градации силы, баланса и подвижности нервных процессов. Павлову удалось выделить четыре основных типа - один слабый и три сильных (доп. №1). Собак, корковые клетки которых обладают достаточной силой процессов возбуждения и торможения, Павлов делит на неуравновешенных и уравновешенных, а последних в свою очередь - на животных с подвижным и инертным характером корковых процессов. В конечном счете Павлов различает по указанным выше признакам следующие типы высшей нервной деятельности: слабый; неуравновешенный; живой, или подвижный; спокойный, или инертный. Слабый тип характеризуется очень низкой физиологической лабильностью нервных клеток коры больших полушарий, а следовательно, легкостью их перехода в состояние торможения под влиянием приходящих импульсов. Чрезмерная тормозимость клеток предопределяет низкий предел их работоспособности. Животные со слабым типом высшей нервной деятельности трусливы, в ответ на действие сильных или необычных раздражителей часто дают пассивно-оборонительную реакцию. Животные с неуравновешенным типом высшей нервной деятельности обладают достаточной силой нервных процессов и вместе с тем явным преобладанием возбуждения над торможением. Возбуждение корковых клеток может достигать большой силы и легко иррадиировать по коре, преодолевая торможение, что приводит к нарушению нормального соотношения процессов возбуждения и торможения. Такие собаки чрезмерно возбудимы, агрессивны, безудержны в своей агрессии и трудно поддаются воспитанию (дрессировке) вследствие легко возникающего срыва тормозных процессов, в частности дифференцировок. Живой или подвижный тип характеризуется большой подвижностью нервных процессов и вместе с тем достаточной их силой и уравновешенностью. Хорошо выраженные явления положительной и отрицательной индукции препятствуют чрезмерной иррадиации нервных процессов и обеспечивают быстроту и легкость перехода от одного процесса к другому. Корковые клетки для поддержания активного состояния нуждаются в притоке большого количества афферентных импульсов, без чего их возбудимость снижается, и развивается торможение, легко иррадиирующее по коре. Животные с живым типом высшей нервной деятельности подвижны, общительны, легко ориентируются в новой обстановке, живо реагируют на каждый новый раздражитель, не проявляя излишней агрессии; в однообразной, монотонной обстановке легко засыпают. Характерная черта спокойного или инертного типа - малая подвижность, застойность нервных процессов при достаточной их силе и уравновешенности. Возникший в корковой клетке процесс возбуждения или торможения сохраняется в течение некоторого времени, не проявляя тенденции к быстрой и значительной иррадиации. Животные со спокойным типом высшей нервной деятельности необщительны, слабо реагируют на новые раздражители, как бы игнорируя все, что делается вокруг них. Приведенная классификация типов представляет собой схему, которая лишь в некотором приближении отображает действительность. В жизни можно наблюдать различные вариации этих типов. Описанные типы высшей нервной деятельности можно обнаружить и у человека. Павлов с полным правом проводит аналогию между этими типами и темпераментами, в свое время описанными Гиппократом: слабому типу соответствует меланхолический темперамент, неуравновешенному - холерический, живому - сангвинический, спокойному - флегматический.

3. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга

Механизмы высшей нервной деятельности у высших животных и человека связанны с деятельностью ряда отделов головного мозга. Основная роль в этих механизмах принадлежит коре больших полушарий (И. П. Павлов). Экспериментально показано, что у высших представителей животного мира после полного оперативного удаления коры высшая нервная деятельность резко ухудшается. Они теряют способность тонко приспосабливаться к внешней среде и самостоятельно существовать в ней.У человека кора больших полушарий головного мозга выполняет роль "распорядителя и распределителя" всех жизненных функций (И. П. Павлов). Это обусловлено тем, что в ходе филогенетического развития происходит процесс кортикализации функций. Он выражается во все большем подчинении соматических и вегетативных отправлений организма регуляторным влияниям коры мозга. В случае гибели нервных клеток в значительной части коры головного мозга человека оказывается нежизнеспособным и быстро погибает при заметном нарушении гомеостаза важнейших вегетативных функций. Особенностью коры больших полушарий является ее способность выделять отдельные элементы из массы поступающих сигналов, отличать их друг от друга, т.е. она обладает способностью к анализу. Из всех воспринятых сигналов животное отбирает лишь те, которые имеют непосредственное отношение к той или иной функции организма: к добыванию корма, сохранению целостности организма, размножению и т.д. в ответ на эти раздражения передаются импульсы соответствующим эффекторным органам (двигательным или секреторным). Анализ и синтез раздражителей в простейшей форме способны осуществлять и периферические отделы анализаторов - рецепторы. Поскольку рецепторы специализированы в восприятии определенных раздражителей, следовательно, ими производится их качественное разделение, т.е. анализ определенных сигналов из внешней среды. При сложном строении рецепторного аппарата, например органа слуха, его структурными элементами могут различаться звуки неодинаковой высоты. Вместе с этим издается и комплексное восприятие звуков, что ведет к их синтезу в одно целое. Анализ и синтез, осуществляющиеся периферическими концами анализаторов, называют элементарным анализом и синтезом. Но возбуждение с рецепторов поступает также к центральным корковым концам анализаторов, где происходят более сложные формы анализа и синтеза. Здесь возбуждение в процессе образования условного рефлекса входит в контакт с многочисленными очагами возбуждения в других областях коры, что способствует объединению многочисленных раздражителей в единый комплекс, а также позволяет более тонко различать элементарные раздражители. Анализ и синтез, осуществляемые корковыми концами анализаторов, называют высшим анализом и синтезом. В основе аналитической деятельности коры лежит процесс торможения, ограничивающий иррадиацию возбуждения. В результате анализа воспринимаемых раздражений возможна их дифференциация. В окружающей среде постоянно меняется биологическое значение ее отдельных элементов с другими. В связи с этим в коре головного мозга постоянно меняются соотношения между анализом и синтезом. Оба процесса постоянно взаимосочетаются, и поэтому их рассматривают как единый аналитико-синтетический процесс, единую аналитико-синтетическую деятельность коры головного мозга.

4. Сигнальные системы действительности

В 6935 году Павлов писал о "чрезвычайной прибавке к механизмам нервной деятельности", которая произошла в развивающемся животном мире в процессе становления человека. У животного афферентные импульсы сигнализируют явления и события, непосредственно воздействующие на рецепторы организма. Такая непосредственная сигнальная система действительности присуща и человеку. При этом есть и другая, специально наша, человеческая сигнальная система действительности. У человека "появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов - в виде слов, произносимых, слышимых и видимых" (Павлов). Таким образом, человеку присуща двойная сигнализация действительности:1.Общая с животными система непосредственных сигналов действительности;2.Специальная система опосредствованных, речевых сигналов. Речевые сигналы лежат в основе особого принципа, особой формы отражения действительности. Они могут не только заменять непосредственные сигналы, но и обобщать их, выделять и абстрагировать отдельные признаки и качества предметов и явлений, устанавливать их связи и взаимную зависимость, а также процессы их становления и изменения. Именно эта система сигналов определяет важнейшие особенности высшей нервной деятельности человека и делает возможным "специально человеческое, высшее мышление" (Павлов), приводящее к безграничной ориентировке в окружающем мире, к развитию науки и ее практического отображения - техники. Замечательная особенность второй сигнальной системы - быстрота образования условных связей: достаточно человеку один раз что-то услышать или прочитать в книге, чтобы в коре больших полушарий появились новые условные связи. Иногда они настолько прочны, что сохраняются на долгие годы, не нуждаясь в подкреплении. Вторая сигнальная система, связанная по своему развитию с психической деятельностью, у каждого человека имеет особенности, зависящие от индивидуального жизненного опыта, и по наследству не передается. Иллюстрацией этого является случай, когда дети вырастают среди животных и лишены влияния человеческого общества. У таких людей отмечаются резкое снижение интеллекта и отсутствие возможности развития абстрактного отвлеченного мышления. Многие задают вопрос: развиваются ли ум, речь, человеческая психика, если ребенок вырастает в изоляции от человеческого общества? На этот вопрос ответила сама природа. Такие дети были физически сильны, быстро бегали на четвереньках, хорошо видели и слышали, но были лишены интеллекта."В1920 г. В Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух девочек. Одной из них на вид было лет 7-8, другой года 2. Девочек отправили в воспитательный дом. Сначала они ходили и бегали только на четвереньках, причем только в ночное время, а в течении дня спали, забившись в угол и прижавшись друг к другу, как щенята. Младшая девочка вскоре умерла, а старшая, ее назвали Камалой, прожила около 10 лет. Все эти годы Синг вел подробный дневник наблюдения за Камалой. Она длительное время ходила на четвереньках, опираясь на руки и ступни. Пила она лакая, а мясо ела только с пола, из рук не брала. Когда к ней подходили во время еды, она по-волчьи скалила зубы и рычала. Камала хорошо видела в темноте и боялася сильного света и огня. Днем она спала, сидя на корточках в углу, лицом к стене. Одежду с себя срывала и даже в холодное время сбрасывала одеяло. Через 2 года Камала научилась стоять, но плохо. Через 6 лет она начала ходить, но бегала по- прежнему на четвереньках. В течение 4 лет она выучила только 6 слов, а через 7 лет - 45 слов. В дальнейшем лексикон Камалы расширился до 100 слов. К этому времени она полюбила общество людей, перестала бояться света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно 17-ти летнего возраста, Камала по уровню умственного развития напоминала 4-летнего ребенка" (Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. "Психология и психопатия одиночества" 1972г.). Известны случаи, когда детей умышленно изолировали от коллектива. Вырастая, они ничем не отличались от детей, выросших среди животных. "Около 350 лет назад индийский падишах Акбар поспорил со своими придворными мудрецами, которые утверждали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Акбар усомнился в справедливости такого мнения и провел эксперимент, достойный жестокости восточных феодалов средневековья. Были изъяты маленькие дети различных национальностей, которых посадили по одному в отдельные комнаты. Детям прислуживали немые слуги. За 7 лет этого "эксперимента" дети ни разу не услышали человеческого голоса. Когда через 7 лет к ним вошли люди, то вместо человеческой речи они услышали бессвязные вопли, вой крики, мяуканье" (Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. "Психология и психопатия одиночества" 1972 г.)

Эти примеры убеждают, что процесс психического развития человека зависит от обучения, начиная с раннего детства. У ребенка, изолированного от человеческого общества, не развивается вторая сигнальная система. Влияние человеческого общества на формирование психической сферы ребенка очень важно для правильного воспитания. Чем больше получает ребенок адекватных раздражителей, тем лучше развивается абстрактное мышление и сознание. Это лучше воспринимается в детстве, когда происходит определенная морфологическая перестройка нервной системы, которая имеет огромные наследственные резервы. Изоляция от социальной среды взрослого человека также вызывает известные функциональные расстройства, психические заболевания.

5. Частные типы высшей нервной деятельности человека

Человек может мыслить о различных предметах, не воспроизводя их реального образа Можно, однако, мысля о предмете, например о лимоне, хорошо представить себе его вид, запах и вкус. В этом случае корковый процесс сильнее затронет первосигнальную деятельность, и в результате может возникнуть столь конкретное представление о лимоне, что тотчас появится слюноотделение. Если же процесс мышления носит более абстрактный характер, без воспроизведения реальных образов, то подобная реакция не возникает. У отдельных людей мышление может протекать при разной степени участия первосигнальной деятельности, хотя во всех случаях второсигнальная деятельность, разумеется, сохраняет ведущую роль. Это дало Павлову основание различать типы высшей нервной деятельности, не только общие для животных и людей, но и частные человеческие. Он различал три типа людей, которые были обозначены как "художественный", "мыслительный" и "средний".Относительное преобладание сигналов первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание сигнала сигналов -мыслительный тип, равное их представительство - средний тип людей. Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа свойственно преобладание абстракций, логоческих построений, теоретизирования. Необходимо подчеркнуть, что отнесение человека к художественному типу не означает слабость интеллектуальной деятельности, недостаток ума. Речь здесь идет об относительном преобладании образных компонентов психики над мыслительными. Вообще, вторая сигнальная система у человека преобладает над первой, и это преобладание имеет абсолютный характер, так как роль языка и мышления в деятельности людей является решающей и процессы отражения человеком мира опосредствуется его мыслями, выраженными словесно. Поэтому с абсолютным перевесом первой сигнальной системы мы встречаемся разве что в сновидениях, с их бурной эмоциональностью и хаотической образностью, которая никак не упорядочивается и не регулируется мышлением.

Что же означает относительное преобладание одной из сигнальных систем? Если выразить абсолютное преобладание второй сигнальной системы математически, обозначив ее С2, а первую сигнальную систему через С1, то зависимость имела бы следующий вид С2>С1.

Относительное преобладание первой сигнальной системы над второй можно обозначить С2>С1 + m (где m - те структурные особенности эмоционального и образного постижения мира, которые отличают представителей данного типа). В свою очередь, мыслительный тип человека может быть обозначен так: С2 + n >C1 (где n - структурные особенности абстрагирующего отношения к миру, которые отличают представителей данного типа от остальных). Эти математические зависимости дают возможность увидеть, что относительное преобладание одной системы над другой не должно смешиваться с абсолютным преобладанием.

6. Появление первых условных рефлексов

В основе высших проявлений нервной деятельности лежит образование условных связей, обеспечивающих протекание положительных и отрицательных условных рефлексов. Без условных связей нет высшей нервной деятельности. ее появление в процессе онтогенеза следует относить к моменту образования первых условных рефлексов. У недоношенного ребенка можно образовать пищевые и оборонительные условные рефлексы в тот период его жизни, когда он еще не должен был бы появиться на свет. Это свидетельствует о том, что за несколько недель до рождения корковые клетки морфологически достаточно зрелы, для того чтобы проявлять свою специфическую функцию. При этом в период внутриутробного развития среда, окружающая организм плода, крайне стабильна, а потому отсутствуют те условия, которые необходимы для проявления специфической корковой функции. Эти условия появляются с момента рождения, когда на организм начинают действовать различные новые раздражители, которые, многократно сочетаясь с действием безусловных раздражителей, могут приобрести сигнальное значение. При этом первые условные рефлексы образуются медленно и вначале отличаются малой стойкостью, что можно объяснить резко выраженной иррадиацией возбуждения и торможения. К началу второго месяца жизни пищевые и оборонительные условные рефлексы становятся более прочными и образуются на раздражение любых рецепторов; удается выработать дифференцировки грубые, т.е. на раздражители, которые значительно отличаются друг от друга. В процессе появления все новых и новых положительных и отрицательных условных рефлексов повышается скорость их образования и упрочения. При этом у отдельных детей скорость образования рефлексов на различные раздражения сильно варьирует. Эти индивидуальные особенности в первую очередь зависят от ранее образованных условных рефлексов. Ребенок легче и быстрее различает те раздражители, которые играли большую роль в его предшествовавшей жизни, иными словами, принимали большее участие в образовании наличного фонда условных связей. Следовательно, новые положительные и отрицательные условные рефлексы вырабатываются тем быстрее и легче, чем больше подобных (или сходных) рефлексов было образовано раньше. Это - одна из закономерностей развития высшей нервной деятельности, лежащая в основе ее качественных возрастных особенностей. У детей 3-4 месяцев некоторые условные рефлексы (в частности, пищевые и оборонительные) возникают уже после нескольких сочетаний; вместе с тем начинает увеличиваться как прочность, так и тонкость дифференцировок. К этому времени условнорефлекторная деятельность коры больших полушарий значительно усложняется. Достаточное количество ранее образованных связей на простые раздражители делает возможной выработку не только положительных, но и отрицательных условных рефлексов на более сложные, например комплексные, раздражители. Простейшие безусловные ориентировочные рефлексы имеются у детей уже в первые дни после рождения. Условные ориентировочные рефлексы появляются значительно позднее, обычно с третьего или четвертого месяца жизни. В дальнейшем они образуются очень легко и начинают играть существенную роль в поведении ребенка. Важнейшим условным раздражителем, вызывающим ориентировочный рефлекс, становится звуковая речь, сигнализирующая присутствие человека.

7. Развитие речи

С середины первого года жизни у ребенка появляются условные рефлексы на речевые раздражители. Он начинает реагировать на произносимые окружающими слова, которые превращаются в сигналы различных безусловных, а позднее и условных раздражителей. Постепенно слова становятся сигналами определенных действий, явлений и отношений между ними. В силу подражательного рефлекса, ярко выраженного уже в первые месяцы жизни, ребенок начинает повторять мимические движения окружающих и звуки их речи. Появляются первые речевые шумы - глоточные гортанные, небные, губные и т.д., которые затем постепенно дифференцируются, приводя к образованию фонем, т.е. речевых звуков. Каждый произносимый ребенком звук вызывает у него афферентные импульсы как от органа слуха (он слышит произносимое им слово), так и от органов речи (голосовых связок, языка и всего речевого аппарата). Эти импульсы, достигая коры, становятся сигналами, приобретающими важнейшее значение в установлении речевых условных связей. Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им фонемы или их комбинации приобретают значение условных раздражителей, становясь такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими. К концу первого и к началу второго года жизни ребенок, часто еще не сформировав произношения отдельных слов, начинает в своих речевых реакциях сочетать по два, а затем и по три слова, образуя таким образом первые простейшие комбинации слов. Ребенок усваивает готовые речевые стереотипы, составляя вскоре и новые комбинации слов. Освоение грамматики языка, правил соединения слов в предложения начинается очень рано, уже на втором году жизни. К концу его словарный состав детской речи достигает 200-400 слов. В дальнейшем развитие детской речи, т.е. придание языку стройного, грамматически правильного и осмысленного характера, в сильной степени зависит от правильности построения речи окружающих.

8. Роль Сеченова и Павлова в разработке учения о высшей нервной деятельности

И. П. Павлов (1849-1936) И. М. Сеченов (1849-1936)

Первая попытка проанализировать психическую деятельность как физиологическую работу высшего отдела мозга была сделана Сеченовым. В своей замечательной статье "Рефлексы головного мозга" (1863) и ряде последующих работ он с большим мастерством доказывал, что внешнее проявление мозговой деятельности всегда "сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению" и что в основе всех проявлений психической деятельности человека лежат рефлексы. Обнаруженные Сеченовым явления торможения в центральной нервной системе послужили основанием к различению случаев с усилением и задержкой (торможением) рефлекторных реакций головного мозга. Состояния страстности, аффекта он рассматривал как усиление двигательной реакции, а невысказанную мысль представлял себе как незаконченный рефлекс, последнее звено которого, т.е. движение, заторможено. Сеченов неоднократно подчеркивал, что "первая причина всякого человеческого действия лежит вне его" и что "при одних и тех же внутренних и внешних условиях человека деятельность его должна быть одна и та же". Иными словами, Сеченов признавал детерминированность всех актов сознательной жизни. В своих работах он дал глубоко материалистическую физиологическую трактовку психической деятельности человека, заложив тем самым фундамент будущей экспериментальной физиологии головного мозга. Изучения И. Сеченов о рефлекторной природе психики развил И. Павлов (1849-1936) в своем учении о высшей нервной деятельности. Теория рефлекторной деятельности опирается на три основных принципа научного исследования:1.Детерминизма - причинная связь какого-либо действия.2.Анализа и синтеза - разложение целого на части и потом составление нового целого из элементов.3.Структурности.В своих исследованиях И. Павлов доказал, что большие полушария головного мозга имеют большое значение в жизнедеятельности всего организм. Кора больших полушарий вместе с ближайшими подкорковыми центрами осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность. В ней образуются сложные временные нервные связи, с помощью которых регулируются отношения между организмом и внешней средой, а также деятельность самого организма. Эта деятельность больших полушарий головного мозга И. Павлов и называет высшей нервной деятельностью. Существуют два вида рефлексов: условные и безусловные. Безусловные рефлексы - врожденные, они наследуются и характеризуются большим постоянством. Любой безусловный рефлекс, как прирожденный, появляется сразу же при первом применении соответствующего раздражения, если центральная нервная система достигла необходимой степени зрелости. Условные рефлексы приобретаются в течении жизни, не наследуются и значительно менее постоянны. Условные рефлексы проявляются не сразу: они вырабатываются постепенно, при наличии определенных условий. Это связано с тем, что безусловный рефлекс протекает через уже готовые рефлекторные дуги, а для осуществления условного рефлекса необходимо, чтобы в коре установились новые связи между нервными клетками, называемые условными связями, и тем самым произошло замыкание новой, ранее не существовавшей рефлекторной дуги. Безусловные рефлексы можно рассматривать как видовые, т.е. характерные для всех представителей данного вида, а условные - как индивидуальные, т.е. приобретаемые отдельной особью в течение ее жизни.

Вывод

Высшая нервная деятельность человека носит рефлекторный характер. Основная качественная особенность функций высшего отдела мозга человека - сознание как высшая ступень развития психики. И человек и животное в своей психической деятельности отражают явления окружающего мира. При этом человек, отражая мир в своем сознании, обобщает наблюдаемые явления, устанавливает закономерности их протекания. Это дает человеку возможность подчинять себе природу и в процессе трудовой деятельности переделывать мир. Сознательное мышление, определяющее основное качественное отличие мозга человека от мозга любого животного, проявляется в речевой деятельности."Конечно, - писал Павлов, - слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественные и качественные сравнение с условными раздражителями животного".Нервные процессы протекающие в организме имеют три основных свойства: сила, соотношение и подвижность. Они определяют индивидуальные особенности поведения человека, его темперамент. На основе этого и выделяют четыре типа высшей нервной деятельности. Эта классификация лишь в некотором приближении отображает действительность. В жизни можно наблюдать различные вариации этих типов, так как слабость и неуравновешенность нервной системы могут быть выражены в различной степени.

Литература

Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975

Батуев А. В. Высшая нервная деятельность. - М.: Высш. шк., 1991

Костюк П. Г. Физиология центральной нервной системы. - К.: Высш. шк., 1971

Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. - М.: Просвещение, 1966

Плахтій П. Д. Фізіологія людини. - Кам"янець- Подільський: Освіта, 2000

Старушенко Л. І. Анатомія та фізіологія людини.- К.: Здоров"я, 2003

Ткачук В. Г., Хапко В. Б. Анатомия и эволюция нервной системы: Краткий конспект лекций. - 2-е изд. стереотип. - К.: МАУП, 2003

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится прежде всего темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

История учений о типах темперамента

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum» (лат. temperamentum - «соразмерность», «правильная мера»). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis - «кровь»), флегматика (от герч. phlegma - «флегма»), холерика (от греч. chole - «желчь») и меланхолика (от греч. tnelas chole - «черная желчь»). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Так, наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа:

  • – Лептосоматик - характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые.
  • – Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой яа короткой шее.
  • – Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
  • – Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им были выделены 3 типа: 1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы); 2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань); 3) эктоморфный (из эктедермы развивается кожа и нервная ткань). При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой. По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функции определенных органов тела: висцеротония (лат. viscera - «внутренности»), соматотония (греч. soma - «тело») и церебротония (лат. cerebrum - «мозг»). Лиц с преобладанием висцеротонии У. Шелдон называет висцеротониками, и далее, соответственно, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. Однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств.

В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто открыто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида. На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведения человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.

И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И.П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

И.П. Павлов, различал силу воображения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого. Третье свойство нервной системы по И.П. Павлову - подвижность нервных процессов - проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные И.П. Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. И.П. Павлов выделил 4 основных типа нервной системы, близких к традиционной типологии Гиппократа, основываясь на силе нервных процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И, наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.

Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:

сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;

сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;

сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик;

слабый тип - меланхолик.

Итак, И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И.П. Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, И.П. Павлов предложил распространить и на людей.

Однако нашему наблюдению доступны не физиологические процессы, поддающиеся исследованию только в лаборатории, а поведение, конкретная деятельность. Согласно И.П. Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. Тип нервной системы - это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент. В сущности, однако, это аспекты одного и того же явления, рассматриваемого, с одной стороны, с точки зрения физиологии, а с другой - с точки зрения поведения. Именно в этом смысле можно вслед за И.П. Павловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа высшей нервной системы.

Типология И.П. Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области. Многие физиологи и психологи, продолжая работу И.П. Павлова, проводили дальнейшие исследования на животных, распространяя их на другие виды: мышей, крыс.

В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В результате этих исследований, проводившихся под руководством сначала В.М. Теплова, а затем - В.Д. Небылицына, типология И.П. Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспериментально выделены и описаны еще 2 свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более их магическому числу (4), фигурирующему почти во всех работах И.П. Павлова о темпераменте. Прежде всего подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление правильной типологии.

Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.

Вступление

Тематика моей контрольной работы раскрывает основные понятия о высшей нервной деятельности, её типологии. Известно, что высшая нервная деятельность обеспечивается корой головного мозга. А значит, наша память, речь, внимание, мышление и многие другие виды психических процессов напрямую зависят от правильной работы коры, её адекватного восприятия и анализа всевозможных раздражителей.

Нервные процессы проистекающие в коре имеют определенные свойства (сила, соотношение, подвижность), которые образуют индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, а значит подчеркивают индивидуальность каждого человека.

Типология высшей нервной деятельности указывает на то каким своеобразным способом индивид воспринимает окружающий его мир.


1. Основные свойства нервных процессов, определяющие поведение

Многолетнее изучение условных рефлексов позволило Павлову выделить три основных свойства нервных процессов, которые определяют индивидуальные особенности поведения животных, их темпераменты. Первое свойство – сила процессов возбуждения и торможения, характеризующая работоспособность корковых клеток. Это свойство определяется предельной силой раздражения, на которую могут быть образованы положительные и отрицательные условные рефлексы. У одних собак легко образуются условные рефлексы как на слабые, так и на сильные раздражители. Для других собак сильные раздражители (резкий звонок или трещотка) оказываются чрезмерными и вызывают в соответствующем пункте запредельное торможение, легко иррадиирущее по всей коре. У таких собак условные рефлексы образуются только на слабые или средней силы раздражители.

Второе свойство – соотношение, или баланс, силы процессов возбуждения и торможения, иными словами, их уравновешенность. У одних собак одинаково легко образуются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы, у других сила процессов возбуждения и торможения неодинакова. Если процесс возбуждения превалирует над процессом торможения, то наряду с быстрым образованием положительных условных рефлексов наблюдается трудность выработки дифференцировок, особенно тонких; уже имеющиеся дифференцировки легко растормаживаются. У таких возбудимых собак перенапряжение тормозного процесса приводит к исчезновению всех ранее выработанных дифференцировок. Если, наоборот, процесс возбуждения оказывается более слабым, чем процесс торможения, то собака по своему поведению приближается к тем, у кого сильные раздражители вызывают общее корковое торможение. Третье свойство –подвижность процессов возбуждения и торможения, т.е. скорость, с которой они могут сменять друг друга. У одних собак возникшее возбуждение или торможение носит как бы застойный характер, медленно сменяясь на противоположный процесс. Переделка положительного рефлекса в отрицательный, а отрицательного в положительный происходит у них с трудом. Быстрая смена положительных и отрицательных раздражителей иногда может привести даже к нарушению корковой деятельности. у других собак наоборот, корковые клетки легко справляются с задачей, требующей быстрой смены процессов возбуждения и торможения; в эксперименте нетрудно добиться взаимной переделки положительных и отрицательных рефлексов. Это свойство приобретает существенное, определяющее значение при достаточной силе и уравновешенности процессов возбуждения и торможения и отступает на второй план при слабости обоих процессов или одного из них.


2. Типы высшей нервной деятельности

Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности собак крайне разнообразны, так как весьма различными могут быть градации силы, баланса и подвижности нервных процессов. Павлову удалось выделить четыре основных типа – один слабый и три сильных (доп. №1). Собак, корковые клетки которых обладают достаточной силой процессов возбуждения и торможения, Павлов делит на неуравновешенных и уравновешенных, а последних в свою очередь – на животных с подвижным и инертным характером корковых процессов. В конечном счете Павлов различает по указанным выше признакам следующие типы высшей нервной деятельности: слабый; неуравновешенный; живой, или подвижный; спокойный, или инертный. Слабый тип характеризуется очень низкой физиологической лабильностью нервных клеток коры больших полушарий, а следовательно, легкостью их перехода в состояние торможения под влиянием приходящих импульсов. Чрезмерная тормозимость клеток предопределяет низкий предел их работоспособности. Животные со слабым типом высшей нервной деятельности трусливы, в ответ на действие сильных или необычных раздражителей часто дают пассивно-оборонительную реакцию. Животные с неуравновешенным типом высшей нервной деятельности обладают достаточной силой нервных процессов и вместе с тем явным преобладанием возбуждения над торможением. Возбуждение корковых клеток может достигать большой силы и легко иррадиировать по коре, преодолевая торможение, что приводит к нарушению нормального соотношения процессов возбуждения и торможения. Такие собаки чрезмерно возбудимы, агрессивны, безудержны в своей агрессии и трудно поддаются воспитанию (дрессировке) вследствие легко возникающего срыва тормозных процессов, в частности дифференцировок. Живой или подвижный тип характеризуется большой подвижностью нервных процессов и вместе с тем достаточной их силой и уравновешенностью. Хорошо выраженные явления положительной и отрицательной индукции препятствуют чрезмерной иррадиации нервных процессов и обеспечивают быстроту и легкость перехода от одного процесса к другому. Корковые клетки для поддержания активного состояния нуждаются в притоке большого количества афферентных импульсов, без чего их возбудимость снижается, и развивается торможение, легко иррадиирующее по коре. Животные с живым типом высшей нервной деятельности подвижны, общительны, легко ориентируются в новой обстановке, живо реагируют на каждый новый раздражитель, не проявляя излишней агрессии; в однообразной, монотонной обстановке легко засыпают. Характерная черта спокойного или инертного типа – малая подвижность, застойность нервных процессов при достаточной их силе и уравновешенности. Возникший в корковой клетке процесс возбуждения или торможения сохраняется в течение некоторого времени, не проявляя тенденции к быстрой и значительной иррадиации. Животные со спокойным типом высшей нервной деятельности необщительны, слабо реагируют на новые раздражители, как бы игнорируя все, что делается вокруг них. Приведенная классификация типов представляет собой схему, которая лишь в некотором приближении отображает действительность. В жизни можно наблюдать различные вариации этих типов. Описанные типы высшей нервной деятельности можно обнаружить и у человека. Павлов с полным правом проводит аналогию между этими типами и темпераментами, в свое время описанными Гиппократом: слабому типу соответствует меланхолический темперамент, неуравновешенному – холерический, живому – сангвинический, спокойному – флегматический.


Подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев. 2. Анализ взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента человека 2.1 Основные свойства темперамента личности Доказано, - что на земле нет двух людей с одинаковыми узорами пальцев рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых...



Но связи между ними сложно опосредованы условиями жизни, особенностями воспитания и развития и другими факторами. Глава 2. Эмпирическое исследование влияния свойств нервной системы на развитие характера человека 2.1 Цель, задачи, программа и методы исследования Великий русский физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов (1849-1936 гг.), изучая процессы возбуждения и...

Комплексах этих свойств, так как научно обоснованное решение его целиком зависит от знания отдельных свойств и взаимоотношений между ними. Я перейду теперь к имеющему принципиальное значение вопросу о взаимоотношении между свойствами нервной системы, с одной стороны, и характерными формами поведения или психическими свойствами личности, - с другой. Я уже подчеркивал, что свойств нервной системы - ...

Нервной системы у успешных и не успешных школьников Задачи исследования: 1 Провести теоретический анализ влияния свойств нервной системы на успешность учения у младших школьников 2 Провести эмпирическое исследование взаимосвязи типов нервной системы и успешности учёбы у младших школьников. 3 Провести анализ результатов исследования 4 Сделать выводы и заключения Гипотеза: мы предполагаем, ...

Образы, картины поведения, как писал И. П. Павлов, представляют собой огромное разнообразие. Но так как наше поведение управляется нервной системой, есть возможность свести указанное разнообразие к ограниченному числу основных свойств нервной системы. Многолетние изучения собак по методу условных рефлексов позволили И. П. Павлову выделить и описать эти свойства. С самых первых опытов бросалась в глаза разница в поведении собак: одни без сопротивления пили и оставались спокойными в новой для них экспериментальной обстановке, спокойно переносили приборы, прикрепляемые к их коже, а когда им при этом давали пищу, они ее сейчас же ели. А других днями и неделями, очень постепенно нужно было приучать ко всему этому. У первых условные рефлексы образовывались быстро, после двух-трех сочетаний, у вторых - через десятки повторений. И. П. Павлов предположил, что у первых сила раздражения - процесс сильный, а у вторых - слабый. У первых своевременно возникающий раздражительный процесс, как, например, при виде предлагаемой еды, постоянно противостоит второстепенным влияниям, оставаясь преобладающим. У вторых его силы не хватает для преодоления менее важных условий, которые действуют на основной раздражитель как тормоз.

Следующим свойством нервной системы, обратившим на себя внимание, было равенство или неравенство раздражения и торможения, позже названное уравновешенностью. Собаки с очень сильным возбуждением и слабым торможением (неуправляемые) плохо переносили опыты, где нужно было на один звук положительно реагировать (например, нажимать на педаль), а на похожий звук не реагировать вообще. Они выражали протест в виде лая и разрушительных действий. При этом четкого выполнения задания так и не удавалось добиться. Есть собаки, которые легко справляются с такими заданиями. У них возбуждение и торможение стоят на одинаково большой высоте, это нервная система - уравновешенная. Таким образом, сильные делятся на уравновешенных и неуправляемых. Но сильные уравновешенные тоже зачастую резко различаются по поведению. Одни подвижны, общительны.и реактивны. Другие, наоборот, малореактивны, малоподвижны, малообщительны и вообще медлительны. Основанием для такого различия является подвижность нервной системы, скорость образования условных рефлексов. Следовательно, сильные уравновешенные могут быть подвижными или иметь инертную нервную систему.

В выделенных четырех типах нервной системы И. П. Павлов увидел гениальное провидение Гиппократа*, уловившего в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты. Выделение Гиппократом меланхолика из массы людей обозначало разделение людей на сильных и слабых. Холерик выделялся из группы сильных своей безудержностью, т. е. неспособностью усмирять свою силу, или преобладанием возбуждения над торможением. Здесь подтверждается принцип уравновешенности. А в сопоставлении флегматика и сангвиника проявлялось свойство подвижности нервной системы. Эти свойства обусловливают высшее приспособление организма к окружающим условиям. Значение силы нервных процессов видно, когда в окружающей среде появляются необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы. Когда возникает необходимость задержать, подавить эффект этого раздражения и выдержать чрезвычайное напряжение, проявляется важность равновесия нервных процессов. И так как окружающая среда постоянно колеблется, часто сильно и неожиданно, то оба процесса - и торможение и возбуждение - должны обладать высокой подвижностью: способностью быстро, по требованию внешних условий, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением, и наоборот.

* Подробнее о типах темперамента, описанных Гиппократом, в разд. Темперамент.

Теория И. П. Павлова о свойствах НС, как о ведущих параметрах организации поведения и физиологической индивидуальности предопределила ее исключительную перспективность, но в то же время вызвала серьезную критику, в частности за «оценочный подход». Для И. П. Павлова характерно стремление рассматривать основные свойства НС как шкалу, в которой один полюс с биологической точки зрения является положительным, а другой - отрицательным. Павлов считал, что такое качество, как, например, сила, является положительным свойством, а слабость нервной системы - дефектом организации. Глубокий теоретический анализ, проведенный Б. Н. Тепловым, позволил утверждать, что на каждом полюсе существует сочетание положительных и отрицательных сторон. Так, например, слабость нервной системы (невысокая выносливость нервных клеток) связана с высокой чувствительностью (способностью улавливать низкие по интенсивности сигналы, которые лежат ниже порога восприятия особей сильного типа), а сила нервной системы (выносливость) сочетается с низкой чувствительностью. Таким образом, оба полюса являются «конкурентоспособными» и одинаково жизнеспособными.

Мозг

У всех видов позвоночных головной и спинной мозг появляется в виде трубки толщиной в один клеточный слой. В передней части трубки появляются три утолщения или первичных мозговых пузыря. Из них развиваются задний мозг, средний и передний. Из переднего пузыря образуется больше всего отделов головного мозга, в том числе две камеры с левой и правой стороны, у которых и образуются полушария головного мозга. Структурам переднего мозга обычно приписывают «высшие» интеллектуальные функции. Главные доли переднего мозга получили названия по своему местоположению (в скобках указаны их главные функции): затылочная (зрение), височная (слух и речь), теменная (реакция на сенсорные стимулы и управление движениями), лобная (координация функций других областей коры). Полушария головного мозга различаются по функционированию аналогичных, параллельных отделов. Это явление было названо асимметрией головного мозга. Подтверждением служит наблюдение из повседневной практики. Большинство людей отдает предпочтение правой руке, управляемой левой половиной мозга. Лингвистические способности тоже связывают с левой стороной. Поэтому раньше считалось, что левое полушарие более важное, доминирующее, а правое - подчиненное. В последние годы стало ясно, что каждое полушарие обладает своими «особыми талантами». Если левое полушарие отвечает за оперирование словесной, знаковой информацией: чтение, счет, операции анализа, то правое доминирует в таких свойствах, как музыкальность, распознавание сложных зрительных образов, выражение и распознавание эмоций, операции синтеза, обобщения.

Средний мозг включает таламус и гипоталамус. В таламических полях и ядрах происходит переключение почти всей информации, входящей в передний мозг и выходящей из него. Гипоталамические ядра и поля служат передаточными (релейными) станциями для внутренних систем - они контролируют информацию о состоянии организма, поступающую от внутренних органов и вегетативной нервной системы.

Продолговатый мозг, мост, ствол и мозжечок образуют задний мозг. Поля и ядра моста и ствола мозга контролируют дыхание и сердечный ритм и имеют важнейшее значение для поддержания жизни. Мозжечок получает и модифицирует информацию о положении тела и конечностей. В мозжечке хранятся основные программы усвоенных двигательных реакций.

Самое простое движение, любая мысль человека регулируются сложной работой всего головного мозга.

От успешного функционирования мозга зависит способность того или иного существа воспринимать окружающее, адаптироваться к нему и жить в нем достаточно долго для того, чтобы произвести потомство и таким образом поддержать существование вида. Однако символические действия высшего порядка, которые производит человек, когда выполняет математические вычисления, преобразует мысли в устную или письменную речь, сочиняет музыку или стихи, рисует, танцует - есть результат необычных свойств человеческого мозга, которые еще предстоит постигать, хотя ученые давно пытаются проникнуть в эту тайну.

Историки науки отмечают, что мыслители прошлого, пытаясь объяснить, как работает мозг, искали аналоги в окружающем их материальном мире. Античный врач Гален одним из первых анатомировал мозг человека. Главными техническими достижениями его времени были водопровод и канализация, основанные на принципах механики жидкостей. Поэтому едва ли можно считать случайной убежденность Галена в том, что в мозгу важную роль играют заполненные жидкостью полости. Сегодня эти полости известны как система мозговых желудочков. Гален считал, что все физические функции тела, состояние здоровья и болезни зависят от распределения четырех жидкостей организма - крови, флегмы (слизи), черной и желтой желчи. Каждая из них имеет специальную функцию: кровь поддерживает жизненный дух; флегма вызывает вялость; черная желчь обусловливает меланхолию; желтая - гнев. Эта теория очень долго оставалась популярной.

В XVII в. пришло убеждение, что это можно объяснить с позиций механики. Немецкий астроном Иоганн Кеплер высказал мнение, что глаз действует, по сути, как обычный оптический инструмент.

В XVIII и XIX столетиях было установлено, что нервы и мышцы обладают электрической возбудимостью. Однако понимание того, что нервы и мышцы действительно работают, генерируя «животное» электричество, пришло далеко не сразу. Итальянский ученый Луиджи Гальвани разрешил эту проблему только в самом конце XVIII в., а немецкий биолог Эмиль Дюбуа-Реймон вновь вернулся к ней в начале следующего столетия. Ему и его сотрудникам впервые удалось измерить электрические потенциалы живых действующих нервов и мышц.

В XIX в. с развитием технических средств ведения войны увеличилось число ее жертв, и медики смогли определить точную локализацию повреждений мозга у солдат с несмертельными ранениями головы. Клинические наблюдения, позволяющие связать определенные психические нарушения с повреждением определенных участков мозга, по-прежнему служат основным источником важнейшей информации.

Австрийский анатом Франц Иосиф Галль сделал еще один шаг в вопросе о локализации сенсорных (чувствительных) и моторных (двигательных) зон мозга. Он предположил, что все умственные способности человека могут быть определены по расположению шишек на черепе, лежащих над соответствующими участками мозга. Эта, сегодня уже исчезнувшая наука, названная френологией, вскоре потеряла популярность. Аналогичная стратегия в изучении мозга животных оказалась более полезной. Как считали ее сторонники, функцию, за которую ответственна та или иная область мозга, можно выявить, если посмотреть, что произойдет при электрическом раздражении данной области. К концу XIX в. эти два исследовательских подхода - изучение последствий повреждения мозга и метод электростимуляции - позволили специалистам оценить функциональную роль отделов головного мозга, о которых мы говорили выше.

Задача нервной системы и мозга - регуляция жизнедеятельности организма и поведения человека. Основная нагрузка в регуляции поведения падает на головной мозг, в регуляции жизнедеятельности организма - на вегетативную нервную систему и эндокринную систему. Вегетативная нервная система управляет бессознательными, автоматизированными процессами, такими, как работа сердца, легких, желудка и других внутренних органов.

Эндокринная система с помощью химических агентов контролирует объем крови, солевой баланс, концентрацию кислорода и глюкозы в крови и, таким образом, определяет силу и частоту сердечных сокращений, приток крови к мышцам и головному мозгу, что в свою очередь сказывается на общем состоянии активности организма и активизации отдельных его систем, например, мышечной. Эндокринная система, как и вегетативная нервная система, работает на бессознательном уровне и прямо не участвует в регуляции поведения. Но железы внутренней секреции, которые и составляют эндокринную систему, в очень значительной мере определяют, с какой скоростью используется телесная энергия.

Щитовидная железа действует как акселератор, заставляя индивида работать на высокой и низкой скорости. Из-за щитовидной железы некоторые люди всегда в движении, другие же всегда вялы. Щитовидная железа задает объем деятельности индивида в целом, независимо от того, на что он обратит энергию.

Надпочечные железы действуют наподобие ракетного запала. Когда мы нуждаемся в добавочном толчке, надпочечники внезапно высвобождают большой запас энергии. Обычно это происходит, когда мы должны сражаться или спасаться бегством.

Половые железы тоже вызывают выход энергии, и эта энергия, подобие вызываемой надпочечниками, служит источником силы для некоторых специальных целей.

Оценивая роль желез, мы не вправе считать их источником энергии и стремлений к созиданию или уничтожению; действительное их назначение - придать добавочный пыл этим стремлениям и дополнительную энергию для их осуществления. Пожилые люди, железы которых постепенно ослабевают, все еще могут творить или уничтожать, но у них обычно нет страстного возбуждения и сосредоточенной энергии, присущих более молодому возрасту.

Далее, железы не имеют никакого отношения к способу применения высвобожденной энергии. Железы коры надпочечников, например, делают мышцы рук и ног сильнее и подвижнее, но не определяют, будут ли они использованы для борьбы или для бегства. Связующим звеном между железами и мозгом является гипофиз, «главная железа», управляющая всеми другими. Гипофиз рассылает химических гонцов ко всем другим железам. В свою очередь, гипофизу «отдают приказы» низшие, более «примитивные» отделы мозга, а теми управляет кора головного мозга.

Железы внутренней секреции принимают непосредственное участие в возникновении эмоций страха и гнева. «Главная железа» выделяет гормоны, которые воздействуют на вегетативную нервную систему.

Чтобы понять, как действует вегетативная нервная система, представим себе, что происходит с человеком, готовым к реакции типа «борьба или бегство»: зрачки расширяются, чтобы пропускать больше света; частота сокращений сердца возрастает, и каждое сокращение становится более мощным, что ведет к усилению общего кровотока. Кровь отливает от кожи и внутренних органов к мышцам и мозгу. Пищеварение замедляется. Клетки печени и жировой ткани отдают в кровь больше глюкозы и жирных кислот - высокоэнергетического топлива. Это позволяет мозгу получать большую долю глюкозы. Все это обеспечивает возможность организма активно сопротивляться или избегать того, что несет в себе угрозу.

Разумеется, действия гипофиза и вегетативной нервной системы являются только частью сложного механизма, отвечающего за возникновение целого спектра разнообразных по силе и содержанию эмоций. Не только эндокринная система играет роль в психических проявлениях человека, но даже такие далекие от психических особенности, как тип развития зародышевых трубок эмбриона, могут определять специфику поведения человека.

Общеизвестно, что в очень ранней стадии человеческий зародыш представляет собой трехслойную трубку, внутренний слой которой превращается в желудок и легкие, средний слой - в кости, мышцы, соединительную ткань и кровеносные сосуды, внешний же слой - в кожу и нервную систему.

Обычно эти три слоя растут примерно в одинаковом темпе, так что средний человек является правильной комбинацией мозга, мускулов и внутренних органов. Однако иногда один из слоев разрастается больше других, в таком случае деятельность индивида нередко оказывается связанной, главным образом, именно с этим разросшимся слоем.

Можно сказать, что средний человек представляет собой сочетание разных качеств, но есть люди, преимущественно наделенные «пищеварительной», либо «мускульной», либо «мозговой» установкой. Они обладают, соответственно, пищеварительным, мышечным или мозговым типом тела.

Люди с пищеварительным типом тела выглядят толстыми, с мышечным - крупными, с мозговым - длинными. Это вовсе не значит, что чем выше человек, тем он смышленнее. Это значит, что, если человек, хотя бы и невысокого роста, выглядит скорее длинным, чем крупным или толстым, то он чаще всего более озабочен тем, что происходит в его голове, нежели тем, что он делает или что он ест; решающим фактором здесь является не рост, а худощавость. С другой стороны, человек, производящий скорее впечатление толстого, чем длинного или крупного, чаще проявит интерес к хорошему бифштексу, а не к блестящей идее или чудесной прогулке.

Для обозначения этих типов телосложения ученые пользуются греческими словами. Человека с преимущественным развитием внутреннего слоя, они обозначили словом эндоморф, среднего слоя - мезоморф, внешнего - эктоморф.

У большинства людей все эти качества скомбинированы вполне правильно, и нижеследующее относится лишь к крайним случаям. Интересующие нас типы легче поддаются изучению у мужчин, чем у женщин.

Висцеротонический эндоморф. Он выглядит округлым и мягким, с большой грудной клеткой, но еще большим животом. Чувствуется, что есть ему удобнее, чем дышать. У него широкое лицо, короткая толстая шея, объемистые бедра и руки от локтя до плеча, но маленькие ладони и ступни. Грудные мышцы его развиты чрезмерно. Кожа у него мягкая и гладкая, и когда он лысеет, что случается с ним обычно весьма рано, то волосы прежде всего выпадают на макушке.

Лучший образец этого типа - веселый, крепко сколоченный человек; ему нравится общаться с людьми, участвовать в банкетах и торжественных заседаниях; у него легкий нрав, ласковое обхождение.

Соматотонический мезоморф. Если человек определенно принадлежит к широкому типу, а не к толстому и длинному, то он выглядит грубоватым и мускулистым. У него обычно большие руки и ноги, грудная клетка и живот твердые, правильной формы, причем грудь больше живота. Чувствуется, что ему легче дышать, чем есть. Лицо у него костистое, плечи широкие, а подбородок квадратный. Кожа толстая, шероховатая и упругая, легко загорает. Если он лысеет, то лысина обычно начинается со стороны лба. Он любит «выкладываться». У него сильная мускулатура, и он охотно ею пользуется. Он стремится к приключениям, физическим упражнениям, дракам и любит во всем одерживать верх. Он смел и бесцеремонен.

Церебротонический эктоморф. Если человек определенно принадлежит к длинному типу, то у него тонкие кости, вялые мускулы. Плечи его обычно сутулятся, у него плоский живот со втянутым желудком и длинные ноги. Шея и пальцы длинные, а лицо продолговато и по форме напоминает яйцо. Кожа тонкая, сухая и бледная; он редко лысеет. Вид у него, как у рассеянного профессора, каковым он часто и является. Люди этого рода порывисты, но предпочитают беречь свою энергию и не особенно подвижны. Такой человек ведет себя спокойно и старается держаться подальше от разных историй. Хлопоты раздражают его, он избегает осложнений. Друзья понимают его с трудом.

В заключение кратко подытожим изложенное. Появление психики и сложного поведения человека уходит своими корнями в процесс становления нервной системы, берущий начало у простейших животных; в процесс формирования самой крупной части центральной нервной системы - мозга, прослеживаемый от развития мозга рыб до появления мозга человека. Так происходило филогенетическое развитие психики.

В индивидуальном (онтогенетическом) развитии психики просматривается влияние особенностей эндокринной системы, обмена веществ, эмбрионального развития. Как правило, эти особенности сказываются на «внешних» чертах поведения человека, не влияя ни на поступки, ни на принятие решений, ни тем более на моральные аспекты поведения человека. Они служат только базой для формирования социального поведения и, если так можно сказать, «тембровой окраской» мелодии нашей жизни.

индивидуальные особенности личности

Индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух основных процессов – возбуждения и торможения – лежат в основе типа высшей нервной деятельности (ВНД) человека. Согласно взглядам И.П. Павлова, создателя учения о типах ВНД, ведущими являются три свойства нервных процессов: сила процессов возбуждения и торможения; уравновешенность процессов возбуждения и торможения; лабильность (подвижность) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов связана с уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются не­способностью нервных клеток выдерживать сильные и длительные нагрузки, следовательно, эти клетки обладают низким уровнем работоспособности. Сильные нервные процессы связаны, соответствен­но, с высоким уровнем работоспособности нервных клеток.

Уравновешенность нервных процессов определяется их соотно­шением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (например, возбуждения над торможением) или их уравновешенность.

Лабильность нервных процессов характеризуется скоростью возникновения возбудительного и тормозного процессов и способ­ностью нервных клеток переходить из состояния возбуждения в тормозное и наоборот. Следовательно, нервные процессы могут быть высоко подвижными или инертными.

Различные люди характеризуются различными соотношениями всех перечисленных свойств, которые в конечном итоге и опреде­ляют тип их нервной системы и ВНД.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека (В.Д. Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, по­движность, динамичность и лабильность по отношению к возбужде­нию и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам) .

Нервная система является частью целостного организма, и поэтому формирование ее основных свойств находится в зависи­мости от общих конституционных свойств организма. Следователь­но, те факторы, которые определяют развитие организма в целом (наследственность и среда), оказывают влияние на формирование типов ВНД. Наследственность определяет пределы изменчивости типологических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития. Многочисленные экспериментальные данные свидетельствуют, что одно или другое свойство нервной системы мо­жет быть выражено в минимальном или максимальном варианте в зависимости от условий воспитания.

Свойства нервной системы – это физиологические свойства, поэтому их никак нельзя отождествлять с психическими свойства­ми личности. “Свойства нервной системы не предопределяют ни­каких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее – другие”, – писал Б.М. Теплов. Он отмечал, что о силе нервной системы нельзя судить по продуктивности работы. Продуктивность деятельности человека обусловлена такими факторами, как его отношение к труду, его интересы, его знания и навыки, его умение организовывать свою работу. Все эти факторы не зависят от силы нервной системы. Поэтому человек со слабой нервной системой может давать высокую продуктивность работы. О силе и слабости нервной системы говорит не продуктивность деятельности, а то, как про­текает эта деятельность, сколь быстро и в чем проявляется утом­ление, какие способы помогают человеку бороться с утомлением, какой режим работы для него наиболее благоприятен. Короче гово­ря, сила нервной системы проявляется не в том, какова продук­тивность деятельности данного человека, а в том, какими спосо­бами и при каких условиях он достигает наибольшей продуктивности.



Развивая в этом плане идеи Б.М. Теплова, В.Д. Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными на­грузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Одинаковые педагогические воздействия на учащихся с раз­личными типами ВНД не будут для каждого из них адекватными. То, что посильно ученику с сильным типом нервной системы, мо­жет оказаться не под силу ученику со слабым типом. Ученик с инертными нервными процессами будет удивлять учителя своей медлительностью, а ученик с преобладанием процессов возбужде­ния и их высокой подвижностью всегда будет непоседливым. Учебно-воспитательная работа с такими детьми должна строиться с учетом их биологических особенностей и быть направлена на воспитание у них положительных качеств. У ученика со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ученика с инертными нервными процессами – воспитывать быстроту реакции, у ученика с неуравновешенным типом нервной системы – тренировать процессы торможения и т.д.

Основные свойства нервной системы человека до­вольно устойчивы, поэтому практическая задача их изучения заключается не в поиске способов их изменений, а в создании оптимальных условий деятельности и применении адекватных методов воздействия на человека.

Глава 3. Личность, деятельность, сознание

3.1. Понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Человек как индивид, личность, индивидуальность. Обзор теорий личности. Классификация теорий личности. Социализация как условие и механизм формирования личности.

3.2. Структура личности. Различные подходы к структуре личности в отечественной психологии: А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов.

3.3. Сознательное и бессознательное в структуре личности. Понятие и психологическая характеристика сознания человека. Бессознательное, предсознание и подсознание.

3.4. Самосознание личности. Понятия: Я-концепция; самооценка; рефлексия; уровень притязаний; локус контроля. Защитные механизмы. Волевая саморегуляция личности и самоконтроль.

3.5. Понятия: активность, поведение, деятельность. Поведение и деятельность как формы активности. Сравнительный анализ активности и поведения животных и человека.

Структура деятельности. Мотивы и потребности в структуре деятельности. Операции и действия в структуре деятельности. Внешние и внутренние компоненты деятельности. Интериоризация. Умения и навыки в структуре деятельности. Механизмы формирования привычки.Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Понятие ведущей деятельности.


3.1. Понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности

Согласно традиции, сложившейся в отечественной психологии, понятие личность не отождествляется с понятиями человек, индивид и индивидуальность .

Наиболее общим является понятие человек , которое определяется как “биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида homo sapiens, наделенное сознанием, т. е. способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и благодаря этому поступать и действовать разумно” . (Ковалев, с 15).

Индивид – это единичный представитель вида homo sapiens, отдельный представитель человеческой общности (сл. 128).

Человек рождается индивидом, наделенным совокупностью свойств, и лишь в условиях социального взаимодействия через некоторое время он становится личностью. Иначе говоря, индивидные свойства – врожденные и приобретенные – являются необходимыми, но недостаточными предпосылками формирования и развития личности.

Под личностью в психологии понимается “человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены; проявляются в общественных по природе связях и отношениях; являются устойчивыми; определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих” [Немов, 336]. Отличие конкретного человека от других проявляется в чертах его индивидуальности своеобразии психики и личности индивида, его неповторимости [сл. 129].

В большинстве теорий личность рассматривается как сложное структурное образование. В российской психологии существует несколько подходов как к личности в целом, так и к ее структуре. Кратко рассмотрим некоторые из них.

В рамках теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, личность понимается одновременно как условие и как продукт деятельности. Исходными единицами анализа личности являются деятельности субъекта. Первое основание личности составляет богатство связей человека с миром. Второе основание – степень иерархизированности деятельностей, соотношение мотивов.

Самостоятельные смысловые единицы жизни личности образуются иерархиями мотивов. Структура личности, таким образом, представляет собой конфигурацию мотивационных линий. При высокой степени иерархических соотношений имеется главный мотив, подчиняющий большую часть смысловых единиц жизни [хр. Стр. 188-196].

По мнению А.В. Петровского, в структуре личности выделяются три подсистемы: внутрииндивидная (интраиндивидная ), интериндивидная и метаиндивидная (надиндивидная )[Петр. 201-203].



Статьи по теме